Фесмофория
Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
![]() |
Тесмофория Θεσμοφόρια ( древнегреческий : Деметры ) — древнегреческий религиозный праздник, проводимый в честь богини и ее дочери Персефоны . Он проводился ежегодно, в основном примерно в то время, когда поздней осенью сеяли семена (хотя в некоторых местах он ассоциировался с урожаем), и отмечал плодородие человека и сельского хозяйства. Фестиваль был одним из самых широко отмечаемых в греческом мире. Его могли посещать только взрослые женщины, а обряды, проводимые во время фестиваля, держались в секрете. Наиболее обширными источниками о фестивале являются комментарий к схолии Лукиану в , объясняющий фестиваль, и Аристофана пьеса «Фесмофориазусы» , пародирующая фестиваль.
Фестиваль
[ редактировать ]
Фесмофория была одним из самых распространенных древнегреческих праздников. [1] Тот факт, что его отмечали во всем греческом мире, позволяет предположить, что он возник еще до появления греческого поселения в Ионии в одиннадцатом веке до нашей эры. [2] Лучшие доказательства Тесмофории касаются ее практики в Афинах , но есть также информация из других мест греческого мира, включая Аркадию . [3] Сицилия и Эретрия . [4]
Фестиваль был посвящен Деметре и ее дочери Персефоне. [5] и отмечался в целях содействия плодородию, как человеческому, так и сельскохозяйственному. [1] Его праздновали только женщины, а мужчинам запрещалось видеть и слышать об обрядах. [4] Неизвестно, праздновали ли Фесмофорию все свободные женщины или это было доступно только женщинам аристократического происхождения; [6] В любом случае, негражданки и незамужние женщины, судя по всему, не отмечали праздник. [7] Фактически участие ожидалось от всех аттических жен и могло служить формой доказательства брака. [8]
В Афинах Фесмофория проходила в течение трёх дней, с одиннадцатого по тринадцатое Пьянепсиона . [4] Это соответствует концу октября по григорианскому календарю и было временем греческого года, когда были посеяны семена. [9] Фесмофория могла произойти в этом месяце и в других городах. [10] хотя в некоторых местах, например на Делосе и в Фивах , праздник, судя по всему, проводился летом и вместо этого был связан со сбором урожая. [9] В других местах фестиваль длился дольше – в Сиракузах, Сицилия , Фесмофория длилась десять дней. [10]
Основной источник о ритуалах Фесмофорий взят из схолиона « Лукиана Диалогов куртизанок» . [11] Вторым важным источником является Аристофана пьеса « Фесмофориазуза »; [12] однако изображение фестиваля Аристофаном подлинно смешивает фесмофорические элементы с элементами других греческих религиозных практик, особенно поклонения Диониса .
Ритуалы
[ редактировать ]
По словам схолиаста о Лукиане, во времена Фесмофории в жертву приносились свиньи , а их останки складывались в ямы, называемые мегары . [12] Надпись с Делоса показывает, что часть стоимости Фесмофории пошла на оплату услуг ритуального мясника для совершения жертвоприношений для праздника; [13] Однако литературные данные свидетельствуют о том, что в других местах жертвоприношения могли приноситься самими женщинами. [14] Некоторое время спустя гнилые останки этих жертвоприношений были извлечены из ям «черепунами» — женщинами, которые должны были провести три дня в состоянии ритуальной чистоты, прежде чем спуститься в мегару . Их помещали на алтари Персефоне и Деметре вместе с лепешками, испеченными в форме змей и фаллосов. [15] Эти останки затем разбрасывали по полям при посеве семян, полагая, что это обеспечит хороший урожай. [12] По словам Вальтера Буркерта , эта практика была «самым ярким примером в греческой религии ». аграрной магии [16]
Неизвестно, как долго останки свиней оставались в мегаре . Тот факт, что к моменту извлечения они разложились, свидетельствует о том, что они некоторое время находились в ямах. Возможно, их бросили во время одного фестиваля и забрали в следующем году. Однако, если их бросили во время Фесмофории и извлекли вовремя для посева семян в том же году, то их могли оставить всего на несколько недель, прежде чем вынуть снова. [14]
