Jump to content

Кеней

Рис. 1. Два кентавра вбивают Кенея в землю стволами деревьев; бронзовый рельеф из Олимпии, Археологический музей Олимпии, BE 11a (середина – конец седьмого века до н.э.) [ 1 ]

В греческой мифологии ; Кеней или Кайней ( / ˈ s ɛ n j s / SEN -yooss , древнегреческий : Καινεύς , латинизированный : Kaineús ) родился девочкой Кенис ( / ˈ s n ɪ s / ; древнегреческий : Καινίς , романизированный : Каинис ) дочь Элата , изнасилованная Посейдоном и превращенная им в неуязвимого человека. Он был лапифским правителем Фессалии и отцом аргонавта Корона . Он участвовал в Кентавромахии , где встретил свою кончину от рук кентавров, будучи еще живым вбитым в землю. [ 2 ]

Отцом Кенея был лапифов царь Элат из Гиртона в Фессалии. [ 3 ] и его сыном был аргонавт Корон , убитый Гераклом во время войны против дорийцев и их царя Эгимия . [ 4 ] По сообщению мифографа Гигина , матерью Кенея была Гиппея , дочь Антиппа, который был фессалийцем из Ларисы , его братьями были Исхис и аргонавт Полифем , и, кроме Корона, у него было еще два сына Фок и Приас , которые также были аргонавтами. [ 5 ] По словам Антонина Либералиса , его отцом был Атракс . [ 6 ]

Мифология

[ редактировать ]

Трансформация

[ редактировать ]

Кеней изначально был женщиной, которую морской бог Посейдон превратил в мужчину . [ 7 ] Хотя, возможно, он так же стар, как Гесиодический каталог женщин (ок. первой половины шестого века до н. э.), [ 8 ] самое старое надежное упоминание об этой трансформации принадлежит мифографу Акусилаю (шестой-пятый века до нашей эры). [ 9 ] По словам Акусилая, после полового акта с Посейдоном дочь Элата (здесь называемая Кане) из-за какого-то (священного?) запрета не захотела иметь ребенка ни от Посейдона, ни от кого-либо еще, поэтому, чтобы предотвратить это, Посейдон превратил превратила ее в неуязвимого мужчину, более сильного, чем любой другой. [ 10 ] Однако, по обычной версии событий, после секса с Кенисом Посейдон пообещал, что сделает все, что она захочет, поэтому Кенида попросила превратить ее в неуязвимого человека, что Посейдон и сделал. [ 11 ]

Помимо Кентаврмахии, о деятельности Кенея после его трансформации мало что говорится. По словам Акусилая, Кеней был сильнейшим воином своего времени и стал царем лапифов . [ 12 ] Однако из-за нечестия Кеней прогневил богов. Акусилай говорит, что Кеней поставил свое копье (где-то? и что-то сделал?) — переданный здесь текст испорчен. Однако, по словам схолиаста «Илиады» , Кеней установил свое копье на агоре и приказал своим подданным поклоняться ему, в то время как, по словам схолиаста Аполлония Родосского « Аргонавтика », сам Кеней поклонялся своему копью, а не богам. В любом случае действия Кена настолько оскорбили богов, что, как продолжает Акусилай, Зевс послал против него кентавров. [ 13 ] Папирус Оксиринха, содержащий отчет Акусилая, говорит, что Ценей использовался Теофрастом как пример правления «копьем», а не «скипетром», то есть силой, а не властью. [ 14 ]

Кеней также был указан среди тех, кто принимал участие в калидонской охоте на кабана, шестого века до нашей эры греческим лириком Стесихором , [ 15 ] а также римским поэтом Овидием и римским мифографом Гигином , хотя подробности его участия не приводятся. [ 16 ]

Кентавромахия

[ редактировать ]
Рис. 2 Кеней (надпись: «ΚΑIΝΕVS») уже на полпути в землю, его забивают три кентавра, один стволом дерева (слева) и два валунами (справа); кратер с завитком , Франсуа Ваза , работа Клейтиаса , Флоренция , Национальный археологический музей 4209 (ок. 570–560 до н.э.). [ 17 ]

Участие Кенея в Кентавромахии — битве между лапифами и кентаврами на свадебном пиру Пирифоя — кажется, самой ранней историей, рассказанной о Кенее. Его трансформация и другие истории являются более поздними разработками. [ 18 ]

Кеней сражался в Кентавромахии , где и встретил свою кончину (обычно см. Ниже). Из-за его неуязвимости ни одно оружие кентавров не могло ему повредить, и чтобы победить Кенея, им пришлось вбить его в землю стволами деревьев и валунами, пока он был еще жив и невредим. [ 19 ]

Самое раннее упоминание Кенея встречается в Гомера » «Илиаде , где Нестор называет Кенея одним из «самых могущественных» воинов, сражавшихся с кентаврами и победивших их: [ 20 ]

Таких воинов я никогда с тех пор не видел и не увижу, как был Пейрифой, и Дрий, пастырь людей, и Кеней, и Эксадий, и богоподобный Полифем, и Тезей, сын Эгея, равный бессмертным. Самыми могущественными были они из всех людей, выросших на земле; самыми могущественными были они, и с самыми сильными они сражались с кентаврами, которые имели свои логова среди гор, и ужасно истребляли их. [ 21 ]

Гесиодический (ок . Щит Геракла первая половина шестого века до н.э.) [ 22 ] описывает «лапифов с копьями вокруг Кенея, их царя», сражающихся с кентаврами, сражавшимися елями. [ 23 ]

» нет упоминания В «Гомере или Щите об истории неуязвимости Кенея и уникальном способе его смерти от рук кентавров, повлекшей за собой неуязвимость. [ 24 ] Однако Кентаврмахия была популярной темой в греческом искусстве, и изображения Кенея показывают, что эта история была хорошо известна, по крайней мере, еще в седьмом веке до нашей эры. На бронзовом рельефе из Олимпии середины VII в. до н.э. изображены два кентавра, вбивающие Кенея в землю (рис. 1), а также на вазе Франсуа (ок. 570–560 до н.э.), где Кеней уже на полпути к землю бьют три кентавра, два из которых используют валуны, а один — ствол дерева (рис. 2). [ 25 ]

Первое сохранившееся литературное упоминание о смерти Кенея встречается у Акусилая, в котором говорится, что Кеней умер после того, как кентавры избили его «вертикально» ( ὄρθιον ) в землю и запечатали камнем. Греческий поэт пятого века до нашей эры Пиндар, по-видимому, также упоминал Кенея, которого вертикально вгоняли ( ὀρθῷ ποδὶ ). в землю [ 26 ]

, датируемом третьим веком до нашей эры В « Аргонавтике» Аполлония Родосского , дается более полное описание, в котором говорится, что Кеней:

хотя еще был жив, но погиб от рук кентавров, когда в полном одиночестве и отделенный от других героев он разгромил их. Они сплотились против него, но не были достаточно сильны, чтобы оттолкнуть его или убить, поэтому вместо этого, несломленный и несгибаемый, он погрузился под землю, сбитый нисходящей силой могучих сосен. [ 27 ]

Что касается судьбы Кенея, Овидий просит Нестора сказать, что некоторые думали, что Кеней был сброшен прямо в Тартар , но что провидец Мопс сказал, что Кеней превратился в птицу. [ 28 ] В то время как согласно «Орфической Аргонавтике» , Кеней, не преклонив колена, перенес избиение кентавров и «сошел среди мертвых под землю еще живым». [ 29 ]

Гигин (следуя другой традиции?) причислил Кенея к числу покончивших с собой. [ 30 ] В Вергилия « Энеиде » Эней посещает место в подземном мире, называемое Lugentes Campi Поля скорби »), где проживают те, кто умер за любовь. Вергилий считает эти поля частью (или рядом?) региона, содержащего самоубийства. [ 31 ] Там Эней видит Кенея, о котором говорит Вергилий, хотя он когда-то был мужчиной, теперь снова стал женщиной, «вернувшейся судьбой в ее древнюю форму». [ 32 ]

Иконография

[ редактировать ]

Кеней — одна из самых ранних мифологических фигур в древнегреческом искусстве, которую можно точно идентифицировать. [ 33 ] Единственное событие, связанное с Кенеем, обнаруженное в древнегреческой иконографии, - это его участие в Кентавромахии - ни одного сохранившегося примера первоначальной женственности и трансформации Кенея не обнаружено. [ 34 ] Однако Кентаврмахия была популярной темой в изобразительном искусстве. [ 35 ] и во многих примерах показаны изображения Кенея, сражающегося с кентаврами. [ 36 ]

Самым ранним изображением середины-конца VII в. до н. э. является бронзовый рельеф из Олимпии (рис. 1), на котором два кентавра вбивают Кенея в землю стволами деревьев. Он представлен в виде бронированного гоплита , уже вбитого в землю до середины икры. В любом изображении Кентавромахии этот частично затонувший мотив делает Кенея сразу узнаваемым. [ 37 ] То, что Кеней здесь изображен без щита (с мечом в каждой руке), подразумевает неуязвимость. [ 38 ] Геральдическая трехфигурная группировка на этом рельефе, где Кеней окружен двумя кентаврами, становится канонической. [ 39 ]

середины VI века до н. э. Ценей, сражающийся с кентаврами, является центральным элементом кентавроматии, изображенным на горловине вазы Франсуа (рис. 2). Здесь Кенея, уже похороненного по пояс, бьют три кентавра валунами и стволом дерева. [ 40 ] Это изображение Кенея является первым, на котором Кеней идентифицируется по надписи, и первым, где представлен третий противник-Кентавр. [ 41 ] Другие изображения появились на храмовых фризах второй половины пятого века до нашей эры, в том числе на храме Гефеста в Афинах, храме Аполлона Эпикурия в Бассах и храме Посейдона на Сунионе . [ 42 ]

В Метаморфозах

[ редактировать ]
Рис. 3 Посейдон и Кенида, гравюра на дереве к Овидия « Метаморфозы» 12-й книге Вергилия Солиса , 1563 год.

Наиболее подробное описание истории Кенея можно найти в римского поэта Овидия » «Метаморфозах , которые занимают большую часть книги 12, и в них Нестор рассказывает Ахиллу историю трансформации Кенея, драки между кентаврами и фессалийцами в Пирифое . свадебный пир и кончина Кенея. [ 43 ] Ни одна более ранняя версия истории не объясняет, почему Кеней решил превратиться в человека, однако « Метаморфозы» это объясняют. [ 44 ] По словам Овидия, Кенида была прекраснейшей из девушек, но отвергла всех своих многочисленных женихов. Однажды, как сообщается в отчете, во время прогулки по пляжу ее изнасиловал морской бог Нептун (римский эквивалент Посейдона). Впоследствии, когда бог пообещал удовлетворить ее любую просьбу, Кенида решила стать мужчиной, чтобы никогда больше не подвергаться изнасилованию: [ 45 ]

Великая ошибка,
то, что я пострадал от тебя, оправдывает
чудесная просьба, которую я должен сделать;
Я прошу, чтобы я никогда не страдал от такого
снова травма. Грант, я могу быть
больше не женщина, и я больше не спрошу. [ 46 ]

Нептун так и сделал, превратив девушку в мужчину и, кроме того, сделав Кенея «неуязвимым против всех ран копья или меча». После чего Кеней ушел счастливый, проводя «годы в каждом мужественном упражнении», бродя по равнинам северной Фессалии. [ 47 ]

Далее Нестор описывает свадебный пир Пирифая и Гипподамии , на который были приглашены кентавры и «фессалийские вожди» (включая Кенея). [ 48 ] После того, как пьяный кентавр пытается похитить Гипподамию, вспыхивает драка, в ходе которой Кеней убил пятерых кентавров (Стифела, Брома, Антимаха, Элима и Пиракма). [ 49 ] Затем Кенея высмеивает Кентавр Латрей, который говорит:

Терпеть ли мне такого, как ты, Кеней?
Потому что в моих глазах ты все еще женщина.
Ты забыл свое рождение или этот позор?
благодаря чему вы получили награду – какой ценой
у тебя ложное сходство с мужчиной?!
Учитывайте и свое рождение, и то, что у вас есть.
отправлено! Возьмите прялку и
шерстяная корзинка! Скручивайте нити опытным большим пальцем!
Оставьте войну своим людям! [ 50 ]

Когда ни одно из их оружия не могло причинить ему вреда, кентавры похоронили Кенея под горами деревьев и камней, выбив из него жизнь. [ 51 ] Нестор рассказывает Ахиллу, что никто не знал наверняка, что случилось с Кенеем, что некоторые думали, что его столкнули в Тартар , однако, когда из его погребальной груды появилась желтая птица, провидец Мопс сказал, что Кеней преобразился (что и должно было случиться). в любом эпизоде ​​«Метаморфоз» ) в птицу. История превращения Кенея в птицу встречается только здесь и если не выдумка Овидия, то, вероятно, эллинистическая. [ 52 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Пэджетт, с. 15; Ганц, стр. 280–281; Лауфер, с. 888, нет. 61 ; Жесткий, с. 556 рис. 16,2 ; Фаулер, с. 159 н. 27; Цифровой LIMC 22983 ; ЛИМЦ В-2, с. 573, Кайней 61 .
  2. ^ Rose , s.v. Caeneus ; Visser s.v. Caeneus ; Grimal, s.v. Caeneus; Tripp, s.v. Caeneus.
  3. ^ Роуз , св. Кеней ; Грималь, св. Кеней; Трипп, св. Кеней; Парад, св. Кеней 1; Гесиод , Каталог женщин фр. 165 Мост [= фр. 87 МВт]; Акусилай фр. 22 Тойе [= фр. 22 Фаулер = фр. 40а Фримен ]; Гигин , Фабулы 14 , 173 , 242 ; Овидий , Метаморфозы 12.189 .
  4. ^ Хард, с. 557 ; Грималь, Святой Кеней; Парада, св Коронус 1; Гомер , Илиада 2.746 ; Аполлоний Родосский , Аргонавтика , 1.57-64 ; Гигин , Басни 14 О войне Корона против дорийцев см. Diodorus Siculus , 4.37.3 ; Аполлодор , 2.7.7 .
  5. ^ Парада, с.вв. Кеней 1, Гиппея; Гигин , Фабулы 14 . Об Ишисе как о брате см. также Аполлодор , 3.10.3 . Аполлодор в 1.9.16 перечисляет «Кенея, сына Корона» как одного из аргонавтов, что — при условии, что это тот же Корон, что это не смесь двух имен и не представляет собой отдельную традицию. в котором Кеней был аргонавтом, — сделало бы этого аргонавта Кенея внуком Кенея, то есть Парада, св. Коронус 1.
  6. ^ Parada, s.v. Caeneus 1; Antoninus Liberalis , Metamorphoses 17 .
  7. ^ Акусилай фр. 22 Тойе [= фр. 22 Фаулер = фр. 40а Фримен ]; Гесиод фр. 165 Большинство [= фр. 87 МВт] Овидий , Метаморфозы 12.168–209 ; Аполлодор , Е.1.22 ; Плутарх , Как человек может осознать свой прогресс добродетели в E 75 ; Лукиан , Де Сальтионе 56 , Галл 19 ; Антонин , Метаморфозы 17. Либералис
  8. ^ Большинство 2018b, с. лиии
  9. ^ Фаулер 2013, с. 160. Что касается возможно старшего Гесиода фр. 165 Большинство [= фр. 87 MW = Флегон , О чудесных вещах 5], по словам Фаулера, «некоторые сомнения должны быть связаны со списком авторитетов в начале отчета Флегона».
  10. ^ Фаулер 2013, стр. 160–161; Ганц, с. 181; Акусилай фр. 22 Тойе [= фр. 22 Фаулер = фр. 40а Фримен ]. По мнению Фаулера, здесь подразумевается, что, поскольку общение с богом всегда приводит к рождению ребенка, ее трансформация предотвратит это. Он также предполагает, что запрет, возможно, касался полового акта в святилище или с девственной жрицей.
  11. ^ Фаулер 2013, с. 160; Ганц, с. 281; Гесиод фр. 165 Мост ; Овидий , Метаморфозы 12.168–209 ; Аполлодор , Е.1.22 ; Схолия на Гомера » тему « Илиады 1.264 .
  12. ^ Акусилай фр. 22 Тойе [= фр. 22 Фаулер = фр. 40а Фримен ]. На Щите Геракла 178–190 Кеней также изображен как царь лапифов.
  13. ^ Хард, с. 557 ; Фаулер 2013, с. 160; Ганц, с. 281; Примечание Фрейзера к Аполлодору E.1.22 ; Акусилай фр. 22 Тойе [= фр. 22 Фаулер = фр. 40а Фримен ]; Схолия Д. об «Илиаде» 1264 ; Схолия об Аполлонии Родосском Аргонавтическом 1.57 .
  14. ^ Фаулер 2013, с. 160.
  15. ^ Фаулер, с. 159 н. 27; Стесихор , Охотники на кабанов фр. 222 Кэмпбелл .
  16. ^ Овидий , Метаморфозы 8.305 ; Гигин , Басни 173
