Якх
В древнегреческой религии мифологии Иакх и ( также Iacchos , Iakchos ) ( греч . Ἴακχος ) был второстепенным божеством, имевшим некоторое культовое значение, особенно в Афинах и Элевсине в связи с Элевсинскими мистериями , но без какой-либо значительной мифологии. [1] Возможно, он возник как олицетворение ритуального восклицания Iacche! — воскликнул во время элевсинского шествия из Афин в Элевсин. [2] Его часто отождествляли с Дионисом , возможно, из-за сходства имен Иакх и Вакх , другое имя Диониса. По разным сведениям, он был сыном Деметры (или, по-видимому, ее мужа), или сыном Персефоны , идентичным Дионису Загрею , или сыном Диониса.
Во время греко-персидских войн , когда аттическая местность, покинутая греками, опустошалась персами, предполагалось, что видели призрачную процессию, приближающуюся из Элевсина и выкрикивающую «Якх». Это чудесное событие было истолковано как знак возможной победы греков в битве при Саламине (480 г. до н.э.). [3] Якх также, возможно, был замешан в элевсинском мифе, в котором старуха Баубо , обнажив свои гениталии, развеселила скорбящую Деметру.
Культ
[ редактировать ]Якх был одним из божеств, наряду с Деметрой и Корой ( Персефоной ), которому поклонялись в рамках Элевсинских мистерий . [4] Географ конца I века до нашей эры Страбон назвал его ἀρχηγέτην («главный лидер» или «основатель») «тайн». [5]
Статуя, храм и праздник
[ редактировать ]
В афинском храме хранилась статуя Иакха. По словам географа II века нашей эры Павсания , статуя держала факел и была создана афинским скульптором Праксителем . [6] Отрывок из Аристофана » « Лягушек (405 г. до н.э.) предполагает, что он носил миртовую корону. [7] По словам Павсания, статуя хранилась в храме Деметры, расположенном недалеко от Дипилонских ворот, главного входа в древние Афины. Вероятно, это был тот храм, который Плутарх называл «так называемым Якхейоном». [8] Рядом находился Помпейон, здание, которое было местом сбора процессии, празднующей Элевсинские мистерии . Согласно византийской энциклопедии Суда X века , Якх также был названием его «праздничного» дня, предположительно дня, когда Иакха перенесли в Элевсин в составе Элевсинской процессии. [9]
Элевсинская процессия
[ редактировать ]Якх и его статуя сыграли важную роль в Элевсинской процессии. [10] Плутарх называл процессию ἐξαγόντων Ἴακχον («выводящая Иакха»). [11] 19 Боэдромиона (вероятно) статую Якха вынесли из его храма и перенесли в составе процессии участников Мистерий, шедших из Афин в Элевсин , прибывших 20 Боэдромиона (соответственно 28 или 29 сентября). [12] По пути участники процессии выкрикивали культовый возглас « Якхе!» [13]
С Якхом и его статуей был связан специальный чиновник по имени Ἰακχαγωγός («лидер/носитель Якха»), функция которого предположительно заключалась в том, чтобы нести или сопровождать статую Якха во время процессии. [14] Ἰακχαγωγός указан как один из элевсинских чиновников, получивших пожертвование (ок. 160–170 гг. Н.э.), [15] появляется в списке элевсинских жрецов, составленном Юлием Поллуксом II века нашей эры . [16] и имел зарезервированное место в проэдрии («места впереди») Театра Диониса в Афинах. [17] Должностное лицо (126/7 г. н.э.) упоминается в четырех посвящениях. [18]
Пародия на Элевсинскую процессию появляется в комедии Аристофана « Лягушки » , действие которой происходит в Аиде (подземном мире). [19] Там хор мертвых мистиков, поющие и танцующие в процессии, поют свой «гимн Иакху»: «О, Якх, Якх, о!», и поют:
- Иакх, здесь пребывающий в преподобнейших храмах,
- Якх, о Якх,
- приходи танцевать на этот луг;
- вашим святым мистическим группам
- Встряхните лиственную крону
- вокруг твоей головы, наполненный
- с миртом,
- Смело топайте ногами вовремя
- к дикому веселому обряду,
- с полной долей Граций, священный танец, священный
- вашим мистикам. [20]
и,
- Пробудитесь, ибо оно пришло, разбрасывая в руках факелы,
- Якхос, о Якхос,
- светоносная звезда нашего ночного обряда.
- Теперь луг ярко горит
- Колени стариков начинают трястись.
- Они стряхивают свою боль
- и длинные циклы древних лет
- Через ваш священный обряд.
- Сияя своим факелом,
- выведите на цветущий участок болота
- юноша, который поет твой хор, о благословенный! [21]
и,
- Теперь тогда
- Призовите бога часа своими песнями
- партнер нашего танца.
- Иакх, всеми почитаемый, автор нашей праздничной песни
- самая милая, следуй за нами сюда
- богине и покажи нам, как
- вы с легкостью путешествуете по длинной дороге.
- Якх, любитель танца, веди меня вперед, [22]
Ленея
[ редактировать ]Якх также играл роль в Ленайе , зимнем афинском празднике Диониса . [23] Согласно схолиасту Аристофана о , лягушках . участники Ленайи ответили на команду «Призвать бога» воззванием: «Славься, Якхос, сын Семелы, ты, податель богатства» [24] По мнению схолиаста, повеление призывать бога было провозглашено Дадухом , высшим элевсинским чиновником. [25]
В Дельфи?
[ редактировать ]Имя Иакх, отождествляемое с Дионисом, также, возможно, было связано с культовым ритуалом в Дельфах . [26] Софокла » « Антигона , относящаяся к ночным обрядам, происходящим на горе Парнас над Дельфами, содержит призыв:
О, предводитель хора звезд, чье дыхание — огонь, надзиратель за песнопениями в ночи, сын, рожденный Зевсом, явись, мой царь, со своим помощником Тиадом, который в ночном безумии танцует и поет тебя, как Иакха Дарителя. ! [27]
Имя и происхождение
[ редактировать ]Якх, по-видимому, возник как олицетворение культового возгласа Иакхе , выкрикиваемого участниками во время Элевсинского шествия: [28] причем само восклицание, видимо, произошло от ιαχή («плакать»), ιάχω («плакать»). [29] Было высказано предположение, что крик «iacche» со временем стал интерпретироваться как звательная форма имени «Iacchus». [30] Помимо культового клича, «иакх» также был термином, обозначающим своего рода песню или гимн поклонения, возможно, не связанный с богом. [31]
Отождествление с Дионисом
[ редактировать ]Якх связан с Дионисом, по крайней мере, еще в V веке до нашей эры. [32] Ассоциация, возможно, возникла из-за омофонии имен Якха и Вакха, одного из имен Диониса. Два чернофигурных лекитоя (ок. 500 г. до н. э.) могут представлять собой самое раннее свидетельство такой ассоциации. Почти идентичные вазы, одна в Берлине. [33] а другой в Риме, [34] изобразите Диониса вместе с надписью IAKXNE , возможной ошибкой написания IAKXE . [35]
Более определенные ранние свидетельства можно найти в произведениях афинских трагиков V века до нашей эры Софокла и Еврипида . [36] В » Софокла « Антигоне (ок. 441 г. до н. э.) ода Дионису начинается с обращения к Дионису как к «богу многих имен» ( πολυώνυμε ), правящему долинами Деметрового Элевсина, и заканчивается отождествлением его с «Иакхом Дарителем». ", который возглавляет "хор звезд, чье дыхание - огонь" и чьи "помощники Тиады" танцуют в "ночном безумии". [37] А во фрагменте утраченной пьесы Софокл описывает Нису , традиционное место воспитания Диониса: «Отсюда я увидел Нису, прибежище Вакха, прославленное среди смертных, которую Якх с бычьими рогами считает своей любимой кормилицей». [38] В » Еврипида « Вакханках (ок. 405 г. до н.э.) вестник, описывая вакхические кутежи на горе Киферон , связывает Якха с Бромием , еще одним из имен Диониса, говоря, что они «начали махать тирсосами... призывая Якха, сын Зевса, Бромий, единым голосом». [39]
Надпись, найденная на каменной стеле (ок. 340 г. до н. э.), найденной в Дельфах , содержит хвалебную песнь Дионису, в которой описываются путешествия Диониса в различные места Греции, где его чествовали. [40] Из Фив , где он родился, он сначала отправился в Дельфы , где продемонстрировал свое «звездное тело», а с «Дельфийскими девушками» занял свое «место на складках Парнаса», [41] затем рядом с Элевсином , где его называют «Иакхом»:
- И в твоей руке, размахивающей твоей ночью,
- зажигая пламя, с одержимым богом безумием
- ты отправился в долину Элевсина
- ...
- где весь народ Эллады
- земля, наряду с вашими местными свидетелями
- святых тайн, призывает тебя
- как Иакх: для смертных от их болей
- ты открыл пристанище без труда. [42]
Страбон говорит, что греки «дают имя Якх не только Дионису, но и главнокомандующему мистерий». [43] Об отождествлении Якха с Дионисом в орфическом контексте см. Орфический гимн 42.4, 49.3. [44]
Дионис Загрей
[ редактировать ]В частности, Якха отождествляли с Дионисом Загреем , который был сыном Зевса и Персефоны. [45] Этот орфический Дионис в младенчестве подвергся нападению и расчленению титанов, но позже переродился как Дионис, бог вина, сын Зевса и Семелы , дочери Кадма , первого царя Фив . I в. », а по мнению историка Как отмечалось выше, Софокл упоминает «Якха с бычьими рогами первыми попытались запрягать волов и с их помощью произвести посев семени». [46] Арриан , греческий историк II века, писал, что именно этому Дионису, сыну Зевса и Персефоны, «а не фиванскому Дионису, поется мистическое песнопение «Иакх». [47] А поэт II века Лукиан ссылается на «расчленение Иакха». [48]
Существительное
[ редактировать ]Поэт 4-го или 5-го века Нонн связывает имя Якха с «третьим» Дионисом. [49] Он описывает афинские торжества, устроенные первому Дионису Загрею, сыну Персефоны , второму Дионису Бромиосу, сыну Семелы , и третьему Дионису Иакху:
- Они [афиняне] почитали его как бога, следующего после сына Персефонеи и после сына Семелы; они установили жертвоприношения позднерожденному и первенцу Диониса, а в-третьих, они спели новый гимн Иакхосу. Во время этих трех праздников Афины устроили большое пиршество; в недавно сочиненном танце афиняне отбили шаг в честь Загрея, Бромиоса и Якха все вместе. [50]
«Иакх» Геродота.
