Актеон

Актеон ( / æ k ˈ t iː ə n / ; древнегреческий : Ἀκταίων Aktaiōn ), [1] В греческой мифологии был сыном жреца-пастуха Аристея и Автоноя в Беотии и знаменитого фиванского героя . Через свою мать он был членом правящего Дома Кадма . Как и Ахиллес , в более позднем поколении он обучался у кентавра Хирона .
Он пал под фатальным гневом Артемиды (позже его миф был связан с ее римской коллегой Дианой ), но сохранившиеся детали его преступления разнятся: «единственная уверенность заключается в том, что пострадал Актеон, его пафос и что сделала Артемида: охотник стал объектом охоты; он превратился в оленя , и его разъяренные собаки, пораженные «волчьим безумием» ( Лисса ), разорвали его на части, как оленя». [2]
Многие изображения как в древнем искусстве, так и в искусстве эпохи Возрождения и постренессанса обычно показывают либо момент трансгрессии и трансформации, либо его смерть от собственных собак.
История
[ редактировать ]
Среди прочего, Джон Хит заметил: «Неизменной сутью сказки было превращение охотника в оленя и его смерть в пасти охотничьих собак. Но авторы могли свободно предлагать разные мотивы его смерти». [3] В версии, которую предложил эллинистический поэт Каллимах , [4] ставшая стандартной постановкой: Артемида купалась в лесу [5] когда на нее наткнулся охотник Актеон и увидел ее обнаженной. Он остановился и уставился, пораженный ее восхитительной красотой. Однажды увиденная, Артемида отомстила Актеону: она запретила ему говорить – если бы он попытался заговорить, то превратился бы в оленя – за злополучное осквернение тайны ее девственности. [6] [7]

Услышав зов своей охотничьей группы, он крикнул им и немедленно трансформировался. При этом он убежал глубоко в лес, при этом наткнулся на пруд и, увидев свое отражение, застонал. Затем его собственные собаки набросились на него и преследовали его, не узнавая его. Стремясь спастись, он поднял глаза (и поднял бы руки, если бы они у него были) в сторону горы Олимп. Боги не вняли его отчаянию, и он был разорван на части. Элемент более раннего мифа сделал Актеона знакомым охотничьим спутником Артемиды, а не новичком. В вышитом продолжении мифа собаки были так расстроены смертью своего хозяина, что Хирон создал статую, настолько правдоподобную, что собаки подумали, что это Актеон. [8]
Существуют и другие версии его проступка: « Каталог женщин Гесиода» и псевдоаполлодорская библиотека утверждают, что его преступлением было то, что он был соперником Зевса за Семелу , сестру своей матери, [9] тогда как в Еврипида » « Вакханках он хвастался, что он лучший охотник, чем Артемида: [10]
|
|

Дальнейшие материалы, в том числе фрагменты Гесиодического каталога женщин и как минимум четырех аттических трагедий, в том числе « Токсотида Эсхила » , были утеряны. [11] Диодор Сицилийский (4.81.4), в варианте высокомерия Актеона , который в значительной степени игнорировался, утверждает, что Актеон хотел жениться на Артемиде. Другие авторы говорят, что гончие принадлежали Артемиде; некоторые утерянные разработки мифа, кажется, дали им всем имена и рассказали об их странствиях после его утраты.
