Фаэтон (спектакль)
Фаэтон | |
---|---|
Написал | Еврипид |
Хор | Парфеной , девственные женщины |
Персонажи | Фаэтон Климена Мероп Гелиос ? Мессенджер |
Дата премьеры | в. 420 г. до н.э. |
Место премьеры | Афины |
Язык оригинала | Древнегреческий |
Жанр | Трагедия |
Параметр | Эфиопия |
Фаэтон ( древнегреческий : Φαέθων , латинизированный : Фаэтон название утраченной трагедии, написанной Еврипидом , впервые около 420 афинским драматургом — ) поставленной г. проехать на своей солнечной колеснице хотя бы один день. Пьеса утеряна, но сохранилось несколько ее фрагментов. Другая трактовка мифа была дана ранее Эсхилом в его утраченной пьесе «Гелиады » («дочери Солнца»), содержание и сюжет которой еще более фрагментарны и неясны. влияние пьесы Еврипида на . Овидия версию мифа Легко заметить [ 1 ] От этой ныне утраченной пьесы осталось всего двенадцать фрагментов, охватывающих около 400 строк или около того.
Сюжет
[ редактировать ]Действие мифа в версии Еврипида разворачивается в смертном ландшафте, где Фаэтон номинально является сыном Океаниды нимфы Климены от ее законного мужа и предполагаемого отца ее детей Меропса , царя дальневосточной земли Эфиопии , но на самом деле ее продукт о незаконном романе с Гелиосом. [ 2 ] [ 1 ] Пьеса начинается с описания Климены залитой солнцем страны, ее брака с Меропсом и ее связи с Гелиосом, породившей Фаэтона. [ 3 ] [ 4 ]
Конфликт, представленный в пьесе, — это женитьба Фаэтона и сопротивление мальчика; личность невесты – одна из самых сложных проблем этого сюжета; предложения включают одну из Гелиад , его сестер (предложение, поддержанное Анри Вейлем , и то, которое Джеймс Диггл счел недоказуемым, хотя и убежден в этом). [ 5 ] ), или даже Афродита . Объясняя, как Афродиту можно считать невестой Фаэтона, Виламовиц предположил, что Еврипид объединил истории двух Фаэтонов: историю о сыне Гелиоса, который вел машину своего отца и умер, и историю о Фаэтоне, сыне сестры Гелиоса Эос, которого Афродита похитила. быть стражем ее святынь и которого позднеантичные писатели называли любовником богини. [ 6 ] Другое объяснение состоит в том, что Афродита с самого начала планировала смерть Фаэтона как месть его отцу, который рассказал о своей внебрачной связи с Аресом своему мужу Гефесту . [ 7 ]
Возможно, чтобы помочь своему сыну преодолеть свое сопротивление, Климена раскрыла Фаэтону его истинное, божественное происхождение и призвала его отправиться в путешествие и найти своего отца, чтобы он сам подтвердил это, упомянув, что бог пообещал оказать ему одну услугу в ответ, когда он переспал с ней. ; Убежденный в правдивости слов своей матери, Фаэтон соглашается отправиться в путешествие и найти своего биологического отца. [ 8 ] [ 2 ] Далее следует пародос , в котором хор , состоящий из дворцовых рабынь, описывает рассвет и выражает свой энтузиазм по поводу предстоящей свадьбы Фаэтона. Затем, в первом эпизоде , сохранилось несколько строк о споре между Меропсом и Фаэтоном.
