Ээргетизм
Эта статья требует внимания эксперта по классической Греции и Риму . Конкретная проблема заключается в том, что, хотя контент на первый взгляд выглядит хорошо, большая его часть, похоже, была машинно переведена с другого языка, вероятно, французского. ( апрель 2013 г. ) |
Эуэргетизм (или эвергетизм , от греческого εὐεργετέω , «делать добрые дела») — древняя практика высокостатусных и богатых людей в обществе, раздающих часть своего богатства обществу. Эта практика также была частью системы отношений покровитель-клиент римского общества . Термин был придуман французским историком Андре Буланже и впоследствии использован в работах Поля Вейна . [1] [2]
Развитие в эллинистический период
[ редактировать ]Во второй половине IV в. до н.э. произошли глубокие изменения в финансировании государственных учреждений. Без финансирования со стороны богатых людей, по крайней мере символического, легитимность этих институтов может быть поставлена под сомнение городом. Возникла идея, что богатые люди не вносят должный вклад, если только от них не требуют или не принуждают это делать. В то же время около 355 г. до н. э. Демосфен упоминал об отсутствии пожертвований богатых в своем «Против лептинов», как и Ксенофонт в «Пороях» .
В конце века Деметрий Фалерей упразднил два важнейших афинских учреждения. В триерархии , налоге на поддержку строительства триер, больше не было необходимости, поскольку Афины ушли с международной арены после его поражения в 322 году. [3] Кроме того, должность хорегуса , своего рода мощного культурного программиста [4] поддерживающая многие институты, была заменена выборной и финансируемой государством судебной системой - «президентским конкурсом (agonothésie), финансирование которого поддерживалось государством». [5]
Однако имелось множество почетных степеней, что доказывало, что суммы, понесенные ими добровольно в дополнение к тем, которые поддерживал город, намного превышали затраты бывшего хорега. Таким образом, в 284/3 избранному агонотетею, поэту Филиппиду , город больше не возмещал потраченные им деньги. [6] Точно так же некоторые старые магистраты часто финансировались их владельцами: в Афинах священники обычно предоставляли жертвоприношения, когда косметика и продолжает наблюдать за эфебиями в эллинистический период, то есть теперь на свои собственные деньги, которые финансируют большую часть жертвоприношений. призы на конкурсах, текущий ремонт оборудования и зданий. Хотя ни в одном документе не упоминается как таковое, что обладатель должности должен взять на себя финансовые затраты по ее обслуживанию, [3] Записи, публикуемые ежегодно в его честь, показывают, что он наблюдает за деятельностью учреждения, при этом некоторые подчеркивают, что этому городу не придется тратить этот год.
Таким образом, постепенно было выбрано действовать близко к филантропии, которая, как писал Аристотель, «для защиты олигархов» в самых важных [...], магистраты должны привязывать свои государственные расходы, чтобы люди не соглашались участвовать и проявляйте к судьям такую же снисходительность, как и то, что они должны платить своим судьям большую сумму. [7] Поэтому «в своем учреждении судьи принесут великолепные жертвоприношения и построят несколько памятников, и люди, принимая затем участие в банкетах и пирах и видя город великолепно украшенными храмами и зданиями, захотят сохранить конституцию, и это будет для богатые, как и множество прекрасных свидетельств созданных ими предметов. [7]
Однако до середины II в. до н. э. греческая филантропия не соответствовала определению, данному в Вейне. Как продемонстрировал Филип Готье, [8] это благотворительность, которая имеет место чаще всего «исключительно в официально-гражданском (судебном и служебном деле)». [9] Более того, в IV веке до нашей эры и, возможно, даже в высокий эллинистический период город не создавал для своих благодетелей (благотворителей) отдельного статуса, превосходящего других граждан, и признавал за ними качество, а не звание благодетеля. Она поблагодарила их и «встанет на службу, как любой другой гражданин, но с более высоким средним баллом». [10] точно так же, как добровольные пожертвования ( epidoseis ) давали возможность каждому, пропорционально его доходу, продемонстрировать свою приверженность городу подарком в виде многих талантов или всего лишь нескольких пенсов.
Эвергетизм, поскольку он развился рядом с литургической системой, «которая является одновременно продолжением и отрицанием», [10] позволил городу направлять свои расходы на обслуживание самых богатых его членов с большим вниманием к официальным почестям, причитающимся им в знак благодарности. Последнее, таким образом, может быть получено, когда это необходимо, что финансирование гарантировано для самых насущных потребностей, без ненужных затрат и без возникновения чувства стресса у членов элиты, которые сохраняют возможность зарезервировать свое богатство в личном пользовании. использовать.
