Амфиареон Оропосский
Амфиарий Оропоса | |
Расположение | Маркопуло Оропу , Аттика , Греция |
---|---|
Область | Аттика |
Координаты | 38 ° 17'29 "N 23 ° 50'44" E / 38,29139 ° N 23,84556 ° E |
Тип | Святилище |
История | |
Основан | V век до нашей эры |
Периоды | от классики до романа |
Спутник | Афины |
Примечания к сайту | |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественный |
Управление | 2-й эфорат доисторических и классических древностей |
Публичный доступ | Да |
Веб-сайт | Амфиареио, Оропос |
Амфиарейон Оропоса ( греч . Άμφιάρειο Ωρωπού ), расположенный на холмах в 6 км к юго-востоку от укрепленного порта Оропос , был святилищем, посвященным в конце V века до н.э. герою Амфиараосу , куда паломники отправлялись в поисках пророческих ответов и исцеления. Судя по интенсивной застройке на этом месте, он стал особенно успешным в IV веке до нашей эры. [1] Герой Амфиарай был потомком провидца Мелампа и первоначально отказался участвовать в нападении на Фивы (подробно описанном в « Семи против Фив» ) Эсхила , поскольку мог предвидеть, что это будет катастрофа. [2] В некоторых версиях мифа [3] земля разверзлась и поглотила колесницу Амфиарая, превратив его в хтонического героя. [4] Сегодня это место находится к востоку от современного города Маркопуло Оропу в муниципалитете Оропос в Аттике , Греция .
Святилище расположено в 37,2 км к северо-востоку от Афин. [5] у священного источника; в нем находился храм Амфиарая (с акролитовой культовой статуей ), а также театр, стоа и связанные с ними сооружения. Теменос простирался примерно на 240 метров к северо - востоку от храма Амфиарая (отсюда и Амфиареона ) вдоль русла реки. Культ, который был как общественным, так и частным, восходит к V веку до нашей эры. [6] Репутация святилища как места исцеления резко возросла во время чумы, поразившей Афины в конце V века до нашей эры. Геродот сообщает, что пророческий ответ этого святилища был одним из двух правильных ответов на испытание, поставленное им всем лидийским царем Крезом . [7] Было много посвящений от греков, известных римлян и других людей, многие из которых содержали надписи. [8] На юго-восточной стороне русла реки находятся обширные остатки бытовых построек, а также необычайно хорошо сохранившаяся клепсидра .
В Амфиареоне, в дополнение к предполагаемому ежегодному фестивалю, раз в пятый год Великая Амфиарея отмечалась агонистическим фестивалем спортивных игр. Два рельефа конца V - начала IV веков до н. э., по-видимому, являются самыми ранними свидетельствами праздничных игр; существует письменный каталог победителей Большой Амфиареи, датируемый ранее 338 г. до н.э. [9]
Амфиараю также поклонялись в Рамнусе примерно в 17,5 км к юго-востоку, а также в Афинах, Аргосе, Спарте и других местах. Культ в Амфиареоне прекратился с объявлением вне закона нехристианского богослужения указами Феодосия в конце IV века нашей эры.
В 414 году до нашей эры Аристофан создал комедию « Амфиарай» , фрагменты которой сохранились в виде цитат. [10]
Святилище Амфиараоса
[ редактировать ]В храме Амфиараоса участок имеет высоту около 154 м, с пологим уклоном на северо-восток и заполняет северо-западный берег небольшого ущелья между двумя холмами. Святилище располагалось недалеко от границы Аттики и Беотии, соответствующих сфер контроля Афин и Фив; Контроль над этим местом переходил между соперничающими городами, пока Александр Великий не разрушил Фивы в 335 году до нашей эры. Во II веке нашей эры греческий писатель-периегет Павсаний заявил:
Я думаю, что Амфиарай более всего посвятил себя толкованию снов: ясно, что, когда его считали богом, он поставил оракула снов. И первым делом следует очиститься, когда кто-нибудь приходит посоветоваться с Амфиараем , и ритуал очищения заключается в принесении жертвы богу, и люди приносят жертвы ему и всем тем, чьи имена на (алтаре), и — когда эти вещи кончено – приносят в жертву барана и расстилают под собой его шкуру, ложатся в ожидании откровения сна.
Описание Греции 1.34.5
Однако надпись на этом месте гласит, что каждый человек может пожертвовать тем, чем хочет. Можно ожидать некоторых изменений в практике на протяжении девяти столетий культовой деятельности в святилище. Бани этого места были известны еще в древности. Местоположение стадиона и ипподрома неизвестно .
Храм Амфиарая
[ редактировать ]Храм Амфиарая, построенный в начале IV века до нашей эры, имел необычный дорический гексастиль в анти-плане: то есть у него было шесть колонн на переднем фасаде между небольшими выступающими стенами. Анты были увенчаны полуколоннами, создавая вид восьмистильного фасада. Его размеры 14 на 28 м (46 на 92 фута). За колоннами находился пронаос , ведущий в целлу с двумя рядами по пять внутренних колонн без каннелюр. Рядом со второй парой колонн позади пронаоса находилось основание для акролитической культовой статуи Амфиарая , одна рука которой осталась на месте . В задней стене целлы имелся порог, возможно, более поздний.
На оси центральной линии храма и примерно в 10,5 м (34 фута) к северо-востоку находятся остатки алтаря, разделенного на секции с надписями, посвященными ряду богов и героев. Павсаний (1.34.3) говорит, что жертвенник был посвящен пяти группам: [11]
- Геракл, Зевс и Аполлон-целитель (Παιών)
- Герои и жены героев
- Гестия, Гермес, Амфиарай и из детей Амфиарая Амфилох.
- Афродита, Панацея («вселечебная»), Ясо , Гигея и Афина Целительница (Παιωνία)
- Нимфы и Пан; реки Ахелой и Кефиз
Алтарь с западной стороны окружает ступенчатая конструкция, которая, возможно, до постройки театра служила театральной площадкой. Сразу на востоке находится священный источник, куда, по словам Павсания, верующие бросали монеты, исцеляясь от болезни. [12] Непосредственно к северо-востоку от источника находится сооружение, традиционно называемое мужской баней.
К северо-востоку от храма находился ряд посвящений скульптур, основания которых ( иллюстрация справа ) в основном сохранились; проспект простирался примерно на 70 м (230 футов) вдоль дороги, ведущей к святилищу. Среди наиболее примечательных посвящений всей римской эпохи:
- Надпись 42 г. до н. э. в честь Марка Юния Брута как тираноубийцы.
- Надпись 86–81 гг. До н.э. римского диктатора Луция Корнелия Суллы.
- после 27 г. до н.э. Надпись Марка Агриппы
- Надпись Аппия Клавдия Пульхера, первая до н.э.
- надпись Гная Кальпурния Пизона
На юго-западной оконечности этой территории также находятся остатки небольшого храма.
Театр
[ редактировать ]Судя по надписям, театр датируется II веком до нашей эры, а зона отдыха, вероятно, состояла из деревянных сидений на каменных опорах. Были обнаружены пять мраморных проэдров (почетное место в передней части зоны отдыха), расположенных вокруг оркестра, радиус которого составлял 12,4 м. Два пародои (боковых входа) вели от оркестра между зоной отдыха в пещере и зданием сцены. дорического ордера Проскения сценической конструкции (шириной около 12 м) хорошо сохранилась и поэтому важна для изучения театрального дизайна. Театр вмещал около трехсот зрителей.
Стоа
[ редактировать ]Датируемая серединой IV века до нашей эры, стоа имела размеры 11 на 110 м с 39 внешними дорическими колоннами и 17 внутренними ионическими колоннами. [13] В задних стенах сооружения были установлены каменные скамейки, возможно, там, где просители бога спали и ждали своих снов. Возможно, полы были разделены, как это произошло в случае с баней к северо-востоку от стоа, которую традиционно называют женской баней.
