Боги-покровители греческих городов-государств
Древнегреческие литературные источники утверждают, что среди множества божеств, которым поклонялись типичные греческие города-государства (sing.polis pl.poleis ) , , одно неизменно имело уникальный статус покровителя-основателя и защитника полиса , его граждан, управления и территорий, как города о чем свидетельствует миф об основании , а также высокий уровень инвестиций в храм божества и гражданский культ. Храм рассматриваемого божества обычно основывался на самой высокой площадке ( акрополе ) внутри городских стен или в другом месте в пределах центрального места общественных собраний, агоры . И наоборот, наличие у города божества-покровителя считалось признаком статуса города как полиса .
У некоторых полисов , похоже, было несколько «богов-покровителей» последовательно или все сразу. У некоторых было более одного основателя или основополагающего мифа. Некоторые из них на первый взгляд напоминали бы совокупность или племенную коалицию деревень, а не единую централизованную структуру, предложенную английским термином «город-государство»; ранняя Спарта представляет собой яркий пример этого. У некоторых полисов , похоже, не было отдельного или идентифицируемого божества-покровителя.
Греческие города-государства
[ редактировать ]Возникновение полиса, по -видимому, совпало с отказом греков от королевской власти и ее заменой воинской аристократией и правителями, избираемыми самоуправляемыми гражданскими сообществами. Греческие города-государства управлялись из пританеона , здания, которое, как считалось, функционировало как дворец при монархах, а также как административный центр с большим залом для приемов, в котором также размещался священный «общий очаг» государства. [1] [2]
Божества Фонда
[ редактировать ]Очаг каждого пританеона и домашнего хозяйства был посвящен богине Гестии , чье присутствие и культ в пританеоне и домах оправдывали гражданскую, политическую и религиозную основу общественной жизни города, а также решения общины, касающиеся договоров, законов, институтов и традиций. . При основании новой колонии живые угли огня Гестии переносились из родительского полиса в колониальный пританейон , где они использовались для разжигания священного жертвенного огня новой колонии. Без агоры , жертвенного огня, алтаря и Гестии не могло быть города. Помимо этого, полисы в значительной степени определялись самостоятельно; им не обязательно быть политически независимыми, они могли использовать любой из различных региональных греческих диалектов , и их размер, похоже, не имел отношения к их определению как полисов или современной идентификации как «города-государства». Некоторые из них были включены в состав более крупных штатов. У некоторых было всего 200-500 граждан мужского пола и не более нескольких квадратных километров сельскохозяйственных земель. [3] Другие были очень густонаселены или стали таковыми в результате конфедерации, их население оценивалось во многие тысячи человек, а земли и влияние простирались на многие мили в окружающую сельскую местность или через Средиземное море. Земельный голод и войны были повсеместными. Два крупнейших и наиболее могущественных из этих государств, Спарта и Афины , враждовавшие друг с другом на протяжении большей части своей истории, признавали одних и тех же божеств-покровителей. [4] Там, где Спарта предпочла завоевание и подчинение своих грекоязычных соседей на ближайшем западе (см. Мантинею ), Афины использовали свой флот, чтобы помочь основать новые колониальные полисы гораздо дальше. [5] [6]
Будущие основатели греческих городов-государств и колоний искали одобрения и руководства не только своего «материнского города», но и Аполлона через того или иного из его различных оракулов. Аполлон выступал в качестве консультирующего архегета (основателя) в Дельфах , и среди своих различных функций он был богом-покровителем колоний, архитектуры, конституций и городского планирования. [3] Греческие колонии были основаны по всему Средиземноморью, некоторые из них были очень далеки от своих «родительских» городов. Основываясь на эпиграфических данных, Герман-Хансен (1994) оценивает количество греческих полисов в «более тысячи... включая колонии», предполагая, что пританеон является надежным индикатором города-государства и, следовательно, возможно, покровителя. божество. Легендарный божественный институт, относящийся к «богам-покровителям полиса», кажется очевидным у Аполлодора, Библиотека 3.14.1; «во времена Кекропса , говорят, боги решили завладеть городами, в которых каждый из них должен получать свое особое поклонение». Вера Платона в то, что у каждого полиса есть божественный покровитель, была перенесена в современную науку. «О 91» притании идентифицируются в литературных источниках. Притания археологически подтверждена на Делосе , Лато и Олимпии , а шесть других находятся в достаточной безопасности. [7]
Мифы об основании греческих городов-государств всегда связаны с конкретным местом, датой основания и праздником, иногда с гражданским предком, который также может быть героем или обожествленным протооснователем, таким как Геракл , и часто, но не всегда, с названное божество. [3] [8] Проблемы, связанные с идентификацией божеств-покровителей и полисов как полисов , могут быть сложными. Верснель считает, что «образ богов как покровителей города является скорее теоретическим, чем доказательным». [9] Не существует формулы, которая помогла бы отличить государственные культы от гражданских культов или определить божество-защитника или покровителя полиса в рамках данного местного пантеона. «И наоборот, у некоторых полисов, похоже, было несколько [божеств-покровителей], некоторые со временем меняли свое божество-покровитель, а у некоторых вообще не было бога-покровителя или богини». [10] Даже Гестия может создать проблемы при идентификации полиса ; По словам Германа-Хансена, большинство археологов идентифицировали как пританеон любое большое, очевидно общественное здание, содержащее очаг, полагая, что это знак Гестии, а не банальное кухонное приспособление. Герман-Хансен считает, что полный пританеон , не было обнаружено «второго очага» обязательно должен содержать два очага — один для Гестии, а другой для приготовления пищи на пирах, хотя ни в одном здании, идентифицированном как пританеон . [11]
Божества места
[ редактировать ]Несколько штатов или общин могли претендовать на благосклонность определенного божества; В основе мифа об Афинах, чей флот был основным фактором роста и защиты города, Афина и Посейдон , бог моря, соревновались в гонках на колесницах за честь стать покровителем Афин. Это не было истолковано как конфликт между культами или сторонниками соответствующих божеств; божество, которому поклоняются в одном месте под определенным эпитетом, могло быть идентифицировано в другом месте по другому эпитету, относящемуся к разным местам расположения их храмов или к конкретным аспектам их божественных сил, или, по сути, к их признанию как другого проявления одного и того же божества. Боги-покровители были в центре внимания дипломатии и политической жизни полиса ; в современной науке их иногда называют богами-полиадами, но они не были ни определяющим полисом , ни универсальным требованием. Афина и Аполлон , будучи одновременно могущественными и хорошо оснащенными для управления и регулирования потребностей горожан, являются одними из наиболее распространенных имен богов-покровителей. полисы . [3]
Панэллинские божества признавались универсальными, но они по-прежнему оставались божествами места. В этом смысле почти каждое греческое божество имеет покровительственный аспект. Каждый из них проявлялся в святыне, храме, участке, священном изображении или природном элементе полисного ландшафта , образуя своего рода божественную сеть или коллектив, культивируемый сообществом, которого нужно умилостивлять в трудные времена, а также почитать и благодарить за помощь. оказанный. Хотя некоторые божества могут иметь более сильные защитные функции, чем другие, многие благодарственные надписи и посвящения склонны действовать осторожно, признавая помощь и поддержку весьма второстепенных или местных божеств, а также любых крупных божеств, официально зарегистрированных в качестве защитников полиса . [12] Граждане были привиты к своей уникальной и самобытной местной идентичности, предкам, территориям, героям, богам и основополагающим мифам. [13]
Примеры
[ редактировать ]- Обозначение Афины как божества-покровителя Афин было установлено в Великой Панафинее 566 г. до н.э., что, возможно, совпало со строительством или развитием Алтаря Афины Полиас (Афины Полиасской ) , предположительно сыновьями потенциального тирана. Писистрат . [14] Реформы Писистрата пошли на пользу афинским низшим классам и помогли подорвать привилегии, базу власти и влияние афинской и аттической аристократии. Писистрат, кажется, произвел впечатление на афинское население щедрыми театральными проявлениями своей личной преданности Афине как своей богине-покровительнице, богине-покровительнице Афин и всей Аттики, богине, полностью отождествляемой с городом, в честь которого она была названа, и своим личным авторитетом. [15] [16]
- Культ Афины был одним из многих в Афинах, но он также заменил или модифицировал различные местные культы меньших полисов , поставив их религиозные дела под афинский контроль и требуя дани; [17] например, древняя аркадская богиня Алея стала Афиной Алеей и под этим именем была божеством-покровителем Мантинеи и древней Тегеи , которая на протяжении большей части своей истории находилась под спартанским господством, но также была местом расположения величайшего храма Афины, наряду с один — «эфесской» форме Артемиды и храм Диониса. [18] [19]
- Спарта , Лакония и их союзные соседи разделяли культ сильно милитаризованной формы Аполлона , защищавшего свои границы с Аргосом . [20] В мифе об основании Спарты полубог Геракл был протооснователем и предком ее первых царей. Святилище Артемиды Орфии было одним из важнейших религиозных объектов Спарты. три главных праздника Спарты — Гиацинтия , Гимнопедия и Карнея отмечались В честь Аполлона . Ликург , полумифический законодатель Спарты, установил военно-ориентированное реформирование спартанского общества в соответствии с инструкциями Оракула Аполлона в Дельфах .
