Jump to content

Пелопс

Пелопс
Король Пизы
Обитель Пиза
Генеалогия
Родители Тантал и Диона
Братья и сестры
Супруга
Потомство Атрей , Фиест , Никиппа , Питфей , ​​Хрисипп и другие.

В мифологии греческой Пелопс ( / ˈ p l ɒ p s , ˈ p ɛ l ɒ p s / ; греческий : Πέλοψ , транслит.   Pélops ) был царем Пизы в регионе Пелопоннеса ( Πελοπόννησος , букв. «Остров Пелопса»). ). Он был сыном Тантала и отцом Атрея .

Его почитали в Олимпии , где его культ превратился в основополагающий миф об Олимпийских играх , важнейшем выражении единства не только народа Пелопоннеса, но и всех эллинов . В святилище в Олимпии хтонические ночные возлияния каждый раз совершались «темнолицому» Пелопсу в его жертвенной яме ( ботросу ), прежде чем на следующий день они были предложены богу неба Зевсу (Burkert 1983:96).

Генеалогия

[ редактировать ]

Пелопс был сыном Тантала. [1] и либо Диона , [2] в Эвриане , [3] из Эвритемы , [4] или Клиция . [5] В некоторых источниках его называли внебрачным сыном Тантала, в то время как другие называли его родителей Атласом и нимфой Линос . [6] Другие считали бы Пелопса сыном Гермеса и Калики. [7] а другой говорит, что он был ахейцем из Олена . [8] [9]

Фригийского [10] или лидийский [11] после рождения он отправился из своей родины в Грецию и завоевал корону Пизы или Олимпии у царя Эномая в гонках на колесницах, затем женился на дочери Эномая, Гипподамии .

У Пелопса и Гипподамии было много детей. Среди их сыновей - Питфей. [12] (или его матерью была Диа [13] ), Трезен , [14] Алькатус , [15] Димоэтес , [16] Атрей , [17] ThyestesФиест [18] Копрей , [19] Гиппальцимус [20] ( Гиппалк , [21] Гиппалкмус [22] ), Скирон , [23] Сикион , [24] Эпидавр , [25] Клеонес [26] ( Клеоним ), [27] Летреус , [28] Диспонтос , [29] Пелопс младший, [30] Аргейус , [31] Дни , [22] Элий , Коринф , Киносур и Гиппас . [32]

Четыре их дочери вышли замуж за представителей Дома Персея : Астидамею (вышедшую замуж за Алкея ), [33] Никиппа (вышедшая замуж за Стенелуса ), [34] Лисидице (вышедшая замуж за Местора ), [35] и Эвридика (вышедшая замуж за Электриона ). [36] Другую дочь Пелопса, Митилину, матерью Митона назвал Посейдон . [37]

Нимфа Аксиоха ( Ἀξιόχη ) [38] или датский [39] или Астиохе , [40] Пелопс был отцом Хрисиппа . Последнего также называли сыном Гипподамии и братом Плисфена , которого другая женщина иногда называла сыном Пелопса. [30]

Сравнительная таблица семьи Пелопса
Связь Имена Источники
Тырт. Гомер Кипр. (Щ. вкл.)

Пер.

Да. Иголка Земляной орех Еврипид Часть. Часть. апд. Дальше. Гиг. Больше никогда. Стеф. Цет. РГ
- Щ. - Щ. - Щ.
Родители Тантал
Гермес и Калис
Тантал и Клития
Тантал и Эвритемиста
Тантал и Эврианасса
Тантал и Диона
Атлас и Линус
Жена Гипподамия
Да
Аксиохе
Данаис
Астиохе
Сыновья Атрей
Фиест
Аргейус
Клеоним или
Клеонес
Питфей
Алькатус
Трезен
Гиппалкмус или
Пелопс Младший
Дни
(А) Элевсин
Коринф
Киносур
Гиппас
Димоэтес ?✓
Копрейс
Скирон
Гиппалк или
Гиппальцимус
Сикион
Эпидавр
Летреус
Отправлять
Хрисипп
Плисфен
Дочери Эвридика
Лисидице
Астидамия
Ничиппе
Митилини

Мифология

[ редактировать ]

Дикий банкет Тантала

[ редактировать ]

Отцом Пелопса был Тантал , царь горы Сипил в Анатолии . Желая принести жертву олимпийцам, Тантал разрезал Пелопса на куски и приготовил из его мяса похлебку, а затем подал ее богам. Деметра , глубоко опечаленная после похищения Аидом ее дочери , Персефоны рассеянно приняла подношение и съела левое плечо. Однако другие боги почувствовали заговор и воздержались от поедания тела мальчика. В то время как Тантал был изгнан в Тартар , Пелопс был ритуально собран и возвращен к жизни, его плечо было заменено плечом из слоновой кости , сделанным для него Гефестом . Пиндар упомянул эту традицию в своей Первой олимпийской оде только для того, чтобы отвергнуть ее как злонамеренное изобретение.

После воскрешения Пелопса Посейдон взял его на Олимп и сделал юношей- подмастерьем , научив его также управлять божественной колесницей. Позже Зевс узнал об украденной пище богов и их теперь раскрытых тайнах и сбросил Пелопса с Олимпа, разозлившись на его отца Тантала.

Ухаживание за Гипподамией

[ редактировать ]

Возмужав, Пелопс захотел жениться на Гипподамии . Ее отец, царь Эномай , опасаясь пророчества, в котором утверждалось, что он будет убит своим зятем, убил восемнадцать женихов Гипподамии после победы над ними в гонке на колесницах и прикрепил их головы к деревянным колоннам своего дворца. Павсанию показали то, что предположительно было последней стоящей колонной в конце второго века нашей эры; он писал, что Пелопс поставил памятник в честь всех женихов, предшествовавших ему: [41]

  1. Мармакс
  2. Алькатус, сын Портаона
  3. Эвриал
  4. Эвримах
  5. Кроталус
  6. Акрий Лакедемонский , основатель Акрии
  7. Капетус
  8. Ликург
  9. Ласиус
  10. Халкодон
  11. Триколон (потомок другого Триколона, который был сыном Ликаона )
  12. Аристомах
  13. До
  14. Пелагон
  15. Эолий
  16. Крониус
  17. Эритрас, сын Левкона
  18. Эионей , сын Магнеса
Пелопс и Гипподамия скачут на барельефе ( Метрополитен-музей )

Пелопс пришел просить ее руки и приготовился сразиться с Эномаем. Обеспокоенный проигрышем, Пелопс отправился к морю и призвал Посейдона, своего бывшего возлюбленного. [42] Напомнив Посейдону об их любви (« сладкие дары Афродиты »), он попросил Посейдона о помощи. Улыбнувшись, Посейдон вызвал колесницу, запряженную дикими крылатыми конями. [43]

К простому описанию героической гонки на колесницах добавились два эпизода с участием возничих. В первом из рассказов Феопомпа , получив коней, Пелопс спешит в Пизу, чтобы победить Эномая. По дороге его возничий Цилл (также называемый Сфером) умирает и во сне стоит над Пелопсом, который очень огорчался из-за него, чтобы попросить о похоронах. Пелопс подчиняется, великолепно хороня свой прах; он возводит курган, чтобы воздвигнуть храм, посвященный Аполлону , который он называет Аполлоном Киллеем, а также основывает город, кроме кургана и храма, который он также называет Силлой, в честь своего возничего и друга. И храм, и город упоминаются в первой книге , Гомера «Илиады» и высказывались предположения относительно их точного местоположения. Более того, Циллус, даже после своей смерти, похоже, помог Пелопсу выиграть гонку. [44]

