Jump to content

Стикс

(Перенаправлено с реки Стикс )
Стикс
Богиня и река подземного мира
Член Океанид
Фетида погружает Ахилла в Стикс , рельеф IV века, Музей древней Элевтерны.
Обитель Преисподняя
Генеалогия
Родители Океан и Тетис
Братья и сестры Океаниды , Потамои
Супруга Паллада
Дети Биа , Кратос , Ника , Зелус

В греческой мифологии Стикс ( / ˈ s t ɪ k s / ; древнегреческий : Στύξ [ stýks] ; букв. «Вздрагивание» [ 1 ] ), также называемая Рекой Стикс , — богиня и река Подземного мира . Ее родителями были титаны Океан и Тефия , а она была женой титана Паллады и матерью Зелуса , Ники , Кратоса и Биа . Она встала на сторону Зевса в его войне против титанов, и поэтому в честь нее Зевс постановил, чтобы торжественные клятвы богов приносились водой Стикса. [ 2 ]

Согласно обычному сообщению, Стикс был старшим из Океанид , многочисленных дочерей Титана Океана , великой реки, опоясывающей мир, и его сестры-жены, титаниды Тетис . [ 3 ] Однако, по мнению римского мифографа Гигина , она была дочерью Нокса («Ночи», римского эквивалента Никсы ) и Эреба (Тьмы). [ 4 ]

Она вышла замуж за Титана Паллада и от него родила олицетворения Зелуса (Слава, Соперничество), Ники (Победа), Кратоса (Сила, Владычество) и Биа (Сила, Насилие). [ 5 ] Географ Павсаний сообщает нам, что, согласно Эпимениду Критскому , Стикс была матерью чудовища Ехидны от неизвестного Периаса. [ 6 ]

Хотя обычно Деметра была матерью от Зевса богини подземного мира Персефоны, согласно мифографу Аполлодору , это была Стикс. [ 7 ] Однако когда Аполлодор рассказывает знаменитую историю о похищении Персефоны и поисках ее разгневанной и обезумевшей матерью, поиски, как обычно, ведет Деметра. [ 8 ]

Мифология

[ редактировать ]

Клятва богов

[ редактировать ]

Стикс был клятвой богов. Гомер называет Стикс «страшной рекой клятвы». [ 9 ] И в « Илиаде» , и в «Одиссее» говорится, что клятва водой Стикса — это «величайшая и самая страшная клятва для благословенных богов». У Гомера Гера (в « Илиаде» ) говорит это, когда она клянется Стиксом Зевсу, что она не виновата в вмешательстве Посейдона на стороне греков в Троянскую войну , и Калипсо (в « Одиссее ») использует то же самое. слова, когда она клянется Стиксом Одиссею , что перестанет строить против него заговор. Также Гипнос (в « Илиаде ») заставляет Геру поклясться ему «неприкосновенными водами Стикса». [ 10 ]

Примеры клятв, данных Стиксом, также встречаются в гомеровских гимнах . [ 11 ] Деметра просит «неумолимую» воду Стикса быть ее свидетелем, поскольку она клянется Метанейре : [ 12 ] Лето клянется олицетворенному Делосу водой Стикса, называя это «самой могущественной и ужасной клятвой, которую могут принести благословенные боги». [ 13 ] в то время как Аполлон просит Гермеса поклясться ему на «страшных» водах Стикса. [ 14 ]

Гесиод в « Теогонии » рассказывает, как появилась эта роль Стикса. Он говорит, что во время Титаномахии , великой войны Зевса и его товарищей-олимпийцев против Кроноса и его товарищей-титанов, Зевс призвал «всех бессмертных богов на великий Олимп» и пообещал каждому, кто присоединится к нему против титанов, что он сохранить любые права и должности, которые каждый имел, или, если бы у них не было их при Кроносе, им были бы даны оба при его правлении. Стикс по совету своего отца Океана первой встала на сторону Зевса, взяв с собой детей от Паллады. И поэтому взамен Зевс назначил Стикс «великой клятвой богов, а ее детям жить с ним всегда». [ 15 ]

По словам Гесиода, Стикс жил у входа в Аид, в пещере, «подпертой со всех сторон до неба серебряными колоннами». [ 16 ] Гесиод также сообщает нам, что Зевс пошлет Ириду , посланницу богов, за «знаменитой холодной водой» Стикса, чтобы боги могли поклясться ею. [ 17 ] и описывает наказания, которые последуют за нарушение такой клятвы: [ 18 ]

Ибо тот, кто из бессмертных богов, удерживающих вершины заснеженного Олимпа, совершит возлияние ее воды и отречется, должен лежать, задыхаясь, до тех пор, пока не пройдет целый год, и никогда не приближаться, чтобы вкусить амброзии и нектара, но лежать бездуховно и безмолвно на засыпанная постель: и тяжелый транс омрачает его. Но когда он провёл в болезни долгий год, после первого следует другое покаяние, более тяжёлое. На девять лет он отрезан от вечных богов и никогда не присоединяется к их советам или пирам, девять полных лет. Но на десятом году он снова приходит, чтобы присоединиться к собраниям бессмертных богов, живущих в доме Олимпа. [ 19 ]

Римский поэт Овидий заставляет Юпитера (римский эквивалент Зевса) поклясться водами Стикса, когда он обещает Семеле :

Каким бы ни было твое желание, оно не будет отвергнуто,
и чтобы сердце твое не терпело недоверия,
Я клянусь этим Божеством, Волнами
глубокого Стигийского озера — клятва богов. [ 20 ]

и затем был вынужден довести дело до конца, хотя, к своему ужасу, осознал, что просьба Семеллы приведет к ее смерти. [ 21 ] Точно так же Феб (здесь отождествляемый с Солнцем , римским эквивалентом греческого Гелиоса ) пообещал своему сыну Фаэтону все, что он пожелает, что также привело к смерти мальчика. [ 22 ]

Богиня Стикс, как и ее отец Океан и его сыновья Потамои , тоже была рекой, в ее случае — рекой Подземного мира. По словам Гесиода, Стикс была дана одна десятая часть воды ее отца, которая текла глубоко под землей и поднималась на поверхность, чтобы вылиться из высокой скалы:

знаменитая холодная вода... стекает с высокой и крутой скалы. Далеко под широкой тропой земли вытекает в темную ночь из святого потока ветвь Океана, и ей отводится десятая часть его воды. [ 23 ]

В «Илиаде» река Стикс образует границу Аида, обители мертвых, в Подземном мире. [ 24 ] Афина упоминает «отвесно падающие воды Стикса», которые нужно было пересечь, когда Геракл вернулся из Аида после захвата Цербера . [ 25 ] и тень Патрокла умоляет Ахилла поскорее похоронить его труп, чтобы он мог «пройти во врата Аида» и присоединиться к другим мертвецам «за рекой». [ 26 ] То же самое и в Вергилия » « Энеиде , где Стикс девять раз обвивает границы Аида, а лодочник Харон отвечает за переправку через него мертвецов. [ 27 ] Однако чаще Ахерон — это река (или озеро), отделяющая мир живых от мира мертвых. [ 28 ]

В «Одиссее » Цирцея говорит, что река Подземного мира Коцит — это рукав Стикса. [ 29 ] В Данте « Аде » Флегий переправляет Вергилия и Данте через грязные воды реки Стикс, которая изображается как болото, составляющее Пятый круг ада , где наказываются злые и угрюмые. [ 30 ]

По метонимии прилагательное стигийский ( /ˈstɪdʒiən/ ) стало обозначать что-то неприятно темное, мрачное или неприступное. [ 31 ] [ 32 ]

В гомеровском гимне 2 Деметре Персефона называет Стикса одной из своих «резвящихся» океанид -спутниц, когда она была похищена Аидом . [ 33 ]

Согласно « Ахиллиде» , написанной римским поэтом Статием в I веке нашей эры, когда Ахилл, родился его мать Фетида пыталась сделать его бессмертным, окунув его в реку Стикс; однако он остался уязвимым в той части тела, за которую она его держала: левой пятке. [ 34 ] И вот Парис смог убить Ахилла во время Троянской войны , пустив ему стрелу в пятку.

века В «Метаморфозах» второго Апулея одним из невозможных испытаний, которые Венера навязала Психее, было набрать воды из Стикса. [ 35 ] Апулей охраняет воду свирепыми драконами ( dracones ), а из самой воды доносятся грозные крики смертельного предупреждения. Полная невыполнимость своей задачи привела к тому, что Психея стала бессмысленной, словно превратилась в камень. [ 36 ] Орел Юпитера увещевает Психею, говоря:

Неужели вы… действительно ожидаете, что сможете украсть или хотя бы прикоснуться к хоть одной капле из этого святейшего – и самого жестокого – источника? Даже боги и сам Юпитер боятся этих стигийских вод. Ты должен знать это хотя бы понаслышке, и что как ты клянешься силами богов, так и боги всегда клянутся величием Стикса. [ 37 ]

Аркадский Стикс

[ редактировать ]

Стикс, наряду с реками подземного мира Коцитом и Ахероном , был связан с водными путями в верхнем мире. [ 38 ] Например, согласно Гомеру, река Титаресс , приток реки Пеней в Фессалии , была рукавом Стикса. [ 39 ] Однако Стикс чаще всего ассоциируется с аркадским ручьем и водопадом ( Мавронери ), который протекает через ущелье на северной стороне горы Хелмос и впадает в реку Кратис . [ 40 ] Историк пятого века до нашей эры Геродот определяет этот ручей, называя его «водами Стикса», как находящийся недалеко от Нонакриса города (на территории тогдашней древней Аркадии , а ныне современной Ахеи ), недалеко от Фенея , и говорит, что спартанский царь Клеомен заставлял людей приносить клятву, клянясь ее водой. Геродот описывает его как «небольшой поток, падающий со скалы в пруд; вокруг бассейна огибает стена из камней». [ 41 ] Павсаний сообщает о посещении «воды Стикса» возле Нонакриса (который на момент его посещения, во втором веке нашей эры, уже представлял собой частично погребенные руины), говоря, что:

Недалеко от развалин находится высокая скала; Я не знаю никого другого, кто достиг бы такой высоты. Вода стекает со скалы, которую греки называли водой Стикса. [ 42 ]

По словам Элиана , Деметра заставила воду этого аркадского Стикса «выйти в окрестностях Фенея». [ 43 ] Древняя легенда, по-видимому, также связывала Деметру с этим Стиксом. По словам Фотия , некий Птолемей Гефестион (вероятно, имея в виду Птолемея Хенна ) знал историю «о водах Стикса в Аркадии», в которой рассказывалось, как разгневанная Деметра сделала воду Стикса черной. [ 44 ] По мнению Джеймса Джорджа Фрейзера , эта «басня» дала объяснение тому факту, что издалека водопад кажется черным. [ 45 ]

Говорят, что вода из Стикса ядовита и способна растворять большинство веществ. [ 46 ] первого века Натурфилософ Плиний писал, что употребление его воды приводит к немедленной смерти. [ 47 ] и что копыто самки мула было единственным материалом, не «гниющим» под воздействием воды. [ 48 ] По мнению Плутарха, ядовитую воду можно было удержать только ослиным копытом, так как все остальные сосуды были бы «проедены ею насквозь из-за ее холодности и остроты». [ 49 ] А согласно Павсанию, единственным сосудом, который мог удерживать воду Стикса (ядовитую как для людей, так и для животных), было копыто лошади. [ 50 ] Существовали древние подозрения, что смерть Александра Македонского наступила в результате отравления водой Стикса. [ 51 ]

