Ифис

В греческой и мифологии ; Ифис или Ифиз ( / ˈaɪ f ɪ s : / EYE -fis , / ˈ ɪ f ɪ s / IF -iss , древнегреческий : Ἶφις , латинизированный римской Îphis [îː.pʰis] общ . Ἴφιδος Ī́phidos ) — ребенок Телефузы и Лигда на Крите , родившийся женщиной и воспитанный как мужчина, который позже был преобразован богиней Исидой в человека.
Мифология
[ редактировать ]
Согласно , Овидия «Метаморфозам» в городе Фесте жили благородный человек по имени Лигд и его беременная жена Телефуса. [ 1 ] Когда приближался срок родов Телефузы, Лигдус сообщил ей о своем желании иметь сына, поскольку пара не могла позволить себе приданое для дочери. Он также предупредил ее, что если ребенок окажется девочкой, ее придется казнить. [ 2 ] Телетуса тщетно пыталась изменить мнение мужа, но Лигдус, несмотря на собственное отчаяние, держался твердо. [ 3 ]
Однако вскоре Телефузу посреди ночи посетила египетская богиня Исида вместе со свитой других богов: Анубисом , Бастет , Аписом , Гарпократом , Осирисом и египетским змеем . Исида посоветовала своей отчаявшейся последовательнице не подчиняться приказам мужа и оставить ребенка вне зависимости от его пола. Исида также пообещала помочь Телефузе и ее ребенку в любых будущих неприятностях. [ 4 ] Когда Телетуса родила девочку, она скрыла пол ребенка от мужа и вступила в сговор со своей няней, чтобы вырастить из нее сына. Ребенка назвали Ифис, имя, которому Телетуса тайно радовалась, поскольку оно было нейтральным с гендерной точки зрения. [ 5 ]
Когда Ифису исполнилось 13 лет, Лигдус, все еще не знавший истинного пола Ифиса, организовал для нее брак с Иантой, дочерью Телеста, которую «восхваляли все женщины Феста за ее несравненную красоту». Два юноши, обучавшиеся вместе и у одних и тех же учителей, глубоко влюбились друг в друга. [ 6 ] По описанию Овидия, Ианта с уверенностью ждала их обещанного союза, полагая, что выйдет замуж за мужчину. Напротив, Ифис безнадежно любил Ианту, отягощенный осознанием ее женственности. Как жаловался Ифис богине Юноне и богу Гименаю : [ 7 ]
«О, каким будет ужасный, страшный конец, с такой чудовищной любовью, принуждающей меня? Если Боги захотят спасти меня, конечно они должны были спасти меня; но если их желание было для моей гибели, тем не менее, они должны были отдать некоторые естественные страдания человечества. Страсть к корове корову не воспламеняет, ни одна кобыла никогда не искала другую кобылу. Баран разжигает овцу, и всякая лань следует за выбранным оленем; так же и птицы спариваются, и во всем животном мире ни одна женщина никогда не испытывает любовной страсти к другая женщина — почему она во мне?»
Телетуса попыталась отложить свадьбу, зная, что это приведет к раскрытию ее уловки, но вскоре исчерпала все возможности оправдания. [ 8 ] За день до свадьбы Телетуса, уже отчаявшаяся, привела с собой дочь в храм Исиды. Вместе они предложили свои драгоценности и молились о любой помощи. [ 9 ] В ответ на их молитвы алтарь сдвинулся и двери храма затряслись. [ 10 ] Обрадованная предзнаменованием, Телетуса покинула храм вместе с Ифисом и обнаружила, что ее дочь преобразилась. Как описывает Овидий: [ 11 ]
Ее лицо казалось более темным, ее сила казалась большей, а черты лица более суровыми. Когда-то ее волосы были длинными, теперь были короткими и без украшений. В ней больше энергии, чем она проявляла в своем девичьем образе жизни. Во имя истины, Ифис, который был девушкой, теперь стал мужчиной!
Превратившись в человека, Телефуса и Ифис установили в храме табличку в память о чуде. На следующий день Ифис счастливо женился на Ианте на церемонии под председательством Юноны, Гименайоса и Венеры . [ 12 ]
Интерпретации
[ редактировать ]История Ифиса и Ианты — единственное мифологическое описание женского однополого желания не только у Овидия, но и во всей греко-римской мифологии. [ 13 ] Вопрос о том, не одобряет ли Овидий женских гомоэротических желаний или сочувствует им, является предметом спора среди ученых. [ 13 ] Основная социальная надпись в этом мифе — потребность в наследнике мужского пола в патриархальном обществе и неизбежное женоненавистничество, которое это порождает.
История Ифиса похожа на историю Левкиппа из Феста на Крите и может быть ее вариантом. [ 14 ]

В популярной культуре
[ редактировать ]- Издатель 17-го века Хамфри Мозли однажды заявил, что владеет рукописью пьесы Уильяма Шекспира , основанной на истории Ифиса и Ианты . Ученые отнеслись к этому утверждению с большим скептицизмом; пьеса не сохранилась. [ нужна ссылка ]
- Роман Али Смита 2007 года « Девушка встречает мальчика» основан на рассказе Овидия об Ифисе и Ианте и является частью серии «Мифы Кэнонгейта» .
- В альбоме The Mechanisms Tales To Be Told 2013 года есть песня «Iphis», основанная на истории Ифиса и Ианты.
- В Liberty of London есть образцы тканей и изделий из кожи, названные в честь Ифиса и Ианты.
См. также
[ редактировать ]- Левкипп Критский , греческий мифологический персонаж, превращенный в человека богиней Лето.
Примечание
[ редактировать ]
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 4-10.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 13-21.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 21-27.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 28-53.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 58-69.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 80-82.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 93-105.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 154-162.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 163-179.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 180-194.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 190-195.
- ^ Овидий. Метаморфозы , Раздел 9, Строка 203-206.
- ^ Jump up to: а б Камен, Натурализованные желания и метаморфоза Ифиса . 39(1), 21.
- ^ Антонин Либералис , 17 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- Публий Овидий Назон , «Метаморфозы» в переводе Брукса Мора (1859–1942). Бостон, Cornhill Publishing Co., 1922 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Публий Овидий Назон, «Метаморфозы». Хьюго Магнус. Гота (Германия). Фридр. Андре. Пертес. 1892. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .