Левкипп
Левкипп | |
---|---|
Рожденный | V век до нашей эры |
Эра | Досократическая философия |
Школа | Атомизм |
Известные студенты | Демокрит |
Язык | Древнегреческий |
Основные интересы | Метафизика , космология |
Левкипп ( / l uː ˈ s ɪ p ə s / ; Λεύκιππος , Leúkippos ; эт. 5 век до н. э. ) был -досократиком греческим философом . Его традиционно считают основателем атомизма , который он разработал вместе со своим учеником Демокритом . Левкипп разделил мир на две сущности: атомы, неделимые частицы, из которых состоят все вещи, и пустоту , небытие, существующее между атомами. Он разработал свою философию как ответ элеатам , которые считали, что все вещи едины и пустоты не существует. Идеи Левкиппа оказали влияние на античности и философию Возрождения . Левкипп был первым западным философом, разработавшим концепцию атомов, но его идеи имеют лишь поверхностное сходство с современной атомной теорией .
Атомы Левкиппа имеют бесконечное множество форм и существуют в постоянном движении, создавая детерминированный мир, в котором все вызвано столкновениями атомов. Левкипп описал начало космоса как вихрь атомов , образовавших Землю, Солнце, звезды и другие небесные тела. Поскольку Левкипп считал и атомы, и пустоту бесконечными, он предполагал, что другие миры должны существовать, поскольку космосы формируются где-то еще. Левкипп и Демокрит описали душу как совокупность сферических атомов, которые циркулируют по телу посредством дыхания и создают мысли и сенсорную информацию.
Единственные записи о Левкиппе принадлежат Аристотелю и Теофрасту , древним философам, жившим после него, и о его жизни мало что известно. Большинство ученых согласны с тем, что Левкипп существовал, но некоторые ставят это под сомнение, вместо этого приписывая его идеи исключительно Демокриту. Современные философы редко различают свои идеи. Левкиппу приписывают две работы ( «Великая мировая система» и «О разуме» ), но все его сочинения утеряны, за исключением одного предложения.
Жизнь [ править ]
О жизни Левкиппа почти ничего не известно. [1] Он родился в первой половине V века до нашей эры и предположительно разработал философию атомизма в 430-х годах до нашей эры, но точные даты неизвестны. [2] Хотя Левкипп был современником философа Сократа , его относят к категории досократических философов , поскольку он продолжил досократовскую традицию физических исследований, начавшуюся с милетских философов . [3] Традиционно считается, что Левкипп был учеником Зенона Элейского . [4] хотя различные древние записи предполагают, что Мелисс Самосский , Парменид и Пифагор были возможными наставниками Левкиппа. [5] Никаких учеников Левкиппа, кроме Демокрита, не было утверждено. [6] Эпикур описывается как ученик Левкиппа, но также говорят, что Эпикур отрицал существование Левкиппа. [7]
Милет , Элея и Абдера были предложены как места, где жил Левкипп, но они, скорее всего, описаны как его родной город из-за их ассоциаций с другими философами: Милет был связан с Ионической школой , которая оказала влияние на Левкиппа, Элея была связана с Элейские философы, которым бросил вызов Левкипп, и Абдера были домом его ученика Демокрита. [6] [8] Некоторые классики 20-го века, такие как Вальтер Кранц и Джон Бернет, предположили, что он жил во всех трех городах - что он родился в Милете, затем учился у Зенона в Элее, а затем поселился в Абдере. [9]
Философия [ править ]
Атомы [ править ]
Левкиппу приписывают развитие философской школы атомизма . Он предположил, что все вещи состоят из микроскопических неделимых частиц, которые взаимодействуют и объединяются, образуя все вещи мира. [10] [11] Атомы, постулированные Левкиппом, бывают бесконечно многих форм и размеров, хотя размер и форма каждого атома фиксированы и неизменны. Они находятся в состоянии постоянного движения и постоянно меняют расположение друг друга. [12] [13] Он рассуждал, что должно быть бесконечное количество типов атомов, потому что нет причин, по которым их не должно быть. [14] [15]
По словам философа 4-го века до нашей эры Аристотеля , Левкипп утверждал, что логически во всем должны быть неделимые точки. Его аргументация заключалась в том, что если бы объект был полностью составлен из делимых точек, то он не имел бы никакой структуры и был бы неосязаемым. [16] [17] Левкипп развивал атомизм вместе со своим учеником Демокритом ; [10] [11] в то время как Левкиппу приписывают создание этой философии, считается, что Демокрит развил ее и применил к явлениям природы. [18]
Левкиппу приписывают две работы: «Великая мировая система» и «О разуме» . [10] [19] Первая, возможно, первоначально называлась «Мировая система» Демокрита , а затем была переименована, чтобы избежать путаницы с «Маленькой мировой системой» . Левкиппа «Великую мировую систему» иногда приписывают Демокриту. [20] лишь один дошедший до нас фрагмент Левкиппу приписывают , взятый из «На уме» : «Ничто не происходит случайно, но все по причине и по необходимости». [21] [22] Левкипп считал, что все должно происходить детерминировано , поскольку положения и движения атомов гарантируют, что они столкнутся определенным образом. [23] [24] ссылаясь на принцип причинности . [25] Это напоминало аргумент философа 6-го века до нашей эры Анаксимандра о том, что движение создается различиями, и позже он был систематизирован философом 17-го века Готфридом Вильгельмом Лейбницем с помощью принципа достаточного основания . [26] Левкипп отверг идею существования разумной силы, управляющей вселенной. [27]
Элеатика и пустота [ править ]
Атомизм Левкиппа был прямым ответом на элеатскую философию . Элеаты считали, что ничто, или пустота , не может существовать само по себе. Они пришли к выводу, что если нет пустоты, то нет и движения и все вещи должны быть едины . [28] [29] Левкипп согласился с их логикой, но сказал, что пустота действительно существовала, и поэтому он был способен принять существование движения и множественности . [30] [31] Как и элеаты, Левкипп считал, что все существует в вечном состоянии и ничто не может возникнуть или исчезнуть, применяя это как к атомам, так и к пустоте. [32] [33] Аристотель описал Левкиппа как говорящего, что атомы не являются дополнением к пустоте, а что атомы и пустота — это две противоположности, существующие рядом друг с другом. [32] Философ VI века нашей эры Симплиций Киликийский также писал об этой идее, но приписал ее Демокриту. [34] По словам христианского писателя Лактанция , Левкипп сравнил атомы с частицами летающей пыли, видимыми при солнечном свете. [35]
Атомизм Левкиппа сохранил представления о реальности, развитые элеатами, но применил их к физическому объяснению мира. [30] [36] Отойдя от абстрактных точек и единиц геометрии, он сформировал возможное решение парадоксов движения, созданных Зеноном Элейским , который считал, что неделимость делает движение невозможным. [37] [38] Левкипп также оспорил элеатский аргумент против делимости: любой разделитель между двумя объектами также можно разделить. Он утверждал, что пустота — это разделитель, который не имеет бытия и поэтому не может быть разделен. [39] Хотя Левкипп описал атомы как способные соприкасаться друг с другом, Аристотель понимал, что это означает, что атомы находятся рядом друг с другом, поскольку Левкипп утверждал, что между всеми атомами должна существовать пустота. [31] [40]
Душа и восприятие [ править ]
Левкипп и Демокрит предположили, что тепло, огонь и душа состоят из сферических атомов, поскольку эта форма позволяла им проходить мимо друг друга и заставляла остальных двигаться более эффективно. Они верили в физическую душу, которая приводит в движение живые существа, и описывали дыхание как процесс изгнания атомов души и поглощения новых. [41] Смерть тогда совпадает с последним вздохом, поскольку атомы души больше не пополняются. Сон — похожее состояние, при котором в теле находится уменьшенное количество атомов души. [42]
Левкипп был первым философом, описавшим теорию мышления и восприятия . [43] Он описал сенсорную информацию как передачу между атомами, возникающую, когда внешние атомы вступают в контакт с атомами души. [44] Левкипп сказал, что зрение обусловлено пленкой атомов, испускаемой объектом, сохраняющей форму своих атомов и создающей отражение объекта в глазу зрителя. Его описание видения было вдохновлено Эмпедоклом , который сформировал аналогичную концепцию объектов, излучающих пленки самих себя. [45] Левкипп утверждал, что такие понятия, как цвет и текстура, создаются различным расположением атомов, а абстрактные понятия, такие как справедливость и мудрость, создаются посредством расположения атомов души. [46]
По словам Епифания, Левкипп сказал, что разумное знание невозможно получить и существует только необоснованная вера . [47] Писатель XX века Константин Вамвакас сказал, что Левкипп отверг это убеждение и что его придерживался элейский философ Парменид. Согласно Вамвакасу, Левкипп и Демокрит «верят, что чувственный опыт, каким бы ограниченным он ни был, представляет собой объективное знание физического мира». [48] Ученый 20-го века CCW Тейлор сказал, что «у нас нет доказательств того, что Левкипп интересовался эпистемологическими вопросами». [49]
Космология [ править ]
Левкипп говорил, что пустота простирается бесконечно, охватывая всю Вселенную. Он также сказал, что существует бесконечное количество атомов, разбросанных по пустоте. Земля и космос , включая Солнце, Луну, звезды и все остальное, видимое в ночном небе, существуют вместе в пустоте. [50]
Левкипп сказал, что космос был создан, когда большая группа атомов собралась вместе и закружилась в вихре. Они перемещались друг вокруг друга, пока не были отсортированы «нравится-нравится». Более крупные атомы собрались в центре, а более мелкие были отодвинуты к краям. Меньшие атомы стали небесными телами космоса. Более крупные атомы в центре объединились в мембрану, из которой образовалась Земля. [51] [52] Древние писатели расходились во мнениях относительно того, что имел в виду Левкипп, когда описывал мембрану: Аэций говорил, что меньшие атомы были частью мембраны, заключая в себе более крупные атомы, но Диоген Лаэртский говорил, что более крупные атомы сами образуют мембрану, а меньшие из нее исключаются. [52] Левкипп также верил, что в других частях пустоты существуют далекие космосы; это делает его первым известным философом, предположившим существование других миров помимо Земли, хотя некоторые древние доксографы приписывали эти идеи более ранним ионийским философам . [53]
Как и другие философы-досократики, Левкипп считал, что Земля находится в центре космоса. [54] Он сказал, что другие небесные тела вращаются вокруг Земли, причем Луна находится ближе всего к Земле, а Солнце — дальше всего. [55] Он описал звезды как вращающиеся быстрее всех. [56] Первоначально звезды были «влажными и мутными», но затем высохли, а затем загорелись. [57]
Левкипп перенял идею ионийских философов о том, что Земля плоская. [53] По словам Аэция, Левкипп считал Землю «барабанной», с плоской поверхностью и некоторой глубиной. [56] Он сказал, что плоская Земля наклонена по своей горизонтальной оси так, что юг находится ниже севера, объясняя это тем, что северный регион холоднее, чем южный, а холодный уплотненный воздух севера может лучше выдерживать вес Земли, чем теплый разреженный воздух юга. [58] Аэций также рассказывает о объяснении Левкиппом грома: он возникает из-за того, что огонь сжимается в облаках, а затем вырывается наружу. [59]
Многих ранних философов смущал тот факт, что земные объекты падали вниз, тогда как небесные двигались по искривленной траектории. Это побудило многих из них поверить в неземное вещество, из которого состоят небесные тела. С помощью своей модели космоса Левкипп смог объяснить, почему эти сущности движутся по-разному, хотя они состоят из одного и того же вещества. [60] Левкипп не дал объяснений того, как началось движение, за что его критиковал Аристотель. [61] [62] Неясно, считал ли Левкипп вихри возникающими случайно или детерминированным результатом. [63]
Наследие [ править ]
Древняя Греция [ править ]
Современное понимание роли Левкиппа в развитии атомизма исходит из сочинений древнегреческих философов Аристотеля и Теофраста . [64] Запись Аристотеля о философии Левкиппа и Демокрита в IV веке до нашей эры является старейшим сохранившимся источником по этому вопросу. [65] хотя он не различал, кто какие атомистические идеи развивал. [28] [29] Аэций также писал о Левкиппе, но это было намного позже времен самого Левкиппа и являлось производным от предыдущих сочинений на эту тему. [66] Некоторые более поздние истории философии полностью опустили Левкиппа. [67] С древних времен Левкипп томился в безвестности по сравнению с Демокритом. [10] [11] и со времен самых ранних записей атомистической мысли было обычной практикой рассматривать идеи Левкиппа и Демокрита коллективно, а не пытаться различать их. [28] [29]
Атомистическая философия Левкиппа и Демокрита на протяжении веков влияла на греческую философию, особенно на работы Аристотеля и Эпикура. [68] Аристотель критиковал атомизм. Он задавался вопросом, почему камень должен падать, а огонь подниматься, если они оба сделаны из одного и того же материала. [69] Согласно Диогену Лаэртскому , Диогеном Аполлонийским могла быть вдохновлена Левкиппом. интерпретация пустоты [70] [71] Платон исследовал космологические идеи, подобные идеям Левкиппа в диалоге «Тимей» . [72]
Современная эпоха [ править ]
Древний атомизм возродился в 16-17 веках. [73] [74] особенно сторонники механической философии, такие как Пьер Гассенди (1592–1655) и Роберт Бойль (1627–1691). [75] Тем не менее, на практике химики-экспериментаторы, такие как Бойль, скорее полагались на традицию корпускуляризма , которая развилась в средневековой алхимии и в конечном итоге восходит к таким работам, как «Метеорология IV» Аристотеля . [76] На протяжении всего XVIII века химики работали независимо от философского атомизма, который изменился только тогда, когда Джон Дальтон (1766–1844) предложил форму атомизма, основанную на химическом эксперименте. [75]
Хотя идеи Левкиппа образуют важный исторический прецедент для концепции атома в целом, они имеют лишь поверхностное сходство с современной атомной теорией . Философия Левкиппа была гипотезой, основанной на априорных доказательствах, в то время как современная атомная теория поддерживается эмпирическими данными, полученными с помощью научного метода . [77] [78] Основное практическое различие между атомизмом Левкиппа и современной атомной теорией заключается во введении нематериальных явлений, таких как эквивалентность массы и энергии и фундаментальных сил . Вместо чисто материальных атомов Левкиппа современная атомная теория показывает, что фундаментальные силы объединяют субатомные частицы в атомы и связывают атомы вместе в молекулы . [79] Физик 20-го века Вернер Гейзенберг Платона утверждал, что теория форм была ближе к пониманию физики 20-го века, чем концепция атомов Левкиппа, говоря, что современные атомы больше похожи на неосязаемые платоновские формы, чем на дискретные материальные единицы Левкиппа. [80]
Левкиппа Стипендия
Современная философия обычно больше интересуется концепцией атомов Левкиппа, чем его космологией. [81] Были созданы две основные системы, чтобы отличить Левкиппа и Демокрита. Философ 20-го века Адольф Дюрофф разработал ряд различий между Левкиппом и Демокритом: он предположил, что Левкипп был ответственен за атомистический ответ элеатам, в то время как Демокрит отвечал софистам , и что Левкипп был космологом, а Демокрит был эрудитом . . [6] Классик 20-го века Сирил Бейли предложил другую систему, чтобы различать двух философов, приписывая атомизм и веру в пустоту Левкиппу, а «Великую космологию» Демокриту как приложение философии Левкиппа. [82] В отличие от Демокрита, Левкипп, как известно, изучал только космологию и физику. [65]
