Jump to content

Фесмофория

Тесмофория Θεσμοφόρια ( древнегреческий : Деметры ) — древнегреческий религиозный праздник, проводимый в честь богини и ее дочери Персефоны . Он проводился ежегодно, в основном примерно в то время, когда поздней осенью сеяли семена (хотя в некоторых местах он ассоциировался с урожаем), и отмечал плодородие человека и сельского хозяйства. Фестиваль был одним из самых широко отмечаемых в греческом мире. Его могли посещать только взрослые женщины, а обряды, проводимые во время фестиваля, держались в секрете. Наиболее обширными источниками о фестивале являются комментарий к схолии Лукиану в , объясняющий фестиваль, и Аристофана пьеса «Фесмофориазусы» , пародирующая фестиваль.

Фестиваль

[ редактировать ]
Полукруглая картина, изображающая процессию женщин в белых одеждах. На заднем плане частично виден греческий храм.
Картина Фесмофорического шествия американского художника Фрэнсиса Дэвиса Милле .

Фесмофория была одним из самых распространенных древнегреческих праздников. [1] Тот факт, что его отмечали во всем греческом мире, позволяет предположить, что он возник еще до появления греческого поселения в Ионии в одиннадцатом веке до нашей эры. [2] Лучшие доказательства Тесмофории касаются ее практики в Афинах , но есть также информация из других мест греческого мира, включая Аркадию . [3] Сицилия и Эретрия . [4]

Фестиваль был посвящен Деметре и ее дочери Персефоне. [5] и отмечался в целях содействия плодородию, как человеческому, так и сельскохозяйственному. [1] Его праздновали только женщины, а мужчинам запрещалось видеть и слышать об обрядах. [4] Неизвестно, праздновали ли Фесмофорию все свободные женщины или это было доступно только женщинам аристократического происхождения; [6] В любом случае, негражданки и незамужние женщины, судя по всему, не отмечали праздник. [7] Фактически участие ожидалось от всех аттических жен и могло служить формой доказательства брака. [8]

В Афинах Фесмофория проходила в течение трёх дней, с одиннадцатого по тринадцатое Пьянепсиона . [4] Это соответствует концу октября по григорианскому календарю и было временем греческого года, когда были посеяны семена. [9] Фесмофория могла произойти в этом месяце и в других городах. [10] хотя в некоторых местах, например на Делосе и в Фивах , праздник, судя по всему, проводился летом и вместо этого был связан со сбором урожая. [9] В других местах фестиваль длился дольше – в Сиракузах, Сицилия , Фесмофория длилась десять дней. [10]

Основной источник о ритуалах Фесмофорий взят из схолиона « Лукиана Диалогов куртизанок» . [11] Вторым важным источником является Аристофана пьеса « Фесмофориазуза »; [12] однако изображение фестиваля Аристофаном подлинно смешивает фесмофорические элементы с элементами других греческих религиозных практик, особенно поклонения Диониса .

Деталь греческой краснофигурной вазы. Есть два ряда цифр. В верхнем ряду слева стоят двое мужчин; в центре два леопарда тянут колесницу, на которую взбирается человек в доспехах; справа стоит женщина с вытянутой рукой. В нижнем ряду четверо лошадей тянут колесницу, в центре которой находятся мужчина и женщина; женская фигура стоит слева, а мужская фигура стоит справа.
Фесмофория посвящена похищению Персефоны Аидом и ее возвращению к матери Деметре. Аид и Персефона едут на колеснице в нижней части вазы , изображающей миф; Деметра изображена в правом верхнем углу.

По словам схолиаста о Лукиане, во времена Фесмофории в жертву приносились свиньи , а их останки складывались в ямы, называемые мегары . [12] Надпись с Делоса показывает, что часть стоимости Фесмофории пошла на оплату услуг ритуального мясника для совершения жертвоприношений для праздника; [13] Однако литературные данные свидетельствуют о том, что в других местах жертвоприношения могли приноситься самими женщинами. [14] Некоторое время спустя гнилые останки этих жертвоприношений были извлечены из ям «черепунами» — женщинами, которые должны были провести три дня в состоянии ритуальной чистоты, прежде чем спуститься в мегару . Их помещали на алтари Персефоне и Деметре вместе с лепешками, испеченными в форме змей и фаллосов. [15] Эти останки затем разбрасывали по полям при посеве семян, полагая, что это обеспечит хороший урожай. [12] По словам Вальтера Буркерта , эта практика была «самым ярким примером в греческой религии ». аграрной магии [16]

Неизвестно, как долго останки свиней оставались в мегаре . Тот факт, что к моменту извлечения они разложились, свидетельствует о том, что они некоторое время находились в ямах. Возможно, их бросили во время одного фестиваля и забрали в следующем году. Однако, если их бросили во время Фесмофории и извлекли вовремя для посева семян в том же году, то их могли оставить всего на несколько недель, прежде чем вынуть снова. [14]

Первый день Фесмофории в Афинах был известен как анодос («восхождение»). Обычно полагают, что это связано с тем, что в этот день празднующие женщины поднимались к святыне, называемой Фесмофорион. [17] В этот день велись приготовления к остальной части фестиваля: для наблюдения за торжеством были выбраны две женщины. Женщины в этот день также ставят палатки; остаток фестиваля они проведут здесь, а не дома. [11]

Мэтью Диллон утверждает, что имя анодос, скорее, связано с восхождением Персефоны из подземного мира, которое отмечалось на фестивале. Диллон предполагает, что жертвоприношение в честь этого восхождения было совершено в первый день фестиваля. [17]

Второй день фестиваля назывался « нестейя» . Это был день поста, [17] имитируя траур Деметры по потере дочери. [11] В этот день женщины на фестивале сидели на земле на сиденьях, сделанных из растений, которые считались афродизиаками . [17] Анжелики Цанету говорит, что ритуальная непристойность ( древнегреческий : αἰσχρολογία ) была характерной чертой второго дня фестиваля; [11] однако Диллон говорит, что ритуальная непристойность произошла бы в другой день, а не в спокойный второй день. [12] и Радек Хлуп утверждает, что это произошло на третий день фестиваля. [18]

Каллигения

[ редактировать ]

Третий день Фесмофории был kalligeneia , или «прекрасное рождение». В этот день женщины взывали к богине Каллигенее, молясь о собственном плодородии. Плутарх отмечает, что в Эретрии женщины во время Фесмофории не призывали Каллигенею. [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Хабаш 1997 , с. 20.
  2. ^ Члуп 2007 , стр. 74.
  3. ^ Геродот, 2.171.
  4. ^ Jump up to: а б с Диллон 2002 , с. 110.
  5. ^ Хабаш 1997 , с. 19.
  6. ^ Диллон 2002 , с. 118.
  7. ^ Диллон 2002 , с. 112.
  8. ^ Причард, Дэвид М. (октябрь 2014 г.). «Положение аттических женщин в демократических Афинах» . Греция и Рим . 61 (2): 190. дои : 10.1017/S0017383514000072 . ISSN   0017-3835 . S2CID   74391789 .
  9. ^ Jump up to: а б Цанету 2002 , с. 331.
  10. ^ Jump up to: а б Диллон 2002 , с. 111.
  11. ^ Jump up to: а б с д Цанету 2002 , с. 333.
  12. ^ Jump up to: а б с д Диллон 2002 , с. 114.
  13. ^ Диллон 2002 , с. 116.
  14. ^ Jump up to: а б Диллон 2002 , с. 115.
  15. ^ Цанету 2002 , стр. 333–334.
  16. ^ Буркерт 1985 , с. 244.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Диллон 2002 , с. 113.
  18. ^ Члуп 2007 , стр. 87.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-36280-2 .
  • Хлуп, Радек (2007). «Семантика плодородия: уровни значения в фесмофории» (PDF) . Кернос . 20 .
  • Диллон, Мэтью (2002). Девушки и женщины в классической греческой религии . Лондон: Рутледж. ISBN  0415202728 .
  • Хабаш, Марта (1997). Аристофана «Странная фесмофория Фесмофориазус ». Греческие, римские и византийские исследования . 38 (1).
  • Геродот, «История» , книга 2.
  • Цанету, Анжелики (2002). «Что-то связанное с Деметрой: ритуал и представление в «Женщинах Аристофана в Фесмофории». Американский журнал филологии . 123 (3): 329–367. дои : 10.1353/ajp.2002.0045 . S2CID   162596042 .
  • Причард, Дэвид М. «Положение аттических женщин в демократических Афинах». Греция и Рим , т. 61, нет. 2, 2014, стр. 174–193., дои : 10.1017/S0017383514000072 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08c9bb76ca7e0a8b0a4f818dfca39b85__1695861480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/85/08c9bb76ca7e0a8b0a4f818dfca39b85.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thesmophoria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)