Jump to content

Горгоны

(Перенаправлено с Горгонейона )
Бегущая Горгона; амфора, Мюнхен, Государственное собрание древностей 2312 г. (ок. 490 г. до н.э.) [1]

Горгоны ( z / ˈ ɡ ɔːr ɡ ən : / GOR -gənz ; древнегреческий Γοργώνες ) , [2] В греческой мифологии — три чудовищные сестры: Стено, Эвриала и Медуза , которые, как говорят, были дочерьми Форкиса и Кето . Они жили рядом со своими сестрами Граями и могли обратить в камень любого, кто взглянул на них. Эвриала и Стенон были бессмертны, а Медуза — нет и была убита героем Персеем . [3]

Горгоны были ужасными монстрами с ужасающими глазами. голова Горгоны была На эгиде Афины изображена , что давало ей силу защищать ее от любого оружия и вселять великий страх в любого врага. Говорят, что кровь Горгоны обладает как способностью исцелять, так и вредить.

Изображения полнотелых Горгон и лица Горгоны, называемые горгонейоном (мн. горгония), были популярными сюжетами в древнегреческой, этрусской и римской иконографии. Хотя архаичные горгоны и горгонии повсеместно изображаются ужасно уродливыми, со временем их стали изображать красивыми молодыми женщинами.

Этимология

[ редактировать ]

Имя «Горгона» связано с древнегреческим прилагательным gorgos ( γοργός ), которое для глаза или взгляда означает «мрачный, свирепый, устрашающий, ослепительный». [4] Считается, что оно происходит от санскритской основы garğ . [5] Основа имеет коннотации шума, а в германских и романских языках есть много производных от этой основы, относящихся к горлу (например, «ущелье») или гортанным звукам, производимым в горле (например, «полоскать горло», «булькать»). [6] Это слово понималось как означающее рычать, реветь или выть, [7] в то время как Талия Фельдман предполагает, что наиболее близким значением основы может быть звукоподражательное рррр рычащего зверя. [8]

Согласно Гесиоду и Аполлодору , Горгоны были дочерьми первобытного морского бога Форкиса и морского чудовища Кето , а также сестрами трех других дочерей Форкиса и Кето, Грей . [9] Однако, по словам Гигина , они были дочерьми «Горгоны», потомка Тифона и Ехидны , и Чето, [10] в то время как Еврипид в своей трагедии «Ион » называет «Горгону» потомком Геи , порожденной Геей, чтобы стать союзником своих детей, гигантов, в их войне против олимпийских богов. [11] У Медузы было два потомка от Посейдона : крылатый конь Пегас и воин Хрисаор . [12]

Мифология

[ редактировать ]

Место жительства

[ редактировать ]

Место, где должны были жить Горгоны, в древних источниках варьируется. [13] Согласно Гесиоду, Горгоны жили далеко на западе за Океаном (Титаном и рекой, вращающейся вокруг мира) возле его источников, на краю ночи, где живут Геспериды (и Граи?). [14] , У киприев по-видимому, горгоны жили в Океане на скалистом острове под названием Сарпедон. [15] В произведении Эсхила « Привязанный Прометей» они помещаются на Дальнем Востоке «за бушующим морем» на «Горгонейских равнинах Кистены», где живут греи, а в его утраченной пьесе « Форкиды » (другое название греев) они, по-видимому, помещаются на «озере Тритонис ». «, мифологическое озеро, расположенное где-то на самом западе Северной Африки. [16] А поэт пятого века до нашей эры Пиндар заставляет Персея, очевидно, в поисках головы Горгоны, посетить гиперборейцев (обычно считается, что они обитают на крайнем севере). Однако неясно, имеет ли Пиндар в виду, что Горгоны жили рядом с гиперборейцами. [17]

Окаменение

[ редактировать ]

Ферекид сообщает нам, что лицо Медузы превращало людей в камень, а Пиндар описывает отрубленную голову Медузы как «каменную смерть». [18] В «Привязанном Прометее» говорится, что ни один смертный не сможет посмотреть на них и остаться в живых. [19] По словам Аполлодора, все три Горгоны могли обратить в камень любого, кто их увидел. [20]

Персей, обезглавливающий Медузу; Метопа из храма C в Селинусе , Региональный археологический музей Антонино Салинаса, 3920 B (шестой век до н.э.) [21]

Стено и Эвриала были бессмертны, тогда как Медуза была смертна. [22] Согласно версии их истории Аполлодора, Персею (его враг) приказал Полидект вернуть голову Медузы. Под руководством Гермеса и Афины он разыскал сестер Горгон, грей, у которых был только один общий глаз и один зуб. Персею удалось украсть их глаз и зуб, и он отказался вернуть их, если только они не укажут ему дорогу к нимфам, что они и сделали. Персей получил от нимф крылатые сандалии, позволявшие ему летать, и шапку Аида , делавшую его невидимым. Он также получил от Гермеса адамантиновый серп ( арфу ). Затем Персей прилетел в Океан и нашел Горгон спящими. А когда Персею удалось обезглавить Медузу, взглянув на ее отражение в своем бронзовом щите, Пегас и Хрисаор спрыгнули с шеи Медузы, а Стенон и Эвриала погнались за ним, но не смогли его увидеть, потому что на нем была шапка-невидимка Аида. Когда Персей вернул голову Горгоны, как было приказано, он, отведя глаза, показал ее Полидекту, который превратился в камень. Персей вернул вещи, приобретенные им у нимф и Гермеса, но отдал голову Горгоны Афине. [23]

