Сириус (мифология)
Сириус | |
---|---|
Бог звезды Сириус | |
![]() Большой Пёс и Лепус с Сириусом в качестве собачьей морды, как изображено в «Зеркале Урании» , наборе карт созвездий c. 1825. | |
греческий | Сириус |
Обитель | Небо |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Звезды |
Супруга | Поддерживать |
В греческой и римской мифологии Сириус [а] — бог и олицетворение звезды Сириус , самой яркой звезды ночного неба, также известной как Собачья звезда, самой заметной звезды в созвездии Большого Пса (Большого Собаки). [1] В древних текстах Сириус изображается как источник летней жары, усиливающий солнечное тепло.
Этимология
[ редактировать ]Древнегреческое слово и имя собственное Σείριος было связано с глаголом σείω ( seíō ), что означает «сверкать, сиять», и, таким образом, имеет индоевропейскую этимологию; Фурне, с другой стороны, сравнил его со словом τίριος ( tírios ), критским словом, обозначающим лето, что, если оно правильное, означало бы, что это слово догреческое. [2] От этого имени произошла древняя фраза σείριον πάθος (буквально «сирианская страсть», означающая жгучую страсть). [3]
Описание
[ редактировать ]Божественное происхождение Сириуса не совсем ясно изложено в древних текстах; в « Теогонии» поэт Гесиод называет Эос (богиню зари) и ее мужа Астрея (звездного бога) родителями всех звезд, хотя обычно это относится к «блуждающим звездам», то есть пяти планетам . [4]
Сириус впервые упоминается по имени в Гесиода » «Трудах и днях . [5] [6] хотя он также сильно упоминается в , Гомера «Илиаде» где его блеск используется как метафора блестящих бронзовых доспехов солдат, а в другом месте он представлен как зловещая звезда смерти, предвещающая судьбу обреченного Гектора в его борьба с Ахиллом . [7] Аполлоний Родосский называет его «блестящим и прекрасным, но полным угрозы для стад». [8] и Арат , и Квинт из Смирны говорят о его восходе в сочетании с восходом Солнца ( бога Гелиоса ). [9] Римский поэт Стаций говорит:
Это было время рая | Это был сезон, когда хранилище |
В дополнение к этому, «Сириус» иногда использовался как эпитет самого Гелиоса из-за сильного тепла Солнца. [11] [12]
Сириус и его появление на небе в июле и августе древние греки с самого начала связывали с жарой, огнем и лихорадкой. [13] как и его общение с собаками; как главную звезду созвездия Большого Пса , его называли «Собакой», что также относилось ко всему созвездию. [14] Прибытие Сириуса на небо рассматривалось как причина жарких и сухих летних дней; Считалось, что собаки больше всего страдают от жары Сириуса, вызывая у них учащенное дыхание и агрессивное поведение по отношению к людям, которые подвергались опасности заразиться бешенством от своих укусов. [15]
Сириус, яркая звезда, ярче Солнца, очень часто описывается как красная в некоторых древнегреческих и римских текстах и ставится в одну категорию с Марсом и Антаресом , хотя на самом деле это бело-голубая звезда. [16]
Мифология
[ редактировать ]Роман с Опорой
[ редактировать ]
В менее известном повествовании, когда звезды ходили по земле, Сириуса отправили с миссией на землю. Там он встретил и безумно влюбился в Опору , богиню фруктов и перехода между летом и осенью. Однако он не смог быть с ней, поэтому в гневе начал гореть еще сильнее. [17] Смертные начали страдать из-за сильной жары и обратились к богам. [18] Тогда бог северного ветра Борей приказал своим сыновьям принести Опору на Сириус, а сам охладил землю порывами холодного ледяного ветра. [19] После этого Сириус продолжал светиться и гореть горячим каждое лето во время сбора урожая в память об этом событии и его великой любви, что объясняет жару так называемых собачьих летних дней, которую приписывали этой звезде в древности. [20]
