Пелопс
Пелопс | |
---|---|
Король Пизы | |
![]() | |
Обитель | Пиза |
Генеалогия | |
Родители | Тантал и Диона |
Братья и сестры | |
Супруга | |
Потомство | Атрей , Фиест , Никиппа , Питфей , Хрисипп и другие. |
Часть серии о |
Греческая мифология |
---|
![]() |
Божества |
Герои и героизм |
Связанный |
![]() ![]() |
В мифологии греческой Пелопс ( / ˈ p iː l ɒ p s , ˈ p ɛ l ɒ p s / ; греческий : Πέλοψ , транслит. Pélops ) был царем Пизы в регионе Пелопоннеса ( Πελοπόννησος , букв. «Остров Пелопса»). ). Он был сыном Тантала и отцом Атрея .
Его почитали в Олимпии , где его культ превратился в основополагающий миф об Олимпийских играх , важнейшем выражении единства не только народа Пелопоннеса, но и всех эллинов . В святилище в Олимпии хтонические ночные возлияния каждый раз совершались «темнолицому» Пелопсу в его жертвенной яме ( ботросу ), прежде чем на следующий день они были предложены богу неба Зевсу (Burkert 1983:96).
Генеалогия
[ редактировать ]Пелопс был сыном Тантала. [1] и либо Диона , [2] в Эвриане , [3] из Эвритемы , [4] или Клиция . [5] В некоторых источниках его называли внебрачным сыном Тантала, в то время как другие называли его родителей Атласом и нимфой Линос . [6] Другие считали бы Пелопса сыном Гермеса и Калики. [7] а другой говорит, что он был ахейцем из Олена . [8] [9]
Фригийского [10] или лидийский [11] после рождения он отправился из своей родины в Грецию и завоевал корону Пизы или Олимпии у царя Эномая в гонках на колесницах, затем женился на дочери Эномая, Гипподамии .
У Пелопса и Гипподамии было много детей. Среди их сыновей - Питфей. [12] (или его матерью была Диа [13] ), Трезен , [14] Алькатус , [15] Димоэтес , [16] Атрей , [17] ThyestesФиест [18] Копрей , [19] Гиппальцимус [20] ( Гиппалк , [21] Гиппалкмус [22] ), Скирон , [23] Сикион , [24] Эпидавр , [25] Клеонес [26] ( Клеоним ), [27] Летреус , [28] Диспонтос , [29] Пелопс младший, [30] Аргейус , [31] Дни , [22] Элий , Коринф , Киносур и Гиппас . [32]
Четыре их дочери вышли замуж за представителей Дома Персея : Астидамею (вышедшую замуж за Алкея ), [33] Никиппа (вышедшая замуж за Стенелуса ), [34] Лисидице (вышедшая замуж за Местора ), [35] и Эвридика (вышедшая замуж за Электриона ). [36] Другую дочь Пелопса, Митилину, матерью Митона назвал Посейдон . [37]
Нимфа Аксиоха ( Ἀξιόχη ) [38] или датский [39] или Астиохе , [40] Пелопс был отцом Хрисиппа . Последнего также называли сыном Гипподамии и братом Плисфена , которого другая женщина иногда называла сыном Пелопса. [30]
Связь | Имена | Источники | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тырт. | Гомер | Кипр. | (Щ. вкл.) Пер. | Да. | Иголка | Земляной орех | Еврипид | Часть. | Часть. | апд. | Дальше. | Гиг. | Больше никогда. | Стеф. | Цет. | РГ | |||||||||||
- | Щ. | - | Щ. | - | Щ. | ||||||||||||||||||||||
Родители | Тантал | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||
Гермес и Калис | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Тантал и Клития | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Тантал и Эвритемиста | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Тантал и Эврианасса | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||||||
Тантал и Диона | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Атлас и Линус | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Жена | Гипподамия | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||||||||||||||||||
Да | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Аксиохе | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||||||
Данаис | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Астиохе | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Сыновья | Атрей | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||||||||||||||||||
Фиест | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||||
Аргейус | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||||||||||||||||||||
Клеоним или | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||||||
Клеонес | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||||||
Питфей | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||
Алькатус | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||||
Трезен | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||||||
Гиппалкмус или | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||||||
Пелопс Младший | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Дни | ✓ | ✓ | |||||||||||||||||||||||||
