Стасис (Древняя Греция)
В истории политической стазис ( древнегреческий : στάσις в смысле «фракция, раздор»; множественное число: staseis ) относится к эпизоду гражданской войны внутри древнегреческого города-государства или полиса . Это было результатом противостояния между группами граждан, борющихся за конституцию города или за социальные и экономические проблемы. [1] Стасеи были эндемичны по всему древнегреческому миру, в материковой Греции, а также в колониях Великой Греции . С 19 эпизодами междоусобиц между 650 и 214 годами до нашей эры Сиракузы на Сицилии были городом с наибольшим количеством зарегистрированных стасей . [2]
Стасис в Древней Греции
[ редактировать ]На протяжении веков застой был важным фактором в греческой истории, и не только в Афинах: почти каждый крупный полис страдал от насильственного застоя хотя бы один раз между шестым и первым веками до нашей эры, а многие и не раз (Lintott 1982; Gehrke 1985; Berger 1992). Утверждалось, что греческие города были в значительной степени умиротворены только в конце эллинистической эпохи с созданием Римской империи (Börm 2019). Историки давно признали важность застоя и обсудили вопрос о причинах застоя. Предлагаемые объяснения можно свести к трем моделям:
- Некоторые ученые полагают, что вспышки насилия в полисе были вызваны прежде всего вовлечением сторон во внешние конфликты. Согласно этой модели, застой был, таким образом, побочным продуктом межгосударственного конфликта (например, Эберхард Рушенбуш ).
- Второе объяснение определяет экономическое неравенство, социальную напряженность и классовую борьбу как настоящие корни застоя. Ученые, которые следовали этой модели, особенно известные в британских исследованиях (например, GEM de Ste. Croix ), утверждают, что древние действующие лица выдвигали другие причины, в частности, борьбу между олигархами и демократами, чтобы придать идеологическую видимость конфликтам, которые носили в первую очередь экономический характер. природа.
- Сторонники третьей модели согласны со второй, поскольку они также считают, что реальные мотивы исторических действующих лиц часто скрывались. Однако такие ученые, как Ханс-Иоахим Герке и Хеннинг Бёрм, утверждают, что застой был, по сути, продуктом борьбы за власть между полисными элитами: конкурирующие фракции мобилизовали граждан просто как пешки в своей борьбе против своих соперников, которые сами были членами элиты. Согласно этой точке зрения, мотивами насильственной эскалации конфликтов часто были честь и месть.
Аристейен идеал -
[ редактировать ]Согласно « Илиаде» , целью всех людей чести в архаической Греции было «всегда быть первым и превосходить других». [3] Этот идеал получил название aristeuein — или aristeia — идеала. Во времена Гомера этот идеал главным образом основывался на навыках выступления и боя и включал мудрость, сдержанность, верность и храбрость (например, ведение армии в первом ряду). На протяжении десятилетий престиж, который был необходимым условием мощи, основывался на ораторских способностях и военных доблестях. Это верно для случаев Солона и Писистрата Геродота . [4] и Аристотелем в « Афинеоне Политеи» . [5] Кроме того, успех на Олимпийских играх , особенно в области гонок на четверках, был мирным способом завоевания престижа. [6]
Стазис в архаичных Афинах
[ редактировать ]Поскольку в древних Афинах до Солона не было четкого государственного порядка или инструментов власти, принадлежавших только государству, аристократы жестоко конкурировали за должности и собственность. [7] В результате, поскольку методы становились все более жестокими, аристократы и их ойкои (семьи и последователи) были вовлечены в гражданскую борьбу друг против друга. В начале VI века ситуация ухудшилась. [8] аристократы так что афинские сделали Солона законодателем и арбитром. Результатом стали Солонские реформы . С тех пор термин tyrannos (тиран) стал все больше ассоциироваться с насилием и беззаконной мощью, и это развитие принесло плоды только после смерти преемника Солона, тирана Писистрата .
После ухода Солона из афинской политики борьба за власть продолжалась, поскольку афинское общество еще не было готово к твердому государственному порядку. [9] При режиме Писистрата застой , похоже, продолжался, но только в отношении обвинений при тиране, таким образом обезопасив его, умиротворив других аристократов, и приучив их к фиксированным обвинениям, предъявляемым правителем, что подготовило почву для реформ Клисфена . . Так, аристократам вроде Каллия и Кимона приходилось бороться за престиж, побеждая в Олимпии или хвастаясь своим богатством, а не становясь тиранами, а Мильтиад Старший эмигрировал из Афин и стал главой апойкии . [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бергер: Революция и общество , с. 10.
- ^ Бергер: Революция и общество , с. 34. Бергер записывает 72 стасеи для всех городов Великой Греции.
- ^ Илиада 6, 208.
- ^ 1,60
- ^ 2.1
- ^ Геродот (5, 71 [1] ) упоминает об этом, представляя Кайлона.
- ^ Алкей пишет около 600 г. до н.э.: «Деньги - это человек», в то время как и Гесиод , и Солон упоминают аристократов, безжалостно пытавшихся увеличить свое богатство в 7 веке до н.э.
- ^ Плутарх : Солон, 13, см. также Athenaion Politeia : 5,1 [2]
- ^ Снейк-Шёнинген, с. 32
- ^ Геродот (6,34)
Библиография
[ редактировать ]- Моше Берент: Стасис, или греческое изобретение политики . В: История политической мысли, 19, 1998, стр. 331 и далее.
- Шломо Бергер: Революция и общество в греческой Сицилии и Южной Италии . Штутгарт 1992.
- Иэн Брюс: Гражданская война в Коркире 427 г. до н.э. В: Phoenix 25, 1971, стр. 108 и далее.
- Хеннинг Бёрм: Стазис в постклассической Греции. Дискурс гражданской борьбы в эллинистическом мире . В: Хеннинг Бёрм, Нино Лураги (ред.): Полис в эллинистическом мире . Штутгарт 2018, стр. 53 и далее. онлайн .
- Хеннинг Бёрм: Убийство сограждан. Застой и гражданская война в греческих полисах эллинизма (= отдельные сочинения Historia 258). Штутгарт 2019.
- Ханс-Йоахим Герке : Стазис. Исследования внутренних войн в греческих государствах V и IV веков до нашей эры. до нашей эры (= Вестигия 35). Мюнхен 1985.
- Бенджамин Грей: Стазис и стабильность . Оксфорд 2015.
- Могенс Герман Хансен: Стазис как существенный аспект полиса. В: М.Х. Хансен, Т.Х. Нильсен (ред.): Опись архаических и классических полисов. Оксфорд, 2004, стр. 124 и далее.
- Ник Фишер: Гибрис, месть и застой в греческих городах-государствах. В: Х. ван Вис (ред.): Война и насилие в Древней Греции. Лондон, 2000, стр. 83 и далее.
- Эндрю Линтотт : Насилие, гражданская борьба и революция в классическом городе 750–330 гг. До н.э. Лондон 1982.
- Дирк Лоенен: Стазис. Некоторые аспекты концепций партийной и классовой борьбы в Древней Греции . Амстердам 1953 год.
- Николь Лоро: Разделенный город. Нью-Йорк 2002.
- Джонатан Дж. Прайс: Фукидид и внутренняя война. Кембридж, 2001.
- Эберхард Рушенбуш: Исследования государства и политики в Греции. С 7-го по 4-й век до н.э. Бамберг 1978.
- GEM де Сте. Круа : Классовая борьба в древнегреческом мире . Лондон 1981.
- Ханс ван Вис: «Стазис, разрушитель людей»: Масса, элита, политическое насилие и безопасность в архаической Греции. В: К. Брелаз и др. (ред.): Коллективная безопасность и общественный порядок в древних обществах . Женева, 2008 г., стр. 1–39.
- Рональд Л. Вид: Аристотель о стазисе. Моральная психология политического конфликта. Берлин 2007.
- Алоис Винтерлинг: Концепция полиса и теория стазиса Энея Тактика . К вопросу о границах греческих полисных обществ в IV веке до нашей эры. . В: Historia 40, 1991, стр. 195 и далее
- Джорджио Агамбен : Стазис: Гражданская война как политическая парадигма . Homo Sacer II, 2. Стэнфорд, 2015.