Даймон

Древнегреческий , : δαίμων , произносится как даймон или демон (что означает «бог», «богоподобный», «сила», «судьба») [1] [2] первоначально относилось к меньшему божеству или руководящему духу, такому как даймоны древнегреческой религии и мифологии, а также позднейшей эллинистической религии и философии . [3] Это слово происходит от протоиндоевропейского daimon «обеспечитель, делитель (состояний или судеб)», от корня *da- «разделять». [4] даймоны, возможно, рассматривались как души людей золотого века , действовавшие как божества-покровители . Согласно статье δαίμων в Liddell & Scott , [5] См. также демонический : религиозная, философская, литературная и психологическая концепция.
Описание
[ редактировать ]Даймоны — меньшие божества или духи, часто олицетворения понятий абстрактных , существа той же природы, что и смертные, и божества, подобные призракам , хтоническим героям, духам-проводникам , силам природы или самим божествам (см. «Пир Платона» ). Согласно мифу Гесиода, «великие и могущественные личности должны были после смерти почитаться как даймоны…» [6] По мнению Буркерта, даймон — это не столько тип квазибожественного существа, сколько неперсонифицированный «особый способ» его деятельности. [ нужна ссылка ]
В Гесиода » Теогонии « Фаэтон становится бестелесным даймоном или божественным духом. [7] но, например, беды, выпущенные Пандорой, — это смертоносные божества, керес , а не даймоны . [6] Начиная с Гесиода, люди Золотого Века превратились в даймонов по воле Зевса , чтобы благосклонно служить смертным в качестве своих духов-хранителей; «добрые существа, раздающие богатства… [тем не менее], они остаются невидимыми, известными только по своим действиям». [8] Даймонов . почитаемых героев локализовали путем строительства святилищ, чтобы они не бродили беспокойно, и считалось, что они даруют защиту и удачу тем, кто выражает свое почтение [6]
Одна традиция греческой мысли, которая нашла согласие в сознании Платона , касалась даймона, который существовал внутри человека с момента его рождения, и что каждый человек был получен единственным даймоном до его рождения по жребию . [6]
В Ветхом Завете злые духи появляются в книге Судей и Царств . В Септуагинте , составленной для грекоязычных евреев Александрии , греческий ангелос ( ἄγγελος , «посланник») переводит еврейское слово малах , тогда как даймонион ( δαιμόνιον ; мн. daimónia ( δαιμόνια )), который несет в себе значение природный дух [ нужна ссылка ] что меньше божественного (см. «Сверхъестественное» ), переводит еврейское слово шедим ( שֵׁדִים ; единственное число: שֵׁד ), а также слово сеирим ( שעירים ) в некоторых стихах и словах, обозначающих идолов (иностранных божеств), и описывает существо Асмодея. в Книге Товита . [9] Использование даймона в оригинальном греческом тексте Нового Завета привело к тому, что к началу второго века нашей эры это греческое слово стало применяться к иудео-христианской концепции злого духа.
В мифологии и философии
[ редактировать ]
теои Использование Гомером слов ( θεοί , «боги») и даймоны ( δαίμονες ) предполагает, что, хотя они и различны, они схожи по своей природе. [10] Более поздние авторы развили различие между ними. [11] Платон в Кратиле [12] предполагает, что слово даймон ( δαίμων , «божество») является синонимом даэмона ( δαήμων , «знающий или мудрый»); [13] однако, скорее, это дайо ( δαίω , «разделять, распределять судьбы, распределять»). [14]
Сократ
[ редактировать ]» Платона В «Пире жрица Диотима учит Сократа , что любовь — это не божество, а скорее «великий даймон» (202d). Далее она объясняет, что «все даймонион находится между божественным и смертным» (202d–e), и описывает даймонов как «интерпретирующих и передающих человеческие вещи богам, а божественные — людям; мольбы и жертвы снизу, постановления и возмездие свыше...» (202д). » Платона В «Апологии Сократа Сократ утверждал, что у него есть даймонион (буквально «нечто божественное»). [15] оно часто предостерегало его – в форме «голоса» – от ошибок, но никогда не говорило, что делать. [16] Платонический Сократ, однако, никогда не даймониона даймоном называет ; его всегда называли безличным «чем-то» или «знаком». [17] Этим термином он как бы указывает на истинную природу человеческой души , его вновь обретенное самосознание . [18] Пол Шори рассматривает даймониона не как источник вдохновения, а как «своего рода духовный такт, удерживающий Сократа от любых действий, противоречащих его истинным моральным и интеллектуальным интересам». [19]
Что касается обвинения, выдвинутого против Сократа в 399 году, Платон предположил, что «Сократ поступает неправильно, потому что он не верит в богов, в которых верит город, но представляет других демонических существ...» Буркерт отмечает, что «за каждым человеком наблюдает особое существо, Даймон , получивший человека при его рождении по жребию, — это идея, которую мы находим у Платона, несомненно, из более ранней традиции. Знаменитое парадоксальное высказывание Гераклита уже направлено против такого взгляда: «Характер для человека — его даймон ». ". [6]
Категории
[ редактировать ]![]() | Этот раздел содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( декабрь 2023 г. ) |

Эллинистические , «добрый, храбрый, благородный греки делили демонов на добрые и злые категории: агатодаимон ( ἀγαθοδαίμων , «благородный дух»), от агатос ( ἀγαθός , нравственный, удачливый, полезный») и какодаимон ( κακοδαίμων , « злой дух ») . ), от какос ( κακός , «плохой, злой»). Они напоминают арабских джиннов (или джиннов ), а в своих скромных усилиях помочь решить удачи и неудачи человеческой жизни они напоминают христианского ангела-хранителя и враждебного демона соответственно. Эвдемония ( εὐδαιμονία ) стала означать «благополучие» или «счастье». Сопоставимое римское понятие — это гений , который сопровождает и защищает человека или руководит местом (см. Genius loci ).
