Jump to content

Ифис

«Исида и Телетуса» , , Пикарт 1732 год.

В греческой и мифологии ; Ифис или Ифиз ( / ˈaɪ f ɪ s : / EYE -fis , / ˈ ɪ f ɪ s / IF -iss , древнегреческий : Ἶφις , латинизированный римской Îphis [îː.pʰis] общ . Ἴφιδος Ī́phidos ) — ребенок Телефузы и Лигда на Крите , родившийся женщиной и воспитанный как мужчина, который позже был преобразован богиней Исидой в человека.

Мифология

[ редактировать ]
Исида меняет пол Ифиса . Гравюра Бауэра , 1703 год.

Согласно , Овидия «Метаморфозам» в городе Фесте жили благородный человек по имени Лигд и его беременная жена Телефуса. [ 1 ] Когда приближался срок родов Телефузы, Лигдус сообщил ей о своем желании иметь сына, поскольку пара не могла позволить себе приданое для дочери. Он также предупредил ее, что если ребенок окажется девочкой, ее придется казнить. [ 2 ] Телетуса тщетно пыталась изменить мнение мужа, но Лигдус, несмотря на собственное отчаяние, держался твердо. [ 3 ]

Однако вскоре Телефузу посреди ночи посетила египетская богиня Исида вместе со свитой других богов: Анубисом , Бастет , Аписом , Гарпократом , Осирисом и египетским змеем . Исида посоветовала своей отчаявшейся последовательнице не подчиняться приказам мужа и оставить ребенка вне зависимости от его пола. Исида также пообещала помочь Телефузе и ее ребенку в любых будущих неприятностях. [ 4 ] Когда Телетуса родила девочку, она скрыла пол ребенка от мужа и вступила в сговор со своей няней, чтобы вырастить из нее сына. Ребенка назвали Ифис, имя, которому Телетуса тайно радовалась, поскольку оно было нейтральным с гендерной точки зрения. [ 5 ]

Когда Ифису исполнилось 13 лет, Лигдус, все еще не знавший истинного пола Ифиса, организовал для нее брак с Иантой, дочерью Телеста, которую «восхваляли все женщины Феста за ее несравненную красоту». Два юноши, обучавшиеся вместе и у одних и тех же учителей, глубоко влюбились друг в друга. [ 6 ] По описанию Овидия, Ианта с уверенностью ждала их обещанного союза, полагая, что выйдет замуж за мужчину. Напротив, Ифис безнадежно любил Ианту, отягощенный осознанием ее женственности. Как жаловался Ифис богине Юноне и богу Гименаю : [ 7 ]

«О, каким будет ужасный, страшный конец, с такой чудовищной любовью, принуждающей меня? Если Боги захотят спасти меня, конечно они должны были спасти меня; но если их желание было для моей гибели, тем не менее, они должны были отдать некоторые естественные страдания человечества. Страсть к корове корову не воспламеняет, ни одна кобыла никогда не искала другую кобылу. Баран разжигает овцу, и всякая лань следует за выбранным оленем; так же и птицы спариваются, и во всем животном мире ни одна женщина никогда не испытывает любовной страсти к другая женщина — почему она во мне?»

Телетуса попыталась отложить свадьбу, зная, что это приведет к раскрытию ее уловки, но вскоре исчерпала все возможности оправдания. [ 8 ] За день до свадьбы Телетуса, уже отчаявшаяся, привела с собой дочь в храм Исиды. Вместе они предложили свои драгоценности и молились о любой помощи. [ 9 ] В ответ на их молитвы алтарь сдвинулся и двери храма затряслись. [ 10 ] Обрадованная предзнаменованием, Телетуса покинула храм вместе с Ифисом и обнаружила, что ее дочь преобразилась. Как описывает Овидий: [ 11 ]

Ее лицо казалось более темным, ее сила казалась большей, а черты лица более суровыми. Когда-то ее волосы были длинными, теперь были короткими и без украшений. В ней больше энергии, чем она проявляла в своем девичьем образе жизни. Во имя истины, Ифис, который был девушкой, теперь стал мужчиной!

Превратившись в человека, Телефуса и Ифис установили в храме табличку в память о чуде. На следующий день Ифис счастливо женился на Ианте на церемонии под председательством Юноны, Гименайоса и Венеры . [ 12 ]

Интерпретации

[ редактировать ]

История Ифиса и Ианты — единственное мифологическое описание женского однополого желания не только у Овидия, но и во всей греко-римской мифологии. [ 13 ] Вопрос о том, не одобряет ли Овидий женских гомоэротических желаний или сочувствует им, является предметом спора среди ученых. [ 13 ] Основная социальная надпись в этом мифе — потребность в наследнике мужского пола в патриархальном обществе и неизбежное женоненавистничество, которое это порождает.

История Ифиса похожа на историю Левкиппа из Феста на Крите и может быть ее вариантом. [ 14 ]

Телетуса и Ифис молятся Исиде , Криспейн ван де Пассе II , около 1636-1670 гг.
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  • Левкипп Критский , греческий мифологический персонаж, превращенный в человека богиней Лето.

Примечание

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e76e9c35710e93daaa68df1ac241404__1714841400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/04/3e76e9c35710e93daaa68df1ac241404.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iphis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)