Пещера Вари
![]() строитель изображен святилища нимфолепт Архедем. Возле ступенек пещеры на рельефе | |
Альтернативное название | Пещера Нимфолиптос |
---|---|
Расположение | Разное , Аттика , Греция |
Координаты | 37 ° 51'30 "N 23 ° 48'06" E / 37,85833 ° N 23,80167 ° E |
Тип | Святилище |
История | |
Строитель | Архедем из Теры |
Основан | 6 век до н.э. |
Заброшенный | Примерно 6 век нашей эры. |
Периоды | От Архаической Греции до эллинистического периода , позже Римской Империи. |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1901 |
Право собственности | Общественный |
Управление | Эфорат палеоантропологии и спелеологии Южной Греции |
Публичный доступ | Нет |
Веб-сайт | Пещера Нимфолиптос в Вари |
Пещера Вари , также известная как пещера Нимфолиптос ( греч . Σπήλαιο Νυμφολήπτου Βάρης ), небольшая пещера к северо-востоку от Вари в Аттике , Греция . В классической античности пещера использовалась как храм, посвященный Аполлону , Пану и нимфам . Пещера была заселена с шестого по второй век до нашей эры. Затем пещера вышла из употребления, пока в четвертом веке нашей эры ее снова не заселили. Окончательно он был заброшен примерно в шестом веке. Пещера была раскопана в 1901 году.
Он лежит недалеко от вершины одного из южных отрогов горы Гимет на высоте почти 300 метров. От Вари до него можно добраться пешком за час. [1] Пещера уникальна в Греции благодаря своим скальным скульптурам. Мраморные вотивные таблички из пещеры сейчас выставлены в Национальном археологическом музее Афин .
Из-за того, что она используется для почитания Пана, пещеру также называют Пещерой Пана . Это была одна из пяти пещер Пана в окрестностях древних Афин .
История
[ редактировать ]Согласно надписям, найденным в пещере, святилище построил Архедем из Феры . Он назвал себя нимфолептом и заявил, что построил святилище «по совету нимфы». На правом плече Архедема имеется крест , которому пока нет объяснения. [1]
В отличие от многих других пещер, доисторических останков обнаружено не было. Самая ранняя надпись, найденная в пещере, датирована примерно началом шестого века до нашей эры. Рельеф с изображением Архедема датируется примерно 400 г. до н. э., скорее всего , во время пика популярности святилища. Монета второго века из Афин, найденная в пещере, свидетельствует о том, что она постоянно была заселена примерно с 600 г. до н.э. по 150 г. до н.э. [1]
В течение следующих четырех или пяти столетий пещера, по-видимому, вышла из употребления, поскольку не было найдено материалов, датированных этим периодом. Монеты, найденные в пещере, позволяют предположить, что новый период оккупации начался во времена Римской империи , примерно во времена правления Константина Великого (307–337 гг. н. э.). Судя по количеству найденных монет, святилище стало еще более популярным во времена правления его преемника Констанция II (337–361 гг. н.э.). Монеты указывают на то, что святилище еще посещали во времена Аркадия (395–408 гг. н.э.). Поскольку останков более позднего времени обнаружено не было, после этого пещера была заброшена. Отсутствие остатков подношений значительной ценности означает, что пещера, вероятно, всегда была убежищем для бедных людей. [1]
большое количество римских масляных ламп В пещере было найдено христианского дизайна. Экскаваторы датировали их тем же периодом, что и монеты, — четвертым и началом пятого века. Многие останки первого периода оккупации, особенно рельефы, были найдены уничтоженными. Масляные лампы и намеренное разрушение языческих скульптур привели раскопщиков к выводу, что пещера стала христианской святыней во второй период оккупации. [1]
Это место не упоминается ни одним древним писателем. Однако есть неубедительные свидетельства того, что Клавдий Элиан и Олимпиодор Младший пещеру описывают . Они пишут, что младенца Платона отвезли на гору Гиметт его родители Аристон и Перикцион . Его родители приносили от его имени жертвоприношения Пану, Аполлону, музам и нимфам. Хотя надежность обоих поздних авторов сомнительна, список божеств почти идентичен тем, которые, как известно, почитались в пещере. [1]
Более поздние исследования оспаривают интерпретацию пещеры как христианского объекта. Согласно последним данным, до пятого века на Чердаке не было масляных ламп христианского дизайна. Небольшое количество более сложных христианских масляных ламп, вероятно, датируется шестым веком. Что еще более важно, наличие христианских масляных ламп не означает, что это место было христианским. В других местах Римской империи язычники использовали христианские масляные лампы, когда нехристианские были недоступны. Отдаленная пещера, подобная той, что близ Вари, могла бы стать подходящим местом для продолжения тайной этнической религиозной практики после того, как Империя начала преследовать язычников . Если христиане разбили скульптуры, то, скорее всего, это произошло в конце реоккупации, а не в ее начале. Вместо этого вполне возможно, что языческие платоники позднеримских Афин часто посещали это место из-за его связи с Платоном. [2]
Макет
[ редактировать ]Вход в пещеру опускается вертикально. От входа в гребень на западном конце вырублено около дюжины ступенек, которые сейчас сломаны. За этими ступенями идет площадка, с которой видны две комнаты пещеры, разделенные большой каменной перегородкой. [1]
С лестничной площадки еще одна древняя лестница ведет посетителя на верхнюю часть большей комнаты. Здесь находится самая большая святыня пещеры. Святыня посвящена Пану и выглядит грубой имитацией фасада храма. Сидящая фигура без головы и предмет, по форме напоминающий омфал, высечены из скалы в этой комнате, но они слишком повреждены, чтобы их можно было идентифицировать. [1]
Спустившись еще по ступенькам, на дне пещеры можно найти высеченный в скале храм Аполлона Герса. Рядом с этой святыней находится высеченное в скале изображение Архедема, грубо изображенного камнерезом со своими инструментами. [1]
Раскопки
[ редактировать ]Ричард Чендлер был первым учёным, посетившим пещеру и сделавшим доклад о ней в 1765 году. [3] В 19 веке пещеру посетило больше ученых, но раскопки были проведены только в 1901 году. Раскопки возглавил Чарльз Хилд Веллер из Американской школы классических исследований в Афинах . [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Веллер, Чарльз Хилд (1903). «Пещера в Вари. I. Описание, отчет о раскопках и история». Американский журнал археологии . 7 (3): 263–288. JSTOR 496689 .
- ^ Фауден, Гарт (1988). «Город и гора в позднеримской Аттике». Журнал эллинистических исследований . 108 : 48–59. JSTOR 632630 .
- ^ Чендлер, Ричард Д.Д. (1776). Путешествие по Греции: или отчет о путешествии, совершенном за счет Общества дилетантов . Оксфорд: напечатано в Clarendon Press. стр. 150–155 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Данэм, Морис Эдвардс (1903). «Пещера в Вари. II. Надписи». Американский журнал археологии . 7 (3): 289–300. JSTOR 496690 .
- Таллон, Ида Карлтон (1903). «Пещера в Вари. III. Мраморные рельефы». Американский журнал археологии . 7 (3): 301–319. JSTOR 496691 .
- Король, Лида Шоу (1903). «Пещера в Вари. IV. Вазы, терракотовые статуэтки, бронзы и разные предметы». Американский журнал археологии . 7 (3): 320–334. JSTOR 496692 .
- Болдуин, Агнес (1903). «Пещера в Вари. В. Монеты». Американский журнал археологии . 7 (3): 335–337. JSTOR 496693 .
- Бассетт, Сэмюэл Элиот (1903). «Пещера в Вари. VI. Терракотовые лампы». Американский журнал археологии . 7 (3): 338–349. JSTOR 496694 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с пещерой Нимфолиптос, на Викискладе?