По латинской версии истории, рассказанной римлянином Овидием [12] случайно увидев Диану (Артемиду) на горе Киферон, когда она купалась, он был превращен ею в оленя, преследован и убит своими пятьюдесятью гончими. [13] Эта версия также появляется в Пятом гимне Каллимаха как мифическая параллель с ослеплением Тиресия после того, как он увидел купающуюся Афину.Литературные свидетельства мифа об Актеоне в значительной степени утеряны, но Ламар Рональд Лейси, [14] деконструируя элементы мифа в том, что сохранилось, и дополняя его иконографическими свидетельствами поздней вазописи, удалось создать правдоподобную реконструкцию древнего мифа об Актеоне, который греческие поэты, возможно, унаследовали и подвергли расширению и расчленению. Его реконструкция противоречит общепринятому мнению, согласно которому архаический Актеон претендует на Семелу . [15] классический Актеон, хвастающийся своим охотничьим мастерством, и эллинистический Актеон, заглядывающий в ванну Артемиды. [16] Лейси определяет место преступления Актеона как священный источник Артемиды в Платеях , где Актеон был героем-архегетом («героем-основателем»). [17] Праведный охотник, спутник Артемиды, увидев ее обнаженной, купающейся весной, был побужден попытаться стать ее супругом, как заметил Диодор Сицилийский , и был наказан, отчасти за нарушение «ритуально навязанного почтения охотника к Артемиде» ( Лейси 1990:42).
Имена собак
[ редактировать ]Собаки | Источник | Супруги | Источник | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Аполлодор [18] | Овидий [19] | Гигин [20] | Аполлодор | Овидий | Гигин | ||||
Овидий [21] [22] | Другой автор | Овидий | Другой автор | ||||||
Кровати | ✓ | Аэлло (Шторм) | ✓ | ✓ | |||||
Мы пошли | ✓ | Альс (Стаут) | ✓ | ✓ | |||||
Агриус | ✓ | Агре (Чейзер) | ✓ | ✓ | |||||
Амаринтус | ✓ | Арсена | ✓ | ||||||
Аркс | ? | Аретуза | ✓ | ||||||
Аргиод (Таузер) | ✓ | ✓ | Арго | ✓ | |||||
Асболос (Сажистый) | ✓ | ✓ | Аура | ? | |||||
Балиус (Пятный) | ✓ | Канасе (Баркер) | ✓ | ✓ | |||||
Бура | ✓ | Чедиэтрос* | ✓ | ||||||
Отверстия | ✓ | Убийство | ✓ | ||||||
Борей | ✓ | Диномахе | ✓ | ||||||
Харопс | ✓ | Диоксипп | ✓ | ||||||
Корус | ✓ | Эхиона | ✓ | ||||||
Циллоподы | ✓ | Горго | ✓ | ||||||
Киприй | ? | Гарпия (Гарпия) | ✓ | ✓ | ✓ | ||||
Дорсеус (Быстрое зрение) | ✓ | ✓ | Лахне (Щётина) | ✓ | ✓ | ||||
Драко | ✓ | Лацена | ✓ | ||||||
Дромас (Гонщик) | ✓ | ✓ | Леэна | ✓ | |||||
Дромиус | ✓ | Лициска (Вулфет) | ✓ | ✓ | |||||
Эхнобас | ? | Линкесте | ✓ | ||||||
Элион | ? | Меланхетес (Черногривый) | ✓ | ✓ | |||||
Гносиус | ? | Затылок (Дикий лес) | ✓ | ✓ | |||||
Евдром | ✓ | Окидром | ✓ | ||||||
Хемон | ✓ | Окипет | ✓ | ||||||
Гарпаликус | ✓ | Ореситрофос (Ровер) | ✓ | ✓ | |||||
Гарпалос (Снап) | ✓ | ✓ | Ориас | ✓ | |||||
Хилактор (Болкун) | ✓ | ✓ | Оксиро | ✓ | |||||
Гилей (Вудренджер) | ✓ | ✓ | Поемениса (Пастушка) | ✓ | ✓ | ||||
Ихней | ✓ | Сагнос* | |||||||
Ихнобат (Трейсер) | ✓ | ✓ | Стикте (пятно) | ✓ | ✓ | ||||
Лаброс (Дикий Зуб) | ✓ | ✓ | Териопа | ✓ | |||||
Лакон | ✓ | ✓ | Терифон | ✓ | |||||
Ladon | ✓ | ✓ | Теродамас (Дикарь) | ✓ | ✓ | ||||
Лаэлапс (Охотник) | ✓ | ✓ | Тероданапис | ? | |||||
Лампус | ✓ | Урания | ✓ | ||||||
Леон | ✓ | полет* | ✓ | ||||||
Лекон (Бланш) | ✓ | ✓ | Число | 1 | 13 | 15 | 20 | ||
Линкей | ✓ | ✓ | |||||||
Махимус | ✓ | ||||||||
Мелампус (Черноногий) | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||
Меланей (Черный плащ) | ✓ | ✓ | |||||||
Мы приближаемся | ✓ | ||||||||
Окидромус | ✓ | ||||||||
Оцитозный | ✓ | ||||||||
Омаргус | ✓ | ||||||||
Неброфонос (Киллбак) | ✓ | ✓ | |||||||
Орибасос (Уверенный) | ✓ | ✓ | |||||||
Пахил | ✓ | ||||||||
Памфагос (Обжора) | ✓ | ✓ | |||||||
Птерелас (Крылатая нога) | ✓ | ✓ | |||||||
Быстрый | ✓ | ||||||||
Стилбон | ✓ | ||||||||
Сирийский | ✓ | ||||||||
Терон (Буря) | ✓ | ✓ | |||||||
Тоос (Быстроногий) | ✓ | ✓ | |||||||
Тигрис (Тигр) | ✓ | ✓ | |||||||
Зефир | ✓ | ||||||||
Число | 6 | 22 | 27 | 26 |

Примечания:
- Имена собак были проверены на соответствие списку, приведенному в тексте Овидия, где имена уже были транслитерированы. [23]
- ? = Семь названий собак, перечисленных в « Фабулах » Гигина , вероятно, были неправильно прочитаны или неверно истолкованы более поздними авторами, поскольку не соответствуют точным числам и именам, данным Овидием:
- Аркас означает Аркадию, место происхождения трех собак, а именно Памфагоса, Дорсея и Орибаса.
- Киприй означает Кипр, где произошли собаки Лисиска и Гарпал.
- Гносий на Крите можно прочитать как Кносс, что означает, что Ихнобат был кносской породой собак.
- Эхнобас , Элион , Аура и Тероданапис, вероятно, были географическими названиями или прилагательными, определявшими характеристики собак.
«Кровать Актеона»
[ редактировать ]Во втором веке нашей эры путешественнику Павсанию был показан источник на дороге в Аттике, ведущей в Платеи из Элевтер , сразу за Мегарами " и немного дальше на скале. Он называется ложем Актеона, ибо сказано, что он спал на нем, когда утомился охотой, и что он заглянул в этот источник, пока Артемида купалась в нем».
существует предание «Что касается Актеона, то в Орхомене , что призрак, сидевший на камне, повредил их землю. И когда они посоветовались с оракулом в Дельфах , бог велел им закопать в землю все, что они могли найти от Актеона: он также велел им сделать медную копию призрака и прикрепить ее железом к камню. Это я сам видел, и они ежегодно совершают погребальные обряды по Актеону». [24]
Параллели в аккадских и угаритских поэмах.
[ редактировать ]В стандартной версии «Эпоса о Гильгамеше» (таблица VI) есть параллель: в серии примеров Гильгамеш рассказывает Иштар о ее жестоком обращении со своими серийными любовниками:
Ты любил пастуха, пастыря и главного пастыря
Кто всегда собирал для тебя светящийся пепел,
И барашек для тебя готовила каждый день.
Но ты ударил его и превратил в волка,
Его собственные пастухи выслеживают его.
И его собаки рвут его на корточки. [25]
Актеон, растерзанный собаками, подстрекаемыми Артемидой, находит еще одну ближневосточную параллель в угаритском герое Ахте , растерзанном орлами, подстрекаемыми Анат, жаждущими его охотничьего лука. [26]
Девственную Артемиду классических времен нельзя напрямую сравнивать с Иштар из многих любовников, но миф об Артемиде, стреляющей в Ориона , был связан с наказанием ею Актеона со стороны TCW Стинтона; [27] греческий контекст упрека смертного влюблённой богине переведён на эпизод Анхиса и Афродиты . [28] Дафнис тоже был пастухом, любимым богиней и наказанным ею: см. Феокрита «Первая идиллия». [29]
Символизм Актеона
[ редактировать ]В греческой мифологии считается, что Актеон символизирует ритуальное человеческое жертвоприношение в попытке угодить Богу или Богине: [30] собаки символизируют жертвователей, а Актеон символизирует жертвоприношение.
Актеон может символизировать человеческое любопытство или непочтительность. [ нужна ссылка ]
рассматривает этот миф Юнгианский психолог Вольфганг Гигерих как символ духовной трансформации и/или просветления. [31]
Актеон часто символизирует рогоносца, поскольку, когда его превращают в оленя, он становится «рогатым». [32] Об этом упоминается в « Веселых женах » Шекспира , » Роберта Бертона и «Анатомии меланхолии других. [33] [34]
Культурные изображения
[ редактировать ]

Две основные сцены: Актеон удивляет Артемиду/Диану и его смерть. В классическом искусстве Актеон обычно изображается вполне человеком, даже несмотря на то, что его убивают собаки (иногда у него есть маленькие рога), но в искусстве эпохи Возрождения ему часто дают голову оленя с рогами даже в сцене с Дианой, и к тому времени его убивают, у него есть хотя бы эта голова, и часто он полностью принимает форму оленя.
- Эсхил и другие поэты-трагики использовали эту историю, которая была излюбленным сюжетом в древних произведениях искусства. [13]
- есть хорошо известная небольшая мраморная группа, В Британском музее иллюстрирующая эту историю. [13] в галерее 83/84. [35]
- Две картины художника XVI века Тициана ( «Смерть Актеона» и «Диана и Актеон» ).
- «Актеон» — оперная пастораль Марка-Антуана Шарпантье .
- Перси Биши Шелли предлагает параллель между своим альтер-эго и Актеоном в своей элегии Джону Китсу , Адонаис , строфа 31 («[он] смотрел на обнаженную красоту Природы/подобно Актеону, и теперь он сбился с пути/ .../ И мысли свои, по этому тернистому пути,/ Преследуя, как разъяренные псы, своего отца и свою добычу.')
- Ария «Часто она посещает эту одинокую гору» из оперы Перселла «Дидона и Эней» , впервые исполненная в 1689 году или раньше.
- Джордано Бруно , Героическая ярость .
- В песне V Джамбаттисты Марино поэмы Адоне представляющую миф об Актеоне. Этот эпизод предвещает насильственную смерть главного героя в конце книги.
- В акте I, сцена 2 романа Жака Оффенбаха « Орфей в подземном мире » Актеон — любовник Дианы (Артемиды), и именно Юпитер превращает его в оленя, что отталкивает Диану от охоты. На этом этапе от его истории отказываются в пользу других сюжетов.
- Тед Хьюз написал версию этой истории в своих «Сказках Овидия» .
- Па-де-де Дианы и Актеона из Мариуса Петипа балета «Король Кандауле» на музыку Риккардо Дриго и Чезаре Пуни , позднее включенное во второй акт «Эсмеральды» (балет) .
- В «Двенадцатой ночи » Уильяма Шекспира Орсино сравнивает свою безответную любовь к Оливии с судьбой Актеона. «О, когда мои глаза впервые увидели Оливию, Мне казалось, что она очистила воздух от чумы, В тот момент я превратился в оленя, и с тех пор мои желания, как падшие и жестокие собаки, преследуют меня». Акт 1 Сцена 1.
- В Кристофера Марлоу пьесе «Эдуард II » придворный Пирс Гавестон пытается развлечь своего возлюбленного, короля Англии Эдуарда II , представив пьесу, основанную на мифе об Актеоне. В версии Гавестона Диану играет обнаженный мальчик, держащий оливковую ветвь, чтобы скрыть свои чресла , и именно мальчик-Диана превращает Актеона в оленя и позволяет его сожрать гончим. Таким образом, интерпретация Гавестона (и Марлоу) добавляет сильный элемент гомоэротизма , отсутствующий в оригинальном мифе.
- Пол Мэншип в 1925 году создал набор медных статуй Дианы Люси Ландер и Актеона, которые находились в Смитсоновском институте .
- Французский коллектив LFKs и его кино/театральный режиссер, писатель и художник Жан-Мишель Брюйер сняли серию из 600 короткометражных и «средних» фильмов, интерактивную 360-градусную инсталляцию Si poteris narrare licet («если вы можете об этом говорить»). , тогда вы можете это сделать") [36] в 2002 году — 3D-инсталляция на 360° «Рассеивание Сына» . [37] (с 2008 по 2016 год) и спектакль на открытом воздухе «Пасторальная жестокость» (2000), посвященный мифу о Диане и Актеоне.
- В фильме Мэтью Барни 2019 года, «Редут» действие которого происходит в Пилообразных горах американского штата Айдахо , и сопровождающей его передвижной художественной выставке, происходящей в Художественной галерее Йельского университета, миф пересказывается художником и режиссером с помощью аллей, созданных им самим. [38]
- Шеймуса Хини В коллекции «Север» есть раздел, посвященный мифу о Диане и Актеоне. [39]
Генеалогическое древо Королевского дома Фив
[ редактировать ]Генеалогическое древо королевского дома Фив |
---|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иногда его называли Актеем ( Ἀκταῖος ), как в поэтическом фрагменте, цитируемом у Псевдо-Аполлодора, Библиотека 3.4.4: «затем [они] убили Актея по наущению Зевса», τοτ' Ἀκταῖον κτεῖναι Διὸς αἰνε σίῃσι
- ^ Уолтер Буркерт , Homo Necans (1972), перевод Питера Бинга (University of California Press) 1983, стр. 111.
- ^ Хит, «Неудача Орфея», Труды Американской филологической ассоциации 124 (1994:163-196), стр. 194.
- ^ Каллимах, Гимн v .
- ^ Каллимах не указывает местонахождение: долина в предгорьях горы Киферон возле беотийского Орхомена , это место, согласно Еврипиду , Вакханки 1290-92, родниковое святилище возле Платеи указано в другом месте.
- ^ Коултер-Харрис, Дебора М. (29 июля 2016 г.). «Древняя Греция: определение бессмертия в эпоху богов и смертных». В погоне за бессмертием в мировых религиях . МакФарланд Инк. с. 60. ИСБН 978-0-7864-9792-8 .
- ^ Коннер, Нэнси (10 февраля 2010 г.). «Артемида: Азарт охоты». Книга «Вся классическая мифология: греческие и римские боги, богини, герои и монстры от Ареса до Зевса» . Адамс Медиа. п. 140. ИСБН 978-1-4405-0240-8 .
- ↑ Фрагментарные источники повествования о гончих Актеона отмечены в книге Ламара Рональда Лейси, «Актеон и потерянная «Купальня Артемиды»», The Journal of Hellenic Studies 110 (1990:26–42), с. 30 примечание 32, с. 31 примечание 37.
- ↑ Таким образом, потенциально ставя под угрозу будущее рождение Диониса , если бы он добился успеха. Павсаний ссылается (9.2.3) на утраченное стихотворение Стесихора, также выражающее этот мотив. Постепенное разрушение Дома Кадма, чтобы освободить место для прихода Диониса, можно проследить в мифах его отдельных членов: Актеона, Семелы , Ино , Мелицерта и Пенфея .
- ^ Эта мифологическая тема связывала его с Агамемноном и Орионом (Lacy 1990).
- ^ Lacy 1990, подчеркивая, что центральное ядро утеряно, охватывает литературные фрагменты, стр. 26-27 и многочисленные примечания.
- ^ Овидий, Метаморфозы iii.131; псевдо-Аполлодора см. также Библиотеку III. 4
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Лейси, «Актеон и потерянная «ванна Артемиды»» Журнал эллинских исследований 110 (1990:26-42).
- ^ Павсаний (ix.2.3) сообщает, что « Стесихор Гимерский говорит , что богиня накинула Актеона оленьей шкурой, чтобы убедиться, что его собаки убьют его, чтобы помешать ему взять Семелу в жены»; строки Стесихора не сохранились.
- ^ Лейси 1990:27f.
- ^ Плутарх . Аристейд, 11.3 и 4 .
- ^ Псевдо Аполлодор - Библиотека , 3.4.4
- ^ Овидия Метаморфозы (Книга III, 206–235)
- ^ Гигина Басни 181
- ^ В этом списке Гигин не может правильно провести различие между мужскими и женскими именами.
- ^ См. Номинальный индекс в RJ Tarrant (2004) Nasonic Metamorphoses П. Овидия , Оксфорд, стр. 503-534
- ^ Овидий . Метаморфозы , 3 для точных названий собак.
- ^ «Описание Греции Павсанием, том II, автор Павсаний - электронная книга проекта Гутенберга» . www.gutenberg.org . Проверено 12 апреля 2024 г.
- ^ «Гильгамеш VI» в «Мифах Месопотамии»… новый перевод Стефани Дэлли , ред. изд.2000:79; примечание 60, с. 129: «Эту метаморфозу сравнивают с греческим мифом об Актеоне».
- ^ Сравнение сделано в книге Майкла К. Астура, Hellenosemitica: этническое и культурное исследование западносемитского влияния на микенскую Грецию (Leiden:Brill, 1965).
- ^ Стинтон «Еврипид и приговор Париса» (Лондон, 1965:45, примечание 14) перепечатано в Стинтоне, Сборник статей по греческой трагедии (Лондон, 1990:51, примечание 14).
- ^ Гомеровский гимн Афродите .
- ^ Джаспер Гриффин, «Теокрит, Илиада и Восток», Американский филологический журнал 113.2 (лето 1992: 189-211), особенно. стр. 205ф.
- ^ Бидерманн, Ганс (1989). Словарь символизма . Факты в файле. ISBN 0-8160-2593-2 .
- ^ Вольфганг Гигерих, Логическая жизнь души (Франкфурт: Питер Ланг, 2001)
- ^ Оксфордский словарь английского языка , 3-е изд, 2010, св.
- ^ Джон Стивен Фармер, Сленг и его аналоги в прошлом и настоящем , 1903, sv , стр. 15.
- ^ Гордон Уильямс, Словарь сексуального языка и образов в литературе Шекспира и Стюарта , 2001, ISBN 0-485-11393-7 , с. 8-9.
- ^ «Комнаты 83-84: Римская скульптура» . Британский музей . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Что такое современное искусство? Терри Смит. 10 августа 2012 г. Издательство Чикагского университета. п. 173-81, 186
- ^ « Рассеяние Сына » . Фестиваль STRP в Эйндховене . Январь 2011.
- ^ Фараго, Джейсон (21 марта 2019 г.). «Зажигалка: Мэтью Барни возвращается в школу и возвращается домой» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 января 2022 г.
- ^ Хини, Симус (1975). Север . Лондон: Фабер и Фабер . п. 45. ИСБН 0-571-17780-8 .
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Актеон ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 157. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Оксфордский классический словарь , св. «Актеон».
- Овидий , Метаморфозы , 3.138 и далее.
- Еврипид , Вакх , 337–340.
- Диодор Сицилийский , 4.81.4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]