Jump to content

Эдон

Эдон
Эдон убивает Итиса , иллюстрация из греческой вазы Дж. Э. Харрисона и Д. С. Макколла (1894 г.)
Информация во вселенной
Разновидность Человек, потом соловей
Пол Женский
Заголовок Королева
Вторая половинка Зет , или Политехн
Дети Итил / Итис , Нейс
Родственники
Родина Фивы или Эфес

Аэдон ( древнегреческий : Ἀηδών , латинизированный : Aēdṓn , букв. соловей») была в греческой мифологии дочерью Пандарея Эфесского « . [ 1 ] По словам Гомера , она была женой Зета и матерью Итила . [ 2 ] Эдон фигурирует в двух разных историях: действие одной происходит в Фивах , а другой - в Западной Малой Азии , обе из которых содержат детоубийство и объясняют происхождение соловья , птицы, находящейся в постоянном трауре. [ 3 ]

Этимология

[ редактировать ]

Существительное женского рода ἀηδών переводится как «соловей» и имеет вторичное значение «певец». [ 4 ] Оно имеет тот же корень, что и глагол ἀείδω, означающий «петь, воспевать, восхвалять». [ 5 ] Этот глагол, в свою очередь, происходит от протоэллинского *awéidō , который может происходить от протоиндоевропейского корня *h₂weyd- . [ 6 ]

Аэдон была дочерью Пандарея и его жены Гармотои . [ 7 ] и, таким образом, сестра Челидона , Клеодоры (или Клеотеры ), Меропы и неназванного брата. [ 2 ] [ 8 ] Географ Павсаний заменяет имена последних двух Камейро и Клитией . [ 9 ]

Аэдон либо женился на Зете , царе Фив, и родил ему единственного сына по имени Итил , либо Политехн , плотник. [ 10 ] из Колофона в Лидии и родила ему единственного сына по имени Итис . У некоторых авторов у нее также есть дочь по имени Нейс.

Мифология

[ редактировать ]

Эдон была женой Зета , царя Фив, и случайно она убила своего собственного сына Итила, когда «на нее нашло безумие». [ 2 ] Ее история, очевидно, очень древняя, поскольку она упоминается еще Гомером в его «Одиссее» , когда Пенелопа разговаривает со своим мужем Одиссеем в таких строках:

Я лежу на своей кровати, и острые заботы, теснящиеся к моему бьющемуся сердцу, тревожат меня, когда я скорблю. Подобно тому, как дочь Пандарея, соловей зеленого леса, сладко поет, когда только что пришла весна, когда она сидит среди густой листвы деревьев и изливает свой богатый голос, плача о своем ребенке, множеством трелей. Дорогой Итил, которого она однажды невольно убила мечом, Итил, сын царя Зета; даже так мое сердце колеблется взад и вперед в сомнении,

- Гомер , строки Одиссеи 19.519-24; Перевод А. Т. Мюррея.

Евстафий Солунский и другие схолиасты объясняют, что Эдон завидовал своей невестке, жене Амфиона Ниобе , у которой было четырнадцать детей (семь сыновей и семь дочерей) в отличие от единственного (или двух, поскольку некоторые авторы упоминают и дочь) по имени Нейс). [ 11 ] Однако Итил ладил со своими кузенами и часто спал с ними, особенно с Амалием , первенцем Амфиона и Ниобы. Однажды Аэдон велел Итилу спать той ночью в самом дальнем положении кровати. [ 12 ] Однако Итил забыл слова своей матери, и поэтому, когда Аэдон вошел в спальню с ножом в руке, намереваясь убить Амалеуса во сне, она убила своего собственного сына. [ 13 ] [ 14 ] Альтернативно, Эдон не мог сказать, кто кто есть в темноте. [ 15 ] Другая версия гласит, что ей удалось убить Амалеуса, как она хотела, но затем, опасаясь реакции Ниобы на убийство, она сознательно убила и своего собственного ребенка. [ 13 ] [ 16 ]

Аэдон сильно оплакивал своего единственного сына, и поэтому Зевс, отец Амфиона и Зета, превратил ее в соловья, когда Зет начал выслеживать ее после убийства Итила. [ 17 ] Гомеровский схолиаст приписывал историю об Аэдоне, убившей ее сына при попытке убить Ниобею, Ферекиду , историку, жившему в пятом веке до нашей эры. [ 18 ] [ 19 ] В этой истории Аэдон становится соперником Ниобеи так же, как Лето в более известной истории о Ниобе, обеих матерях двоих детей, мальчика и девочки, которым угрожает огромное потомство Ниобы. Таким образом, Аэдон занимает то же положение, что и богиня, но, в отличие от Лето, у нее нет силы поразить Ниобею, и вместо этого ее усилия заканчиваются горем. [ 11 ]

