Палестра (мифология)
Греческая мифология связывает имя Палестра (Παλαίστρα) с двумя отдельными персонажами, оба связаны с богом Гермесом : один стал смертной возлюбленной Гермеса, тогда как другой считался его дочерью и богиней борьбы . Мифы, касающиеся обоих, легли в основу греческого слова, обозначающего школу борьбы: палестра .
Палестра, возлюбленная Гермеса
[ редактировать ]Согласно истории, записанной Сервием , Палестра была дочерью аркадского царя Хориция и сестрой Плексиппа и Энета. Два ее брата боролись друг с другом, а их отец, посчитав, что вид их борьбы имеет эстетическую ценность, превратил это в спортивную игру. Об этом Палестра рассказала своему возлюбленному Гермесу; новая игра ему понравилась еще больше, и, внеся некоторые улучшения, он представил ее всем людям. Плексипп и Энет узнали от Палестры, что их изобретение было разглашено, и сообщили об этом Хорику. Он рассердился на своих сыновей и приказал им наказать вора. Они нашли Гермеса спящим на горе и расчленили его, из-за чего гора, как полагали, была названа Циллена ( народная этимология, основанная на греческом κυλλός kyllos «искалеченный»), а у гермов не было рук. Гермес пожаловался на это Зевсу и в конце концов приказал выпотрошить Хорика, а его останки собрать в мешок. Все еще желая почтить память Палестры, он сделал так, чтобы ее имя относилось к искусству борьбы. [1]
Была также альтернативная версия, найденная в Etymologicum Magnum : согласно ней Палестра была дочерью Пандока, человека, который жил на перекрестке трех путей и убивал всех прохожих, пока Гермес не нанес ему визит и не задушил его. по наущению Палестры. На этой сказке были основаны две народные этимологии: одна, которая образовала слово πάλη palē «борьба» от имени Палестры, а другая считала, что слово πανδοκεία pandokeia «действие или привычка приветствовать каждого гостя» происходит от имени Пандока. . [2]
Палестра, дочь Гермеса
[ редактировать ]По мнению Филострата Старшего , Палестра , дочь Гермеса, как полагали, выросла в Аркадии, что связывало ее с Олимпией и Олимпийскими играми . Ей приписывают изобретение искусства борьбы, позволяющего мужчинам развлекаться в мирное время. Сама Палестра считалась опытным борцом с андрогинной внешностью и мальчишеским поведением, о чем свидетельствует расширенное физическое описание ее Филострата:
Фигуру Палестры, если ее сравнить с мальчиком, будет фигурой девочки; а если принять за девочку, то покажется мальчик. Волосы у нее слишком коротки, чтобы их можно было закрутить в узел; глаз мог принадлежать любому полу; а бровь указывает на пренебрежение как к любовникам, так и к борцам; ибо она утверждает, что способна противостоять и тому, и другому и что даже в борцовской схватке никто не сможет коснуться ее груди, настолько она преуспевает в искусстве. А сама грудь, как у мальчика нежного возраста, имеет лишь слабые признаки начинающегося полноты. Ее не волнует ничто женское; поэтому она даже не желает иметь белые руки и, по-видимому, даже не одобряет дриад , потому что они остаются в тени, чтобы сохранить свою кожу светлой; более того, как жительница долин Аркадии, она просит у Гелиоса (Солнца) краски, и он приносит ее ей, как цветок, и краснеет девушку умеренным жаром. [3]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сервий на Энеиде 8.138
- ^ Etymologicum Magnum 647.56 (в борьбе)
- ^ Филострат Старший , изображения 2.32 (перевод Артура Фэрбенкса, 1931)
Ссылки
[ редактировать ]- Мавр Сервий Гоноратус , Комментарий к стихам Вергилия. Грамматические слуги, которые сосредоточены на комментариях к стихотворениям Вергилия; рецензия Джорджа Тило и Германа Хагена. Джордж Тило Лейпциг Б. Г. Тойбнер. 1881. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Филострат Старший . «Воображает» в переводе Артура Фэрбенкса (1864–1944). Классическая библиотека Леба, том 256. Лондон: Уильям Хайнеманн, 1931. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Филострат Лемнианец (Philostratus Major), Сочинения Флавия Филострата. Том 2 Карл Людвиг Кайзер. в доме Б. Г. Теубнери. Лейпциг 1871. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .