Тараксипп
В греческой мифологии Тараксипп ) . (множественное число: taraxippoi , «возмущающий лошадей», латинское equorum conturbator [ 1 ] ) было присутствием, которое по-разному идентифицировалось как призрак или опасное место, обвиненное в том, что оно пугало лошадей на ипподромах по всей Греции. [ 2 ] Некоторые taraxippoi были связаны с культами греческих героев или с Посейдоном в его аспекте как бога лошадей ( древнегреческий : Ποσειδῶν ῐ̔́πποs ), который стал причиной смерти Ипполита . [ 3 ] Павсаний , древний источник, дающий наибольшее количество объяснений, рассматривает его как эпитет, а не как единое целое. [ 4 ]
Источник
[ редактировать ]Самый известный [ 5 ] из тараксиппов был Тараксипп Олимпиос в Олимпии . Павсаний описывает это место:
У ипподрома [Олимпии] одна сторона длиннее другой, а на более длинной стороне, которая представляет собой берег, у прохода через берег стоит Тараксипп, ужас коней. Оно имеет форму круглого алтаря, и там лошадей без видимой причины охватывает сильный и внезапный страх, и от страха происходит беспокойство. Колесницы обычно разбиваются, а возничие получают травмы. Поэтому возницы приносят жертвы и молятся Тараксиппу, чтобы тот оказал им благосклонность. [ 6 ]
Скачки на лошадях и колесницах были частью погребальных игр эпохи Гомера . Использование могилы героя или алтаря в качестве поворотного пункта ипподрома берет свое начало в ритуалах поминовения мертвых. [ 7 ] В « Илиаде» Ахиллес убивает Гектора в отместку за смерть своего друга Патрокла , затем трижды объезжает на своей колеснице вокруг погребального костра, таща за собой тело троянского царевича. Первоначально это магическое окружение могло быть обязательным умилостивлением мертвых, чтобы обеспечить их успешный переход в загробную жизнь и не дать им вернуться. [ 8 ]
Лошадь стала погребальным животным еще в архаическую эпоху . Мемориальное искусство Греции, этрусской цивилизации и Древнего Рима часто изображает сцену с колесницей или умершего, едущего на лошади в загробный мир. [ 9 ] Дизайн поворотных стоек (мет) на римском ипподроме был заимствован из этрусских погребальных памятников, а дальний поворот Большого цирка огибал подземный алтарь, используемый для фестиваля Консуалия , на котором «Конный Нептун» (римский эквивалент Посейдона) Бегемоты, Ποσειδῶν ῐ̔́πποs ) почитались. [ 10 ] Поворот гоночной трассы является наиболее вероятным местом аварии, поэтому естественные опасности крутого поворота в сочетании с сакральной аурой гробницы или другого религиозного объекта привели к вере в присутствие сверхъестественного. [ 11 ] Скаковых лошадей часто украшали талисманами или амулетами, приносящими удачу , чтобы отразить недоброжелательность. [ 12 ]
Примеры
[ редактировать ]Некоторые говорили, что источником ужаса в Олимпии был призрак Эномая , причинявший вред гонщикам на колесницах так же, как он причинял вред поклонникам Гипподамии . Другие говорят, что это была могила Миртила , ставшего причиной смерти Эномая. [ 13 ] что это могила земного гиганта Другие говорили , Ишенуса . [ 14 ]
На Истмийских играх Тараксипп Истмиос был призраком Главка Понтийского, которого растерзали собственные лошади. [ 15 ] Тараксипп Немей вызывал панику у лошадей во время Немейских игр : «В Немее аргивской не было героя , причинившего вред коням, но над поворотом колесниц возвышалась скала красного цвета, и вспышка от нее наводила ужас лошадей, как будто это был огонь». [ 16 ]
Комический драматург Аристофан пошутил, в «Рыцарях» назвав Клеона Тараксиппострата «возмутителем конных войск». [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Переведено на латынь Джероламо Кардано как , equorum conturbator De subtilitate (Basil, 1664), Книга 7 о камнях , стр. 282.
- ^ Джон Х. Хамфри, Римские цирки: арены для гонок на колесницах (Калифорнийский университет Press, 1986), стр. 9.
- ^ Хамфри, Римские цирки, с. 9.
- ^ Роберт Паркер, О греческой религии (Cornell University Press, 2011), стр. 105–106; Роберт Кугельманн, «Окна души: психологическая физиология человеческого глаза и первичная глаукома» (Associated University Press, 1983), стр. 90–91.
- ^ Робин Хард, Справочник Рутледжа по греческой мифологии, основанный на Справочнике Г. Дж. Роуза по греческой мифологии (Routledge, 2004), с. 432; Павсаний (20.06.19) говорит, что олимпиец Тараксипп был самым ужасающим.
- ^ Павсаний, Путеводитель по Греции 6.20.15.
- ^ Хамфри, Римские цирки , с. 258.
- ^ Грегори Надь , Греческая мифология и поэтика (Cornell University Press, 1990), стр. 219–220.
- ^ Хамфри, Римские цирки, с. 62.
- ^ Хамфри, Римские цирки , стр. 15, 62.
- ^ Хамфри, Римские цирки , с. 258; Пол Пласс, Игра смерти в Древнем Риме: спорт на арене и политическое самоубийство (University of Wisconsin Press, 1995), с. 40.
- ^ Ева Д'Амбра, «Гонки со смертью: цирковые саркофаги и поминовение детей в римской Италии» в «Конструкциях детства в Древней Греции и Италии » (Американская школа классических исследований в Афинах, 2007), стр. 351.
- ^ Уильям Смит , Словарь греческой и римской биографии и мифологии
- ^ Ликофрон , Александра 31 , заметка об Ишенусе.
- ^ Павсаний, Путеводитель по Греции 20.6.19.
- ^ Павсаний, Путеводитель по Греции 20.6.19.
- ^ Аристофан, Рыцари 247; Лоуэлл Эдмундс, Клеон, рыцари и политика Аристофана (University Press of America, 1987), с. 5.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Моника Висинтин, «Таинственный Тараксипп», в книге «Дева и герой: страх и легенда об Евтимосе ди Локри» (Эдипулия, 1992), стр. 91–99 (на итальянском языке)