По еще одной версии, Аэдон был женат на Зетесе , одном из сыновей бога северного ветра Борея (возможно, это смешение имен Зет и Зет, поскольку в остальном Зет не имеет отношения к этой истории). Эдон начал подозревать (возможно, правильно), что Зет влюбился в нимфу -гамадриаду , а также подозревал, что их сын Аэтил знал и помогал своему отцу осуществить этот роман и прикрывал его. [ 12 ] В гневе Эдон убил ее сына после того, как он однажды вернулся с охоты. [ 20 ] Из жалости Афродита превратила мать в соловья, которая и по сей день оплакивает свое дитя. [ 21 ]

Утверждалось, что Пенелопа решает упомянуть историю Аэдона потому, что она косвенно указывает на свое собственное желание защитить своего сына Телемаха , единственного ребенка, который должен противостоять многочисленным соперникам-мужчинам и теперь, будучи взрослым, действует независимо от нее. как Итилус игнорировал приказы своей матери, защищаясь от опасности. [ 22 ]

Малая Азия

[ редактировать ]
Аттическая чаша для вина, около 490 г. до н. э., изображающая Филомелу и Прокну, готовящихся убить Итиса. (Лувр, Париж)

Согласно более поздней традиции, сохранившейся у Антонина Либералиса , [ 8 ] Вместо этого Аэдон — дочь Пандарея и жена Политехна , художника из Колофона . Супруги хвастались, что любят друг друга больше, чем Гера и Зевс . Гера послала Эрис устроить между ними неприятности. Политехн тогда делал стул, а Аэдон — вышивку , и они договорились, что тот, кто закончит работу первым, должен получить от другого рабыню в качестве награды. Политехнос был в ярости, когда Аэдон (с помощью Геры) победил. [ 23 ]

Обязанный найти свою жену рабыней, он отправился к отцу Эдона и, притворившись, что его жена желает увидеть свою сестру Челидон , взял ее с собой. По пути домой он изнасиловал ее, одел в одежду рабыни, приказал замолчать и отдал жене в качестве обещанной награды. Через некоторое время Хелидонис, считая себя незамеченной, оплакивала свою судьбу, но ее подслушал Эдон, и две сестры сговорились против Политехна, чтобы отомстить. Они убили сына Политехноса Итиса и подали его в пищу его отцу. [ 24 ]

Затем Эдон сбежал с Хелидоном к ее отцу, который, когда Политехнос преследовал его жену, приказал связать его, намазать медом и подвергнуть воздействию насекомых. Аэдон теперь сжалился над страданиями ее мужа, и когда ее родственники были готовы убить ее за эту слабость, Зевс превратил Политехноса в дятла , брата Эдона - в крика, ее отца - в орлана, ее отца - в орла. мать — в зимородка, Хелидон — в ласточку , а сама Эдон — в соловья . [ 25 ]

Источник

[ редактировать ]

Все версии истории дают начало песне соловья, поскольку скорбный Эдон (и Прокна) проводит свою новую жизнь, оплакивая смерть своего ребенка. Однако на самом деле у соловьев поет не самка, а только самец. [ 26 ] [ 27 ]

Анатолийская вариация, по-видимому, возникла из простой этимологии и принадлежит к тому же классу, что и вариация Филомелы и Прокны ; [ 25 ] Прокна была афинской принцессой, которая вышла замуж за Терея , царя Фракии, и родила от него сына по имени Итис. Затем Терей изнасиловал и изувечил сестру Прокны Филомелу, которая сообщила своей сестре о содеянном гобеленом. Затем Прокна и Филомела убили Итиса и отдали его его отцу, который преследовал двух сестер, пока все трое не превратились в птиц. [ 28 ]

Эдон и Хелидон на метопе из храма Аполлона в Термосе , 630–625 гг. до н.э.

Джозеф Фонтенроуз выделил пять версий легенды об Аэдоне, назвав их F, G, H, J и K (от A до E охватывают различные версии мифа об Афамасе , которые имеют структурное сходство с мифом об Эдоне); F - версия с Аэтилом и гамадриадой, G - версия с Ниобой и Амалеем, H - версия с Политехном и Хелидоном, действие которой происходит в Малой Азии, J - самая известная версия с Прокной и Филомелой в главных ролях, с K как вариация J. в котором Терей лжет о смерти Прокны, чтобы жениться на Филомеле, которую он позже отдает другому царю по имени Линкей. [ 29 ]

Фонтенроуз отметил сходство группы Аэдон с группой Атамас, а именно темы полигамии, рождения и смерти нескольких детей, сокрытия или маскировки другой женщины, соперничества жены и любовницы, а также женщины, убивающей ее. собственного ребенка по ошибке, что заканчивается метаморфозой птицы. [ 30 ]

Гомер знал о дочери Пандарея Соловье (Эдон), которая вышла замуж за Зета и убила ее сына Итиса, но не упоминает Ласточку (Хелидон); Гесиод и Сафо оба говорят, что Ласточка — дочь Пандиона I (афинского царя, отца Филомелы). [ 31 ] Более того, метоп шестого века до нашей эры из храма Аполлона в Термосе изображает Соловья и Ласточку, замышляющих вместе что-то отколовшееся. [ 32 ] Таким образом, вполне вероятно, что версия, с которой были знакомы Ферекид и Гомер, была формой версии G, хотя метопа и Гесиод намекают на раннюю историю типа HJK. [ 33 ] Имя Терей впервые упоминается у Эсхила как мужа Эдона/Соловья, убившего собственного сына. [ 34 ]

Таким образом, хотя прецедент убийства ребенка и существует, похоже, что изнасилование и увечье сестры были представлены Софоклом в его утраченной пьесе «Терей» , где он, вероятно, также представил «Прокну» и «Филомелу» как имена Соловья и Ласточка, а также фракийская обстановка. [ 33 ] [ 35 ] Таким образом, миф можно интерпретировать как F с именами JK и невесткой вместо гамадриады. Фонтенроуз предполагает, что Гомер знал историю о двух соперничающих женах, одна из которых замышляла заговор против ребенка другой; Затем история отклонилась в двух направлениях; вторая жена, которую отождествляли с ласточкой, становилась либо невесткой (женой брата мужа), либо сестрой и любовницей мужа. [ 36 ]

Эдон традиционно является дочерью Пандарея, который сам связан с Критом или западным побережьем Малой Азии, а отцом Прокны является афинский Пандион. Возможно, что, когда история Эдона пересекла Эгейское море, Пандарея спутали с Пандионом из-за сходства их имен, и таким образом соловей и ласточка присоединились к афинским мифам как иноземные захватчики; В остальном Филомела и Прокна оторваны от остальных традиций, окружающих афинскую царскую семью. [ 36 ] Более того, в фиванском контексте муж Аэдона Зет и соперница Ниоба также кажутся интерполяцией; Зет и Амфион выступают в качестве скобок в родословной Кадма , а у Ниобы обычно есть дом на горе Сипил в Малой Азии. [ 36 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Bell 1991 , стр. 5–6 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Гомер , Одиссея 19.517
  3. ^ Шахтер, Альберт (2006). «Эедон» . В Канчике, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). Новый Поли Брилла . Перевод Кристин Ф. Салазар. Монреаль: Интернет-справочник Brill. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e104300 . Проверено 13 октября 2023 г.
  4. ^ Лидделл и Скотт св ἀηδών
  5. ^ Лидделл и Скотт с.в. ἀείδω
  6. ^ Рикс 2001 , sv *h₂weyd- .
  7. ^ Евстафий Гомера об Одиссее 20.517
  8. ^ Перейти обратно: а б Антонин Либералис , 11 лет , цитируется в Боэуса . » « Орнитогонии
  9. ^ Павсаний 10.30.2
  10. ^ Эдон [1]
  11. ^ Перейти обратно: а б Фонтенроуз 1948 , с. 153.
  12. ^ Перейти обратно: а б Фонтенроуз 1948 , с. 129.
  13. ^ Перейти обратно: а б Евстафий Фессалоникийский , Об Одиссее Гомера 19.710
  14. ^ Хансен 2002 , с. 303 .
  15. ^ Леванюк 2011 , стр. 328–353.
  16. ^ Schmitz 1867 , s.v. Pandareos .
  17. ^ Схолиаст об Одиссее 19.518
  18. ^ Пиментель и Симоэс Родригес 2019 , стр. 201 .
  19. ^ Фаулер 2000 , с. 341 .
  20. ^ Райт, Розмари М. «Словарь классической мифологии: краткое изложение преобразований» . myandreligion.upatras.gr . Университет Патры . Проверено 15 марта 2023 г.
  21. ^ Фотий I Константинопольский , Мириобиблон Элладий Хрестомафия
  22. ^ Олден 2017 , с. 136 .
  23. ^ Фонтенроуз 1948 , с. 130.
  24. ^ Селория 1992 , с. 11, 70–72.
  25. ^ Перейти обратно: а б Шмитц 1867 , св. Эдон .
  26. ^ Каплан, Мэтт (4 марта 2009 г.). «Соловьи-самцы исследуют днем, соблазняют ночью» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 23 ноября 2012 г.
  27. ^ «И запел соловей... опытные самцы «выпендриваются», защищая свою территорию» . физ.орг . 9 ноября 2011 года . Проверено 23 ноября 2012 г.
  28. ^ Белл 1991 , стр. 364 , 381 .
  29. ^ Фонтенроуз 1948 , стр. 129–131.
  30. ^ Фонтенроуз 1948 , стр. 125, 132–138.
  31. ^ Форбс Ирвинг 1990 , с. 248.
  32. ^ Фитцпатрик 2001 , с. 90.
  33. ^ Перейти обратно: а б Фонтенроуз 1948 , с. 151.
  34. ^ Эсхил , Просители 60–67 .
  35. ^ Фитцпатрик 2001 , с. 91.
  36. ^ Перейти обратно: а б с Фонтенроуз 1948 , стр. 152–153.

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Эедон». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb1c06e4c20a7556ecb8f4dacad64b54__1723235700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/54/cb1c06e4c20a7556ecb8f4dacad64b54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aëdon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)