Эос
Эос | |
---|---|
Олицетворение рассвета | |
![]() Врата рассвета , Герберт Джеймс Дрейпер | |
Древнегреческий | Ἠος |
Обитель | Небо |
Животные | Цикада , лошадь |
Символ | Шафран, плащ, розы, тиара |
Цвет | Красный , белый , розовый , золотой , шафранный |
Устанавливать | Колесница, запряженная двумя лошадьми |
Генеалогия | |
Родители | Гиперион и Тейя |
Братья и сестры | Гелиос и Селена |
Супруга | Астрей , Орион , Цефал , Клит , Арес , Тифон. |
Дети | Анемои . ( Борей , Эвр , Нотус и Зефир ), звезды, Мемнон , Эматион и Астрея |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Аврора |
Этрусский эквивалент | Тесан |
Славянский эквивалент | Зорья |
Индуистский эквивалент | Ушас [1] |
Индоевропейский эквивалент | Хаусос |
Японский эквивалент | Амэ-но-Узуме [2] |
Нуристанский эквивалент | Вырежьте это [2] |
Германский эквивалент | Эостре |
Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
![]() |
В древнегреческой мифологии и религии ; Эос ( / ˈiː ɒ s / Ἕως , « ионический и гомеровский греческий Ἠώς Ēṓs , аттический , Héōs рассвет» произносится [ɛːɔ̌ːs] или [héɔːs] ; Эолийский Αὔως Aúōs , дорический Ἀώς Āṓs ) [3] — богиня и олицетворение зари чтобы , которая каждое утро поднималась из своего дома на берегу реки Океан, принести свет и разогнать ночь. В греческой традиции и поэзии ее характеризуют как богиню с огромным сексуальным аппетитом, которая для собственного удовлетворения взяла многочисленных любовников и родила им несколько детей. Подобно своему римскому аналогу Авроре и Ригведическому Ушасу , Эос продолжает имя более ранней индоевропейской богини утренней зари , Хаусос . Эос, или ее более ранний протоиндоевропейский (ПИЕ) предок, также имеет несколько общих элементов с богиней любви Афродитой , что, возможно, означает влияние Эос на нее или иным образом общее происхождение двух богинь. Согласно сохранившейся традиции, Афродита является виновницей многочисленных любовных связей Эос, прокляв богиню ненасытной жаждой смертных мужчин.
В греческой литературе Эос представлена как дочь титанов Гипериона и Тейи , сестра бога солнца Гелиоса и богини луны Селены . В более редких традициях она дочь титана Паллады . Каждый день она управляет своей колесницей, запряженной двумя лошадьми , возвещая наступление нового дня и прибытие своего брата. Таким образом, ее наиболее распространенный эпитет богини в гомеровских эпосах - Рододактилос , или «розоперстая», отсылка к цветам неба на рассвете, и Эригения , «раннерожденная». Хотя Эос в первую очередь ассоциируется с рассветом и ранним утром, иногда Эос сопровождала Гелиоса на протяжении всего его путешествия, и поэтому ее можно увидеть даже в сумерках.
Эос несколько раз влюблялась в смертных мужчин и похищала их так же, как боги-мужчины похищали смертных женщин. Ее самый известный смертный возлюбленный — троянский принц Тифон , которому она обеспечила дар бессмертия, но не вечной молодости, что привело к тому, что он старел, не умирая на вечность. В другой истории она похитила афинянина Кефала против его воли, но в конце концов отпустила его, поскольку он горячо хотел, чтобы его вернули жене , но не раньше, чем она очернила ее перед ним, что привело к тому, что пути пары расстались. Различные поэты на протяжении веков приписывали богине несколько других любовников и романов как со смертными мужчинами, так и с богами.
Эос фигурирует во многих произведениях древней литературы и поэзии, но, несмотря на ее протоиндоевропейское происхождение, существует мало свидетельств того, что Эос получала какой-либо культ или была центром поклонения в классические времена.
Этимология
[ редактировать ]Протогреческая * форма Ἠώς / Ēṓs была реконструирована как ἀυhώς/auhṓs . [3] [4] Оно родственно ведической ), все три из богине Ушас , литовской богине Аушрине и римской богине Авроре ( старолатинское Аусоса которых также являются богинями рассвета. [1] Мейснер (2006) предложил удлинение áwwɔ̄s > /aṷwɔ̄s/ > αὔως для эолийского языка и */aṷwɔ̄s/ > *āwɔ̄s > *ƣwɔ̄s > /ƣɔ̄s/ для аттико-ионического греческого языка. [5]
В микенском греческом языке ее имя также засвидетельствовано в форме 𐀀𐀺𐀂𐀍 в линейном письме B , a-wo-i-jo ( Āw(ʰ)oʰios ; Ἀϝohιος), [а] [7] найден в табличке из Пилоса ; [б] оно интерпретировалось как личное имя пастуха, связанное с «рассветом», [8] [9] [10] [11] или дательная форма Āwōiōi . [12]
Генрих Вильгельм Столл предложил другую (теперь отвергнутую) этимологию ἠὼς , связав ее с глаголом αὔω , означающим «дуть», «дышать». [13]
Ликофрон называет ее архаичным именем Тито , что означает «день» и, возможно, этимологически связано с «Титаном». [14] Карл Кереньи отмечает, что Тито имеет общее лингвистическое происхождение с любовником Эос Титоном , который принадлежал к более древнему, догреческому языку. [15]
Происхождение
[ редактировать ]Протоиндоевропейская богиня рассвета
[ редактировать ]
Все четыре вышеупомянутые богини, имеющие языковую связь с Эос, считаются производными от протоиндоевропейской основы *h₂ewsṓs (позже *Ausṓs ), «рассвет». Корень также дал начало протогерманскому *Austrō , древневерхненемецкому *Ōstara и древнеанглийскому Ēostre /Ēastre . Эти и другие родственные слова привели к реконструкции протоиндоевропейской богини рассвета *h₂éwsōs . [1] [3]
В греческом пантеоне Эос, Гелиос и Зевс — три бога, которые имеют безупречное индоевропейское происхождение как по этимологии, так и по статусу, хотя первые два были отодвинуты в пантеон новичками, не принадлежащими к PIE. [16] Распространенный эпитет, связанный с этой богиней рассвета, - * Diwós D. час uٵh 2 tḗr , «Дочь Диеуса », бога неба . [17] Однако в гомеровской традиции Эос никогда не считается дочерью Зевса ( Διὸς θυγάτηρ , Diòs thugátēr ), поскольку вместо этого она является дочерью Титана Гипериона , который играет небольшую роль в мифологии и религии. Скорее всего, ее часто встречающийся эпитет - δῖα , dîa , что означает «божественная», от более раннего *díw-ya , что можно было бы перевести как «принадлежащий Зевсу» или «небесный». [18]