На втором, встречающемся в нескольких версиях, изображен Пелопс, все еще неуверенный в себе, с крылатыми конями и колесницей божественного провидения, которые он обеспечил. Возничего Эномая, Миртила , сына Гермеса , убеждают помочь Пелопсу победить, пообещав Миртилу половину царства Эномая и первую ночь в постели с Гипподамией. В ночь перед гонками, пока Миртил собирал колесницу Эномая, он заменил бронзовые стержни, крепящие колеса к оси колесницы, на поддельные, сделанные из пчелиного воска. Гонка началась и продолжалась еще долго, но как только Эномай догнал Пелопса и приготовился убить его, колеса отлетели и колесница развалилась на части. Миртил выжил, но Эномая затащили на смерть его лошади. В этом заключаются основные различия в версиях: тогда как все видят, как Пелопс убивает Миртила (сбросив его со скалы в море) после того, как последний попытался изнасиловать Гипподамию, некоторые считают, что Пелопс дает Миртилу обещание девственности Гипподамии, а затем либо отказывается от нее. соглашение или Миртила нетерпелива и пытается взять ее заранее, у других Гипподамия, заметив неуверенность Пелопса, дает обещание за спиной Пелопса, который затем ошибочно полагал, что это была попытка изнасилования.

Олимпийские игры

[ редактировать ]

После своей победы Пелопс организовал гонки на колесницах в знак благодарения богам и погребальные игры в честь царя Эномая, чтобы очиститься от его смерти. Именно этот погребальный забег, проводившийся в Олимпии, древним Олимпийским играм положил начало . Пелопс стал великим царем, местным героем и дал свое имя Пелопоннесу. Уолтер Буркерт отмечает [45] что, хотя история похищения Гипподамии фигурирует в Гесиодическом каталоге женщин и на груди Кипсела (ок. 570 г. до н.э.), которая сохранилась в Олимпии, и хотя приготовления к гонкам на колесницах фигурировали на восточном фронтоне великого храма Зевс в Олимпии , миф о гонках на колесницах стал важным в Олимпии только с появлением гонок на колесницах на двадцать пятой Олимпиаде (680 г. до н. э.). Г. Деверо связал похищение Гипподамии с животноводческими табу Элиды , [46] и влияние Элиды в Олимпии, которое возросло в седьмом веке.

Проклятие Пелопидай

[ редактировать ]

Умирая, Миртилус проклял Пелопса за его последнее предательство. Это был один из источников проклятия, разрушившего его семью: двое его сыновей, Атрей и Фиест , убили своего сводного брата Хрисиппа , который был его любимым сыном и должен был унаследовать царство; Атрей и Фиест были изгнаны им вместе с Гипподамией, их матерью, которая затем повесилась; каждое последующее поколение потомков сильно страдало от жестоких преступлений и усугубляло проклятие совершением новых преступлений, поскольку проклятие тяготило детей, внуков и правнуков Пелопса, включая Атрея, Фиеста, Агамемнона , Эгисфа , Менелая и, наконец , Ореста , который был оправдан судом, созванным богами Афиной и Аполлоном . Хотя цикл ужасных событий обычно называют «проклятием Атрейдесов » , цикл ужасных событий начался за два поколения до Атрея и продолжался в течение двух поколений после него, прежде чем Фурии официально оправдали их в суде. Спустя много десятилетий после смерти Пелопса его внук Менелай, пережив длительную Троянская война и застрявший в Египте, рассказывал о своих многочисленных бедах и желал, чтобы Пелопс погиб навсегда за обедом у Тантала, чтобы Атрей, а следовательно, и сам Агамемнон и Менелай, никогда бы не родились. [47]

Источник

[ редактировать ]

Считается, что Пелопс имеет анатолийское происхождение. Возможно, первоначально ему поклонялись во Фригии или Лидии , или в обоих. [48] Другие древние мифографы связывают его с Пафлагонией . [49] Возможно, он был родом из пафлагонского города Энете. [50] Фукидид просто говорит, что Пелопс был «из Азии». [51]

Другие представляют его как выходца из Греции, пришедшего из Оленоса в Ахайе или, возможно, из Аркадии . [50]

Также, по мнению Страбона , культ Пелопса, возможно, пришел на Пелопоннес первоначально из Фтиотиды , и сначала обосновался в Лаконии : «...ахейцы Фтиотиды сошли с Пелопсом на Пелопоннес, поселились в Лаконии.. ." [52]