Принято считать, что эта история возникла из утраченной пьесы под названием «Опора » афинского драматурга средней комедии Амфис и одноименного произведения современника Амфиса Алексиса . [19] Это также соответствует рассказу о юном Фаэтоне , сыне бога солнца Гелиоса, который в течение дня управлял солнечной колесницей своего отца и в конечном итоге сжег ею землю, побудив всю природу просить Зевса о спасении. [19] В Еврипида версии истории Гелиос сопровождает Фаэтона в его путешествии верхом на коне по имени Сириус. [12]
Орион
[ редактировать ]После того, как охотник на смертных Орион был убит скорпионом, которого богиня земли Гея или Зевс) перенесли его послала наказать его, боги (обычно Артемида к звездам как одноименное созвездие , где его всегда сопровождал его верный пес. , которого представлял Сириус (и Большой Пёс) в их новых небесных жизнях. [21] [22] Это убеждение, по-видимому, происходит от того факта, что Собака образует картину неба с Орионом, когда они охотятся на Лепуса (Заяца) или Тевмессиану лису . по небу [20]

Маэра
[ редактировать ]Сириус также отождествляется с Маэрой ( древнегреческий : Μαῖρα , латинизированный : Майра , букв. «Бенгальский огонь»), что было еще одним названием звезды-собаки в древности. [23] В мифологии Маэра была собакой Икария научил искусству виноделия , старого афинянина, которого Дионис . Когда Икарий поделился вином с другими афинянами, его обвинили в их отравлении (из-за опьяняющих свойств вина, из-за которых они потеряли сознание), и поэтому он был убит в отместку; его дочь Эригона , после того как Маэра привела ее к его трупу, покончила с собой через повешение. [24] Затем Дионис перенес всех троих на небо, а Маера стала звездой Каникула, так римляне называли Сириус. [25] [26] хотя сам Гигин утверждал, что греки использовали Проциона вместо Каникулы. [27]
Другие работы
[ редактировать ]века « II В сатирическом произведении Люциана Правдивая история » народ Сириуса, представленный здесь как обитаемый мир, посылает армию цинобаланов (людей с собачьими мордами, поднимающих на крылатые гигантские желуди), чтобы помочь гражданам Солнца в их войне против жители Луны. [28] Сириус, связанный с теплом, является подходящим союзником Солнечного царства. [29]
Культ
[ редактировать ]
В древности Сириуса, возможно, почитали на острове Кеа летними жертвоприношениями в его честь в эллинистический период. [15] хотя были высказаны определенные сомнения относительно того, существовал ли такой культ на самом деле; в любом случае этот культ определенно не возник раньше третьего века до нашей эры. [23] Кинс наблюдал бы, как Сириус поднимается с вершины холма; если звезда всходила ясная и яркая, это был хороший признак здоровья, но если она казалась тусклой или туманной, это считалось зловещим. Сириус также был изображен на монетах Кеа. [15]
См. также
[ редактировать ]- Орифия Афинская
- Хоу И и десять солнц
- Пирей , звезда Марса
Сноски
[ редактировать ]- ^ / ˈ s ɪ r ɪ ə s / ; SEE -ree-əss , древнегреческий : Σείριος , латинизированный : Seírios , букв. 'обжигающий' произносится [sěːrios] .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хинкли, Ричард Аллен (1899). Имена звезд и их значения . Нью-Йорк: GE Stechert. стр. 117–129.
- ^ Бикс 2010 , с. 1317 .
- ^ Лидделл и Скотт 1940 , св. Сириус .
- ^ Гесиод , Теогония 378
- ^ Гесиод , Работы и дни 417
- ^ Хольберг 2007 , стр. 15 .
- ^ Хольберг 2007 , стр. 17-18 .
- ^ Аполлоний Родий , Argonautica 3.958 и далее
- ^ Арат , Феномены 328 ; Квинт Смирнский , Падение Трои 8.30
- ^ Статиус , Сильва 3.1.5 . Перевод Джона Генри Мозли.
- ^ Архилох 61.3 ; Схолия на тему Еврипида » « Гекуба 1103 г.
- ^ Jump up to: а б Диггл 1970 , с. 138 .
- ^ Холберг 2007 , стр. 16 .
- ^ Холберг 2007 , стр. 18 .
- ^ Jump up to: а б с Хольберг 2007 , стр. 20 .