Искаженное представление о гомеровском в свете более поздних характеристик Платона и Ксенократа , его преемника на посту главы Академии : демоне является результатом анахроничного прочтения демона как потенциально опасного низшего духа [6] [20] Буркерт утверждает, что в «Пире » Платон «заложил фундамент», который сделал почти невозможным представить даймона каким-либо иным образом с Эротом , который не является ни богом, ни смертным, но посредником между ними, и его метафизической доктриной о
бестелесная, чистая действительность, energeia ... тождественная своему исполнению: «мышление о мышлении», noesis noeseos есть самое блаженное существование, высшее начало всего. «Это бог. От такого принципа зависят небеса и космос». Высшее, лучшее — одно; но для движения планет множество неподвижных движущих сил . необходимо, кроме того, предположить
В монотеизме разума философские рассуждения достигли конечной точки. То, что даже это есть самопроекция человека, мыслящего философа, в античной философии не отразилось. наблюдается зарождающаяся тенденция к апофеозу нуса . У Платона ... Ему нужна близость и доступность божественного, чего не предлагают ни звезды, ни метафизические принципы. Здесь возникло имя, заполнившее пробел, имя, которое всегда обозначало непостижимую, но действующую деятельность высшей силы, даймона . [6]
Демоны почти не фигурируют в греческой мифологии и греческом искусстве : их можно почувствовать, но их невидимое присутствие можно лишь предполагать. [ нужна ссылка ] за исключением агатодемона , почитаемого первым возлиянием при церемониальном винопитии, особенно в святилище , и представленного в иконографии хтоническим Диониса змеем .Буркерт предполагает, что для Платона теология опирается на две Формы : Добро и Простоту; которого «Ксенократ однозначно называл богом единства», в резком контрасте с богами эпоса и трагедии поэта. [6] Хотя эти фигуры во многом похожи на божеств, они не всегда изображались без значительной моральной двусмысленности:
В связи с этим другое традиционное представление о демоне, связанном с душами умерших, отменяется в пользу пространственного сценария, который, очевидно, также получил ступеньку в моральном плане; хотя [Платон] здесь ничего об этом не говорит, это необходимый вывод из ее рассказа, точно так же, как Эрос находится на полпути между недостатком и полнотой. ... Действительно, Ксенократ ... явно понимал демонов как людей, располагающихся по шкале от хорошего к плохому. ... [Плутарх] говорит о «великих и сильных существах в атмосфере, злобных и угрюмых, которые радуются [неудачным дням, религиозным праздникам, связанным с насилием над собой и т. д.], и, получив их в качестве своей доли, они обращаются ни к чему худшему. ... Использование таких злобных демонов людьми здесь, кажется, даже отдаленно не мыслится: намерением Ксенократа было дать объяснение явному разнообразию политеистического религиозного поклонения; но именно потенциал моральной дискриминации, предлагаемый понятием демонов , позже... стал еще одним средством концептуализации того, что отличает господствующую практику от гражданской религии, и содействия трансформации этой практики в преднамеренную профанацию... Вполне когда дело в том, было сделано впервые, остается без ответа. Во многом ту же мысль, что и [Платона], можно найти в явно пифагорейском контексте, вероятно, позднего эллинистического сочинения, «Комментарии Пифагора» , которые, очевидно, опираются на более древние популярные представления: «Весь воздух полон душ». Мы называем их демонами и героями, и именно они посылают людям сны, знамения и болезни; и не только мужчинам, но и овцам и другим домашним животным. Именно к этим демонам мы направляем очищения и апотропные обряды , все виды гаданий, искусство чтения случайных высказываний и так далее». ... Эта версия отличается от версии ранней Академии тем, что восходит к другому, архаическому взгляду на демонов как на души, и, таким образом, предвосхищает взгляды Плутарха и Апулея в Принципате ... Это явно подразумевает, что демоны могут вызывать болезни. к домашнему скоту: эта традиционная точка зрения теперь дошла до интеллектуалов. [21]
В архаический или ранний классический период даймон был демократизирован и интернализирован для каждого человека, которому он служил, чтобы направлять, мотивировать и вдохновлять, поскольку он обладал таким добрым духом. [ нужна ссылка ] первого века Подобным образом, римский имперский культ начался с почитания гения или нумена Августа , но это различие со временем размылось.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ А. Делаханти, От Бонбона до Ча-ча: Оксфордский словарь иностранных слов и фраз (стр. 90) , Oxford University Press, 2008 г. ISBN 0199543690
- ^ Дж. Крессвелл, Маленький Оксфордский словарь происхождения слов (стр. 146) , Oxford University Press, 2014.
- ^ даймон "δαίμων" . Греко-английский лексикон .
- ^ «Демон» , Этимология онлайн
- ^ 2323243 Персеем Тафтсом , 5 мая 2017 г. Консультации с
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. стр. 179–181 , 317, 331, 335. ISBN. 978-0-674-36281-9 . LCCN 84025209 .
- ^ "что, дьявол Божий"? Гесиод, Теогония 991.
- ^ Гесиод, Работы и дни 122-26.
- ^ Тримпи, Хелен П. (1973). «Демонология». В Винере, Филип П. (ред.). Словарь истории идей . Скрибнер. ISBN 0-684-13293-1 . Проверено 2 декабря 2009 г.
- ^ В качестве примера в Hom. Ил. 1.222 : «Затем она вернулась на Олимп среди других богов [даймонов]».
- ^ с. 115, Джон Бернет , Евтифор Платона, Апология Сократа и Критона , Кларендон 1924.
- ^ «Поскольку они были мудрыми и знающими ( δαήμονες ), он назвал их духами ( δαίμονες ), и в старой форме нашего языка эти два слова одинаковы» – Кратил 398 b
- ^ Вступление стюардов в LSJ
- ^ «даймон». Архивировано 7 августа 2011 г. в Wayback Machine , в Лидделле, Генри и Роберте Скоттах . 1996. Греко-английский лексикон .
- ^ Платон, Апология 31c – d, 40a; п. 16, Бёрнет, «Евтифор» Платона, «Апология Сократа» и «Критон» .
- ^ стр. 16–17, Бернет, Евтифор Платона, Апология Сократа и Критон ; стр. 99–100, М. Джоял, « Даймониону и сократовой проблеме», Apeiron vol. 38 нет. 2, 2005.
- ^ с. 16, Бёрнет, «Евтифор» Платона, «Апология Сократа» и «Критон» ; п. 63, П. Дестре, « Даймонион и философская миссия», Apeiron vol. 38 нет. 2, 2005.
- ^ Паоло Де Бернарди, Сократ, демон и пробуждение , из «Sapienza», вып. 45, ESD, Неаполь, 1992, стр. 425–43.
- ^ Республика , том 2, с. 52, примечание, курсив добавлен.
- ^ Сэмюэл Э. Бассетт, «ΔΑΙΜΩΝ у Гомера» The Classical Review 33 .7/8 (ноябрь 1919 г.), стр. 134–136, исправление интерпретации в Finsler, Homer 1914; эта тема была снова поднята Ф. А. Уилфордом, «DAIMON in Homer», Numen 12 (1965), стр. 217–32.
- ^ Анкарлоо, Бенгт; Кларк, Стюарт (1999). Колдовство и магия в Европе: Древняя Греция и Рим . Том. 2. Издательство Пенсильванского университета. п. 226. ИСБН 978-0-8122-1705-6 . LCCN 99002682 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Морин А. Тилли, «Экзорцизм в Северной Африке: локализация (не)святости» исследует значения даймона среди христиан в римской Африке и практики экзорцизма, которые плавно перешли в христианские ритуалы.
- Анте-никейские отцы, том V: Киприан, «О тщеславии идолов», электронный текст Демоны, населяющие изображения богов
- Абстрактные персонификации (список даймонов греческой мифологии)