Родос
Родос | |
---|---|
Богиня Родоса | |
Обитель | Родос |
Символ | роза |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Тритон и Бентесиким (родные братья и сестры Амфитриты) Несколько сводных братьев и сестер по отцовской линии Несколько сводных братьев и сестер по материнской линии (от Афродиты) |
Супруга | Гелиос |
Дети | Актис , Кандал , Церкаф , Электрион , Макарей , Охим , Тенагес и Триопас. |
В мифологии греческой Родос / Родос ( древнегреческий : Ῥόδος , латинизированный : Rhódos ) или Род ( древнегреческий : Ῥόδη , латинизированный : Rhódē ) был богиней и олицетворением острова Родос и женой бога солнца Гелиоса . [1]
Семья
[ редактировать ]Родосу давались разные родители. Пиндар делает ее дочерью Афродиты без упоминания отца. [2] хотя схолии на Пиндаре добавляют Посейдона ; в качестве отца [3] для Геродора Гераклейского она была дочерью Афродиты и Посейдона, [4] в то время как, согласно Диодору Сицилийскому, она была дочерью Посейдона и Галии , одного из Телхинов , первоначальных правителей Родоса. [5] По словам Аполлодора (называя ее «Родой»), она была дочерью Посейдона и Амфитриты и родной сестрой Тритона . [6] Однако для Эпименида ее отцом был Океан , [7] в то время как согласно схолиону на Одиссею 17.208 (называя ее «Родой»), ее отцом был речной бог Асоп , что сделало ее Наядой . [8] Возможно, неправильно истолковав Пиндара, Асклепиад («предположительно мифограф» Асклепиад Трагила ) выдает ее отца за Гелиоса. [9]
Род вместе с Гелиосом или Посейдоном были предками Ялиса , Камейра и Линда , эпонимов городов Родоса. [10]
Мифология
[ редактировать ]Поэт Пиндар рассказывает историю, что, когда боги бросили жребий о местах на земле, Гелиос в отсутствие ничего не получил. Он пожаловался на это Зевсу, который предложил снова произвести раздел. Гелиос отказался, так как видел новый остров, который вот-вот поднимется из моря. Так Гелиос с согласия Зевса претендовал на новый остров (Родос), еще не поднявшийся из моря. И после того, как она поднялась из моря, он лег с ней и родил семерых сыновей. [11] По другому источнику, именно Гелиос стал причиной исчезновения воды, переполнявшей остров, и после этого назвал этот остров «Родос» в честь Родоса. [12]
Согласно Гелиосу, Родос был матерью Гелиадов , которые сменили тельхинов на посту правителей Родоса. По словам Пиндара, у Родоса от Гелиоса было семь сыновей. [13] Пиндар не называет имена сыновей, но, согласно Диодору Сицилийскому , Гелиадами были Охим , Церкаф , Актис , Макар (т. е. Макарей ), Кандал , Триопас и Тенагес . [14] Диодор Сицилийский также сообщает, что у Гелиоса и Родоса была одна дочь Электриона . Схолион Пиндара дает тот же список сыновей, что и Макарей (от Макара), и называет последних Гелиадов Фаэтоном, «младшим, которого родосцы называют Тенагами». [15] Старший Фаэтон, о котором здесь идет речь, вероятно, является знаменитым Фаэтоном (чья история рассказана Овидием ), который управлял колесницей Гелиоса. [16] Схолион на «Одиссее» 17.208 (возможно, основанный на одной из утраченных трагедий «Гелиада » («Дочери Гелиоса») Эсхила и «Фаэтон » Еврипида ) также делает Родоса матерью этого знаменитого Фаэтона, по мнению Гелиоса, а также трех дочерей: Лампети , Эгль и Фаэтуса . [17] (В «Одиссее » Лампетия и Фаэтуса, пастухи крупного рогатого скота и овец Гелиоса на Тринасии , вместо этого являются дочерьми Гелиоса от Неэры .) [18]
Когда Афродита прокляла Гелиоса и заставила его влюбиться в смертную принцессу по имени Левкотоя , он, как говорят, забыл о Родосе среди других любовников. [19]
Культура
[ редактировать ]Хотя родосские монеты были известны изображением великолепной головы Гелиоса , на некоторых из них была изображена голова Родоса; кроме того, роза (греч. родон ). символом острова стала [20] В эллинистический период ей поклонялись на Родосе как богине-покровительнице острова. [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фаулер 2013, стр. 14, 591–592; Хард, стр. 43 , 105 ; Грималь, с. 404 «Род», стр. 404–405 «Родос»; Смит, «Род» , «Родос» ; Пиндар, олимпиец 7,71–74 ; Диодор Сицилийский , 5.56.3
- ^ Пиндар , Олимпийские оды 7.14
- ^ Схолия на Пиндаре, Олимпийские оды 7.25
- ^ Геродор , фр. 62 Фаулер (Fowler 2000, стр. 253 ), apud schol. Пиндар- олимпиец 7.24–5; Фаулер 2013, с. 591 .
