Фасцинус


В древнеримской религии магии фасцинус или фасцинум был фаллоса воплощением божественного . и Это слово может относиться к изображениям фаллоса и амулетам , а также к заклинаниям, используемым для вызова его божественной защиты. [1] Плиний называл его medicus invidiae , «доктором» или средством от зависти ( invidia , «смотрящий») или сглаза .
Этимология
[ редактировать ]Английское слово « очаровывать » в конечном итоге происходит от латинского fascinum и родственного ему глагола fascinare , «использовать силу fascinus » , то есть «практиковать магию» и, следовательно, «очаровывать, околдовывать». Катулл использует этот глагол в конце «Кармен 7» , семисложного стихотворения, обращенного к своей возлюбленной Лесбии; он выражает свое бесконечное желание поцелуев, которые не могут быть сосчитаны вуайеристами или «очарованы» (околдованы) злым языком; такое блаженство, как и в «Кармен 5», потенциально привлекает инвидию . [2]
Fescennine Verses , сатирические и часто непристойные песни или песнопения, исполняемые на различных общественных мероприятиях, возможно, получили свое название от fascinum ; Древние источники предполагают эту этимологию наряду с альтернативным происхождением из Фесценнии , небольшого городка в Этрурии . [3]
Общественная религия
[ редактировать ]
Весталки , священного изображения фаллоса, который был одним исповедовали культ fascinus populi Romani из знаков безопасности государства (sacra Romana) . Таким образом, он был связан с Палладием . [4] Римские мифы , такие как рождение Сервия Туллия , предполагают, что этот фаллос был воплощением мужской репродуктивной силы, расположенной в очаге и считавшейся священной. [5] Когда полководец праздновал триумф , весталки вешали изображение фасцина на нижнюю часть его колесницы, чтобы защитить его от инвидии . [6]
Августин , чьим основным источником по римской религии были утерянные богословские труды Марка Теренция Варрона , отмечает, что фаллическое изображение ежегодно несли в процессии на празднике Отца Либера , римского бога, отождествляемого с Дионисом или Вакхом , с целью защиты поля от fascinatio , магического принуждения: [7]
Варрон говорит, что в Италии совершались определенные обряды Либера, которые отличались такой безудержной злобой, что в его честь на перекрестках поклонялись постыдным частям мужского тела. … Ибо в дни праздника Либера этот непристойный член, помещенный на небольшую тележку, сначала с большим почетом выставлялся на перекрестке в сельской местности, а затем переправлялся в сам город. … Таким образом, по-видимому, нужно было умилостивить бога Либера, чтобы обеспечить рост семян и отогнать чары (fascinatio) с полей. [8]
Как обожествленный фаллос, Фасцин имел общие атрибуты с Мутуном Тутуном , чье святилище, как предполагалось, датируется основанием города , и импортированным греческим богом Приапом . [9]
Как магический символ
[ редактировать ]Фаллические амулеты, часто крылатые, были повсеместно распространены в римской культуре и появлялись в виде ювелирных изделий, таких как подвески и перстни, рельефная резьба, лампы и колокольчики ( тинтиннабула ). [10] [11] [12] Считалось, что Фасцин особенно защищает от зла детей, главным образом мальчиков, и полководцев-завоевателей (см. примечание 6). Защитная функция фаллоса обычно связана с мужественной и регенеративной силой эрегированного фаллоса, хотя в большинстве случаев эмоции, стыд или смех, вызванные непристойностью, являются силой, отводящей сглаз. [13]
Римских изображений людей, носящих фаллический амулет, очень мало. [13] Варрон отмечает обычай вешать на шею младенца фаллический оберег: [а] Были найдены примеры колец с фаллосом, слишком маленьких, чтобы их могли носить только дети. [14] проект 2017 года Экспериментальный археологический показал, что некоторые типы фаллических кулонов были спроектированы так, чтобы оставаться направленными наружу, в направлении движения владельца, чтобы противостоять любой потенциальной опасности или неудаче и сводить ее на нет, прежде чем она сможет повлиять на владельца. [15] Другие символы могли быть взаимозаменяемы с фаллосом, например, палица Геркулеса . [13]
Победу фаллоса над силой сглаза можно представить как эякуляцию фаллоса в сторону бестелесного глаза. Этот мотив показан в нескольких образцах римского искусства. [16] Например, этот мотив известен по многочисленным рельефным скульптурам из Лептис-Магна на территории современной Ливии . [11] а также несколько экземпляров на Стене Адриана . [17] статуэтка I века до нашей эры Терракотовая изображает «двух маленьких человечков-фаллосов, распиливающих глазное яблоко пополам». [10] [11]
Среди солдат был распространен амулет «кулак и фаллос». Это фаллические подвески с изображением (обычно) сжатого кулака внизу древка, обращенного от головки полового члена . Несколько примеров показывают, как кулак сжимает manus fica или « знак инжира », символ удачи. [14] [18] Самая большая известная коллекция происходит из Камулодуна . [19] Некоторые примеры амулетов в виде кулака и фаллоса включают изображения вульвы , а также дополнительное апотропное устройство. [20]
- Тинтиннабулум . из Геркуланума (Италия) с фаллосом в виде зверя, с которым мужчина-человек участвует в бою
- Барельеф ножного фаллоса, извергающего сглаз , на котором сидит скорпион, работа Лептис Магна (Ливия).
- Простой фаллический рельеф из Эборакума (Йорк, Великобритания).
- Фаллический кулон из Кента (Великобритания).
- Простой фаллический кулон из Саффолка (Великобритания).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Варрон, О латинском языке , VII.97.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Средняя fascinus форма fascinum чаще всего используется для обозначения предметов или магических чар, мужская форма — для бога.
- ^ Дэвид Рэй, Катулл и поэтика римской мужественности (Cambridge University Press, 2001), стр. 152.
- ^ Джан Бьяджо Конте, Латинская литература: История (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1987, 1994), стр. 23.
- ^ Р. Джой Литтлвуд, Комментарий к Овидию книга : Фасти, 6 (Oxford University Press, 2006), стр. 73; Т. П. Уайзман , Ремус: римский миф (издательство Кембриджского университета, 1995), с. 61 онлайн.
- ^ Джозеф Рикверт, Идея города: антропология городской формы в Риме, Италии и древнем мире (MIT Press, 1988), стр. 101 и 159 онлайн.
- ^ Плиний , Естественная история 28.4.7 (28.39).
- ^ Августин Гиппопотамский , De civitate Dei 7.21; Уильямс, Римский гомосексуализм , с. 92.
- ^ Английский перевод Р.В. Дайсона, Августин: Город Божий против язычников (Cambridge University Press, 1998, 2002), стр. 292 онлайн.
- ^ Арнобиус , Adversus Nations 4.7, явно связывает Тутуна с фасцином ; см. Роберт Э.А. Палмер , «Mutinus Titinus: Исследование этрусско-римской религии и топографии», в «Римской религии и Римской империи: пять эссе» (University of Pennsylvania Press, 1974), стр. 100–100. 187–206.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Калифорния (1999). Римский гомосексуализм: идеологии мужественности в классической античности . Городской университет Нью-Йорка. п. 92.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс, К. (1982). Секс или символ? Эротические изображения Греции и Рима . Лондон: Издательство Британского музея.
- ^ Паркер, А. (2018). «Колокола! Колокола! Приближаемся к тинтиннабуле в римской Британии и за ее пределами». В Паркер, А.; Маки, С. (ред.). Материальные подходы к римской магии: оккультные предметы и сверхъестественные вещества . Темы TRAC в римской археологии 2. Оксфорд: Oxbow. стр. 57–68.
- ^ Перейти обратно: а б с Дасен, В. (2015). «Побаскания: Амулеты и магия в древности». В Бошунге, Д.; Бреммер, Дж. Н. (ред.). Материальность магии . Морфоматы 20. стр. 177–204.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин Хениг, Религия в римской Британии (Лондон: BT Batsford LTD, 1984), стр. 185–186 онлайн , с изображением примера.
- ^ Уитмор, А. (2017). «Увлекательная фашина : апотропная магия и как носить пенис». В Чифарелли, М.; Гавлински, Л. (ред.). Что я скажу об одежде? Теоретико-методологические подходы к изучению одежды в древности . Бостон, Массачусетс: Американский институт археологии . стр. 47–65.
- ^ Дэниел Огден, Магия, колдовство и призраки в греческом и римском мирах: справочник (Oxford University Press, 2002), стр. 225 онлайн.
- ^ Паркер, А. (2017). «Защита войск? Фаллическая резьба на севере Римской Британии». В Паркер, А. (ред.). Ad Vallum : Статьи о римской армии и границах в честь доктора Брайана Добсона . BAR British Series 631. Оксфорд: Британский археологический отчет. стр. 117–130.
- ^ «Запись PAS: LIN-2BE126» . Схема переносного антиквариата . Проверено 13 июля 2018 г.
- ^ Крамми, Н. (1983). Колчестерский археологический отчет 2: Находки Романа Малого из раскопок в Колчестере в 1971–1979 годах . Колчестер: Колчестерский археологический фонд.
- ^ Паркер, А. (2015). «Подвески в виде кулака и фаллоса от Романа Каттерика». Британия . 46 : 135–149. дои : 10.1017/S0068113X15000161 . S2CID 163628404 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]