От первого стасимона ничего не сохранилось . Затем кто-то, возможно, педагог, принесший сообщение Климене, прибыл на место происшествия и объяснил, как Фаэтон управлял колесницей своего отца, в то время как указанный отец ехал на лошади по имени Сириус рядом с ним, пытаясь направлять своего сына и выкрикивая советы и инструкции о том, как водить машину. машина на него; из-за фрагментарного характера пьесы неясно, сыграл ли Зевс роль в гибели Фаэтона. [ 9 ] [ 2 ] Если посланник действительно был свидетелем бегства, возможно, был также отрывок, в котором он описал, как Гелиос взял под свой контроль бегущих лошадей так же, как описал Лукреций . [ 10 ]
Впоследствии на сцене появляется все еще дымящееся тело Фаэтона, что указывает на то, что Зевс действительно ударил его молнией. Климена приказывает девушкам-рабыням спрятать тело от Меропса и оплакивает роль Гелиоса в его кончине, отмечая, что по праву называют его « Аполлоном » (здесь это означает «разрушитель»). смертные, знающие истинные имена богов, [ 11 ] [ 10 ] [ а ] Остальная часть сюжета, похоже, вращалась вокруг того, как Меропс нашел обгоревший труп и настоящего происхождения Фаэтона. [ 2 ] Ближе к концу Меропс, который теперь узнал правду об отцовстве Фаэтона, похоже, пытается отомстить Климене, убив ее. [ 12 ] как хор советует Климене умолять своего отца, речного бога Океана, спасти ее от гибели; [ 13 ] неясно, выжила ли Климена благодаря вмешательству бога ex machina , а также точной личности этого бога, действительно ли это Океан пытается спасти свою дочь, Гелиоса или даже Афину . [ 12 ] Диггл предполагает, что Климена и Меропс в конце концов помирились. [ 13 ]
Неизвестное место в пьесе занимает фрагмент, в котором Климена выражает ненависть к удобному рогатому луку и юношеским забавам, поскольку они напоминают ей об убитом сыне. [ 14 ] В другой момент она плачет, что ее «лучший возлюбленный, но теперь он лежит и гниет в какой-то темной юдоли». [ 15 ]
Другие работы
[ редактировать ]Одним из самых ранних сохранившихся художественных свидетельств мифа является слепок, снятый с арретинской формы, ныне хранящийся в Музее изящных искусств в Бостоне . [ 16 ] Фаэтон показан падающим из машины, в то время как Гелиос с запасной лошадью (как описал один Еврипид) рядом с ним поймал двух лошадей и готовится поймать двух других. Появляются еще несколько фигур, например, Зевс, держащий свою молнию, Тефия , Артемида , Ирис и, возможно, Исида . [ 17 ] [ 18 ]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Этот фрагмент Еврипида фактически представляет собой одно из самых ранних свидетельств отождествления двух богов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Диггл, стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с д Ганц, стр. 31–32.
- ^ Страбон , География 1.2.27
- ^ Диггл, с. 37
- ^ Хью Ллойд-Джонс, The Classical Review Vol. 21, № 3 (декабрь 1971 г.), стр. 341–345.
- ^ Диггл, с. 12
- ^ Ганц, стр. 32–33.
- ^ Код. Кларомон. - Пап. Берл. 9771, Еврипида фрагмент 773 Наук
- ^ Еврипид Фаэтон, фрагмент 779 ; Лонгин, О возвышенном 15.4
- ^ Jump up to: а б Диггл, с. 42–43
- ^ Еврипид , фрагмент Фаэтона 781 N²
- ^ Jump up to: а б Коллард и Кропп, с. 202
- ^ Jump up to: а б Диггл, с. 44
- ^ Плутарх , Утешение жене 3
- ^ Плутарх , Quaestiones Convivales 665c , перевод Уильяма Уотсона Гудвина.
- ^ Что можно увидеть здесь .
- ^ Кук, стр. 473-475.
- ^ Ганц, с. 34
Библиография
[ редактировать ]- Редакции, переводы и комментарии
- Коллард Кристофер, Кропп Мартин, Ли Кевин Х.; Еврипид: Избранные фрагментарные пьесы: Том I, Oxbow Books , Великобритания , 1995, ISBN 978-0-85668-619-1 .
- Кристофер Коллард, Мартин Кропп; Еврипид : Фрагменты: Эдип-Хрисипп. Другие фрагменты Классическая библиотека Леба 506. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2009.
- Диггл, Джеймс , Еврипид: Фаэтон , Издательство Кембриджского университета , Кембриджские классические тексты и комментарии, серия № 12, 1970, ISBN 978-0521604246 .
- С отличием, Сильвия (2023). Возничий короткой судьбы: критически-экзегетический комментарий к фрагментам «Фаэтона» Еврипида . Тюбинген: Попытка Нарра Франке. ISBN 9783381107612 .
- Основные свидетели
- Плутарх , Моралия , Том VII: О любви к богатству. О соответствии. О зависти и ненависти. О безобидной похвале себя. О задержках божественного возмездия. О Судьбе. О знаке Сократа. В изгнании. Утешение своей жене , перевод Филиппа Х. Де Лейси, Бенедикта Эйнарсона, Классическая библиотека Леба № 405. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1959. ISBN 978-0-674-99446-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Плутарх , Моралия , Том VIII: Застольный разговор, Книги 1–6 , перевод П. А. Клемента, Х. Б. Хоффлейта, Классическая библиотека Леба № 424, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1969. ISBN 978-0-674-99466-9 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Страбон , География Страбона. Издание Х.Л. Джонса. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Обсуждения
- Кук, Артур Бернард , «Зевс, Бог яркого неба» в книге «Зевс: исследование древней религии» , Cambridge University Press , 1914, онлайн-текст доступен в Интернет-архиве.
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).