Деспойна
Деспойна | |
---|---|
![]() Скульптура Деметры и покрывало Деспойны. | |
Обитель | Аркадия |
Символы | Вуаль |
Генеалогия | |
Родители | Посейдон и Деметра |
Братья и сестры | Арион (близнец), несколько сводных братьев и сестер по отцовской линии и несколько сводных братьев и сестер по материнской линии |
Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
![]() |
Деспойна или Деспойна ( / d ɛ s ˈ p iː n ə / ; [1] Греческий : Δέσποινα , латинизированный : Despoina ) — эпитет богини, которой поклонялись участники Элевсинских мистерий в Древней Греции, как дочери Деметры и Посейдона и сестры Ариона . [2] Сохранившиеся источники упоминают ее исключительно под титулом Деспойна («Хозяйка», родственник « Деспота ») вместе с ее матерью Деметрой , поскольку ее настоящее имя не могло быть раскрыто никому, кроме посвященных в ее тайны, и, следовательно, было потеряно с исчезновением. Элевсинской религии. [3] Во втором веке нашей эры Павсаний писал о Деметре как о двух дочерях; Кора родилась первой, до рождения Деспойны, причем Зевс был отцом Коры, а Посейдон - отцом Деспойны. Павсаний дал понять, что Кора — это Персефона , хотя и не раскрыл настоящего имени Деспойны.
В мифе Посейдон увидел Деметру и возжелал ее. Чтобы избежать его, она приняла свой архаичный облик кобылы , а он принял облик жеребца и спарился с ней. От этого союза Деметра родила дочь Деспойну и сказочного коня Ариона . Из-за гнева на такой поворот событий Деметра также получила прозвище Эриния ( бешеная ). [4]
Этимология
[ редактировать ]Первый элемент имени Дес-поина происходит от ПИРОГА корня *dem, означающего «дом, хозяйство», санскритского damah «дом»; Авестийское демана — «дом»; греческое domos «дом»; Латинское domus «дом». Родственные слова despotēs «господин, господин»; Латинское dominus «хозяин дома»; Армянский тану-тер «домовой». [5] Второй элемент происходит от гипотетической PIE формы * pot-nih a - , «госпожа», «леди», «жена», является женским аналогом *pótis , «муж»; ср. Латынь ho spēs , «хозяин», санскрит páti- , «хозяин», «муж», жен. patnī- «госпожа», «жена». [6] Греческим женским эквивалентом деспоты было despoina «госпожа, королева, госпожа», источник женского слова. имя собственное Деспина. [5] (Этимологически «хозяйка дома».)
Родственными подтвержденными формами, написанными B линейным письмом , являются микенский греческий язык. 𐀡𐀴𐀛𐀊 , по-ти-ни-джа , ( пот ) [7] и возможно 𐀡𐀮𐀆𐀃 , по-се-да-о и 𐀡𐀮𐀆𐀺𐀚 , по-се-да-во-не ( Посейдон ), [8] которые были унаследованы в классической Греции с идентичными или родственными значениями. [n 1] Альтернативная этимология богини Деметры происходит от гипотетического PIE *dems-méh₂tēr , что означает «мать дома». [9] В новогреческом языке титул «деспоинис» ( δεσποινίς ) означает «Мисс», буквально «маленькая хозяйка», и может использоваться, среди прочего, для обращения к молодым леди и официанткам.
Культ Деспойны
[ редактировать ]Культ Деспойны имел важное значение в истории древнегреческих мистериальных религий в Ликосуре , которые принадлежали к пласту более ранней религии в Аркадии. [10] Очевидно, религиозные верования первых грекоязычных людей, пришедших в регион, были смешаны с верованиями коренного населения . Фигура богини природы, рождения и смерти доминировала как в минойском , так и в микенском культах эпохи бронзы. [11] Ванакс был ее спутником-мужчиной ( паредрос ) в микенском культе, и обычно этот титул применялся к богу Посейдону как царю моря. [12]
В мифе об изолированной земле Аркадии Посейдон появляется как зверь (лошадь: ( Посейдон Гиппий )), который представляет речной дух подземного мира. Эта концепция была обычной в фольклоре Северной Европы и не была необычной для Греции. Лошадь ( нумина ) была связана с жидкой стихией и с подземным миром. [13] [14] Речной бог Ахелой изображался в виде быка. [15] Посейдон спаривается с кобылой Деметрой . [16] и от союза она рожает коня Ариона (мифология) и дочь, которая первоначально тоже имела форму кобылы. Похоже, что греческие божества изначально были силами природы, а затем им были даны другие атрибуты. [17] Эти силы природы развились в веру в нимф и божеств с человеческими формами и головами или хвостами животных. Некоторые из них, такие как Пан и Силенои , дожили до классической эпохи. Две великие аркадские богини, Деметра и Деспойна (позже Персефона), были тесно связаны с источниками и животными, и особенно с богиней Артемидой ( Потния Терон : «Хозяйка животных»), которая была первой нимфой. [18]
На мраморном рельефе в Ликосуре изображено покрывало Деспойны, на котором изображены человеческие фигуры с головами разных животных, как бы в ритуальном танце. Некоторые из них держат флейты. Это могла быть процессия женщин в масках животных или гибридных существ. [19] [20] Подобные процессии демонов или человеческих фигур в масках животных появляются на микенских фресках и золотых кольцах. [21] [22] Большинство храмов построено возле источников, а в некоторых из них есть свидетельства существования вечного огня . В Ликосуре перед храмом Пана, бога-козла, горел огонь. [23] Мегарон . Элевсина очень похож на «мегарон» Деспойны в Ликосуре [24]
Святилище в Ликосуре
[ редактировать ]
Деспойне поклонялись в святилище в Ликосуре , к западу от города Мегалополис . Посейдон был отцом Деспойны, и ему поклонялись как Посейдону Гиппиосу (лошади). [25] Хотя этот культ оставался региональным, а не всегреческим, это очень важный объект для изучения древних мистических религий . В Аркадии Посейдон был тесно связан с парой великих аркадских богинь, которых называли Деметрой и Корой. [25]

Среди населения она была известна под дополнительным эпитетом Деспойна, точно так же, как они прозвали дочь Деметры от Зевса Корой (девушкой). [26] [27]
Женщины, совершавшие богослужение на этом месте, должны были соблюдать дресс-код, который запрещал участникам носить черное или фиолетовое платье, возможно, потому, что эти цвета носили жрицы. [28]
Происхождение
[ редактировать ]В мистериях Деметра была второй богиней после своей дочери, безымянной «Деспойны». [29] Похоже, мифы в Аркадии были связаны с первыми грекоязычными людьми, пришедшими с севера в эпоху бронзы . Две богини имели тесную связь с реками и источниками. Они были связаны с Посейдоном , богом рек и источников, и особенно с Артемидой , которая была первой нимфой. Ее эпитет «госпожа» имеет аналог в микенских греческих надписях, найденных в Пилосе на юге Греции и в Кноссе на Крите . Позже Деспоина была объединена с Корой (Персефоной), богиней Элевсинских мистерий , в цикле жизни-смерти-возрождения. Карл Кереньи утверждал, что культ был продолжением минойской богини и что ее имя напоминает минойско - микенскую богиню. -ri- to , , da-pu 2 -jo,po-ti-ni-ja , т. е. безымянная «Хозяйка Лабиринта » в Кноссе . [30] [31]
Эпитет
[ редактировать ]«Деспойна» было эпитетом нескольких богинь, особенно Афродиты , Персефоны , Деметры и Гекаты . [32] [33] Персефона и Деметра — две из трёх богинь Элевсинских мистерий . Возможно, это «Две Королевы », упомянутые в различных линейным письмом B. надписях [34] В Олимпии называли Деспоинаи их . [35]
Эпитет Деспойна, возможно, связан с микенским титулом «потния» (по-ти-ни-джа), который обычно относился к богиням. Некоторые теории предполагают, что это мог быть перевод аналогичного титула догреческого происхождения, подобно тому, как титул «Богоматерь» в христианстве переводится на несколько языков. [36] Также предполагается, что первоначальное название могло сопровождать потенциальную эгейскую богиню-мать . [37]
Археология
[ редактировать ]На момент посещения святилища в Ликосуре Павсанием во втором веке нашей эры скульптурам было 300 и более лет. статуя императора Адриана Во втором веке нашей эры в храме была освящена . На монетах Мегаполиса Северского периода начала третьего века изображена статуя культовой группы. [38]
На месте археологических раскопок есть музей под названием Археологический музей Ликосуры , в котором хранятся небольшие находки, а также часть культовой группы, а останки культовых статуй Деспойны и Деметры выставлены в Национальном археологическом музее Афин . Самым значительным артефактом в его коллекции является вуаль Деспойны, демонстрирующая сложную декоративную программу, вероятно, репрезентативную для типов вышитых тканых материалов, созданных современными художниками. Также показаны головы Артемиды, Деметры, Анитоса и Тритонессы с трона в святилище.
Элементы культовой скульптурной группы в Национальном археологическом музее Афин. |
---|
![]() |
От LR: Артемида, Деметра, Покров Деспойны, Анит, Тритонесса с трона. |
Наследие
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ могло бы быть микенское слово, более непосредственно связанное с деспойной. Возможным теонимом 𐀈𐀡𐀲 , до-по-та , при условии, что последнее действительно следует читать как форму деспотов .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Эйвери, Кэтрин Б., изд. (1962). Классический справочник нового века . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts. п. 390.
- ^ Павсаний , 8.25.7 , 8.42.1 .
- ^ Павсаний, 8.37.9
- ^ Павсаний, 8.25.5–6.
- ^ Jump up to: а б Харпер, Дуглас. «деспот» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Дж. П. Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Издательство Оксфордского университета . стр. 207, 505.
- ^ Милонас 1966 , с. 159
- ^ Микенское линейное письмо B [1]
- ^ Фриск, Греческий этимологический словарь , запись 1271.
- ^ Льюис Ричард Фарнелл (2010). Культы греческих государств . Издательство Кембриджского университета. п. 210. ИСБН 9781108015455 .
- ^ Б.Дитрих (2004): Истоки греческой религии Bristol Phoenix Press, стр. 181-185.
- ^ Дитрих, стр. 181-185.
- ^ Ф.Шахермейер: Посейдон и возникновение греческой веры в богов: Нильссон, стр. 444.
- ^ Дж.Гримм, «Немецкая мифология», S..105 f, III S 142f: Нильссон, «Geschicte», Том I, стр.450
- ^ Нильссон, "Geschicte", Том I, стр.238
- ^ «она была Землей , на которой растут растения и звери»: Кереньи, Боги греков , 1951:185
- ^ Б. Дитрих (2004): Истоки греческой религии . Бристоль Феникс Пресс. стр. 65-66
- ^ М.Нильссон (1967) История греческой религии , том I, стр. 479-480.
- ^ Павсаний: 8,25, 4 -8,42 -8,37
- ^ Нильссон, Том I, стр.479
- ^ Мартин Робертсон (1959). Греческая живопись. Художественное издание Альберта Скира. Женева стр.31, Национальный археологический музей Афин, No. 2665
- ^ «шествие демонов перед богиней на золотом кольце из Тиринфа» Мартин Нильссон (1967) Том I, с. 293
- ^ Нильссон, Том I стр.478
- ^ Буркерт, с. 285.
- ^ Jump up to: а б Нильссон, История , Том I, стр.448.
- ^ Павсаний 8.37.1,8.38.2
- ^ Реконструкция интерьера святилища Деспоина.
- ^ Диллон, Мэтью (2016). «48 «Хрисида Иерейская, поставив зажженный факел возле гирлянд, затем уснула» (Фукидид IV.133.2): жрицы, служащие богам и богиням в классической Греции». Женщины в древности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 1365. ИСБН 978-1-315-62142-5 .
- ^ Карл Кереньи (1967). Элевсин. Архетипический образ матери и дочери . Издательство Принстонского университета. стр. 31f
- ↑ Найден на планшете Kn Gg 702.
- ^ Кереньи , стр. 89-90.
- ^ Хаторн, с. 13.
- ^ Хард, с. 102.
- ^ Чедвик.Дж. Микенский мир . 1976. Университет Кембриджа. ISBN 0-521-08558-6
- ^ Павсаний (1903). «5.15.4». Описание Павсания Греция (на греческом языке). В 3-х томах. Лейпциг: Тойбнер. В проекте Персей
- ^ Чедвик: Микенский мир стр.92
- ^ Ф.Шахермейер (1964) Минойская культура древнего Крита , стр. 256, 263, В. Кольхаммер , Штутгарт
- ^ Йост (1985) Святилища и культы Аркадии . Париж
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Буркерт, Уолтер , греческая религия , издательство Гарвардского университета , 1985. ISBN 0-674-36281-0 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004. ISBN 978-0-415-18636-0 . Гугл Книги .
- Хаторн, Ричмонд Янси, справочник Кроуэлла по классической драме , Thomas Y. Crowell Company (1967).
- Кереньи, Карл (1976), Дионис: Архетипический образ нерушимой жизни , пер. Ральф Манхейм, издательство Принстонского университета, 1976. ISBN 0-691-09863-8 .
- Милонас, Джордж Эммануэль (1966). Микены и микенская эпоха . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691035239 .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). "Деспоэна"