Jump to content

Даймон

(Перенаправлено с Демона (мифология) )
Золотое кольцо с Сидящей богиней и рядом фигур минойских гениев с подношениями, найденное в Микенской Греции , но, вероятно, изготовленное на минойском Крите.

Древнегреческий , : δαίμων , произносится как даймон или демон (что означает «бог», «богоподобный», «сила», «судьба») [1] [2] первоначально относилось к меньшему божеству или руководящему духу, такому как даймоны древнегреческой религии и мифологии, а также позднейшей эллинистической религии и философии . [3] Это слово происходит от протоиндоевропейского daimon «обеспечитель, делитель (состояний или судеб)», от корня *da- «разделять». [4] даймоны, возможно, рассматривались как души людей золотого века , действовавшие как божества-покровители . Согласно статье δαίμων в Liddell & Scott , [5] См. также демонический : религиозная, философская, литературная и психологическая концепция.

Описание

[ редактировать ]

Даймоны — меньшие божества или духи, часто олицетворения понятий абстрактных , существа той же природы, что и смертные, и божества, подобные призракам , хтоническим героям, духам-проводникам , силам природы или самим божествам (см. «Пир Платона» ). Согласно мифу Гесиода, «великие и могущественные личности должны были после смерти почитаться как даймоны…» [6] По мнению Буркерта, даймон — это не столько тип квазибожественного существа, сколько неперсонифицированный «особый способ» его деятельности. [ нужна ссылка ]

В Гесиода » Теогонии « Фаэтон становится бестелесным даймоном или божественным духом. [7] но, например, беды, выпущенные Пандорой, — это смертоносные божества, керес , а не даймоны . [6] Начиная с Гесиода, люди Золотого Века превратились в даймонов по воле Зевса , чтобы благосклонно служить смертным в качестве своих духов-хранителей; «добрые существа, раздающие богатства… [тем не менее], они остаются невидимыми, известными только по своим действиям». [8] Даймонов . почитаемых героев локализовали путем строительства святилищ, чтобы они не бродили беспокойно, и считалось, что они даруют защиту и удачу тем, кто выражает свое почтение [6]

Одна традиция греческой мысли, которая нашла согласие в сознании Платона , касалась даймона, который существовал внутри человека с момента его рождения, и что каждый человек был получен единственным даймоном до его рождения по жребию . [6]

В Ветхом Завете злые духи появляются в книге Судей и Царств . В Септуагинте , составленной для грекоязычных евреев Александрии , греческий ангелос ( ἄγγελος , «посланник») переводит еврейское слово малах , тогда как даймонион ( δαιμόνιον ; мн. daimónia ( δαιμόνια )), который несет в себе значение природный дух [ нужна ссылка ] что меньше божественного (см. «Сверхъестественное» ), переводит еврейское слово шедим ( שֵׁדִים ; единственное число: שֵׁד ), а также слово сеирим ( שעירים ) в некоторых стихах и словах, обозначающих идолов (иностранных божеств), и описывает существо Асмодея. в Книге Товита . [9] Использование даймона в оригинальном греческом тексте Нового Завета привело к тому, что к началу второго века нашей эры это греческое слово стало применяться к иудео-христианской концепции злого духа.

В мифологии и философии

[ редактировать ]
из сердолика драгоценного камня Отпечаток с изображением Сократа , Рим, первый век до нашей эры – первый век нашей эры.

теои Использование Гомером слов ( θεοί , «боги») и даймоны ( δαίμονες ) предполагает, что, хотя они и различны, они схожи по своей природе. [10] Более поздние авторы развили различие между ними. [11] Платон в Кратиле [12] предполагает, что слово даймон ( δαίμων , «божество») является синонимом даэмона ( δαήμων , «знающий или мудрый»); [13] однако, скорее, это дайо ( δαίω , «разделять, распределять судьбы, распределять»). [14]

» Платона В «Пире жрица Диотима учит Сократа , что любовь — это не божество, а скорее «великий даймон» (202d). Далее она объясняет, что «все даймонион находится между божественным и смертным» (202d–e), и описывает даймонов как «интерпретирующих и передающих человеческие вещи богам, а божественные — людям; мольбы и жертвы снизу, постановления и возмездие свыше...» (202д). » Платона В «Апологии Сократа Сократ утверждал, что у него есть даймонион (буквально «нечто божественное»). [15] оно часто предостерегало его – в форме «голоса» – от ошибок, но никогда не говорило, что делать. [16] Платонический Сократ, однако, никогда не даймониона даймоном называет ; его всегда называли безличным «чем-то» или «знаком». [17] Этим термином он как бы указывает на истинную природу человеческой души , его вновь обретенное самосознание . [18] Пол Шори рассматривает даймониона не как источник вдохновения, а как «своего рода духовный такт, удерживающий Сократа от любых действий, противоречащих его истинным моральным и интеллектуальным интересам». [19]

Что касается обвинения, выдвинутого против Сократа в 399 году, Платон предположил, что «Сократ поступает неправильно, потому что он не верит в богов, в которых верит город, но представляет других демонических существ...» Буркерт отмечает, что «за каждым человеком наблюдает особое существо, Даймон , получивший человека при его рождении по жребию, — это идея, которую мы находим у Платона, несомненно, из более ранней традиции. Знаменитое парадоксальное высказывание Гераклита уже направлено против такого взгляда: «Характер для человека — его даймон ». ". [6]

Категории

[ редактировать ]
Крылатый гений перед женщиной с бубном и зеркалом, юг Италии, около 320 г. до н.э.

Эллинистические , «добрый, храбрый, благородный греки делили демонов на добрые и злые категории: агатодаимон ( ἀγαθοδαίμων , «благородный дух»), от агатос ( ἀγαθός , нравственный, удачливый, полезный») и какодаимон ( κακοδαίμων , « злой дух ») . ), от какос ( κακός , «плохой, злой»). Они напоминают арабских джиннов (или джиннов ), а в своих скромных усилиях помочь решить удачи и неудачи человеческой жизни они напоминают христианского ангела-хранителя и враждебного демона соответственно. Эвдемония ( εὐδαιμονία ) стала означать «благополучие» или «счастье». Сопоставимое римское понятие — это гений , который сопровождает и защищает человека или руководит местом (см. Genius loci ).

Искаженное представление о гомеровском в свете более поздних характеристик Платона и Ксенократа , его преемника на посту главы Академии : демоне является результатом анахроничного прочтения демона как потенциально опасного низшего духа [6] [20] Буркерт утверждает, что в «Пире » Платон «заложил фундамент», который сделал почти невозможным представить даймона каким-либо иным образом с Эротом , который не является ни богом, ни смертным, но посредником между ними, и его метафизической доктриной о

бестелесная, чистая действительность, energeia ... тождественная своему исполнению: «мышление о мышлении», noesis noeseos есть самое блаженное существование, высшее начало всего. «Это бог. От такого принципа зависят небеса и космос». Высшее, лучшее — одно; но для движения планет множество неподвижных движущих сил . необходимо, кроме того, предположить

В монотеизме разума философские рассуждения достигли конечной точки. То, что даже это есть самопроекция человека, мыслящего философа, в античной философии не отразилось. наблюдается зарождающаяся тенденция к апофеозу нуса . У Платона ... Ему нужна близость и доступность божественного, чего не предлагают ни звезды, ни метафизические принципы. Здесь возникло имя, заполнившее пробел, имя, которое всегда обозначало непостижимую, но действующую деятельность высшей силы, даймона . [6]

Демоны почти не фигурируют в греческой мифологии и греческом искусстве : их можно почувствовать, но их невидимое присутствие можно лишь предполагать. [ нужна ссылка ] за исключением агатодемона , почитаемого первым возлиянием при церемониальном винопитии, особенно в святилище , и представленного в иконографии хтоническим Диониса змеем .Буркерт предполагает, что для Платона теология опирается на две Формы : Добро и Простоту; которого «Ксенократ однозначно называл богом единства», в резком контрасте с богами эпоса и трагедии поэта. [6] Хотя эти фигуры во многом похожи на божеств, они не всегда изображались без значительной моральной двусмысленности:

В связи с этим другое традиционное представление о демоне, связанном с душами умерших, отменяется в пользу пространственного сценария, который, очевидно, также получил ступеньку в моральном плане; хотя [Платон] здесь ничего об этом не говорит, это необходимый вывод из ее рассказа, точно так же, как Эрос находится на полпути между недостатком и полнотой. ... Действительно, Ксенократ ... явно понимал демонов как людей, располагающихся по шкале от хорошего к плохому. ... [Плутарх] говорит о «великих и сильных существах в атмосфере, злобных и угрюмых, которые радуются [неудачным дням, религиозным праздникам, связанным с насилием над собой и т. д.], и, получив их в качестве своей доли, они обращаются ни к чему худшему. ... Использование таких злобных демонов людьми здесь, кажется, даже отдаленно не мыслится: намерением Ксенократа было дать объяснение явному разнообразию политеистического религиозного поклонения; но именно потенциал моральной дискриминации, предлагаемый понятием демонов , позже... стал еще одним средством концептуализации того, что отличает господствующую практику от гражданской религии, и содействия трансформации этой практики в преднамеренную профанацию... Вполне когда дело в том, было сделано впервые, остается без ответа. Во многом ту же мысль, что и [Платона], можно найти в явно пифагорейском контексте, вероятно, позднего эллинистического сочинения, «Комментарии Пифагора» , которые, очевидно, опираются на более древние популярные представления: «Весь воздух полон душ». Мы называем их демонами и героями, и именно они посылают людям сны, знамения и болезни; и не только мужчинам, но и овцам и другим домашним животным. Именно к этим демонам мы направляем очищения и апотропные обряды , все виды гаданий, искусство чтения случайных высказываний и так далее». ... Эта версия отличается от версии ранней Академии тем, что восходит к другому, архаическому взгляду на демонов как на души, и, таким образом, предвосхищает взгляды Плутарха и Апулея в Принципате ... Это явно подразумевает, что демоны могут вызывать болезни. к домашнему скоту: эта традиционная точка зрения теперь дошла до интеллектуалов. [21]