Эгида Афины Горгоны

[ редактировать ]
Горгоны, украшенной змеиной бахромой Афина в эгиде ; пластина, приписываемая Олтосу , Мюнхен, Staatliche Antikensammlungen F2313 (ок. 525–475 до н.э.) [24]

По словам Аполлодора, после того, как Персей подарил Афине голову Горгоны, она «вставила голову Горгоны в середину своего щита». [25] Афины очевидно, это отсылка к эгиде . В «Илиаде» эгида устройство, обычно связанное с Афиной , украшенное головой Горгоны. [26] Афина носила его в бою как щит, который не могло пробить ни молния копье Аполлона, ни даже Зевса . [27] Согласно «Илиаде» , Гефест сделал эгиду для Зевса, а согласно фрагменту Гесиода, Метида сделала ее для Афины еще до рождения Афины.

Однако у Еврипида в трагедии «Ион » персонаж говорит, что эгида Афины была сделана из кожи Горгоны, потомка Геи , которую Гея родила как союзника для своих детей- гигантов и которую Афина убила во время Гигантомахия . [28] В той же пьесе Еврипид заставляет Креусу описать плетение, которое она сделала «похоже на эгиду, окаймленную змеями» с «Горгоной посередине». [29] Он также упоминает «Щит с лицом Горгоны» Афины в своей трагедии «Электра» . [30]

В росписи ваз Афина часто изображается с эгидой, украшенной змеиными головами. [31]

Кровь Горгоны

[ редактировать ]

В некоторых источниках говорилось, что кровь «Горгоны» (любой Горгоны?) обладает как способностью исцелять, так и вредить. [32] Согласно Иону две капли крови убитой ею Горгоны за свою эгиду Еврипида, Афина дала Эрихтонию , одна из которых «предотвращает болезни и питает жизнь», а другая «убивает, поскольку это яд змей Горгоны». . [33] Согласно Аполлодору, Афина дала Асклепию немного крови Горгоны, «и хотя он использовал кровь, текущую из вен с левой стороны, для проклятия человечества, он использовал кровь, текущую с правой стороны, для спасения». и таким образом он воскрешал мертвых». [34]

Горгона плачет

[ редактировать ]

Громкий крик, исходивший от Горгон, — возможно, связанный с тем, что слово «Горгона» происходит от санскритского слова «гар» , имеющего оттенок рычащего зверя, — также был частью их мифологии. [35]

Гесиодический Щит Геракла (ок. конец седьмого – середина шестого века до н.э.), описывающий щит Геракла, изображает Горгон, преследующих Персея, причем их пронзительный крик, по-видимому, слышен, исходящий из самого щита:

Горгоны, страшные и невыразимые, бросились за ним, желая поймать его; когда они бежали по бледному адаманту, щит отозвался резко и пронзительно громким шумом. [36]

Пиндар сообщает нам, что крик Горгон, оплакивающих смерть Медузы во время преследования Персея, стал причиной того, что Афина изобрела флейту. [37] По словам Пиндара, богиня:

вплела в музыку страшную панихиду по безрассудным Горгонам, которую Персей слышал, льющуюся в медленной тоске из-под ужасных змеиных волос девиц... она создала многоголосую песню флейт, чтобы подражать музыкальным инструментам пронзительный крик, который достиг ее ушей от быстро движущихся челюстей Эвриалы. [38]

Нонн в своей «Дионисии» также изображает убегающего Персея, «не слушающего никакой трубы, кроме рева Эвриалы». [39] Желание вызвать этот крик Горгоны может объяснить типичный раздутый рот, наблюдаемый в архаической иконографии Горгоны. [40]

Литературные описания

[ редактировать ]

Самые ранние литературные описания Горгон встречаются в произведениях Гесиода и Гомера (ок. 700–650 до н.э.). [41] Гесиод не дает физического описания Горгон, за исключением того, что две Горгоны, Стенно и Эвриала, не старели. [42] Гомер упоминает только «Горгону» (иначе безымянную), давая краткое описание ее и ее головы. В «Илиаде» она названа «ужасным чудовищем», а изображение ее головы, которое появляется — наряду с несколькими другими устрашающими изображениями — на и Афины эгиде щите Агамемнона , описывается как «страшное и ужасное», и «мрачный вид, ужасно яркий». [43] Уже в «Илиаде » «сверкающие» глаза Горгоны были особенно устрашающей особенностью. Когда Гектор преследует бегущих ахейцев, «ликуя в своей мощи»… всегда убивая самых отстающих», Гомер описывает троянского героя с глазами, подобными «глазам Горгоны». [44] А в «Одиссее » Одиссей , хотя и решил «твердо» остаться в подземном мире , чтобы встретиться с другими великими людьми среди мертвых, охвачен таким страхом при одной лишь мысли, что он может встретить там «голову Горгоны, этот ужасный монстр», уходит «сразу». [45]

Гесиода» В « Щите горгоны, преследующие Персея, описываются как «ужасные и невыразимые» с двумя змеями, обвившими их талии, и что «на ужасных головах Горгон бунтовал великий страх», возможно, это ссылка на змей, извивающихся вокруг их голов. [46] Пиндар явно называет змей вместо волос, говоря, что голова Горгоны Персея «сияла змеиными волосами» и что у Горгон, преследующих Персея, также были «ужасные змеиные волосы», то же самое можно сказать и в « Привязанном Прометее» , где все три Горгоны описаны как «крылатые». а также «змееволосый». [47] Репутация уродливой Горгоны была такова, что афинский драматург-комик Аристофон мог в 405 г. до н.э. высмеивать женщин афинского дема Тейтра , называя их Горгонами. [48]

Мифограф Аполлодор дает наиболее подробное описание:

... у Горгон были головы, обвитые драконьей чешуей, и огромные клыки, как у свиней, и медные руки, и золотые крылья, на которых они летали». [49]

Хотя такие описания подчеркивают ужасные физические особенности Горгоны, к пятому веку до нашей эры Пиндар также может описать свою Медузу со змеиными волосами как «красивую». [50] А римский поэт Овидий сообщает нам, что Медуза изначально была красивой девушкой, но из-за сексуального контакта с Нептуном (римским эквивалентом греческого Посейдона ) в храме Минервы (Минерва является римским эквивалентом греческой Афины ), Минерва наказал Медузу, превратив ее красивые волосы в ужасных змей. [51]

Иконография

[ редактировать ]

Горгоны были популярным предметом в древнегреческом, этрусском и римском искусстве. [52] с более чем шестьюстами изображениями, каталогизированными в Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae ( LIMC ). [53] Помимо множества примеров, найденных на вазах, Горгоны встречаются и в самых разных других контекстах, включая архитектурные орнаменты, щиты и монеты. [54] На некоторых изображениях изображены полнотелые Горгоны, в то время как другие, называемые горгониями голову) Горгоны, например, те, которые описаны в «Илиаде» как появившиеся на и эгиде Афины , показывают только лицо ( или щите . Агамемнона [55] Самые ранние изображения обоих типов датируются примерно одним и тем же периодом времени — серединой седьмого века до нашей эры. [56]

У архаичных горгон обычно были змеиные волосы либо со змееподобными завитками (рис. 8, 9), либо настоящие змеи, торчащие из головы (рис. 2, 5, 6, 10). Лица архаических горгон особенно характерны, как правило, с большими угрожающими глазами, трехчастными завитками ( завитками ) носами, широкими ртами с кривыми ухмылками или гримасами, высунутыми языками, клыками и/или бивнями (рис. 4, 5, 6). ), а иногда и бороды (рис. 3, 4, 13, 15). [57] Помимо особой чудовищности, наиболее отличительной особенностью архаических изображений Горгон является то, что голова всегда обращена фронтально (ан-фас), а большие свирепые глаза смотрят прямо на зрителя. [58]

В соответствии с изменением литературных описаний, наблюдаемым в упомянутых выше произведениях Пиндара и Овидия, начиная с пятого века до нашей эры, изображения Горгон и горгонеей переходят от отвратительных монстров к красивым молодым женщинам, причем такие изображения становятся типичными в четвертом веке до нашей эры. [59] Одна из самых ранних таких «красивых» Горгон (середина V в. до н. э.) — краснофигурная пелика (рис. 11), на которой изображен Персей, отвернув голову, собирающийся обезглавить спящую Медузу. [60] Хотя горгонии продолжали быть повсеместными до конца античности, после четвертого века до нашей эры полнотелые Горгоны перестали быть представлены. [61]

Полнотелые Горгоны

[ редактировать ]

Полнотелые Горгоны обычно изображаются в связи с историей Персея-Медузы. [62] Самыми ранними изображениями (середина VII в. до н. э.) таких Горгон являются беотийский рельефный пифос (рис. 1), на котором изображен Персей с отвернутой головой, обезглавливающий Горгону, и Элевсинская амфора (рис. 2), на которой изображены две Горгоны. преследуя Персея, убегающего с отрубленной головой Горгоны. То, что Персей на пифосе отводит взгляд, показывает, что уже на этих самых ранних изображениях понималось, что смотреть прямо в лицо Горгоны смертельно опасно. [63] Особый интерес представляет знаменитый фронтон Медузы (начало шестого века до н. э.) из храма Артемиды на Корфу (рис. 6), на котором изображена крылатая Медуза в характерной позе Книлауфа (на коленях-бегущей), с двумя обвившими ее змеями. талии, как у Горгон, описанных в Гесиодическом щите Геракла . [64]

Хотя на беотийском пифосе обезглавленная Горгона изображена в виде женщины- кентавра , без крыльев и змей, а Горгоны на Элевсинской амфоре имеют бескрылые, осинообразные тела с котлоподобными головами, к концу седьмого века В веке до нашей эры типичными становятся гуманоидные тела с крыльями и змеями вокруг головы, шеи или талии, как, например, изображенные на фронтоне Медузы. [65] отли В ​зритель. [66]

Горгония

[ редактировать ]

Из изображений древнегреческих демонов горгонейон встречается чаще всего. [78] Считается, что горгония выполняла апотропную (защитную) функцию, и часто встречается на архитектурных элементах, таких как фронтоны храмов, декоративные антефиксы и акротерии , или украшает различные круглые предметы, такие как щиты, монеты и донышки чаш и чашек. [79] Как и в случае с полнотелыми Горгонами, самые ранние изображения датируются серединой шестого века до нашей эры. Самым ранним примером «красивого» горгонейона является Медуза Ронданини (рис. 19), которая считается римской копией греческого оригинала, датируемого либо пятым веком до нашей эры, либо эллинистическим периодом. [80]

Победа Афины над гигантским Энцеладом с горгонионом на щите, по-видимому, была изображена на храме Аполлона в Дельфах (конец шестого века до нашей эры). В ( » Еврипида «Ионе ок. 412–412 до н. э.) Хор описывает, как он увидел на каменных стенах храма Афину, «размахивающую своим щитом Горгоны» против Энцелада. [81] Павсаний описывает, как видел вотивный золотой щит, посвященный спартанцами и их союзниками после битвы при Танагре (457 г. до н. э.), с рельефным изображением горгонейона (или, возможно, полнотелой Горгоны), выставленного в храме Зевса в Олимпии . [82]

Возможное происхождение

[ редактировать ]
Ламашту с головой льва, стоящий на осле, держащий змей, с поросенком и собакой; бронзовая тарелка из Чаркемиша . [91]

Было много и широкомасштабных предположений относительно возможного происхождения истории о Персее и Горгонах, а также о горгонии, изображении лиц Горгон. [92] Истоки истории Персея-Горгоны и горгонии даже в отношении друг друга неясны. История Персея-Горгоны могла появиться первой, вдохновив на развитие горгонии, или же горгония могла появиться первой, и в этом случае история Персея могла выполнять этиологическую функцию как миф о происхождении , разработанный как способ объяснить, откуда появилась горгония. от. Также возможно, что история Персея и горгонии развивались независимо, но позже сошлись. Поскольку самые ранние литературные и иконографические свидетельства как истории Персея, так и горгонееи примерно одновременны, такие свидетельства, похоже, не позволяют окончательно различить какой-либо из этих трех сценариев. [93]

Вполне возможно, что мифология и/или иконография Горгон подверглись влиянию Ближнего Востока . [94] В частности, элементы полнотелой иконографии Горгоны, по-видимому, были заимствованы из месопотамского Ламашту . [95] Месопотамские изображения Гильгамеша, убивающего Хумбабу , возможно, повлияли на историю Персея-Горгоны, в то время как горгония может быть связана с изображениями Хумбабы. [96]

Персей и Горгоны

[ редактировать ]
Ламашту держит двух змей и кормит грудью собаку (?) и свинью в позе Книлауфа на осле; Лувр АО 22205 [97]

Горгона как повелительница животных на фронтоне Медузы храма Артемиды на Корфу (рис. 6) демонстрирует сходство с изображениями Ламашту. [98] Как Вальтер Буркерт отметил , Ламашту имеет несколько характерных иконографических элементов, которые включают анималистическую голову на гуманоидном теле, часто в позе Книлауфа (бег на коленях), с присутствием змей, лошади или осла, потомков животных, а иногда и в Конфигурация « Хозяйка животных» . Все эти элементы присутствуют, например, во фронтоне Медузы. [99]

Изображения, на которых изображен Персей, отвернув голову и обезглавливающий Медузу (рис. 1, 7), напоминают месопотамские изображения Гильгамеша, убивающего дикаря Хумбабу . На таких изображениях Гильгамеш может быть изображен с отвернутой головой и ищет позади себя богиню, которая передала бы ему оружие. [100] В частности, бронзовый ремешок со щитом из Олимпии (середина шестого века до нашей эры), на котором изображен Персей с отвернутой головой, собирающийся обезглавить Медузу при помощи Афины. [101] имеет поразительное сходство с отпечатком печати из Нузи ок. 1450 г. до н.э. [102] Это предполагает возможность того, что греки неправильно истолковали или переосмыслили эти месопотамские изображения, породив в результате процесса, который Буркерт описал как «творческое недоразумение», миф об окаменевшем взгляде Горгоны. [103]

Горгонейон

[ редактировать ]

Ученые-классики, по-видимому, пришли к единому мнению, что функция горгонейона была апотропной , как устройства ( апотропайона ) для отражения нежелательных вещей, и которая изначально была маской, которую носили танцоры. [104] Классическая формулировка этой точки зрения принадлежит Джейн Эллен Харрисон , которая называет горгонейон «неправильно понятой ритуальной маской»: [105]

Хумбаба с глубокими S-образными бороздами по обе стороны широкоротой гримасы; Месопотамская терракотовая маска, Лувр, АО 12460 (начало второго тысячелетия до н. э.) [106]

... по своей сути Медуза — голова и ничего более; ее сила начинается только тогда, когда ей отрубают голову, и эта сила находится в голове; одним словом, она — маска, к которой позже прибавлено тело. Первобытный грек знал, что в его ритуале присутствовало ужасное существо, называемое Горгонейон, ухмыляющаяся маска со сверкающими глазами, выдающимися звероподобными клыками и висящим языком. Как появился этот Горгонейон? Герой убил зверя по имени Горгона, и это была его голова. Хотя вокруг него собралось множество других ассоциаций, в основе Горгонейона лежит культовый объект, неправильно понятая ритуальная маска. Ритуальный объект стоит на первом месте; затем рождается чудовище, чтобы отчитаться за это; затем герою предоставляется счет за убийство монстра. [107]

То, что горгонеея использовалась в качестве апотропного щита, по крайней мере, кажется очевидным из щита-горгонеи Агамемнона, который Гомер описывает в « Илиаде» как изображение «Горгоны, мрачного вида, ужасно сверкающей, а вокруг нее были Ужас и Бегство». [108] Подтверждением точки зрения о том, что горгония возникла как маски, являются две группы терракотовых горгонионоподобных масок седьмого века до нашей эры: группа носимых шлемов-масок из Тиринфа и еще одна группа неносимых вотивных масок из святилища Орфии в Спарте , которые некоторые черты схожи с типичными ранними изображениями лиц Горгоны. Если бы такие маски на самом деле были предназначены для изображения лица Горгоны, то они показали бы, что Горгоны или горгонии играли роль в какой-то ритуальной или драматической практике или представлении. [109]

Горгонские вотивные маски из Спарты имеют глубокие S-образные бороздки по обе стороны от гримас с широкими ртами. Эти черты напоминают черты гораздо более ранних терракотовых бляшек с изображением Хумбаба . [110]

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Краускопф и Далингер, стр. 311–312 (Горго, Горгоны 331) ; Цифровой LIMC 9805 ; ЛИМК IV-2, с. 187 (Горго, Горгоны 331) ; Хард 2004, с. 59, рис. 2.5 .
  2. ^ Grimal, s.v. Gorgons.
  3. ^ Bremmer 2006, s.v. Gorgo 1 ; Bremmer 2015, s.v. Gorgo/Medusa ; Gantz, p. 20; Grimal, s.v. Gorgons; Tripp, s.v. Gorgons.
  4. ^ Кембриджский греческий лексикон свв. Горгос , Горго ? Бикс, св горгос .
  5. ^ Мак, с. 599 н. 5; Напье 1992, с. 102; Финни, с. 447; Фельдман, с. 487; Хау, с. 210.
  6. ^ Хоу, с. 210, н. 10 и еще много примеров.
  7. ^ Мак, с. 599 н. 5; Напье 1992, с. 102; Финни, с. 447.
  8. ^ Фельдман, с. 487.
  9. ^ Ганц, с. 19; Гесиод , Теогония 270–277 ; Аполлодор , 1.2.6 , 2.4.2 (называя Греев «Форкидами»).
  10. ^ Трипп, Святые Горгоны; Гигин , к басням Предисловие 9 , 35 .
  11. ^ Ганц, с. 448; Еврипид , Ион 986–991 , 1055 .
  12. ^ Grimal, s.v. Gorgons; Tripp, s.v. Medusa; Hesiod , Theogony 278–281 ; Apollodorus , 2.4.2 .
  13. ^ Фаулер 2013, с. 252; Hard 2004, стр. 59–60 ; Ганц, с. 20.
  14. ^ Фаулер 2013, с. 254; Ганц, с. 20; Гесиод , Теогония 274–282 . Что касается того, имеет ли Гесиод в виду, что греи также живут там, Фаулер считает, что Гесиод включает грей, а Ганц - нет. Сравните с Аполлодором , 2.4.2 , в котором Персей летит к «океану» [т. е. Океану], чтобы найти Горгон.
  15. ^ Бреммер 2006, св Горго 1 ; Хард 2004, с. 60 ; Ганц, с. 20; Вест 1966, с. 246 строка 274 πέρην κλυτοῦ Ὠκεανοῖο; Запад 2003, Киприя фр. 30 Запад [= фр. 24 Аллен = фр. 32 Бернабе]. У Ферекида также есть Горгоны, живущие где-то в Океане, см. Ганц, с. 20; Ферекид фр. 11 Фаулер (Fowler 2000, стр. 280–281) [= Сколия об Аполлонии Родосском 4.1515a].
  16. ^ Фаулер 2013, с. 254; Хард 2015, с. 176 16 Тритонис ; Зоммерштейн, стр. 260–261 ; Эсхил (?), Прометей, связанный 790–800 ; Эсхил фр. 262 [= Эратосфен , Catasterismi 22 (Hard 2015, стр. 16 )]. Об озере Тритонис и о расположении Горгон в Северной Африке см. также: Геродот , 2.91.6 , 4.178 , 4.186.1 ; Павсаний , 3.17.3 .
  17. ^ Фаулер 2013, с. 254; Бреммер (2006), св. Горго 1 ; Ганц, с. 20 ; Пиндар , Фифиан 10.30–48 . Хотя Бреммер считает, что Пиндар обнаружил Горгон «среди гиперборейцев», Фаулер не приходит к выводу, что Пиндар сделал это, в то время как Ганц говорит, что Пиндар «может, а может и нет» это сделать.
  18. ^ Ганц, с. 20; Ферекид фр. 11 Фаулер (Fowler 2000, стр. 280–281) [= Сколия об Аполлонии Родосском 4.1515a]; Пиндар , Фифиан 10.46–48 .
  19. ^ Ганц, с. 20; Эсхил (?), Прометей связанный 800 .
  20. ^ Аполлодор , 2.4.2 .
  21. ^ Маркони, стр. 142–143, 236–237; Ганц, с. 21; Краускопф и Далингер, с. 313 (Горго, Горгоны 307) ; Цифровой LIMC 9733 .
  22. ^ Гесиод , Теогония 270–277 ; Аполлодор , 2.4.2 .