Историчность [ править ]
По словам Диогена Лаэртского, Эпикур утверждал, что Левкипп никогда не существовал, и это утверждение вызвало обширные философские дебаты. [10] [19] Большинство современных философов согласны с тем, что Левкипп существовал, но существуют разногласия относительно того, можно ли существенно отличить его работу от работы Демокрита. [66] В 2008 году философ Дэниел Грэм написал, что с начала 20 века не было создано никаких значительных работ по историчности Левкиппа, утверждая, что «недавние исследования имеют тенденцию избегать этого вопроса, насколько это возможно». [64]
Ученые, утверждающие, что Левкипп существовал, утверждают, что он учил только устно или что любые написанные им произведения никогда не предназначались для публикации. [6] Классик 20-го века Джон Бёрнет предложил альтернативное прочтение утверждений Эпикура, согласно которому Эпикур, возможно, говорил, что Левкипп не заслуживал обсуждения как философ, а не то, что он буквально не существовал. [83] В поддержку этого аргумента можно привести то, что Эпикур считал этику основой философии, а у Левкиппа не было учений по этому предмету. [84] Среди ученых, которые выступают против существования Левкиппа, были предложены альтернативные идеи: Левкипп мог быть псевдонимом Демокрита или персонажем диалога . [6] Среди современных учёных, отвергших существование Левкиппа, — Эрвин Роде , Пол Наторп , Пол Таннери , П. Боковнью, Эрнст Ховальд , Герман Де Лей , [66] Адольф Бригер и Вильгельм Нестле . [5]
Существование Левкиппа было проблемой в немецкой философии XIX века, где оно породило дебаты между Роде, Наторпом и Германом Александром Дильсом . Род считал, что даже во времена Эпикура не было никаких доказательств существования Левкиппа, и поэтому не было смысла приписывать атомизм Демокрита неизвестной фигуре, такой как Левкипп, отвергая версию Теофраста. Наторп также отвергал утверждение, что Диогену Аполлонийскому предшествовал Левкипп. Дильс подтвердил рассказ Теофраста и написал статьи, критикующие Рода и Наторпа. [85] Проблема была настолько серьезной, что ей дали собственное название на немецком языке: die Leukipp-frage ( в переводе «проблема Левкиппа» ). [5] [86]
Работает [ править ]
Левкиппу приписывают две работы. [87]
- Мегас ( Диакосмос в переводе — Великая Мировая Система , [8] [88] Великая Космология , [19] или Великий мировой порядок [89] )
- ( переводе Пери Ноу в «На уме ») – в этот труд входит единственный сохранившийся фрагмент, написанный Левкиппом: «Никакие деньги не делаются просто так, но всегда по разуму и по необходимости». [90] ( перев. «Ничто не происходит случайно, а все по причине и по необходимости». ) [21] [22]
См. также [ править ]
- Канада - древнеиндийский философ, который также разработал раннюю атомистическую философию.
Примечания [ править ]
- ^ Грэм 2008 , с. 335; Маккирахан 2011 , с. 303; Серри 2016 , с. 12.
- ^ Кирк и Рэйвен 1957 , с. 402; Хаспер 2014 , с. 65; Маккирахан 2011 , с. 203
- ^ Хасси 1972 , стр. 141–142.
- ^ Вамвачас 2009 , с. 210; Кирк и Рэйвен 1957 , с. 401; Барнс 2012 , с. 306.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Серри 2016 , с. 13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Грэм 2008 , с. 335.
- ^ Барнс 2012 , с. 306.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккирахан 2011 , с. 303.
- ^ Грэм 2008 , стр. 335, 348n12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Скордулис и Куталис 2013 , с. 467.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тейлор 1999 , стр. 181–182.
- ^ Зилиоли 2020 , с. 4.
- ^ Барнс 2012 , стр. 365–366, 440.
- ^ Григорий 2020 , стр. 24, 452.
- ^ Барнс 2012 , стр. 363–365.
- ^ Хаспер 2014 , с. 66.
- ^ Барнс 2012 , с. 360.
- ^ Маккирахан 2011 , с. 304.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грэм 2008 , с. 334.
- ^ Серри 2016 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Григорий 2020 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вамвачас 2009 , с. 218.
- ^ Маккирахан 2011 , с. 320.
- ^ Кирк и Рэйвен 1957 , с. 418.
- ^ Барнс 2012 , с. 413.
- ^ Вамвачас 2009 , с. 40.
- ^ Барнс 2012 , с. 414.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Скордулис и Куталис 2013 , стр. 467–468.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Григорий 2020 , стр. 23–24.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вамвачас 2009 , с. 212.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стоукс 1971 , с. 219.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вамвачас 2009 , стр. 212–213.
- ^ Кирк и Рэйвен 1957 , с. 405.
- ^ Грэм 2008 , с. 345.
- ^ Барнс 2012 , с. 366.
- ^ Лосось 2018 , стр. 89.
- ^ Ферли 1987 , с. 110.
- ^ Кирк и Рэйвен 1957 , с. 372.
- ^ Стоукс 1971 , стр. 221–222.
- ^ Барнс 2012 , с. 349.
- ^ Огюстен и Пелло 2021 , стр. 615–616.
- ^ Огюстен и Пелло 2021 , стр. 617–618.
- ^ Маккирахан 2011 , с. 332.
- ^ Маккирахан 2011 , с. 329.
- ^ Маккирахан 2011 , с. 330.
- ^ Ферли 1987 , с. 171.
- ^ Барнс 2012 , с. 562.
- ^ Вамвачас 2009 , с. 211.
- ^ Тейлор 1999 , с. 189.
- ^ Ферли 1987 , с. 136.
- ^ Ферли 1987 , стр. 140–141.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кирк и Рэйвен 1957 , стр. 411–412.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кирк и Рэйвен 1957 , с. 412.
- ^ Маккирахан 2011 , с. 327.
- ^ Грэм 2008 , с. 338.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грэм 2008 , с. 339.
- ^ Ферли 1987 , стр. 140–141, 145.
- ^ Грэм 2008 , стр. 339–340.
- ^ Грэм 2008 , стр. 340–341.
- ^ Ферли 1987 , стр. 146–147.
- ^ Ферли 1987 , с. 149.
- ^ Кирк и Рэйвен 1957 , с. 417.
- ^ Грегори 2013 , стр. 459–460.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грэм 2008 , с. 333.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаспер 2014 , с. 65
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грэм 2008 , с. 337.
- ^ Тейлор 1999 , с. 181.
- ^ Тейлор 1999 , стр. 199–200.
- ^ Ферли 1987 , с. 184.
- ^ Барнс 2012 , с. 569.
- ^ Стоукс 1971 , с. 243.
- ^ Грегори 2013 , с. 449.
- ^ Григорий 2020 , с. 26.
- ^ Тейлор 1999 , стр. 219–220.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чалмерс 2005–2014 гг .
- ^ Берриман 2005–2022 гг .
- ^ Маккирахан 2011 , стр. 341–342.
- ^ Барнс 2012 , стр. 343–344.
- ^ Маккирахан 2011 , с. 342.
- ^ Барнс 2012 , с. 344.
- ^ Грэм 2008 , с. 344.
- ^ Грэм 2008 , с. 336.
- ^ Кирк и Рэйвен 1957 , с. 402.
- ^ Серри 2016 , с. 21.
- ^ Грэм 2008 , стр. 334–335.
- ^ Грэм 2008 , стр. 333, 348n1.
- ^ Кирк и Рэйвен 1957 , с. 403; Скордулис и Куталис 2013 , с. 467; Грэм 2008 , с. 334.
- ^ Кирк и Рэйвен 1957 , с. 403.
- ^ Ферли 1987 , с. 116.
- ^ Серри 2016 , с. 12.
Ссылки [ править ]
- Огюстен, Майкл; Пелло, Катерина (2021). «Жизнь и формы жизни в раннем греческом атомизме». Апейрон . 55 (4): 601–625. дои : 10.1515/apeiron-2021-0035 . hdl : 10023/24515 . ISSN 0003-6390 .
- Барнс, Джонатан (2012) [1982]. Досократические философы . Рутледж. дои : 10.4324/9780203007372 . ISBN 978-0-415-20351-7 .
- Берриман, Сильвия (2005–2022 гг.). «Древний атомизм» . В Залте, Эдвард Н .; Нодельман, Ури (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Черри, Джованни (2016). «Ученый отрицал: Левкипп, основатель древнего атомизма». В Колесанти, Джулио; Лулли, Лаура (ред.). Погруженная литература в древнегреческой культуре . Том. 2: Тематические исследования. Де Грютер. стр. 11–24. дои : 10.1515/9783110428636 . ISBN 978-3-11-042863-6 .
- Чалмерс, Алан (2005–2014). «Атомизм с 17 по 20 век» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Ферли, Дэвид (1987). Греческие космологи: Том 1, Формирование атомной теории и ее ранние критики . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511552540 . ISBN 0-521-33328-8 .
- Грэм, Дэниел В. (2008). «Атомизм Левкиппа». В твороге, Патрисия; Грэм, Дэниел В. (ред.). Оксфордский справочник по досократической философии . Издательство Оксфордского университета. стр. 333–352. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195146875.001.0001 . ISBN 978-0-19-514687-5 .
- Грегори, Эндрю (2013). «Левкипп и Демокрит о том, как нравится и о маллоне». Апейрон . 46 (4): 446–468. дои : 10.1515/apeiron-2013-0021 . ISSN 2156-7093 . S2CID 170653648 .
- Грегори, Эндрю (2020). «Ранний древний атомизм». В Зилиоли, Уго (ред.). Атомизм в философии: история от древности до наших дней . Издательство Блумсбери. дои : 10.5040/9781350107526.0008 . ISBN 978-1-350-10750-2 .
- Хаспер, Питер Сьерд (2014). «Левкипп и Демокрит». В Уоррене, Джеймс; Шеффилд, Фрисби CC (ред.). Рутледж-спутник древней философии . Рутледж. стр. 65–78. дои : 10.4324/9781315871363 . ISBN 978-1-315-87136-3 .
- Хасси, Эдвард (1972). Пресократики . Дакворт. СБН 684-13687-2 .
- Кирк, Джеффри Стивен ; Рэйвен, Джон Эрл (1957). Досократические философы: критическая история с подборкой текстов . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511813375 . ISBN 978-0-521-27455-5 .
- Лакс, Андре (2018). Концепция досократической философии: ее происхождение, развитие и значение . Перевод Моста, издательство Гленна В. Принстонского университета. дои : 10.2307/j.ctvc7765p . ISBN 978-0-691-17545-4 .
- Маккирахан, Ричард Д. (2011) [1994]. Философия до Сократа (2-е изд.). Издательская компания Хакетт. ISBN 978-1-60384-182-5 .
- Скордулис, Константин Д.; Куталис, Вангелис (2013). «Исследование исторического развития концепции материи: споры о/в древнем атомизме». В Цапарлисе, Георгиос (ред.). Концепции материи в научном образовании . Спрингер. стр. 463–483. дои : 10.1007/978-94-007-5914-5 . ISBN 978-94-007-5914-5 .
- Стоукс, Майкл К. (1971). Один и многие в досократической философии . Центр эллинистических исследований. СБН 674-63825-5 .
- Тейлор, CCW (1999). «Атомисты». В Лонг, А.А. (ред.). Кембриджский спутник ранней греческой философии . Издательство Кембриджского университета. стр. 181–204. дои : 10.1017/ccol0521441226 . ISBN 978-0-521-44122-3 . S2CID 170976113 .
- Вамвакас, Константин И. (2009). Основатели западной мысли: досократики: диахронический параллелизм между досократической мыслью, философией и естественными науками . Спрингер. дои : 10.1007/978-1-4020-9791-1 . ISBN 978-1-4020-9790-4 .
- Зилиоли, Уго (2020). «Общее введение». Атомизм в философии: история от древности до наших дней . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-350-10750-2 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Левкипп» Запись Сильвии Берриман в Стэнфордской энциклопедии философии , 9 января 2023 г.