Сенсорный элемент

монета Touch Piece — это которые или медаль, , как полагают, излечивают болезни , приносят удачу , влияют на поведение людей, выполняют определенное практическое действие и т. д.
Общим для большинства сенсорных устройств является то, что для получения и/или передачи соответствующей «силы» к ним необходимо прикоснуться или установить тесный физический контакт. Как только это будет достигнуто, предполагается, что сила постоянно присутствует в монете, которая фактически становится амулетом .
Лечение болезней монетами
[ редактировать ]Монетами, подаренными при Святом Причастии, можно было натирать части тела, страдающие ревматизмом , и считалось, что они будут излечивать. Медальоны или медали с изображением «побежденного Дьявола» специально чеканились в Британии и раздавались беднякам в надежде, что они уменьшат болезни и недомогания. [ 1 ] Традиция прикосновения восходит к временам Древнего Рима , когда император Веспасиан (69–79 гг. н. э.) раздавал монеты больным на церемонии, известной как «прикосновение». [ 2 ]
Многие сенсорные монеты ценились получателями и иногда оставались во владении семей на протяжении многих поколений, как в случае с «Ли Пенни», полученным сэром Саймоном Локхартом из Святой Земли во время крестового похода. Эдуарда I На этой монете, крупе , до сих пор хранящейся в семье, вставлен треугольный камень темно-красного цвета. Монета хранится в золотой шкатулке, подаренной королевой Викторией генералу Локхарту. [ 3 ] Предположительно, он может вылечить бешенство , кровотечение и различные болезни животных. Монета была освобождена от запрета Шотландской церкви на обереги и давалась взаймы гражданам Ньюкасла во время правления короля Карла I, чтобы защитить их от чумы . За его возвращение была обещана сумма от 1000 до 6000 фунтов стерлингов. [ 4 ]
Легенда о Ли Пенни дала начало сэра Вальтера Скотта роману «Талисман» . Амулет помещали в воду, которую затем пили для получения лекарства. Денег за его использование никогда не брали. [ 5 ] В 1629 году Изобель Янг, сожженная как ведьма в том же году, [ 6 ] стремился одолжить камень, чтобы вылечить скот. Семья Локарта из Ли не дала взаймы камень в серебряной оправе; однако они дали кувшины с водой, в которой была погружена монета. [ 7 ]
Исцеление зла короля или королевы
[ редактировать ]
Считалось, что люди королевской крови обладают «данной Богом» силой исцелять это состояние прикосновением , а правители Англии и Франции практиковали эту силу для лечения больных золотухой , что означает «свиное зло», как это было распространено у свиней. [ 8 ] форма туберкулеза костей и лимфатических узлов, широко известная как « Зло короля или королевы ». [ 9 ] или «Морбус Региус». Во Франции его называли Mal De Roi . [ 5 ] В 1206 году записано, что Уильям Лев , король Шотландии, вылечил больного золотухой, прикоснувшись и благословив ребенка, у которого была болезнь. [ 10 ] Карл I коснулся около 100 человек вскоре после своей коронации в Холируде в 1633 году. [ 11 ] Редко приводившая к летальному исходу болезнь естественным образом излечивалась сама собой после длительных периодов ремиссии. Было зафиксировано множество чудесных исцелений, а неудачи объясняли недостатком веры в больного. Оригинальная Книга общих молитв англиканской церкви содержала эту церемонию. Считалось, что божественная власть королей произошла от Эдуарда Исповедника, который, по некоторым легендам, получил ее от святого Ремигия .
Обычай действовал со времен Эдуарда Исповедника до правления Анны , хотя ее предшественник Вильгельм III отказывался верить в традицию и не практиковал эту церемонию. Яков II и Джеймс Фрэнсис Эдвард Стюарт Церемонию провели , Старый Самозванец. Известно, что Чарльз Эдвард Стюарт , «Молодой Самозванец», провел этот обряд в 1745 году в замке Гламис во время своего восстания против Георга II , а также во Франции после изгнания. Наконец, Генри Бенедикт Стюарт , брат Карла, проводил церемонию до своей смерти в 1807 году. Все якобиты Стюарты производили специальные медальоны с различными рисунками и надписями. Они встречаются в золоте, серебре и даже свинце. [ 12 ]
Роберт II из Франции был первым, кто применил этот ритуал в 11 веке. [ 5 ] Сообщается, что Генрих IV из Франции часто прикасался и исцелял до 1500 человек одновременно. Не сохранилось никаких записей о попытках первых четырех нормандских королей вылечиться прикосновением; однако есть записи о том, что Генрих II Английский делал это. Мария I Английская провела церемонию [ 13 ] а ее сводная сестра Елизавета I вылечила все «чины и степени». Уильям Тукер опубликовал книгу на эту тему под названием « Харизма»; sive Donum Sanationis .

Королева Анна, среди многих других, прикоснулась к двухлетнему младенцу Сэмюэлю Джонсону в 1712 году, но безрезультатно, поскольку, хотя он в конце концов выздоровел, он остался с сильными шрамами и слепым на один глаз. [ 14 ] Он носил медаль на шее всю свою жизнь, и сейчас она хранится в Британском музее . [ 15 ] Считалось, что если сенсорный элемент не изношен, то его состояние вернется. Последний раз королева Анна проводила церемонию 14 апреля 1714 года. [ 16 ] Георг I положил конец этой практике как «слишком католической», но короли Франции продолжали этот обычай до 1825 года. Уильям Малмсберийский. [ 17 ] описывает церемонию в своей «Хрониках королей Англии» (1120 г.), а Шекспир описывает эту практику в «Макбете» .
Золотые монеты «Ангел» , которые впервые были отчеканены в Великобритании в 1465 году и позже, особенно во времена правления Якова I и Карла I , часто встречаются с официальной перфорацией в центре, как показано в «Монетах Англии» 2001 года. [ 18 ] для использования в качестве сенсорных элементов. Правители Дома Стюартов использовали эту церемонию, чтобы укрепить веру в « Божественное право королей ». [ 19 ] Карл I действительно выпускал Ангелов почти исключительно в качестве пробных экземпляров, до такой степени, что неповрежденные экземпляры трудно найти. [ 20 ] Он был первым монархом, который провел церемонию в Шотландии во дворце Холируд 18 июня 1633 года. Размер отверстия может указывать на количество золота, полученное в качестве оплаты ювелиром или монетным двором за работу по пирсингу или штамповке, а также за предоставление лента или шелковая нить. [ 12 ]

Лечение обычно представляло собой скорее «возложение рук» монарха, а монета или медальон Ангела и т. Д., Хотя к нему прикасался монарх, рассматривалась как получение или талисман потенциала целительной силы монарха. Первоначально король платил за содержание страдальца до тех пор, пока он не выздоровел или не умер. Переход к подарку в виде золотой монеты может представлять собой компромиссную плату, когда король прекратил оказывать поддержку «проживанием и питанием». [ 5 ] В XVIII и начале XIX веков кофе считался облегчением, но не лекарством от золотухи.
Монета «Ангел» пользовалась предпочтением на этих церемониях, потому что на ее аверсе изображено изображение Святого Михаила, убивающего Дьявола , представленного в виде дракона (на самом деле геральдической Виверны ). [ 21 ] Святой Михаил, особенно почитаемый за роль предводителя небесного воинства, изгнавшего сатану с Небес , также ассоциировался с изгнанием бесов и поэтому считался хранителем больных. [ 22 ]
Сам монарх вешал эти сенсорные амулеты на шеи страдальцев. В последующие годы Карл II прикасался только к медали, поскольку ему неудивительно, что он не любил напрямую прикасаться к больным людям. Он «тронул» 92 107 человек за 21 год с 1661 по 1682 год, выполнив эту функцию 8500 раз только за 1682 год. [ 8 ]
После того, как в 1634 году эти монеты перестали чеканить, Карл II выпустил специально изготовленные монетным двором золотые медали с отверстиями с похожим изображением добра, побеждающего зло. [ 9 ] [ 22 ] На образце медали в Британском музее изображена рука, спускающаяся из облака к четырем головам, с надписью «Он коснулся их» по краю, а с другой стороны - роза и чертополох с надписью «И они исцелились».
Сэмюэл Пипс записал в своем дневнике от 13 апреля 1661 года: «В Уайтхолл, в Банкетный зал , и там увидел, как король исцеляется, я впервые видел, как он это делает, — что он сделал с большой серьезностью; и мне показалось, что это было уродливый офис и простой». [ 23 ] Джон Эвелин также упоминает церемонию в своем дневнике , датированную 6 июля 1660 года и 28 марта 1684 года. [ 24 ]
Джон Уэйн в своей биографии доктора Сэмюэля Джонсона пишет, что Джонсон, будучи маленьким ребенком, был забран своей матерью в Лондон, где, отстояв длинную очередь вместе со многими другими, он, в свою очередь, подвергся этому ритуалу со стороны королевы Анны.
Неудивительно, что система была открыта для злоупотреблений, и были предприняты многочисленные попытки гарантировать, что только достойные случаи получат золотую монету, потому что другие просто продадут ее. [ 25 ]
Удача и монеты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2021 г. ) |
Монеты удачи
[ редактировать ]
Во многих странах считалось, что монеты с дырками приносят удачу. Это убеждение может быть связано с аналогичным суеверием, связанным с камнями или галькой с отверстиями, часто называемыми «Камнями гадюки», которые висят на шее. Носить с собой монету с датой рождения считается «счастливым». В Австрии особенно удачна любая монета, найденная во время ливня, ведь говорят, что она упала с небес . Европейские амулеты часто требуют использования серебряных монет с выгравированными отметками, такими как «X», или изогнутыми. Эти действия персонализируют монету, делая ее уникальной для владельца. Счастливый « шестипенсовик » — хорошо известный пример в Великобритании .
Считалось, что монеты для причастия Святых Причастий приобретали целебную силу при различных недугах, особенно при ревматизме и эпилепсии. Такие в остальном обычные монеты, которые предлагались при причастии, покупались у священника за 12 или 13 пенсов. Затем монету пробивали и носили на шее больного человека или превращали в кольцо. [ 26 ]
Гонсалес-Випплер пишет, что если оставить деньги вместе с корнем мандрагоры, их количество за одну ночь удвоится. Она также заявила, что способ обеспечить будущее благополучие ребенка — положить в мешочек часть детской пуповины вместе с несколькими монетами. Счастливые монеты — это талисманы на удачу, которые носят с собой, привлекают богатство и удачу, в то время как множество, часто серебряных монет, прикрепленных к браслетам, умножают эффект, а также создают шум, отпугивающий злых духов. [ 27 ] Купание с монетой, завернутой в мочалку, приносит удачу в Белтейн или зимнее солнцестояние в кельтской мифологии . Китайские «Денежные лягушки» или «Денежные жабы», часто с монетой во рту, приносят еду, удачу и процветание.

Кельтское поверье состоит в том, что в полнолуние любые серебряные монеты, находящиеся при себе, следует позвякивать или переворачивать, чтобы предотвратить неудачу, а также количество серебряных монет будет увеличиваться по мере увеличения луны. [ 28 ] Загадывать желание на новолуние тоже можно, но не так, как видно через стекло, при этом позвякивая монетами. [ 29 ] американские серебряные десятицентовики «Меркурий», особенно с датой високосного года Особенно удачливы . Обереги игроков часто представляют собой эти десятицентовые монеты , Меркурий поскольку — римский бог, который управлял перекрестками, азартными играми и т. д. Хотя эти десятицентовые монеты на самом деле изображают голову Свободы , люди обычно принимают его за Меркурия. Серебряная десятицентовая монета, которую носят на шее, предположительно станет черной, если кто-то попытается отравить еду или питье ее владельца. Американские центы «Голова индейца» носят как амулеты, отгоняющие злых или негативных духов. В Испании невеста кладет серебряную монету отца в одну туфлю и золотую монету матери в другую. Это гарантирует, что она никогда ни в чем не будет нуждаться. Серебряные монеты клали в рождественские пудинги и праздничные торты, чтобы принести удачу и богатство. [ 28 ] Разновидностью этого обычая было то, что в некоторых семьях каждый член семьи добавлял монету в миску с пудингом, загадывая при этом желание. Если их монета оказывалась в миске, считалось, что их желание обязательно сбудется. , прибавляют монету В Греции к василопите — хлебу, испеченному в честь праздника святого Василия Великого . В полночь ножом на торте вырезают крест , чтобы благословить дом и принести удачу в новом году. Каждому члену семьи и присутствующим в это время посетителям отрезается кусочек, и тот, кто получит кусок вместе с монетой, получит удачу, а часто и подарок.
В Японии монета в пять иен считается счастливой, потому что «пять иен» по- японски — это гоэн , что является омофоном ( слова гоэн 御縁), эн — слово, обозначающее причинную связь или отношение, а «го» — это слово, обозначающее причинную связь или отношение. уважительная приставка. Поэтому их часто используют в святынях, а также кладут в новый кошелек первые деньги.
В Древнем Риме в обращении были монеты «на удачу». Например, новые императоры чеканили «вотивные фигуры», обещая мир на определенное количество лет. Граждане держали такие монеты в руках, загадывая желание или обращаясь к богам. [ 26 ]
Монеты с религиозными символами часто считаются счастливыми; например, Моголов рупии императора Акбара содержат слова исламской веры , а в Индии Раматанка изображает индуистского бога Раму , его жену Ситу , его брата и бога-обезьяны Ханумана . Золотые дукаты, выпущенные от имени дожа Лоредано венецианского середины XVIII века , имели изображение Христа и предназначались для ношения паломниками в качестве подвесок . В синтоистской религии есть храм под названием Зениариай-Бентэн, где последователи в определенное время года моют свои деньги в родниковой воде, чтобы их количество удвоилось. Во времена Римской империи моряки клали монеты под мачты своих кораблей, чтобы обеспечить защиту богов от гнева моря. [ 2 ]
Редкий образец « Дерева желаний » существует возле дома Ардмадди в Аргайле, Шотландия. Дерево — боярышник , вид, традиционно связанный с плодородием, как в «Майском цветении». Ствол и ветки покрыты сотнями монет, вбитых в кору и в древесину. По местной традиции за каждую обработанную таким образом монету исполняется желание. [ 30 ] Во многих пабах, таких как «Punch Bowl» в Аскхеме , недалеко от Пенрита в Камбрии, есть старые балки с трещинами, в которых «на удачу» выбивают монеты.
В некоторых странах считается, что найти монету на земле, а затем оставить ее у себя, это принесет тому, кто нашел, удачу до конца дня. Это убеждение отражено в пословице: «Найди монету, подними ее, и весь день ты будешь». удачи мне». [ 31 ] Варианты этого суеверия включают в себя удачу, даруемую тому, кто нашел монету, только в том случае, если монета найдена лицевой стороной вверх, или неудачу, присуждаемую искателю, если монету подбирают, когда она лежала лицевой стороной вниз.

Еще один местный обычай в Аскхеме — бросание монет с близлежащего моста на валун, лежащий чуть ниже уровня воды в реке. Упадение монеты на камень приносит бросающему «удачу». Очевидная связь существует с водой в целом и с практикой бросания монет в поисках благосклонности водных духов. в Колодец Леди Килмаурсе , Шотландия, является типичным колодцем желаний . У колодца Св. Кьюби (SX224 564) в Корнуолле гласила легенда, что если кто-нибудь не оставит подношение денег, то за ним домой последуют пикси в форме летающих мотыльков, олицетворяющих духов мертвых. [ 32 ] В Лох-на-Гайре в Сазерленде , Шотландия, существовала традиция бросать в воду монеты, чтобы вода сохраняла свои целебные свойства. [ 33 ]
«Черный сакспенс» по- шотландски — это шестипенсовик, который, по мнению доверчивых людей, можно получить от дьявола в залог обязательства принадлежать ему душой и телом. Он всегда черного цвета, поскольку не является законной валютой; но говорят, что он обладает тем исключительным достоинством, что человек, который постоянно держит его в кармане, сколько бы он ни потратил, всегда найдет рядом с ним еще шесть пенсов .
Девонское суеверие гласит , что носить кривые монеты приносит удачу и отгоняет дьявола. [ 34 ]
В качестве примера современного обычая счастливых монет можно привести канадского спортивного чиновника, который тайно вложил канадский доллар (монета в 1 канадский доллар) в лед хоккейного катка на зимних Олимпийских играх 2002 года . И мужская, и женская хоккейные команды Канады завоевали золотые медали. Канадцы продолжали прятать монеты на катках во время нескольких последующих международных соревнований, а также в фундаментах зданий Зимних Олимпийских игр 2010 года в Ванкувере. Королевский монетный двор Канады чеканит памятную монету « счастливый луни » к каждой зимней Олимпиаде с 2002 года.
Монеты неудачи
[ редактировать ]В Ирландии считается, что раздавать деньги в понедельник – к неудаче.
На китайской серебряной монете юаня 1932 года были изображены мусор , солнечные лучи и стая птиц. Они рассматривались как символ Японии (символ восходящего солнца) и ее истребителей (птиц), вторгшихся в Китай. Монета была перевыпущена в 1933 году без солнца и птиц.
были опущены все королевские титулы, включая традиционный Dei Gratia «Безбожный» флорин королевы Виктории (в котором по милости божьей ) считался приносящим неудачу.
В некоторых культурах поиск денег считался неудачей, и проклятие можно было снять, только отдав деньги. [ 2 ]
Плохо иметь пустой карман, потому что даже кривая монета отпугивает дьявола. [ 35 ]
Жетоны любви
[ редактировать ]
Согнутая монета как знак любви может быть получена из хорошо известной практики сгибания монеты при даче обета святому, например, при клятве отдать ее в храм святого, если святой ходатайствует, чтобы вылечить больного человека или животное. и т. д. Другой практикой, возникшей из этого, было сгибание монеты, когда один человек давал обет другому. [ 36 ]
Защита от зла
[ редактировать ]Считалось, что дар второго зрения исходит от дьявола; в качестве защиты из серебряной монеты делали крест над ладонью цыганки -гадалки, рассеивая таким образом всякое зло. В Японии, Корее и Индонезии монеты чеканились связанными вместе в форме меча, который, как считалось, устрашал и, следовательно, отгонял злых духов. Их также вешали над кроватями больных, чтобы отогнать злых духов, виновных в болезни. [ 28 ]
Проклятие монет
[ редактировать ]В 2007 году пользователь металлоискателя в Линкольншире обнаружил свинцовое проклятие римского императора, основанное на монетах. Проклятие 1650-летней давности было актом измены, богохульства и преступного порчи имперских монет. Преступник проклял императора Валента , вонзив монету с его изображением в свинец, а затем сложив свинец себе на лицо. Существуют тысячи обычных свинцовых проклятых амулетов с письменными надписями и небольшим отверстием для их подвешивания. [ 37 ]
Прикоснитесь к деталям, которые влияют на поведение
[ редактировать ]Монеты, положенные на глаза мертвым, если их ненадолго бросить в напиток мужа или жены, «ослепляют» их от любых измен, в которых может быть замешан партнер. [ 1 ]
Кроме того, некоторые группы говорят, что если человеку бросить в напиток пенни, он должен «вылить» остальную часть. [ нужна ссылка ]
Монеты, выполняющие конкретное практическое действие
[ редактировать ]
В Германии еще со времен Средневековья считали, что серебряная монета с выгравированным на ней квадратом Сатора потушит пожар, если ее бросить в пожар. [ нужна ссылка ] Монеты клали на глаза трупу, чтобы они не открылись, а также в греческой мифологии в качестве оплаты перевозчику, который перенесет мертвого человека через реку Стикс в Аид . [ 28 ] В 17 веке солдаты носили монеты с гравировкой Святого Георгия в качестве защиты от травм после удачного побега, когда пуля попала в такую монету и солдат остался невредимым («Монеты мира»). [ нужна ссылка ] На некоторых золотых монетах Эдуарда III имеется загадочная легенда: IHS MEDIVM ILLORVM IBAT («Но Иисус, пройдя среди них, пошел своей дорогой» – Лука IV. 30). По словам сэра Джона Мандевиля , это было заклинание против власти воров. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уоринг, Филиппа (1987). Словарь примет и суеверий . Сокровище Пресс. ISBN 1-85051-009-1
- ^ Перейти обратно: а б с Монеты мира . Де Агостини (2000).
- ^ Лейтон, Джон М. (1840?). Страт-Клута, или Красавицы Клайда. Глазго. п. 24.
- ^ Вествуд, Дженнифер и Кингшилл, София (2009). Предания Шотландии. Путеводитель по шотландским легендам. Лондон: Рэндом Хаус. ISBN 978-1-905211-62-3 с. 192
- ^ Перейти обратно: а б с д Coin News , апрель 2005 г. Издательство Token Publishing. ISSN 0958-1391 . стр. 29–32.
- ^ «Обзорный отчет о судебных процессах и казнях за «колдовство, прелюбодеяние, блуд и т. д. и т. д.» " . Национальная библиотека Шотландии . Проверено 25 февраля 2018 г.
- ^ Чемберс, Роберт (1885). Внутренние анналы Шотландии . Эдинбург: W&R Чемберс. стр. 233–234.
- ^ Перейти обратно: а б Coin News , январь 1999 г. Издательство Token Publishing. ISSN 0958-1391 . стр. 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдли, Ховард В. (1978). Справочник монет Британских островов. Роберт Хейл. ISBN 0-7091-6747-4 . стр. 165.
- ^ Далримпл, сэр Дэвид (1776). Анналы Шотландии . Лондон: Дж. Мюррей. стр. 300–301.
- ^ Дэниел, Уильям С. (1852), История аббатства и дворца Холируд . Эдинбург: Дункан Андерсон. п. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Coin News , май 2005 г. Издательство Token Publishing. ISSN 0958-1391 . стр. 36–38.
- ^ Росс, Жозефина (1979). Тюдоры. Лондон: Арктус. п. 118.
- ^ Coin News , декабрь 2003 г. Издательство Token Publishing. ISSN 0958-1391 . стр. 50–51.
- ^ «медаль | Британский музей» .
- ^ Верретт, Саймон (2000). «Исцеление ран нации: королевский ритуал и экспериментальная философия в эпоху восстановления Англии». История науки . 38 (4): 377–399. Бибкод : 2000HisSc..38..377W . дои : 10.1177/007327530003800402 . S2CID 161821600 .
- ^ Уильям Малмсберийский (1815). Хроники королей Англии , Дж. Джайлз (ред.), пер. Джон Шарп. Лондон: Джордж Белл и сыновья, 1904.
- ^ Монеты Англии и Соединенного Королевства. (2001). 36-е издание. Спинк. ISBN 1-902040-36-8 .
- ^ Маккей, Джеймс и Масселл, Джон В. (ред.) (2001). Монетный ежегодник 2001 . Публикация токенов. ISBN 1-870192-36-2 . п. 112.
- ^ Сазерленд, CHV (1982). Чеканка английских монет 600–1900 гг . Бэтсфорд. ISBN 0-7134-0731-X . стр. 164.
- ^ Лобель, Ричард; Дэвидсон, Марк; Хейлстоун, Аллан и Каллигас, Элени (1999). Стандартный каталог английских и британских монет Coincraft за 1999 год, начиная с 1066 года по настоящее время. Коинкрафт. ISBN 0-9526228-6-6 . стр. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Сиби, Питер (1985). История британской чеканки монет . Сиби. ISBN 0-900652-74-8 с. 119.
- ^ Лэтэм, Роберт (редактор) (1985). Иллюстрированный Пепис. Выдержки из дневника. Белл и Хайман. ISBN 0-7135-1328-4 . стр. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Чемберлен, CC (1963). Руководство по нумизматике для самостоятельного обучения: азбука монет и коллекционирования монет. Издательство английских университетов. стр. 4, 166.
- ^ Руд, Стивен (2003). Путеводитель пингвинов по суевериям Британии и Ирландии. Книги о пингвинах. п. 395.
- ^ Перейти обратно: а б Монетные новости. Паб. Токен. ISSN 0958-1391 . Июль 2005. с. 40.
- ^ Гонсалес-Випплер, Миген (2001). Полная книга амулетов и талисманов . Публикации Ллевеллина. ISBN 0-87542-287-X .
- ^ Перейти обратно: а б с д Монетные новости. Паб. Токен. ISSN 0958-1391 . Июль 2002 г., стр. 43–45.
- ^ Гриффит, MJS (1970). Устное сообщение Гриффиту, Роджеру С. Лл.
- ^ Роджер, Дональд, Стоукс, Джон и Огилв, Джеймс (2006). Деревья наследия Шотландии . Древесный совет. п. 87. ISBN 0-904853-03-9 .
- ^ «Пенни-суеверие» . Психическая библиотека . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Страффон, Шерли (1998). Фентинёв Кернов. В поисках Священных колодцев Корнуолла . Паб. Мейн Мамвро. п. 25 ISBN 0-9518859-5-2 .
- ^ Беар, Берил (1996), Шотландия. Мифы и легенды. Паб. Паррагон, Эйвонмут. п. 66 ISBN 0-7525-1694-9 .
- ^ Хьюитт, Сара (1900). Наммит и Краммит. Девонширские обычаи, характеристики и фольклор. Паб. Томас Берли. п. 51.
- ^ Хьюитт, Сара (1900). Наммит и Краммит. Девонширские обычаи, характеристики и фольклор. Паб. Томас Берли. п. 52.
- ^ Новости монет. Паб. Токен. ISSN 0958-1391 . Июль 1998 г. с. 29.
- ^ «Римская проклятая монета» . Проверено 12 ноября 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). 1911. с. 6. .
- [1] Возложение рук
- «Ли Пенни» в Electric Scotland
- Сенсорный элемент доктора Джонсона
- [2] Счастливая монета