- ^ Келли, Дэвид Х.; Милон, Юджин Ф. (16 февраля 2011 г.). Исследование древнего неба: обзор древней и культурной астрономии . Нью-Йорк: Springer Science & Business Media. С. 143 – 144 . ISBN 978-1-4419-7623-9 .
- ^ Школа . Латинский Арати с. 78
- ^ Кеппель, Лутц (2006). «Опора» . В Канчике, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). Новый Поли Брилла . Перевод Кристин Ф. Салазар. Киль : Справочник Brill в Интернете. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e832290 . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Арнотт, Уильям Джеффри (1955). «Записка об Алексеевской опоре» . Рейнский филологический музей . 98 (4): 312–15. JSTOR 41243800 . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Райт, М. Розмари (сентябрь 2012 г.). «Словарь классической мифологии: III Созвездия южного неба» . myandreligion.upatras.gr . Университет Патры . Проверено 3 января 2023 г.
- ↑ Гомер , Илиада 26–29.
- ^ Хард 2004 , с. 561 .
- ^ Jump up to: а б Райтц и Финкманн, 2019 , с. 1893 год .
- ^ Doniger 1999 , s.v. Erigone .
- ^ «каникулярный» . www.merriam-webster.com . Проверено 30 ноября 2023 г.
- ^ Павлок 2009 , с. 57 .
- ^ Гигин , De Astronomica 2.4.4
- ^ Люциан , Правдивая история 1.15
- ^ Джорджиаду и Лармур 1998 , с. 110 .
Библиография
[ редактировать ]- Аполлоний Родий , « Аргонавтика» в переводе Э. В. Рье, Penguin Classics, апрель 1959 г. ISBN 978-0140440850 .
- Aratus Solensis , Феномены в переводе Г. Р. Майра. Классическая библиотека Леба, том 129. Лондон: Уильям Хайнеманн, 1921. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Бикс, Роберт С.П. (2010). Люсьен ван Бик (ред.). Этимологический словарь греческого языка . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Том. ΙΙ. Лейден, Нидерланды: Публикации Brill . ISBN 978-90-04-17419-1 .
- Диггл, Джеймс (1970). Еврипид: Фаэтон . Кембриджские классические тексты и комментарии, номер 12. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521604246 .
- Донигер, Венди, изд. (1999). «Эригона» . Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. ISBN 0-87779-044-2 .
- Гай Юлий Гигин , De Astronomica из «Мифов о Гигине», переведенный и отредактированный Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Георгиаду, Аристола; Лармур, Дэвид Х.Дж. (1998), Научно-фантастический роман Люциана «Правдивые истории : интерпретация и комментарии» , дополнения к «Мнемозине», Лейден , Нидерланды: Brill, doi : 10.1163/9789004351509 , ISBN 90-04-10667-7
- Хард, Робин (2004). Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза . Психология Пресс. ISBN 9780415186360 .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гесиод , «Труды и дни» , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Холберг, Дж. Б. (2007). Сириус: самый яркий алмаз ночного неба . Чичестер, Великобритания: Издательство Praxis. ISBN 978-0-387-48941-4 .
- Гомер , « Илиада » с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в библиотеке perseus.tufts.
- Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт (1940). Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии Родерика Маккензи . Оксфорд: Кларендон Пресс . Онлайн-версия на проекте Perseus.tufts.
- Люциан (1962), «Правдивая история» , в Кассоне, Лайонеле (редактор), Избранные сатиры Люциана , Нью-Йорк: WW Norton & Co., doi : 10.4324/9781315129105-4 , ISBN 0-393-00443-0
- Павлок, Барбара (21 мая 2009 г.). Образ поэта в «Метаморфозах» Овидия . Университет Висконсина Пресс . ISBN 978-0-299-23140-8 .
- Квинт Смирней , Квинт Смирней: Падение Трои , перевод Артура С. Уэя, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1913. Интернет-архив .
- Рейтц, Кристиана; Финкманн, Симона (16 декабря 2019 г.). Структуры эпической поэзии . Том. I: Основы, II: Классификация и жанр. де Грюйтер. ISBN 978-3-11-049200-2 .
- Статиус , Сильва , перевод Джона Генри Мозли, Лондон, W. Heinemann, Ltd.; Нью-Йорк, Сыновья Г.П. Патнэма, 1928 г. Доступно в Интернет-архиве.