Остатки Пелопиона в Олимпии

Святилище Пелопса в Олимпии, Пелопион , «залитое славной кровью», [53] описан Павсанием [54] стоял отдельно от храма Зевса, рядом с могилой Пелопса у брода через реку. Он был окружен кругом из камней. Пелопса умилостивляли как хтоническое божество ночью принесением в жертву черного барана. Его останки находились в сундуке возле святилища Артемиды Кордакс (Павсаний 6.22.1), хотя в более ранние времена была изображена гигантская лопатка; во время Троянской войны сказал, что Иоанн Цец принесли лопатку Пелопса в Трою, греки потому что троянский пророк Гелен утверждал, что таким образом Пелопиды смогут победить. [55] Павсанию рассказали всю историю: лопатку Пелопса привезли в Трою из Пизы , соперника Элиды; по возвращении кость потерялась при кораблекрушении, но впоследствии была найдена рыбаком и чудесным образом попала в сеть. [56]

Гигантские кости были и часто находят в Греции останки гигантских доисторических животных. В древние времена, очевидно, ничего не было известно о динозаврах или мамонтах, и считалось, что такие находки являются настоящими останками легендарных героев или полубогов и отражают предположительно сверхъестественный рост людей давно ушедшей героической эпохи . Происхождение костей затем определялось по местным легендам о древних захоронениях, причем важную роль играла и политическая целесообразность, чему способствовали удобные сны, видения или жреческие предсказания.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тиртей , фр. 12,7; Киприя фр. 16,4; Симонид , брат 11,36; Пиндар , Олимпийские оды 1.36; Гигин , Басни 124 , 245 и 273.
  2. , Басни 82–83 . Гигин
  3. ^ Цец Ликофрону года , 52 ; Схолия и Еврипид , Орест 4 и 11
  4. ^ Схолия объявления Еврипида, Орест 11
  5. ^ Схолия объявления Еврипида, Орест 11 из Ферекида , фр. 93
  6. ^ Роберт Грейвс . Греческие мифы , раздел 108 св. Тантала
  7. ^ Схолион о Гомере , Илиада 2.104b
  8. ^ Схолия о Пиндаре, Олимпийские оды 1.37a и 9.51.a ( FGrHist 298 F1) с историком Аутесионом в качестве авторитетного источника
  9. ^ Роберт Фаулер , Ранняя греческая мифография: Комментарий 14.1 (2013): «Эти две генеалогии, вероятно, предназначались для того, чтобы отменить иностранное происхождение Пелопса; первая явно вытекает из отрывка, который комментирует схолиаст».
  10. ^ Гекатей , фр. 119; Гелланик , фр. 76; Эсхил , фр. 158, 162; Геродот , 7.8.1 и 7.11.4; Вакхилиды , Эпиникийские оды 8.31; Увы. 1292; Софокл , Антигона 824–825; Еврипид, фр. 223.101-2 ( Антиопа ); ср. Школа Пиндара, 01.9.15а; Ликофрону, 150
  11. ^ Пиндар, Олимпийские оды 1.1.24 и 9.9
  12. ^ Еврипид, Heracleidae 207; Еврипид, Медея 683 ; Аполлодор , 3.15.7 и E.2.10 ; Павсаний, 2.30.8 ; Плутарх , Тесей 3.1 и 7.1; Схолия ад Еврипид, Орест 4 ; ад Пиндар, Олимпийские оды 1.144ce
  13. ^ Схолия ад Пиндар, Олимпийская ода 1.144
  14. ^ Павсаний, 2.30.8 ; Схолия и Еврипид, Орест 4
  15. ^ Аполлодор, 3.12.7 ; Павсаний, 1.41.3 ; Схолия ад Еврипид, Орест 4 ; Пиндару, Олимпийские оды 1.144c – e
  16. ^ Парфений , 31 год от Филарха
  17. ^ Гомер, Илиада 2.104; Аполлодор, 2.4.6 и E.2.10 ; Гигин, Басни 84 , 88 , 124 и 224 ; Схолия и Еврипид, Орест 4
  18. ^ Гомер, Илиада 2.104; Аполлодор, 2.4.6 и E.2.10 ; Гигин, Басни 84 , 86 , 87 , 124 и 246 ; Схолия и Еврипид, Орест 4
  19. ^ Аполлодор, 2.5.1
  20. ^ Гигин, Басни 14
  21. ^ Гигин, Басни 84
  22. ^ Перейти обратно: а б Схолия ад Еврипид, Орест 4 ; ад Пиндар, Олимпийские оды 1.144c–e
  23. ^ Аполлодор, E.1.2
  24. ^ Павсаний, 2.6.5 с Ивиком в качестве авторитета
  25. ^ Павсаний, 2.26.2, как Элеанс утверждает
  26. ^ Павсаний, 2.15.1 ; Схолия по Еврипиду, Оресту 4
  27. ^ Акусил, фр. 3; Ферекид, фр. 20
  28. ^ Павсаний, 6.22.8
  29. ^ Трифон, фр. Вельсен, 87, кв. Стефан Византийский , св. Диспонтион (Δυσπόντιον)
  30. ^ Перейти обратно: а б Схолия ад Пиндар, Олимпийские оды 1.144c – e
  31. ^ Схолия до Гомера, Одиссея 4.10; до Еврипида, Ореста 4 ; Ферекид, фр. 132
  32. ^ Схолия объявления Еврипида, Орест 4
  33. ^ Аполлодор, 2.4.5
  34. ^ Аполлодор, 2.4.5 ; Схолия и Еврипид, Орест 4
  35. ^ Аполлодор, 2.4.5 ; Плутарх, Тезей 7.1; Павсаний, 8.14.2 ; Схолия и Еврипид, Орест 4
  36. ^ Диодор Сицилийский , 4.9.1
  37. ^ Стефан Византийский, Св. Митилена (Μυτιλήνη)
  38. ^ Схолия объявления Еврипида, Орест 4 ; объявление Пиндара, Олимпийская ода 1.144
  39. ^ Псевдо-Плутарх , Parallela Minora 33
  40. ^ Роберт Грейвс . Греческие мифы , раздел 110 св Дети Пелопса
  41. ^ Павсаний, 6.21.9–11 со ссылкой на Мегалая Эхоая фр. 259(а)
  42. ^ Пиндар, Первая олимпийская ода 71
  43. ^ Цицерон , Tusculanae Disputationes 2.27.67 (отмечено у Кереньи 1959:64).
  44. ^ Гордон С. Шримптон (1991). Историк Феопомп . Издательство Университета Макгилла-Куина . ISBN  978-0-7735-0837-8 .
  45. ^ Буркерт, Homo Necans 1983, стр. 95f.
  46. ^ Г. Деверо, «Похищение Гипподамии как « айтон » греческого животноводческого обряда» » SMSR 36 (1965), стр. 3-25. Буркерт, следуя тезису Деверо, подтверждает Геродота iv.30, «Греческие вопросы» Плутарха 303b и Павсания 5.5.2.
  47. ^ Еврипид, Елена 386-405.
  48. ^ Афиней , Деипнософисты 14.21
  49. ^ Диодор Сицилийский , 4.74.1 ; Эти (FGrHist 334, F 74)
  50. ^ Перейти обратно: а б Пелопс на theoi.com
  51. ^ Фукидид , 1.9.2
  52. ^ География Страбона, Том 4 uchicago.edu
  53. ^ Пиндар, Первая олимпийская ода
  54. ^ Павсаний, 5.13.1–3.
  55. ^ Адриенн Мэр, «Первые охотники за ископаемыми: палеонтология в греческие и римские времена» (Princeton University Press, 2000) обсуждает использование гигантских ископаемых костей в греческих культах и ​​мифах.
  56. ^ Павсаний, 5.13.4

Древние источники

[ редактировать ]

Современные источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b464fe5ee6a8e236eb2d0ef0b9163c86__1720025160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/86/b464fe5ee6a8e236eb2d0ef0b9163c86.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pelops - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)