  23. ^ Бреммер, св. Горго/Медуза (который называет версию Аполлодора «канонической»); Аполлодор , 2.4.2–3 . См. также ( ?), Прометей, связанный 798–8. Эсхил
  24. ^ Архив Бизли 200575 .
  25. ^ Аполлодор , 2.4.2–3 .
  26. ^ Ганц, стр. 84–85; Гомер , Илиада 5.738–742 . Подробное обсуждение эгиды Афины Горгоны см. в Cook, стр. 837–867 .
  27. ^ Ганц, с. 84; Илиада 5.738–742 , 21.400–402 .
  28. ^ Ганц, с. 84; Гомер , Илиада 15.309–310 ; Гесиод фр. 294 Мост [= 343 МВт]; Еврипид , Ион 987–997 . В других сообщениях упоминаются и другие противники, которых Афина должна была убить и содрать кожу ради своей эгиды, в том числе Гигант Паллада ( Аполлодор , 1.6.2 ), неуязвимый коанский воин Астерий и другие, см. Робертсон, с. 42.
  29. ^ Еврипид , Ион 1417–1423 .
  30. ^ Еврипид , Электра 1254–1257 .
  31. ^ Хард 2004, с. 74 .
  32. ^ Bremmer 2006, s.v. Gorgo 1 .
  33. ^ Еврипид , Ион , 1003–1015 , 1055 , 1265 .
  34. ^ Аполлодор , 3.10.3 . Сравните с Аполлодором, 2.7.3 , где говорится, что Геракл, получивший от Афины прядь волос Медузы, отдал ее Тегею для защиты города от нападения (по Павсанию , 87.47.5 , прядь волос была отдана Тегея самой Афиной), см. Ганц, с. 428.
  35. ^ По словам Хоу, с. 212: «Ясно, что за Горгоной стоял какой-то ужасный шум: гортанный звериный вой». Мак, с. 599, н. 5 отмечает, что звук, «хотя и лишь косвенно являющийся особенностью лица, был центральным в концептуализации ужасающей силы Медузы». См. также Фельдман, стр. 487–488.
  36. ^ Перевод Моста Гесиода , Щит Геракла 230–233 .
  37. ^ Ганц, стр. 20; Хау, стр. 210–211; Вернан, с. 117, 125.
  38. ^ Перевод Сварлиена Пиндара , Пифиан 12.7–11, 18–21 . По словам Вернана, с. 117, Пиндар говорит здесь, что звук, издаваемый преследующими Горгонами, исходил «как из их девичьих уст, так и из ужасных голов змей, связанных с ними».
  39. ^ Нонн , Дионисия 25.58 ; см. также Дионисия 13.77–78 , 30.265–266 .
  40. ^ По словам Хоу, с. 211, «причина того, что Горгона появляется на памятниках с огромной раздутой пастью, [была] в том, чтобы передать зрителю идею ужасающего рева»; Вернан, с. 118, «ужасающий крик» и «широкая ухмылка» указаны как один из нескольких элементов, «связывающих чудовищное лицо Горго с воином, одержимым меносом (убийственной яростью)».
  41. ^ Огден 2008, стр. 34–35.
  42. ^ Ганц, с. 20; Гесиод , Теогония 276–277 .
  43. ^ Ганц, стр. 85, 304; Гомер , Илиада 5.738–742 (эгида Афины), 11.32–37 (щит Агамемнона).
  44. ^ Огден 2008, с. 34; Гомер , Илиада 8.337–349 .
  45. ^ Гомер , Одиссея 11.630–37 .
  46. ^ Ганц, с. 20; Щит Геракла 229–237 (Мост, стр. 18–21 ).
  47. ^ Ганц, с. 20; Пиндар , Фифиан 10.46–48 , 12.10–14 ; Эсхил (?), Прометей связанный 799 .
  48. ^ Bremmer 2006, s.v. Gorgo 1 ; Aristophanes , Frogs 475–477 .
  49. ^ Фрейзера Перевод Аполлодора , 2.4.2 .
  50. ^ Пиндар , Пифиан 12.16 .
  51. ^ Овидий , Метаморфозы 4.794–803 .
  52. ^ Bremmer 2015, s.v. Gorgo/Medusa .
  53. ^ Краускопф и Далингер, с. 288 (351 запись); Краускопф, с. 331 (118 записей); Паолетти, стр. 345–346 (206 записей). Подробное обсуждение иконографии Горгоны/горгонейона см.: Krauskopf and Dahlinger, стр. 285–330 (изображения: LIMC IV-2, стр. 163–188 ); Краускопф, стр. 330–345 (изображения: LIMC IV-2, стр. 188–195 ); Паолетти, стр. 345–362 (изображения: LIMC IV-2, стр. 195–207 . Другие обсуждения см.: Карпентер, стр. 134–139; Кароглу, стр. 4–25; Огден 2013, стр. 93–94. Вернан, стр. 112–116.
  54. ^ Вернан с. 112, где также упоминаются Горгоны, «украшающие домашнюю утварь, висящую в ремесленных мастерских, прикрепленную к печам, установленным в частных домах». Об архитектуре см. Belson 1981. О греческих щитовых устройствах см. Chase 1902. Хотя сохранившиеся горгонии на настоящих щитах редки, Чейз перечисляет 47 примеров (стр. 95 (XVII, XXVII), 106–108 (CXIX – CXXV)) горгонии. на изображениях щитов и утверждает (стр. 79), что «постоянное появление более обычных устройств — головы быка, горгонейона, льва, змеи, треножника — едва ли можно объяснить, кроме как на основании предположения, что эти устройства были в постоянном и широком использовании на протяжении всего периода греческой цивилизации». О монетах см. Kroll 1981; Кук, стр. 853–856 .
  55. ^ Огден 2008, с. 34; Гомер , Илиада 5.738–742 (эгида Афины), 11.32–37 (щит Агамемнона).
  56. ^ Огден 2013, с. 93; Огден 2008, стр. 34–36.
  57. ^ Огден 2013, с. 93; Уилк, стр. 32–33; Ганц, с. 21.
  58. ^ Вернант, стр. 112–113, определяет «две фундаментальные характеристики» в архаичных изображениях Горгон как «первую фронтальность… во-вторых, чудовищность». Огден 2008, с. 35 описывает этот «прямой фронтальный взгляд, выходящий, казалось бы, из собственного иконографического контекста и бросающий прямой вызов зрителю» как «шокирующую и весьма исключительную вещь в контексте греческих двумерных образов». См. также Уилк, стр. 32–33.
  59. ^ Огден 2013, с. 96; Кароглу, стр. 4–5 , помещает этот переход, наряду с аналогичными переходами для других мифических гибридов человека и монстра женского пола, в более широкий контекст «идеализирующего гуманизма» греческого искусства классического периода, «когда уродства в значительной степени избегали». ). Обсуждение этого иконографического перехода см. в Karoglou, стр. 6–26, где прослеживается иконография Медузы от древней к современной. См. также Кук, стр. 848–858 .
  60. ^ Кароглу, стр. 9–10 .
  61. ^ Кароглу, стр. 11–12 .
  62. ^ Огден 2013, с. 93.
  63. ^ Ганц, стр. 21, 304; Огден, 2008 г., стр. 35–36; Огден 2013, с. 93; Карпентер, стр. 134–135.
  64. ^ Ганц, с. 21; Краускопф и Далингер, с. 311 (Горго, Горгоны 289) .
  65. ^ Огден 2013, с. 93; Огден, 2008 г., стр. 35–36; Ганц, с. 21.
  66. ^ Огден 2008, с. 35; Уилк, стр. 32–33; Вернан, с. 112.
  67. ^ Карпентер, стр. 134–135, рис. 128; Огден 2008, стр. 35–36; Ганц, с. 21; Краускопф и Далингер, с. 312 (Горго, Горгоны 290) ; Персей Медуза Лувр CA795 ; Цифровой LIMC 9731 ; ЛИМК IV-2, с. 183 (Горго, Горгоны 290) .
  68. ^ Карпентер, с. 134, рис. 127; Рядом, с. 106; Ганц, с. 21; Краускопф и Далингер, с. 313 (Горго, Горгоны 312) ; Цифровой LIMC 9830 ; ЛИМК IV-2, с. 184 (Горго, Горгоны 312) .
  69. ^ Карпентер, стр. 138, 139 рис. 133; Золотникова, с. 360; Краускопф и Далингер, с. 310 (Горго, Горгоны 280) ; Цифровой LIMC 30559 ; ЛИМК IV-2, с. 182 (Горго, Горгоны 280) ; Британский музей 1860,0404.2 .
  70. ^ Ганц, с. 21; Краускопф и Далингер, с. 313 (Горго, Горгоны 313) ; Архив Бизли 300025 ; Цифровой LIMC 13680 ; ЛИМК IV-2, с. 184 (Горго, Горгоны 313) .
  71. ^ Ганц, с. 21; Краускопф и Далингер, с. 313 (Горго, Горгоны 314) ; Персей Лувр E 874 (Ваза) ; Архив Бизли 300055 ; Цифровой LIMC 4022 ; ЛИМК IV-2, с. 185 (Горго, Горгоны 314) .
  72. ^ Огден 2013, с. 95; Огден 2008, с. 38; Ганц, с. 21; Золотникова, с. 362; Краускопф и Далингер, с. 311 (Горго, Горгоны 289) ; Цифровой LIMC 502 ; ЛИМК IV-2, с. 182 (Горго, Горгоны 289) .
  73. ^ Огден 2013, стр. 94–95, рис. 2,3; Огден 2008, стр. 32–40, рис. 3,2; Краускопф и Далингер, с. 312 (Горго, Горгоны 293) ; Архив Бизли 310459 ; Цифровой LIMC 9728 ; ЛИМК IV-2, с. 183 (Горго, Горгоны 293) ; Британский музей 1849,0620,5 .
  74. ^ Ганц, стр. 21, 305; Хард 2004, с. 60, рисунок 2.6 .
  75. ^ Золотникова, с. 370 н. 52; Краускопф и Далингер, с. 309 (Горго, Горгоны 271) ; Цифровой LIMC 30551 ; ЛИМК IV-2, с. 181 (Горго, Горгоны 271) .
  76. ^ Краускопф и Далингер, стр. 311–312 (Горго, Горгоны 331) ; Цифровой LIMC 9805 ; ЛИМК IV-2, с. 187 (Горго, Горгоны 331) ; Хард 2004, с. 59, рис. 2.5 .
  77. ^ Кароглу, стр. 9–10 ; Краускопф и Далингер, с. 313 (Горго, Горгоны 301) ; Архив Бизли, 213438 ; Метрополитен-музей 45.11.1 ; Цифровой LIMC 9730 ; ЛИМК IV-2, с. 183 (Горго, Горгоны 301) .
  78. ^ Краускопф и Далингер, стр. 288 .
