Итыс
В мифологии греческой Итис ( древнегреческий : Ἴτυς , латинизированный : Ítus ) — второстепенный мифологический персонаж, сын Терея , царя Фракии , от его афинской жены Прокны . Итис был убит собственной матерью и подан на съедение во время ужина своему отцу в рамках плана мести Терею за то, что он напал и изнасиловал Филомелу , сестру Прокны. Все его ближайшие родственники впоследствии превратились в птиц, и в некоторых версиях Итис тоже присоединяется к ним в птичьем царстве. История Итиса сохранилась в нескольких рассказах, самым обширным и известным из которых являются Овидия » «Метаморфозы . Его миф был известен по крайней мере с шестого века до нашей эры.
Семья
[ редактировать ]Итис был сыном Прокны , принцессы Афин , и Терея , фракийского царя, таким образом, племянником Филомелы . По линии своего отца он был внуком бога войны Ареса .
Мифология
[ редактировать ]Итис родился и вырос во Фракии. В какой-то момент его отец Терей изнасиловал тетю Итиса по материнской линии Филомелу, сопровождая ее во Фракию во время ее визита к сестре Прокне. Терей отрезал Филомеле язык, чтобы она никогда не смогла никому рассказать свою историю, и бросил ее. Однако Филомеле удалось сплести гобелен или платье со своей историей и отправить его сестре. В ярости Прокна убил Итиса, видя в нем всего лишь образ своего отца, сварил его и подал в качестве еды Терею. После того, как он закончил трапезу, две сестры преподнесли ему бестелесную голову Итиса. Как только он понял, что произошло, Терей выследил двух сестер, которые молились богам. Все трое превратились в птиц. В зависимости от версии мифа Филомела или Прокна превращаются либо в молчаливую ласточку , либо в поющего соловья. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ а ] которая продолжала оплакивать убитого сына в своей новой жизни. «Итисом» назывался также жалобный крик соловья. [ 4 ] [ 5 ]
Павсаний , с другой стороны, пишет, что Терей настолько раскаялся в своих действиях против Филомеллы и в судьбе Итиса от рук женщин (природа которых не описана подробно), что покончил с собой. [ 6 ] . В версии истории Евстафия сестры перевернуты, так что Филомела вышла замуж за Терея и стала матерью Итиса [ 7 ]
В некоторых текстах Итиса вместо этого называют Итилом , еще одной мифологической птицей, убитой его матерью Эдон , которая затем превратилась в соловья. В одном из вариантов мифа Прокну зовут Эдон, а его отца Политехном . [ 8 ]
Самый полный из сохранившихся рассказов об Итисе дошел до нас благодаря римскому поэту Овидию и его повествовательной поэме « Метаморфозы» , однако сам миф гораздо старше, и на повествование Овидия во многом повлияла Софокла ныне утраченная трагедия «Терей» . Ученый Дженни Марш предположила, что Софокл, должно быть, позаимствовал некоторые элементы сюжета из Еврипида « драмы Медея» .
Она утверждает, что элемент разъяренной жены, убивающей своего ребенка в знак мести за действия мужа, был непосредственно заимствован у Еврипида и включен в его трагедию. Если это правда, это означало бы, что детоубийство Итиса не появлялось в мифе о Прокне и Филомеле до Софокла. [ 9 ] Показательно, что хор в «Медее» заявляет, что они знают только об одной женщине, кроме самой Медеи , которая убила своих детей ( Ино ), не принимая во внимание Прокну. [ 10 ]
В некоторых версиях сам Итис превратился в птицу, как и остальные члены его семьи, особенно в фазана , которым можно восхищаться своим прекрасным оперением. [ 11 ] [ 4 ] [ 12 ] Этот элемент отсутствует у Овидия и большинства авторов, которые вместо этого бесцеремонно убивают и едят Итиса.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Версии различаются в зависимости от того, какая сестра какой птицей стала.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Овидий , Метаморфозы 6.338 — 6.674.
- ^ псевдо-Аполлодор, Библиотека 3.14.8.
- ^ Конон , Повествования 31
- ^ Перейти обратно: а б Вилли, Андреас (Базель), «Итис» , в «Новом Поли» Брилла , тома по античности под редакцией Хуберта Канчика и Гельмута Шнайдера, английское издание Кристины Ф. Салазар, тома «Классические традиции» под редакцией Манфреда Ландфестера, английское издание Фрэнсиса Г. Джентри. Консультация онлайн 11 января 2023 г.
- ^ Эсхил , Агамемнон 1144; схолии на Аристофана Авенах 212
- ^ Павсаний , Описание Греции 1.41.8-9
- ↑ Для сравнения версии мифа Гомера и версии мифа Евстафия см.: Примечания к книге XIX (относительно строки 605 и т. д.) Папы Александра. «Одиссея Гомера» в переводе А. Поупа , том V. (Лондон: FJ DuRoveray, 1806), 139–140.
- ^ Антонин Либералис 11
- ^ Марш, Дженни (2000). «Вазы и трагическая драма». В Раттере; НК; Спаркс, бакалавр наук (ред.). Слово и образ в Древней Греции . Эдинбург : Эдинбургский университет . стр. 121–123, 133–134.
- ^ Еврипид , Медея 1282-1284 гг.
- ^ Сервий , Об эклогах Вергилия 6.78
- ^ Милликен, Эдвард Дж. (1858). Ирландский журнал Metropolitan . Том. III. Дублин : Зеленый колледж. п. 150 .
Библиография
[ редактировать ]- Антонин Либералис , Метаморфозы Антонина Либералиса в переводе Фрэнсиса Селории (Routledge 1992). Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Аполлодор (1921). Библиотека . Классическая библиотека Леба 121. Том. Я: Книги 1-3.9. Перевод Джеймса Дж. Фрейзера. Кембридж , Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
- Еврипид (1994). Циклоп. Алкестида. Медея . Классическая библиотека Леба 12. Перевод Дэвида Ковача. Кембридж , Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
- Мавр Сервий Гоноратус , Комментарий к стихам Вергилия. Грамматические слуги, которые сосредоточены на комментариях к стихотворениям Вергилия; рецензия Джорджа Тило и Германа Хагена. Джордж Тило Лейпциг Б. Г. Тойбнер. 1881. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Овидий (1916). Метаморфозы . Классическая библиотека Леба 42. Том. Я: Книги 1–8. Перевод Фрэнка Джастуса Миллера, отредактированный Г. П. Гулдом. Кембридж , Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
- Павсаний (1918). Описание Греции . Классическая библиотека Леба 93. Том. I: Книги 1-2 (Аттика и Коринф). Перевод WHS Jones. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Итисом, на Викискладе?