Кекропс I
Кекропс | |
---|---|
Царь Кекропии (т.е. Афин ) | |
![]() Кекропс I из Promptuarii Iconum Insigniorum | |
Предшественник | Актей |
Преемник | Кранаус |
Обитель | Афины |
Генеалогия | |
Родители | автохтон |
Братья и сестры | - |
Супруга | Аглаур |
Потомство | Эрисихтон , Аглаур , Герсе , Пандрос |
Кекропс ( / ˈ s iː k r ɒ p s / ; древнегреческий : Κέκροψ , латинизированный : Kekrops ; gen Κέκροπος , Кекропос ) — мифический царь Аттики , получивший от него свое имя Цекропия, ранее носивший имя Акте или Актице (от Актея ). Он был основателем и первым царем Афин , хотя ему в этом регионе предшествовал земной царь Аттики Актей . [1] Кекропс был культурным героем , обучавшим афинян браку , чтению и письму , а также церемониальному погребению . [2] [3]
Этимология и форма
[ редактировать ]По мнению Страбона , имя Кекропса не греческого происхождения. [4] Говорили, что он родился из самой земли (автохтон ) и, соответственно, назывался γηγενής ( «gēgenḗs » «уроженец») и описывался как имеющий верхнюю половину в форме человека, а нижнюю половину в форме змеи или рыбьего хвоста. . Поэтому его называли διφυής ( дифухс , «двухприродный»). [5] Диодор объяснил, что его двойная форма возникла из-за его двойного гражданства: греческого и варварского. [6] Некоторые древние называли эпитетом διφυής брак, основателем которого традиция сделала его.
Семья
[ редактировать ]По-видимому, Кекропс женился на Аглаве , дочери Актея, бывшего царя Аттики, которого он сменил на троне. [ нужна ссылка ] Оспаривается, что эта женщина была матерью сына Кекропа Эрисихтона . [ нужна ссылка ] Эрисихтон умер раньше него, и ему наследовал Кранай , который, как говорят, был одним из самых богатых граждан Афин в то время. [ нужна ссылка ]
Кекропс был отцом трёх дочерей: Герсы , Пандроса и Аглавры . Им дали ящик или кувшин с младенцем Эрихтонием, чтобы они охраняли его тайно. Они посмотрели и, напуганные двумя змеями, которых Афина поместила внутрь, чтобы охранять ребенка, в ужасе бежали и прыгнули с Акрополя навстречу своей смерти. По некоторым сведениям, вместо этого одна из сестер была обращена в камень. [7]
Мифология
[ редактировать ]
Культурный герой
[ редактировать ]Кекропс был представлен в аттических легендах как автор первых элементов цивилизованной жизни, таких как брак, политическое разделение Аттики на двенадцать общин, а также как новатор нового способа поклонения. Говорят, что он был первым, кто обожествил Зевса и предписал приносить жертвы ему как верховному божеству. Утверждалось также, что Кекропс был первым, кто построил алтари и статуи богов, приносил жертвы и ввел брак среди афинян, которые до его времени, по-видимому, жили беспорядочно. Павсаний сообщает нам, что он запретил приносить в жертву богам любые живые существа, а также любые другие подношения, разрешая только лепешки (πέλανοι), сделанные в форме быка с рогами, называемого афинянами Пеланусом, что означает бык. Говорят также, что он обучал своих подданных искусству мореплавания; и для лучшего отправления правосудия и общения между ними разделить их на четыре племени, названных Кекропис, Автохтон, Актея и Паралия. Некоторые также считают его основателем areopagusареопаг [8] [9]
В его честь Акрополь также называли Кекропией. Говорят, что афиняне называли себя Кекропидами во время правления пяти последующих царей в его честь.
Покровительство Афин
[ редактировать ]Во время его правления, продолжавшегося 50 лет, [10] боги решили завладеть городами, в которых каждый из них должен получать свое особое поклонение. Афина стала богиней-покровительницей города Афин в соревновании с Посейдоном , по мнению Кекропса. Эти двое яростно мчались к Акрополю , и это была очень близкая гонка. Посейдон первым достиг Аттики и ударил своим трезубцем по акрополю, тем самым создав соленое море, известное в более поздние времена под названием Эрехтейского колодца, поскольку оно было заключено в храме Эрехтея . [11] [12] После него прибыла Афина и призвала Кекропа стать свидетелем ее захвата владения. Она посадила на холме акрополя оливковое дерево, которое до самого позднего времени продолжало показываться в Пандрозии. Но когда два бога продолжали бороться за обладание страной, Зевс разлучил их и назначил арбитрами - не, как утверждают некоторые, ни Кекропа и Кранауса, ни Эрисихтона, а двенадцать богов. И по их приговору страна была присуждена Афине, потому что Кекропс засвидетельствовал, что она первая посадила оливу. Поэтому Афина назвала город Афинами в честь себя. Посейдон в горячем гневе затопил Триасскую равнину и погрузил Аттику под воду. [13]
Рационалистическое объяснение басни было предложено выдающимся римским антикваром Варроном . По его словам, оливковое дерево внезапно появилось в Аттике, и в то же время в другой части страны произошло извержение воды. Итак, царь Кекропс послал спросить Аполлона в Дельфах, что могут означать эти предзнаменования. Оракул ответил, что оливка и вода были символами Афины и Посейдона соответственно, и что жители Аттики были свободны выбирать, какому из этих божеств они будут поклоняться. Соответственно, вопрос был вынесен на общее собрание граждан и подданных; ведь в те дни женщины имели право голоса так же, как и мужчины. Все мужчины голосовали за бога, а все женщины голосовали за богиню; и так как женщин было на одну больше, чем мужчин, богиня появилась во главе голосования. Огорченный проигрышем на выборах, Посейдон затопил страну водами моря, и чтобы унять его гнев было решено лишить женщин права голоса и запретить детям носить в будущем имена матери. [14]
Афиняне говорили, что поединок между Посейдоном и Афиной состоялся второго числа месяца Боэдромион , и поэтому они исключили этот день из календаря. [15]
Множественные Кекропы
[ редактировать ]Имя Кекропса встречается и в других частях Греции, особенно там, где существовал город по имени Афины, например, в Беотии , где, как говорят, он основал древние города Афины и Элевсин на реке Тритон и где у него был героон в Галиарте . Традиция называла его сыном Пандиона . [16] На Эвбее , где также был город под названием Афины, Кекропса называли сыном Эрехфея и Пракситеи и внуком Пандиона. [17] Из этих преданий явствует, что Кекропа следует считать героем пеласгийской расы; и Мюллер отмечает, что различные мифические персонажи с этим именем, связанные с городами в Беотии и Эвбее, являются лишь умножениями одного первоначального героя, имя и история которого были перенесены из Аттики в другие места. Более поздние греческие писатели описывают Кекропа как иммигрировавшего в Грецию с группой колонистов из Саиса в Египте . [18] Но эта версия отвергается не только некоторыми самими древними и современными критиками. [19] [20]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Аполлодор , 3.14.1 ; Цец , Хилиадес 5.638 и след .; Паросская хроника , Паросский мрамор 2–4, цитируется у Аполлодора, 3.14.1 , fn1.
- ^ «Кекропс | Король Афин, основатель мифического существа | Британника» . www.britanica.com . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Павсаний , 8.2.1; Страбон , 9 с. 397; Евстафий Гомеру , с . 1156
- ^ Страбон , 7.7.1 «Более того, на варварское происхождение некоторых указывают их имена — Кекропс, Кодр...»
- ^ Еврипид , Иоанн 1163 и далее. ; Аристофан , Осы 438 ; Овидий , Метаморфозы 2.555 ; Гигин , Басни 48 ; Антонин Либералис , 6 лет ; Цец Ликофрону , 111
- ^ Диодор Сицилийский , 1.28.7
- ^ Аполлодор, 3.14.2 ; Павсаний , 1.2.5
- ^ Павсаний, 8.2.1; Евстафий Гомеру, с. 1156
- ^ как цитируется у Страбона , с. 397: сн. 49: «Таким образом, в наиболее важных манускриптах дано только одиннадцать имен, хотя в некоторых из них «Фалер» появляется после «Кефизии» (см. критическое примечание на противоположной странице). Но лучше всего предположить, что Страбон либо действительно включил Афины в его списке или позволили нам сделать вывод, что он имел в виду Афины как одну из двенадцати».
- ^ Евсевий , Хронография
- ^ Геродот , 8.55.1 ; Павсаний, 1.24.5 и 1.26.5 ; Овидий, Метаморфозы 6.70 и сл. ; Гигин, Басни 164 ; Лактанций Плацид Статию 7.185 , Фиваида, .
- ^ Писатели мифических латинян, изд. Боде, И. стр. 1, 115 (Первый ватиканский мифограф 2; Второй ватиканский мифограф 119)
- ^ Страбон, 9.1.6 и 13
- ^ Варрон у Августина, De civitate Dei 18.9, цитируется у Аполлодора, 3.14.1: сн. 2
- ^ Плутарх, О братской любви 11 и Q. Сожитель 9,6
- ^ Павсаний, 9.33.1 ; Страбон, 9.2.18 с. 407
- ^ Аполлодор, 3.15.1 ; Павсаний, 1.5.3
- ^ Диодор Сицилийский, 1.29.1 ; Схолия ад Аристофан, Плутус 773
- ^ Мюллер, Орден . п. 123; Терлуолл, Греция ip 66
- ^ Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). «Цекропс»
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
Ссылки
[ редактировать ]- Антонин Либералис , Метаморфозы Антонина Либералиса в переводе Фрэнсиса Селории (Routledge 1992). Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Буркерт, В. Структура и история в греческой мифологии и ритуалах (Балтимор, 1993).
- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека в переводе Чарльза Генри Олдфатера . Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1989. Том. 3. Книги 4.59–8. Интернет-версия на веб-сайте Билла Тэйера.
- Диодор Сицилийский, Историческая библиотека. Том 1-2 Иммануэль Беккер Людвиг Диндорф. Фридрих Фогель. в доме Б. Г. Теубнери. Лейпциг 1888–1890. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Еврипид , Полная греческая драма под редакцией Уитни Дж. Оутса и Юджина О'Нила-младшего в двух томах. 1. Ион в переводе Роберта Поттера. Нью-Йорк. Случайный дом. 1938. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Еврипид, Еврипид Фабула. том. 2 . Гилберт Мюррей. Оксфорд. Кларендон Пресс, Оксфорд. 1913. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Гай Юлий Гигин , Фабулы из «Мифов о Гигине», переведенные и отредактированные Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Геродот , «Истории» с английским переводом А.Д. Годли. Кембридж. Издательство Гарвардского университета. 1920. Интернет-версия Topos Text Project. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Джон Цецес , Книга историй, Книга V-VI, переведенная Константиносом Рамиотисом с греческого оригинала издания Т. Кисслинга 1826 года. Онлайн-версия на theio.com.
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Павсаний, Graeciae Descriptio. 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Псевдо-Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Публий Овидий Назон , «Метаморфозы» в переводе Брукса Мора (1859–1942). Бостон, Cornhill Publishing Co., 1922 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Публий Овидий Назон, «Метаморфозы». Хьюго Магнус. Гота (Германия). Фридр. Андре. Пертес. 1892. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). «Цекропс»
- Страбон , География Страбона. Издание Х.Л. Джонса. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Страбон, Geographica под редакцией А. Мейнеке. Лейпциг: Тойбнер. 1877 г. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея.