Бритомартис
Греческие божества ряд |
---|
Нимфы |
Бритомартис ( / b r ɪ t oʊ ˈ m ɑːr t ɪ s / ; [1] богиня Βριτόμαρτις греческая ) — гор и охоты, которой в первую очередь поклонялись на острове Крит . Иногда ее считали ореадой , горной нимфой , но ее часто отождествляли или синкретизировали с Артемидой и Афеей , «невидимой» покровительницей Эгины . [2] Она также известна как Диктинна или дочь Диктинны (Δίκτυννα). [ нужна ссылка ]
В 16 веке имя персонажа, отождествляемого с английским военным мастерством, как «Бритомарт» в Эдмунда Спенсера рыцарском эпосе «Королева фей» привело к появлению ряда деятелей «Бритомарт» в британском искусстве и литературе.
Этимология
[ редактировать ]Согласно Солину , имя Бритомартис происходит от критского диалекта; он также говорит, что ее имя означает virgo dulcis , или «милая девственница». [3] Солинус также явно идентифицирует ее как критскую Артемиду. [4] Исихий Александрийский также приравнивает критское слово βριτύ ( брити ) к греческому γλυκύ ( glyký ) «сладкий». [5] Другие ученые утверждали, что Бритомартис («милая дева») — это эпитет , не раскрывающий имени богини. [6] ни ее персонаж, вместо этого утверждая, что это может быть имя ноа . [7]
Мифология
[ редактировать ]Богиня часто изображалась на критских монетах либо как она сама, либо как Диктинна, богиня горы Дикте, места рождения Зевса. В образе Диктинны она изображалась крылатой богиней с человеческим лицом, стоящей на вершине своей древней горы, держащей в каждой руке по животному, в образе Потнии Терон , повелительницы зверей.
Во времена эллинизма и Рима Бритомартида получила генеалогическую обстановку, которая помещала ее в классический контекст:
Бритомартида, которую, как рассказывают мифы, называют также Диктинной, родилась в Каноне на Крите у Зевса и Кармы , дочери Евбула , сына Деметры ; она изобрела сети (диктья), которые используются на охоте. [8]
В третьем гимне Артемиде Каллимаха рассказывается, как ее преследовал Минос и, как Диктинна , «Владычица сетей», бросилась в сети рыбаков, чтобы спастись от него; Спасенная таким образом, рыбаки увезли ее в материковую Грецию. Она также была известна как Дикте . Этот элемент мифа «объясняет» распространение культа критской богини в Грецию. Диодор Сицилийский нашел это менее чем заслуживающим доверия:
Но те люди, которые рассказывают, что ее назвали Диктинной потому, что она убежала в сети каких-то рыбаков, когда ее преследовал Минос, который хотел ее изнасиловать, упустили истину; ибо маловероятно, чтобы богиня когда-либо оказалась в таком беспомощном состоянии, что ей потребовалась бы помощь, которую могут оказать люди, поскольку она является дочерью величайшего из богов. [8]
Страбон отмечает, что она почиталась как Диктинна только на западном Крите, в районе Кидонии , где находился Диктиннаион , или храм Диктинны. «Упис [Артемида], о царица, светлолицая Несущая Свет, и тебя критяне называют в честь этой нимфы», — говорит Каллимах. «Она проводила время в компании Артемиды, и именно поэтому некоторые мужчины думают, что Диктинна и Артемида — одна и та же богиня», — Диодор Сицилийский предположил (5.76.3).
Во втором веке нашей эры греческий писатель Павсаний описывает Бритомартису следующим образом: «Артемида сделала ее богиней, и ей поклоняются не только критяне, но и айгинцы » . [9]
Антонин Либералис писал, что после побега с Миноса она прибыла на Эгину, но местный рыбак по имени Андромед попытался схватить ее, поэтому она выпрыгнула из лодки и стала известна как Афея , местная эгинская богиня, имя которой Антонин интерпретирует как « та, которая исчезла». На месте Бритомартиды в храме Артемиды на Эгине появилась статуя. [10]
Как Диктинна
[ редактировать ]Ксоанон Дедалом , деревянная культовая статуя Бритомартиды, предположительно вырезанная , находилась в храме Олоуса . В Херсонесе и Олосе ее часто изображали на монетах, показывая, что в тех городах ей поклонялись; фестиваль Бритомарпея в ее честь был проведен . В образе Диктинны ее лицо изображалось на критских монетах Кидонии , Полирении и Фаласарны в образе кормилицы Зевса. На Крите она была связана с горой, где, как говорят, родился Зевс, — горой Дикте . На некоторых ранних монетах Бритомартиса из Кидонии монета была изготовлена как надпечатка образцов, изготовленных на Эгине . [11]
Посвященные ей храмы существовали в Афинах , Спарте , Массалии и между Амвросием и Антикирой в Фокиде. [12] где, как и у Артемиды Диктинны, ее культовым объектом был черный камень, обработанный Эгинетансом , [13] но она была прежде всего богиней местного значения на Западном Крите, например, в Лисосе и на западе Кидонии . Говорят, что ее храмы охраняли злобные собаки, сильнее медведей. [14] Храм, посвященный богине, был возведен в древности на горе Титирос недалеко от Кидонии. [11] Другое имя, Пипитуна, встречающееся в линейном письме Б , может быть другой формой Диктинны. [15]
Как Афея
[ редактировать ]Бритомартису поклонялись как Афее прежде всего на острове Эгина , где стоял храм «Афина Афея». [9] Посвященный ей храм также существовал в Аспропиргосе на окраине Афин.
«Бритомарт» Спенсера.
[ редактировать ]Бритомарт фигурирует в Эдмунда Спенсера рыцарском эпосе «Королева фей» , где она является аллегорической фигурой девственного Рыцаря Целомудрия , олицетворяющей английскую добродетель – в частности, английскую военную мощь – через народную этимологию , которая ассоциировала брит-, как в британском , с Мартисом , которого здесь называют « Мартисом », римским богом войны. В аллегории Спенсера Бритомарт означает королеву-девственницу, Елизавету I Английскую . [ нужна ссылка ]
В своем пересказе о короле Артуре легенд «Артур Рекс » автор Томас Бергер предполагает, что королева Гвиневра , возможно, стала могущественной женщиной-рыцарем, известной как Бритомарт, после смерти короля. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- HMS Britomart — любой из нескольких кораблей Королевского флота с таким названием.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эйвери, Кэтрин Б. (1962). Классический справочник нового века . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts. п. 227.
- ^ К. Пилафидис-Вильямс, Святилище Афайи на Эгине в бронзовом веке (Мюнхен: Хирмер) 1998, описывает самобытный местный культ, но осторожно ретроспектирует более поздний культ Афайи для описания Бритомартиса на Эгине; явное отождествление Бритомартиды и Афеи имеется у Павсания , 2.30.3 , и у Диодора Сицилийского , т.76.3.
- ^ Солинус , ix.8
- ↑ Отмечено Х. Дж. Роузом , «Справочник по греческой мифологии » (Нью-Йорк) 1959:117, со ссылкой на Теодора Моммзена , 1864 год. издание
- ^ «Более глубокий источник критского Бритомартиса» , на сайте palaeoglot.blogspot.ca .
- ↑ Христианская параллель может сделать это наблюдение еще яснее: Mater dolens , «скорбящая мать», идентифицирует Пресвятую Деву , но ни один из четырех атрибутов — «скорбящая, мать, благословенная, девственница» — не дает ей имени, Мария .
- ^ «Предполагается, что ее имя означает «Добрая Дева», что, как и Аристей и Каллисте , может быть эвфемизмом для своей противоположности, Девы Смерти». ( Карл А. П. Рак и Дэнни Стейплс , Мир классического мифа [Carolina Academic Press], 1994: 113).
- ^ Jump up to: а б Диодор Сицилийский , 5.76.3
- ^ Jump up to: а б Павсаний , 2.30.3 .
- ^ Антонин Либералис , 40 лет.
- ^ Jump up to: а б К. Майкл Хоган, Сидония , Современный антиквар, 23 января 2008 г.
- ^ РЭ , св "Диктинна", кол. 584-588.
- ^ Павсаний , 10.36.5 , увидел на возвышенности между двумя городами «святилище Артемиды по прозвищу Диктинней, богини, которой граждане поклонялись с большим почтением. Изображение выполнено эгинской работой и сделано из черного камня».
- ^ Филострат, Жизнь Аполлония Тианского , 8. 30.
- ^ «Имена минойских божеств: археолог собирает богинь и богов из линейного письма А» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 года . Проверено 8 января 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека, Том III: Книги 4.59-8 . Перевод CH Oldfather . Классическая библиотека Леба № 340. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1939. ISBN 978-0-674-99375-4 . Интернет-версия Билла Тэйера
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .