Эномай
Эномай | |
---|---|
![]() Царь Эномай, Гипподамия и олимпийские боги. Иллюстрация из старинной вазы. | |
Стеропа | |
Проблема | Гипподамия, Левкипп, Алькипп |
Отец | Арес |
Мать | Как арфистка |
В греческой мифологии царь Эномай (также Oenamaus ; греческий : Οἰνόμαος , Oinomaos ) Пизанский , [ 1 ] был отцом Гипподамии и сыном Ареса . Его имя Ойномаос означает винодел .
Семья
[ редактировать ]Матерью Эномея была либо наяда Гарпина (дочь речного бога Флиасиана Асопа , вооруженного ( арпы ) [ 2 ] дух весны возле Пизы) [ 3 ] или Стеропа , одна из Плеяд , [ 4 ] которого некоторые вместо этого идентифицируют как его супругу. [ 5 ]
Он женился если не на Стеропе, то Эварете Аргосской на , дочери Акрисия и Эвридики . Третьи называют Эвритою , дочь Даная , либо его матерью, либо [ 6 ] или супруга. [ 7 ] Его детьми, кроме Гипподамии, были Левкипп (погибший из-за любви к Дафне ) и Алькиппа (мать Марпессы от Эвена ). Павсаний , который обычно скептически относится к историям о людях, произошедших от богов, делает Эномая сыном смертного отца Алксиона. [ 8 ] Иоанн Цец приводит версию, в которой в том же духе Эномай назван сыном Гипероха от Стеропы. [ 9 ] Генеалогия, предложенная в самом раннем литературном упоминании Еврипида « Ифигения в Тавриде» , относит его к двум поколениям до Троянской войны , что делает его прадедом Атридесов, Агамемнона и Менелая .
Связь | Имена | Источники | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Еврипид | Схолия об Аполлонии | Диодор | Парфений | Аполлодор | Плутарх | Дион Златоуст | Гигин | Павсаний | Филострат | Евсевий | Цец | ||
Отцовство | Арес и Эвритоя | ✓ | |||||||||||
Арес и Харпина | ✓ | ✓ | |||||||||||
Арес и (А)Стеропа | ✓ | ||||||||||||
Арес и Астерия | ✓ | ||||||||||||
Алксион | ✓ | ||||||||||||
Этлий | ✓ | ||||||||||||
Гиперох и Стеропа | ✓ | ||||||||||||
Супруг | Стеропа | ✓ | ✓ | ✓ | |||||||||
Эварет | ✓ | ||||||||||||
Эвритое | ✓ | ||||||||||||
Дети | Гипподамия | ✓ ( не назван) | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ✓ | ||||||
Левкипп | ✓ | ✓ | |||||||||||
Алькиппе | ✓ |
Мифология
[ редактировать ]Ухаживание за Гипподамией
[ редактировать ]Царь Эномай, опасаясь пророчества, в котором утверждалось, что он будет убит своим зятем, убил восемнадцать женихов своей дочери Гипподамии после победы над ними в гонке на колесницах . Он прикрепил их головы к деревянным колоннам своего дворца. [ 10 ] Павсанию показали то, что предположительно было последней стоящей колонной в конце II века нашей эры; он упоминает, что Пелопс поставил памятник в честь всех предшествующих ему женихов, и перечисляет их имена: [ 11 ]
Смерть
[ редактировать ]Пелопс, сын лидийского царя Тантала , пришел просить ее руки и приготовился сразиться с Эномаем. Обеспокоенный проигрышем, Пелопс отправился к морю и призвал Посейдона, своего бывшего возлюбленного. [ 12 ] Напомнив Посейдону об их любви («сладкие дары Афродиты»), он попросил Посейдона о помощи. Улыбнувшись, Посейдон вызвал колесницу, запряженную крылатыми конями. [ 13 ] Очень влюбленные Пелопс и Гипподамия придумали заменить бронзовые стержни, крепящие колеса к оси колесницы , на поддельные, сделанные из пчелиного воска. Гонка началась и продолжалась долгое время. Но как только Эномай догнал Пелопса и приготовился убить его, колеса отлетели и колесница развалилась на части. Возничий Эномая, Миртил , выжил, но Эномая затащили насмерть его лошади.
