Древнегреческое право
В этой статье отсутствует информация о других греческих городах-государствах, кроме Афин. ( март 2017 г. ) |
Древнегреческие законы состоят из законов и правовых институтов Древней Греции .
Существование определенных общих принципов права в Древней Греции подразумевается обычаем разрешать разногласия между двумя греческими государствами или между членами одного государства путем обращения к внешнему арбитражу. Общее единство древнегреческого права проявляется главным образом в законах о наследовании и усыновлении, в законах о торговле и договорах , а также в гласности, единообразно придаваемой юридическим соглашениям. [1]
Хотя некоторые из его более старых форм можно изучить в Кодексе Гортина , его влияние можно проследить в юридических документах, сохранившихся в египетских папирусах , и в более поздний период его можно признать непротиворечивым целым в его конечном отношении к римскому праву в восточных провинциях. Римской империи , где ученые в области сравнительного права сравнивали греческое право как с римским правом, так и с примитивными институтами германских наций . [1]
Разнообразие греческого права
[ редактировать ]В Древней Греции не было кодифицированного свода законов, используемого по всей стране. Древняя Греция не была государством, а существовала как совокупность городов-государств, известных как полисы ( πόλεις ), все с разными законами. Однако многочисленные идеалы в различных законах городов-государств коренились в одном и том же контексте, в частности, в культурном единстве. [2] Древнегреческая культура развивала собственную религию и язык, а также различные обычаи, укоренившиеся в религии и традициях. Из греческой культуры возникли общие основы права: δίκη («закон, справедливость»), κύριος («господин, хозяин»), βλάβη («вред») и другие понятия. [2] Учитывая общий разрыв в праве между различными городами-государствами, Афины обычно являются образцом греческого права.
Исторические источники
[ редактировать ]Систематического собрания древнегреческих законов не существует; самые ранние представления об этом предмете можно найти в поэмах Гомера . Говорят , что более поздние труды Теофраста « О законах » включали в себя обобщение законов различных варварских, а также древнегреческих государств, однако от них сохранилось лишь несколько фрагментов. [1] Самые ранние известные древнегреческие законы восходят к своду законов Драко и Солона Афинских, которые оба оказали огромное влияние на греческое право своего времени.
Афины
[ редактировать ]Случайные иллюстрации афинского закона можно найти в « Законах» , Платона который описывает его, не оказывая влияния на его реальную практику. Платона Аристотель раскритиковал законы в своей книге «Политика» , в которой он рассматривает работы некоторых ранних греческих законодателей. Трактат об Афинской конституции включает в себя описание юрисдикции различных государственных чиновников и механизмов работы судов и, таким образом, позволяет историкам обойтись без показаний грамматистов и схолиастов из вторых рук , которые черпали свою информацию из этого трактата. [1]
Другие свидетельства существования древнего афинского права взяты из утверждений, сделанных в дошедших до нас речах аттических ораторов, а также из сохранившихся надписей. [1]
Процессуальные законы
[ редактировать ]Афины
[ редактировать ]Историки считают древнее афинское право в целом процессуальным и касающимся отправления правосудия, а не материального . [3] Афинские законы обычно написаны в такой форме, что в случае совершения правонарушения преступник будет наказан в соответствии с указанным законом: [4] таким образом, их больше заботят юридические действия, которые должен предпринять прокурор, а не строгое определение того, какие действия подлежат судебному преследованию. [5] Зачастую это приводило к тому, что присяжным приходилось решать, было ли совершенное преступление на самом деле нарушением соответствующего закона. [6]
Развитие древнегреческих законов
[ редактировать ]Самый ранний сохранившийся греческий закон – это надпись Дрероса , закон седьмого века до нашей эры, касающийся роли космоса . [7] Этот и другие ранние законы (например, те, которые сохранились лишь в фрагментарной форме из Тиринфа ) в первую очередь касаются не регулирования поведения людей, а регулирования власти должностных лиц внутри сообщества. [8] Эти законы, вероятно, были созданы элитами, чтобы контролировать распределение власти между собой. [9]
Афины
[ редактировать ]Одним из самых ранних датируемых юридических событий в афинской истории является создание Драконианским законов кодекса ок , . 620 г. до н.э. [10] Однако закон об убийствах является единственным известным, поскольку он пережил солоновские реформы . [10] Судя по всему, закон проводил различие между умышленным и непреднамеренным убийством и предусматривал примирение убийцы с семьей погибшего. [11] Закон Дракона об убийствах действовал еще в четвертом веке. [11] Хотя остальная часть кодекса неизвестна, по афинской традиции известно, что он был очень суровым. [11]
Кодексы афинских законов, изложенные Драконом, были полностью реформированы Солоном , который был архонтом Афин ок. 593 г. до н.э. Реформы Солона включали реформы землевладения, отмену долгов и отмену рабства для тех, кто родился афинянином. [12] Тем не менее, приписать конкретные правовые нововведения и реформы Солону и его преемникам чрезвычайно сложно, поскольку в древних Афинах существовала тенденция приписывать законы Солону независимо от даты их принятия. [13]
Спарта
[ редактировать ]Хотя Афины часто упоминаются в дискуссиях о греческом праве, Спарта также разработала прочный правовой кодекс, приписываемый на раннем этапе Ликургу . Хотя существуют разногласия по поводу существования Ликурга, первое письменное упоминание о Ликурге как спартанском законодателе приписывается Геродоту в V веке до нашей эры. [14] Биографом Ликурга был Плутарх , написавший « Жизнь Ликурга» в I веке нашей эры. В работе Плутарха упоминается, что Ликург, вероятно, познакомил спартанцев с произведениями Гомера , а также установил юридическую практику после его путешествий на Крит, Азию и Египет. [15] Примечательно, что Ликург учредил в спартанском праве два органа: герусию и апеллу . [14] Герусия для была известна как совет старейшин и включала в себя двух королей, вероятно, готовивших документы, касающиеся деловых предприятий апеллы . Герусия также имела значительную власть над судебной системой Спарты, особенно в отношении смертной казни. [16] во апелла С другой стороны, многом отражала экклесию, существовавшую в других греческих полисах. Апелла представленным была гражданским органом, состоящим из мужчин старше 30 лет, и они голосовали по предложениям, герусией . Они также имели право выбирать тех, кто служил в герусии , обсуждать вопросы внешней политики и помогать определять преемственность и военные полномочия. [17]
Другие древнегреческие города
[ редактировать ]В других городах-государствах тоже были известные законодатели. В Фивах Филолай Коринфский опубликовал первый свод законов этого города. В другом известном городе-государстве, Коринфе, Фидон составил первый свод городских законов. Хотя автор свода законов Мегары остается неизвестным, вполне вероятно, что существовал свод законов, продвигающий демократию, подобную афинской, внутри города-государства. [18]
Суды и судебная система
[ редактировать ]Наряду с официальным соблюдением закона в судах греческих государств, справедливость и социальная сплоченность коллективно обеспечивались обществом в целом. [19] при этом неформальное коллективное правосудие часто направлено против элитных правонарушителей. [20]
Суды в Афинах
[ редактировать ]Древнегреческие суды были дешевыми и управлялись мирянами. Судебным чиновникам платили совсем немного, а большинство судебных процессов завершалось в течение дня, а частные дела рассматривались еще быстрее. Не было ни судебных чиновников, ни адвокатов, ни официальных судей. Обычное дело состояло из двух сторон, споривших о том, было ли совершено противоправное деяние. Присяжные решат, виновен ли обвиняемый, и если он виновен, какое будет наказание. В афинских судах присяжные, как правило, состояли из простых людей, тогда как истцы в основном представляли элиту общества. [20]
В афинской правовой системе суды рассматривались как система разрешения споров и разрешения споров, а не как обеспечение соблюдения последовательной системы правил, прав и обязанностей. [21] Суд Пританеона отвечал за судебный процесс над неизвестными людьми, животными и неодушевленными предметами за убийства, и предполагается, что это было сделано для того, чтобы гарантировать, что Афины свободны от кровавой вины за это преступление. [21]
В афинской судебной системе доминировали мужчины. Жюри состояло исключительно из мужчин. [22] и утверждалось, что афинский суд, похоже, совершенно не желал допускать присутствия женщин в гражданском пространстве самого суда. [23]
Государственные и частные дела в Афинах
[ редактировать ]В Древних Афинах существовало два типа судебных процессов. Публичное обвинение, или графай , рассматривалось присяжными из 501 или более человек, число присяжных увеличивалось с шагом в 500, тогда как частные иски, или дикаи , рассматривались 201 или 401 присяжным, в зависимости от суммы денег, поставленной на карту. [24] Жюри состояло из мужчин, выбранных из 6000 добровольцев, которые отбирались ежегодно и должны были быть полноправными гражданами в возрасте старше 30 лет. [25] Присяжным платили небольшую плату со времен Перикла , что, возможно, привело к тому, что в составе присяжных работало непропорционально большое количество бедных и пожилых граждан. [26]
Остракизм в Афинах
[ редактировать ]Остракизм был афинской практикой, применяемой в попытке сохранить демократию. Эта практика началась вскоре после первого вторжения в Грецию во время греко-персидских войн около 490 г. до н.э. Идея остракизма возникла после того, как более ранний тиран Афин Гиппий сопровождал персов в Марафонской битве в надежде восстановить контроль над Афинами. Целью этой процедуры было не допустить, чтобы кто-либо, обладающий слишком большим влиянием, стал тираном в Афинах, например Гиппий. Ежегодно проводилось голосование, чтобы решить, находится ли Афины под угрозой возможной тирании. Если бы большинство тех, кто сказал «да», через два месяца состоялось бы еще одно голосование, чтобы решить, кого из людей следует подвергнуть остракизму. Если человек получал более 6000 остраконов с нацарапанным на них именем, его следовало отправить в ссылку минимум на десять лет. [27]
Иммиграция в Спарту
[ редактировать ]Ксенеласия — это практика в Спарте изгнания иностранцев и препятствования гражданам выезжать за пределы страны. Спарта, военное общество, практиковала строгий изоляционизм по сравнению с другими греческими полисами. Хотя практика ксенелазии приписывалась в первую очередь Спарте, она существовала и в других полисах. Во время Пелопоннесской войны , Перикл влиятельный афинский государственный деятель, отразил практику ксенеласии, практиковавшуюся спартанцами. [28]
Ораторское искусство
[ редактировать ]Афины
[ редактировать ]Афиняне выбрали другой путь в отношении судебной системы. Они использовали разные предложения для каждого типа решений, принятых в различных случаях. В афинской правовой системе не было профессиональных юристов, хотя известные спичрайтеры, такие как Демосфен, сочиняли речи, которые произносились другими людьми или от их имени. Эти спичрайтеры были описаны как максимально близкие к функциям современного юриста, насколько это позволяла афинская правовая система. [29]
Утверждалось, что риторические и перформативные особенности, очевидные в сохранившихся речах классических афинских судов, являются свидетельством того, что афинские судебные процессы были, по сути, риторической борьбой, которая обычно не заботилась о строгом применении закона. [30] Также говорят, что ораторы, сочиняющие истории, играли гораздо более важную роль в афинских судебных делах, чем в современных делах, из-за отсутствия современных методов судебно-медицинской экспертизы и расследования, которые могли бы предоставить другие источники доказательств в афинском зале суда. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Сэндис 1911 , с. 501.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гагарин, Майкл (2005), Коэн, Дэвид; Гагарин, Михаил (ред.), «Единство греческого права» , Кембриджский справочник по древнегреческому праву , Кембриджский справочник по древнему миру, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 29–40, ISBN 978-0-521-81840-7 , получено 26 апреля 2023 г.
- ^ Кэри 1998 , с. 93.
- ^ Кэри 1998 , с. 95.
- ^ Кэри 1998 , с. 96.
- ^ Кэри 1998 , с. 99.
- ^ Осборн 2009 , с. 174.
- ^ Осборн 2009 , стр. 174–6.
- ^ Осборн 2009 , с. 176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эндрюс , с. 370.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эндрюс , с. 371.
- ^ Эндрюс , стр. 381–382.
- ^ Кэри 1998 , с. 106.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Ликург | Спартанский законодатель | Британника» . www.britanica.com . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Плутарх • Жизнь Ликурга» . penelope.uchicago.edu . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Герусия | совет | Британника» . www.britanica.com . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ «Апелла | Греческая история | Британика» . www.britanica.com . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Смит, Гертруда (1922). «Ранние греческие кодексы» . Классическая филология . 17 (3): 190. ISSN 0009-837X .
- ^ Форсдайк 2008 , с. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Форсдайк 2008 , с. 7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвидсон, Джеймс (1994). «Обзор формы афинского права С.К. Тодда». Кембриджский юридический журнал . 53 (2): 384–385. дои : 10.1017/s0008197300099104 . S2CID 143829414 .
- ^ Гагарин 2003 , с. 204.
- ^ Голдхилл, Саймон (1994). «Представление демократии: женщины в Великой Дионисии». В Осборне, Робин; Хорнблауэр, Саймон (ред.). Ритуал, финансы, политика: отчеты афинской демократии, представленные Дэвиду Льюису . Уоттон-андер-Эдж: Clarendon Press. п. 360.
- ^ Хамель 2003 , стр. 141–142.
- ^ Хамель 2003 , с. 142.
- ^ Хамель 2003 , с. 143.
- ^ «Рождение демократии: практика остракизма» .
- ^ Фигейра, Томас Дж. (2003). «Ксенеласия и социальный контроль в классической Спарте» . Классический ежеквартальный журнал . 53 (1): 44–74. ISSN 0009-8388 .
- ^ Кронин, Джеймс Ф. (1939). «Рецензия на Дж. Х. Винса «Демосфен против Мейдия, Андротиона, Аристократа, Тимократа, Аристогитона »». Классический журнал . 34 (8): 491–492.
- ^ Гагарин 2003 , стр. 198–199.
- ^ Гагарин 2003 , с. 206.
- свободном доступе : Сэндис, Джон Эдвин (1911). « Греческое право ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 501–507. Здесь тема описывается более подробно с процедурной точки зрения и имеется большой набор цитат. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, А. «Рост Афинского государства». В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджский том III древней истории, часть 3: Расширение греческого мира, восьмой-шестой века до нашей эры . ISBN 0-521-23447-6 .
- Британика, Т. Редакторы энциклопедии (1998, 20 июля). апелла. Британская энциклопедия. https://www.britanica.com/topic/apella
- Британника, Т. Редакторы энциклопедии (7 марта 2016 г.). Герусия. Британская энциклопедия. https://www.britanica.com/topic/gerousia
- Британника, Т. Редакторы энциклопедии (13 мая 2021 г.). Ликург. Британская энциклопедия. https://www.britanica.com/topic/Lycurgus-Spartan-lawgiver
- Кэри, Кристофер (1998). «Форма афинских законов». Классический ежеквартальный журнал . 48 (1): 93–109. дои : 10.1093/cq/48.1.93 .
- Фигейра, Ти Джей (2003). Ксенеласия и социальный контроль в классической Спарте. The Classical Quarterly , 53 (1), 44–74. JSTOR 3556481
- Форсдайк, Сара (2008). «Уличный театр и народное правосудие в Древней Греции: позор, забивание камнями и голодание правонарушителей внутри и за пределами судов». Прошлое и настоящее . 201 : 3–50. дои : 10.1093/pastj/gtn014 .
- Гагарин, Михаил (2003). «Рассказывание историй в афинском праве». Труды Американской филологической ассоциации . 133 (2): 197–207. дои : 10.1353/apa.2003.0015 . S2CID 159972377 .
- Хамель, Дебра (2003). Суд над Неайрой: правдивая история скандальной жизни куртизанки в Древней Греции . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- Осборн, Робин (2009). Греция в процессе становления: 1200–479 гг. До н.э. (2-е изд.). Лондон: Рутледж.
- Смит, Г. (1922). Ранние греческие кодексы. Классическая филология , 17 (3), 187–201. JSTOR 263596
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамидис, Василей. Доказательства характера в судах классических Афин: риторика, актуальность и верховенство закона . Рутледж, 2017.
- Бланшард, Аластер Дж.Л. 2014. «Проницаемые пространства афинского суда». Пространство, место и пейзаж в древнегреческой литературе и культуре. Под редакцией Кейт Гилхули, 240–275. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Буис, Эмилиано. 2014. «Право и греческая комедия». Оксфордский справочник по греческой и римской комедии. Под редакцией Майкла Фонтейна, 321–339. Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Финли, Моисей И. 1975. «Проблема единства греческого права». В «Использовании и злоупотреблении историей». Моисей И. Финли, 134–152, 236–237. Лондон: Викинг.
- Гагарин, Михаил. Раннее греческое право . Калифорнийский университет Press, 1986.
- Гагарин, Майкл и Дэвид Коэн, ред. 2005. Кембриджский справочник древнегреческого права. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
- Гагарин, Михаил. 2008. Написание греческого закона. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
- Харрис, Эдвард М. и Лен Рубинштейн. 2004. Закон и суды в Древней Греции. Лондон: Дакворт.
- Ланни, Адриан. Закон и справедливость в судах классических Афин. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2006. Печать.
- Макдауэлл, Дуглас М. 1986. Спартанское право. Эдинбург: Шотландская академическая пресса.
- Плутарх. «Жизнь Ликурга». Плутарх • Жизнь Ликурга , 1 мая 2018 г., https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Plutarch/Lives/Lycurgus*.html.
- Шапс, Дэвид М. 1979. Экономические права женщин в Древней Греции. Эдинбург: Эдинбургский университет. Нажимать.
- Шварц, Саундра. 2016. Из спальни в зал суда: закон и справедливость в греческом романе. Элде: Бархуис.
- Сили, Рафаэль. 1994. Правосудие греков. Анн-Арбор: Univ. Мичиган Пресс.