Водяные часы
[ редактировать ]На юго-восточной стороне русла реки напротив священного источника находятся остатки необычайно хорошо сохранившейся клепсидры , или водяных часов , датируемых IV веком до нашей эры. Сооружение представляет собой квадратный центральный резервуар высотой около 2 м. в высоту, покрыт изнутри тонким слоем водостойкого цемента. Снаружи лестница ведет вниз к узкой зоне обслуживания, которая обеспечивает доступ к нижней стенке резервуара, где небольшой бронзовый выпускной клапан вставлен в полусферическое углубление чуть выше дна резервуара на северо-западной стороне. Вода в резервуаре медленно вытекала через узкое отверстие клапана (диаметром около 00,0026 м), а когда уровень воды падал, калиброванные отметки на шкале над резервуаром (более не сохранившиеся) указывали на прохождение воды. часы. Чтобы компенсировать уменьшение скорости потока, вызванное уменьшением давления воды по мере опорожнения резервуара, стенки резервуара слегка наклонены внутрь по направлению ко дну, так что скорость изменения уровня воды оставалась более или менее стабильной. хотя поток замедлился. Очень похоже Клепсидра , возможно, спроектированная тем же человеком, была построена на южной стороне агоры в Афинах примерно в то же время. [14] [15]
Изображения Амфиареона
[ редактировать ]- Вид на юго-восток с вершины пещеры театра.
- Скамейка вдоль задней стенки стоа
- Бронзовый выпускной клапан на дне клепсидры . резервуара
- Мраморное сиденье проэдриона в театре
Примечания
[ редактировать ]- ^ VC Petrakos 1968:68-70, отмечено Эраном Лупу, «Жертвоприношение в Амфиареоне и фрагментарный священный закон из Оропоса», Hesperia 72.3 (июль 2003:321-340).
- ↑ Римский поэт Стаций написал эпическую поэму об этом мифе в I веке нашей эры.
- ^ Пиндар , Девятая Немейская ода.
- ^ Павсаний 1.34.2
- ^ Это место описано для неспециалистов Э. Меласом в книге «Храмы и святилища Древней Греции: Путеводитель» , Мелас, редактор (Лондон: Темза и Гудзон), 1973.
- ^ Два фрагментарных письменных священных закона четвертого века, отражающих ритуалы и вотивные рельефы (Эран Лупу 2003), дополняют описание Павсания инкубации, практиковавшейся во втором веке нашей эры путем инкубации на руне принесенного в жертву барана.
- ^ Истории , 1.47-49: Крез спрашивает, что он будет делать в заранее определенный день, когда он варил черепаху и ягненка в бронзовом горшке с бронзовой крышкой. Ответ оракула, в отличие от ответа Дельфийского, не сохранился (§ 49), но Геродот говорит, что «он [Крез] полагал, что и оттуда [Амфиареионовый оракул] он тоже получил истинный ответ».
- ↑ В «Истории», 1.92.2, Геродот говорит, что Крёз совершил посвящение в Амфиареоне .
- ^ Вольф 2003:322, примечание 5.
- ^ AB Petropoulou, «Документы епарха и ранний оракул в Оропусе» Греческие, римские и византийские исследования 22 (1981:57f).
- ^ Павсаний (1.34.3)
- ^ Павсаний, 1.34.4
- ↑ Стоя датируется формой дорических капителей.
- ^ Дж. Э. Армстронг и Дж. МакК. Лагерь II, «Заметки о водяных часах на Афинской Агоре» , Hesperia 46 (1977), стр. 147–161. JSTOR 147833 . (Часы в Амфиареоне обсуждаются на стр. 152–155.)
- ^ Ф. Глейзер, «Клепсидра в Амфиареоне в Оропосе», в В. Альцингере (редактор), Pro arte antiqua: Festschrift für Hedwig Kenner (Вена, 1982), стр. 130–136. Академия.edu .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Амфиарионом Оропосским, на Викискладе?
- Официальный сайт