Аноды
[ редактировать ]Первый день Фесмофории в Афинах был известен как анодос («восхождение»). Обычно полагают, что это связано с тем, что в этот день празднующие женщины поднимались к святыне, называемой Фесмофорион. [17] В этот день велись приготовления к остальной части фестиваля: для наблюдения за торжеством были выбраны две женщины. Женщины в этот день также ставят палатки; остаток фестиваля они проведут здесь, а не дома. [11]
Мэтью Диллон утверждает, что имя анодос, скорее, связано с восхождением Персефоны из подземного мира, которое отмечалось на фестивале. Диллон предполагает, что жертвоприношение в честь этого восхождения было совершено в первый день фестиваля. [17]
Нестия
[ редактировать ]Второй день фестиваля назывался « нестейя» . Это был день поста, [17] имитируя траур Деметры по потере дочери. [11] В этот день женщины на фестивале сидели на земле на сиденьях, сделанных из растений, которые считались афродизиаками . [17] Анжелики Цанету говорит, что ритуальная непристойность ( древнегреческий : αἰσχρολογία ) была характерной чертой второго дня фестиваля; [11] однако Диллон говорит, что ритуальная непристойность произошла бы в другой день, а не в спокойный второй день. [12] и Радек Хлуп утверждает, что это произошло на третий день фестиваля. [18]
Каллигения
[ редактировать ]Третий день Фесмофории был kalligeneia , или «прекрасное рождение». В этот день женщины взывали к богине Каллигенее, молясь о собственном плодородии. Плутарх отмечает, что в Эретрии женщины во время Фесмофории не призывали Каллигенею. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хабаш 1997 , с. 20.
- ^ Члуп 2007 , стр. 74.
- ^ Геродот, 2.171.
- ^ Jump up to: а б с Диллон 2002 , с. 110.
- ^ Хабаш 1997 , с. 19.
- ^ Диллон 2002 , с. 118.
- ^ Диллон 2002 , с. 112.
- ^ Причард, Дэвид М. (октябрь 2014 г.). «Положение аттических женщин в демократических Афинах» . Греция и Рим . 61 (2): 190. дои : 10.1017/S0017383514000072 . ISSN 0017-3835 . S2CID 74391789 .
- ^ Jump up to: а б Цанету 2002 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б Диллон 2002 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б с д Цанету 2002 , с. 333.
- ^ Jump up to: а б с д Диллон 2002 , с. 114.
- ^ Диллон 2002 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Диллон 2002 , с. 115.
- ^ Цанету 2002 , стр. 333–334.
- ^ Буркерт 1985 , с. 244.
- ^ Jump up to: а б с д и Диллон 2002 , с. 113.
- ^ Члуп 2007 , стр. 87.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-36280-2 .
- Хлуп, Радек (2007). «Семантика плодородия: уровни значения в фесмофории» (PDF) . Кернос . 20 .
- Диллон, Мэтью (2002). Девушки и женщины в классической греческой религии . Лондон: Рутледж. ISBN 0415202728 .
- Хабаш, Марта (1997). Аристофана «Странная фесмофория Фесмофориазус ». Греческие, римские и византийские исследования . 38 (1).
- Геродот, «История» , книга 2.
- Цанету, Анжелики (2002). «Что-то связанное с Деметрой: ритуал и представление в «Женщинах Аристофана в Фесмофории». Американский журнал филологии . 123 (3): 329–367. дои : 10.1353/ajp.2002.0045 . S2CID 162596042 .
- Причард, Дэвид М. «Положение аттических женщин в демократических Афинах». Греция и Рим , т. 61, нет. 2, 2014, стр. 174–193., дои : 10.1017/S0017383514000072 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харрисон, Джейн Эллен (1903). Пролегомены к изучению греческой религии . Издательство Кембриджского университета.
- Кереньи, Карл (1967). Элевсин: архетипический образ Матери и Дочери .
- Холанд, Эви Йоханн (2017). Греческие фестивали, современные и древние: сравнение женских и мужских ценностей , 2 тт. Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing (или норвежское, 2007 г., перевод автора).