Jump to content

Современное понимание греческой мифологии

Генезис современного понимания греческой мифологии рассматривается некоторыми учеными как двойная реакция конца XVIII века на «традиционное отношение христианской враждебности, смешанной с пренебрежением, которое преобладало на протяжении веков», в котором христианская реинтерпретация мифа как «ложь» или басня была сохранена. [1] В Германии примерно к 1795 году возрос интерес к Гомеру и греческой мифологии . В Геттингене Иоганн Матиас Геснер начал возрождать греческие исследования и новый гуманистический дух. Его преемник, Кристиан Готтлоб Хейне , работал с Иоганном Иоахимом Винкельманом и заложил основы мифологических исследований как в Германии, так и за рубежом. Хейне подошел к мифу как филолог и формировал концепцию античности среди образованных немцев на протяжении почти полувека, в течение которых Древняя Греция оказывала сильное влияние на интеллектуальную жизнь Германии. [2]

Сравнительные подходы

[ редактировать ]
Макс Мюллер считается одним из основателей сравнительной мифологии. В своей «Сравнительной мифологии» (1867) Мюллер проанализировал «тревожное» сходство между мифологиями «диких» рас и мифологиями ранних европейских рас.

Развитие сравнительной филологии в 19 в. вместе с этнологическими открытиями 20 в. сформировало науку о мифе. Со времен романтиков все исследования мифов носили сравнительный характер. Вильгельм Маннхардт , сэр Джеймс Фрейзер и Стит Томпсон использовали сравнительный подход для сбора и классификации тем фольклора и мифологии. [3] В 1871 году Эдвард Бёрнетт Тайлор опубликовал свою работу «Первобытная культура» , в которой применил сравнительный метод и попытался объяснить происхождение и эволюцию религии. [4] Методика Тайлора по объединению материальной культуры, ритуалов и мифов широко разделенных культур оказала влияние как на Карла Юнга , так и на Джозефа Кэмпбелла . Однако, по словам Роберта Сигала, «романтический взгляд Кэмпбелла на миф противоположен рационалистическому взгляду, воплощенному викторианскими антропологами Эдвардом Тайлором и Джеймсом Фрейзером». [5] Дж. Ф. дель Джорджио внес новый поворот в сравнительный подход, настаивая в «Старейших европейцах» на том, что современные греческие мифы порождены столкновением между палеолитическим европейским населением и пришедшими индоевропейскими племенами.

Макс Мюллер применил новую науку сравнительной мифологии к изучению мифа, в которой он обнаружил искаженные остатки арийского поклонения природе . Бронислав Малиновский подчеркнул, как миф выполняет общие социальные функции. Клод Леви-Стросс и другие структуралисты сравнили формальные отношения и закономерности в мифах всего мира. [3] Сам Эванс, изучая минойский мир, регулярно опирался на египетские и ближневосточные свидетельства для сравнения, а открытие хеттской и угаритской цивилизаций позволило обнаружить тексты, а также памятники, которые предлагают сравнительный материал для ритуалов и мифологии. [6]

Психоаналитические интерпретации

[ редактировать ]

Зигмунд Фрейд выдвинул идею о том, что символическая коммуникация зависит не только от истории культуры, но и от работы психики . Таким образом, Фрейд представил трансисторическую и биологическую концепцию человека и взгляд на миф как на выражение вытесненных идей. Интерпретация сновидений является основой интерпретации фрейдистских мифов, а концепция работы сновидений Фрейда признает важность контекстуальных отношений для интерпретации любого отдельного элемента сна. Это предположение могло бы найти важную точку сближения структуралистского и психоаналитического подходов к мифу в мысли Фрейда. [7]

Карл Юнг расширил трансисторический психологический подход своей теорией « коллективного бессознательного » и архетипов (унаследованных «архаических» паттернов), часто закодированных в мифе, которые возникают из него. [8] По мнению Юнга, «в бессознательной психике должны присутствовать мифообразующие структурные элементы». [9] Сравнивая методологию Юнга с теорией Кэмпбелла, Сигал заключает, что «чтобы интерпретировать миф, Кэмпбелл просто идентифицирует в нем архетипы. Интерпретация «Одиссеи» , например, показала бы, как жизнь Одиссея соответствует героическому образцу. Юнг, напротив, считает выявление архетипов лишь первым шагом в интерпретации мифа». [5] Для Юнга миф касается не только богов, но и физического мира; речь идет о человеческом разуме, и ее следует читать символически. [10] Карл Кереньи , один из основателей современных исследований греческой мифологии, отказался от своих ранних взглядов на миф, чтобы применить теории архетипов Юнга к греческому мифу. [11]

Теории происхождения

[ редактировать ]

Происхождение греческой мифологии остается открытым вопросом. В древности такие историки, как Геродот, выдвигали теорию, что греческие боги были украдены непосредственно у египтян . Позднее христианские писатели пытались объяснить эллинское язычество вырождением библейской религии. Согласно библейской теории, все мифологические легенды (включая греческую мифологию) происходят из повествований Священного Писания , хотя реальные факты были замаскированы и изменены. Таким образом, Девкалион — другое имя Ноя , Геркулес — Самсона , Арион Ионы и т. д. [12] Согласно Исторической теории, все персонажи, упомянутые в мифологии, когда-то были реальными людьми, а легенды, относящиеся к ним, являются лишь дополнениями более поздних времен. история Эола Таким образом, предполагается, что возникла на основе того факта, что Эол был правителем некоторых островов в Тирренском море . [13] Аллегорическая теория предполагает, что все древние мифы были аллегорическими и символическими. Согласно физической теории, элементы воздуха, огня и воды изначально были объектами религиозного поклонения, а главные божества были олицетворениями сил природы. [14]

Юпитер и Фетида , Жан Огюст Доминик Энгр , 1811 г.

Науки археологии и лингвистики были применены к истокам греческой мифологии и дали некоторые интересные результаты. Историческая лингвистика указывает на то, что отдельные аспекты греческого пантеона были унаследованы от индоевропейского общества (или, возможно, обе культуры заимствованы из другого более раннего источника), как и корни греческого языка. Выдающийся санскритолог Макс Мюллер попытался понять индоевропейскую религиозную форму, проследив ее до ее арийского, ведического, «изначального» проявления. В 1891 году он заявил, что «самым важным открытием, сделанным в девятнадцатом веке в отношении древней истории человечества [...], было это примерное уравнение: санскритский Дьяус -питар = греческий Зевс = латинский Юпитер = древнескандинавский Тир ». [15] Филолог Жорж Дюмезиль проводит сравнение между греческим Ураном и санскритским Варуной , хотя нет и намека на то, что он считает их изначально связанными. [16] В других случаях близкие параллели в характере и функциях предполагают общее наследие, однако отсутствие лингвистических свидетельств затрудняет доказательство, как в случае с греческими мойрами и норнами из скандинавской мифологии . [17]

С другой стороны, археология и мифография показали, что греки были вдохновлены некоторыми цивилизациями Малой Азии и Ближнего Востока. Адонис , кажется, является греческим аналогом – скорее в культе, чем в мифе – умирающего бога Ближнего Востока. Его имя связано с семитским призывом «адон» (Господь) и встречается в других культурах как Думузи , Таммуз или Аттис . Кибела уходит корнями в культуру , и большая часть Афродиты иконографии Иштар происходит от семитских богинь Инанны , анатолийскую и Астарты . [18] Теогонические мифы, распространенные на Ближнем Востоке во втором тысячелетии до нашей эры, такие как миф об Ану , Кумарби и Тешубе , содержат важные истории о конфликте поколений. Мейер Рейнхольд утверждает, что «такие ближневосточные теогонические концепции, включающие божественную преемственность через насилие и конфликты поколений за власть, нашли свой путь - путь не определен - в греческую мифологию. Наш главный источник - великая теогоническая поэма Гесиода». [19] параллели между самыми ранними божественными поколениями ( Хаосом и его детьми) и Тиамат в « Энума Элиш» . Возможны также [20]

Афродита и Адонис, Аттический краснофигурный арибалла в форме лекиф работы Эсона (ок. 410 г. до н.э., Лувр, Париж)

Помимо индоевропейского и ближневосточного происхождения, некоторые ученые размышляли о том, чем греческая мифология обязана еще плохо изученным доэллинским обществам Греции, таким как минойцы и так называемые пеласги . Особенно это касается хтонических божеств и богинь-матерей . Историки религии были очарованы рядом явно древних вариантов мифов, связанных с Критом: бог в образе быка — Зевс и Европа; Пасифая , которая уступает быку и рождает Минотавра ; аграрные мистерии со священным браком (союз Деметры с Иасионом ) и т. д. Крит, Микены , Пилос , Фивы и Орхомен фигурируют в позднейшей греческой мифологии столь широко. [21] Для некоторых три основных поколения богов в «Теогонии» Гесиода (Уран, Гея и т. д.; титаны, а затем олимпийцы) предполагают отдаленное эхо борьбы между социальными группами, отражающее три основные высокие культуры греческой цивилизации: минойскую, Микенский и Эллинский . Мартин П. Нильссон, профессор классической археологии, изучал структуру, происхождение и взаимоотношения индоевропейских языков и пришел к выводу, что все великие классические греческие мифы были связаны с микенскими центрами и укоренились в доисторические времена. [22] Тем не менее, по мнению Вальтера Буркерта , иконография критского дворцового периода почти не дала подтверждения всем этим теориям; ничто не указывает на быка, сексуальные символы отсутствуют, а единственный отпечаток Кносской печати, изображающий мальчика под овцой, считается скудным свидетельством мифа о детстве Зевса. [6]

  1. ^ Роберт Акерман, 1991. Введение в книгу Джейн Эллен Харрисон «Пролегомены к изучению греческой религии» , xv.
  2. ^ Ф. Граф, Греческая мифология , 9.
  3. ^ Jump up to: а б "миф". Британская энциклопедия . 2002.
  4. ^ Д. Аллен, Структура и творчество в религии , 9.
    * Р. А. Сигал, Теоретизируя о мифе , 16.
  5. ^ Jump up to: а б Р. Сигал, Романтическое обращение Джозефа Кэмпбелла , 332–335.
  6. ^ Jump up to: а б В. Буркерт, Греческая религия , 24.
  7. ^ Р. Колдуэлл, Психоаналитическая интерпретация греческого мифа , 344.
  8. ^ «Греческая мифология». Британская энциклопедия . 2002.
  9. ^ К. Юнг, Психология детского архетипа , 85.
  10. ^ Р. А. Сигал, Теоретизируя о мифе , 69.
  11. ^ Ф. Граф, Греческая мифология , 38.
  12. ^ Т. Булфинч, Греческая и римская мифология Булфинча , 241.
  13. ^ Т. Булфинч, Греческая и римская мифология Булфинча , 241-242.
  14. ^ Т. Булфинч, Греческая и римская мифология Булфинча , 242.
  15. ^ Д. Аллен, Религия , 12.
  16. ^ HI Полеман, Обзор , 78-79.
  17. ^ А. Уинтерборн, Когда заговорили норны , 87.
  18. ^ Р. А. Сигал, Греческое вечное дитя , 64 года.
  19. ^ М. Рейнхольд, Разрыв поколений в древности , 349.
  20. ^ Л. Эдмундс, Подходы к греческому мифу , 184.
  21. ^ В. Буркерт, Греческая религия , 23.
  22. ^ М. Вуд, В поисках Троянской войны , 112.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7461304dc24f66ed110ec09e21e6eca4__1707421860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/a4/7461304dc24f66ed110ec09e21e6eca4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Modern understanding of Greek mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)