Хоркос
Греческие божества ряд |
---|
Персонификации |
Список |
В греческой мифологии фигура Хоркоса ( / ˈh ɔːr Ὅρκος k ɒ s / ; др.-греч .: [ hór.kos] , букв. ' клятва ' ) [1] олицетворяет проклятие , которое будет наложено на любого человека, дающего ложную клятву . [2]
В «Баснях» Эзопа есть предостерегающая история под номером 239 в Индексе Перри , указывающая на то, что возмездие будет быстрым там, где богу бросают вызов. [3] Принятие присяги и наказание за лжесвидетельство играли важную роль в древнегреческой концепции справедливости.
Семья
[ редактировать ]Согласно «Теогонии» Гесиода , Хоркос, «который больше всего беспокоит людей на земле, когда кто-либо умышленно дает ложную клятву», был потомком Эриды (Раздора) без отца. [4] Сравните с Гигином , у которого Иусиурандум (Клятва) является потомком Эфира и Терры (Земли). [5]
Мифология
[ редактировать ]В своих «Трудах и днях » Гесиод утверждает, что Эринии ( Фурии ) способствовали рождению Хоркоса, «которого родила Эрида, чтобы стать чумой для тех, кто дает ложную клятву», и что пятый день каждого месяца был особенно опасен, поскольку день, когда он родился. [6] Однако, согласно морали, изложенной в этической притче, рассказанной Эзопом, не существует определенного дня, в который божественное наказание падает на нечестивцев.
В басне Эзопа рассказывается о человеке, который взял залог у друга и, когда его попросили дать клятву, поспешно покинул город. Хромой человек, которого он встретил, рассказал своему попутчику, что это Хоркос, идущий выслеживать нечестивых людей. Мужчина спросил Хоркоса, как часто он возвращается в город, из которого они уезжают. «Я возвращаюсь через сорок лет, а иногда и через тридцать», — ответил Хоркос. Полагая, что ему ничего не грозит, мужчина вернулся на следующее утро и поклялся, что никогда не получал залога. Почти сразу же прибыл Хоркос, чтобы казнить лжесвидетельа, сбросив его со скалы. Протестуя, мужчина спросил, почему бог сказал, что не вернется в течение многих лет, хотя на самом деле он не предоставил ни дня отсрочки. Хоркос ответил: «Вы также должны знать, что если кто-то собирается меня спровоцировать, я привык возвращаться в тот же день».
Концепции справедливости
[ редактировать ]
Похожая история была рассказана Геродотом и, возможно, даже послужила источником басни. [7] Речь шла о человеке, который спросил совета у Дельфийского оракула о том, как нарушить такую клятву, и получил ответ, что он выиграет на данный момент, но это повлечет за собой гибель его и его наследников, поскольку у Хоркоса есть сын, «который безымянный, без рук и ног, быстрый в погоне». Не может быть и никакого покаяния, ибо намерение ничем не отличается от действия. [8]
Строгость такого правосудия подчеркивает важность принесения клятвы в Древней Греции, совершавшейся во имя богов. Лжесвидетельствовать означало вести войну с богами, которые даже сами могли пострадать от тех же санкций. [9] Принося клятву, человек накладывал на себя условное проклятие, которое вступало в силу, если он солгал или нарушил свое обещание. [10] Длительный характер этого проклятия и соответствующая ему польза от соблюдения своего слова также подчеркивается Гесиодом при обсуждении этого вопроса: «Кто умышленно дает ложную клятву, говоря ложь в своих показаниях, тот сам при этом неизлечимо ранен». поскольку он вредит правосудию, и в последующие времена его семья остается более неясной, тогда как семья человека, который сдерживает свою клятву, в последующие времена становится лучше». [11]
В более поздние времена роль восстановления справедливости за нарушенные клятвы взяли на себя фурии, названные Гесиодом повивальными бабками при рождении Хоркоса. Правосудие также находилось под защитой Царя богов, которого в этом аспекте называют Зевсом Хоркиосом (хранителем клятв); в обстоятельствах, когда были названы другие божественные сущности, они тоже взяли на себя ответственность за возмездие. [12]
Примечания
[ редактировать ]- ^ ὅρκος . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Хард, с. 31 .
- ^ Эзоп
- ^ Гесиод , Теогония 231–232 .
- ^ Гигин , к басням Предисловие , 3.1 .
- ^ Эвелин-Уайт, HG (пер.) (1914). Работы и дни . п. 804.
- ^ Франсиско Родригес Адрадос , История греко-латинской басни, том 3, Brill 2003, стр. 275-6.
- ^ История Геродота VI.86, стр.93-4.
- ^ Эверетт Л. Уиллер, «Софистические интерпретации и греческие договоры» , Принстонский университет, октябрь 1984 г.
- ^ Зоммерштейн и Торранс, стр.1
- ^ Гесиод, Работы и дни 282-5
- ^ Зоммерштейн и Торранс, стр. 295-9.
Ссылки
[ редактировать ]- Алан Х. Зоммерштейн, Изабель К. Торранс, Клятвы и клятвы в Древней Греции , Берлин, 2014 г.
- Хард, Робин (2004), Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы , в «Мифах о Гигине» , отредактированный и переведенный Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960. Онлайн-версия на ToposText .
- Геродот , Истории , А. Д. Годли (переводчик), Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1920; ISBN 0674991338 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гесиод , «Труды и дни» , в «Гесиоде, Теогония, «Труды и дни», «Свидетельства», отредактированные и переведенные Гленном В. Мостом. Классическая библиотека Леба № 57. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2018. ISBN 978-0-674-99720-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .