Адония

Адония Древней ( греч . Ἀδώνια ) — праздник, который ежегодно отмечали женщины в Греции, чтобы оплакать смерть Адониса , супруга Афродиты . Лучше всего это засвидетельствовано в классических Афинах , хотя другие источники предоставляют доказательства ритуального траура Адониса в других частях греческого мира, включая эллинистическую Александрию и Аргос во втором веке нашей эры.
По словам Ронды Р. Симмс в ее статье «Траур и общение в Афинской Адонии», празднование Адонии было единственным свидетельством, которое было найдено о поклонении Адонису в Афинах по состоянию на 1997 год. Там не было храмов, статуй, или священники, поклоняющиеся Адонису. [1]
Афинский фестиваль
[ редактировать ]В Афинах Адония проходила ежегодно. [2] и был организован и отмечен женщинами. Это был один из многих афинских фестивалей, которые отмечались исключительно женщинами и затрагивали сексуальные или репродуктивные темы; среди других были Фесмофория , Халоа и Скира . [3] Однако, в отличие от других фестивалей, Адония не была организована государством и не входила в официальный государственный календарь религиозных праздников. [4] Фактически, не было обнаружено его празднования ни официальными культами, такими как культ Бендиса, ни иностранными культами, участниками которых были в основном неместные жители, такие как Исида. [5] Проститутки, респектабельные женщины, неграждане и граждане одинаково праздновали Адонию. [6]
Кроме того, в отличие от Фесмофории, Адония никогда не отмечалась в отведенном для этого месте. [5] Во время фестиваля афинские женщины выходили на крыши своих домов. Они танцевали, пели и ритуально оплакивали смерть Адониса . Они посадили «Сады Адониса» — семена салата и фенхеля, посаженные в черепки, — которые проросли, прежде чем увядать и умирать. После празднования на крыше женщины выходили на улицы с садами Адониса и его маленькими изображениями; Затем они устроили имитацию похоронной процессии, а затем ритуально захоронили изображения и остатки садов в море или в источниках. [7] Обряды, наблюдаемые во время фестиваля, не имеют аналогов в древнегреческой религии; как и сам Адонис, они, вероятно, возникли на Ближнем Востоке. [8]
Дата
[ редактировать ]Дата Адонии в Афинах неизвестна, поскольку древние источники противоречат друг другу. Аристофан в своей «Лисистрате» описывает фестиваль ранней весной 415 г. до н.э., когда Сицилийская экспедиция была предложена ; Плутарх назначает фестиваль накануне отплытия экспедиции, в середине лета того же года. [2] «Исследование Теофраста о растениях» Платона (Περι φυτων ιστορια) и «Федр» часто воспринимаются как свидетельство того, что Адония празднуется летом. [9] В Египте и Сирии в римский период Адония совпадала с восходом звезды Сириус в конце июля. Поскольку Сицилийская экспедиция отплыла в июне 415 года, это противоречит датировке Адонии как Аристофаном, так и Плутархом; Афинская Адония, должно быть, праздновалась в другое время. [10]
Современные ученые расходятся во мнениях относительно того, какой из этих источников верен. Многие согласны с Плутархом и проводят фестиваль примерно в середине лета, хотя Диллон утверждает, что размещение Аристофана фестиваля ближе к началу весны «без сомнения» правильно. [2] Некоторые ученые, такие как Джеймс Фредал, предполагают, что на самом деле не было фиксированной даты празднования Адонии. [11]
Сады Адониса
[ редактировать ]
Главной особенностью фестиваля в Афинах были «Сады Адониса». [12] осколки терракоты, в которые были посеяны семена салата и фенхеля. [6] Эти семена проросли, но вскоре засохли и погибли. [6] Хотя большинство ученых утверждают, что эти сады засохли из-за летней жары, [13] Диллон, который считает, что Адония проводилась весной, говорит, что вместо этого растения потерпели неудачу, потому что они не смогли укорениться в неглубокой почве, удерживаемой терракотовыми черепками. [6] В подтверждение этого он цитирует Диогениана : [14] который говорит, что в Садах Адониса саженцы «быстро вянут, потому что не прижились». [15] В Древней Греции фраза «Сады Адониса» в пословице использовалась для обозначения чего-то «тривиального и расточительного». [12]
Символика Садов Адониса также широко обсуждается: согласно Джеймсу Джорджу Фрейзеру, Сады Адониса должны были быть своего рода ритуалом, проводимым для того, чтобы обеспечить хороший урожай, чтобы настоящие посевы росли быстро, как маленькие сады. [16] Для Джона Дж. Винклера сады были символом того, что у людей очень мало сил, когда дело касается регенерации растений или людей. [17] [18]
Цели садов
[ редактировать ]Также были споры о том, что женщина сделала с садами. Большинство полагает, что они разбили сады на своих крышах, чтобы они засохли и умерли, чтобы символизировать то, как Адонис «пророс и быстро умер». Симмс считает, что сады были созданы для использования в качестве погребальных носилок для размещения маленьких изображений Адониса. Эти маленькие изображения были созданы для того, чтобы женщинам было на чем сосредоточить свой траур, потому что весь этот фестиваль должен быть посвящен скорби. потеря самого Адониса. [19]
За пределами Афин
[ редактировать ]За пределами Афин празднование Адониса засвидетельствовано в эллинистической Александрии, в » Феокрита «15-й идиллии . Говорят, что «Идиллия 15» является самым старым из сохранившихся на сегодняшний день рассказов об Адонии. [20] Праздник, описанный Феокритом, в отличие от отмечавшегося в Афинах, был культом, пользующимся покровительством государства. [21] Он включал в себя ежегодный конкурс женщин, поющих панихиды по Адонису. [22] Обряды оплакивания смерти Адониса также засвидетельствованы в Аргосе во втором веке нашей эры: греческий географ Павсаний описывает женщин Аргоса, оплакивающих смерть Адониса в святилище внутри храма Зевса Сотера. [23] Также во втором веке в книге «О сирийской богине» , приписываемой Лукиану , описывается Адония, празднуемая в Библосе . На этом фестивале не упоминаются Сады Адониса, но в празднованиях участвуют ритуальная проституция и мистериальные обряды. Лориалан Рейтцаммер утверждает, что фестиваль, описанный Лукианом, был привезен в Сирию из Греции, а не имеет коренного сирийского происхождения. [24]
Финикийский текст Табличек Пирги (западно-центральная Италия), по-видимому, указывает на то, что поминовение смерти Адониса было важным обрядом в Центральной Италии, то есть, если, как принято считать, финикийская фраза bym qbr ʼlm «в день погребения божества» относится к этому обряду. Это утверждение было бы еще более подкреплено, если бы можно было принять недавнее заявление Шмидца о том, что финикийская фраза bmt n' bbt означает «после смерти () Красавчика (единого) [= Адониса]». [25] Вместе со свидетельствами об обряде Адонаи в Liber Linteus в 7-й колонке существует большая вероятность того, что этот ритуал практиковался в (по крайней мере) южной части Этрурии, по крайней мере, примерно с 500 г. до н. э. до второго века до н. э. (в зависимости от о датировке Liber Linteus). Liber Linteus, кажется, также поддерживает дату проведения этого ритуала в июле. Сам Адонис, похоже, не упоминается напрямую ни в одном из сохранившихся языков ни в одном тексте. В римском мире праздник отмечался 19 июля. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Симмс 1997 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с Диллон 2003 , с. 1.
- ^ Гофф 2004 , с. 121.
- ^ Диллон 2002 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Симмс 1997 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с д Диллон 2002 , с. 165.
- ^ Фредал 2002 , с. 602.
- ^ Бернетт 2012 , с. 187.
- ^ Диллон 2003 , стр. 8–9.
- ^ Диллон 2003 , с. 7.
- ^ Фредал 2002 , с. 603.
- ^ Jump up to: а б Гофф 2004 , с. 58.
- ^ Диллон 2002 , с. 166.
- ^ Диллон 2003 , с. 4.
- ^ Диогениан, Притчи Демодея, 1.14.
- ^ Фрейзер 2012 , стр. 236–237.
- ^ Кеулс 1991 .
- ^ Симмс 1997 , с. 128.
- ^ Симмс 1997 , с. 129.
- ^ Смит 2017 .
- ^ Диллон 2003 , с. 2.
- ^ Диллон 2002 , с. 163.
- ^ Диллон 2003 , стр. 2–3.
- ^ Райтзаммер 2016 , с. 28.
- ^ Шмидц, Филип Ч. « Семпер Пирги : опровержение и переоценка финикийского текста» в Le lamine di Pyrgi: Новые исследования надписей на этрусском и финикийском языках к пятидесятой годовщине открытия , ред. Винченцо Беллелли и Паоло Кселла. Верона, 2016. С. 33-43
- ^ Liber Linteus Zagrabiensis. Льняная книга Загреба: комментарий к самому длинному этрусскому тексту. Автор: Л. Б. ВАН ДЕР МЕЕР. (Монографии по античности.) Лувен: Петерс, 2007, с. 120-121
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бернетт, Энн (2012). «Бордели, мальчики и афинская Адония». Аретуза . 45 (2): 177–194. дои : 10.1353/are.2012.0010 . S2CID 162809295 .
- Диллон, Мэтью (2002). Девушки и женщины в классической греческой религии . Лондон: Рутледж. ISBN 0415202728 .
- Диллон, Мэтью (2003). « Горе Адонису – но весной, а не летом». Гермес . 131 (1).
- Фрейзер, Джеймс Джордж (2012) [1914]. Золотая ветвь . Том. 5 (3-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781139207522.013 . ISBN 978-1-139-20752-2 .
- Фредал, Джеймс (2002). «Герм Чопперс, Адония и риторическое действие в Древней Греции». Колледж английского языка . 64 (5): 590–612. дои : 10.2307/3250755 . JSTOR 3250755 .
- Гофф, Барбара (2004). Гражданка Вакханка: женская ритуальная практика в Древней Греции . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520239989 .
- Кеулс, Ева К. (1991). «Обзор: Джон Дж. Винклер, Ограничения желания: антропология пола и гендера в Древней Греции » . Американский исторический обзор . 96 (4). дои : 10.1086/ahr/96.4.1174-a . ISSN 1937-5239 .
- Райтзаммер, Лауриалан (2016). Афинская Адония в контексте . Мэдисон: Издательство Висконсинского университета. ISBN 9780299308209 .
- Симмс, Ронда Р. (1997). «Скорбь и община в Афинской Адонии» . Классический журнал . 93 (2): 121–141. ISSN 0009-8353 . JSTOR 3298134 .
- Смит, Тайлер Джо (2017). «Обзор: Лауриалан Райтзаммер, Афинская Адония в контексте: Фестиваль Адониса как культурная практика » . Обзор религиоведения . 43 (2): 163–164. дои : 10.1111/rsr.12953 . ISSN 0319-485X .