Jump to content

Громовой камень (фольклор)

Громовой камень это доисторический ручной топор , каменный инструмент или ископаемое , которое использовалось в качестве амулета для защиты человека или здания. [ 1 ] Название происходит от древнего поверья, что объект был найден в месте, где ударила молния. [ 2 ] Их также называли ceraunia (латинское слово, происходящее от греческого слова κεραυνοσ, оба слова означают «удар молнии»). [ 3 ]

Фольклор Громового камня

[ редактировать ]
Изображение двух нижнего палеолита. бифасов

Европейская традиция

[ редактировать ]

Албанцы верили в высшую силу грозовых камней ( kokrra e rrufesë или guri i rejës ), которые, как полагали, образовывались во время ударов молний и падали с неба . Громовые камни сохранялись в семейном быту как важные культовые предметы . Считалось, что внесение их в дом принесет людям удачу , процветание и прогресс, особенно в животноводстве и сельском хозяйстве, или что ружейные пули не поразят владельцев громовых камней. [ 4 ] Считалось, что подвески из громового камня обладают защитной силой от негативного воздействия сглаза и использовались в качестве талисманов как для крупного рогатого скота, так и для беременных женщин. [ 5 ]

Классический мир

[ редактировать ]

Греки и римляне, по крайней мере, начиная с эллинистического периода , использовали каменные топоры эпохи неолита для апотропной защиты зданий. [ 6 ] Исследование 1985 года использования доисторических топоров в романо-британском контексте выявило сорок примеров, из которых двадцать девять были связаны со зданиями, включая виллы , военные сооружения, такие как казармы , храмы и печи для обжига . [ 7 ]

Средний возраст

[ редактировать ]

В средние века многие из этих хорошо обработанных камней почитались как оружие, которое во время «войны на небесах» использовалось для изгнания сатаны и его воинств. Таким образом, в 11 веке византийский император послал императору Священной Римской империи «небесный топор»; а в XII веке епископ Ренна утверждал ценность громовых камней как назначенного Богом средства для обеспечения успеха в битве, безопасности на море, защиты от грома и иммунитета от неприятных снов.

Европейский фольклор

[ редактировать ]
Головки топоров, найденные на неолитической мануфактуре 2700 г. до н. э. в Швейцарии, расположены на различных стадиях производства слева направо.

В Скандинавии грозовым камням часто поклонялись как семейным богам , защищающим от заклинаний и колдовства. В качестве подношения их поливали пивом и иногда умащали маслом. В Швейцарии владелец громового камня трижды вращает его на ремешке вокруг головы и бросает в дверь своего жилища при приближении грозы, чтобы молния не ударила в дом . В Италии их вешают на шею детям, чтобы защитить их от болезней и от сглаза . Во времена Римской империи их зашивали в собачьи ошейники вместе с небольшим кусочком коралла , чтобы собаки не сходили с ума. В Швеции предлагают защиту от эльфов . Вплоть до 19 века в Лимбурге было обычной практикой зашивать громовые камни в тканевые мешочки и носить их на груди, полагая, что это поможет облегчить заболевания желудка. В некоторых частях Испании, например в провинции Саламанка, считалось, что натирание суставов грозовыми камнями помогает предотвратить ревматические заболевания. [ 8 ] Во французских Альпах они защищают овец, а в других частях Франции считается, что они облегчают роды . У славян лечат бородавки на человеке и звере, а во время Страстной седмицы имеют свойство обнаруживать спрятанный клад . [ 9 ]

Азиатская традиция

[ редактировать ]

В Бирме их используют для лечения и профилактики аппендицита . В Японии лечат фурункулы и язвы. В Малайзии и Суматре их используют для заточки криса , они считаются очень удачливыми предметами и считаются пробными камнями для поиска золота. [ 9 ]

Североамериканская традиция

[ редактировать ]

В Северной Каролине и Алабаме существует поверье, что подложенные в огонь кремниевые камни не позволят ястребам приставать к курам. Это убеждение, вероятно, проистекает из европейского представления о том, что эльфийские стрелы защищают домашних животных. В Бразилии кремень используется как камень для поиска золота, сокровищ и воды. [ 9 ]

Индейский фольклор

[ редактировать ]

Кремень был объектом почитания большинства племен американских индейцев. Согласно пауни мифу о происхождении , каменное оружие и орудия труда были переданы человеку Утренней звездой . Среди народа киче в Гватемале бытует миф о том, что с неба упал кремень и разбился на 1600 осколков, каждый из которых стал богом. Тохил , бог, давший им огонь, до сих пор изображается в виде кремня. Этот миф представляет собой параллель с почти повсеместной верой в громовой камень и напоминает то, как римскому богу Юпитеру поклонялись в форме кремневого камня. Шаман чероки использует кремень , когда собирается нанести шрам на пациента перед применением лекарства. Среди пуэбло существовали кремневые общества, которые в большинстве племен занимались в первую очередь погодой и колдовством, но иногда имели дело с войной и медициной. [ 9 ]

Окаменелости как громовые камни

[ редактировать ]

Во многих частях южной Англии до середины девятнадцатого века другое название, обычно используемое для ископаемых ехиноидов, другие окаменелости, такие как белемниты и (редко) аммониты . было «громовой камень», хотя для этой цели также использовались и [ 2 ]

В 1677 году доктор Роберт Плот , первый хранитель Эшмоловского музея в Оксфорде , опубликовал свою классическую книгу «Естественная история Оксфордшира» . Сюжет зафиксировал, что в Оксфордшире тех, кого сейчас называют ископаемыми ежами, называли громовыми камнями, поскольку считалось, что они спустились с небес во время грозы. Церковь Святого Петра в Линкенхольте , Англия, была построена в 1871 году недалеко от места старого собора Святого Петра, простоявшего почти 700 лет. Версия церкви 1871 года включала в себя ископаемых ежей, встроенных в стены вокруг окон, стиль, заимствованный из оригинала. Это означает, что фольклор Громового камня сохранялся в Англии в течение как минимум 700 лет и имел свои корни в языческом фольклоре. [ 10 ]

В Сассексе в начале 20-го века ископаемые ежи также использовались на внешних подоконниках кухонь и молочных ферм, чтобы остановить выгорание молока (поскольку считалось, что гром способен скиснуть молоко). [ 2 ]

Упадок мифологии громового камня

[ редактировать ]
Мясник из Пертеса

Еще в 17 веке французский посол привез каменный топор, который до сих пор существует в музее Нанси , и заявил, что он обладает целебными свойствами. в подарок принцу-епископу Вердена [ 10 ]

Эндрю Диксон Уайт описал открытие истинного происхождения громовых камней как «линию наблюдений и размышлений… фатальную для теологической точки зрения». В последние годы шестнадцатого века Майкл Меркати пытался доказать, что «громовые камни» были оружием или орудиями древних человеческих рас; но книга его почему-то не была опубликована до начала XVIII века, когда ту же идею начали подхватывать и другие мыслители. [ 11 ]

В 1723 году Антуан де Жюссье выступил перед Французской академией с докладом «Происхождение и использование громовых камней». Он показал, что недавние путешественники из разных частей мира привезли во Францию ​​множество оружия и других каменных орудий, и что они по существу были похожи на то, что в Европе было известно как «громовые камни». Через год этот факт прочно засел в сознании французских ученых иезуитом Жозефом-Франсуа Лафито , опубликовавшим работу, показывающую сходство обычаев аборигенов, существовавших тогда в других землях, и обычаев первых жителей Европы. Так началась в этих работах Жюссье и Лафито наука этнология .

Лишь после Французской революции 1830 года , более чем столетие спустя, политический климат в Европе стал достаточно свободным от религиозных чувств, чтобы можно было беспристрастно исследовать археологические открытия и прийти к выводу, что человеческое существование охватывало гораздо больший период времени, чем о котором мог мечтать любой христианский богослов. [ 12 ]

Мясник из Пертеса

[ редактировать ]

В 1847 году человек, ранее неизвестный миру, Буше де Пертес , опубликовал в Париже первый том труда о кельтских и допотопных древностях , и в нем он показал гравюры типичных кремневых орудий и оружия, которых он обнаружил тысячи. на тысячах в высоких отложениях близ Абвиля на севере Франции. Что касается Франции, то он встретил сначала то, что он называет «заговором молчания», а затем презрительную оппозицию среди ортодоксальных ученых во главе с Эли де Бомоном .

В 1863 году миф о громовом камне был дополнительно дискредитирован Чарльзом Лайелем в его книге «Геологические свидетельства древности человека» . Лайель ранее выступал против новых идей о древности человечества , и его изменившиеся стороны придали еще большую силу научным доказательствам. [ 12 ] [ ненадежный источник? ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Брамм, Адам (2 января 2018 г.). «Молнии зубов и пот Понари: народные теории и магическое использование доисторических каменных топоров (и тесел) на островах Юго-Восточной Азии и происхождение верований о громовых камнях» . Австралийская археология . 84 (1): 37–55. дои : 10.1080/03122417.2018.1468059 . ISSN   0312-2417 . S2CID   149605516 .
  2. ^ Jump up to: а б с Жаклин Симпсон; Стив Руд (2003). «Громовой камень». Словарь английского фольклора . Издательство Оксфордского университета.
  3. ^ Значение цераунии: археология, естествознание и интерпретация доисторических каменных артефактов восемнадцатого века.
  4. ^ Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). у албанцев ( Мифология на албанском языке). Тирана: Учитель. стр. 82, 406. ISBN  99927-938-9-9 .
  5. ^ Тирта 2004 , с. 101.
  6. ^ CA Фараоне (2014). «Греческие громовые камни с надписями как амулеты для домов и тел во времена Римской империи» . Кернос . 27 (27): 257–284. дои : 10.4000/kernos.2283 .
  7. ^ Адкинс, Л.; Адкинс, Р.А. (1985). «Неолитические топоры с римских памятников в Британии». Оксфордский журнал археологии . 4 : 69–76. дои : 10.1111/j.1468-0092.1985.tb00231.x .
  8. ^ Курасински, Томаш (13 декабря 2021 г.). «Против болезней, страданий и других язв: магическая лечебная роль громовых камней в средние века и в наше время» . Fasciculi Archaeologiae Historicae . 34 : 7–24. дои : 10.23858/fah34.2021.001 . ISSN   2719-7069 . S2CID   245150023 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Лич, Мария. ""Флинт"." Стандартный словарь фольклора, мифологии и легенд Funk & Wagnalls. 3-е изд. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс, 1972. Печать.
  10. ^ Jump up to: а б Макнанамара, Кеннет (2007). «Короны пастухов, сказочные хлебы и громовые камни: мифология ископаемых ежей в Англии». Миф и геология . 273 : 289–293.
  11. ^ Значение цераунии: археология, естествознание и интерпретация доисторических каменных артефактов восемнадцатого века.
  12. ^ Jump up to: а б Уайт, Эндрю Д. История войны науки с теологией в христианском мире . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1955. 266–283.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 37dc4a334a7e0f38415837cbb962d3d7__1721572140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/d7/37dc4a334a7e0f38415837cbb962d3d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thunderstone (folklore) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)