- ^ Диодор Сицилийский, 5.55.4
- ^ Аполлодор , 1.4.5 (с ; примечанием Фрейзера 3) Фаулер 2013, с. 14 .
- ^ Эпименид , фр. 11 Фаулер (Фаулер 2000, стр. 98 ); Фаулер 2013, с. 14
- ^ Аполлодор, 3.14.3 н. 2 с комментариями Фрейзера ; Фаулер 2013, с. 591
- ^ Фаулер 2013, с. 14
- ^ Цец ад Ликофрон , 923 (греческий текст)
- ^ Пиндар, Олимпийская ода 7.54–74 . По словам Ганца, с. 31, эта «сказка сохранилась только в Пиндаре (и вполне может быть местной традицией или поэтическим изобретением)».
- ^ Диодор Сицилийский, 5.56.3
- ↑ Пиндар, Олимпийская ода 7.71–74.
- ^ Диодор Сицилийский, 5.56.5
- ^ Схолион Пиндару, Олимпийцу 7.132a (Фаулер 2001, стр. 205 ), в котором цитируется Гелланик Лесбосский , называющий свою мать «Родой», а не «Родосом». Фаулер 2013, с. 591 в своем списке сыновей Родоса и Гелиоса, данном схолионом Пиндару, опускает (видимо, непреднамеренно) Охимоса, хотя и упоминает его позже (стр. 592) как одного из братьев (вместе с Церкафом), как не участвовавшего в убийстве Тенагеса.
- ^ Фаулер 2013, с. 592, говорится: «Вероятно, можно с уверенностью предположить… но не совсем точно». О рассказе Овидия см. Метаморфозы 1.750–2.324.
- ^ Ганц, с. 32; Фрейзер , примечание 2 к Аполлодору, 3.14.3; Фаулер 2013, с. 591 . Схолион цитирует в качестве источника «трагиков»; описание этих двух утраченных пьес и их возможных источников для схолии см. в Gantz, стр. 31–32.
- ^ Гомер , Одиссея 12.131–133 ; Ганц, стр. 30, 34.
- ^ Овидий, Метаморфозы 4.192–270.
- ^ Ларсон, с. 207
- ^ Эйбен, Сюзанна (2006). «Род». В Канчике, Юбер; Шнайдер, Хельмут; и др. (ред.). Род . Новый Поли Брилла . Справочник по Бриллу в Интернете. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e1022570 . Проверено 27 апреля 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Диодор Сицилийский , Диодор Сицилийский: Историческая библиотека . Перевод CH Oldfather. Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1989. 5.55 .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0198147404 .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 .
- Гомер ; «Одиссея» с английским переводом А.Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Ларсон, Дженнифер, Греческие нимфы: миф, культ, знания , Oxford University Press , 2001, ISBN 0-19-512294-1 .
- Овидий , Метаморфозы , Брукс Мор. Бостон. Cornhill Publishing Co., 1922. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пиндар , Одес , Диана Арнсон Сварлиен. 1990. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.).
- Цецес , Хилиадес , редактор Готлиб Кисслинг, FCG Vogel, 1826. (Английский перевод, Книги II–IV, Гэри Берковиц. Интернет-архив ).