Постепенное исчезновение литургий произошло в результате изменения лексики эллинистического периода: название leitourgia - и глагол leitourgein - теряют свое значение, строго «расходы, налагаемые городом», и обозначают «любую часть, принимаемую в расходах, представляющих общественный интерес». ", [3] в том числе в сочетании с государственной должностью (судебной или священства).
Это ослабление иммунной системы от эвргетизма к литургии завершится к концу эллинистического периода. Финансирование городов тогда можно сравнить с тем, что действовало во всей Римской империи в то время, полный эвргетизм, проанализированный Вейном в его книге « Хлеб и зрелища» . [11]
Эллинистическая щедрость
[ редактировать ]Эллинистическая щедрость — это социальная практика, при которой богатые люди помогают бедным. Оно появилось в эллинистическом мире впервые. Это стало моральным долгом для богатых граждан, претендующих на высокие должности магистратов в Римской республике, такие как консул , претор или эдил . Понятие щедрости по отношению к бедным гражданам включало обеспечение развлечений и общественных банкетов, а также городских удобств, таких как театры, одеоны (концертные и лекционные залы), библиотеки, бани, гимназии, фонтаны и рынки, на которых было написано, что тот или иной «построил или отремонтировал этот DSPF ( de sua pecunia fecit , «сделано на свои деньги»)».
Конец эургетизма
[ редактировать ]Начиная с III века нашей эры, экономическое давление затруднило практику эвргетизма, и он был в значительной степени заменен имперскими средствами, взятыми из провинциальных или епархиальных бюджетов. Частный эвргетизм в конечном итоге исчез после смерти Юстиниана и был заменен церковными благотворительными схемами.
См. также
[ редактировать ]- Литургия (Древняя Греция)
- Благородство обязывает
- Патерналистский консерватизм
- Филантропия
- Обещание давать
- « Евангелие богатства »
- На археологическом объекте Джублен обсуждается пример.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Зейдерхук, Арьян (2009). Политика щедрости в Римской империи: граждане, элиты и благотворители в Малой Азии (PDF) . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 6. ISBN 978-0-521-51930-4 .
- ^ Анжела В. Калиновски (1996). «Образцы покровительства: политика и идеология общественного строительства в Восточной Римской империи (31 г. до н.э. – 600 г. н.э.)» (PDF) . Проверено 30 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Баслез 2007 , с. 350
- ^ «Истоки социальной ответственности в Древней Греции» . www.helleniccomserve.com . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Хабихт 2000 , с. 75
- ^ Хабихт 2000 , с. 155
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аристотель, Политика, VI, 7, 6
- ^ Филипп Готье, греческие города и их благотворители, Афины-Париж, 1985 (BCH, Приложение XII)
- ^ Оулен 2004 , с. 338
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Оулен 2004 , с. 339
- ^ Вейн 1990
Библиография
[ редактировать ]- Басле, Мари-Франсуаза, изд. (2007). Экономика и общество - Древняя Греция 478–88 (на французском языке). Париж: Атландия. ISBN 978-2-35030-051-1 .
- Хабихт, Кристиан (2000). Эллинистические Афины (на французском языке). Прекрасная литература.
Роланд Этьен: Экономическая модель греческого эвргетизма. В: Роланд Этьен (Hrsg): «Новые перспективы в истории Селевкидов, нумизматике и археологии». Исследования в честь Гетцеля М. Коэна. Де Грюйтер , Берлин/Бостон, 2020 г., стр. 108–122.
- Олен, Жак (2004). «Афинское общество». В Брюле, Пьер; Дескат, Раймонд (ред.). Греческий мир в классические времена (на французском языке). Полет. 2: 4 век. Прессы Universitaires de France. ISBN 2-13-051545-2 .
- Вейн, Пол (1990) [1976]. Хлеб и зрелища. Историческая социология политического плюрализма [ Хлеб и зрелища: историческая социология и политический плюрализм ]. Point Histoire (на французском языке). Издания дю Сеуиль.
Рекомендуемое чтение
[ редактировать ]Отличным источником для понимания системы покровитель/клиент в классическом мире является книга Арьяна Зейдерхука «Политика щедрости в Римской империи».