Jump to content

Энодия

Энодия
Богиня дорог, призраков, очищения, защиты, города и кладбищ.
Обитель Фераэ
Животные Собаки , Лошади и, возможно, Быки и Змеи.
Символ Факелы и железные ключи

В древнегреческой религии мифологии Энодия и ( также пишется как Эннодия и Эйнодия ) ( / ɛ ˈ n d i . ə / ; [1] Греческий : Ἐννοδία , «та, что на улице» или «На дороге») — явно фессалийская богиня, отождествляемая в определенных областях или некоторыми древними авторами с Артемидой , Гекатой или Персефоной . Она была в паре с Зевсом в культе и иногда делила с ним святилища. [2] Энодии в первую очередь поклонялись в Древней Фессалии. [2] [3] и был хорошо известен в эллинистической Македонии . [2] [4]

Энодия — богиня дорог , защиты ( апотропаика ), призраков, очищения, города и кладбищ. Она была включена в местный додекотеон . [5] Богинями этого додекотеона были Гестия , Деметра , Энодия, Афродита , Афина и Фемида . [5]

Имя « Энодия» предполагает, что она охраняла входы и стояла на главной дороге в город, наблюдая за теми, кто вошел, а также на дороге перед частными домами, защищая жителей, живших внутри. [6] Ожидалось, что божества с этой апотропной функцией будут отгонять такие опасности, как грабители , злые духи и даже эпидемии, такие как мыши . [6] Другими известными божествами с этой функцией являются Геката , Гермес и Аполлон . [6] [7]

Главным культовым местом Энодии, особенно до V века, был город Фераи . [2] [8] Фераи был важным городом в Древней Фессалии из-за расположения поселения. [8]

Есть только два засвидетельствованных жреца Энодии. Тимарит из Коринфа , умерший в Пелле , Македония , в конце V века до нашей эры. [9] и Хризам . [3] Согласно Полиэну, Кноп Кодридский сражался с ионийцами при Эритре после недавней ионийской колонизации Малой Азии . [3] Кнопус получил оракул, в котором говорилось: « взять военачальником из фессалийцев жрицу Эннодии» (στρατηγὸν παρὰ Θεσσαλῶν λαβεῖν τὴν ἱέρειαν τῆς Ἐνοδίας). Прибыла Хризама, упомянутая жрица, и благодаря своему владению травами отравила эритрейцев. Благодаря этому Кноп привел свою армию к победе. [3] Считалось, что Фессалия полна ведьм, способных даже привлечь луну , поэтому ассоциация Хризама с травами имеет смысл. [10]

Иконография

[ редактировать ]

Энодию иногда изображали на монетах в Фессалии . Она изображена молодой женщиной, обычно едущей на лошади и несущей факелы . [2] [11] На стеле, датируемой I-II веками, Энодия изображена в хитоне-подересе , перепоясанном под грудью. [11] На этой стеле она также изображена верхом на лошади в сопровождении собаки . [11]

Истоки и гражданское распространение культа Энодии

[ редактировать ]

До V века поклонение Энодии в основном ограничивалось городом Фераи . [3] Хотя ее эпиграфические свидетельства впервые встречаются в пределах города Ларисы . [3] Фера был важным городом в Древней Фессалии железного века, что позволило Энодии стать панфессалийской богиней. [8] В течение V века культ Энодии быстро распространился по Фессалии , Южной Македонии и даже во Фракии . [6] Согласно « Стратегемам » Полиэна , Энодия предположительно была национальным божеством во время ионической миграции. [2] [3]

Расширение культа Энодии связано со стремлением к созданию гражданской идентичности Фессалии . [3] Культы Пифийского Аполлона и Энодии были расширены и распространены по всей Фессалии . [3] Тем не менее, существовало фундаментальное различие между регионированием панэллинского Аполлона и ограниченностью местной региональной богини, такой как Энодия. Ей стали поклоняться по всей Фессалии и Македонии , особенно в эллинистическую и римскую эпохи. [2] [3]

Использование Энодии для новой гражданской идентичности Фессалии не удалось, поскольку она была неподходящим божеством для новой фессалийской идентичности, которая должна была быть создана, когда Фламинин заново основал лигу в 196 году. [3] Она полностью отсутствует на фессалийских монетах постфламининской эпохи. [3] Указы новой Лиги не публиковались в святилище Энодии; будь то в Ферах или где-нибудь еще в Фессалии . [3] Нет никаких свидетельств возможных инвестиций в какое-либо из ее святилищ, и ни один месяц фессалийского календаря, используемый после 196 года, похоже, не признает и не чтит богиню. [3]

Мифология

[ редактировать ]

Один миф об Энодии еще больше связывает ее с городом Фераи . [12] Еще младенцем богиня Энодия была привезена в Фераи во времена Фереса ; это было тогда, когда город находился в зачаточном состоянии. Ее нашли пастухи Фереса . В каком-то смысле она выросла вместе с городом. [12] Ни один другой фессалийский город не заявлял о такой тесной связи с одним божеством, как Фераи , что в некотором смысле сделало Энодию покровителем города или особым божеством. [12]

Древнее поклонение

[ редактировать ]

Енодии поклонялись по всей Фессалии , Македонии , [4] и части Фракии . [6] Она делила святилища с Зевсом и была в паре с ним в культе. [2] В их общем культе Зевсу часто давали эпитет Таулиос . [4] [8] Энодия, возможно, является самым отчетливым и наиболее понятным из божеств, которым поклоняются в Фессалии , и ее культ распространился с конца пятого и четвертого веков на прилегающие регионы; Македония в частности. [2] [4] В четвёртом веке она входила в состав местного додекотеона . [3] Богинями этого местного додекотеона были Гестия , Деметра , Энодия, Афродита , Афина и Фемида . [5]

Энодия также является куротрофосом (то есть защитником и воспитателем детей). Железный ключ был найден внутри просверленного отверстия небольшого основания, на котором имеется надпись с просьбой к Энодии о помощи с ребенком. [6] Это предполагает, что база изначально располагалась рядом с чем-то, что можно было запереть и разблокировать ключом, в буквальном или символическом смысле. Другая надпись, найденная на подобном постаменте в Ларисе, просит Энодию помочь с ребенком. [6] Они похожи на гекатии , которые ставились у входов. [6] Неизвестно, обладала ли Энодия этой чертой изначально, или же она возникла вследствие отождествления с Гекатой . [6]

аспекты Энодии Хтонические наиболее сильны в ее власти над кладбищами . [8] Поклонение ей часто происходило на кладбищах или рядом с ними, например, в святилище Зевса и Энодии в Ферах . [2] [8] Части, возможно, перемещенные из местных гробниц, были посвящены Энодии позже, в восьмом или седьмом веках. [2] Вотивы состояли в основном из небольших бронзовых и железных предметов, таких как всевозможные украшения, но в основном фибулы , фигурки птиц и животных. [2] [8] Фигурки животных представлены широким спектром видов, таких как собаки , лошади и, возможно, быки и змеи . [2] Фрагменты архаической скульптурной записи включают голову быка . Они священны для Энодии и божеств подземного мира , особенно Гекаты . [2] [6] добавлены также терракоты, в основном женские. Начиная с седьмого века, [2] Фибулы были популярными подношениями Богине (составляющими почти половину существующих вотивных записей) и их ритуальным использованием для закрепления погребальной одежды в фессалийских могилах . [2] фибулы обычно предпочитали булавкам В Древней Фессалии . [2]

Популярность изображений фибул в святилище Энодии позволяет предположить, что погребальные изображения могли иметь отношение к культу. [2] Хотя не следует переоценивать хтонические аспекты культа, поскольку Энодии также поклонялись явно нехтоническим образом; как олимпиец. [2]

Она также является гражданской богиней. Энодии Одно из святилищ было расположено на окраине города , что позволяет предположить, что она интересуется гражданской жизнью. [2] Она также входила в состав Patrooi Theoi, группы родственных и групп богов в Фессалии. [12] Другими богами в этой группе вместе с Зевсом Тавлием были Энодия, Афина, Мойры и Посейдон. [12]

Несмотря на ее отождествление с Гекатой [2] [6] или Артемида , [2] Энодия выступала как отдельная популярная богиня на протяжении эллинистической и римской эпох. [2] [3] В Феокрита «Идиллии II» Гермес Энодия (Гермес с эпитетом Энодия). упоминается [13] Имеется в виду статуя бога у входа в поместье . [13]

Эпитеты Энодии

  • Алексеатис (греч. Ἀλέξεατις ) — апотропный эпитет , означающий «отвратитель зла». Упоминается в V в. надпись Энодии Алексеатису в городе Ларисе . [6]
  • Астике (греч. Αστικές ) «городской» [12] в Ларисе [3] [12]
  • Корутарра (греч. Κορουταρρα ) «заставляющая расти» — неясный эпитет, демонстрирующий связь с древним женским миром. [12] или как поставщик еды и роста. [14]
  • Кориллос (греч. Κοριλλος ) — еще один неясный эпитет, демонстрирующий связь с древним женским миром. [12]
  • Осия (греч. Οσια ) — своеобразный эпитет Энодии, встречающийся в Македонии, который может иметь отношение к очищениям. [12]
  • Патроа (греч. Πατρωα ) Эпитет, означающий «родовой» или «отцовский», засвидетельствованный на классической каменной стеле по обету под Деметрием . [15] Энодия принадлежала к группе Patrooi Theoi, группе родственных и групповых богов в Фессалии. [12]
  • Ферайя (греч. Φεραίᾳ ) «Принадлежащий/связанный с Фераем ». Этот эпитет возник из-за тесной связи Энодии с городом Фераи . [3]
  • Строгике (греч. Στρογικά ) «молнии», в смысле несущего свет. [14] Эпитет вызывается вместе с другим ее эпитетом patroa у Ларисы. [12]
  • Статмия (греч. Σταθμια ) — эпитет, который может быть связан с миром животных, поскольку одно из многих значений слова статмос стабильно. [12]
  • Вастика (греч. Ϝαστικᾶι ) — эпитет, возможно, относящийся к городскому аспекту Энодии или Энодии общины Ларисы. [3]

Отождествление с Гекатой

[ редактировать ]

Из-за сходства между двумя богинями, например, защиты дорог, совместного использования животных, предотвращения зла и т. д., неудивительно, что Энодию отождествляли с Гекатой . [6] В связи с этим Лукиан описывает обряды Гекаты на Эгине как «обряды Энодии». [16] Павсаний в « Описании Греции» описывает Гекату -Энодию, приносящую ночью спартанцам в жертву черного щенка. [17] Это типичное подношение Гекате , поскольку ей посвящены черные собаки. [18]

Отождествление Гекаты и Энодии восходит как минимум к пятому веку. [6] Ко времени четвертого века Геката -Энодия тесно связана с призраками в «О священной болезни», тексте, призванном пристыдить магов. [10] [19] В тексте описываются многочисленные «Священные болезни», которые, по мнению магов, вызваны богами. [10] [19]

Если он громко визжит, его сравнивают с лошадью и говорят, что виноват Посейдон. 35. Если у пациента испражняется, как это часто случается с теми, кто находится под принуждением болезни, бога зовут Энодия. 36. Если стул бывает частый и довольно жидкий, как у птиц, виноват Аполлон Номиос. 37. Если у него изо рта пойдет пена и он лягнет ногами, виноват будет Арес. 38. Если больного по ночам посещают страхи, ужасы и безумия, он вскакивает с постели и убегает наружу, это называют приступами Гекаты или нападками призраков [hêrôes].

О священной болезни

Геката Энодия называет роль Гекаты на перепутье Триодитой и Тривией (еще одной богиней, отождествляемой с Гекатой ) в римскую эпоху. [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джагер, Эдмунд К. (1960). Справочник биолога по произношению . Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз С. Томас. п. 110.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Морган, Кэтрин. Ранние греческие государства за пределами полиса. ISBN   0-415-08996-4
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с К.Д. Грейнингер, «Аполлон, Эннодия и Фессалия четвертого века», Кернос, 22 | 2009, 109–124.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Ройсман, Джозеф; Ян, Уортингтон (2010). Спутник Древней Македонии . Блэквелл Паблишинг Лтд. 324. ИСБН  978-1-4051-7936-2 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Миллер, С. (1974). Алтарь Шести Богинь в Фессалийских Ферах. Калифорнийские исследования классической древности, 7, 231–256. дои : 10.2307/25010672
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Айлс Джонстон, Сара (2 августа 2013 г.). Беспокойный мертвец . Издательство Калифорнийского университета. дои : 10.1525/Калифорния/9780520217072.001.0001 . ISBN  978-0-520-21707-2 .
  7. ^ Граф, Фриц (16 октября 2008 г.). Аполлон . дои : 10.4324/9780203581711 . ISBN  9780203581711 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Георганас, Иоаннис. (2008) МЕЖДУ АДМЕТОМ И ЯСОНОМ: ФЕРАИ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
  9. ^ Морган, Кэтрин. Ранние греческие государства за пределами полиса , с. 140 . ISBN   0-415-08996-4
  10. ^ Перейти обратно: а б с Огден, Д. (2009). Магия, колдовство и призраки в греческом и римском мирах: справочник. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Каллиопи Хатциниколау, «Нахождение святилищ в Верхней Македонии по археологическим данным», Кернос, 23 | 2010, 193–222.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Мили, Мария (2015). Религия и общество в древней Фессалии . Оксфордский университет. ISBN  978-0-19-871801-7 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Тео. Идентификатор. II
  14. ^ Перейти обратно: а б Бруно Хелли, «Освящение погребальной ограды в Эннодии Илиасе в Ларисе (Фессалия)», Кернос , 23 | 2010, 53-65. Бруно Хелли, «
  15. ^ София Кравариту, «Синеецизм и религиозный интерфейс в Деметрии (Фессалии)», Кернос, 24 | 2011, 111–135.
  16. ^ Полинская, Ирен. Местная история греческого политеизма: боги, люди и земля Эгина, 800-400 гг. до н.э. БРИЛЛ, 2013.
  17. ^ Павсаний, Описание Греции 3. 14. 9 (перевод Джонса) (греческий рассказ о путешествиях C2nd нашей эры):«Я не знаю других греков [кроме спартанцев, приносящих жертвы Эниалиосу], которые привыкли приносить в жертву щенков, за исключением жителей Колофона; они тоже приносят в жертву щенка, черную суку, Энодии (Придорожной) [Гекате]. жертвоприношение колофонцев и юношей в Спарте назначено совершать ночью».
  18. ^ ГЕКАТА (Геката) — греческая богиня колдовства, магии и призраков . (2017). Теои Греческая мифология. https://www.theoi.com/Khthonios/Hekate.html
  19. ^ Перейти обратно: а б Гиппократ. О священной болезни , Александрийская библиотека, 2007.
  20. ^ Джонстон, Сара Айлс. Геката Сотейра . Ученые Пресс, 1990.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 281230e80a88bf231d9364e0ef71017c__1718900520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/7c/281230e80a88bf231d9364e0ef71017c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enodia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)