Jump to content

Эфир (мифология)

Эфир
Первородный бог и олицетворение Верхнего Неба.
Член Первобытных Богов
Эфир в битве с львиноголовым великаном
Генеалогия
Родители Эреб и Никс (Гесиод)
Хронос (Орфический)
Братья и сестры Гемера (Гесиод)
Хаос и Эреб (Орфический)

В греческой мифологии , Эфир ; Æther , Aither или Эфир ( / ˈ θ ər / ) древнегреческий : Αἰθήρ (Яркость [1] произносится [ai̯tʰɛ̌ːr] ) — олицетворение яркого верхнего неба. Согласно Гесиоду , он был сыном Эреба (Тьмы) и Никс (Ночи), а также братом Гемеры (Дня). [2] В орфической космогонии Эфир был потомком Хроноса (Времени) и братом Хаоса и Эреба. [3]

Генеалогия

[ редактировать ]

Согласно , » Гесиода «Теогонии которая содержала «стандартную» греческую генеалогию богов, [4] Эфир был потомком Эреба и Никс и братом Гемеры . [5] Однако другие ранние источники приводят другие генеалогии. Согласно одному, союз Эреба и Никс привел к появлению Эфира, Эроса и Метиды (а не Эфира и Гемеры), а согласно другому, Эфир и Никс были родителями Эроса (по Гесиоду, четвертому богу, появившемуся на свет). после Хаоса, Геи (Земли) и Тартара ). [6] Другие говорят нам, что Уран (Небо) (у Гесиода, сына Геи ) был сыном Эфира, и что «все произошло из» Эфира. [7]

В орфической космогонии Эфир был потомком Хронуса (Время), первого изначального божества и брата Хаоса и Эреба. А из эфира (или помещенного в него) было космическое яйцо , из которого вылупился Фанес/Протогон , поэтому иногда говорили, что эфир был его отцом. [8] Орфическая Аргонавтика дает теогонию, которая начинается с Хаоса и Хронуса, а Хронус производит Эфир и Эрос. [9]

Эфир также играл роль в римских генеалогиях богов. Цицерон говорит, что Эфир и Диес (День) были родителями Цела (Неба), [10] и сообщает, что, по мнению «так называемых богословов», Эфир был отцом одного из «трех Юпитеров». [11] По словам Гигина (возможно, сбитого с толку) [12] генеалогия: Нокс (Ночь), Дайес, Эреб и Эфир были потомками Хаоса и Калиго (Тумана), а Эфир и Дайес были родителями Терры (Земли), Целуса (Неба) и Маре (Море), [13] и Эфир и Терра были родителями:

Боль, Обман, Гнев, Скорбь, Ложь, Клятва, Месть, Потворство своим желаниям, Ссоры, Забывчивость, Лень, Страх, Высокомерие, Инцест, Борьба, Океан, Фемида , Тартар и Понт ; и Титаны , Бриарей , Гиг , Стероп , Атлант , Гиперион и Полус, Сатурн , Опс , Монета , Диона и три Фурии ( Алекто , Мегера , Тисифона ). [14]

Источники

[ редактировать ]

Для древних греков слово эфир (неперсонифицированный) относилось к верхним слоям атмосферы, материальному элементу космоса. [15] Например, у Гомера есть восхождение во сне:

ель чрезвычайно высокая, самая высокая из тех, что росли тогда в Иде; и он сквозь туман достиг небес [эфира]. [16]

Однако эфир (персонифицированный) занимал видное место в ранней греческой космогонии. [17] В » Гесиода « Теогонии Хаос был первым существом, после которого произошли Гея (Земля), Тартар и Эрос , затем из Хаоса произошли Эреб (Тьма) и Никс (Ночь), а от Эреба и Никс произошли Эфир и Гемера (День). : [18]

Из Хаоса вышел Эреб и черная Ночь; но от Ночи родились Эфир и День, которых она зачала и родила от союза любви с Эребом. [19]

Эфир, возможно, также фигурировал в утраченной эпической поэме « Титаномахия» (конец седьмого века до н.э.?). [20] Два древних источника сообщают утверждения об Эфире, которые они приписывают «автору Титаномахии » . В «Гомеровских разборах» (из Мефодия) сообщается, что Уран был сыном Эфира, [21] в то время как Филодем в своем De Pietate ( «О благочестии ») сообщает, что «все произошло от Эфира». [22]

шестого века до нашей эры Эфир также появляется в генеалогиях, приписываемых логографу и мифографу Акусилаю . [23] Согласно неоплатонику Дамасию (ок. начала шестого века), Акусилай говорил, что Эфир был, наряду с Эросом и Метидой , потомком Эреба и Никс . [24] Однако схолион Феокриту сообщает, что, по мнению Акусилая, Эфир и Никс были родителями Эроса. [25]

орфический

[ редактировать ]
Джейкоба Брайанта Орфическое яйцо (1774 г.)

Эфир играл значительную роль в орфической космогонии. [26] Существует большое количество древних текстов, которые были названы «орфическими», некоторые из них сохранились, например, « Орфические гимны », но большинство из них таковыми не являются. [27] Несколько важных орфических текстов, существующих сейчас лишь во фрагментах, были названы теогониями, поскольку содержали материал, аналогичный «Теогонии» Гесиода , описывающей происхождение богов. По крайней мере три из них, так называемая «Теогония Дервени», «Теогония Иеронимана» и «Рапсодическая Теогония» или Рапсодии, [28] содержали упоминания об Эфире как олицетворении, а также об эфире как материальном элементе.

Дервени Теогония

[ редактировать ]

Самая старая из этих теогоний, «Теогония Дервени», представляет собой текст, который широко цитируется в папирусе Дервени (четвертый век до н. э.). [29] Одна из этих цитат содержит упоминание об эфире, материальном элементе: [30]

Когда Зевс услышал пророчества своего отца,
он проглотил почитаемого [или фаллоса], который [или который] вырос
сначала в эфир [или тот, кто первым извергнул эфир]. [31]

Также, возможно, из «Теогонии Дервенов» исходит идея из фрагмента Хрисиппа (сохранившегося в «Филодеме» , «De Pietate» ( «О благочестии »)), что «везде есть аитер, который сам есть и отец, и сын». [32]

Иеронимант Теогония

[ редактировать ]

начала VI века Неоплатоник Дамасий в своем De principiis » ( « О принципах ) комментирует орфический текст, который он описывает как «под именами Иеронима и Гелланика, если это действительно не одно и то же». [33] Этот текст называется «Иеронимическая Теогония» (второй век до н.э.). [34] Дамасций говорит, что у Иеронимана Теогонии было «змеиное Время» как отец трёх потомков: «влажный Эфир», «безграничный Хаос» и «туманный Эреб». [35]

Рапсодическая теогония

[ редактировать ]

Также в своем «О принципах » Дамасий кратко резюмирует «стандартную орфическую теологию», содержащуюся в другом тексте, который он называет «этими орфическими рапсодиями, циркулирующими в настоящее время». [36] По мнению Дамасия, «Рапсодии» (первый век до н.э./н.э.?), [37] началось с Хронуса, от которого произошли два потомка, Эфир и Хаос: [38]

теология в « Рапсодиях »... начинается с... «вечного Времени» и отца Эфира и Хаоса, которого больше всего почитают в этом рассказе. [39]

V века Греческий неоплатоник Прокл в своем «Комментарии к «Государству» Платона » цитирует следующие стихи из «Рапсодий»:

На этот раз нестареющий, бессмертный ресурс породил
Айтер и великая пропасть, обширная в разные стороны,
нет предела под ним, нет базы, нет места для поселения. [40]

Здесь Пропасть — другое имя Хаоса. [41] В другом отрывке из «О принципах » Дамасий цитирует другие стихи из «Рапсодий»:

Затем великое Время, созданное из (или в) божественного Этера.
ярко-белое яйцо. [42]

В то время как Прокл в своем комментарии к «Тимею» Платона описывает орфическое космическое яйцо как «рожденное из Эфира и Хаоса», [43] и называет Фанеса «сыном Эфира». [44] Прокл также говорит, что, когда Фанес вылупился из космического яйца, Эфир и Бездна разделились. [45]

Эфир, материальный элемент, также упоминается дважды в тридцатидвухстрочном гимне, посвященном Зевсу, который, очевидно, был частью Рапсодий, в которых различные части физического космоса связаны с частями тела Зевса. [46] В строке 8 перечислены вещи, содержащиеся в теле Зевса:

огонь и вода, земля и воздух [эфир], ночь и день, [47]

в то время как строка 17 говорит:

его [Зевса] правдивый, царственный разум тоже нерушим. [48]

Также, возможно, из «Рапсодий» взят рассказ о сотворении мира, приписываемый «Орфею» хронографом шестого века нашей эры Иоанном Малаласом : [49]

Об этом заявил Орфей. Он сказал, что вначале Айтер был открыт Времени, будучи сотворенным Богом, и по эту сторону Айтера и по ту сторону царил Хаос, в то время как темная Ночь удерживала все и покрывала то, что было под Этером, показывая, что Ночь пришла первой. Орфей сказал в своем рассказе, что существовало некое Существо, которое было непостижимым, верховным над всем, прежде всего и создателем всех вещей, включая сам эфир и Ночь, и все творение, которое было сокрыто и находилось под эфиром. Он сказал, что Земля невидима во тьме. Он заявил, что Свет прорвался через Эфир и осветил Землю и все творение, сказав, что Свет, который прорвался через Эфир, был тем Светом, о котором говорилось выше, который был высшим над всем сущим, чье имя Орфей услышал от оракула и заявил: «Метис , Фанес, Эрикепай». [50]

Другой фрагмент орфического стиха, также, возможно, из «Рапсодий», цитируется в записи Etymologicum Magnum об имени Фанес: [51]

они зовут его Фанес
и Протогон, потому что он стал первым видимым (φαντός) в Эфире. [52]

Гимн эфиру

[ редактировать ]

Орфические гимны (3 век нашей эры?) представляют собой сборник из восьмидесяти семи стихотворений, обращенных к различным божествам или абстракциям. [53] Пятый Орфический Гимн был адресован Эфиру:

Твое жилище Зевса высокое, и власть бесконечная;
звезд, солнца и луны ты претендуешь на долю.
О укротитель всего, о огнедышащий, о искра жизни для всякого существа,
возвышенный Эфир, лучший космический элемент,
сияющее, светящееся, звездное потомство,
Я призываю вас и умоляю вас быть умеренными и ясными. [54]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ганц, с. 4.
  2. ^ Хард, с. 24 ; Гримал св Эфир; Трипп, св. Эфир; Оксфордский классический словарь , с.в. Эйтер; Ганц, с. 4.
  3. ^ Атанассакис и Волков, с. 80.
  4. ^ Хард, с. 21 ; Фаулер 2013, с. 5 .
  5. ^ Фаулер 2013, с. 5 ; Хард, стр. 23–24 ; Гесиод , Теогония 124–125 .
  6. ^ Фаулер 2013, стр. 5–6 ; Жесткий, с. 23 ; Акусилас фр. 6 Фаулер (стр. 5–7) ; Гесиод , Теогония 116–122 .
  7. ^ Евмел фр. 1 (Запад, 2003 г., стр. 222–225 ); ср. Каллимах , фр. 498 .
  8. ^ Атанассакис и Волков, с. 80; Вест 1983, с. 70; Мейснер, с. 187; Жесткий, с. 25 .
  9. ^ Мейснер, с. 172; Орфическая Аргонавтика 12–14 ; Орфический тест. 224 Керн .
  10. ^ Цицерон , О природе 3.44 богов
  11. ^ Цицерон , О природе 3.53 богов
  12. ^ Бреммер, с. 5 , называет начало генеалогии Гигина «странной мешаниной греческих и римских космогоний и ранних генеалогий».
  13. ^ Гигин , Басни Теогония 1–2 (Смит и Тшаскома, стр. 95).
  14. ^ Гигин , Fabulae Theogony 3 (Смит и Трзаскома, стр. 95). Генеалогия Гигина сильно отличается от приведенной в «Теогонии» Гесиода , где Тартар — третье первобытное божество после Хаоса и Геи ( 116–122 ); Уран (Небо) и Понт (Море) были потомками только Геи (Земли) ( 126–132 ); Океан ( Океан ), Фемида, Гиперион, Сатурн ( Крон ) и Опс ( Рея ) — пять из двенадцати Титанов , Бриарей и Гиг — двое из трёх Соторуких , а Стероп — один из трёх Циклопов , которые все были потомок Геи и Урана ( 132–153 ); Атлант был потомком титанов Иапета и Климены ( 507–509 ); Фурии ( Эринии ) — потомки крови Геи и Урана ( 185 ). Кроме того, абстрактные персонификации Боль, Обман, Гнев, Скорбь, Ложь, Клятва, Месть, Потворство своим желаниям, Ссора, Забывчивость, Лень, Страх, Высокомерие, Инцест и Борьба подобны персонификациям в Теогонии , которые дети Никсы ( 211–225 , например, Оизис (Бедствие) и Апате (Обман)) или Эрида ( 226–232 , например , Алгея (Боли), Псевдея (Ложь), Хоркос (Клятва), Неикея (Споры), Лета (Забывчивость), Хисминай (Бои) и Махай (Битвы)).
  15. ^ Атанассакис и Волков, с. 80.
  16. ^ Гомер , Илиада 14.286–288 .
  17. ^ Фаулер 2013, с. 6 .
  18. ^ Ганц, с. 4; Гесиод , Теогония 123–125 .
  19. ^ Перевод Эвелин-Уайт .
  20. ^ Вест 2002, с. 109 говорит, что Титаномахия была «составлена ​​самое раннее в конце седьмого века».
  21. ^ Ганц, с. 12; Грималь, св. Уран; Евмел фр. 1 (Запад, 2003 г., стр. 222–225 ); ср. Каллимах , фр. 498 . По словам Гримала, матерью «несомненно» была Гемера, сравните с Цицероном , De Natura Deorum 3.44 , где Эфир и Дис являются родителями Целуса (Неба).
  22. ^ Евмел фр. 1 (West 2003, стр. 222–225 ).
  23. ^ Фаулер 2013, с. 6 ; Акусилас фр. 6 Фаулер (стр. 5–7) .
  24. ^ Фаулер 2013, с. 6 .
  25. ^ Фаулер 2013, с. 6 ; Ганц, с. 3.
  26. ^ Вест 1983, стр. 70, 198–200; Мейснер (повсюду, см. Указатель); Атанассакис и Волков, стр. 5, 80 (цитата по орфическому фр. 78, 111 Бернабе); Орфический фр. 30 [= Хрисипп , у Филодема , De Pietate ( О благочестии ), стр. 80–81 Гомперц], 54 [= Дамасций , De principiis 123.31–80], 60 [= Дамасций , De principiis 123.8–30], 65 [= Иоанн Малалас , Chronographia 4.9 стр. 74 Диндорф], 66 [= Прокл , Комментарий к «Государству Платона» 2.138.8 Кролл], 70 [= Дамасций , De principiis 55], 72 [= Прокл , Комментарий к «Государству Платона» 2.138.18 Кролл], 73 [= Лактанций , Божественный Институты I, 5, 4–6 с. 13, 13 Брандт.], 74 [= Прокл , Комментарий к «Тимею» Платона 31 а (I 433, 31 Диль)], 75 [= Etymologicum Magnum p. 787.29 , 76 [= Гермий , Комментарий к платоновскому «Федру» 246e], 79 [= Прокл , Комментарий к платоновскому «Тимею» 30 c, d (I 427, 20 Diehl)], 168 Керн; Орфический тест. 224 Керн [= Орфическая Аргонавтика 7–46 .
  27. ^ Вест 1983, стр. 1–3; Мейснер, стр. 4–5 ; Атанассакис и Волков, с. xi.
  28. ^ Вест 1983, стр. 68–69; Мейснер, с. 1 ; Атанассакис и Волков, стр. xi-xii.
  29. ^ Вест 1983, стр. 75–77; Мейснер, с. 1 ; Атанассакис и Волков, с. xi. Обсуждение папируса Дервени и теогонии см. West 1983, Глава 3: «Протогонос и Теогонии Дервени» (стр. 68–115); Мейснер, Глава 2: «Папирус Дервени» (стр. 51–85)
  30. ^ Мейснер, стр. 31–32, 69, 80–81.
  31. ^ Мейснер, с. 69.
  32. ^ Мейснер, с. 103 ; Орфический фр. 30 Керн [= Хрисипп , у Филодема , De Pietate ( О благочестии ), стр. 80–81 Гомперц]. Мейснер, с. 103 н. 77 говорит, что Бернабе «связывает этот фрагмент со стихотворением Дервени».
  33. ^ Дамасций , De principiis 123.31–32 (Уайт, стр. 232, 233 ); Вест 1983, с. 176.
  34. ^ Мейснер, с. 1 . Обсуждение Теогонии Иеронимана см. West 1983, Глава 4: «Теогония Иеронимана» (стр. 176–226); Мейснер, Глава 4: «Теогония Иеронимана» (стр. 119–157). Полный отчет Дамасия о Теогонии Иеронимана см. в De principiis 123.31–80 (White, стр. 232–237 ) [= Orphic fr. 54 Керн .
  35. ^ Дамасций , De principiis 123.56–58 (Уайт, стр. 234, 235 ) West 1983, стр. 198. Хотя Мейснер, с. 144, читает Дамасций, говорящий, что «Хронос спаривается с Необходимостью» ( Ананке ), «которая рождает Этер, Хаос и Эреб», West 1983, стр. 198–199, выступает против такого прочтения, говоря: «Хотя Хронос и Ананке представляет собой хорошо подобранную пару мужского и женского пола, источники сходятся во мнении, что только Хронос является родителем».
  36. ^ Дамасций , De principiis 123.8–30 (Белый, стр. 228–231 ) [= Orphic fr. 60 .
  37. ^ Вест 1983, с. 261; Мейснер, с. 5 .
  38. ^ Вест 1983, с. 230; Мейснер п. 187.
  39. ^ Дамасций , De principiis 123.49–55 (Уайт, стр. 234, 235) .
  40. ^ Вест 1983, с. 198; Мейснер, с. 188; Прокл , Комментарий к «Государству Платона» 2.138.8 Кролл [= Орфический фр. 66 Керн .
  41. ^ Вест 1983, с. 199; Мейснер, с. 188.
  42. ^ Вест 1983, с. 198; Мейснер, с. 189; Дамасций , De principiis 55] [= Орфический фр. 70 Керн .
  43. ^ Вест 1983, с. 200; Прокл , Комментарий к «Тимею» Платона 30 c, d (I 427, 20 Diehl)] [= Orphic fr. 79 Керн .
  44. ^ Вест 1983, с. 200; Прокл , Комментарий к «Тимею» Платона 31 а (I 433, 31 Диль)] [= Орфический фр. 74 Керн ; а также орфический фр. 73 Керн [= Лактантий , Божественные установления I, 5, 4–6 с. 13, 13 Брандт.]. Однако, что касается этих отрывков Прокла, West 1983, с. 200, предостерегает: «Мы должны быть... готовы не придавать слишком буквальный смысл описанию Прокла яйца как «рожденного из Эфира и Хаоса» (фр. 79) или стихам, в которых Протогон, пришедший из яйцо названо «сыном Айтера» (фр. 73, 74). Кажется очевидным, что Айтер изображался не как человек, а только как материальный элемент».
  45. ^ Вест 1983, стр. 70, 203; Ганц, с. 742; Прокл , Комментарий к «Государству Платона» 2.138.18 Кролл] [= Орфический фр. 72 Керн .
  46. ^ Вест 1983, стр. 89, 239–241; Мейснер, стр. 105–107 , 112; Орфический фр. 168 ядер .
  47. ^ Вест 1983, с. 241. Сравните с Эсхилом , Гелиадами ( Дочери Гелиоса ) фр. 70 Зоммерштейн [= фр. 70 Радт] [= Климент Александрийский , Стромата , 5.14.114.4 = Евсевий , Praeparatio evangelica 13.13.41]: «Зевс — это эфир, Зевс — это земля, Зевс — это небо — да, Зевс — это все, и все, что может быть за его пределами. что."
  48. ^ Мейснер, с. 112.
  49. ^ Мейснер, стр. 173–174, 205; Джон Малалас , Chronographia 4.9 [= Орфический фр. 65 ядер .
  50. ^ Элизабет Джефферис, перевод Майкла Джеффриса и Роджера Скотта, стр. 36 .
  51. ^ Мейснер, с. 195; Этимологикум Магнум с. 787.29 [= Орфический фр. 75 Керн .
  52. ^ Перевод Мейснера, стр. 195.
  53. ^ Атанассакис и Волков, с. х; Мейснер, с. 4 .
  54. ^ Атанассакис и Волков, с. 5.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: daa18beb63de329882666985d2e5ec31__1720114380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/31/daa18beb63de329882666985d2e5ec31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aether (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)