Плутарх Афинский
Плутарх Афинский | |
---|---|
![]() Портрет философа, начало V века нашей эры. Портрет, скорее всего, представляет философа-неоплатоника Плутарха из Афин. Музей Акрополя Афины, Акр. 1313. | |
Рожденный | 350 г. н.э. |
Умер | 430 г. н.э. |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | неоплатонизм |
Известные студенты | Сириан , Прокл |
Основные интересы | Платонизм , Аристотелизм |
Плутарх Афинский ( греч . Πλούταρχος Ἀθηναῖος ; ок. 350–430 гг. н. э.) был греческим философом и неоплатоником, преподававшим в Афинах в начале V века. Он восстановил там Платоновскую Академию и стал ее руководителем. Он написал комментарии к Аристотелю и Платону , подчеркивая общие для них доктрины.
Жизнь
[ редактировать ]Он был сыном Нестория и отцом Гиерия и Асклепигении , которые были его коллегами по школе. Происхождение неоплатонизма в Афинах неизвестно, но Плутарха обычно считают человеком, восстановившим Академию Платона в ее неоплатонической форме. Плутарх и его последователи (так называемая «Платоническая преемственность») утверждали, что они являются учениками Ямвлиха , а через него — Порфирия и Плотина . [1] Среди его учеников были Сириан , сменивший его на посту главы школы, и Прокл .
Философия
[ редактировать ]Главный принцип Плутарха заключался в том, что изучение Аристотеля должно предшествовать изучению Платона , и, как и средние платоники, верил в преемственность между двумя авторами. С этой целью он написал комментарий к книге Аристотеля « О душе» ( De Anima ), которая была самым важным вкладом в аристотелевскую литературу со времен Александра Афродисиаса ; и комментарий к « Тимею» Платона. Его примеру последовали Сириан и другие представители школы. Этот критический дух достиг наибольшей высоты у Прокла, наиболее способного представителя этого современного синкретизма. [1]
Плутарх был сведущ во всех теургических традициях школы и верил, наряду с Ямвлихом , в возможность достижения общения с Божеством посредством теургических обрядов. В отличие от александристов и писателей раннего Возрождения, он утверждал, что душа, связанная в теле узами воображения и ощущения, не погибает вместе с телесными средствами ощущения. [1]
В психологии , веря, что Разум есть основа и основа всякого сознания , он вставил между ощущением и мышлением способность воображения, которая, в отличие от того и другого, представляет собой деятельность души под воздействием непрекращающегося ощущения. Другими словами, он обеспечивает сырье для работы Разума. Разум присутствует у детей как недействующая потенциальность, у взрослых как работающий на основе данных ощущений и воображения, и в своей чистой деятельности он представляет собой трансцендентальный или чистый разум Бога . [1]
Ссылки
[ редактировать ]- Суда , Домнинос , Гегиас , Николаос , Одайнатос , Проклос или Лукиос .
- Марин , Житие Прокла , 12.
- Фотий , Библиотека , 242.
- Андрон, Космин (2008), «Плутарх Афинский», Энциклопедия древних естествоиспытателей Рутледжа , ред. Джорджия Ирби-Мэсси и Пол Т. Кейзер, Routledge.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Плутарх Афинский ». Британская энциклопедия . Том. 21 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 860. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в