Эдон
Эдон | |
---|---|
![]() Эдон убивает Итиса , иллюстрация из греческой вазы Дж. Э. Харрисона и Д. С. Макколла (1894 г.) | |
Информация во вселенной | |
Разновидность | Человек, потом соловей |
Пол | Женский |
Заголовок | Королева |
Вторая половинка | Зет , или Политехн |
Дети | Итил / Итис , Нейс |
Родственники | |
Родина | Фивы или Эфес |
Аэдон ( древнегреческий : Ἀηδών , латинизированный : Aēdṓn , букв. соловей») была в греческой мифологии дочерью Пандарея Эфесского « . [ 1 ] По словам Гомера , она была женой Зета и матерью Итила . [ 2 ] Эдон фигурирует в двух разных историях: действие одной происходит в Фивах , а другой - в Западной Малой Азии , обе из которых содержат детоубийство и объясняют происхождение соловья , птицы, находящейся в постоянном трауре. [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Существительное женского рода ἀηδών переводится как «соловей» и имеет вторичное значение «певец». [ 4 ] Оно имеет тот же корень, что и глагол ἀείδω, означающий «петь, воспевать, восхвалять». [ 5 ] Этот глагол, в свою очередь, происходит от протоэллинского *awéidō , который может происходить от протоиндоевропейского корня *h₂weyd- . [ 6 ]
Семья
[ редактировать ]Аэдон была дочерью Пандарея и его жены Гармотои . [ 7 ] и, таким образом, сестра Челидона , Клеодоры (или Клеотеры ), Меропы и неназванного брата. [ 2 ] [ 8 ] Географ Павсаний заменяет имена последних двух Камейро и Клитией . [ 9 ]
Аэдон либо женился на Зете , царе Фив, и родил ему единственного сына по имени Итил , либо Политехн , плотник. [ 10 ] из Колофона в Лидии и родила ему единственного сына по имени Итис . У некоторых авторов у нее также есть дочь по имени Нейс.
Мифология
[ редактировать ]Фивы
[ редактировать ]Эдон была женой Зета , царя Фив, и случайно она убила своего собственного сына Итила, когда «на нее нашло безумие». [ 2 ] Ее история, очевидно, очень древняя, поскольку она упоминается еще Гомером в его «Одиссее» , когда Пенелопа разговаривает со своим мужем Одиссеем в таких строках:
Я лежу на своей кровати, и острые заботы, теснящиеся к моему бьющемуся сердцу, тревожат меня, когда я скорблю. Подобно тому, как дочь Пандарея, соловей зеленого леса, сладко поет, когда только что пришла весна, когда она сидит среди густой листвы деревьев и изливает свой богатый голос, плача о своем ребенке, множеством трелей. Дорогой Итил, которого она однажды невольно убила мечом, Итил, сын царя Зета; даже так мое сердце колеблется взад и вперед в сомнении,
- Гомер , строки Одиссеи 19.519-24; Перевод А. Т. Мюррея.
Евстафий Солунский и другие схолиасты объясняют, что Эдон завидовал своей невестке, жене Амфиона Ниобе , у которой было четырнадцать детей (семь сыновей и семь дочерей) в отличие от единственного (или двух, поскольку некоторые авторы упоминают и дочь) по имени Нейс). [ 11 ] Однако Итил ладил со своими кузенами и часто спал с ними, особенно с Амалием , первенцем Амфиона и Ниобы. Однажды Аэдон велел Итилу спать той ночью в самом дальнем положении кровати. [ 12 ] Однако Итил забыл слова своей матери, и поэтому, когда Аэдон вошел в спальню с ножом в руке, намереваясь убить Амалеуса во сне, она убила своего собственного сына. [ 13 ] [ 14 ] Альтернативно, Эдон не мог сказать, кто кто есть в темноте. [ 15 ] Другая версия гласит, что ей удалось убить Амалеуса, как она хотела, но затем, опасаясь реакции Ниобы на убийство, она сознательно убила и своего собственного ребенка. [ 13 ] [ 16 ]
Аэдон сильно оплакивал своего единственного сына, и поэтому Зевс, отец Амфиона и Зета, превратил ее в соловья, когда Зет начал выслеживать ее после убийства Итила. [ 17 ] Гомеровский схолиаст приписывал историю об Аэдоне, убившей ее сына при попытке убить Ниобею, Ферекиду , историку, жившему в пятом веке до нашей эры. [ 18 ] [ 19 ] В этой истории Аэдон становится соперником Ниобеи так же, как Лето в более известной истории о Ниобе, обеих матерях двоих детей, мальчика и девочки, которым угрожает огромное потомство Ниобы. Таким образом, Аэдон занимает то же положение, что и богиня, но, в отличие от Лето, у нее нет силы поразить Ниобею, и вместо этого ее усилия заканчиваются горем. [ 11 ]
По еще одной версии, Аэдон был женат на Зетесе , одном из сыновей бога северного ветра Борея (возможно, это смешение имен Зет и Зет, поскольку в остальном Зет не имеет отношения к этой истории). Эдон начал подозревать (возможно, правильно), что Зет влюбился в нимфу -гамадриаду , а также подозревал, что их сын Аэтил знал и помогал своему отцу осуществить этот роман и прикрывал его. [ 12 ] В гневе Эдон убил ее сына после того, как он однажды вернулся с охоты. [ 20 ] Из жалости Афродита превратила мать в соловья, которая и по сей день оплакивает свое дитя. [ 21 ]
Утверждалось, что Пенелопа решает упомянуть историю Аэдона потому, что она косвенно указывает на свое собственное желание защитить своего сына Телемаха , единственного ребенка, который должен противостоять многочисленным соперникам-мужчинам и теперь, будучи взрослым, действует независимо от нее. как Итилус игнорировал приказы своей матери, защищаясь от опасности. [ 22 ]
Малая Азия
[ редактировать ]
Согласно более поздней традиции, сохранившейся у Антонина Либералиса , [ 8 ] Вместо этого Аэдон — дочь Пандарея и жена Политехна , художника из Колофона . Супруги хвастались, что любят друг друга больше, чем Гера и Зевс . Гера послала Эрис устроить между ними неприятности. Политехн тогда делал стул, а Аэдон — вышивку , и они договорились, что тот, кто закончит работу первым, должен получить от другого рабыню в качестве награды. Политехнос был в ярости, когда Аэдон (с помощью Геры) победил. [ 23 ]
Обязанный найти свою жену рабыней, он отправился к отцу Эдона и, притворившись, что его жена желает увидеть свою сестру Челидон , взял ее с собой. По пути домой он изнасиловал ее, одел в одежду рабыни, приказал замолчать и отдал жене в качестве обещанной награды. Через некоторое время Хелидонис, считая себя незамеченной, оплакивала свою судьбу, но ее подслушал Эдон, и две сестры сговорились против Политехна, чтобы отомстить. Они убили сына Политехноса Итиса и подали его в пищу его отцу. [ 24 ]
Затем Эдон сбежал с Хелидоном к ее отцу, который, когда Политехнос преследовал его жену, приказал связать его, намазать медом и подвергнуть воздействию насекомых. Аэдон теперь сжалился над страданиями ее мужа, и когда ее родственники были готовы убить ее за эту слабость, Зевс превратил Политехноса в дятла , брата Эдона - в крика, ее отца - в орлана, ее отца - в орла. мать — в зимородка, Хелидон — в ласточку , а сама Эдон — в соловья . [ 25 ]
Источник
[ редактировать ]Все версии истории дают начало песне соловья, поскольку скорбный Эдон (и Прокна) проводит свою новую жизнь, оплакивая смерть своего ребенка. Однако на самом деле у соловьев поет не самка, а только самец. [ 26 ] [ 27 ]
Анатолийская вариация, по-видимому, возникла из простой этимологии и принадлежит к тому же классу, что и вариация Филомелы и Прокны ; [ 25 ] Прокна была афинской принцессой, которая вышла замуж за Терея , царя Фракии, и родила от него сына по имени Итис. Затем Терей изнасиловал и изувечил сестру Прокны Филомелу, которая сообщила своей сестре о содеянном гобеленом. Затем Прокна и Филомела убили Итиса и отдали его его отцу, который преследовал двух сестер, пока все трое не превратились в птиц. [ 28 ]

Джозеф Фонтенроуз выделил пять версий легенды об Аэдоне, назвав их F, G, H, J и K (от A до E охватывают различные версии мифа об Афамасе , которые имеют структурное сходство с мифом об Эдоне); F - версия с Аэтилом и гамадриадой, G - версия с Ниобой и Амалеем, H - версия с Политехном и Хелидоном, действие которой происходит в Малой Азии, J - самая известная версия с Прокной и Филомелой в главных ролях, с K как вариация J. в котором Терей лжет о смерти Прокны, чтобы жениться на Филомеле, которую он позже отдает другому царю по имени Линкей. [ 29 ]
Фонтенроуз отметил сходство группы Аэдон с группой Атамас, а именно темы полигамии, рождения и смерти нескольких детей, сокрытия или маскировки другой женщины, соперничества жены и любовницы, а также женщины, убивающей ее. собственного ребенка по ошибке, что заканчивается метаморфозой птицы. [ 30 ]
Гомер знал о дочери Пандарея Соловье (Эдон), которая вышла замуж за Зета и убила ее сына Итиса, но не упоминает Ласточку (Хелидон); Гесиод и Сафо оба говорят, что Ласточка — дочь Пандиона I (афинского царя, отца Филомелы). [ 31 ] Более того, метоп шестого века до нашей эры из храма Аполлона в Термосе изображает Соловья и Ласточку, замышляющих вместе что-то отколовшееся. [ 32 ] Таким образом, вполне вероятно, что версия, с которой были знакомы Ферекид и Гомер, была формой версии G, хотя метопа и Гесиод намекают на раннюю историю типа HJK. [ 33 ] Имя Терей впервые упоминается у Эсхила как мужа Эдона/Соловья, убившего собственного сына. [ 34 ]
Таким образом, хотя прецедент убийства ребенка и существует, похоже, что изнасилование и увечье сестры были представлены Софоклом в его утраченной пьесе «Терей» , где он, вероятно, также представил «Прокну» и «Филомелу» как имена Соловья и Ласточка, а также фракийская обстановка. [ 33 ] [ 35 ] Таким образом, миф можно интерпретировать как F с именами JK и невесткой вместо гамадриады. Фонтенроуз предполагает, что Гомер знал историю о двух соперничающих женах, одна из которых замышляла заговор против ребенка другой; Затем история отклонилась в двух направлениях; вторая жена, которую отождествляли с ласточкой, становилась либо невесткой (женой брата мужа), либо сестрой и любовницей мужа. [ 36 ]
Эдон традиционно является дочерью Пандарея, который сам связан с Критом или западным побережьем Малой Азии, а отцом Прокны является афинский Пандион. Возможно, что, когда история Эдона пересекла Эгейское море, Пандарея спутали с Пандионом из-за сходства их имен, и таким образом соловей и ласточка присоединились к афинским мифам как иноземные захватчики; В остальном Филомела и Прокна оторваны от остальных традиций, окружающих афинскую царскую семью. [ 36 ] Более того, в фиванском контексте муж Аэдона Зет и соперница Ниоба также кажутся интерполяцией; Зет и Амфион выступают в качестве скобок в родословной Кадма , а у Ниобы обычно есть дом на горе Сипил в Малой Азии. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Bell 1991 , стр. 5–6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гомер , Одиссея 19.517
- ^ Шахтер, Альберт (2006). «Эедон» . В Канчике, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). Новый Поли Брилла . Перевод Кристин Ф. Салазар. Монреаль: Интернет-справочник Brill. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e104300 . Проверено 13 октября 2023 г.
- ^ Лидделл и Скотт св ἀηδών
- ^ Лидделл и Скотт с.в. ἀείδω
- ^ Рикс 2001 , sv *h₂weyd- .
- ^ Евстафий Гомера об Одиссее 20.517
- ^ Перейти обратно: а б Антонин Либералис , 11 лет , цитируется в Боэуса . » « Орнитогонии
- ^ Павсаний 10.30.2
- ^ Эдон [1]
- ^ Перейти обратно: а б Фонтенроуз 1948 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Фонтенроуз 1948 , с. 129.
- ^ Перейти обратно: а б Евстафий Фессалоникийский , Об Одиссее Гомера 19.710
- ^ Хансен 2002 , с. 303 .
- ^ Леванюк 2011 , стр. 328–353.
- ^ Schmitz 1867 , s.v. Pandareos .
- ^ Схолиаст об Одиссее 19.518
- ^ Пиментель и Симоэс Родригес 2019 , стр. 201 .
- ^ Фаулер 2000 , с. 341 .
- ^ Райт, Розмари М. «Словарь классической мифологии: краткое изложение преобразований» . myandreligion.upatras.gr . Университет Патры . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ Фотий I Константинопольский , Мириобиблон Элладий Хрестомафия
- ^ Олден 2017 , с. 136 .
- ^ Фонтенроуз 1948 , с. 130.
- ^ Селория 1992 , с. 11, 70–72.
- ^ Перейти обратно: а б Шмитц 1867 , св. Эдон .
- ^ Каплан, Мэтт (4 марта 2009 г.). «Соловьи-самцы исследуют днем, соблазняют ночью» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 23 ноября 2012 г.
- ^ «И запел соловей... опытные самцы «выпендриваются», защищая свою территорию» . физ.орг . 9 ноября 2011 года . Проверено 23 ноября 2012 г.
- ^ Белл 1991 , стр. 364 , 381 .
- ^ Фонтенроуз 1948 , стр. 129–131.
- ^ Фонтенроуз 1948 , стр. 125, 132–138.
- ^ Форбс Ирвинг 1990 , с. 248.
- ^ Фитцпатрик 2001 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Фонтенроуз 1948 , с. 151.
- ^ Эсхил , Просители 60–67 .
- ^ Фитцпатрик 2001 , с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с Фонтенроуз 1948 , стр. 152–153.
Ссылки
[ редактировать ]- Эсхил , Просители у Эсхила , с английским переводом Герберта Вейра Смита, доктора философии, в двух томах. 2. Просительницы. Герберт Вейр Смит, доктор философии, Кембридж, Массачусетс. Издательство Гарвардского университета, 1926.
- Олден, Морин (15 сентября 2017 г.). Паранарративы в «Одиссее: истории в кадре» . Оксфорд , Великобритания: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-929106-9 .
- Антонин Либералис , Метаморфозы Антонина Либералиса в переводе Фрэнсиса Селории (Routledge 1992). Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Белл, Роберт Э. (1991). Женщины классической мифологии: Биографический словарь . АВС-Клио . ISBN 9780874365818 . Интернет-версия в Интернет-архиве.
- Селория, Фрэнсис (24 октября 1992 г.). Метаморфозы Антонина Либералиса: перевод с комментарием» . США, Канада: Routledge . ISBN 0-415-06896-7 .
- Фитцпатрик, Дэвид (2001). «Терей Софокла». Классический ежеквартальный журнал . 51 (1): 90–101. дои : 10.1093/cq/51.1.90 . JSTOR 3556330 .
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди (1948). «Скорби Ино и Прокны». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 79 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 125–167. дои : 10.2307/283358 . JSTOR 283358 .
- Форбс Ирвинг, Пол MC (1990). Метаморфозы в греческих мифах . Кларендон Пресс . ISBN 0-19-814730-9 .
- Фаулер, Роберт Луи (2000). Ранняя греческая мифография: Тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-814740-6 .
- Хансен, Уильям Ф. (2002). Нить Ариадны: Путеводитель по международным сказкам, встречающимся в классической литературе . Великобритания, США: Издательство Корнельского университета . ISBN 0-8014-3670-2 .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А.Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919 г. ISBN 978-0674995611 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Леванюк, Ольга (2011). «12: Эдон» . Канун фестиваля: создание мифа в «Одиссее» 19 . Серия эллинистических исследований 46. Вашингтон, округ Колумбия: Центр эллинистических исследований.
- Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт (1940). Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии Родерика Маккензи . Оксфорд: Кларендон Пресс . Онлайн-версия на проекте Perseus.tufts.
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пиментель, Мария Кристина; Симоэс Родригес, Нуну (20 марта 2019 г.). Насилие в древнем и средневековом мире . Бристоль, США: Питерс, ISD LLC. ISBN 978-90-429-3602-7 .
- Рикс, Хельмут (2001). Лексикон индоевропейских глаголов [ Лексикон индоевропейских глаголов ] (на немецком языке) (2-е изд.). Висбаден: Др. Людвиг Райхерт Верлаг. ISBN 3895002194 .
- Шмитц, Леонард (1867). Смит, Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Бостон. Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года . Проверено 17 октября 2007 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Эедон». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .