Энодия
Энодия | |
---|---|
Богиня дорог, призраков, очищения, защиты, города и кладбищ. | |
Обитель | Фераэ |
Животные | Собаки , Лошади и, возможно, Быки и Змеи. |
Символ | Факелы и железные ключи |
В древнегреческой религии мифологии Энодия и ( также пишется как Эннодия и Эйнодия ) ( / ɛ ˈ n oʊ d i . ə / ; [1] Греческий : Ἐννοδία , «та, что на улице» или «На дороге») — явно фессалийская богиня, отождествляемая в определенных областях или некоторыми древними авторами с Артемидой , Гекатой или Персефоной . Она была в паре с Зевсом в культе и иногда делила с ним святилища. [2] Энодии в первую очередь поклонялись в Древней Фессалии. [2] [3] и был хорошо известен в эллинистической Македонии . [2] [4]
Энодия — богиня дорог , защиты ( апотропаика ), призраков, очищения, города и кладбищ. Она была включена в местный додекотеон . [5] Богинями этого додекотеона были Гестия , Деметра , Энодия, Афродита , Афина и Фемида . [5]
Имя « Энодия» предполагает, что она охраняла входы и стояла на главной дороге в город, наблюдая за теми, кто вошел, а также на дороге перед частными домами, защищая жителей, живших внутри. [6] Ожидалось, что божества с этой апотропной функцией будут отгонять такие опасности, как грабители , злые духи и даже эпидемии, такие как мыши . [6] Другими известными божествами с этой функцией являются Геката , Гермес и Аполлон . [6] [7]
Главным культовым местом Энодии, особенно до V века, был город Фераи . [2] [8] Фераи был важным городом в Древней Фессалии из-за расположения поселения. [8]
Есть только два засвидетельствованных жреца Энодии. Тимарит из Коринфа , умерший в Пелле , Македония , в конце V века до нашей эры. [9] и Хризам . [3] Согласно Полиэну, Кноп Кодридский сражался с ионийцами при Эритре после недавней ионийской колонизации Малой Азии . [3] Кнопус получил оракул, в котором говорилось: « взять военачальником из фессалийцев жрицу Эннодии» (στρατηγὸν παρὰ Θεσσαλῶν λαβεῖν τὴν ἱέρειαν τῆς Ἐνοδίας). Прибыла Хризама, упомянутая жрица, и благодаря своему владению травами отравила эритрейцев. Благодаря этому Кноп привел свою армию к победе. [3] Считалось, что Фессалия полна ведьм, способных даже привлечь луну , поэтому ассоциация Хризама с травами имеет смысл. [10]
Иконография
[ редактировать ]Энодию иногда изображали на монетах в Фессалии . Она изображена молодой женщиной, обычно едущей на лошади и несущей факелы . [2] [11] На стеле, датируемой I-II веками, Энодия изображена в хитоне-подересе , перепоясанном под грудью. [11] На этой стеле она также изображена верхом на лошади в сопровождении собаки . [11]
Истоки и гражданское распространение культа Энодии
[ редактировать ]До V века поклонение Энодии в основном ограничивалось городом Фераи . [3] Хотя ее эпиграфические свидетельства впервые встречаются в пределах города Ларисы . [3] Фера был важным городом в Древней Фессалии железного века, что позволило Энодии стать панфессалийской богиней. [8] В течение V века культ Энодии быстро распространился по Фессалии , Южной Македонии и даже во Фракии . [6] Согласно « Стратегемам » Полиэна , Энодия предположительно была национальным божеством во время ионической миграции. [2] [3]
Расширение культа Энодии связано со стремлением к созданию гражданской идентичности Фессалии . [3] Культы Пифийского Аполлона и Энодии были расширены и распространены по всей Фессалии . [3] Тем не менее, существовало фундаментальное различие между регионированием панэллинского Аполлона и ограниченностью местной региональной богини, такой как Энодия. Ей стали поклоняться по всей Фессалии и Македонии , особенно в эллинистическую и римскую эпохи. [2] [3]
