Jump to content

Боги-покровители греческих городов-государств

Древнегреческие литературные источники утверждают, что среди множества божеств, которым поклонялись типичные греческие города-государства (sing.polis pl.poleis ) , , одно неизменно имело уникальный статус покровителя-основателя и защитника полиса , его граждан, управления и территорий, как города о чем свидетельствует миф об основании , а также высокий уровень инвестиций в храм божества и гражданский культ. Храм рассматриваемого божества обычно основывался на самой высокой площадке ( акрополе ) внутри городских стен или в другом месте в пределах центрального места общественных собраний, агоры . И наоборот, наличие у города божества-покровителя считалось признаком статуса города как полиса .

У некоторых полисов , похоже, было несколько «богов-покровителей» последовательно или все сразу. У некоторых было более одного основателя или основополагающего мифа. Некоторые из них на первый взгляд напоминали бы совокупность или племенную коалицию деревень, а не единую централизованную структуру, предложенную английским термином «город-государство»; ранняя Спарта представляет собой яркий пример этого. У некоторых полисов , похоже, не было отдельного или идентифицируемого божества-покровителя.

Греческие города-государства

[ редактировать ]

Возникновение полиса, по -видимому, совпало с отказом греков от королевской власти и ее заменой воинской аристократией и правителями, избираемыми самоуправляемыми гражданскими сообществами. Греческие города-государства управлялись из пританеона , здания, которое, как считалось, функционировало как дворец при монархах, а также как административный центр с большим залом для приемов, в котором также размещался священный «общий очаг» государства. [1] [2]

Божества Фонда

[ редактировать ]

Очаг каждого пританеона и домашнего хозяйства был посвящен богине Гестии , чье присутствие и культ в пританеоне и домах оправдывали гражданскую, политическую и религиозную основу общественной жизни города, а также решения общины, касающиеся договоров, законов, институтов и традиций. . При основании новой колонии живые угли огня Гестии переносились из родительского полиса в колониальный пританейон , где они использовались для разжигания священного жертвенного огня новой колонии. Без агоры , жертвенного огня, алтаря и Гестии не могло быть города. Помимо этого, полисы в значительной степени определялись самостоятельно; им не обязательно быть политически независимыми, они могли использовать любой из различных региональных греческих диалектов , и их размер, похоже, не имел отношения к их определению как полисов или современной идентификации как «города-государства». Некоторые из них были включены в состав более крупных штатов. У некоторых было всего 200-500 граждан мужского пола и не более нескольких квадратных километров сельскохозяйственных земель. [3] Другие были очень густонаселены или стали таковыми в результате конфедерации, их население оценивалось во многие тысячи человек, а земли и влияние простирались на многие мили в окружающую сельскую местность или через Средиземное море. Земельный голод и войны были повсеместными. Два крупнейших и наиболее могущественных из этих государств, Спарта и Афины , враждовавшие друг с другом на протяжении большей части своей истории, признавали одних и тех же божеств-покровителей. [4] Там, где Спарта предпочла завоевание и подчинение своих грекоязычных соседей на ближайшем западе (см. Мантинею ), Афины использовали свой флот, чтобы помочь основать новые колониальные полисы гораздо дальше. [5] [6]

Будущие основатели греческих городов-государств и колоний искали одобрения и руководства не только своего «материнского города», но и Аполлона через того или иного из его различных оракулов. Аполлон выступал в качестве консультирующего архегета (основателя) в Дельфах , и среди своих различных функций он был богом-покровителем колоний, архитектуры, конституций и городского планирования. [3] Греческие колонии были основаны по всему Средиземноморью, некоторые из них были очень далеки от своих «родительских» городов. Основываясь на эпиграфических данных, Герман-Хансен (1994) оценивает количество греческих полисов в «более тысячи... включая колонии», предполагая, что пританеон является надежным индикатором города-государства и, следовательно, возможно, покровителя. божество. Легендарный божественный институт, относящийся к «богам-покровителям полиса», кажется очевидным у Аполлодора, Библиотека 3.14.1; «во времена Кекропса , говорят, боги решили завладеть городами, в которых каждый из них должен получать свое особое поклонение». Вера Платона в то, что у каждого полиса есть божественный покровитель, была перенесена в современную науку. «О 91» притании идентифицируются в литературных источниках. Притания археологически подтверждена на Делосе , Лато и Олимпии , а шесть других находятся в достаточной безопасности. [7]

Мифы об основании греческих городов-государств всегда связаны с конкретным местом, датой основания и праздником, иногда с гражданским предком, который также может быть героем или обожествленным протооснователем, таким как Геракл , и часто, но не всегда, с названное божество. [3] [8] Проблемы, связанные с идентификацией божеств-покровителей и полисов как полисов , могут быть сложными. Верснель считает, что «образ богов как покровителей города является скорее теоретическим, чем доказательным». [9] Не существует формулы, которая помогла бы отличить государственные культы от гражданских культов или определить божество-защитника или покровителя полиса в рамках данного местного пантеона. «И наоборот, у некоторых полисов, похоже, было несколько [божеств-покровителей], некоторые со временем меняли свое божество-покровитель, а у некоторых вообще не было бога-покровителя или богини». [10] Даже Гестия может создать проблемы при идентификации полиса ; По словам Германа-Хансена, большинство археологов идентифицировали как пританеон любое большое, очевидно общественное здание, содержащее очаг, полагая, что это знак Гестии, а не банальное кухонное приспособление. Герман-Хансен считает, что полный пританеон , не было обнаружено «второго очага» обязательно должен содержать два очага — один для Гестии, а другой для приготовления пищи на пирах, хотя ни в одном здании, идентифицированном как пританеон . [11]

Божества места

[ редактировать ]

Несколько штатов или общин могли претендовать на благосклонность определенного божества; В основе мифа об Афинах, чей флот был основным фактором роста и защиты города, Афина и Посейдон , бог моря, соревновались в гонках на колесницах за честь стать покровителем Афин. Это не было истолковано как конфликт между культами или сторонниками соответствующих божеств; божество, которому поклоняются в одном месте под определенным эпитетом, могло быть идентифицировано в другом месте по другому эпитету, относящемуся к разным местам расположения их храмов или к конкретным аспектам их божественных сил, или, по сути, к их признанию как другого проявления одного и того же божества. Боги-покровители были в центре внимания дипломатии и политической жизни полиса ; в современной науке их иногда называют богами-полиадами, но они не были ни определяющим полисом , ни универсальным требованием. Афина и Аполлон , будучи одновременно могущественными и хорошо оснащенными для управления и регулирования потребностей горожан, являются одними из наиболее распространенных имен богов-покровителей. полисы . [3]

Панэллинские божества признавались универсальными, но они по-прежнему оставались божествами места. В этом смысле почти каждое греческое божество имеет покровительственный аспект. Каждый из них проявлялся в святыне, храме, участке, священном изображении или природном элементе полисного ландшафта , образуя своего рода божественную сеть или коллектив, культивируемый сообществом, которого нужно умилостивлять в трудные времена, а также почитать и благодарить за помощь. оказанный. Хотя некоторые божества могут иметь более сильные защитные функции, чем другие, многие благодарственные надписи и посвящения склонны действовать осторожно, признавая помощь и поддержку весьма второстепенных или местных божеств, а также любых крупных божеств, официально зарегистрированных в качестве защитников полиса . [12] Граждане были привиты к своей уникальной и самобытной местной идентичности, предкам, территориям, героям, богам и основополагающим мифам. [13]

  • Обозначение Афины как божества-покровителя Афин было установлено в Великой Панафинее 566 г. до н.э., что, возможно, совпало со строительством или развитием Алтаря Афины Полиас (Афины Полиасской ) , предположительно сыновьями потенциального тирана. Писистрат . [14] Реформы Писистрата пошли на пользу афинским низшим классам и помогли подорвать привилегии, базу власти и влияние афинской и аттической аристократии. Писистрат, кажется, произвел впечатление на афинское население щедрыми театральными проявлениями своей личной преданности Афине как своей богине-покровительнице, богине-покровительнице Афин и всей Аттики, богине, полностью отождествляемой с городом, в честь которого она была названа, и своим личным авторитетом. [15] [16]
Культ Афины был одним из многих в Афинах, но он также заменил или модифицировал различные местные культы меньших полисов , поставив их религиозные дела под афинский контроль и требуя дани; [17] например, древняя аркадская богиня Алея стала Афиной Алеей и под этим именем была божеством-покровителем Мантинеи и древней Тегеи , которая на протяжении большей части своей истории находилась под спартанским господством, но также была местом расположения величайшего храма Афины, наряду с один — «эфесской» форме Артемиды и храм Диониса. [18] [19]
  • Спарта , Лакония и их союзные соседи разделяли культ сильно милитаризованной формы Аполлона , защищавшего свои границы с Аргосом . [20] В мифе об основании Спарты полубог Геракл был протооснователем и предком ее первых царей. Святилище Артемиды Орфии было одним из важнейших религиозных объектов Спарты. три главных праздника Спарты — Гиацинтия , Гимнопедия и Карнея отмечались В честь Аполлона . Ликург , полумифический законодатель Спарты, установил военно-ориентированное реформирование спартанского общества в соответствии с инструкциями Оракула Аполлона в Дельфах .
  • Аполлона Дельфийский оракул был его самым важным. Считалось, что его местом расположения является омфалос , пуп и центр вселенной. Дельфийцы и другие поклонялись Аполлону как Аполлону Дельфийскому. Остров Делос , претендовавший на честь быть местом рождения Аполлона, поклонялся ему как Делосскому Аполлону. [21]
  • Самыми известными панэллинскими праздниками, вероятно, являются Олимпийские игры, посвященные Зевсу как божеству-покровителю Олимпии и главному божеству греческого олимпийского пантеона; [3] игры настолько хорошо транслировались и прочно утвердились, что использовались в качестве общего источника в различных греческих календарях. Списки городов и городских властей, которые должны быть уведомлены о предстоящих панэллинских праздниках, оказались ценным ресурсом в выявлении полисов . [22] Зевс также был божеством-покровителем Элиды .
  • Сиракузы , как и Афины, поклонялись Афине. Упоминание Афины можно увидеть на знамени города-государства. [23]
  • Коринф избрал своим богом-покровителем Посейдона , повелителя моря, землетрясений и лошадей. [24]
  • у Фив В разные периоды своего существования были разные божества-покровители. Миф о его основании сделал Кадма основателем, а его дочь Семелу — обреченной матерью Диониса , отцом которого был Зевс и который был спасен от пожара своей матери, когда Зевс разрезал свое собственное бедро, зашил его внутрь и в конце концов «родил» его. Дионис стал божественным покровителем города. Софокла В пьесе « Антигона » есть ода Дионису как хранителю Фив. [25] Поскольку фиванцы имели тесные связи с Дельфами, Аполлон был еще одним их богом-покровителем, но занимал второе место после Диониса. [26]
  • Мегары восхваляет его поклонялись Аполлону как своему богу-покровителю, и поэтому поэт Теогнис Мегарский в своем сборнике произведений «Теогнидея» как хранителя города. [27]
  • Полис Аргос был посвящен поклонению Гере . [28]
  • Островной город-государство Самос в Эгейском море тоже поклонялся Гере как своей покровительнице. [29]
  • Родос был островным городом, который построил Колосса Родосского , гигантскую статую своего бога-покровителя Гелиоса . [ нужна ссылка ]
  • И Эретрия , и Эпидавр поклонялись Аполлону как своему богу-покровителю. Эретрия, как Аполлон Дафнефор; а Эпидавр - как Аполлон Малеатас (сыну Аполлона, Асклепию, также поклонялись в Эпидавре). [30]
  • Богом-покровителем города Милета в Малой Азии был Аполлон. Святилище и оракул Дидимы, посвященный Аполлону, находился на территории Милета. [31]
  • Богиней-покровительницей Эфеса , также в Малой Азии, была Артемида, которую отождествляли с восточной богиней-матерью, такой как Кибела . [32] Храм Артемиды , или Артемисиона , в Эфесе был одним из семи чудес древнего мира .
  • Город Книд в Малой Азии почитал Афродиту как свою покровительницу. [29]
  • Павсаний отмечает древнюю, необработанную каменную глыбу, изображавшую божественного Эроса , божества-покровителя Феспий в Боэтии , добавляя, что он не знает, кто «установил среди феспийцев обычай поклоняться Любви больше, чем любому другому богу...» [33]
  • Феры была Энодия , местная фессалийская богиня. Покровительницей [34]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Файн, 1983, стр. 62-69 и далее, 322.
  2. ^ Герман-Хансен, 1994, стр. 30-37.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Детьен, стр. 58-60
  4. ^ Хорошо, стр. 62-69 и далее.
  5. ^ Fine, стр. 49, 60, 137 и далее.
  6. ^ Герман-Хансен, 1994, с. 303
  7. ^ Герман-Хансен, 1994, стр. 25-31.
  8. ^ Микалсон, 2009, стр. 48.
  9. ^ Верснелл, 2011, стр.95 и сопроводительное примечание 263.
  10. ^ Коул, 1995, с. 10
  11. ^ «Мы сомневаемся, что Вечный огонь использовался для разогрева супа, подаваемого гостям, развлекаемым государством». Герман-Хансен, 1994, стр. 34-36.
  12. ^ Коул, 1995, с. 297
  13. ^ Микалсон, 2009, стр. 45, 55-56.
  14. ^ Бакли 2010, стр. 103-110.
  15. ^ Холладей, 1977, стр. 40-56.
  16. ^ Бакли 2010, стр. 103-110.
  17. ^ Микалсон, 2009, с. 166
  18. ^ Кернс, с. 236
  19. ^ Павсаний, Описание Греции , 8.23.1
  20. ^ Павлидес, 2018, стр. 282-284 и далее
  21. ^ Картледж, 2021, стр. 24-26.
  22. ^ Герман-Хансен, стр. 8-9.
  23. ^ Хансен 2006 г.
  24. ^ Кернс 2009
  25. ^ Картледж, 2021, стр. 22-25.
  26. ^ Картледж, 2021, стр. 26-30.
  27. ^ Чжоу 2010, стр. 76–77.
  28. ^ Буркерт 1985, с. 139
  29. ^ Jump up to: а б Коул 1995, стр.295
  30. ^ Коул, 1995, стр.300.
  31. ^ Картледж 2011, стр.40
  32. ^ Файн 1983, стр.128.
  33. ^ Павсаний, 9.27.1
  34. ^ Мили, Мария (2015). Религия и общество в древней Фессалии . Оксфордский университет. ISBN  978-0-19-871801-7 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Балот, Райан К., (редактор) Спутник греческой и римской политической мысли (Спутники Блэквелла по древнему миру): 69 , Wiley-Blackwell, 2009
  • Бакли, Терри (2010). Аспекты греческой истории: 750–323 гг. до н.э. Лондон: Рутледж. ISBN  9780415549776 .
  • Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. ISBN  0674362810 .
  • Картледж, Пол (2021), «Фивы: забытый город Древней Греции», в твердом переплете, Pan Macmillan
  • Картледж, Пол (2002). Спарта и Ливония: региональная история 1300–362 гг . до н.э. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0415263565 .
  • Картледж, Пол (2011). Древняя Греция: очень краткое введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199601349 .
  • Коул, Сьюзен Гютель (1995). Хансен, Могенс Герман (ред.). Гражданский культ и Рив долг. В «Источниках древнегреческого города-государства: симпозиум 24-27 августа 1994 г., Акты Копенгагенского полис-центра» . кг л. Тюленья кожа «Датская предусмотрительность». ISBN  9788773042670 . [1]
  • Детьен, Марсель и Джанет Ллойд. «Боги политики в ранних греческих городах». Арион: Журнал гуманитарных наук и классики, том. 12, нет. 2, Попечители Бостонского университета, 2004 г., стр. 49–66, http://www.jstor.org/stable/20163970 .
  • Хорошо, Джон В.А. (1983). Древние греки: критическая история . Издательство Гарвардского университета. ISBN  0674033116 .
  • Герман-Хансен, Могенс и Тобиас Фишер-Хансен. 1994. «Монументальная политическая архитектура в архаических и классических греческих полисах. Доказательства и историческое значение». В изд. Д. Уайтхеда, Historia Einzel-Schriften 87: От политической архитектуры до Стефана Византийского: источники древнегреческого полиса . Штутгарт: Франц Штайнер, 30–37, ISBN 9783515065726 , частичный предварительный просмотр Googlebooks, 6 ноября 2021 г.
  • Холладей, Джеймс (апрель 1977 г.). «Последователи Писистрата» . Греция и Рим . 24 (1). Издательство Кембриджского университета: 40–56. дои : 10.1017/S0017383500019628 . JSTOR   642688 . S2CID   145629351 . Получено 2 ноября 2021 г. - через JSTOR.
  • Кернс, Эмили (2009). Древнегреческая религия: Справочник . Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1405149280 .
  • Микалсон, Джон Д., (2009) Древнегреческая религия: 11 (Древние религии Блэквелла), Уайли-Блэквелл, ISBN   140518177X
  • Павлидес, Николетта. Святилища Аполлона Малеатаса и Аполлона Тиритаса в Лаконии: религия в спартанско-периойкских отношениях, Ежегодник Британской школы в Афинах, том. 113, опубликовано онлайн издательством Cambridge University Press: 12 февраля 2018 г.
  • Петерсон, Майкл (1992). Культы Аполлона в Спарте: Гиацинта, Доярки и Карнатаки . ПРО Хомерс. ISBN  9179160271 .
  • Верснель, Х.С., Борьба с богами; Своенравные чтения по греческому богословию , Брилл, 2011 г.
  • Чжоу, Уникальный (2010). Фестивали, праздники и гендерные отношения в Древнем Китае и Греции . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781107665507 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: feca55e50c0cd6ea9350ff1c42d02d1a__1719504540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/1a/feca55e50c0cd6ea9350ff1c42d02d1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Greek city-state patron gods - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)