Завидовать
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
На латыни , invidia — чувство зависти , «смотрение», связанное с сглазом от invidere — «смотреть против, смотреть враждебно». [1] Инвидия («зависть») — один из семи смертных грехов в христианской вере.
Инвидия и магия
[ редактировать ]Материальная культура и литература Древнего Рима предлагают многочисленные примеры ритуалов и магических заклинаний, призванных отвести инвидию и сглаз. Когда римский полководец праздновал триумф , весталки подвешивали фасцинус , или фаллическое изображение, под колесницей чтобы отразить инвидию .
Зависть – это порок, который чаще всего ассоциируется с ведьмами и магией . Высунутый язык ведьмы намекает на Инвидию Овидия , у которой отравленный язык. [2] У ведьмы и Инвидии есть одна важная черта — Дурной глаз . Термин invidia происходит от латинского invidere , что означает «смотреть слишком внимательно». Одним из типов агрессивного взгляда является «кусающий глаз», который часто ассоциируется с завистью и отражает древнее убеждение, что зависть возникает из глаз. [3] Овидий боялся, что ведьма, у которой были глаза с двойными зрачками, очарует его любовную связь. [4]
Fascinare означает очаровывать . Катулл в одном из своих любовных стихотворений [5] нервно шутит о недоброжелателях, которые могли бы сосчитать поцелуи, которые он дарит своей возлюбленной, и таким образом суметь «очаровать» влюбленных злыми, завистливыми чарами. Пастух в одном из Вергилия стихотворений [6] смотрит на своих ягнят, всю кожу и кости, и заключает: «Тот или иной глаз околдовывает их [ fascinat ] » - к чему комментатор Сервий добавляет [7] «[пастух] косвенно указывает, что у него красивое стадо, так как стоило сглазить [ fascinari ]». Любое необычное счастье или успех считались объектом неспецифической, но мощной силы зависти [ invidia ]. Вот почему всем, от солдат до младенцев и победоносных генералов, нужен был фасцинум , средство от сглаза, противоядие, что-то, что заставило бы зложелателя отвести взгляд. [8]
Инвидия как эмоция
[ редактировать ]Опыт инвидии , как отмечает Роберт А. Кастер, [9] всегда неприятно, будь то ощущение инвидии или поиск ее объекта. Инвидия при мысли о благе другого может быть просто недовольной, замечает Кастер, или одновременно недовольной и жадной: «Я могу чувствовать скорбь ["боль, печаль, душевную боль"] при виде твоего блага только потому, что это твое благо, точка, или я могу так чувствовать, потому что добро принадлежит тебе, а не мне». [10] Такая инвидия морально неоправданна: сравните басню Эзопа « Собака на сене ». Но, безусловно, наиболее распространенное использование слова invidia на латыни происходит в контекстах, где чувство справедливости оскорблено и испытывается боль при виде незаслуженного богатства, престижа или власти, осуществляемых без стыда ( pudor ); это близкая параллель с греческим Немезидой (νέμεσις). [11]
Латинская литература
[ редактировать ]Инвидия определяется как тревожное чувство, отрицаемое пастухом Мелипоем в Вергилия Эклоге 1 . [12]
латыни инвидия — греческое олицетворение Немезиды На и Фтона . [ нужна ссылка ] В литературных целях Инвидия может быть богиней и римским эквивалентом Немезиды в греческой мифологии. [ нужна ссылка ] поскольку он получил культ , особенно в ее святилище вокруг Рамнуса к северу от Марафона, Греция . [13]
Овидий подробно описывает персонификацию Инвидии в «Метаморфозах» (2.760–832):
Лицо у нее было болезненно бледное, все тело худое и истощенное, и она ужасно щурилась; зубы ее обесцвечились и истлели, ядовитая грудь имела зеленоватый оттенок, а с языка капал яд. … Грызя других и будучи обглоданной, она сама была самой себе мукой. [14]
Аллегорическая зависть
[ редактировать ]Среди христиан Инвидия грехов является одним из семи смертных .
В аллегорической мифографии Средних веков и Возрождения три головы Цербера иногда олицетворяют три рода инвидий . [15]
В поздней готики Возрождения иконографии и Инвидия неизменно персонифицируется в образе женщины. Чезаре Рипы Влиятельная «Иконология» (Рим, 1603 г.) изображала Инвидию со змеей , обвившей ее грудь и кусающей сердце, «чтобы обозначить ее самопожирающую горечь; она также подносит одну руку ко рту, чтобы показать, что заботится только о себе». . Репрезентативная традиция опиралась на латинских авторов, таких как Овидий , Гораций и Плиний , а также Андреа Альсиато и на книгу эмблем Якопо Санназаро . Альсиато изобразил ее, пожирающей собственное сердце в муках. [16]
Инвидия — фатальный недостаток Яго : «О , в шекспировском «Отелло» ты теперь хорошо настроен; но я поставлю колышки, которые создают эту музыку». ( Отелло II.i). [17]
Современное использование термина
[ редактировать ]Название корпорации Nvidia происходит от Invidia в римской мифологии . [18]
Инвидия — это также название боевой темы в Final Fantasy XV .
См. также
[ редактировать ]- ( Богини правосудия ): Астрея , Дике , Фемида , Прудентия.
- ( Богини несправедливости ): Адикия
- ( Аспекты Справедливости ): (см. также: Тройное божество / Тройная Богиня (неоязычество) )
- ( Справедливость ) Фемида / Дике / Юстиция ( Леди Справедливость ), Рагуил (Ангел Справедливости)
- ( Возмездие ) Немезида/Рамнусия/Рамнусия / Адрастея /Зависть
- ( Искупление ) Элеос / Сотерия / Клеменция , Задкиил / Зерахиил (Ангел Милосердия)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оксфордский латинский словарь , sv «invidere»; Кастер 2002 (см. ниже), стр. 278, примечание 4.
- ^ Овидий , Met 2.768
- ^ О сглазе см. Ханс Питер Бродель, «Malleus Maleficarum» и создание колдовства: теология и народные убеждения (Манчестер, Великобритания: Manchester University Press, 2003), 23.
- ^ Овидий, Любит 1.8.15-16.
- ^ Катулл : 7.12
- ^ Вергилий: Эклоги 3.102-103
- ^ Сервий , Комментарий к Вергилию, Эклоги 3.103
- ^ Франсезе, Кристофер (2007). Древний Рим в нескольких словах . Гиппокреновые книги. стр. 194–195.
- ^ Роберт А. Кастер, «Инвидия и конец георгики 1» Феникс 56 .3/4 (осень-зима, 2002: 275-295); Кастер представляет схематическую « таксономию » поведенческих сценариев, воплощающих invidia, приводя многочисленные примеры из латинской литературы, чтобы обеспечить более тонкое понимание значения.
- ^ Кастер 2002:281, примечание 9.
- ^ Кастер 2002: 283 и далее.
- ^ Исследовано с точки зрения языка эмоций и применено к отрывку из « Георгики » Вергилия Роберта А. Кастера, «Инвидия и конец георгики 1», Феникс 56 .3/4 (Осень-Зима, 2002: 275-295).
- ^ Майкл Б. Хорнум, Немезида, Римское государство и игры (Brill, 1993), стр. 6, 9–10.
- ^ Английский перевод Марины Уорнер, Памятники и девушки: Аллегория женской формы (Калифорнийский университет Press, 1985, 2000), стр. 299.
- ^ Джейн Ченс, Средневековая мифография: от римской Северной Африки до Шартрской школы, 433–1177 гг. Нашей эры (University Press of Florida, 1994), стр. 412.
- ^ Майлз Чаппелл, «Циголи, Галилей и Инвидия», The Art Bulletin 57 .1 (март 1975: 91-98), стр. 97, в контексте аллегорического рисунка Людовико Чиголи . Выражение «Ешь свое сердце!» может быть прочитано как приглашение к инвидии .
- ^ Кастер 2002 иллюстрирует процесс инвидии рядом высказываний Яго, «наиболее полного представителя таких сценариев » (стр. 281).
- ^ Nvidia, Как компания получила свое название и свое происхождение в римской мифологии (по состоянию на 9 октября 2016 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Питер Аронофф, 2003. (Классический обзор Брин Мавра 20) : Обзор Дэвида Констана и Кейта Раттера, ред. Зависть, злоба и ревность: соперничающие эмоции в Древней Греции. (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2003; ISBN 0-7486-1603-9 ).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение Инвидии в Викисловаре