Характеристика Эос как влюбленного сексуального существа, у которого было много любовников, напрямую унаследована от ее предшественницы ПИРОГ. [19] Общей и широко распространенной темой среди потомков Хаусоса является их нежелание нести свет нового дня. [20] [4] Эос (и Аврору) иногда считают не желающей вставать с постели по утрам, в то время как Ушас наказывается Индрой за попытку предотвратить наступление дня, а латвийскую Аусеклис , как говорят, запирают в золотой камере, чтобы она не всегда могла подъем утром. [21]
Эту индоевропейскую богиню зари часто отождествляли и приравнивали к Гемере , богине дня и дневного света. [22] Эос, возможно, также сыграла роль в протоиндоевропейской поэзии. [16]
Связь с Афродитой
[ редактировать ]Эос также имеет некоторые общие характеристики с богиней любви Афродитой, что, возможно, означает частичное происхождение или влияние Эос / *H a éusōs на Афродиту, которая в остальном имеет ближневосточное происхождение; [23] обе богини были известны своей эротической красотой и агрессивной сексуальностью, обе имели отношения со смертными любовниками и обе ассоциировались с красным, белым и золотым цветами. [24] Майкл Янда этимологизирует имя Афродиты как эпитет Эос, означающий «та, которая поднимается из пены [океана]». [25] и указывает на Гесиода теогонический рассказ о рождении Афродиты как на архаический рефлекс индоевропейского мифа. [25] С другой стороны, однако, общепринято, что этимология имени Афродиты имеет семитское происхождение, и ее точное значение и происхождение не могут быть определены. [26] Доказательством также является италийский краснофигурный кратер , на котором Афродита изображена держащей зеркало под солнечным диском, в то время как фиванский герой Кадм убивает дракона, а женская фигура, почти идентичная Афродите, изображена на другом кратере с надписью « ΑΩΣ ». или Арс , рассвет; это показывает, что, хотя Афродита уподобляется Астарте / Инанне , в греческой художественной традиции она иногда представлена в образе, подобном Эос. [27]
Афродита, как и Эос, является хищником, а не добычей, поскольку не существует историй о том, как мужчины нападали на Афродиту, но во многих случаях она похищает смертных мужчин, полностью меняя традиционную тему богов и мужчин, преследующих девушек, точно так же, как Эос. [28] Афродита не только похищает или соблазняет смертных мужчин, как это делает Эос, но даже цитирует собственные приключения Эос с Титоном, когда она соблазняет Анхиза . [19] [29] Две богини представлены как зловредными, так и благодетельными похитителями, поскольку они даруют своим смертным возлюбленным как смерть (вредоносную), так и сохранение (благодетельную). [30] Две богини существуют почти бок о бок в мифе о Фаэтоне Сирийском : Эос — его мать, а Афродита — его возлюбленная и похитительница. [31] Более того, еще одним показательным моментом является то, что имя «Аоос» записано одновременно как имя Адониса , любовника Афродиты восточного происхождения, и сына Эос от Цефала (как и Фаэтона), который стал царем Кипра , острова, который считался Место рождения Афродиты. Это предполагает смесь микенской и финикийской религий на острове; возможно, что Аоос изначально было родовым именем, используемым для сына или любовника Эос, которое затем было прикреплено к Афродите в форме супруга с тем же именем, которое она получила от Эос. [32]
Описание
[ редактировать ]
Эос обычно описывают с розовыми пальцами или розовыми предплечьями, когда она открыла небесные врата для Солнца : восхода [33] певец в гомеровском «Гимне Гелиосу» называет ее ῥοδόπηχυν ( ACC ), «розорукой», как и Сафо , [34] который также описывает ее как обладательницу золотых рук [35] и золотые сандалии; [36] на вазах изображена она розоперстая, с золотыми руками.
На аттических вазах ее изображают красивой женщиной, увенчанной тиарой или диадемой и с большими птичьими крыльями с белыми перьями. У Гомера , [37] ее платье шафранового цвета вышито или соткано из цветов. [38] Мезомед Критский использовал для нее χιονοβλέφαρος , «та, у которой белоснежные веки», [39] в то время как Овидий описал ее как «золотую». [40] Нежная и хрупкая красота ее внешности, кажется, находится в полном контрасте с плотской натурой, которую ей часто приписывали в мифах и литературе. [41]
Семья
[ редактировать ]Родители
[ редактировать ]Согласно греческой космогонии, Эос — дочь титанов Гипериона и Тейи : Гипериона, носителя света, Того , кто путешествует высоко над Землей , и Тейи, Божественной, [42] также называется Euryphaessa, «широко сияющая». [43] и Эфра , «яркое небо». [44] Эос — сестра Гелиоса, бога Солнца, и Селены , богини Луны , «которая сияет всему, что есть на земле, и бессмертным богам, живущим на широком небе» . [45] Из четырех авторов, давших ей и ее братьям и сестрам порядок рождения, двое считают ее самым старшим ребенком, а двое других - самым младшим. [с] В некоторых источниках отца Эос звали Паллад . [46] [47] который также подтвержден в некоторых редких традициях отцом сестры Эос Селены. [48] Несмотря на то, что две богини по-прежнему связаны как сестры в традициях, идущих от Паллады, их брат Гелиос никогда не включается в эти версии вместе с ними, поскольку неизменно является сыном Гипериона. Мезомед сделал ее дочерью Гелиоса, который обычно является ее братом, от неназванной матери. [39] Некоторые авторы считали ее ребенком Никс , олицетворения ночи, [49] кто является матерью Гемеры в Теогонии .
Потомство
[ редактировать ]Эос вышла замуж за титана Астрея («звезд») и стала матерью Анемоев ( «ветров»), а именно Зефира , Борея , Нота и Евра ; [50] Утренней Звезды — Эосфор ( Венера ); [51] звезд; [52] и девственная богиня правосудия Астрея («звездная»). [53] Другим ее известным потомком был Мемнон. [54] и Эматион [55] троянским . князем Тифоном Иногда, Геспер , [56] Фаэтон [57] и Тифон (отличный от своего возлюбленного), [58] назвал их детьми Эос Афинский принц Цефал .
Мифология
[ редактировать ]Богиня рассвета
[ редактировать ]
Каждое утро богиня рассвета Эос встает и открывает ворота своему брату Гелиосу, чтобы тот мог пройти и подняться, возвещая новый день. Хотя часто ее дело кажется оконченным, как только она объявляет о приходе Гелиоса, в гомеровских эпосах она сопровождает его в течение всего дня и не покидает его до заката; следовательно, «Эос» может использоваться в текстах, где можно было бы ожидать вместо этого увидеть «Гелиос». [59] В интерпретации Мусеем истории Героя и Леандра в шестом веке нашей эры Эос упоминается как во время восхода, так и во время заката. [60]
Гомер и Гесиод
[ редактировать ]Из «Илиады» :
Теперь, когда Заря в шафранном одеянии спешила из потоков Океана , чтобы нести свет смертным и бессмертным, Фетида достигла кораблей с доспехами, которые дал ей бог. [61]
...
Но как только появился ранний рассвет, розоперые , то собрали народ у костра славного Гектора . [62]

Чаще всего ее связывают с ее гомеровским эпитетом «розоперстая» Эос Рододактилос ( древнегреческий : Ἠὼς Ῥοδοδάκτυλος ), но Гомер также называет ее Эос Эригенея :
Появилась та ярчайшая из звезд, Эосфор , которая чаще всего предвещает свет ранней зари (Eos Erigeneia). [63]
Ближе к концу «Одиссеи » Афина , желая выиграть Одиссею некоторое время с его женой Пенелопой после того, как они воссоединятся друг с другом, приказывает Эос не запрягать двух ее коней, откладывая тем самым наступление нового дня:
И розовоперстая Заря сияла бы для плачущих, если бы ясноокая богиня Афина не думала о другом. Длинную ночь она задерживала в своем движении, и дальше, держала златотронную Зарю над Океаном и не давала ей запрягать своих быстроногих коней, несущих дневной свет людям, Лампуса и Фаэтона, жеребят, несущих Зарю. [64]
В « Теогонии » Гесиод писал: «[а] после этого Эригения [«Ранняя»] родила звезду Эосфор («Приносящий зарю») и сияющие звезды, которыми увенчано небо». [65] Таким образом, Эос предшествует Утренняя Звезда и, таким образом, рассматривается как прародительница всех звезд и планет; что ее слезы создали утреннюю росу, олицетворяемую Эрсой Считается , или Херсе , [66] которая в противном случае является дочерью своей сестры Селены от Зевса. [67]
Орфическая литература
[ редактировать ]
К Эос обращается певец в одном из орфических гимнов как к приносящей новый день:
Слушай, о богиня, ты несешь смертным свет дня
блистательная Заря, ты краснеешь на весь мир
посланник великого, прославленного Титана .— Орфический Гимн 78 Заре . [68]
Положение гимна в сборнике под номером 78 странное, далекое от «Гимнов Ночи» (3), «Солнцу» (8) и «Луне» (9), где его можно было бы сгруппировать. [69] Хотя многие орфические гимны описывают божества с точки зрения света, гимн Эос — единственный, который призывает божество дать свет посвященным. [69]
Божественные лошади
[ редактировать ]Упряжка лошадей Эос тянет ее колесницу по небу и названа в «Одиссее» как «Огненный свет» и «Дневной свет». Квинт описал, как она ликует в сердце над сияющими конями ( Лампусом и Фаэтоном ), которые тянули ее колесницу, среди светловолосых Хорей , женских Часов, дочерей Зевса и Фемиды , ответственных за смену времен года, поднимающихся на вершину горы. небесный свод и разбрасывание огненных искр. [70]
Любители
[ редактировать ]Несмотря на то, что у богини уже был муж в лице ее двоюродного брата Астрея, Эос представлена как богиня, которая несколько раз влюблялась. Согласно Псевдо-Аполлодору , именно ревнивая Афродита прокляла ее вечной любовью и ненасытным сексуальным желанием, потому что Эос когда-то спала с возлюбленным Афродиты Аресом , богом войны. [71] Проклятие заставило ее похитить несколько красивых молодых людей. Этот объяснительный миф стал причиной ненасытных сексуальных желаний Эос, поскольку такую ее модель поведения заметили еще древние греки. [69]
В « Одиссее » Калипсо жалуется Гермесу на то, что боги-мужчины берут в любовники многих смертных женщин, но не позволяют богиням делать то же самое. Она приводит в пример любовь Эос к охотнику Ориону , убитому Артемидой на острове Ортигия . [72] Аполлодор также упоминает любовь Эос к Ориону и добавляет, что она привела его на Делос , где он встретил Артемиду и впоследствии был ею убит. [71] Красавец Клит был схвачен ею и увековечен. [73]
Эос влюбилась и похитила Цефала , сына Гермеса , который иногда совпадает или отличается от Цефала, который был мужем Прокриды, которого она также похитила. [74]
Тифон
[ редактировать ]
Миф об Эос и Тифоне очень древний, он известен еще у Гомера, который в « Одиссее» описал наступление нового утра, когда Эос поднимается с постели, которую она делит с Тифоном, чтобы принести свой свет миру. [75] Самый ранний (и самый полный) отчет сохранился в гомеровском «Гимне Афродите» , где сама Афродита рассказывает эту историю своему возлюбленному Анхису. Кроме того, этот миф также является предметом одного из очень немногих практически полных произведений Сапфо, собранных из различных фрагментов, обнаруженных за период более ста лет. [д] известная как поэма Тифона или поэма Старости: [76]
...от старости уже (увядает?) вся (моя) кожа, и
(мои) волосы (побелели) из чёрных
] (мои) колени не несут (меня)
] (танцевать), как молодые олени
] но что я мог сделать?
] невозможно стать (нестареющим?)
] розоворукая Заря [...]
несущий (на край света)
] все же (возраст) схватил (его)
] (бессмертная?) жена.
Миф гласит, что Эос влюбилась и похитила Тифона, прекрасного царевича из Трои , то ли брата, то ли сына царя Лаомедонта (отца Приама ). [77] Она отправилась с просьбой к Зевсу , прося его сделать Тифона бессмертным ради нее. Зевс согласился и исполнил ее желание, но Эос по глупости забыла попросить вечную молодость и для своего возлюбленного. Так какое-то время они жили счастливо в ее дворце, но их счастью в конце концов пришел конец, когда волосы Тифона с возрастом начали седеть, и Эос перестала навещать его в их постели. Несмотря на это, богиня держала его при себе и кормила пищей и амброзией; Тифон так и не умер, поскольку он обрел бессмертие, как и обещал Зевс, но он продолжал стареть и сморщиваться и вскоре уже не мог даже двигаться. В конце концов Эос заперла его в камере, где он зачах в одиночестве, навсегда беспомощный старик. [78] [79] Из жалости она превратила его в маленького жучка, цикаду (греч. τέττιξ , теттикс ). [80] [81]
В рассказе Иеронима Родосского из третьего века до нашей эры вина перекладывается с Эоса на Тифона, который просил у своего возлюбленного бессмертия, а не нестарения, который тогда не смог ему помочь иначе и превратил его в цикаду. [82] Проперций писал, что Эос не оставила Тифона, каким бы старым и престарелым он ни был, и все равно обняла бы его и держала на руках, вместо того, чтобы оставить его брошенным в его холодной комнате, проклиная богов за его жестокую судьбу. [83]
Этот миф мог быть использован для объяснения того, почему цикады особенно шумели ранним утром, когда на небе появляется рассвет. [84] Сэр Джеймс Джордж Фрейзер отмечает, что среди древних греков и других древних народов было широко распространено представление о том, что существа, сбрасывающие кожу, продлевают свою молодость и могут жить вечно. [85] Это также могло быть отсылкой к тому факту, что пронзительный разговор стариков сравнивался с пением цикад, о чем свидетельствует отрывок из « Илиады» . [86] Древние греки использовали цикаду, самое музыкальное из насекомых, сидящую на арфе, как эмблему музыки. [87] Считалось также, что цикады способны выжить за счет росы, вещества, тесно связанного с Эосом. [86]
Цефал
[ редактировать ]
Похищение Цефала имело особую привлекательность для афинской публики, поскольку Цефал был местным мальчиком. [88] поэтому этот мифический элемент часто появлялся в росписях аттических ваз и экспортировался вместе с ними. В литературных мифах Эос против его воли похитила Цефала на охоте и увезла его в Сирию. [89] Хотя Цефал уже был женат на Прокриде , Эос родила ему троих сыновей, в том числе Фаэтона и Геспера , а также, по некоторым версиям, малоизвестного Аоса, который впоследствии стал царем Кипра. [32] но затем он начал тосковать по Прокриду, заставив недовольную Эос вернуть его Прокриду , но не раньше, чем посеял семена сомнения в его сознании, сказав ему, что маловероятно, чтобы Прокрис оставался верным ему все это время.

Цефал, обеспокоенный ее словами, попросил Эос изменить свой облик на чужой, чтобы тайно подвергнуть испытанию любовь Прокриды к нему. Цефал, теперь замаскированный, сделал предложение Прокриде, которая сначала отказалась, но в конце концов сдалась, когда он предложил ей деньги. Его обидело ее предательство, и она со стыдом оставила его, но в конце концов они снова сошлись. Однако на этот раз настала очередь Прокриды усомниться в верности мужа; во время охоты он часто призывал ветерок (« Аура » на латыни , по звучанию похожий на римский эквивалент Эос « Аврора »), чтобы освежить свое тело. Услышав это, Прокрис последовал за ним и шпионил за ним. Цефал, приняв ее за какое-то дикое животное, метнул в нее копье, убив свою жену. [90] Путешественник второго века нашей эры Павсаний тоже знал историю похищения Цефала, хотя он называет Эос именем Гемеры , богини дня. [91]
Гигин опускает похищение из истории, а Цефал отвергает Эос из-за верности Прокриду, когда она умоляет его заняться с ней сексом. Затем Эос говорит Цефалу, что она не хотела бы, чтобы он нарушил свои клятвы, если бы сама Прокрида этого не сделала, и меняет его внешний вид и дарит ему подарки, чтобы обмануть Прокрида. Затем Цефал идет к Прокриде как незнакомец, и она соглашается переспать с ним, после чего Эос снимает чары с Цефала, раскрывая его личность. Прокрис, зная, что Эос обманула ее, убегает; в конце концов она воссоединяется с Цефалом, но все еще боится Эос, следует за ним, когда он выходит на охоту, и в конечном итоге оказывается случайно убитой им. [92]
Антонин Либералис также во многом следует той же традиции в своей интерпретации мифа, хотя его текст содержит пробелы, переходящие от похищения Эос Цефала к его сомнениям по поводу Прокриды. [93] Самый старый из сохранившихся рассказов о мифе приписывается Ферекиду , и все содержащиеся в нем элементы были сохранены более поздними поэтами; однако в его рассказе Эос не играет никакой роли в мифе. [94] При этом художественные свидетельства похищения Эос человека, которого можно идентифицировать как Цефала, относятся еще к началу пятого века до нашей эры. [95]
Роль в войнах
[ редактировать ]
Гигантомахия