Использование Энодии для новой гражданской идентичности Фессалии не удалось, поскольку она была неподходящим божеством для новой фессалийской идентичности, которая должна была быть создана, когда Фламинин заново основал лигу в 196 году. [3] Она полностью отсутствует на фессалийских монетах постфламининской эпохи. [3] Указы новой Лиги не публиковались в святилище Энодии; будь то в Ферах или где-нибудь еще в Фессалии . [3] Нет никаких свидетельств возможных инвестиций в какое-либо из ее святилищ, и ни один месяц фессалийского календаря, используемый после 196 года, похоже, не признает и не чтит богиню. [3]
Мифология
[ редактировать ]Один миф об Энодии еще больше связывает ее с городом Фераи . [12] Еще младенцем богиня Энодия была привезена в Фераи во времена Фереса ; это было тогда, когда город находился в зачаточном состоянии. Ее нашли пастухи Фереса . В каком-то смысле она выросла вместе с городом. [12] Ни один другой фессалийский город не заявлял о такой тесной связи с одним божеством, как Фераи , что в некотором смысле сделало Энодию покровителем города или особым божеством. [12]
Древнее поклонение
[ редактировать ]Енодии поклонялись по всей Фессалии , Македонии , [4] и части Фракии . [6] Она делила святилища с Зевсом и была в паре с ним в культе. [2] В их общем культе Зевсу часто давали эпитет Таулиос . [4] [8] Энодия, возможно, является самым отчетливым и наиболее понятным из божеств, которым поклоняются в Фессалии , и ее культ распространился с конца пятого и четвертого веков на прилегающие регионы; Македония в частности. [2] [4] В четвёртом веке она входила в состав местного додекотеона . [3] Богинями этого местного додекотеона были Гестия , Деметра , Энодия, Афродита , Афина и Фемида . [5]
Энодия также является куротрофосом (то есть защитником и воспитателем детей). Железный ключ был найден внутри просверленного отверстия небольшого основания, на котором имеется надпись с просьбой к Энодии о помощи с ребенком. [6] Это предполагает, что база изначально располагалась рядом с чем-то, что можно было запереть и разблокировать ключом, в буквальном или символическом смысле. Другая надпись, найденная на подобном постаменте в Ларисе, просит Энодию помочь с ребенком. [6] Они похожи на гекатии , которые ставились у входов. [6] Неизвестно, обладала ли Энодия этой чертой изначально, или же она возникла вследствие отождествления с Гекатой . [6]
аспекты Энодии Хтонические наиболее сильны в ее власти над кладбищами . [8] Поклонение ей часто происходило на кладбищах или рядом с ними, например, в святилище Зевса и Энодии в Ферах . [2] [8] Части, возможно, перемещенные из местных гробниц, были посвящены Энодии позже, в восьмом или седьмом веках. [2] Вотивы состояли в основном из небольших бронзовых и железных предметов, таких как всевозможные украшения, но в основном фибулы , фигурки птиц и животных. [2] [8] Фигурки животных представлены широким спектром видов, таких как собаки , лошади и, возможно, быки и змеи . [2] Фрагменты архаической скульптурной записи включают голову быка . Они священны для Энодии и божеств подземного мира , особенно Гекаты . [2] [6] добавлены также терракоты, в основном женские. Начиная с седьмого века, [2] Фибулы были популярными подношениями Богине (составляющими почти половину существующих вотивных записей) и их ритуальным использованием для закрепления погребальной одежды в фессалийских могилах . [2] фибулы обычно предпочитали булавкам В Древней Фессалии . [2]
Популярность изображений фибул в святилище Энодии позволяет предположить, что погребальные изображения могли иметь отношение к культу. [2] Хотя не следует переоценивать хтонические аспекты культа, поскольку Энодии также поклонялись явно нехтоническим образом; как олимпиец. [2]
Она также является гражданской богиней. Энодии Одно из святилищ было расположено на окраине города , что позволяет предположить, что она интересуется гражданской жизнью. [2] Она также входила в состав Patrooi Theoi, группы родственных и групп богов в Фессалии. [12] Другими богами в этой группе вместе с Зевсом Тавлием были Энодия, Афина, Мойры и Посейдон. [12]
Несмотря на ее отождествление с Гекатой [2] [6] или Артемида , [2] Энодия выступала как отдельная популярная богиня на протяжении эллинистической и римской эпох. [2] [3] В Феокрита «Идиллии II» Гермес Энодия (Гермес с эпитетом Энодия). упоминается [13] Имеется в виду статуя бога у входа в поместье . [13]
Эпитеты Энодии
- Алексеатис (греч. Ἀλέξεατις ) — апотропный эпитет , означающий «отвратитель зла». Упоминается в V в. надпись Энодии Алексеатису в городе Ларисе . [6]
- Астике (греч. Αστικές ) «городской» [12] в Ларисе [3] [12]
- Корутарра (греч. Κορουταρρα ) «заставляющая расти» — неясный эпитет, демонстрирующий связь с древним женским миром. [12] или как поставщик еды и роста. [14]
- Кориллос (греч. Κοριλλος ) — еще один неясный эпитет, демонстрирующий связь с древним женским миром. [12]
- Осия (греч. Οσια ) — своеобразный эпитет Энодии, встречающийся в Македонии, который может иметь отношение к очищениям. [12]
- Патроа (греч. Πατρωα ) Эпитет, означающий «родовой» или «отцовский», засвидетельствованный на классической каменной стеле по обету под Деметрием . [15] Энодия принадлежала к группе Patrooi Theoi, группе родственных и групповых богов в Фессалии. [12]
- Ферайя (греч. Φεραίᾳ ) «Принадлежащий/связанный с Фераем ». Этот эпитет возник из-за тесной связи Энодии с городом Фераи . [3]
- Строгике (греч. Στρογικά ) «молнии», в смысле несущего свет. [14] Эпитет вызывается вместе с другим ее эпитетом patroa у Ларисы. [12]
- Статмия (греч. Σταθμια ) — эпитет, который может быть связан с миром животных, поскольку одно из многих значений слова статмос стабильно. [12]
- Вастика (греч. Ϝαστικᾶι ) — эпитет, возможно, относящийся к городскому аспекту Энодии или Энодии общины Ларисы. [3]
Отождествление с Гекатой
[ редактировать ]Из-за сходства между двумя богинями, например, защиты дорог, совместного использования животных, предотвращения зла и т. д., неудивительно, что Энодию отождествляли с Гекатой . [6] В связи с этим Лукиан описывает обряды Гекаты на Эгине как «обряды Энодии». [16] Павсаний в « Описании Греции» описывает Гекату -Энодию, приносящую ночью спартанцам в жертву черного щенка. [17] Это типичное подношение Гекате , поскольку ей посвящены черные собаки. [18]
Отождествление Гекаты и Энодии восходит как минимум к пятому веку. [6] Ко времени четвертого века Геката -Энодия тесно связана с призраками в «О священной болезни», тексте, призванном пристыдить магов. [10] [19] В тексте описываются многочисленные «Священные болезни», которые, по мнению магов, вызваны богами. [10] [19]
Если он громко визжит, его сравнивают с лошадью и говорят, что виноват Посейдон. 35. Если у пациента испражняется, как это часто случается с теми, кто находится под принуждением болезни, бога зовут Энодия. 36. Если стул бывает частый и довольно жидкий, как у птиц, виноват Аполлон Номиос. 37. Если у него изо рта пойдет пена и он лягнет ногами, виноват будет Арес. 38. Если больного по ночам посещают страхи, ужасы и безумия, он вскакивает с постели и убегает наружу, это называют приступами Гекаты или нападками призраков [hêrôes].
— О священной болезни
Геката Энодия называет роль Гекаты на перепутье Триодитой и Тривией (еще одной богиней, отождествляемой с Гекатой ) в римскую эпоху. [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джагер, Эдмунд К. (1960). Справочник биолога по произношению . Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз С. Томас. п. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Морган, Кэтрин. Ранние греческие государства за пределами полиса. ISBN 0-415-08996-4
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с К.Д. Грейнингер, «Аполлон, Эннодия и Фессалия четвертого века», Кернос, 22 | 2009, 109–124.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ройсман, Джозеф; Ян, Уортингтон (2010). Спутник Древней Македонии . Блэквелл Паблишинг Лтд. 324. ИСБН 978-1-4051-7936-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Миллер, С. (1974). Алтарь Шести Богинь в Фессалийских Ферах. Калифорнийские исследования классической древности, 7, 231–256. дои : 10.2307/25010672
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Айлс Джонстон, Сара (2 августа 2013 г.). Беспокойный мертвец . Издательство Калифорнийского университета. дои : 10.1525/Калифорния/9780520217072.001.0001 . ISBN 978-0-520-21707-2 .
- ^ Граф, Фриц (16 октября 2008 г.). Аполлон . дои : 10.4324/9780203581711 . ISBN 9780203581711 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Георганас, Иоаннис. (2008) МЕЖДУ АДМЕТОМ И ЯСОНОМ: ФЕРАИ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
- ^ Морган, Кэтрин. Ранние греческие государства за пределами полиса , с. 140 . ISBN 0-415-08996-4
- ^ Перейти обратно: а б с Огден, Д. (2009). Магия, колдовство и призраки в греческом и римском мирах: справочник. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
- ^ Перейти обратно: а б с Каллиопи Хатциниколау, «Нахождение святилищ в Верхней Македонии по археологическим данным», Кернос, 23 | 2010, 193–222.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Мили, Мария (2015). Религия и общество в древней Фессалии . Оксфордский университет. ISBN 978-0-19-871801-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Тео. Идентификатор. II
- ^ Перейти обратно: а б Бруно Хелли, «Освящение погребальной ограды в Эннодии Илиасе в Ларисе (Фессалия)», Кернос , 23 | 2010, 53-65. Бруно Хелли, «
- ^ София Кравариту, «Синеецизм и религиозный интерфейс в Деметрии (Фессалии)», Кернос, 24 | 2011, 111–135.
- ^ Полинская, Ирен. Местная история греческого политеизма: боги, люди и земля Эгина, 800-400 гг. до н.э. БРИЛЛ, 2013.
- ^ Павсаний, Описание Греции 3. 14. 9 (перевод Джонса) (греческий рассказ о путешествиях C2nd нашей эры):«Я не знаю других греков [кроме спартанцев, приносящих жертвы Эниалиосу], которые привыкли приносить в жертву щенков, за исключением жителей Колофона; они тоже приносят в жертву щенка, черную суку, Энодии (Придорожной) [Гекате]. жертвоприношение колофонцев и юношей в Спарте назначено совершать ночью».
- ^ ГЕКАТА (Геката) — греческая богиня колдовства, магии и призраков . (2017). Теои Греческая мифология. https://www.theoi.com/Khthonios/Hekate.html
- ^ Перейти обратно: а б Гиппократ. О священной болезни , Александрийская библиотека, 2007.
- ^ Джонстон, Сара Айлс. Геката Сотейра . Ученые Пресс, 1990.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гранингер, компакт-диск «Региональные культы Фессалии» (диссертация 2006 г.)
- Златоуст, П. «Фессалийская богиня Эн(н)одия или Ферайя Тея» . Афины, 1998 год.
- Геката - Энодия