Jump to content

Деспойна

Деспойна
Скульптура Деметры и покрывало Деспойны.
Обитель Аркадия
Символы Вуаль
Генеалогия
Родители Посейдон и Деметра
Братья и сестры Арион (близнец), несколько сводных братьев и сестер по отцовской линии и несколько сводных братьев и сестер по материнской линии

Деспойна или Деспойна ( / d ɛ s ˈ p n ə / ; [1] Греческий : Δέσποινα , латинизированный : Despoina ) — эпитет богини, которой поклонялись участники Элевсинских мистерий в Древней Греции, как дочери Деметры и Посейдона и сестры Ариона . [2] Сохранившиеся источники упоминают ее исключительно под титулом Деспойна («Хозяйка», родственник « Деспота ») вместе с ее матерью Деметрой , поскольку ее настоящее имя не могло быть раскрыто никому, кроме посвященных в ее тайны, и, следовательно, было потеряно с исчезновением. Элевсинской религии. [3] Во втором веке нашей эры Павсаний писал о Деметре как о двух дочерях; Кора родилась первой, до рождения Деспойны, причем Зевс был отцом Коры, а Посейдон - отцом Деспойны. Павсаний дал понять, что Кора — это Персефона , хотя и не раскрыл настоящего имени Деспойны.

В мифе Посейдон увидел Деметру и возжелал ее. Чтобы избежать его, она приняла свой архаичный облик кобылы , а он принял облик жеребца и спарился с ней. От этого союза Деметра родила дочь Деспойну и сказочного коня Ариона . Из-за гнева на такой поворот событий Деметра также получила прозвище Эриния ( бешеная ). [4]

Этимология

[ редактировать ]

Первый элемент имени Дес-поина происходит от ПИРОГА корня *dem, означающего «дом, хозяйство», санскритского damah «дом»; Авестийское демана — «дом»; греческое domos «дом»; Латинское domus «дом». Родственные слова despotēs «господин, господин»; Латинское dominus «хозяин дома»; Армянский тану-тер «домовой». [5] Второй элемент происходит от гипотетической PIE формы * pot-nih a - , «госпожа», «леди», «жена», является женским аналогом *pótis , «муж»; ср. Латынь ho spēs , «хозяин», санскрит páti- , «хозяин», «муж», жен. patnī- «госпожа», «жена». [6] Греческим женским эквивалентом деспоты было despoina «госпожа, королева, госпожа», источник женского слова. имя собственное Деспина. [5] (Этимологически «хозяйка дома».)

Родственными подтвержденными формами, написанными B линейным письмом , являются микенский греческий язык. 𐀡𐀴𐀛𐀊 , по-ти-ни-джа , ( пот ) [7] и возможно 𐀡𐀮𐀆𐀃 , по-се-да-о и 𐀡𐀮𐀆𐀺𐀚 , по-се-да-во-не ( Посейдон ), [8] которые были унаследованы в классической Греции с идентичными или родственными значениями. [n 1] Альтернативная этимология богини Деметры происходит от гипотетического PIE *dems-méh₂tēr , что означает «мать дома». [9] В новогреческом языке титул «деспоинис» ( δεσποινίς ) означает «Мисс», буквально «маленькая хозяйка», и может использоваться, среди прочего, для обращения к молодым леди и официанткам.

Культ Деспойны

[ редактировать ]

Культ Деспойны имел важное значение в истории древнегреческих мистериальных религий в Ликосуре , которые принадлежали к пласту более ранней религии в Аркадии. [10] Очевидно, религиозные верования первых грекоязычных людей, пришедших в регион, были смешаны с верованиями коренного населения . Фигура богини природы, рождения и смерти доминировала как в минойском , так и в микенском культах эпохи бронзы. [11] Ванакс был ее спутником-мужчиной ( паредрос ) в микенском культе, и обычно этот титул применялся к богу Посейдону как царю моря. [12]

В мифе об изолированной земле Аркадии Посейдон появляется как зверь (лошадь: ( Посейдон Гиппий )), который представляет речной дух подземного мира. Эта концепция была обычной в фольклоре Северной Европы и не была необычной для Греции. Лошадь ( нумина ) была связана с жидкой стихией и с подземным миром. [13] [14] Речной бог Ахелой изображался в виде быка. [15] Посейдон спаривается с кобылой Деметрой . [16] и от союза она рожает коня Ариона (мифология) и дочь, которая первоначально тоже имела форму кобылы. Похоже, что греческие божества изначально были силами природы, а затем им были даны другие атрибуты. [17] Эти силы природы развились в веру в нимф и божеств с человеческими формами и головами или хвостами животных. Некоторые из них, такие как Пан и Силенои , дожили до классической эпохи. Две великие аркадские богини, Деметра и Деспойна (позже Персефона), были тесно связаны с источниками и животными, и особенно с богиней Артемидой ( Потния Терон : «Хозяйка животных»), которая была первой нимфой. [18]

На мраморном рельефе в Ликосуре изображено покрывало Деспойны, на котором изображены человеческие фигуры с головами разных животных, как бы в ритуальном танце. Некоторые из них держат флейты. Это могла быть процессия женщин в масках животных или гибридных существ. [19] [20] Подобные процессии демонов или человеческих фигур в масках животных появляются на микенских фресках и золотых кольцах. [21] [22] Большинство храмов построено возле источников, а в некоторых из них есть свидетельства существования вечного огня . В Ликосуре перед храмом Пана, бога-козла, горел огонь. [23] Мегарон . Элевсина очень похож на «мегарон» Деспойны в Ликосуре [24]

Святилище в Ликосуре

[ редактировать ]
Перспективная реконструкция храма Деспойны: акролитические статуи Деметры (слева) и Деспойны (справа) видны в масштабе в целле.

Деспойне поклонялись в святилище в Ликосуре , к западу от города Мегалополис . Посейдон был отцом Деспойны, и ему поклонялись как Посейдону Гиппиосу (лошади). [25] Хотя этот культ оставался региональным, а не всегреческим, это очень важный объект для изучения древних мистических религий . В Аркадии Посейдон был тесно связан с парой великих аркадских богинь, которых называли Деметрой и Корой. [25]

Это архаическое изображение, Леди Осера , может быть минойской богиней, отождествляемой с Корой (ок. 630-640 гг. до н. э., Лувр ).

Среди населения она была известна под дополнительным эпитетом Деспойна, точно так же, как они прозвали дочь Деметры от Зевса Корой (девушкой). [26] [27]

Женщины, совершавшие богослужение на этом месте, должны были соблюдать дресс-код, который запрещал участникам носить черное или фиолетовое платье, возможно, потому, что эти цвета носили жрицы. [28]

Происхождение

[ редактировать ]

В мистериях Деметра была второй богиней после своей дочери, безымянной «Деспойны». [29] Похоже, мифы в Аркадии были связаны с первыми грекоязычными людьми, пришедшими с севера в эпоху бронзы . Две богини имели тесную связь с реками и источниками. Они были связаны с Посейдоном , богом рек и источников, и особенно с Артемидой , которая была первой нимфой. Ее эпитет «госпожа» имеет аналог в микенских греческих надписях, найденных в Пилосе на юге Греции и в Кноссе на Крите . Позже Деспоина была объединена с Корой (Персефоной), богиней Элевсинских мистерий , в цикле жизни-смерти-возрождения. Карл Кереньи утверждал, что культ был продолжением минойской богини и что ее имя напоминает минойско - микенскую богиню. -ri- to , , da-pu 2 -jo,po-ti-ni-ja , т. е. безымянная «Хозяйка Лабиринта » в Кноссе . [30] [31]

«Деспойна» было эпитетом нескольких богинь, особенно Афродиты , Персефоны , Деметры и Гекаты . [32] [33] Персефона и Деметра — две из трёх богинь Элевсинских мистерий . Возможно, это «Две Королевы », упомянутые в различных линейным письмом B. надписях [34] В Олимпии называли Деспоинаи их . [35]

Эпитет Деспойна, возможно, связан с микенским титулом «потния» (по-ти-ни-джа), который обычно относился к богиням. Некоторые теории предполагают, что это мог быть перевод аналогичного титула догреческого происхождения, подобно тому, как титул «Богоматерь» в христианстве переводится на несколько языков. [36] Также предполагается, что первоначальное название могло сопровождать потенциальную эгейскую богиню-мать . [37]

Археология

[ редактировать ]

На момент посещения святилища в Ликосуре Павсанием во втором веке нашей эры скульптурам было 300 и более лет. статуя императора Адриана Во втором веке нашей эры в храме была освящена . На монетах Мегаполиса Северского периода начала третьего века изображена статуя культовой группы. [38]

На месте археологических раскопок есть музей под названием Археологический музей Ликосуры , в котором хранятся небольшие находки, а также часть культовой группы, а останки культовых статуй Деспойны и Деметры выставлены в Национальном археологическом музее Афин . Самым значительным артефактом в его коллекции является вуаль Деспойны, демонстрирующая сложную декоративную программу, вероятно, репрезентативную для типов вышитых тканых материалов, созданных современными художниками. Также показаны головы Артемиды, Деметры, Анитоса и Тритонессы с трона в святилище.

Элементы культовой скульптурной группы в Национальном археологическом музее Афин.
От LR: Артемида, Деметра, Покров Деспойны, Анит, Тритонесса с трона.

Наследие

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ могло бы быть микенское слово, более непосредственно связанное с деспойной. Возможным теонимом 𐀈𐀡𐀲 , до-по-та , при условии, что последнее действительно следует читать как форму деспотов .
  1. ^ Эйвери, Кэтрин Б., изд. (1962). Классический справочник нового века . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts. п. 390.
  2. ^ Павсаний , 8.25.7 , 8.42.1 .
  3. ^ Павсаний, 8.37.9
  4. ^ Павсаний, 8.25.5–6.
  5. ^ Jump up to: а б Харпер, Дуглас. «деспот» . Интернет-словарь этимологии .
  6. ^ Дж. П. Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета . стр. 207, 505.
  7. ^ Милонас 1966 , с. 159
  8. ^ Микенское линейное письмо B [1]
  9. ^ Фриск, Греческий этимологический словарь , запись 1271.
  10. ^ Льюис Ричард Фарнелл (2010). Культы греческих государств . Издательство Кембриджского университета. п. 210. ИСБН  9781108015455 .
  11. ^ Б.Дитрих (2004): Истоки греческой религии Bristol Phoenix Press, стр. 181-185.
  12. ^ Дитрих, стр. 181-185.
  13. ^ Ф.Шахермейер: Посейдон и возникновение греческой веры в богов: Нильссон, стр. 444.
  14. ^ Дж.Гримм, «Немецкая мифология», S..105 f, III S 142f: Нильссон, «Geschicte», Том I, стр.450
  15. ^ Нильссон, "Geschicte", Том I, стр.238
  16. ^ «она была Землей , на которой растут растения и звери»: Кереньи, Боги греков , 1951:185
  17. ^ Б. Дитрих (2004): Истоки греческой религии . Бристоль Феникс Пресс. стр. 65-66
  18. ^ М.Нильссон (1967) История греческой религии , том I, стр. 479-480.
  19. ^ Павсаний: 8,25, 4 -8,42 -8,37
  20. ^ Нильссон, Том I, стр.479
  21. ^ Мартин Робертсон (1959). Греческая живопись. Художественное издание Альберта Скира. Женева стр.31, Национальный археологический музей Афин, No. 2665
  22. ^ «шествие демонов перед богиней на золотом кольце из Тиринфа» Мартин Нильссон (1967) Том I, с. 293
  23. ^ Нильссон, Том I стр.478
  24. ^ Буркерт, с. 285.
  25. ^ Jump up to: а б Нильссон, История , Том I, стр.448.
  26. ^ Павсаний 8.37.1,8.38.2
  27. ^ Реконструкция интерьера святилища Деспоина.
  28. ^ Диллон, Мэтью (2016). «48 «Хрисида Иерейская, поставив зажженный факел возле гирлянд, затем уснула» (Фукидид IV.133.2): жрицы, служащие богам и богиням в классической Греции». Женщины в древности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 1365. ИСБН  978-1-315-62142-5 .
  29. ^ Карл Кереньи (1967). Элевсин. Архетипический образ матери и дочери . Издательство Принстонского университета. стр. 31f
  30. Найден на планшете Kn Gg 702.
  31. ^ Кереньи , стр. 89-90.
  32. ^ Хаторн, с. 13.
  33. ^ Хард, с. 102.
  34. ^ Чедвик.Дж. Микенский мир . 1976. Университет Кембриджа. ISBN   0-521-08558-6
  35. ^ Павсаний (1903). «5.15.4». Описание Павсания Греция (на греческом языке). В 3-х томах. Лейпциг: Тойбнер. В проекте Персей
  36. ^ Чедвик: Микенский мир стр.92
  37. ^ Ф.Шахермейер (1964) Минойская культура древнего Крита , стр. 256, 263, В. Кольхаммер , Штутгарт
  38. ^ Йост (1985) Святилища и культы Аркадии . Париж

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49599d6e3573d4afccaa688bfd3950bb__1721914620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/bb/49599d6e3573d4afccaa688bfd3950bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Despoina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)