Немезида
Немезида | |
---|---|
Богиня возмездия | |
Член Океанид | |
![]() Фарнезе Немезида, Национальный археологический музей Неаполя. | |
Другие имена | Рамнусия |
Почитается в | Древняя Греция |
Животные | Гусь |
Символ | Меч , плеть , кинжал , мерная линейка , весы , уздечка. |
Фестивали | Немесея |
Родители | Никс и Эреб или Океанус или Зевс |
Супруга | тартар |
Потомство | ( оспаривается ) Тельчины |
В древнегреческой религии и мифах ; Немезиду ( / ˈ n ɛ m ə s ɪ s / . древнегреческий : Νέμεσις , латинизированный : Némesis ) также называли Рамнусией (или Rhamnusia ; древнегреческий : Ῥαμνουσία , латинизированный : Rhamnousía , букв. ») « богиня из Рамнуса ' [1] ), была богиней, олицетворявшей возмездие за грех высокомерия ; высокомерие перед богами.
Этимология
[ редактировать ]Имя Немезида происходит от греческого слова νέμειν , némein , что означает «отдавать то, что причитается». [2] от праиндоевропейского * nem- «раздавать». [3]
Семья
[ редактировать ]Согласно Гесиода » «Теогонии , Немезида была одним из детей Никс . [4] Немезиду описывали как дочь Океана , Эреба или Зевса , но, согласно Гигину, она была ребенком Эреба и Никс . Некоторые считали ее дочерью Зевса от неназванной матери. [5] В некоторых традициях Немезида рассматривалась Троянской как мать Елены Зевсом , усыновленной и воспитанной Ледой и Тиндареем . [6] По словам византийского поэта Цеца , у Вакхилида была Немезида как мать тельхинов от Тартара . [7]
Мифология
[ редактировать ]Удача и возмездие
[ редактировать ]

Слово «немезида» первоначально означало распределяющую удачу, ни хорошую, ни плохую, просто в должной пропорции каждому по заслугам. [ нужна ссылка ] Позже Немезида стала предполагать негодование, вызванное любым нарушением этой правильной пропорции, чувство справедливости, которое не могло оставить это безнаказанным. [ нужна ссылка ]
О. Группа (1906) и другие связывают это название с «чувствовать справедливую обиду». Начиная с четвертого века, Немезида, как справедливый балансировщик шансов Фортуны , могла ассоциироваться с Тихе .
Божественное возмездие — главная тема греческого мировоззрения, объединяющая темы трагедий Софокла и многих других литературных произведений. [8] Гесиод утверждает: «Также смертоносная Никса принесла Немезиде недуг смертным, подлежащим смерти» ( «Теогония» , 223, хотя, возможно, это вставная строка). В еще более конкретной форме Немезида предстает во фрагменте эпоса Киприя .
Она — неумолимая справедливость: справедливость Зевса в олимпийской схеме вещей, хотя ясно, что она существовала до него, поскольку ее образы похожи на несколько других богинь, таких как Кибела , Рея , Деметра и Артемида . [9]
В греческих трагедиях Немезида выступает главным образом как мстительница за преступления и карательница высокомерия , и в этом качестве родственна Ате и Эриниям . Иногда ее называли Адрастеей , что, вероятно, означало «та, от которой нет спасения»; ее эпитет Эринис («неумолимая») специально применяется к Деметре и фригийской богине-матери Кибеле .
Немезида и Зевс
[ редактировать ]В некоторых менее распространенных традициях именно Немезида, а не смертная спартанская царица Леда , является матерью Елены Троянской . Это повествование впервые встречается в утраченном эпосе Киприя , прелюдии к « Илиаде» . По словам ее автора, Стасина Кипрского , Елена родилась в результате изнасилования Немезиды Зевсом. Зевс влюбился в Немезиду, которую здесь, возможно, представили как свою собственную дочь. [а] и преследовал ее, но она со стыдом убежала. Она приняла несколько форм, чтобы спастись от Зевса, но в конце концов он схватил ее и напал на нее. [5]
Аполлодор говорит об одном превращении в гуся, в то время как Зевс превратился в лебедя, чтобы выследить ее и изнасиловать, создав яйцо, которое было отдано царице Спарты; Хелен вылупилась из яйца, и ее вырастила Леда. [11] [12] В другом варианте Зевс желал Немезиды, но не мог убедить ее переспать с ним. Поэтому он поручил Афродите превратиться в орла и преследовать его, а сам превратился в лебедя. Немезида, пожалев бедного лебедя, предложила ему убежище в своих объятиях и погрузилась в глубокий сон. перенес Леде Во время сна Зевс изнасиловал ее, и со временем она родила яйцо, которое Гермес . Затем Леда вырастила Хелен как свою собственную. [13] По мнению Эратосфена в его «Катастеризмах» , эту версию представил Кратин . [14]
Нарцисс
[ редактировать ]Немезида учинила божественное возмездие Нарциссу за его тщеславие. После того, как он отверг ухаживания нимфы Эхо , Немезида заманила его в пруд, где он увидел свое отражение, влюбился в него и в конце концов умер. [15]
Аура
[ редактировать ]В Нонна эпосе « Дионисия » Аура , одна из девственных служанок Артемиды , подвергала сомнению девственность своей госпожи из-за женственной и пышной формы ее тела; Аура утверждала, что ни одна богиня или женщина с такой фигурой не была бы девственницей, и утверждала свое превосходство над богиней благодаря своему худому и мальчишескому силуэту. Разгневанная Артемида отправилась к Немезиде и попросила отомстить. Немезида пообещала богине, что Аура понесёт наказание, и что наказанием будет потеря девственности, которой она так гордилась. Затем Немезида связалась с Эросом , богом любви, и он поразил Диониса одной из своих стрел. Дионис безумно влюбился в Ауру, и когда она отвергла его ухаживания, он напоил ее, связал и изнасиловал, пока она лежала без сознания, приведя план Немезиды к успеху. [16]
Иконография
[ редактировать ]Ее изображают как крылатую богиню, владеющую кнутом или кинжалом. [ нужна ссылка ] В древние времена изображения Немезиды напоминали Афродиту, которая иногда носит эпитет Немезида. [ нужна ссылка ]
Как богиня пропорций и мстительница за преступления , ее часто изображают с мерной тростью ( счетной палкой ), уздечкой , весами , мечом и бичом , и она едет в колеснице, запряженной грифонами .
Поэт Мезомед написал гимн Немезиде в начале второго века нашей эры, в котором обратился к ней:
Немезида, крылатая балансирующая жизнь, темноликая богиня, дочь справедливости.
и упомянул о ее «несокрушимых уздечках», сдерживающих «легкомысленную дерзость смертных».
Местный культ
[ редактировать ]
Фестиваль под названием Немесея (некоторые отождествляли его с Бытием ) проводился в Афинах . Ее целью было отвратить заклятого врага мертвых, которые должны были обладать властью наказывать живых, если их культ каким-либо образом пренебрегался ( Софокл , Электра , 792; Э. Роде , Психея, 1907, i. 236). , примечание I).
Рамнус
[ редактировать ]Как «Богиню Рамнуса», Немезиду почитали и умиротворяли в архаическом святилище в округе Рамнус , на северо-востоке Аттики . Там она была дочерью Океана , первобытной реки-океана, окружающей мир. Павсаний заметил там ее культовую статую. Он включал в себя корону из оленей и маленьких Никей и был изготовлен Фидием после Марафонской битвы (490 г. до н. э.) из куска паросского мрамора , привезенного самоуверенными персами, которые намеревались сделать памятную стелу после своей ожидаемой победы. [17]
Смирна
[ редактировать ]В Смирне было два проявления Немезиды, более похожие на Афродиту, чем на Артемиду. Причину этой двойственности трудно объяснить. Предполагается, что они представляют два аспекта богини: добрую и неумолимую, или богинь старого города и нового города, заново основанного Александром. В мартирологических Деяниях Пиония , действие которых происходит во время « децианского преследования » 250–51 гг. н.э., упоминается покойный христианин из Смирны, который присутствовал на жертвоприношениях у алтаря храма этих Немесесов.
Рим
[ редактировать ]
Немезида была одним из нескольких божеств-покровителей полигона (как Немезида кампестрис ). Современные научные исследования мало поддерживают некогда распространенное мнение о том, что персонал арены, такой как гладиаторы , венаторы и бестиарии, был лично или профессионально предан ее культу. Скорее, она, кажется, представляла собой своего рода «Императорскую Фортуну », которая, с одной стороны, распределяла имперское возмездие, а с другой — субсидируемые Империей дары; оба были функциями популярных гладиаторских игр, проводившихся на римских аренах. [18] Она изображена на нескольких примерах имперской чеканки как Немезида-Пакс , в основном при Клавдии и Адриане . В третьем веке нашей эры появились свидетельства веры во всемогущую Немезиду-Фортуну . Ей поклонялось общество, называемое вольноотпущенниками Адриана.
Аммиан Марцеллин включает ее в отступление о справедливости после описания смерти Галла Цезаря . [19]
См. также
[ редактировать ]- ( Богини правосудия ): Астрея , Дике , Фемида , Прудентия.
- ( Богини несправедливости ): Адикия
- ( Аспекты Справедливости ): (см. также: Тройное божество / Тройная Богиня (неоязычество) )
- Сехмет
- Время
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В своем переводе отрывка Хью Дж. Эвелин-Уайт написал, что Немезида пыталась сбежать от « своего отца Зевса», полагая, что древний текст подразумевает нечто большее, чем случайное использование слова «отец Зевс», которое могло бы объяснить стыд и гнев, которые испытывает Немезида. В то же время утверждалось, что предстоящего изнасилования достаточно, чтобы Немезида отреагировала таким образом, и довольно надуманно предполагать, что инцест (и табу на него) является ведущей темой повествования. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Suda, rho, 33
- ^ «Немезида - Происхождение и история Немезиды по данным онлайн-словаря этимологии» . www.etymonline.com .
- ^ RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, стр. 1005–06.
- ^ Гесиод , Теогония 223 .
- ^ Jump up to: а б Стасин Кипрский или Гегесий Эгинский , Киприя Фрагмент 8
- ^ Павсаний , Греции 1.33.7–8 . Описание
- ^ Ганц, с. 149; Вакхилиды фр. 52 Кэмпбелл, стр. 298, 299 [= Цец на Теогонию Гесиода 80–6 (Матранга, стр. 580 )].
- ^ Примеры Немезиды в литературе , 19 августа 2013 г. , получено 12 октября 2013 г.
- ↑ Первобытная концепция Немезиды прослеживается Марселем Моссом (Мосс, Дар: форма и причина обмена в архаичных обществах , 2002:23: «Щедрость — это обязанность, потому что Немезида мстит бедным… Это древняя мораль дара, который стал принципом справедливости». Жан Коман, обсуждая Немезиду у Эсхила (Coman, L'idée de la Némésis chez Eschyle , Strasbourg, 1931:40–43), обнаружил «следы менее рационального и вероятно, более старая концепция божества и его отношения к человеку», как заметил Майкл Б. Хорнум в «Немезиде, Римском государстве и играх» , 1993:9.
- ^ Джексон, Питер (2006). Преобразования Елены: индоевропейский миф и корни троянского цикла . Том. 23. Германия: Й.Рёлль Верлаг. п. 37-38 . ISBN 978-3-89754-260-0 .
- ^ Аполлодор, Библиотека 3.10.7
- ^ (Аполлодор) Р. Скотт Смит, Стивен Трзаскома и Гигин. Библиотека Аполлодора и Фабулы Гигина: два справочника по греческой мифологии . Индианаполис: Паб Хакетт, 2007:60.
- ^ Гигин , Астрономика 2.8.1
- ^ Ламари, Монтанари и Новохатько 2020 , стр. 110-112 .
- ^ «Метаморфозы (Клайн) 3, Коллекция Овидия, Центр электронных текстов Университета Вирджинии» . Вирджиния.edu . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ Нонн , Дионисия 48.258–942 (III стр. 442–491) .
- ^ Павсаний , Описание Греции , 1.33.2–3 .
- ↑ Немезида, ее приверженцы и ее место в римском мире подробно обсуждаются с примерами в Hornum, Michael B., Nemesis, the Roman State and the games , Brill, 1993.
- ^ Аммиан Марцеллин 14.11.25
Библиография
[ редактировать ]- Бонанно, Даниэла (2023). Немезида: представления и культовые практики в Древней Греции . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг. ISBN 9783515134927 .
- Кэмпбелл, Дэвид А., Греческая лирика, Том IV: Вакхилиды, Коринна , Классическая библиотека Леба № 461, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1992. ISBN 978-0-674-99508-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Гесиод , «Гомеровские гимны» и «Гомерика » с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Ламари, Анна А.; Монтанари, Франко; Новохатько, Анна (2020). Фрагментация в древнегреческой драме . Де Грюйтер . ISBN 978-3-11-0621020 .
- Матранга, Пьетро, Anecdota Graeca , Том II, Напечатано К. А. Бертинелли, Рим, 1850 г. Google Книги .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Немезида ». Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 369. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в