  79. ^ Огден 2013, с. 93; Уилк, с. 33. Обсуждение апотропной функции горгонии см. в Ogden 2008, p. 37. О горгонее в греческой архитектуре см. Belson 1981.
  80. ^ Кароглу, стр. 14, 16 ; Огден 2013, с. 96; Краускопф, стр. 347–348 (Горго, Горгоны 25) .
  81. ^ Еврипид , Ион 205–211 . О дате существования храма во время создания Иона см. Stieber, p. 289, н. 61 .
  82. ^ Краускопф и Далингер, с. 300, нет. 158a Павсания , где говорится, что Μέδουσαν τὴν Γοργόνα («Медуза Горгона»), вероятно, означает горгонейон, а не бегущую Горгону; Чейз, с. 74; Павсаний , 5.10.4 .
  83. ^ Мак, рис. 1; Краускопф и Далингер, с. 300 (Горго, Горгоны 158) ; Цифровой LIMC 30455 ; ЛИМК IV-2, с. 174 (Горго, Горгоны 158) .
  84. ^ Краускопф и Далингер, с. 291 (Горго, Горгоны 38) ; Архив Бизли 350347 ; Цифровой LIMC 30266 ; ЛИМК IV-2, с. 165 (Горго, Горгоны 38) ; Карпентер, стр. 135–136, рис. 129;.
  85. ^ Дженкинс, с. 25, рис. 51 ; Кролл, стр. 12, 32, пл. 2 (14); Британский музей 1841, B.618 .
  86. ^ Фосси, стр. 19–24; Лувр, Калифорния 1371 г.
  87. ^ Краускопф и Далингер, стр. 291–292 (Горго, Горгоны 41) ; Архив Бизли : 9031655 ; Цифровой LIMC 30269 ; ЛИМК IV-2, с. 166 (Горго, Горгоны 41) .
  88. ^ Краускопф и Далингер, с. 291 (Горго, Горгоны 32) ; Белсон II, стр. 5–6, ГМ 2; Кук, с. 848 .
  89. ^ Архив Бизли 302907 ; Цифровой LIMC 35646
  90. ^ Кароглу, стр. 14, 16 ; Огден 2013, с. 96; Краускопф, стр. 347–348 (Горго, Горгоны 25) ; Цифровой LIMC 25976 ; Кук, стр. 850–851 . Как отмечает Огден, «спорно, является ли это продуктом середины пятого века или раннего эллинистического периода».
  91. ^ Буркерт, с. 84, рис. 5.
  92. ^ Обсуждение таких предыдущих предположений (обычно сопровождаемых новыми собственными предположениями) см., например, Hopkins 1934, стр. 341–344; Кук 1940, стр. 845–846 ; Хоу, 1954, стр. 209–212; Финни 1971, с. 446; Белсон 1981, II с. 8 н. 1; Уилк 2000, стр. 87–104.
  93. ^ Огден 2008, с. 37.
  94. ^ Ogden 2013, p. 94; Bremmer 2006, s.v. Gorgo 1 .
  95. ^ Огден 2013, с. 95; Бреммер 2006, св Горго 1 ; Буркерт, с. 84-85.
  96. ^ Огден 2013, стр. 94–95; Огден, 2008 г., стр. 32–33; Вест 1997, с. 454; Картер, стр. 360–366; Хопкинс 1934.
  97. ^ Лувр, АО 22205 .
  98. ^ Огден 2013, с. 95; Огден 2008, с. 38.
  99. ^ Буркерт, стр. 83–85.
  100. ^ Огден 2013, стр. 94–95, рис. 2,3; Огден 2008, стр. 38–40, рис. 3,2; Вест 1997, с. 454; Буркерт, с. 85, назвав эти изображения «моделями изображений Персея, убивающего Горгону»; Картер, стр. 360–362.
  101. ^ Краускопф и Далингер, с. 312 (Горго, Горгоны 292) ; Роккос, с. 339 (Персей 120) ; Демарнь, с. 1003 (Афина 502) с рис. , с. 1026, Б3 ; ЛИМК VII.2, с. 290 (Персей 120 а) ; Буркерт, с. 86, рис. 6 (вверху справа); Цифровой LIMC 8770 (Горго, Горгоны 292) .
  102. ^ Буркерт, с. 86, рис. 6 (вверху слева).
  103. ^ Огден 2013, с. 95; Огден, 2008 г., стр. 32–33; Буркерт, с. 87.
  104. ^ Мак, с. 572. См., например: Фараоне, с. 38 ; Вернан, стр. 111; Джеймсон, с. 27; Хау, с. 213.
  105. ^ Мак, с. 599, н. 3.
  106. ^ Картер, стр. 355, 356 рис. 1; Лувр АО 12460 .
  107. ^ Харрисон, с. 187 .
  108. ^ Огден 2008, с. 37; Гомер, 11.32–37 .
  109. ^ Огден 2008, стр. 37–38. О масках Тиринфа см. Carter, p. 360; Нэпьер, 1986, стр. 85, 86 табл. 34. О спартанских масках см.: Rosenberg 2015; Картер 1987; Napier 1986, стр. 46–47, Pls. 9а-12б; Дикинс, стр. 163–186 ( табл. XLVII–LXII ).
  110. ^ Огден 2008, стр. 38–40; Картер, стр. 355, 357 рис. 2, 358 рис. 3, 360–366; Напье 1986, с. 49 пожалуйста. 11а, 12б; Диккенс, стр. 166–167 ( таблицы XLVII–XLIX ), в котором эти маски классифицируются как «Старухи».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d250c45ddc4fa9008236171d88c68be__1722080580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/be/4d250c45ddc4fa9008236171d88c68be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gorgons - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)