Ампелос

Ампелос ( греч . Ἂμπελος , букв. « Виноградная лоза ») или Ампел ( латынь ) был олицетворением виноградной лозы и любовником Диониса в греческой мифологии и Вакха в римской мифологии . Он был сатиром, который из-за Диониса превратился либо в созвездие, либо в виноградную лозу .
Мифология
[ редактировать ]Существительное
[ редактировать ]В Нонна этиологии , которого Ампелос — прекрасный юноша -сатир любил Дионис и чью смерть предвидел бог. Есть две версии его смерти и реакции на нее Диониса. По словам Нонна, Ампелос был заботан до смерти диким быком после того, как он издевался над богиней Селеной , сцена описывается следующим образом:
- «[Ампелос, любовь Диониса, ехал на спине дикого быка:] Он смело кричал анфасной Луне (Мене) — «Дай мне лучшее, Селена, рогатый погонщик скота! Теперь я оба — у меня есть рога и Я езжу на быке!»
- Поэтому он крикнул, хвастаясь круглой Луне. Селена ревнивым взглядом посмотрела в воздух, чтобы увидеть, как Ампелос едет на кровожадном мародерствующем быке. Она послала ему овода, гоняющегося за скотом; и бык, постоянно прокалываемый острым жалом, поскакал прочь, как лошадь, по бездорожью [затем он швырнул и забодал его до смерти]» [ 1 ]
Расстроенный его смертью, Дионис превратил тело Ампела в первую виноградную лозу и создал вино из его крови.
Овидий
[ редактировать ]
Во второй версии виноградные лозы используются иным образом. По словам Овидия :
- «безрассудный юноша упал, срывая на ветке яркий виноград. Либер [Дионисос] вознес заблудившегося мальчика к звездам», превратив его в одну из звезд созвездия Виндемитора или Виндиатрикс (более известного как Волопас ). [ 2 ]
Дриада
[ редактировать ]Различные ампелозы — также «Ампелос» в единственном числе — также появляются в греческой мифологии как разновидность гамадриад . [ 3 ]
В европейской традиции
[ редактировать ]В средние века и эпоху Возрождения Ампелос не был известен. В Новом веке и позднее его изображение встречается лишь изредка. Миф о нем был «заново открыт» в Европе в 17 веке, когда были опубликованы первые переводы «Деяний Диониса». В их оформлении принимали участие такие художники, как Джейкоб Мэтем и Ян Миль. Образ Ампелоса можно встретить также, например, в книгах «Этрусские, греческие и римские древности» (1766) Пьера Франсуа Хью д'Анкарвиля (англ.), «Истории древних и современных вин» (1824) доктора Александр Хендерсон. Образ Ампелоса появляется в произведениях Мартина Опица (1622), Генриха Гейне («Боги в изгнании» (1853)) и Мэтью Арнольда («Пропавший странник» (1898)), Роберто Калассо (1988). Некоторые исследователи также отмечают, что миф о Дионисе и Ампеле был одним из источников вдохновения французского писателя-гомосексуалиста Андре Жида.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Афиней Навкратийский , Деипнософисты или Пир ученых. Лондон. Генри Дж. Бон, Йорк-стрит, Ковент-Гарден. 1854. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Афиней Навкратийский, Деипнософист . Кайбель. В здании Б.Г. Теубнери. Лейпциг 1887. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Нонн из Панополиса , Дионисия, перевод Уильяма Генри Денэма Роуза (1863-1950), из Классической библиотеки Леба, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1940. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Нонн Панопольский, Дионисийский. 3 тома. WHD Роуз. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, Уильям Хайнеманн, Лтд., 1940–1942 гг. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Публий Овидий Назон , Фасти в переводе Джеймса Г. Фрейзера. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Публий Овидий Назон, Фасти. Сэр Джеймс Джордж Фрейзер. Лондон; Кембридж, Массачусетс. Уильям Хайнеманн Лтд.; Издательство Гарвардского университета. 1933. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .