Jump to content

Актеон

Диана и Актеон Тициана ) (1556–1559 гг.

Актеон ( / æ k ˈ t ə n / ; древнегреческий : Ἀκταίων Aktaiōn ), [1] В греческой мифологии был сыном жреца-пастуха Аристея и Автоноя в Беотии и знаменитого фиванского героя . Через свою мать он был членом правящего Дома Кадма . Как и Ахиллес , в более позднем поколении он обучался у кентавра Хирона .

Он пал под фатальным гневом Артемиды (позже его миф был связан с ее римской коллегой Дианой ), но сохранившиеся детали его преступления разнятся: «единственная уверенность заключается в том, что пострадал Актеон, его пафос и что сделала Артемида: охотник стал объектом охоты; он превратился в оленя , и его разъяренные собаки, пораженные «волчьим безумием» ( Лисса ), разорвали его на части, как оленя». [2]

Многие изображения как в древнем искусстве, так и в искусстве эпохи Возрождения и постренессанса обычно показывают либо момент трансгрессии и трансформации, либо его смерть от собственных собак.

Актеон, скульптурная группа каскада в Казерте

Среди прочего, Джон Хит заметил: «Неизменной сутью сказки было превращение охотника в оленя и его смерть в пасти охотничьих собак. Но авторы могли свободно предлагать разные мотивы его смерти». [3] В версии, которую предложил эллинистический поэт Каллимах , [4] ставшая стандартной постановкой: Артемида купалась в лесу [5] когда на нее наткнулся охотник Актеон и увидел ее обнаженной. Он остановился и уставился, пораженный ее восхитительной красотой. Однажды увиденная, Артемида отомстила Актеону: она запретила ему говорить – если бы он попытался заговорить, то превратился бы в оленя – за злополучное осквернение тайны ее девственности. [6] [7]

«Превращение Актеона» , офорт Жана Миньона , 430 х 574 мм, 1550-е годы?, без очень сложной рамы. Актеон показан трижды, и в конце концов его убивают собаки. с рамкой

Услышав зов своей охотничьей группы, он крикнул им и немедленно трансформировался. При этом он убежал глубоко в лес, при этом наткнулся на пруд и, увидев свое отражение, застонал. Затем его собственные собаки набросились на него и преследовали его, не узнавая его. Стремясь спастись, он поднял глаза (и поднял бы руки, если бы они у него были) в сторону горы Олимп. Боги не вняли его отчаянию, и он был разорван на части. Элемент более раннего мифа сделал Актеона знакомым охотничьим спутником Артемиды, а не новичком. В вышитом продолжении мифа собаки были так расстроены смертью своего хозяина, что Хирон создал статую, настолько правдоподобную, что собаки подумали, что это Актеон. [8]

Существуют и другие версии его проступка: « Каталог женщин Гесиода» и псевдоаполлодорская библиотека утверждают, что его преступлением было то, что он был соперником Зевса за Семелу , сестру своей матери, [9] тогда как в Еврипида » « Вакханках он хвастался, что он лучший охотник, чем Артемида: [10]

ты видишь Актеона, бедного ребенка,
как наемных собак они выкармливали
прорваться, крессон в кинагиях
Артемида — компас в оргазне.
Посмотрите на несчастную судьбу Актеона
которого вырастили собаки-людоеды,
был разорван на части, лучше охотился
чем Артемида, которой он хвастался на лугах.
В Франсуа Клуэ ( « Купании Дианы» 1558–1559) Актеон, проезжающий верхом на лошади слева и терзающий оленя справа, второстепенен по отношению к трем обнаженным женщинам.

Дальнейшие материалы, в том числе фрагменты Гесиодического каталога женщин и как минимум четырех аттических трагедий, в том числе « Токсотида Эсхила » , были утеряны. [11] Диодор Сицилийский (4.81.4), в варианте высокомерия Актеона , который в значительной степени игнорировался, утверждает, что Актеон хотел жениться на Артемиде. Другие авторы говорят, что гончие принадлежали Артемиде; некоторые утерянные разработки мифа, кажется, дали им всем имена и рассказали об их странствиях после его утраты.

По латинской версии истории, рассказанной римлянином Овидием [12] случайно увидев Диану (Артемиду) на горе Киферон, когда она купалась, он был превращен ею в оленя, преследован и убит своими пятьюдесятью гончими. [13] Эта версия также появляется в Пятом гимне Каллимаха как мифическая параллель с ослеплением Тиресия после того, как он увидел купающуюся Афину.Литературные свидетельства мифа об Актеоне в значительной степени утеряны, но Ламар Рональд Лейси, [14] деконструируя элементы мифа в том, что сохранилось, и дополняя его иконографическими свидетельствами поздней вазописи, удалось создать правдоподобную реконструкцию древнего мифа об Актеоне, который греческие поэты, возможно, унаследовали и подвергли расширению и расчленению. Его реконструкция противоречит общепринятому мнению, согласно которому архаический Актеон претендует на Семелу . [15] классический Актеон, хвастающийся своим охотничьим мастерством, и эллинистический Актеон, заглядывающий в ванну Артемиды. [16] Лейси определяет место преступления Актеона как священный источник Артемиды в Платеях , где Актеон был героем-архегетом («героем-основателем»). [17] Праведный охотник, спутник Артемиды, увидев ее обнаженной, купающейся весной, был побужден попытаться стать ее супругом, как заметил Диодор Сицилийский , и был наказан, отчасти за нарушение «ритуально навязанного почтения охотника к Артемиде» ( Лейси 1990:42).

Имена собак

[ редактировать ]
Список собак Актеона
Собаки Источник Супруги Источник
Аполлодор [18] Овидий [19] Гигин [20] Аполлодор Овидий Гигин
Овидий [21] [22] Другой автор Овидий Другой автор
Кровати Аэлло (Шторм)
Мы пошли Альс (Стаут)
Агриус Агре (Чейзер)
Амаринтус Арсена
Аркс ? Аретуза
Аргиод (Таузер) Арго
Асболос (Сажистый) Аура ?
Балиус (Пятный) Канасе (Баркер)
Бура Чедиэтрос*
Отверстия Убийство
Борей Диномахе
Харопс Диоксипп
Корус Эхиона
Циллоподы Горго
Киприй ? Гарпия (Гарпия)
Дорсеус (Быстрое зрение) Лахне (Щётина)
Драко Лацена
Дромас (Гонщик) Леэна
Дромиус Лициска (Вулфет)
Эхнобас ? Линкесте
Элион ? Меланхетес (Черногривый)
Гносиус ? Затылок (Дикий лес)
Евдром Окидром
Хемон Окипет
Гарпаликус Ореситрофос (Ровер)
Гарпалос (Снап) Ориас
Хилактор (Болкун) Оксиро
Гилей (Вудренджер) Поемениса (Пастушка)
Ихней Сагнос*
Ихнобат (Трейсер) Стикте (пятно)
Лаброс (Дикий Зуб) Териопа
Лакон Терифон
Ladon Теродамас (Дикарь)
Лаэлапс (Охотник) Тероданапис ?
Лампус Урания
Леон полет*
Лекон (Бланш) Число 1 13 15 20
Линкей
Махимус
Мелампус (Черноногий)
Меланей (Черный плащ)
Мы приближаемся
Окидромус
Оцитозный
Омаргус
Неброфонос (Киллбак)
Орибасос (Уверенный)
Пахил
Памфагос (Обжора)
Птерелас (Крылатая нога)
Быстрый
Стилбон
Сирийский
Терон (Буря)
Тоос (Быстроногий)
Тигрис (Тигр)
Зефир
Число 6 22 27 26
Вольтерра, Италия. Этрусская погребальная урна; Актеон, растерзанный собаками Дианы, Вольтерра. Архивы Бруклинского музея, Архивная коллекция Goodyear

Примечания:

  • Имена собак были проверены на соответствие списку, приведенному в тексте Овидия, где имена уже были транслитерированы. [23]
  • ? = Семь названий собак, перечисленных в « Фабулах » Гигина , вероятно, были неправильно прочитаны или неверно истолкованы более поздними авторами, поскольку не соответствуют точным числам и именам, данным Овидием:
    • Аркас означает Аркадию, место происхождения трех собак, а именно Памфагоса, Дорсея и Орибаса.
    • Киприй означает Кипр, где произошли собаки Лисиска и Гарпал.
    • Гносий на Крите можно прочитать как Кносс, что означает, что Ихнобат был кносской породой собак.
    • Эхнобас , Элион , Аура и Тероданапис, вероятно, были географическими названиями или прилагательными, определявшими характеристики собак.

«Кровать Актеона»

[ редактировать ]

Во втором веке нашей эры путешественнику Павсанию был показан источник на дороге в Аттике, ведущей в Платеи из Элевтер , сразу за Мегарами " и немного дальше на скале. Он называется ложем Актеона, ибо сказано, что он спал на нем, когда утомился охотой, и что он заглянул в этот источник, пока Артемида купалась в нем».

существует предание «Что касается Актеона, то в Орхомене , что призрак, сидевший на камне, повредил их землю. И когда они посоветовались с оракулом в Дельфах , бог велел им закопать в землю все, что они могли найти от Актеона: он также велел им сделать медную копию призрака и прикрепить ее железом к камню. Это я сам видел, и они ежегодно совершают погребальные обряды по Актеону». [24]

Параллели в аккадских и угаритских поэмах.

[ редактировать ]

В стандартной версии «Эпоса о Гильгамеше» (таблица VI) есть параллель: в серии примеров Гильгамеш рассказывает Иштар о ее жестоком обращении со своими серийными любовниками:

Ты любил пастуха, пастыря и главного пастыря
Кто всегда собирал для тебя светящийся пепел,
И барашек для тебя готовила каждый день.
Но ты ударил его и превратил в волка,
Его собственные пастухи выслеживают его.
И его собаки рвут его на корточки. [25]

Актеон, растерзанный собаками, подстрекаемыми Артемидой, находит еще одну ближневосточную параллель в угаритском герое Ахте , растерзанном орлами, подстрекаемыми Анат, жаждущими его охотничьего лука. [26]

Девственную Артемиду классических времен нельзя напрямую сравнивать с Иштар из многих любовников, но миф об Артемиде, стреляющей в Ориона , был связан с наказанием ею Актеона со стороны TCW Стинтона; [27] греческий контекст упрека смертного влюблённой богине переведён на эпизод Анхиса и Афродиты . [28] Дафнис тоже был пастухом, любимым богиней и наказанным ею: см. Феокрита «Первая идиллия». [29]

Символизм Актеона

[ редактировать ]

В греческой мифологии считается, что Актеон символизирует ритуальное человеческое жертвоприношение в попытке угодить Богу или Богине: [30] собаки символизируют жертвователей, а Актеон символизирует жертвоприношение.

Актеон может символизировать человеческое любопытство или непочтительность. [ нужна ссылка ]

рассматривает этот миф Юнгианский психолог Вольфганг Гигерих как символ духовной трансформации и/или просветления. [31]

Актеон часто символизирует рогоносца, поскольку, когда его превращают в оленя, он становится «рогатым». [32] Об этом упоминается в « Веселых женах » Шекспира , » Роберта Бертона и «Анатомии меланхолии других. [33] [34]

Культурные изображения

[ редактировать ]
Актеона Тициана Смерть
Актеон Пола Мэншипа
Василий Рябченко , Смерть Актеона , холст, масло, 1988 г.

Две основные сцены: Актеон удивляет Артемиду/Диану и его смерть. В классическом искусстве Актеон обычно изображается вполне человеком, даже несмотря на то, что его убивают собаки (иногда у него есть маленькие рога), но в искусстве эпохи Возрождения ему часто дают голову оленя с рогами даже в сцене с Дианой, и к тому времени его убивают, у него есть хотя бы эта голова, и часто он полностью принимает форму оленя.

Генеалогическое древо Королевского дома Фив

[ редактировать ]


Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Иногда его называли Актеем ( Ἀκταῖος ), как в поэтическом фрагменте, цитируемом у Псевдо-Аполлодора, Библиотека 3.4.4: «затем [они] убили Актея по наущению Зевса», τοτ' Ἀκταῖον κτεῖναι Διὸς αἰνε σίῃσι
  2. ^ Уолтер Буркерт , Homo Necans (1972), перевод Питера Бинга (University of California Press) 1983, стр. 111.
  3. ^ Хит, «Неудача Орфея», Труды Американской филологической ассоциации 124 (1994:163-196), стр. 194.
  4. ^ Каллимах, Гимн v .
  5. ^ Каллимах не указывает местонахождение: долина в предгорьях горы Киферон возле беотийского Орхомена , это место, согласно Еврипиду , Вакханки 1290-92, родниковое святилище возле Платеи указано в другом месте.
  6. ^ Коултер-Харрис, Дебора М. (29 июля 2016 г.). «Древняя Греция: определение бессмертия в эпоху богов и смертных». В погоне за бессмертием в мировых религиях . МакФарланд Инк. с. 60. ИСБН  978-0-7864-9792-8 .
  7. ^ Коннер, Нэнси (10 февраля 2010 г.). «Артемида: Азарт охоты». Книга «Вся классическая мифология: греческие и римские боги, богини, герои и монстры от Ареса до Зевса» . Адамс Медиа. п. 140. ИСБН  978-1-4405-0240-8 .
  8. Фрагментарные источники повествования о гончих Актеона отмечены в книге Ламара Рональда Лейси, «Актеон и потерянная «Купальня Артемиды»», The Journal of Hellenic Studies 110 (1990:26–42), с. 30 примечание 32, с. 31 примечание 37.
  9. Таким образом, потенциально ставя под угрозу будущее рождение Диониса , если бы он добился успеха. Павсаний ссылается (9.2.3) на утраченное стихотворение Стесихора, также выражающее этот мотив. Постепенное разрушение Дома Кадма, чтобы освободить место для прихода Диониса, можно проследить в мифах его отдельных членов: Актеона, Семелы , Ино , Мелицерта и Пенфея .
  10. ^ Эта мифологическая тема связывала его с Агамемноном и Орионом (Lacy 1990).
  11. ^ Lacy 1990, подчеркивая, что центральное ядро ​​утеряно, охватывает литературные фрагменты, стр. 26-27 и многочисленные примечания.
  12. ^ Овидий, Метаморфозы iii.131; псевдо-Аполлодора см. также Библиотеку III. 4
  13. ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 года .
  14. ^ Лейси, «Актеон и потерянная «ванна Артемиды»» Журнал эллинских исследований 110 (1990:26-42).
  15. ^ Павсаний (ix.2.3) сообщает, что « Стесихор Гимерский говорит , что богиня накинула Актеона оленьей шкурой, чтобы убедиться, что его собаки убьют его, чтобы помешать ему взять Семелу в жены»; строки Стесихора не сохранились.
  16. ^ Лейси 1990:27f.
  17. ^ Плутарх . Аристейд, 11.3 и 4 .
  18. ^ Псевдо Аполлодор - Библиотека , 3.4.4
  19. ^ Овидия Метаморфозы (Книга III, 206–235)
  20. ^ Гигина Басни 181
  21. ^ В этом списке Гигин не может правильно провести различие между мужскими и женскими именами.
  22. ^ См. Номинальный индекс в RJ Tarrant (2004) Nasonic Metamorphoses П. Овидия , Оксфорд, стр. 503-534
  23. ^ Овидий . Метаморфозы , 3 для точных названий собак.
  24. ^ «Описание Греции Павсанием, том II, автор Павсаний - электронная книга проекта Гутенберга» . www.gutenberg.org . Проверено 12 апреля 2024 г.
  25. ^ «Гильгамеш VI» в «Мифах Месопотамии»… новый перевод Стефани Дэлли , ред. изд.2000:79; примечание 60, с. 129: «Эту метаморфозу сравнивают с греческим мифом об Актеоне».
  26. ^ Сравнение сделано в книге Майкла К. Астура, Hellenosemitica: этническое и культурное исследование западносемитского влияния на микенскую Грецию (Leiden:Brill, 1965).
  27. ^ Стинтон «Еврипид и приговор Париса» (Лондон, 1965:45, примечание 14) перепечатано в Стинтоне, Сборник статей по греческой трагедии (Лондон, 1990:51, примечание 14).
  28. ^ Гомеровский гимн Афродите .
  29. ^ Джаспер Гриффин, «Теокрит, Илиада и Восток», Американский филологический журнал 113.2 (лето 1992: 189-211), особенно. стр. 205ф.
  30. ^ Бидерманн, Ганс (1989). Словарь символизма . Факты в файле. ISBN  0-8160-2593-2 .
  31. ^ Вольфганг Гигерих, Логическая жизнь души (Франкфурт: Питер Ланг, 2001)
  32. ^ Оксфордский словарь английского языка , 3-е изд, 2010, св.
  33. ^ Джон Стивен Фармер, Сленг и его аналоги в прошлом и настоящем , 1903, sv , стр. 15.
  34. ^ Гордон Уильямс, Словарь сексуального языка и образов в литературе Шекспира и Стюарта , 2001, ISBN   0-485-11393-7 , с. 8-9.
  35. ^ «Комнаты 83-84: Римская скульптура» . Британский музей . Проверено 8 апреля 2014 г.
  36. ^ Что такое современное искусство? Терри Смит. 10 августа 2012 г. Издательство Чикагского университета. п. 173-81, 186
  37. ^ « Рассеяние Сына » . Фестиваль STRP в Эйндховене . Январь 2011.
  38. ^ Фараго, Джейсон (21 марта 2019 г.). «Зажигалка: Мэтью Барни возвращается в школу и возвращается домой» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 января 2022 г.
  39. ^ Хини, Симус (1975). Север . Лондон: Фабер и Фабер . п. 45. ИСБН  0-571-17780-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c439579ec592d6e997a9f423b03a7176__1722627780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/76/c439579ec592d6e997a9f423b03a7176.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Actaeon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)