- Аполлона Дельфийский оракул был его самым важным. Считалось, что его местом расположения является омфалос , пуп и центр вселенной. Дельфийцы и другие поклонялись Аполлону как Аполлону Дельфийскому. Остров Делос , претендовавший на честь быть местом рождения Аполлона, поклонялся ему как Делосскому Аполлону. [21]
- Самыми известными панэллинскими праздниками, вероятно, являются Олимпийские игры, посвященные Зевсу как божеству-покровителю Олимпии и главному божеству греческого олимпийского пантеона; [3] игры настолько хорошо транслировались и прочно утвердились, что использовались в качестве общего источника в различных греческих календарях. Списки городов и городских властей, которые должны быть уведомлены о предстоящих панэллинских праздниках, оказались ценным ресурсом в выявлении полисов . [22] Зевс также был божеством-покровителем Элиды .
- Сиракузы , как и Афины, поклонялись Афине. Упоминание Афины можно увидеть на знамени города-государства. [23]
- Коринф избрал своим богом-покровителем Посейдона , повелителя моря, землетрясений и лошадей. [24]
- у Фив В разные периоды своего существования были разные божества-покровители. Миф о его основании сделал Кадма основателем, а его дочь Семелу — обреченной матерью Диониса , отцом которого был Зевс и который был спасен от пожара своей матери, когда Зевс разрезал свое собственное бедро, зашил его внутрь и в конце концов «родил» его. Дионис стал божественным покровителем города. Софокла В пьесе « Антигона » есть ода Дионису как хранителю Фив. [25] Поскольку фиванцы имели тесные связи с Дельфами, Аполлон был еще одним их богом-покровителем, но занимал второе место после Диониса. [26]
- Мегары восхваляет его поклонялись Аполлону как своему богу-покровителю, и поэтому поэт Теогнис Мегарский в своем сборнике произведений «Теогнидея» как хранителя города. [27]
- Полис Аргос был посвящен поклонению Гере . [28]
- Островной город-государство Самос в Эгейском море тоже поклонялся Гере как своей покровительнице. [29]
- Родос был островным городом, который построил Колосса Родосского , гигантскую статую своего бога-покровителя Гелиоса . [ нужна ссылка ]
- И Эретрия , и Эпидавр поклонялись Аполлону как своему богу-покровителю. Эретрия, как Аполлон Дафнефор; а Эпидавр - как Аполлон Малеатас (сыну Аполлона, Асклепию, также поклонялись в Эпидавре). [30]
- Богом-покровителем города Милета в Малой Азии был Аполлон. Святилище и оракул Дидимы, посвященный Аполлону, находился на территории Милета. [31]
- Богиней-покровительницей Эфеса , также в Малой Азии, была Артемида, которую отождествляли с восточной богиней-матерью, такой как Кибела . [32] Храм Артемиды , или Артемисиона , в Эфесе был одним из семи чудес древнего мира .
- Город Книд в Малой Азии почитал Афродиту как свою покровительницу. [29]
- Павсаний отмечает древнюю, необработанную каменную глыбу, изображавшую божественного Эроса , божества-покровителя Феспий в Боэтии , добавляя, что он не знает, кто «установил среди феспийцев обычай поклоняться Любви больше, чем любому другому богу...» [33]
- Феры была Энодия , местная фессалийская богиня. Покровительницей [34]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Файн, 1983, стр. 62-69 и далее, 322.
- ^ Герман-Хансен, 1994, стр. 30-37.
- ^ Jump up to: а б с д и Детьен, стр. 58-60
- ^ Хорошо, стр. 62-69 и далее.
- ^ Fine, стр. 49, 60, 137 и далее.
- ^ Герман-Хансен, 1994, с. 303
- ^ Герман-Хансен, 1994, стр. 25-31.
- ^ Микалсон, 2009, стр. 48.
- ^ Верснелл, 2011, стр.95 и сопроводительное примечание 263.
- ^ Коул, 1995, с. 10
- ^ «Мы сомневаемся, что Вечный огонь использовался для разогрева супа, подаваемого гостям, развлекаемым государством». Герман-Хансен, 1994, стр. 34-36.
- ^ Коул, 1995, с. 297
- ^ Микалсон, 2009, стр. 45, 55-56.
- ^ Бакли 2010, стр. 103-110.
- ^ Холладей, 1977, стр. 40-56.
- ^ Бакли 2010, стр. 103-110.
- ^ Микалсон, 2009, с. 166
- ^ Кернс, с. 236
- ^ Павсаний, Описание Греции , 8.23.1
- ^ Павлидес, 2018, стр. 282-284 и далее
- ^ Картледж, 2021, стр. 24-26.
- ^ Герман-Хансен, стр. 8-9.
- ^ Хансен 2006 г.
- ^ Кернс 2009
- ^ Картледж, 2021, стр. 22-25.
- ^ Картледж, 2021, стр. 26-30.
- ^ Чжоу 2010, стр. 76–77.
- ^ Буркерт 1985, с. 139
- ^ Jump up to: а б Коул 1995, стр.295
- ^ Коул, 1995, стр.300.
- ^ Картледж 2011, стр.40
- ^ Файн 1983, стр.128.
- ^ Павсаний, 9.27.1
- ^ Мили, Мария (2015). Религия и общество в древней Фессалии . Оксфордский университет. ISBN 978-0-19-871801-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Балот, Райан К., (редактор) Спутник греческой и римской политической мысли (Спутники Блэквелла по древнему миру): 69 , Wiley-Blackwell, 2009
- Бакли, Терри (2010). Аспекты греческой истории: 750–323 гг. до н.э. Лондон: Рутледж. ISBN 9780415549776 .
- Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674362810 .
- Картледж, Пол (2021), «Фивы: забытый город Древней Греции», в твердом переплете, Pan Macmillan
- Картледж, Пол (2002). Спарта и Ливония: региональная история 1300–362 гг . до н.э. Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0415263565 .
- Картледж, Пол (2011). Древняя Греция: очень краткое введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199601349 .
- Коул, Сьюзен Гютель (1995). Хансен, Могенс Герман (ред.). Гражданский культ и Рив долг. В «Источниках древнегреческого города-государства: симпозиум 24-27 августа 1994 г., Акты Копенгагенского полис-центра» . кг л. Тюленья кожа «Датская предусмотрительность». ISBN 9788773042670 . [1]
- Детьен, Марсель и Джанет Ллойд. «Боги политики в ранних греческих городах». Арион: Журнал гуманитарных наук и классики, том. 12, нет. 2, Попечители Бостонского университета, 2004 г., стр. 49–66, http://www.jstor.org/stable/20163970 .
- Хорошо, Джон В.А. (1983). Древние греки: критическая история . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674033116 .
- Герман-Хансен, Могенс и Тобиас Фишер-Хансен. 1994. «Монументальная политическая архитектура в архаических и классических греческих полисах. Доказательства и историческое значение». В изд. Д. Уайтхеда, Historia Einzel-Schriften 87: От политической архитектуры до Стефана Византийского: источники древнегреческого полиса . Штутгарт: Франц Штайнер, 30–37, ISBN 9783515065726 , частичный предварительный просмотр Googlebooks, 6 ноября 2021 г.
- Холладей, Джеймс (апрель 1977 г.). «Последователи Писистрата» . Греция и Рим . 24 (1). Издательство Кембриджского университета: 40–56. дои : 10.1017/S0017383500019628 . JSTOR 642688 . S2CID 145629351 . Получено 2 ноября 2021 г. - через JSTOR.
- Кернс, Эмили (2009). Древнегреческая религия: Справочник . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1405149280 .
- Микалсон, Джон Д., (2009) Древнегреческая религия: 11 (Древние религии Блэквелла), Уайли-Блэквелл, ISBN 140518177X
- Павлидес, Николетта. Святилища Аполлона Малеатаса и Аполлона Тиритаса в Лаконии: религия в спартанско-периойкских отношениях, Ежегодник Британской школы в Афинах, том. 113, опубликовано онлайн издательством Cambridge University Press: 12 февраля 2018 г.
- Петерсон, Майкл (1992). Культы Аполлона в Спарте: Гиацинта, Доярки и Карнатаки . ПРО Хомерс. ISBN 9179160271 .
- Верснель, Х.С., Борьба с богами; Своенравные чтения по греческому богословию , Брилл, 2011 г.
- Чжоу, Уникальный (2010). Фестивали, праздники и гендерные отношения в Древнем Китае и Греции . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107665507 .