Затем Пелопс убил Миртила (сбросив его со скалы в море, когда тот проклял его) после того, как последний попытался захватить Гипподамию. Умирая, Миртил проклял Пелопса. Это было источником проклятия, которое преследовало потомков Пелопса, в том числе Атрея , Фиеста , Агамемнона , Эгисфа , Менелая и Ореста . Также местом захоронения Миртила был тараксипп в Олимпии, «место, отпугивающее лошадей» во время скачек.
В память об Эномае были созданы Олимпийские игры (или, альтернативно, Олимпийские игры проводились в честь победы Пелопса). Гонки на колесницах Эномая были одним из легендарных источников Олимпийских игр ; один из его поворотных столбов сохранился, и вокруг него выросла элейская легенда о сгоревшем «доме Эномая», о которой сообщил Павсаний во II веке нашей эры. [ 14 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ На древней территории Пизы находилась Олимпия .
- ^ «ХАРПИНА — Элеанская наяда-нимфа греческой мифологии» . www.theoi.com . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Павсаний , 5.22.6; Диодор Сицилийский , 4.73.1 .
- ^ Гигин , Фабулы 84 («Эномай, сын Марса и Астеропы, дочери Атласа»), Фабула 250 («Эномай, сын Марса от Астерии, дочери Атласа»).
- ^ Аполлодор , 3.110–111; Гигин, Де Астрономика 2.21.5 ; он был изображен на фронтоне храма Зевса в Олимпии со Стеропой, которую Павсаний тоже взял себе в жены: «Справа от Зевса Ойномай со шлемом на голове, а подле него Стеропа, жена его, бывшая одна из дочери Атласа».
- ^ Схолия об Аполлонии Родии , 1.752
- ^ Цец Ликофрону , 157
- ^ Павсаний , 5.1.6
- ^ Цец Ликофрону, 149 и 219
- ↑ Историю о гонках на колесницах Пелопса Нестор рассказывает Менелаю в » Квинта Смирнея продолжении «Илиады (IV.527–34).
- ↑ Павсаний, 6.21.9–11, со ссылкой на Мегалая Эхоая фр. 259(а)
- ^ Пиндар, Первая олимпийская ода 71
- ^ Цицерон , Tusculanae Disputationes 2.27.67 (отмечено у Карла Кереньи, Герои греков , 1959:64).
- ^ Эрик Л. Брюлотт, «Столп Ойномаоса» и расположение стадиона I в Олимпии», Американский журнал археологии 98.1 (январь 1994 г.), стр. 53-64,
Библиография
[ редактировать ]- Пиндар , Олимпийская ода, I (476 г. до н. э.)
- Софокл , Электра, 504 г. (430–415 гг. до н. э.) и Эномай, о. 433 (408 г. до н.э.)
- Еврипид , Орест, 1024–1062 (408 г. до н. э.)
- Библиотека , воплощение 2, 1–9 (140 г. до н.э.)
- Диодор Сицилийский , Истории, 4.73 (I век до н.э.)
- Гигин , Басни, 84: Ойномай; Поэтическая астрономия, II (I век н.э.)
- Павсаний , Описание Греции, 5.1.3–7; 5.13.1; 6.21.9; 14.10–11 (ок. 160–176 гг. Н. Э.)
- Изображения Филострата Старшего , I.30: Пелопс (ок. 190 – ок. 230 н. э.)
- Филострат Младший , Изображения, 9: Пелопс (3 век н.э.)
- Первый ватиканский мифограф , 22 года: Миртил; Атрей и Фиест
- Второй ватиканский мифограф , 146: Эномай