Ликург Фракийский
В мифологии греческой Ликург (/laɪˈkɜːrɡəs/; древнегреческий : Λυκοῦργος Lykoûrgos , древнегреческий: [lykôrɡos]; также Lykurgos , Lykourgos ) был царем эдонов во Фракии , сыном Дриаса , «дуба», и отцом сын, которого тоже звали Дриас. [1]
Мифология
[ редактировать ]Ликург запретил культ Диониса . Когда Ликург услышал, что Дионис находится в его царстве, он заключил в тюрьму последователей Диониса, менад , или «преследовал [м] через священные холмы Нисы , и священные орудия падали на землю из рук всех и каждого, как [ он] поразил их своим воловьим стрекалом». [2] [3] [4]
Составитель «Библиотеки» (3.5.1) говорит, что в качестве наказания, особенно за лечение Амброзии , няни Диониса; бог свел Ликурга с ума. В своем безумии Ликург принял сына за зрелый ствол плюща , священного для Диониса, и убил его, отрезав ему нос и уши, пальцы рук и ног. В результате земля Фракии в ужасе высохла. Дионис постановил, что земля будет оставаться сухой и бесплодной до тех пор, пока Ликург останется безнаказанным за свою несправедливость, поэтому его люди связали его и бросили коням-людоедам на горе Пангей . [5] Однако другая версия сказки, переданная в Сервия комментарии к «Энеиде» 3.14, Порфирия комментарии к «Оде » Горация 2.19, [6] а Гигин в своих «Фабулах» 132 сообщает, что Ликург отрезал себе ногу, когда собирался срубить лозу плюща. После смерти Ликурга Дионис снял проклятие. Также, по словам Гигина, Ликург пытался изнасиловать свою мать после того, как выпил вино. Когда он обнаружил, что натворил, он попытался срубить виноградные лозы, полагая, что вино — плохое лекарство. В наказание Дионис свел его с ума, заставив убить жену и сына, и бросил его пантерам на горе Родопы. [7]
Диодор Сицилийский сообщает, что за несколько столетий до Троянской войны царь Фракии Ликург сослал одного из своих полководцев, , вместе со Сипилом скифом Мопса . Некоторое время спустя, когда ливийские амазонки вторглись во Фракию, Мопс и Сипил пришли на помощь, разгромив их в генеральном сражении, в котором их царица Мирина была убита ; затем фракийцы преследовали выживших амазонок вплоть до Ливии . [8]
В некоторых версиях история Ликурга и его наказания Дионисом происходит в Аравии, а не во Фракии. Трагик Эсхил в утраченной пьесе изобразил Ликурга любителем пива и, следовательно, естественным противником бога вина. [9] [10] Дальнейшее упоминание Ликурга есть в Софокла » « Антигоне в оде Хора после похищения Антигоны (960 г. в греческом тексте).
Гомера В «Илиаде» , более древнем источнике, чем Эсхил, наказанием Ликурга за неуважение к богам, особенно к Диониса, является слепота, причиненная Зевсом, за которой вскоре последовала смерть. [11]
По словам Софокла , обезумевший Ликург издевался над Дионисом и в наказание был заперт в «каменной темнице», пока его безумие не ушло. [12]
Автор « Геопоники» сообщает, что Дионис, спасаясь от Ликурга, связал его виноградными лозами и нырнул в море; Тогда Ликург пролил слезу, которая превратилась в капусту . Вероятно, именно поэтому виноградные лозы и капуста испытывали взаимную неприязнь друг к другу и не могли расти вместе, поскольку лозы засыхали на полях всякий раз, когда поблизости росла капуста. [13] [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гомер. Илиада , книга 6.
- ^ Гомер , Илиада 6.130 и сл., в Э.В. Рье . переводе
- ^ Трипп, Эдвард. Справочник классической мифологии . Меридиан, 1970, с. 350.
- ↑ Миф о сопротивлении прибытию Диониса и возмездии бога повторяется во многих контекстах. «Миф о прибытии, основными темами которого было сопротивление новому культу, которого не понимал народ, и преследование бога и поклонявшихся ему женщин, был распространен в различных регионах материка» (Керени 196:175). [ нужна полная цитата ] См. Пенфея , Миньядов и т. д.
- ^ Псевдо-Аполлодор, Библиотека , 3. 5. 1.
- ^ Ода 2.19 на Horatius.net. Архивировано 18 мая 2022 г. в Wayback Machine . " EXITIVM LICVRGI. Hic, quod vites excidisset, Furore a Libero iniecto crura sibi falce amputavit. " [" Гибель Ликурга : он, за то, что срубил лозы, отрезал себе ноги серпом от безумия, посланного Либером ..] Слово vītis, используемое здесь для обозначения «виноградной лозы», обычно относится к виноградной лозе, но может относиться и к любой лозе. Ода Горация просто перечисляет Thracis et exitium Lycurgi («и гибель Ликурга Фракийца») среди деяний Вакха.
- ^ Гигин , Басни , 132, 192, 242.
- ^ Диодор Сицилийский , Bibliotheca historia 3.55
- ^ Афиней Деипнософисты , 447c.
- ^ Далби (2005), стр. 65-71, 153.
- ^ Гомер. Илиада , 6. 130–136, 140.
- ^ Софокл, Антигона , 955 и далее.
- ^ Геопоника XVVII
- ^ Ашерсон 1884 , с. 31 .
Источники
[ редактировать ]- Далби, Эндрю (2005). История Вакха . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 0-7141-2255-6 .
- Аноним (1805 г.). Геопоника: Сельскохозяйственные занятия . Том. II. Перевод Томаса Оуэна. Лондон .
- Ашерсон, Фердинанд (1884). Берлинские исследования классической филологии и археологии . Голгофа.