В архаический или ранний классический период даймон был демократизирован и интернализирован для каждого человека, которому он служил, чтобы направлять, мотивировать и вдохновлять, поскольку он обладал таким добрым духом. [ нужна ссылка ] первого века Подобным образом, римский имперский культ начался с почитания гения или нумена Августа , но это различие со временем размылось.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ А. Делаханти, От Бонбона до Ча-ча: Оксфордский словарь иностранных слов и фраз (стр. 90) , Oxford University Press, 2008 г. ISBN   0199543690
  2. ^ Дж. Крессвелл, Маленький Оксфордский словарь происхождения слов (стр. 146) , Oxford University Press, 2014.
  3. ^ даймон "δαίμων" . Греко-английский лексикон .
  4. ^ «Демон» , Этимология онлайн
  5. ^ 2323243 Персеем Тафтсом , 5 мая 2017 г. Консультации с
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. стр. 179–181 , 317, 331, 335. ISBN.  978-0-674-36281-9 . LCCN   84025209 .
  7. ^ "что, дьявол Божий"? Гесиод, Теогония 991.
  8. ^ Гесиод, Работы и дни 122-26.
  9. ^ Тримпи, Хелен П. (1973). «Демонология». В Винере, Филип П. (ред.). Словарь истории идей . Скрибнер. ISBN  0-684-13293-1 . Проверено 2 декабря 2009 г.
  10. ^ В качестве примера в Hom. Ил. 1.222 : «Затем она вернулась на Олимп среди других богов [даймонов]».
  11. ^ с. 115, Джон Бернет , Евтифор Платона, Апология Сократа и Критона , Кларендон 1924.
  12. ^ «Поскольку они были мудрыми и знающими ( δαήμονες ), он назвал их духами ( δαίμονες ), и в старой форме нашего языка эти два слова одинаковы» – Кратил 398 b
  13. ^ Вступление стюардов в LSJ
  14. ^ «даймон». Архивировано 7 августа 2011 г. в Wayback Machine , в Лидделле, Генри и Роберте Скоттах . 1996. Греко-английский лексикон .
  15. ^ Платон, Апология 31c – d, 40a; п. 16, Бёрнет, «Евтифор» Платона, «Апология Сократа» и «Критон» .
  16. ^ стр. 16–17, Бернет, Евтифор Платона, Апология Сократа и Критон ; стр. 99–100, М. Джоял, « Даймониону и сократовой проблеме», Apeiron vol. 38 нет. 2, 2005.
  17. ^ с. 16, Бёрнет, «Евтифор» Платона, «Апология Сократа» и «Критон» ; п. 63, П. Дестре, « Даймонион и философская миссия», Apeiron vol. 38 нет. 2, 2005.
  18. ^ Паоло Де Бернарди, Сократ, демон и пробуждение , из «Sapienza», вып. 45, ESD, Неаполь, 1992, стр. 425–43.
  19. ^ Республика , том 2, с. 52, примечание, курсив добавлен.
  20. ^ Сэмюэл Э. Бассетт, «ΔΑΙΜΩΝ у Гомера» The Classical Review 33 .7/8 (ноябрь 1919 г.), стр. 134–136, исправление интерпретации в Finsler, Homer 1914; эта тема была снова поднята Ф. А. Уилфордом, «DAIMON in Homer», Numen 12 (1965), стр. 217–32.
  21. ^ Анкарлоо, Бенгт; Кларк, Стюарт (1999). Колдовство и магия в Европе: Древняя Греция и Рим . Том. 2. Издательство Пенсильванского университета. п. 226. ИСБН  978-0-8122-1705-6 . LCCN   99002682 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1fec7ee75e8f8f792189f67184045562__1722199980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/62/1fec7ee75e8f8f792189f67184045562.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Daimon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)