Аркадский Стикс, возможно, был назван так в честь своего мифологического аналога, но также возможно, что этот Аркадский поток был моделью мифологического Стикса. [ 52 ] Последнее, по-видимому, имеет место, по крайней мере, для Стикса в , » Апулея «Метаморфозах где Венера , обращаясь к Психее , дает следующее описание: [ 53 ]

Видишь ли ты эту крутую горную вершину, стоящую над возвышающейся скалой? Темные волны стекают из черного источника на этой вершине и окружаются водоемом, образованным близлежащей долиной, чтобы орошать болота Стикса и питать резкие течения Коцита. [ 54 ]

То, что Апулей охраняет свой «черный источник» драконами, также предполагает связь между его Стиксом и двумя современными местными названиями водопада: Черная вода ( Мавро Нерон ) и Драконья вода ( Драко Нерон ). [ 55 ]

2 июля 2013 года Стикс официально стал названием одного из спутников Плутона . [ 56 ] Другие спутники Плутона ( Харон , Никс , Гидра и Кербер ) также имеют названия из греко-римской мифологии, связанные с подземным миром.

Генеалогия

[ редактировать ]
Семья Эврибии и Крия
Понт Гайя Уран
Эврибия Крий
Астреус Эос персы Астерия Паллада Стикс
Борей Астрея Геката ревность Кратос
известный Эосфор Найк Еда
Евро Звезды
Зефир

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Запад 2003, с. 53 н. 11 .
  2. ^ Йост, св. Стикс ; Антоний, св. Стикс ; Грималь, св. Стикс; Трипп, св Стикс; Парада, св Стикс; Смит, св. Стикс .
  3. ^ Грималь, св. Стикс; Гесиод , Теогония 361–362 , 775–776 ; Аполлодор , 1.2.2 . Сравните с Эпименидом , фр. 7 Фаулер [= FGrHist F6B = Ворсокр. 3B9] и гомеровский гимн 2 Деметре (в обоих Стикс является дочерью Океана, но не упоминается Тефия); Каллимах , Гимн Зевсу 33–36 .
  4. ^ Jost, s.v. Styx ; Grimal, s.v. Styx; Hyginus , Fabulae 1.2–1.5 .
  5. ^ Ганц, стр. 25–26; Гесиод , Теогония 383–385 ; Аполлодор , 1.2.4 ; Сравните с Гигином , Fabulae 1.1–17.1–2 , который дает потомство Паллады и Стикса как Сциллу, Силу, Зависть, Власть, Победу, Фонтаны и Озера.
  6. ^ Ганц, с. 22; Фаулер 2013, с. 9 ; Павсаний , 8.18.2 [= Эпименид , фр. 7 Фаулер ] [= FGrHist F6B = Ворсокр. 3Б9]. Другие авторы приводят для Ехидны иных родителей, см. Гесиод , Теогония 270–300 (где, по Атанассакису , стр. 44 , ее родителями являются «вероятные» Кето и Форкис ); Аполлодор , 2.1.2 (Ехидна — дочь Тартара и Геи ).
  7. ^ Ганц, с. 64; Аполлодор , 1.3.1 . О Деметре как матери см., например, Гесиод , Теогония 912–913 ; Гомеровский гимн 2 Деметре , 1–5 ; Павсаний , 8.37.9 . Сравните с Гигином , Fabulae 26.1 , где Прозерпина является дочерью Юпитера и Цереры .
  8. ^ Ганц, стр. 64–67; Аполлодор , 1,5
  9. ^ Илиада 2.755 .
  10. ^ Гомер , Илиада 15.36–42 (от Геры до Зевса), 14.271–278 (от Геры до Гипноса), Одиссея 5.184–187 (от Калипсо до Одиссея). Ганц, с. 29, называет такие клятвы у Гомера «не слишком распространенными», отмечая, что для Зевса, по крайней мере, было достаточно кивка головы, причем Зевс однажды назвал такой кивок самым верным свидетелем, см. Илиаду 1.524–527 .
  11. ^ Ганц, с. 29.
  12. ^ Гомеровский гимн 2 Деметре 259 .
  13. ^ Гомеровский гимн 3 Аполлону , 83–86 .
  14. ^ Гомеровский гимн 4 Гермесу , 518–520 .
  15. ^ Ганц, стр. 29, 45; Гесиод , Теогония 389–402 . Сравните с Аполлодором , 1.2.5 . Вест 1966, с. 272, указывает, что эта история о Стикс, которая первой пришла на помощь Зевсу, приведя на сторону Зевса своих детей, в том числе Нику (Победа) и Кратоса (Сила), является этиологическим мифом, объясняющим, почему боги клянутся Стиксом и почему Победа и Сила навсегда останутся с Зевсом. Уэст предполагает, что этот миф можно представить как возникший в результате следующего процесса. «Почему боги клянутся Стиксом? Потому что так предназначил Зевс. Почему он так сделал? В награду за какую-то услугу, оказанную ему Стиксом. Тогда она сражалась за него? Едва ли лично: но она могла бы послать своих детей сражаться за него. Тогда кто же они были, что ему нужна была помощь. Почему именно Победа и Сила были ему нужны? ."
  16. ^ Трипп, св. Стикс; Смит, св. Стикс ; Гесиод , Теогония 775–779 .
  17. ^ Гесиод , Теогония 780–786 . Ганц, с. 29 называет это описание клятвы «довольно странным», отмечая, что в других местах достаточно просто вызвать Стикса.
  18. Хотя Гесиод и предусматривает последствия нарушения такой клятвы, Ганц, стр. 29, говорится, что «можно было подумать, что его невозможно сломать».
  19. ^ Гесиод , Теогония 793–804 .
  20. ^ Овидий , Метаморфозы 3.308–312 .
  21. ^ Сравните с Гигином , Fabulae 179 ; Nonnus , Dionysiaca 8.178–406 , в которых рассказывается та же история смерти Семелы, хотя и без упоминания о том, что Зевс поклялся исполнить все, чего пожелала Семела.
  22. ^ Овидий , Метаморфозы 2.42–46 .
  23. ^ Гесиод , Теогония 785–789 .
  24. ^ Ганц, стр. 124–125; Жесткий, с. 109 .
  25. ^ Гомер , Илиада 8.366–369 .
  26. ^ Гомер , Илиада 23.71–74 .
  27. ^ Трипп, св. Стикс; Вергилий , Энеида 6.317–326 , 6.384–390 , 6.434–439 .
  28. ^ Хард, с. 109 , с. 113 ; Ганц, стр. 124–125. Первое упоминание об Ахероне как о реке, которую должны пересечь мертвые, встречается у Алкея , фр. 38А Кэмпбелл [= П. Окси. 1233 фр. 1 ii 8–20 + 2166(б)1 = фр. 38А Лобель-Пейдж = фр. 78 Диль]; сравнить с Сафо фр. 95 Кэмпбелл [= фр. 95 Лобель-Пейдж = фр. 97 Diehl], где это подразумевается. См. также, например , Эсхил , Семь против Фив 854–860 ; Софокл , Антигона 806–816 ; Еврипид , Алкестида 435–444 ; Павсаний , 28.10.1 ; Платон , Федон 113d и т. д.
  29. ^ Хард, с. 109 ; Ганц, с. 29; Трипп, св Стикс; Гомер , Одиссея 10.513–515 .
  30. ^ Данте, Инферно 7.106–130 , 8.15–24 .
  31. ^ «Определение СТИГИЯ» . merriam-webster.com .
  32. ^ «Стигийский | Английское значение» . словарь.cambridge.org .
  33. ^ Ганц, с. 29; Гомеровский гимн 2 Деметре , 418–423 .
  34. ^ Берджесс, с. 9 ; Стаций , Ахиллеида 1.133–134 , 269–270 , 480–481 ; сравните с Гигином , Fabulae 107 , в котором говорится, что пята Ахилла «считалась уязвимой», но без упоминания о том, что его окунули в реку Стикс.
  35. ^ Трипп, св Психея; Фрейзер о Павсании 8.17.6 ; Апулей , Метаморфозы 6.13 .
  36. ^ Апулей , Метаморфозы 6.14 .
  37. ^ Апулей , Метаморфозы 6.15 .
  38. ^ Хард, с. 110 .
  39. ^ Трипп, св. Стикс; Гомер , Илиада 2.751–755 ; Павсаний , 8.18.2 ; Страбон , 7 фр. 15 .
  40. ^ Хард, с. 110 ; Грималь, св. Стикс; Геродот, 6,74 н.1 ; Фрейзер о Павсании 8.17.6 (в котором подробно описано посещение Фрейзером места падения Стикса в 1895 году).
  41. ^ Хард, с. 110 ; Геродот , 6.74 . См. также Плиний , Естественная история 31.26 ; Плутарх , Александр 77.2 .
  42. ^ Павсаний , 8.17.6 .
  43. ^ Элиан , О природе животных 10.40 .
  44. ^ Фотий , Библиотеки Кодекс 190 .
  45. ^ Фрейзер о Павсании 8.17.6 . Фрейзер говорит, что, хотя вода в этом Стиксе «кристально чистая», ее черный вид обусловлен «темным налетом, который распространяется по гладкой поверхности скалы везде, где ее омывает падающая вода».
  46. ^ Grimal, s.v. Styx.
  47. ^ Плиний , Естественная история 2.231 , 31.26–27 .
  48. ^ Плиний , Естественная история 30.149 . Сравните с Аррианом , Анабасисом Александра 7.27 .
  49. ^ Плутарх , Александр 77.2 .
  50. ^ Павсаний , 8.17.6 , 8.18.4–6 , 8.19.3 . Сравните с Элианом , в «О природе животных» 10.40 .
  51. ^ Мэр, стр. 54 , 57–58 . Как говорят нам Арриан , Анабасис из Александра 7.27 , и Плутарх , Александр 77.2, были некоторые, кто утверждал, что Аристотель предоставил ядовитую воду. См., например, Плиний , Естественная история 30.149 , где также утверждается, что Аристотель «открыл» ядовитую природу воды Стикса.
  52. ^ См., например, Реклюс, с. 230 , который, описывая этот аркадский Стикс, предполагает последнее высказывание: «из этого иногда мрачного, а иногда милостивого потока древние создали мутный Стикс нижнего мира, чьи мутные потоки навсегда волновал роковой перевозчик Харон» . Однако, по словам Харда, с. 110 : «Невозможно сказать, сложилось ли на традиционное представление об адской реке знание об Аркадском Стиксе и его водопадах, или же, наоборот, Аркадский Стикс впервые получил это название потому, что его холодные водопады напоминали водопады Стикс в описании Гесиода».
  53. ^ Фрейзер о Павсании 8.17.6 .
  54. ^ Апулей , Метаморфозы 6.13 .
  55. ^ Фрейзер о Павсании 8.17.6 ; Реклю, с. 230 . Из «басни» о том, как Деметра превратила Стикс в черный цвет, и описания Апулея Фрейзер заключает, что названия «Черная вода» и «Вода дракона», вероятно, появились до Стикса как названия водопада.
  56. ^ «Имена новых спутников Плутона, принятые МАС после общественного голосования» . ИАУ . 2 июля 2013 года . Проверено 2 июля 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]

Древние источники

[ редактировать ]

Современные источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f30be1e353b3196a6724b785e4799582__1719489960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/82/f30be1e353b3196a6724b785e4799582.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Styx - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)