Поведенческий сценарий
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2012 г. ) |
В бихевиористском подходе к психологии поведенческие сценарии представляют собой последовательность ожидаемого поведения для данной ситуации. [1] Сценарии включают стандарты по умолчанию для актеров, реквизита, обстановки и последовательности событий, которые, как ожидается, произойдут в конкретной ситуации. Классический пример сценария предполагает индивидуальный ужин в ресторане. Этот сценарий состоит из нескольких компонентов: реквизита, включая столы, меню, еду и деньги, а также роли, включая клиентов, официантов, поваров и кассира. Последовательность ожидаемых событий для этого сценария начинается с того, что голодный клиент входит в ресторан, делает заказ, ест, платит, а затем заканчивается выходом клиента. [2] Люди постоянно следуют сценариям, приобретенным в результате привычки, практики и простой рутины . Следование сценарию может быть полезным, поскольку помогает сэкономить время и умственные усилия, необходимые для принятия решения о соответствующем поведении каждый раз, когда возникает ситуация.
Психология
[ редактировать ]Семантическая память строит схемы и сценарии. При этом семантическая память известна как знания, которые люди получают, переживая события повседневного мира. Затем эта информация организуется в концепцию, которую люди могут понять по-своему. Семантическая память связана со сценариями, поскольку сценарии создаются на основе знаний, которые человек приобретает в результате повседневного опыта и привыкания .
Было проведено множество эмпирических исследований с целью проверить обоснованность теории сценария. Одно из таких исследований, проведенное Бауэром, Блэком и Тернером в 1979 году, [3] попросили участников прочитать 18 различных сценариев, каждый из которых представлял собой сценарий кабинета врача. Позже участникам было предложено выполнить либо задание на припоминание, либо задание на узнавание. В задании на вспоминание участников просили запомнить как можно больше о каждом сценарии. Здесь участники, как правило, вспоминали определенные части историй, которых на самом деле не было, но которые были частями сценариев, которые представляли эти истории. В задаче по распознаванию участников просили оценить различные предложения по 7-балльной шкале в зависимости от их личной уверенности в том, что они видели каждое предложение в сценарии. Некоторые предложения, показанные участникам, были из рассказов, а некоторые — нет. Из предложений, не взятых из рассказов, некоторые имели отношение к сценарию кабинета врача, а другие вообще не имели отношения к сценарию. В данном случае участники были склонны признавать определенные предложения, не относящиеся к сюжету, как взятые из рассказа, если предложение, не являющееся сюжетом, имело отношение к сценарию. В конечном итоге исследование Бауэра, Блэка и Тернера показало, что сценарии служат руководством для человека, помогающего ему вспомнить и распознать определенные вещи, которые он уже знает.
Поведенческие сценарии, которым обучают людей, позволяют им делать реалистичные предположения о ситуациях, местах и людях. Эти предположения основаны на так называемых схемах. Схемы делают нашу среду более доступной для понимания, и, следовательно, люди могут ознакомиться с тем, что их окружает. Когда людям становится комфортно с тем, что они считают знакомым, они с большей вероятностью будут запоминать события, людей или места, которые были непонятны их первоначальной мысли или сценарию. [4]
Некоторые люди могут иметь тенденцию привыкать к поведенческим сценариям таким образом, что они могут подсознательно ограничивать сознание. Это может отрицательно повлиять на подсознание и, как следствие, на восприятие, суждения, ценности, убеждения, познание и поведение . Например, чрезмерная зависимость от поведенческих сценариев в сочетании с социальными нормами , которые побуждают человека использовать эти поведенческие сценарии, может привести к формированию стереотипов и развитию предвзятого отношения к другим, основанного на социально-экономическом статусе , этнической принадлежности, расе и т. д.
Некоторые прикладные аналитики поведения даже используют сценарии для тренировки новых навыков. [1] и 20 лет исследований подтверждают, что использование сценариев является эффективным способом создания новых языковых, социальных и видов деятельности для взрослых и детей с отклонениями в развитии. [1] Поскольку языковые сценарии исчезают, предпринимаются попытки помочь им рекомбинироваться, чтобы приблизиться к более естественному языку.
Большая часть разработки сценариев в первую очередь касается языка и того, как он влияет на то, что мы знаем и понимаем. Что касается языка, многие психологи использовали специальное изучение языка. [5] разрабатывать теории о концепциях и сценариях. В частности, исследователи признают, что развитие семантической памяти в основном возможно посредством вербально-лингвистических стимулов. Язык и память постоянно используются людьми, чтобы иметь возможность интерпретировать то, что переживания или люди означают или связаны с ними. Здесь язык влияет на используемые людьми сценарии из-за его связи с семантической памятью.
Есть также случаи, когда повреждение сценария человека влияет на его способность понимать концепции. Например, Сиригу, Залла, Пиллон, Графман, Агид и Дюбуа (1995). [6] провел исследование пациентов с повреждением головного мозга и их способности получать доступ к сценариям, связанным с определенной ситуацией. В рамках своего исследования они просили пациентов с повреждением головного мозга (особенно префронтальной коры) составить как можно больше сценариев для различных ситуаций и расположить их в общеизвестной последовательности. Эти исследователи обнаружили, что люди с префронтальным повреждением мозга могут создавать столько же сценариев для разных ситуаций, что и люди без префронтального повреждения мозга. Хотя, обнаружив это, эти исследователи также обнаружили, что пациентам с префронтальным повреждением головного мозга было трудно привести в порядок или последовательность событий, которые происходят в сценарии. Они пришли к выводу, что пациентам с префронтальным повреждением головного мозга было трудно найти цель каждого сценария, где каждый сценарий имеет конкретную цель, которую человек стремится достичь. Например, в рамках сценария похода в ресторан целью ужина будет прием пищи, тогда как пациенты с префронтальным повреждением мозга, скорее всего, увидят цель этого сценария в оплате еды или заказе еды.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Барнетт, Д.В. и др. (2006). Сценарии дошкольного вмешательства: уроки 20 лет исследований и практики . Журнал патологии речи и языка и прикладного анализа поведения , 2 (2), 158–181 ISSN 1932-4731
- ^ Штернберг, Роберт Дж. (2012). Когнитивная психология . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт. п. 337. ИСБН 978-1-133-31-391-5 .
- ^ Бауэр, GH; Блэк, Джей Би; Тернер, Т.Дж. (1979). «Скрипты в памяти для текстов». Когнитивная психология . 11 (2): 177–220. дои : 10.1016/0010-0285(79)90009-4 . S2CID 46225238 .
- ^ Баддели, А. (2015). Память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press. п. 184. ИСБН 978-1848721845 .
- ^ Гленберг, AM (2001). «Что языку нужно от памяти (и наоборот)» . Очерки в честь Роберта Г. Краудера : 351–368. дои : 10.1037/10394-019 . ISBN 1-55798-750-5 .
- ^ Сиригу, Залла, Пиллон, Графман, Дюбуа и Агид, А., Т., Б., Дж., Б. и Ю. (1995). «Планирование и анализ сценариев после поражений префронтальной доли». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 769 (1): 277–288. Бибкод : 1995NYASA.769..277S . дои : 10.1111/j.1749-6632.1995.tb38145.x . ПМИД 8595032 . S2CID 23086640 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )