Jump to content

Склонный

Склонный
Филомела и Прокна , Элизабет Джейн Гарднер .
Информация во вселенной
Псевдоним Эдон
Разновидность Человек, потом соловей
Пол Женский
Заголовок Королева
Вторая половинка Терей
Дети Итыс
Родственники
Обитель Афины , Фракия

Прокне ( / ˈ p r ɒ k n i / ; древнегреческий : Πρόκνη , Próknē [pró.knɛː] ) или Прогне — второстепенная фигура в греческой мифологии . Она была афинской принцессой и старшей дочерью афинского царя по имени Пандион . Прокна была замужем за царем Фракии , Тереем который вместо этого жаждал свою сестру Филомелу . Терей напал на Филомелу и запер ее. Когда Прокна узнала о своей сестре и ее ужасной судьбе, она отомстила мужу, убив их единственного ребенка, мальчика по имени Итис . История Прокны служит мифом о происхождении соловья .

Матерью Прокны была наяда Зевксиппа , а детьми — Филомела , Эрехтей и Бут. [ 1 ] и, возможно, Тевтрас . [ 2 ] Она вышла замуж за царя и Терея Фракии стала матерью Итиса (или Итила ).

Мифология

[ редактировать ]

Терей и Филомела

[ редактировать ]
Прокна и Филомела из храма Аполлона в Термосе , 630–625 гг. до н.э.

Прокна была отдана в жены Терею , царю Фракии , по некоторым версиям, потому что он помогал царю Пандиону в войне против лаконцев , поэтому Пандион выдал ему замуж дочь. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В браке у них родился сын по имени Итыс . Прошли годы, Прокна начала тосковать по дому и попросила мужа привести ей ее младшую сестру Филомелу , поэтому Терей отправился в Афины, чтобы сопроводить Филомелу к ее сестре. [ 3 ] Пандион ничего не подозревал, а Филомела была взволнована, однако Терей почувствовал огромную страсть к прекрасной Филомеле, которая только росла и росла во время возвращения домой. [ 6 ] По одной из версий, Терей солгал о смерти Прокны и попросил у Пандиона руки Филомеллы. [ 7 ] Когда они достигли берега, он затащил ее в лес (и, как представил Овидий, в хижину) и изнасиловал, несмотря на ее протесты и мольбы. [ 8 ] Затем Филомела пригрозила рассказать всем, поэтому он в страхе отрезал ей язык и поставил охрану, чтобы не дать ей сбежать. Затем он вернулся в Прокну, заявив, что Филомела умерла во время путешествия; Прокна сильно оплакивала сестру. [ 9 ]

Прокне узнает

[ редактировать ]
Фурии в Прокне и брачная ночь Терея, гравюра Вергилия Солиса,

Прошло некоторое время, [ а ] и вскоре состоялся фракийский праздник в честь Диониса , во время которого фракийские женщины имели обыкновение собирать дары и посылать их своей царице. [ 10 ] Филомела, неспособная говорить или сбежать из тюрьмы, выплела на своем гобелене или платье буквы, в которых говорилось о ее судьбе от рук Терея, и отправила их в Прокну. Как только Прокна заполучила ее гобелен, она переоделась в вакхическое одеяние, присоединилась к празднеству вместе с другими женщинами и нашла хижину, в которой держали Филомелу в плену. Она ворвалась, схватила свою сестру, вместо этого одела ее в свою одежду и тайком протащила во дворец Тереуса, чтобы никто их не увидел. [ 11 ]

Прокне спасает Филомелу, гравюра 1767 года, Исследовательский институт Гетти.

Хотя Филомела не смогла полностью сообщить Прокне о своих бедах из-за того, что больше не владела языком, Прокна, тем не менее, пообещала сестре отомстить за великую несправедливость, причиненную ей. [ 11 ] Пока она обдумывала, как лучше отомстить своему мужу, ее маленький сын Итис вошел в комнату в поисках своей матери. Прокна, желая отомстить Терею и видя в их сыне не что иное, как продолжение своего отца, убила его, пока он кричал, и приготовила его. Тогда она пригласила Терея на обед, мотивируя это тем, что по афинскому обычаю жена должна была готовить мужу ужин вдали от всех. [ 12 ] Терей съел своего сына, а когда он спросил, где ребенок, две женщины подарили ему голову Итиса. [ 13 ]

Терей ест один, сидя в своем высоком родовом кресле, и набивает живот собственным ребенком. И во тьме его понимания он кричит: «Приведите сюда Итиса». Прокна не может скрыть своего жестокого ликования, и теперь, желая стать самой посланницей разрушения, она кричит: «Он у тебя там, внутри, тот, кого ты просишь». Он оглядывается вокруг и спрашивает, где мальчик. И затем, пока он зовет и ищет его, Филомела бросается вперед с волосами, мокрыми от росы этого бешеного убийства, и швыряет окровавленную голову Итиса в лицо его отца. Не было и времени, когда бы ей так сильно хотелось обрести дар речи и выразить свое ликование подходящими словами. [ 12 ]

Аттическая чаша для вина, около 490 г. до н. э., изображающая Филомелу и Прокну, готовящихся убить Итиса. (Лувр, Париж)

Месть Терея

[ редактировать ]

В ярости Терей схватил свой меч и начал выслеживать жену и ее сестру с намерением убить их. Две женщины побежали, но он догнал их в Даулии , в Фокии , [ 14 ] за что их позже прозвали «дамами Даулии». [ 15 ] Боги, заметив это, превратили их всех в птиц. [ 16 ] Терей превратился в удода, а женщины в соловья и ласточку. В то время как греческие источники традиционно считали, что Прокна стала поющим соловьем, а Филомела - молчаливой ласточкой, римские авторы имели тенденцию менять птиц местами, так что Прокна стала ласточкой, а Филомела - соловьем. [ 17 ] Этот образец нарушает только греческий писатель-эллинист по имени Агатархид , который называет Филомелу соловьем. [ 18 ] Схолиаст поздней античности Псевдо-Нонн называет Зевса богом, который положил конец погоне, превратив их всех в птиц. [ 4 ] Будучи птицей, Прокна продолжала вечно оплакивать смерть своего ребенка. [ 19 ]

Вариации и происхождение

[ редактировать ]

Другие версии

[ редактировать ]

Византийский ученый Евстафий Фессалоникский поменялся ролями двух сестер, так что Прокна — незамужняя женщина, изнасилованная и изуродованная Тереем. [ 20 ] По словам одного автора, Терею удалось убить Прокну и Филомелу, прежде чем они все превратились в птиц, но удоды продолжали преследовать ласточек и соловьев. [ 21 ]

Терей перед головой своего сына Итила , холст, масло 1636–1638, Питер Пауль Рубенс (Прадо, Мадрид).

Более или менее идентичная история рассказывается об Аэдоне («соловье», вытеснившем Прокну), Хелидоне («ласточке», вытеснившем Филомелу) и Политехне (вытеснившем Терея); в этой версии, действие которой происходит в Малой Азии , а не во Фракии, Политехн проигрывает пари против своей жены и вынужден найти ее рабыней, поэтому он насилует (но не калечит) ее сестру Хелидон. [ 22 ] [ 23 ] Как только Хелидон рассказывает Эдону о том, что произошло, миф продолжается, как указано выше, с той разницей, что двум женщинам удается добраться до своего отца (здесь это Пандарей ), который приказывает своим слугам избить и связать Политехна, а затем намазать его медом и уйти. на растерзание насекомым. [ 23 ] Эдон из жалости отпугивает мух от мужа, приводя в ярость ее семью. Когда ее отец, мать и брат пытаются напасть на нее, наконец вмешиваются боги и превращают их всех в птиц (Эдон и Хелидон, как обычно, но Политехн становится дятлом, Пандарей - орланом, мать - зимородком, а он это брат, который становится удодом). [ 22 ] [ 24 ]

Статуя Прокны и Итиса , ок. 430 г. до н.э., Музей Акрополя в Афинах .

Первые следы мифа появились рано, поскольку и Гесиод , и Сафо называли ласточку Пандионисом , или «дочерью Пандиона». [ 25 ] Гомер также упоминает Аэдону, дочь Пандарея, убившую своего сына Итила , однако он не упоминает о ласточке, и контекст этой версии сильно отличается, хотя имя ее мужа дано как Зет , царь Фив . [ 25 ] Как поясняли и расширяли более поздние авторы Гомера, Эдон, жена царя Зета, случайно убила своего сына, пытаясь убить другого мальчика, Амалиуса , сына ее невестки Ниобеи (жены брата-близнеца Зета Амфиона), из зависти огромного потомства Ниобы, когда она родила только одного ребенка. [ 26 ] Эта версия с Ниобой и Амалеем также приписывается Ферекиду Афинскому , мифографу пятого века до нашей эры; Было высказано предположение, что самый ранний миф касался женщины, пытавшейся причинить вред ребенку своей соперницы; возможно, что анатолийского Пандарея (отца Аэдона) спутали с афинским Пандионом (царем Афин) из-за сходства их имен, и, таким образом, соловей и ласточка присоединились к афинским мифологическим традициям, поскольку и Прокна, и Филомела находятся в смысл, навязчивый легендарной афинской царской линии. [ 27 ]

Трагические поэты

[ редактировать ]
Прокна, Терей и Филомела, 16 век, автор Себастьяно Дель Пьомбо.

Одно из самых ранних полных описаний было дано Софоклом в его ныне утерянной пьесе «Терей» , от которой остались лишь краткие фрагменты и краткий обзор в качестве средств для реконструкции. По словам Фитцпатрика, пьеса, очевидно, началась с того, что Терей прибыл во Фракию и солгал Прокне о смерти Филомеллы, приведя с собой рабыню, которая на самом деле является Филомелой в вынужденной маскировке. [ 28 ] У Прокны будет монолог, в котором она оплакивает свою изоляцию и социальное положение замужней женщины, и в частности свое положение гречанки, вышедшей замуж за варвара (иностранца). [ 29 ] прежде чем узнать правду благодаря гобелену. [ 28 ] Признание Филомелы произошло бы на сцене, за ним последовала бы ужасная месть Прокны и осознание Тереем собственного каннибализма. [ 28 ] Затем посланник объявлял о превращении всех троих в птиц богом-экс-машиной , которым в этой пьесе, скорее всего, был Аполлон . [ 28 ]

Дженнифер Марш утверждала, что Софокл был вдохновлен « пьесой Еврипида Медея» , произведением, в котором женщина убивает своих детей, чтобы отомстить своему мужу, и впоследствии именно он ввел элемент детоубийства и поедания детей в рассказе Прокны. . [ 30 ] Хор Медеи утверждает, что знает только еще одну женщину, убившую своего ребенка, кроме самой Медеи, Ино , очевидно, ничего не зная о Прокне. [ 30 ] Однако обратное, что Еврипид был вдохновлен изображением Софокла Прокны для изображения Медеи, также могло быть правдой. [ 30 ] В то же время также возможно, что педофагия была частью более раннего повествования Софокла, использованного в качестве источника, а скорее именно фракийский сеттинг является дополнением Софокла. [ 31 ] Однако изнасилование и нанесение увечий Филомеле не имеет явного прецедента до Софокла. [ 31 ] Также вероятно, что именно Софокл ввел имена «Прокна» и «Филомела» Соловью и Ласточке, известным Гомеру и Гесиоду. [ 32 ]

Метоп из храма Аполлона, датируемый седьмым веком до н.э., который появился раньше Софокла, по-видимому, подтверждает представление о соловье и ласточке, являющихся партнерами Итиса/Итила. [ б ] убийство, главным виновником которого является Эдон/Прокна. [ 33 ] Некоторые вазы, хотя и с гораздо меньшей вероятностью, могут изображать место убийства. [ 33 ]

Наследие

[ редактировать ]

ласточек Роды Progne , Ptyonoprogne и Psalidoprocne, а также семейство древесных стрижей Hemiprocnidae получили свои названия из мифа об этой фракийской царице.

См. также

[ редактировать ]
  1. По словам Овидия, целый год, в течение которого подразумевается, что Терей несколько раз насиловал заключенную Филомелу.
  2. «Итил» — это написание у Гомера и Ферекида, но ко времени Софокла «Итис» уже прочно утвердился. [ 33 ]
  1. ^ Аполлодор , 3.14.8 .
  2. ^ Стефан Византийский , св Феспея
  3. ^ Jump up to: а б Овидий , Метаморфозы 6.401-438.
  4. ^ Jump up to: а б Псевдо-Нонн , Толкование на Григория Назианзина 39
  5. ^ Аполлодор , 3.14.8
  6. ^ Овидий, Метаморфозы 6.439-485.
  7. ^ Гигин , Басни 45
  8. ^ Овидий, Метаморфозы 6.486-548.
  9. ^ Овидий, Метаморфозы 6.549-570.
  10. ^ Либаний , Прогимнаматы 18
  11. ^ Jump up to: а б Овидий, Метаморфозы 6.571-619.
  12. ^ Jump up to: а б Овидий, Метаморфозы 6.619-652.
  13. ^ Солсбери, Джойс Э. (2001). Энциклопедия женщин древнего мира . ООО «АБС-КЛИО» ISBN  1576070921 .
  14. ^ Аполлодор, 3.14.8 ; Стефан Византийский , святой Давлис
  15. ^ Плутарх , Праздничные вопросы 727c
  16. ^ Овидий, Метаморфозы 6.653-674.
  17. ^ Форбс Ирвинг 1990 , стр. 99–102.
  18. ^ Агатархид , Де Маре Эритрео 7.34-35
  19. ^ Цецес , Хилиадес 7.43
  20. ^ Сравнение версии мифа Гомера и версии мифа Евстафия см.: Примечания к книге XIX (относительно строки 605 и т. Д.) Папы Александра. «Одиссея Гомера» в переводе А. Поупа , том V. (Лондон: FJ DuRoveray, 1806), 139–140.
  21. ^ Конон , Повествования 31
  22. ^ Jump up to: а б Антонинус Либералис , 11 лет
  23. ^ Jump up to: а б Селория 1992 , с. 11.
  24. ^ Селория 1992 , с. 72.
  25. ^ Jump up to: а б Форбс Ирвинг 1990 , с. 248.
  26. ^ Канчик, Юбер; Шнайдер, Хельмут (2006). «Пандарей» . Новый Поли Брилла . дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e905510 . Проверено 5 марта 2023 г.
  27. ^ Фонтенроуз 1948 , стр. 152–153.
  28. ^ Jump up to: а б с д Фитцпатрик 2007 , с. 41.
  29. ^ Фитцпатрик 2001 , с. 95.
  30. ^ Jump up to: а б с Марш, Дженни (2000). «Вазы и трагическая драма». В Раттере; НК; Спаркс, бакалавр наук (ред.). Слово и образ в Древней Греции . Эдинбург : Эдинбургский университет . стр. 121–123, 133–134.
  31. ^ Jump up to: а б Фитцпатрик 2001 , с. 91.
  32. ^ Фонтенроуз 1948 , с. 151.
  33. ^ Jump up to: а б с Фитцпатрик 2001 , с. 90.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4804aca2d03474ae313cc79c4b134584__1718784360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/84/4804aca2d03474ae313cc79c4b134584.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Procne - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)