  17. ^ Ганц, с. 281; Лауфер, с. 888, нет. 67 ; Цифровой LIMC 1602 ; ЛИМЦ В-2, с. 574, Каиней 67 .
  18. ^ Т. Виссер, св. Кеней .
  19. ^ Хард, с. 557 ; Ганц, с. 280; Щит Геракла 178–190 ; Акусилай фр. 22 Тойе [= фр. 22 Фаулер = фр. 40а Фримен ]; Пиндар фр. 128f Гонка [= фр. 128ф СМ]; Аполлоний Родосский , Аргонавтика 1.57-64 ; Аполлодор , Е.1.22 ; Орфическая аргонавтика 168 .
  20. ^ Фаулер 2013, с. 159; Хард, 555–556 . ; стр Ганц, с. 278.
  21. ^ Гомер , Илиада 1.262–268 .
  22. ^ Большинство 2018b, с. lvii .
  23. ^ Щит Геракла 178–190 .
  24. ^ Фаулер 2013, с. 159. Однако в случае с «Илиадой» , как отмечает Фаулер (цитируя Гриффина), именно такие детали Гомер утаил бы. По словам Гриффина, с. 40, «фантастическое» Гомер использует скупо, и в частности «неуязвимость... негомеровская».
  25. ^ Фаулер 2013, стр. 159–160; Ганц, стр. 280–281.
  26. ^ Фаулер 2013, с. 159–160; Ганц, стр. 101-1. 280–281; Акусилай фр. 22 Тойе [= фр. 22 Фаулер = фр. 40а Фримен ]; Пиндар фр. 128f Гонка [= фр. 128ф СМ]; ср. Плутарх , Стоики говорят более парадоксально, чем поэты ( Сборник стоических аргументов, которые говорят абсурдные поэты ) 1057 D О значении «ценности» Пиндара см. Fowler, p. 160; Слейтер св ὀρθός
  27. ^ Расовый перевод Аполлония Родосского , Argonautica 1.57-64 . Сравните с Аполлодором , Е.1.22 .
  28. ^ Хард, с. 557 ; Ганц, с. 281; Овидий , Метаморфозы 12.522–531 .
  29. ^ Коловито Перевод Orphic Argonautica 173–174 [= латинский перевод Стефани Эшенбахи 170–171 , с использованием немного другой нумерации строк].
  30. ^ Гигин , Басни 242
  31. ^ Нокс, стр. 74–75 ; Вергилий , Энеида 6.434–447 .
  32. ^ Вергилий , Энеида 6.448–449 .
  33. ^ Фаулер, с. 159. Обзор иконографии Кенея см. в Padgett, стр. 15–16; подробное обсуждение см. в Laufer, стр. 884–891 (изображения: LIMC V-2, стр. 563–576 ).
  34. ^ Лауфер, с. 885 .
  35. ^ Фаулер, с. 159.
  36. ^ Роза , св. Кеней . LIMC . каталогизирует 83 примера, организованных следующим образом: Кеней сражается с одним кентавром (1–8), двумя кентаврами (9–66), тремя или более кентаврами (67–76), неуверенным (77–78) или проигравшим (80–76) 83), см. Лауфер с. 885 .
  37. ^ Пэджетт, с. 15; Лауфер, с. 890 . Ганц, с. 281, описывает рельеф как «безошибочное» изображение Кенея.
  38. ^ Фаулер, с. 159. Лауфер, с. 890 , называет это двойное вооружение мечами (также встречающееся в LIMC Kaineus 63 , 70 ) «auffällig» («ударяющий»).
  39. ^ Лауфер, с. 890 . Из 76 записей в каталоге LIMC , классифицированных по количеству кентавров, атакующих Кенея, 57 описывают эту конфигурацию.
  40. ^ Фаулер 2013, стр. 159–160; Пэджетт, с. 15–16; Ганц, стр. 280–281.
  41. ^ Лауфер, с. 890 .
  42. ^ Ганц, с. 281; Лауфер, с. 888, нет. 54–56, рис. Каиней 57 ; ЛИМЦ В-2, с. 572, Каиней 56 .
  43. ^ Ганц, с. 281; Овидий , Метаморфозы 12.168–535 .
  44. ^ Ганц, с. 281.
  45. ^ Трипп, св. Кеней; Овидий , Метаморфозы 189–203 .
  46. ^ Овидий , Метаморфозы 12.201–203 .
  47. ^ Овидий , Метаморфозы 12.205–209 .
  48. ^ Овидий , Метаморфозы 12.210–213 .
  49. ^ Овидий , Метаморфозы 12.459–461 .
  50. ^ Овидий , Метаморфозы 12.470–476 .
  51. ^ Овидий , Метаморфозы 12.477–521 .
  52. ^ Хард, с. 557 ; Ганц, с. 281; Овидий , Метаморфозы 12.522–531 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03547112a7e38c3701b74ece7d23a751__1723466820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/51/03547112a7e38c3701b74ece7d23a751.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Caeneus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)