[ редактировать ]Возможно, самое старое свидетельство, связанное с Якхом, дано греческим историком V века Геродотом . [51] Согласно Геродоту, афинский изгнанник Дикей рассказал историю о том, что он и бывший спартанский царь Демарат , ставший советником персидского царя Ксеркса I , стали свидетелями чудесного события, которое Дикей истолковал как предсказание поражения персидского флота при Битва при Саламине (480 г. до н.э.) во время греко-персидских войн :
- Дикей, сын Феокида, афинский изгнанник, ставший важным среди мидян, рассказывал, что в то время, когда земля Аттика опустошалась армией Ксеркса и в стране не было афинян, он был с Демаратом Лакедемонянином на по Триасийской равнине и увидел приближающееся от Элевсина облако пыли, словно поднятое ногами около тридцати тысяч человек. Они подивились тому, что люди могут поднять такое облако пыли, и тут же услышали крик. Крик, казалось, был «Иакхом» мистерий, и когда Демарат, неосведомленный об Элевсинских обрядах, спросил его, что издает этот звук, Дикей ответил: «Демарат, не может быть, чтобы какое-нибудь великое бедствие не постигло его». королевская армия. Поскольку Аттика пустынна, очевидно, что этот голос божественен и исходит из Элевсина, чтобы помочь афинянам и их союзникам. Если оно обрушится на Пелопоннес, под угрозой окажутся сам король и его армия на материке. Однако если он повернет в сторону кораблей у Саламина, королю грозит опасность потерять свой флот. Каждый год афиняне отмечают этот праздник Матери и Девы, и любой желающий афинянин или другой эллин получает инициацию. Голос, который вы слышите, — это «Якх», который кричат на этом празднике». На это Демарат ответил: «Промолчи и никому больше не рассказывай об этом. Если эти твои слова донесут царю, ты потеряешь голову, и ни я, ни какой-либо другой человек не сможет тебя спасти, так что молчи. Боги позаботятся об армии. Так он посоветовал, и после пыли и крика появилось облако, которое поднялось вверх и поплыло к Саламину, к лагерю эллинов. Таким образом они поняли, что флот Ксеркса будет уничтожен. Об этом говорил Дикей, сын Феокида, обращаясь в свидетели к Демарату и другим. [52]
Однако, хотя «облако пыли» и ритуальный крик «Якх» являются очевидными отсылками к Элевсинской процессии, Геродот не делает явных ссылок ни на статую Якха, ни на самого бога — ни здесь, ни где-либо еще. [53] Некоторые ученые восприняли этот отрывок как свидетельство того, что для Геродота Якх еще не был богом. [54] Эта история, связывающая Якха со столь важной греческой победой, предположительно привела к увеличению его славы, популярности и значения во всей Греции. [55] и, возможно, это помогло утвердить Иакха как бога.
Генеалогия
[ редактировать ]Иакх, когда его отождествляли с Дионисом, как он был в Ленае в Афинах (см. выше), считался сыном Зевса и Семелы. [56] и когда его отождествляли с Дионисом Загреем , считали сыном Зевса и Персефоны. [57] Однако несколько источников связывают Якха (или Диониса/Иакха) с Деметрой, явно или косвенно, как с ее сыном. [58] Самый ранний такой источник, фрагмент вазы IV века до нашей эры в Оксфорде, изображает Деметру, держащую на коленях ребенка Диониса. [59] Диодор Сицилийский рассказывает нам о «втором Дионисе» (т.е. Дионисе Загрее ), о котором «писатели мифов рассказывают, что он был рожден Зевсом от Персефоны, хотя некоторые говорят, что это была Деметра». [60] К I веку до нашей эры Деметра, кормящая грудью Якха, стала настолько обычным явлением, что латинский поэт Лукреций мог использовать ее как явно узнаваемый пример любовного эвфемизма. [61] II века нашей эры Схолиаст Аристида прямо называет Деметру матерью Якха. [62]
По другим сведениям, Якх был мужем Деметры. [63] А по мнению Нонна , Якх был сыном Диониса и нимфы Ауры , которая была дочерью титана Лелантоса и океаниды Перибойи ( или Кибелы ?). [64]
Анасирма Баубо
[ редактировать ]Якх, возможно, был замешан в элевсинском мифе о Деметре. [65] После похищения Аидом ее дочери Персефоны Деметра посещает Элевсин. Поскольку Деметра оплакивает свою потерянную дочь, она отказывается от гостеприимства своих элевсинских хозяев. Тем не менее ее каким-то образом рассмешили, и, прервав пост, наконец, она приняла предложенную еду и питье. Есть две версии этой истории. В самой ранней версии, приведенной в гомеровском «Гимне Деметре » , старая служанка Ямбэ смешит Деметру, рассказывая ей непристойные шутки. В явно более поздней орфической версии этой истории старуха Баубо смешит Деметру, поднимая ей юбки (анасирма ) , обнажая тем самым свои гениталии. Один из рассказов об этой второй версии предполагает возможное участие Якха. [66] II века Христианский апологет Климент Александрийский , излагая эту историю, приписывает Орфею следующие строки стихов :
- Сказав это, она сняла с себя одежду и показала
- Вид стыда; ребенок Иакх был там,
- И, смеясь, погрузил руку ей под грудь.
- Тогда улыбнулась богиня, в глубине души она улыбнулась,
- И выпил глоток из скользящей чаши. [67]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Граф 2005, «Якх»; Жесткий, с. 134 ; Грималь, св. Якх, с. 224; Трипп, св. Иакх; Роуз, Оксфордский классический словарь Иакха; Смит, св. Иакх .
- ^ Сравните с Гименаем , чье имя произошло от традиционного свадебного клича, см. Hard, p. 223 .
- ^ Геродот , 8.65 .
- ^ Хименес Сан-Кристобаль 2012, с. 125 .
- ^ Страбон , 10.3.10 ; Фарнелл, с. 146 . Однако Фарнелл, с. 148 , утверждая, что Якх был поздним дополнением к Элевсинским мистериям, отбрасывает Якха как «основателя мистерий», говоря: «если Страбон, определяя [Иакха] ἀρχηγέτης τῶν μυστηρίων, означает нечто большее, чем просто то, что он вел мисты по священному путь к мистической святыне, нам не нужно поддаваться влиянию Страбона вопреки более убедительным доказательствам».
- ^ Павсаний , 1.2.4 , 1.37.4 .
- ^ Милонас, с. 253 ; Аристофан , Лягушки 323–330 .
- ^ Хименес Сан Кристобаль 2012, стр. 129–130 ; График 2005 г., «Иакх»; Милонас, с. 253–254 ; Фарнелл, с. 147 ; Плутарх , Аристид 27.3 .
- ^ Суда , св Ἴακχος (йота,16) ; Роуз, Оксфордский классический словарь Иакха; Харрисон, с. 542 ; Фарнелл, с. 147 .
- ^ Хименес Сан-Кристобаль 2012, с. 125 ; Ускорение, с. 25; Кереньи 1967, стр. 62–66 ; Милонас, с. 252–258 .
- ^ Плутарх , Фемистокл 15.1 ; Граф 2005, "Якх" См. также Плутарх, Камилл 19.6 , Алкивиад 34.3 , Фокион 28.1 .
- ↑ Наиболее вероятными датами проведения процессии являются выезд из Афин 19 Боэдромиона и прибытие в Элевсин 20 числа, см. Хименес Сан Кристобаль 2012, стр. 125 , 129 ; Верснель, с. 25; Кереньи 1967, с. 62 ; Милонас, с. 252 ; Доу, стр. 113–115; Фарнелл, с. 147 н. а .
- ^ Атанассакис и Волков, с. 149 ; Граф 2005, «Якх»; Фарнелл, с. 147 ; Геродот , 8,65 ; Арриан , Анабасис Александровский 2.16.3 . См. также Аристофан , Лягушки 316–336 , 340–353 , 396–404 .
- ^ Клинтон 1974, с. 96; Фарнелл, с. 147 .
- ^ «Элевсинский дар»: греческие надписи || 2 1092.31 .
- ^ Юлий Поллукс , Ономастикон I 35 .
- ^ Греческие надписи II 2 5044.2 .
- ^ Греческие надписи || 2 3733.20–21 , 3734.1–3 , 4771.11–12 , 4772.7–9 .
- ^ Со стихами, с. 24; Кереньи 1967, с. 9 ; Харрисон, стр. 540–541 .
- ^ 323–336 .
- ^ 340–353 .
- ^ 396–404 .
- ^ Гиа, стр. 109–113 ; Атанассакис и Волков, с. 149 . Гиа, с. 110 , предполагает, что в Ленайе Иакх, помимо того, что был молодым человеком и факелоносцем, возможно, был персонифицирован как ребенок, «Сын Семелы».
- ^ Перевод Фарнелла, стр. 149 (цитата по схолиасту о Лягушках 482). См. также Guía, стр. 103 , 109 ; Боуи, AM, с. 233; Роуз, Оксфордский классический словарь Иакха; Верснель, с. 25; схолиаст по Аристофану , Лягушки 479 (Резерфорд, стр. 332 ); ПМГ 879 (Стр., стр. 466).
- ^ (Фарнелл, стр. 149 ; Путеводитель, стр. 103 ).
- ^ Guía, стр. 109–113 , где добавлена оговорка «по крайней мере, в аттической трагедии» ( стр. 110 ).
- ^ Софокл , Антигона , 1146–1154 .
- ^ Харрисон, с. 413 ; Фукар, стр. 110–113 ; Перссон, с. 151 ; Гатри, стр. 287–288 ; Милонас, с. 238 ; Верснель, с. 26; Клинтон 1974, с. 96; Грималь, св. Иакх; Граф 2005, «Яккус»; Атанассакис и Волков, с. 149 ; Гиа, с. 112 , который утверждает, что «фигура Якха, вероятно, возникла в Афинах как ритуальная песня или крик, первоначально не в связи с мистериями и Элевсинским праздником, а в контексте земледельческих праздников Диониса».
- ^ Верснель, с. 27; Хименес Сан Кристобаль 2012, с. 127 .
- ^ Верснель, с. 27; Энсинас Регеро, с. 350.
- ^ Хименес Сан-Кристобаль 2012, с. 128 ; Гиа, с. 110 н. 46 ; Лидделл и Скотт , св. Ἴακχος ; Суда Ἴακχος (йота,16) . Например, см. Еврипид , «Троянские женщины» 1230 : νεκρῶν ἴακχον , где ἴακχον используется для обозначения треноди , плача по мертвым, таким образом, Кольридж переводит эту строку как «Плач по мертвым»; Циклоп 68–71 , где Афродите поётся песня «Iacchos Iacchos»; Паламед фр. 586 Kannicht [ apud Strabo , 10.3.13 ] (= фр. 586 Nauck) (Collard and Cropp, стр. 56, 57 ), где слово ἰάκχοις , переведенное Колларом и Кроппом как «крики веселья», используется для обозначения под звуки дионисийских бубнов ( τυμπάνων ).
- ^ Хименес Сан-Кристобаль 2012, с. 125 ; Боуи, AM, с. 232; Харрисон, стр. 540–542 .
- ^ Antikensammlung Berlin F1961 ( Архив Бизли 302354 ).
- ^ Национальный этрусский музей 42884, ( Архив Бизли 9017720 ).
- ^ Верснель, стр. 32 и далее; Боуи, AM, с. 232.
- ^ Хименес Сан-Кристобаль 2012, с. 127 ; Граф 2005, «Якх».
- ^ Хименес Сан-Кристобаль 2013, с. 279 , Боуи, AM, стр. 232–233; Софокл, Антигона 1115–1125 , 1146–1154 ; Верснель, стр. 23–24. Джебб в своем примечании к строке 1146 χοράγ᾽ ἄστρων понимает использование Софоклином имени «Иакх» как конкретное обозначение Элевсинского Диониса.
- ^ Хименес Сан-Кристобаль, 2013, стр. 279–280 ; Боуи, AM, с. 233; Софокл , фрагмент 959 Радт (Ллойд-Джонс, стр. 414, 415 ).
- ^ Энсинас Регеро, с. 350; Хименес Сан Кристобаль 2013, с. 282, с н. 41 ; Боуи, AM, с. 233; Еврипид , Вакханки 725 . Хименес Сан-Кристобаль также видит возможные связи между Якхом и Дионисом у Еврипида: Ион 1074–1086 , Троянские женщины 1230 , Циклоп 68–71 и фр. 586 Каннихт ( apud Strabo , 10.3.13 ) = фр. 586 Наук (Коллард и Кропп, стр. 56, 57 ).
- ^ Боуи, EL, стр. 101–110 ; Фантуцци, стр. 189 , 190 , 191 ; PHI Греческие надписи, BCH 19 (1895) 393 .
- ^ 21–24, Боуи, EL, стр. 101–102 .
- ^ 27–35, Боуи, EL, с. 102 .
- ^ Страбон , 10.3.10 .
- ^ Атанассакис и Волков, стр. 37 , 41 .
- ^ Паркер, с. 358 ; Грималь, св. Иакх; Трипп, св. Иакх; Смит, св. Иакх .
- ^ Хименес Сент-Кристофер 2013, стр. 279–280 ; Диодор Сицилийский , 4.4.2 , см. также 3.64.1–2 .
- ^ Арриан , Анабасис Александра 2.16.3
- ^ Люциан , De Saltatione («Танец») 39 ( Хармон, стр. 250, 251 ).
- ^ Нонн , Дионисий 1.26–28 I стр. 4, 5 с нотой Роуз a ; Бернабе и Гарсиа-Гаско, с. 109 .
- ^ Нонн , Dionysiaca 48.962–968 III стр. 492, 493
- ^ Верснель, с. 23; Кереньи 1967, стр. 7–10 ; Харрисон, с. 542 ; Геродот , 8.65 . Верснель описывает отрывок Иродода как «древнейшее свидетельство». Однако Encinas Reguero, с. 350, говорится лишь о том, что оно «могло быть самым старым». Хотя событие, описанное Геродотом, предположительно произошло до битвы при Саламине в 480 г. до н. э., как указывает Энцинас Регеро, неизвестно, писал ли Геродот до или после упоминания Якха в « Антигоне » Софокла (ок. 442–441). до нашей эры). Также, возможно, более ранними свидетельствами являются две упомянутые выше вазы лекифойи (ок. 500 г. до н.э.), а также некоторые надписи из Березани и Ольвии («возможно, уже в VI веке до н.э.»), отмеченные Хименесом Сан-Кристобалем 2012, стр. 127 .
- ^ Геродот , 8.65 .
- ^ Верснель, с. 23; Хименес Сан Кристобаль 2012, с. 126 , с. 127 .
- ^ Хименес Сан-Кристобаль 2012, с. 127 ; см., например, Фукар, с. 110 : Во времена персидских войн он еще не обладал личностью, он обозначал песни и возгласы, произносимые процессией мистов, когда он шел из Афин в Элевсин. Именно это значение оно очень ясно имеет в описании Геродота о чуде, возвестившем о катастрофе персов при Саламине. На пустынной равнине Трии афинский изгнанник, находившийся на службе у Великого Царя, увидел облако пыли, подобное тому, которое поднял бы отряд в тридцать тысяч человек, и услышал громкий крик, который показался ему быть Иакхом мистическим, xαί οἱ φαίνεσθαι τὴν φωνὴν εἶναι τὸν μυστιxὸν ἴαxχον.
- ^ Милонас, с. 255? Фарнелл, с. 147 .
- ^ Схолиаст об Аристофане , Лягушки 479 (Резерфорд, стр. 332 ).
- ^ Parker, p. 358 ; Grimal, s.v. Iacchus.
- ^ Маркович, стр. 23 ; Паркер, стр. 358 ; Граф 1974, с .
- ^ Маркович, с. 23 ; Бьянки, с. 18 ; Граф 1974, с. 198 ; Музей Эшмола в Оксфорде, инв. 1956-355.
- ^ Диодор Сицилийский , 3.64.1 .
- ^ Паркер, с. 358 н. 139 ; Лукреций , 4.1168–1169 . Арнобиус , Adversus Gentes (также называемый Adversus Nationes ) 3.10 (стр. 157), ссылаясь на стих Лукреция, перечисляет «полногрудую Церсесу, кормящую Иакка», как зрелище, которое «ужас жаждет» увидеть. Сравните с Фотием , св Ἴακχος и Судом , св Ἴακχος (йота,16) , которые отождествляют Иакха с Διόνυσος ἐπὶ τῷ μαστῷ («Дионис у груди»).
- ^ Паркер, с. 358 н. 139 ; схолиаст об Аристиде , Vol. 3, с. 648 213, 18 Диндорф .
- ^ Хард, с. 134 ; Грималь, св. Иакх; Трипп, св. Иакх; Роуз, Оксфордский классический словарь Иакха; схолиаст по Аристофану , Лягушки 324 (Резерфорд, стр. 316 ).
- ^ Бернабе и Гарсиа-Гаско, с. 109 ; Nonnus , Dionysiaca 1.26–28 I стр. 4, 5 , 48.245–247 III стр. 440–443 , 48.848–968 III стр. 484–493 . В 48.245–247 Ноннус, кажется, подразумевает, что Аура является дочерью Лелантоса от его жены Перибойи, однако в 1.27–28 он называет Ауру «дочерью Кибелы».
- ^ Маркович, стр. 20–27 ; Олендер, с. 85 и далее. ; Атанассакис и Волков, с. 149 ; Кереньи 1951, стр. 242–244.
- ↑ Фарнелл, стр. 147–148 , пренебрежительно относится к участию Якха, говоря: «Не имеет значения, что покойный и безрассудный композитор «орфического» гимна решает ввести его в старый элевсинский миф о Баубо», отмечая, что «правдивость текста может быть подвергнута сомнению, см. Lobeck, Aglaoph » .
- ^ Климент Александрийский , Протрептик [«Обращение к грекам»] (Баттерворт, стр. 42, 43 [= Орфический фр. 52 Керн ]. Обсуждение неопределенности текста Климента см. в Марковиче, стр. 20–27 . См. также О'Хиггинс, стр. 194, с .
Ссылки
[ редактировать ]- Аристид , Аристид ex recensione Guilielmi Dindorfii, Том 3 , Вильгельм Диндорф , Вайдманн, Г. Реймер, 1829. Цифровая библиотека Hathi Trust .
- Аристофан , Лягушки , Мэтью Диллон, редактор, Цифровая библиотека Персея, Университет Тафтса, 1995. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Арнобиус Сиккский , Семь книг Arnobius Adversus Gentes , перевод Арчибальда Гамильтона Брайса и Хью Кэмпбелла, Эдинбург: Т. и Т. Кларк. 1871. Интернет-архив .
- Арриан , Анабасис Александровский , Том I: Книги 1–4 , в переводе П. А. Бранта. Классическая библиотека Леба № 236. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1976. ISBN 978-0-674-99260-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Атанассакис, Апостолос Н. и Бенджамин М. Волков, Орфические гимны , издательство Университета Джонса Хопкинса, 2013) ISBN 978-1-4214-0882-8 . Гугл Книги .
- Бернабе и Гарсиа-Гаско, «Нонн и дионисийско-орфическая религия» в «Спутнике Брилла Нонну из Панополиса» , редактор Доменико Аккоринти, BRILL, 2016. ISBN 9789004310698 .
- Боуи, AM, Аристофан: миф, ритуал и комедия , издательство Кембриджского университета , 1993. ISBN 0521440122 .
- Боуи, Э. Л., «Время и место, повествование и речь у Филика, Филодама и Лимениуса» в книге «Гимническое повествование и нарратология греческих гимнов » под редакцией Эндрю Фолкнера, Оуэна Ходкинсона, BRILL, 2015. ISBN 9789004289512 .
- Коллард, Кристофер и Мартин Кропп (2008b), Фрагменты Еврипида: Эдип-Хрисипп: Другие фрагменты , Классическая библиотека Леба № 506. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2008. ISBN 978-0-674-99631-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Климент Александрийский , «Обращение к грекам». Спасение богача. Новокрещеным . Перевод Г.В. Баттерворта. Классическая библиотека Леба № 92. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1919. ISBN 978-0-674-99103-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . Интернет-архив, издание 1960 года .
- Клинтон, Кевин, Священнослужители Элевсинских мистерий, Филадельфия, Американское философское общество, 1974.
- Диодор Сицилийский , Диодор Сицилийский: Историческая библиотека . Перевод CH Oldfather. Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ; Лондон: William Heinemann, Ltd. 1989. Интернет-версия Билла Тайера.
- Доу, Стерлинг, «Афинские указы 216–212 гг. До н.э.», Гарвардские исследования по классической филологии , Vol. 48 (1937), стр. 105–126. ДЖСТОР
- Энсинас Регеро, М. Кармен, «Имена Диониса в вакханках Еврипида и риторический язык Тейресия», в «Переосмыслении Диониса » , редакторы: Альберто Бернабе, Мигель Эрреро де Хауреги, Ана Исабель Хименес Сан Кристобаль, Ракель Мартин Эрнандес. Уолтер де Грюйтер, 2013. ISBN 978-3-11-030091-8 .
- Еврипид , Вакханки , перевод Т. А. Бакли в «Трагедиях Еврипида» , Лондон. Генри Дж. Бон. 1850. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Еврипид , Циклоп , у Еврипида, с английским переводом Дэвида Ковача , Кембридж. Издательство Гарвардского университета. предстоящий. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Еврипид , Ион , перевод Роберта Поттера в «Полной греческой драме » под редакцией Уитни Дж. Оутс и Юджина О'Нила-младшего. Том 1. Нью-Йорк. Случайный дом. 1938. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Еврипид , Троянские женщины , в пьесах Еврипида в переводе Э. П. Кольриджа. Том I. Лондон. Джордж Белл и сыновья. 1891. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Фантуцци, Марко, «Песенная поэзия: случай с написанными пеанами» в «Спутнике эллинистической литературы » , редакторы: Джеймс Дж. Клаусс, Мартин Кайперс, John Wiley & Sons, 2010. ISBN 9781405136792 .
- Фарнелл, Льюис Ричард , Культы греческих государств , Том. III, Clarendon Press, Оксфорд, 1907. Интернет-архив.
- Фукар, Поль Франсуа, Элевсинские тайны , Париж, Пикард, 1914. Интернет-архив.
- Граф, Ф. 1974, Элевсин и орфическая поэзия Афин в доэллинистические времена , Вальтер де Грюйтер, 1974. ISBN 9783110044980 .
- Граф, Ф. 2005, «Якх» в «Новом Поли» Брилла: Энциклопедия древнего мира . Античность, Том 6 , Лиден-Бостон, 2005 г.
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Гид, Мириам Вальдес, «Переопределение Диониса в Афинах на основе письменных источников: Ленайя, Якх и аттические женщины» в «Переосмыслении Диониса » , редакторы: Альберто Бернабе, Мигель Эрреро де Хауреги, Ана Исабель Хименес Сан Кристобаль, Ракель Мартин Эрнандес. Уолтер де Грюйтер, 2013. ISBN 978-3-11-030091-8 .
- Гутери, WKC , Греки и их боги , Beacon Press, 1950. ISBN 9780807057933 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Харрисон, Джейн Эллен , Пролегомены к изучению греческой религии , второе издание, Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 1908. Интернет-архив.
- Геродот ; Истории , А. Д. Годли (переводчик), Кембридж: Издательство Гарвардского университета , 1920; ISBN 0674991338 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Хименес Сан Кристобаль, Анна Исабель, 2012, «Якх в Плутархе» в «Плутархе в религиозном и философском дискурсе поздней античности » , под редакцией Фернандо Лаутаро Роиг Ланциллотта и Исраэля Му Оз Галларте, Брилл, ISBN 9789004234741 .
- Хименес Сан Кристобаль, Анна Исабель 2013, «Софоклин Дионис» в «Переосмыслении Диониса» , Редакторы: Альберто Бернабе, Мигель Эрреро де Хауреги, Ана Исабель Хименес Сан Кристобаль, Ракель Мартин Эрнандес, Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-030091-8 .
- Кереньи, Карл 1951, Боги греков , Темза и Гудзон, Лондон.
- Кереньи, Карл 1967, Элевсин: архетипический образ матери и дочери , Princeton University Press , 1991. ISBN 9780691019154 .
- Кереньи, Карл 1976, Дионис: архетипический образ нерушимой жизни , Princeton University Press , 1996. ISBN 9780691029153 .
- Керн, Отто . Orphicorum Fragmenta , Берлин, 1922. Интернет-архив.
- Ллойд-Джонс, Хью , Софокл: Фрагменты , отредактированный и переведенный Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба № 483. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1996. ISBN 978-0-674-99532-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Люциан , Люциан, с английским переводом А. М. Хармона, том 5, Классическая библиотека Леба № 302. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1962. Интернет-архив.
- Лукреций , Де Рерум Натура , Уильям Эллери Леонард. Э.П. Даттон. 1916. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Маркович, Мирослав, Исследования греко-римских религий и гностицизма , BRILL, 1988. ISBN 9789004086241 .
- Милонас, Джордж Эммануэль, Элевсин и Элевсинские тайны , Princeton University Press, 2015 (1961). ISBN 9781400877294 .
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , I Книги I – XV. Классическая библиотека Леба № 344, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , III Книги XXXVI – XLVIII. Классическая библиотека Леба № 346, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив .
- О'Хиггинс, Лори, Женщины и юмор в классической Греции , издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 9780521822534 .
- Олендер, Морис, «Аспекты Баубо: древние тексты и контексты», в книге « До сексуальности: построение эротического опыта в древнегреческом мире », редакторы: Дэвид М. Гальперин, Джон Дж. Винклер , Фрома И. Зейтлин, Princeton University Press , 1990. ISBN 9780691002217 .
- Пейдж, Д.Л. (Денис Лайонел) , 1908–1978, Греческие поэты , Оксфорд, Clarendon Press, 1962.
- Паркер, Роберт, Политеизм и общество в Афинах , OUP Oxford, 2005. ISBN 9780191534522 .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Перссон, Аксель В., Религия Греции в доисторические времена , Беркли, Лос-Анджелес: издательство Калифорнийского университета, 1942. Интернет-архив.
- Плутарх . Жизнеописания, Том II: Фемистокл и Камилл. Аристид и Катон Майор. Кимон и Лукулл. Перевод Бернадота Перрена. Классическая библиотека Леба № 47. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1914. ISBN 978-0-674-99053-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Плутарх . Жизнеописания, Том IV: Алкивиад и Кориолан. Лисандр и Сулла. Перевод Бернадота Перрена. Классическая библиотека Леба № 80. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1916. ISBN 978-0-674-99089-0 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Плутарх . Жизнеописания, Том VIII: Серторий и Эвмен. Фокион и Катон Младший . Перевод Бернадота Перрена. Классическая библиотека Леба № 100. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1919. ISBN 978-0-674-99111-8 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Поллукс, Юлий , Ономастикон , Вильгельм Диндорф , Лейпциг: Кюн. 1825. Интернет-архив .
- Роуз, Герберт Дженнингс , «Иакх» в Оксфордском классическом словаре , второе издание, Хаммонд, NGL и Говард Хейс Скаллард (редакторы), Oxford University Press , 1992. ISBN 0-19-869117-3 .
- Резерфорд, Уильям Г., Scholia Aristphanica , Лондон, Макмиллан и компания и Нью-Йорк, 1896. Интернет-архив.
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1867 г.). Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Страбон , География , перевод Горация Леонарда Джонса; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд. (1924). Книги 6–14 в цифровой библиотеке Персея.
- Софокл , Антигона Софокла, отредактировано с предисловием и примечаниями сэра Ричарда Джебба , сэра Ричарда Джебба. Кембридж. Издательство Кембриджского университета. 1891. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .
- Верснель, HS, «ΙΑΚΧΟΣ. Некоторые замечания, сделанные неопубликованным Лекитом на вилле Джулия», Talanta 4 , 1972, 23–38. PDF