(А) Элевсин | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Коринф | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Киносур | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Гиппас | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Димоэтес | ?✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Копрейс | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Скирон | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Гиппалк или | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Гиппальцимус | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Сикион | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Эпидавр | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Летреус | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Отправлять | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Хрисипп | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||||||||||||||||
Плисфен | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Дочери | Эвридика | ✓ | |||||||||||||||||||||||||
Лисидице | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||||||||||||||||||||
Астидамия | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Ничиппе | ✓ | ||||||||||||||||||||||||||
Митилини | ✓ |
Мифология
[ редактировать ]Дикий банкет Тантала
[ редактировать ]Отцом Пелопса был Тантал , царь горы Сипил в Анатолии . Желая принести жертву олимпийцам, Тантал разрезал Пелопса на куски и приготовил из его мяса похлебку, а затем подал ее богам. Деметра , глубоко опечаленная после похищения Аидом ее дочери , Персефоны рассеянно приняла подношение и съела левое плечо. Однако другие боги почувствовали заговор и воздержались от поедания тела мальчика. В то время как Тантал был изгнан в Тартар , Пелопс был ритуально собран и возвращен к жизни, его плечо было заменено плечом из слоновой кости , сделанным для него Гефестом . Пиндар упомянул эту традицию в своей Первой олимпийской оде только для того, чтобы отвергнуть ее как злонамеренное изобретение.
После воскрешения Пелопса Посейдон взял его на Олимп и сделал юношей- подмастерьем , научив его также управлять божественной колесницей. Позже Зевс узнал об украденной пище богов и их теперь раскрытых тайнах и сбросил Пелопса с Олимпа, разозлившись на его отца Тантала.
Ухаживание за Гипподамией
[ редактировать ]Возмужав, Пелопс захотел жениться на Гипподамии . Ее отец, царь Эномай , опасаясь пророчества, в котором утверждалось, что он будет убит своим зятем, убил восемнадцать женихов Гипподамии после победы над ними в гонке на колесницах и прикрепил их головы к деревянным колоннам своего дворца. Павсанию показали то, что предположительно было последней стоящей колонной в конце второго века нашей эры; он писал, что Пелопс поставил памятник в честь всех женихов, предшествовавших ему: [41]

Пелопс пришел просить ее руки и приготовился сразиться с Эномаем. Обеспокоенный проигрышем, Пелопс отправился к морю и призвал Посейдона, своего бывшего возлюбленного. [42] Напомнив Посейдону об их любви (« сладкие дары Афродиты »), он попросил Посейдона о помощи. Улыбнувшись, Посейдон вызвал колесницу, запряженную дикими крылатыми конями. [43]
К простому описанию героической гонки на колесницах добавились два эпизода с участием возничих. В первом из рассказов Феопомпа , получив коней, Пелопс спешит в Пизу, чтобы победить Эномая. По дороге его возничий Цилл (также называемый Сфером) умирает и во сне стоит над Пелопсом, который очень огорчался из-за него, чтобы попросить о похоронах. Пелопс подчиняется, великолепно хороня свой прах; он возводит курган, чтобы воздвигнуть храм, посвященный Аполлону , который он называет Аполлоном Киллеем, а также основывает город, кроме кургана и храма, который он также называет Силлой, в честь своего возничего и друга. И храм, и город упоминаются в первой книге , Гомера «Илиады» и высказывались предположения относительно их точного местоположения. Более того, Циллус, даже после своей смерти, похоже, помог Пелопсу выиграть гонку. [44]
На втором, встречающемся в нескольких версиях, изображен Пелопс, все еще неуверенный в себе, с крылатыми конями и колесницей божественного провидения, которые он обеспечил. Возничего Эномая, Миртила , сына Гермеса , убеждают помочь Пелопсу победить, пообещав Миртилу половину царства Эномая и первую ночь в постели с Гипподамией. В ночь перед гонками, пока Миртил собирал колесницу Эномая, он заменил бронзовые стержни, крепящие колеса к оси колесницы, на поддельные, сделанные из пчелиного воска. Гонка началась и продолжалась еще долго, но как только Эномай догнал Пелопса и приготовился убить его, колеса отлетели и колесница развалилась на части. Миртил выжил, но Эномая затащили на смерть его лошади. В этом заключаются основные различия в версиях: тогда как все видят, как Пелопс убивает Миртила (сбросив его со скалы в море) после того, как последний попытался изнасиловать Гипподамию, некоторые считают, что Пелопс дает Миртилу обещание девственности Гипподамии, а затем либо отказывается от нее. соглашение или Миртила нетерпелива и пытается взять ее заранее, у других Гипподамия, заметив неуверенность Пелопса, дает обещание за спиной Пелопса, который затем ошибочно полагал, что это была попытка изнасилования.
Олимпийские игры
[ редактировать ]После своей победы Пелопс организовал гонки на колесницах в знак благодарения богам и погребальные игры в честь царя Эномая, чтобы очиститься от его смерти. Именно этот погребальный забег, проводившийся в Олимпии, древним Олимпийским играм положил начало . Пелопс стал великим царем, местным героем и дал свое имя Пелопоннесу. Уолтер Буркерт отмечает [45] что, хотя история похищения Гипподамии фигурирует в Гесиодическом каталоге женщин и на груди Кипсела (ок. 570 г. до н.э.), которая сохранилась в Олимпии, и хотя приготовления к гонкам на колесницах фигурировали на восточном фронтоне великого храма Зевс в Олимпии , миф о гонках на колесницах стал важным в Олимпии только с появлением гонок на колесницах на двадцать пятой Олимпиаде (680 г. до н. э.). Г. Деверо связал похищение Гипподамии с животноводческими табу Элиды , [46] и влияние Элиды в Олимпии, которое возросло в седьмом веке.
Проклятие Пелопидай
[ редактировать ]Умирая, Миртилус проклял Пелопса за его последнее предательство. Это был один из источников проклятия, разрушившего его семью: двое его сыновей, Атрей и Фиест , убили своего сводного брата Хрисиппа , который был его любимым сыном и должен был унаследовать царство; Атрей и Фиест были изгнаны им вместе с Гипподамией, их матерью, которая затем повесилась; каждое последующее поколение потомков сильно страдало от жестоких преступлений и усугубляло проклятие совершением новых преступлений, поскольку проклятие тяготило детей, внуков и правнуков Пелопса, включая Атрея, Фиеста, Агамемнона , Эгисфа , Менелая и, наконец , Ореста , который был оправдан судом, созванным богами Афиной и Аполлоном . Хотя цикл ужасных событий обычно называют «проклятием Атрейдесов » , цикл ужасных событий начался за два поколения до Атрея и продолжался в течение двух поколений после него, прежде чем Фурии официально оправдали их в суде. Спустя много десятилетий после смерти Пелопса его внук Менелай, пережив длительную Троянская война и застрявший в Египте, рассказывал о своих многочисленных бедах и желал, чтобы Пелопс погиб навсегда за обедом у Тантала, чтобы Атрей, а следовательно, и сам Агамемнон и Менелай, никогда бы не родились. [47]
Культ
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Считается, что Пелопс имеет анатолийское происхождение. Возможно, первоначально ему поклонялись во Фригии или Лидии , или в обоих. [48] Другие древние мифографы связывают его с Пафлагонией . [49] Возможно, он был родом из пафлагонского города Энете. [50] Фукидид просто говорит, что Пелопс был «из Азии». [51]
Другие представляют его как выходца из Греции, пришедшего из Оленоса в Ахайе или, возможно, из Аркадии . [50]
Также, по мнению Страбона , культ Пелопса, возможно, пришел на Пелопоннес первоначально из Фтиотиды , и сначала обосновался в Лаконии : «...ахейцы Фтиотиды сошли с Пелопсом на Пелопоннес, поселились в Лаконии.. ." [52]
Святыни
[ редактировать ]
Святилище Пелопса в Олимпии, Пелопион , «залитое славной кровью», [53] описан Павсанием [54] стоял отдельно от храма Зевса, рядом с могилой Пелопса у брода через реку. Он был окружен кругом из камней. Пелопса умилостивляли как хтоническое божество ночью принесением в жертву черного барана. Его останки находились в сундуке возле святилища Артемиды Кордакс (Павсаний 6.22.1), хотя в более ранние времена была изображена гигантская лопатка; во время Троянской войны сказал, что Иоанн Цец принесли лопатку Пелопса в Трою, греки потому что троянский пророк Гелен утверждал, что таким образом Пелопиды смогут победить. [55] Павсанию рассказали всю историю: лопатку Пелопса привезли в Трою из Пизы , соперника Элиды; по возвращении кость потерялась при кораблекрушении, но впоследствии была найдена рыбаком и чудесным образом попала в сеть. [56]
Гигантские кости были и часто находят в Греции останки гигантских доисторических животных. В древние времена, очевидно, ничего не было известно о динозаврах или мамонтах, и считалось, что такие находки являются настоящими останками легендарных героев или полубогов и отражают предположительно сверхъестественный рост людей давно ушедшей героической эпохи . Происхождение костей затем определялось по местным легендам о древних захоронениях, причем важную роль играла и политическая целесообразность, чему способствовали удобные сны, видения или жреческие предсказания.
Галерея
[ редактировать ]- «Трон Пелопса» в местности Яриккая на горе Сипил.
- Пелопс и Гипподамия; барельеф, Метрополитен-музей
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тиртей , фр. 12,7; Киприя фр. 16,4; Симонид , брат 11,36; Пиндар , Олимпийские оды 1.36; Гигин , Басни 124 , 245 и 273.
- ↑ , Басни 82–83 . Гигин
- ^ Цец Ликофрону года , 52 ; Схолия и Еврипид , Орест 4 и 11
- ^ Схолия объявления Еврипида, Орест 11
- ^ Схолия объявления Еврипида, Орест 11 из Ферекида , фр. 93
- ^ Роберт Грейвс . Греческие мифы , раздел 108 св. Тантала
- ^ Схолион о Гомере , Илиада 2.104b
- ^ Схолия о Пиндаре, Олимпийские оды 1.37a и 9.51.a ( FGrHist 298 F1) с историком Аутесионом в качестве авторитетного источника
- ^ Роберт Фаулер , Ранняя греческая мифография: Комментарий 14.1 (2013): «Эти две генеалогии, вероятно, предназначались для того, чтобы отменить иностранное происхождение Пелопса; первая явно вытекает из отрывка, который комментирует схолиаст».
- ^ Гекатей , фр. 119; Гелланик , фр. 76; Эсхил , фр. 158, 162; Геродот , 7.8.1 и 7.11.4; Вакхилиды , Эпиникийские оды 8.31; Увы. 1292; Софокл , Антигона 824–825; Еврипид, фр. 223.101-2 ( Антиопа ); ср. Школа Пиндара, 01.9.15а; Ликофрону, 150
- ^ Пиндар, Олимпийские оды 1.1.24 и 9.9
- ^ Еврипид, Heracleidae 207; Еврипид, Медея 683 ; Аполлодор , 3.15.7 и E.2.10 ; Павсаний, 2.30.8 ; Плутарх , Тесей 3.1 и 7.1; Схолия ад Еврипид, Орест 4 ; ад Пиндар, Олимпийские оды 1.144ce
- ^ Схолия ад Пиндар, Олимпийская ода 1.144
- ^ Павсаний, 2.30.8 ; Схолия и Еврипид, Орест 4
- ^ Аполлодор, 3.12.7 ; Павсаний, 1.41.3 ; Схолия ад Еврипид, Орест 4 ; Пиндару, Олимпийские оды 1.144c – e
- ^ Парфений , 31 год от Филарха
- ^ Гомер, Илиада 2.104; Аполлодор, 2.4.6 и E.2.10 ; Гигин, Басни 84 , 88 , 124 и 224 ; Схолия и Еврипид, Орест 4
- ^ Гомер, Илиада 2.104; Аполлодор, 2.4.6 и E.2.10 ; Гигин, Басни 84 , 86 , 87 , 124 и 246 ; Схолия и Еврипид, Орест 4
- ^ Аполлодор, 2.5.1
- ^ Гигин, Басни 14
- ^ Гигин, Басни 84
- ^ Перейти обратно: а б Схолия ад Еврипид, Орест 4 ; ад Пиндар, Олимпийские оды 1.144c–e
- ^ Аполлодор, E.1.2
- ^ Павсаний, 2.6.5 с Ивиком в качестве авторитета
- ^ Павсаний, 2.26.2, как Элеанс утверждает
- ^ Павсаний, 2.15.1 ; Схолия по Еврипиду, Оресту 4
- ^ Акусил, фр. 3; Ферекид, фр. 20
- ^ Павсаний, 6.22.8
- ^ Трифон, фр. Вельсен, 87, кв. Стефан Византийский , св. Диспонтион (Δυσπόντιον)
- ^ Перейти обратно: а б Схолия ад Пиндар, Олимпийские оды 1.144c – e
- ^ Схолия до Гомера, Одиссея 4.10; до Еврипида, Ореста 4 ; Ферекид, фр. 132
- ^ Схолия объявления Еврипида, Орест 4
- ^ Аполлодор, 2.4.5
- ^ Аполлодор, 2.4.5 ; Схолия и Еврипид, Орест 4
- ^ Аполлодор, 2.4.5 ; Плутарх, Тезей 7.1; Павсаний, 8.14.2 ; Схолия и Еврипид, Орест 4
- ^ Диодор Сицилийский , 4.9.1
- ^ Стефан Византийский, Св. Митилена (Μυτιλήνη)
- ^ Схолия объявления Еврипида, Орест 4 ; объявление Пиндара, Олимпийская ода 1.144
- ^ Псевдо-Плутарх , Parallela Minora 33
- ^ Роберт Грейвс . Греческие мифы , раздел 110 св Дети Пелопса
- ^ Павсаний, 6.21.9–11 со ссылкой на Мегалая Эхоая фр. 259(а)
- ^ Пиндар, Первая олимпийская ода 71
- ^ Цицерон , Tusculanae Disputationes 2.27.67 (отмечено у Кереньи 1959:64).
- ^ Гордон С. Шримптон (1991). Историк Феопомп . Издательство Университета Макгилла-Куина . ISBN 978-0-7735-0837-8 .
- ^ Буркерт, Homo Necans 1983, стр. 95f.
- ^ Г. Деверо, «Похищение Гипподамии как « айтон » греческого животноводческого обряда» » SMSR 36 (1965), стр. 3-25. Буркерт, следуя тезису Деверо, подтверждает Геродота iv.30, «Греческие вопросы» Плутарха 303b и Павсания 5.5.2.
- ^ Еврипид, Елена 386-405.
- ^ Афиней , Деипнософисты 14.21
- ^ Диодор Сицилийский , 4.74.1 ; Эти (FGrHist 334, F 74)
- ^ Перейти обратно: а б Пелопс на theoi.com
- ^ Фукидид , 1.9.2
- ^ География Страбона, Том 4 uchicago.edu
- ^ Пиндар, Первая олимпийская ода
- ^ Павсаний, 5.13.1–3.
- ^ Адриенн Мэр, «Первые охотники за ископаемыми: палеонтология в греческие и римские времена» (Princeton University Press, 2000) обсуждает использование гигантских ископаемых костей в греческих культах и мифах.
- ^ Павсаний, 5.13.4
Древние источники
[ редактировать ]- Овидий , Метаморфозы VI, 403–4011.
- Bibliotheca , Epitome II, 3–9; V, 10
- Пиндар , Олимпийская ода I
- Софокл , Электра 504 и Ойномай о. 433
- Еврипид , Орест 1024–1062 гг.
- Диодор Сицилийский , Истории 4.73
- Гигин , Басни: 84 – Эномай
- Павсаний , Описание Греции 5.1.3-7, 5.13.1, 6.21.9, 8.14.10-11
- Филострат Старший , Изображения 1.30 – Пелопс
- Филострат Младший , Изображения 9 – Пелопс
Современные источники
[ редактировать ]- Буркерт, Уолтер (1983). «Пелопс в Олимпии». Хомо Неканс . Издательство Калифорнийского университета. стр. 93–103.
- Кереньи, Карл (1959). Герои греков . Нью-Йорк/Лондон: Темза и Гудзон.
- Патай-Хорват, Андраш (2017). «Пелопс и Пелопоннес». Orbis Terrarum, Международный журнал исторической географии Старого Света . 15 :113-130.
- Патай-Хорват, Андраш (2023). Преобразования Пелопса: мифы, памятники и культ в новом осмыслении . Лондон: Рутледж. ISBN 9780367766986 .
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). «Пелопс»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект Теои, «Пелопс»
- Пелопс в мифологии Булфинча
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911 год »