[ редактировать ]Эос сыграла небольшую роль в битве земных Гигантов против поднявших восстание богов, известных как Гигантомахия. Когда их мать, богиня земли Гея, узнала о пророчестве о том, что гиганты погибнут от руки смертного, Гея попыталась найти траву, которая защитила бы их от всякого вреда; таким образом, Зевс приказал Эос, а также ее братьям и сестрам Селене ( Луне ) и Гелиосу ( Солнцу ) не светить, чтобы она не могла его искать, и собрал все растение для себя, лишив Гею возможности создать Гиганты несокрушимы. [96] Более того, Эос изображена сражающейся против гигантов на южном фризе Пергамского алтаря . [97] на котором изображена Гигантомахия, где она едет сюда либо на лошади, либо на муле. [98] прямо перед Гелиосом, покачиваясь на спине своего скакуна, в то время как Гигант уже лежит на земле под ней; халат, обмотанный вокруг ее бедер, служит ей седельной тканью. [99] В борьбе против гигантов к ней присоединяются ее братья и сестры, ее мать Тейя и, возможно, как предполагается из-за бестелесного крыла справа от плеча Эос, богини Гемеры. [98]
Троянская война
[ редактировать ]По словам Гесиода, от своего возлюбленного Тифона у Эос было два сына: Мемнон и Эматион. [55] Мемнон, царь Эфиопии , присоединился к троянцам в Троянской войне и сражался против Ахилла . Подобно тому , как до нее это сделала Фетида , мать Ахилла, Эос со слезами на глазах попросила бога-кузнеца Гефеста выковать доспехи для Мемнона, и тот, растроганный, сделал, как было сказано. [100] [101] Павсаний упоминает изображения Фетиды и Эос, просящих Зевса от имени своих сыновей. [102] В конце концов именно Ахиллес одержал победу и убил Мемнона в битве. Сильно оплакивая смерть сына, Эос заставила погаснуть свет своего брата, Гелиоса, бога солнца, и умоляла Никс, богиню ночи, выйти раньше, чтобы она могла свободно украсть тело ее сына, незамеченное армией. [103] После его смерти Эос, возможно, с помощью Гипноса (Сна) и Танатоса (Смерти), перевезла труп Мемнона обратно в Эфиопию; [104] она также просила Зевса сделать ее сына бессмертным, и он исполнил ее желание. [100] Роль Эос в саге о Троянской войне отражает роль самой Фетиды; обе - богини, вышедшие замуж за стареющих стариков, обе видят, как их смертные сыновья умирают на поле битвы, и обе устраивают для указанных сыновей своего рода загробную жизнь/бессмертие. [105]
Иконография
[ редактировать ]
Эос представляли как женщину в шафрановой мантии, разбрасывающую росу из перевернутой урны, или с факелом в руке, едущую на колеснице. [106] утренняя звезда Эосфор Греческие и итальянские вазы изображают Эос/Аврору на колеснице, предшествующей Гелиосу, а вместе с ней летит ; она крылатая, одета в прекрасную плиссированную тунику и мантию. [107] Эос — фигура нередкая, особенно на краснофигурных вазах ; как одна фигура она появляется поднимающейся из моря или управляющей колесницей, запряженной четырьмя лошадьми, как и ее брат Гелиос, иногда неся две гидрии , из которых она льет утреннюю росу. [108] Поскольку Гермеса . жезл обладал способностью как усыплять смертных, так и будить их, иногда его можно увидеть впереди колесницы Эос (и Гелиоса), когда наступает новый день [109]

Хотя романтические приключения Эос являются обычным сюжетом в керамике, насколько известно, ни на одной вазе она не изображена с Орионом или Клитом, известными ее любовниками, вместо этого эти вазы распадаются на группы; те, на которых изображена Эос с молодым охотником по имени Цефал, и те, которые изображают Эос с юношей, держащим лиру, по имени Тифон. [110] Иногда на этих вазах имеются надписи, а на некоторых охотником назван Тифон, а лирником — Цефал. [110] Возможно, самое раннее изображение этой темы встречается на краснофигурном ритоне , вазе-статуэтке, датируемой примерно 480-470 гг. земля. [95] Образ Эос, преследующей Тифона, был пугающе повторяющимся в древнем искусстве, как и образ эротического преследования в целом; Титон был изображен в ужасе убегающим вправо или пытающимся ударить лирой или копьем преследующую Эос, что указывает на ужасающий аспект смертного человека, взятого богиней. [111] Образ Зевса , активного эраста , преследующего Ганимеда , пассивного эромена , также был распространен, но в случае с Эос женская фигура ставилась на доминирующее положение. [112]
— это битва Мемнона с Ахиллом и мольба Эос Зевса о его безопасности, захват ею трупа Мемнона и апофеоз Алкмены ( Другие изображения мифологических сцен, включающих Эос , матери Геракла ). [113] Среди детей Тейи и Гипериона она единственная, кто изображен с крыльями, поскольку ни ее брат, ни ее сестра никогда не изображали их в искусстве. [114]
Культ и храмы
[ редактировать ]
Эос, вместе со своими братом и сестрой, является индоевропейским божеством, отодвинутым на второй план новичками пантеона, не принадлежащими к IE; [16] [115] Джеймс Дэвидсон утверждает, что, очевидно, упорство в стороне было для них основной функцией: быть второстепенными богами, которым противопоставлялись главные боги, тем самым помогая сохранить греческую религию греческой. [115] Однако, хотя ее брат и сестра действительно подвергались второстепенным культам, а в случае Гелиоса даже крупным, Эос, похоже, вообще не была центром какого-либо поклонения. [22] Таким образом, нет известных храмов, святилищ или алтарей Эос. При этом Овидий, кажется, намекает на существование по крайней мере двух святынь Эос, поскольку он описывает их во множественном числе, хотя и немного, в строках:
«Меньше всего я из всех богинь золотых небес – во всем мире мои святыни редчайшие».
Хотя для Эос это могло быть просто преуменьшенным способом сказать, что у нее вообще нет храмов или святилищ, тем не менее Овидий, возможно, знал по крайней мере о двух таких святилищах. [69] Однако если на Эосе действительно было несколько святынь и алтарей в Древней Греции или Риме, о них не осталось никаких сведений.
Единственные следы поклонения богине можно найти в Афинах , где безвинные подношения (или нефалии ) делались Эос, а также другим небесным богам и богиням, включая братьев и сестер Эос Гелиоса и Селену, а также Афродиту Уранию , Мнемозину , Муз. и нимфы . [22] [117] Возможно, что богиня, которую Алкман называет Ортрией и Аотидой, - это Эос; это широко обсуждается, но если это правда, это может означать, что Эос в той или иной степени поклонялись в Спарте в архаический период. [118] [69]
Идентификации
[ редактировать ]Этрусский
[ редактировать ]
У этрусков порождающей богиней зари была Тесан . Изображения богини зари с молодым возлюбленным стали популярными в Этрурии в пятом веке, вероятно, вдохновленные импортированной греческой вазописью. [119] Хотя этруски предпочитали изображать богиню кормилицей ( Куротрофос ), а не похитителем молодых людей, позднеархаический скульптурный акротерион из этрусского Цере, ныне находящегося в Берлине, изображает богиню в архаичной бегущей позе, адаптированной у греков, и несущей мальчика. на ее руках обычно называют Эос и Цефалом. [120] На этрусском зеркале Тесан изображен уносящим юношу, имя которого написано Тинту. [121]
Роман
[ редактировать ]Римским , также родственник , эквивалентом Эос является Аврора демонстрирующий характерный латинский ротакизм . Рассвет стал ассоциироваться в римском культе с Матутой, позже известной как Матер Матута . Она также была связана с морскими гаванями и портами и имела храм на Бычьем форуме . 11 июня в этом храме праздновалась Матралия в честь Матери Матуты; этот фестиваль был предназначен только для женщин во время их первого брака.
Гемера
[ редактировать ]
Хотя в ранних произведениях, таких как Гесиода » «Теогония , божества различались, позднее поэты-трагики полностью отождествляли Эос с Гемерой, изначальной богиней того времени ; [59] [114] каждый из трех великих афинских трагиков, Еврипид , Эсхил и Софокл , в каком-то произведении использовал слово «Гемера» для богини, которая похищает Тифона или управляет колесницей, запряженной белыми лошадьми на рассвете. [122] Обе богини считались дочерьми Никсы ( Ночи ), хотя Эос гораздо чаще была дочерью Гипериона от его жены. Павсаний, описывая изображения мифов Эос в Афинах и Амикле, называет Эос именем Гемеры. [91] В схолии « Одиссеи» упоминается о похищении охотника Ориона «Гемерой» (Эос у Гомера ). [123] [124] Эос, в отличие от Гелиоса и Селены и более похожей на Гемеру и мать Гемеры Никс, воплощает часть цикла дня и ночи, а не небесное тело. [122] Греческое слово «эос», означающее «рассвет», иногда использовалось писателями для обозначения всей продолжительности дня, а не только утра. [13]
Точно так же Эос часто называли Тито , еще одним архаичным словом, означающим день, и женским эквивалентом Титана , который является распространенным эпитетом ее брата Гелиоса, обозначающим его роль создателя дня. [15] Однако, в отличие от Эос, Гемера - это не более чем имя в греческой литературе, о ней мало упоминаний и нет уникальной мифологии, кроме ее происхождения, а также нескольких историй, заимствованных у Эос. [125]
В культуре
[ редактировать ]- 221 Эос , большой главного пояса астероид , был назван в честь этой богини.
- Кислотное соединение эозин было косвенно названо в честь Эоса.
Галерея
[ редактировать ]- Эос в искусстве
- Аврора и Цефал из фрески «Любовь богов» .
- Эос, управляющая колесницей, запряженной четырьмя лошадьми, из старинной вазы.
- Эос в саркофаге Селены и Эндимиона .
- Фрагменты Эос, уносящей Цефала с Делоса.
- Эос похищает Тифона , Археологический музей Флоренции .
- Эос и Тифон, Себастьяно Риччи .
- Сефаль и Аврора, Франсуа Буше .
- Эос уносит человека на помощь Милосу.
- Французские часы с Эос.
- Эос наблюдает за битвой Мемнона и Ахилла.
- Эос и Тифон Себастьяно Риччи .
- Этрусская ваза Тесана (Эоса), похищающего Тинту (Титона), около 525–500 гг. до н.э.
- Богиня рассвета, Йорген Драйер (1932)
- Карманные часы в серебряном корпусе с Эосом и Цефалом (фрагмент), 18 век.
Генеалогия
[ редактировать ]Генеалогическое древо Эос [126] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
См. также
[ редактировать ]- Водолей
- Кумская Сивилла , смертная, которой была дарована продленная жизнь, но не вечная молодость.
- Список солнечных божеств
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Зарубежные учёные интерпретируют это имя как «матиналь», «матутино», «мананеро», что означает «раннего утра», «рассвета». [6]
- ↑ Также встречается на табличке KN Dv 1462 из Ираклиона .
- ^ Гесиод и Гигин указывают порядок рождения: сначала Гелиос / Солнце , затем Селена / Луна и, наконец, Эос/ Аврора . [45] [44] Псевдо-Аполлодор делает ее старшим ребенком (Селена - младшей). [42] как и автор « Гомеровского гимна » Гелиоса (Гелиос — самый младший). [43]
- ^ Первое современное издание полного стихотворения было опубликовано в двух разделах Майклом Гроневальдом и Робертом В. Дэниелом в Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik vol. 147, стр. 1–8 и том. 149, стр. 1–4 (2004); английский перевод Мартина Уэста напечатан в Times Literary Supplement от 21 или 24 июня 2005 г. Правая половина этого стихотворения ранее была найдена во фрагменте 58 LP. Полностью отреставрированную версию можно найти в ML West, «The New Sappho», в Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik , vol. 151, стр. 1–9 (2005).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006). Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 432 . ISBN 978-0-19-929668-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Витцель, Майкл (2005). Вала и Ивато: Миф о скрытом солнце в Индии, Японии и за их пределами (PDF) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с RSP Beekes , Этимологический словарь греческого языка , Brill, 2009, с. 492.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уэст, Мартин Л. (24 мая 2007 г.). Индоевропейская поэзия и миф . ОУП Оксфорд. ISBN 9780199280759 .
- ^ Миллер 2014 , стр. 219–220 .
- ^ Бернабе, Альберто; Лухан, Эухенио Р. Введение в греческий Micénico: грамматика, выбор текста и глоссарий . Монографии греческой филологии Том 30. Сарагоса: Издательства Сарагосского университета. 2020. с. 234.
- ^ Лухан, Эудженио Р. «Темы -s в микенском языке». В: Donum Mycenologicum: Микенские исследования в честь Франсиско Ауры Хорро . Под редакцией Альберто Бернабе и Эухенио Р. Лухана. Библиотека тетрадей Института лингвистики Лувена Vol. 131. Нью-Лувен; Уолпол, Массачусетс: Питерс. 2014. с. 68.
- ^ Лежен, Мишель. «Презентация Микенского». В: Revue des Études Anciennes . Том 69, 1967, № 3–4. п. 281. [DOI: https://doi.org/10.3406/rea.1967.3800 ]; www.persee.fr/doc/rea_0035-2004_1967_num_69_3_3800
- ^ Накассис, Дмитрий. «Труд и люди в Пилосе позднего бронзового века». В: Труд в древнем мире . Под редакцией Петра Штайнеллера и Майкла Хадсона. Дрезден: ISLET-Verlag. 2015 [2005]. п. 605. ISBN 978-3-9814842-3-6 .
- ^ Дэвис, Анна Морпурго (1972). «Греческие и индоевропейские полусогласные: микенские u и w». В: Acta Mycenaea , вып. 2 (М. С. Руиперес, ред.). Саламанка: Университет Саламанки. п. 93.
- ^ Джорро, Франсиско Аура. «Размышления о микенском лексиконе» В: Conuentus Classicorum: темы и формы античного мира . Коорд. Хесус де ла Вилья, Эмма Фальке Рей, Хосе Франсиско Гонсалес Кастро, Мария Хосе Муньос Хименес, Том 1, 2017, стр. 307. ISBN 978-84-697-8214-9 .
- ^ Чедвик, Джон и Лидия Баумбах . «Микенский греческий словарь». В: Глотта 41, вып. 3/4 (1963): 198. По состоянию на 12 марта 2021 г. http://www.jstor.org/stable/40265918 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Столл, с. 62
- ^ См . «τιτώ» в греко-английском лексиконе .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кереньи 1951 , с. 199, примечание 637 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Буркерт, с. 17
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 149; Джексон 2002 , с. 79
- ^ Вест, с. 186
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кёллиган 2007 , с. 107.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , стр. 148–149, 161.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 149.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шеер, Таня (2006). «Эос» . В Канчике, Юбер; Шнайдер, Хельмут (ред.). Новый Поли Брилла . Перевод Кристин Ф. Салазар. Рим: Справочник Brill в Интернете. дои : 10.1163/1574-9347_bnp_e330980 . S2CID 246274316 . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Дюмезиль, 1934.
- ^ Кирино, с. 24
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янда 2010 , с. 65.
- ^ Вест 2000 , стр. 134–38.
- ^ Дикманн-Бодекер 1974 , с. 15 .
- ^ Феррари, с. 54
- ^ Надь, с. 248
- ^ Грин и Пакстон, стр 47–52 . .
- ^ Кёллиган 2007 , стр. 107–108.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дикманн-Бодекер 1974 , стр. 66-67 .
- ^ Ноннус : «Эос только что стряхнула с себя крыло беззаботного сна (Гипноса) и открыла врата восхода солнца, оставив светоносное ложе Кефалоса ». ( Дионисия 27. 1f, в переводе А. Л. Роуза).
- ^ Гомеровский Гимн 31 Солнцу 5-6 ; Сафо П.Кёльн Инв. № 21351.17. Сапфо использует эоловую форму βροδόπαχυς , бродопахус .
- ^ Сафо , фрагмент 6 (перевод Дэвида А. Кэмпбелла, том греческой лирики I) [= Oxy. 2289 фр. 1 (а) + (б)].
- ^ Сафо Фрагмент 103 [= П. Окси. 2294].
- ^ Гомер , Илиада VIII.1 и XXIV.695
- ^ Гомер , Одиссея VI: 48 и т. д.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мезомед , Гимн Солнцу 1
- ^ Овидий ; Метаморфозы 7.700 и далее, Фасти 4,713 и далее.
- ^ Белл, св Эос
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Псевдо-Аполлодор , Библиотека 1.2.2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б гимн 31 Гелиосу . , 4–7 Гомеровский
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гигин , к басням Предисловие
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гесиод , Теогония 371–374 гг.
- ^ Овидий , Фасти 4.373 и далее.
- ^ Валерий Флакк , Аргонавтика 2.72 и далее.
- ^ Гомеровский гимн 4 Гермесу 99–100
- ^ Квинт Смирны , Posthomerica 2.625–26 ; ср. Эсхил , Агамемнон 265
- ^ Гигин , к басням Предисловие ; Нонн , Дионисий 6,18; 37.70, 47.340
- ^ Цицерон писал: Звезда Венеры, которая по-гречески Φωσφόρος, на латыни называется Люцифером, когда она соединяется с Солнцем, когда следует за Гесперосом ; Звезда Венеры, называемая Φωσφόρος по- гречески и Люцифером по-латински, когда она предшествует, Гесперос, когда следует за Солнцем — De Natura Deorum 2, 20, 53 .
Плиний Старший : Звезда, называемая Венерой... восходящая до утра, принимает имя Люцифера... с другой стороны, сияющая от заката, называется Вечерей (Звезда, называемая Венерой... когда она восходит утром, дали имя Люцифер... но когда он сияет на закате, его называют Вечерней) Естественная история 2, 36 - ^ Гесиод , Теогония 378–82 ; Псевдо-Аполлодор, Библиотека 1.2.4
- ^ Арат , Феномены 97–128; Гигин , Астрономический 2.25.1
- ^ Квинт Смирней , Posthomerica 2.549; Пиндар , Немейские оды 6,54 ; Диодор Сицилийский , Историческая библиотека 4.75.4 ; Каллистрат , Описания статуй 9; Овидий , Фасти 4.713
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гесиод , Теогония 985 ; Псевдо-Аполлодор , Библиотека 3.12.4
- ^ Гигин , Astronomica 2.42.4
- ^ Павсаний , Описание Греции 1.3.1 ; Гесиод , Теогония 986 г.
- ^ Псевдо-Аполлодор, Библиотека 3.14.3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Смит, св Эос
- ^ Мусей , Герой и Леандр 4; 110
- ^ Гомер , Илиада XIX.1
- ^ Гомер , Илиада XXIV.776
- ^ Гомер , Одиссея xiii.93
- ↑ Гомер , Одиссея 13.241–246.
- ^ Гесиод , Теогония 378–382.
- ^ Овидий , Метаморфозы 13.621–2.
- ^ Хард, с. 46 ; Кейтли, с. 55 ; Алкман фр. 57 Кэмпбелл .
- ^ Орфический гимн 78 Рассвету 1–3 (Атанассакис и Волков, стр. 61 ).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Атанассакис и Волков, с. 181
- ^ Квинт Смирней , Posthomerica 1.48
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Псевдо-Аполлодор, Библиотека 1.4.4
- ^ Гомер , Одиссея 5.121–124.
- ^ Гомер , Одиссея 15.250–251.
- ^ Смит , Св. Цефал 1 , Цефал 2 ; Жесткий, с. 47 ; см. также примечание Фрейзера об Аполлодоре 1.9.4.
- ↑ Гомер , Одиссея 5.1 : «И теперь, когда Заря поднялась со своего ложа рядом с Титоносом — предвестником света как для смертных, так и для бессмертных». Пер. Сэмюэл Батлер .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сафо , фрагмент 58 [= Окси. 1787 фр. 1. 4-25, пт. 2. 1 + фр. Ноябрь (Лобель Σ. мк. стр. 26)].
- ^ Хансен, стр. 48.
- ^ Гомеровский гимн 5 Афродите , строки 220–318 ; ср. Сафо , фр. 58 Кэмпбелл; Мимнермус , фр. 4 Гербер.
- ^ Клеарх из Соли, фрагмент 20 [= Зенобий 4.18 .]
- ^ Кейтли, с. 63 ; Суда , св «Старик Тифон» .
- ^ Фрагмент Hellanicus 142 (FGrH) [= Схолия из Гомера » « Илиады 3.151 ; схолия на Odyssey 5.1. Архивировано 3 января 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Цагалис и Маркантонатос, с. 297
- ^ Проперций , Элегии 2.18б.
- ^ Классическая библиотека Леба , Гомеровские гимны, гомеровские апокрифы, Жизнеописания Гомера , 2003, с. 177, примечание 48
- ^ См. примечание Фрейзера об Аполлодоре 3.12.4.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жесткий, с. 47
- ^ «Цикада» . Сидней Морнинг Геральд . Национальная библиотека Австралии. 21 января 1928 г. с. 21 . Проверено 7 июня 2013 г.
- ^ Мэри Р. Лефковиц, «Хищные» богини» Hesperia 71.4 (октябрь 2002 г., стр. 325-344), стр. 325–344. 326.
- ^ Псевдо-Аполлодор, Библиотека 3.14.3 ; Павсаний , Описание Греции 1.3.1 ; Гигин , Басни 189 ; Овидий , Метаморфозы 7.703 ; Антонин Либералис , Сборник преобразований 41
- ↑ Овидий , Метаморфозы 7.700–722 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Павсаний высказывает замечания по поводу сюжетов, показанных в Царской Стое в Афинах ( 1.3.1 ) и на троне Аполлона в Амикле ( 3.18.12 ).
- ^ Гигин , Басни 189
- ^ Антонин Либералис , Сборник преобразований 41
- ^ Ферекид Афинский FGrHist 3F 34 [= Схолия в Гомера », « Одиссее 1.320 .]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коэн 2006 , стр. 280–281 .
- ^ Аполлодор, Библиотека 1.6.2
- ^ Пикон и Хемингуэй, с. 47 ; LIMC 617, август 45 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хонан, Мэри МакМахон (1904). Путеводитель по Пергамскому музею . Де Грюйтер . стр. 20-21 . ISBN 9783112399330 .
- ^ Шмидт, с. 22
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арктин Милетский , Эфиопа краткое содержание
- ^ Вергилий , Энеида 8.384
- ^ Павсаний , Описание Греции 5.22.2
- ^ Филострат Лемносский , изображения 1.7.2
- ^ Карри, с. 51
- ^ Прайс и Зельник-Абрамовиц, с. 94 : «Две матери, Фетида и Эос, тоже похожи друг на друга».
- ^ Робертс, с. 567
- ^ Коллиньон, с. 176
- ^ Уолтерс, с. 79
- ^ Савинони, с. 272
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Паче, с. 131
- ^ Райтзаммер, с. 41
- ^ Райтзаммер, с. 122
- ^ Уолтерс, с. 80
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Жесткий, с. 46
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвидсон в Огдене, с. 205
- ^ Овидий , Метаморфозы 13.587 и далее (перевод Мелвилла)
- ^ Мигер, с. 142 н. 137 ; схолии по Софоклу Эдипу в Колоне 91 .
- ^ Алкман , PMGF 1.
- ^ Мэрилин Ю. Голдберг, «Эос и Кефал из Цере: предмет и дата», Американский журнал археологии 91.4 (октябрь 1987, стр. 605-614), стр. 607.
- ^ Goldberg 1987:605-614 ставит под сомнение идентификацию мальчика в контексте этрусских и греческих мотивов похищения.
- ^ Отмечено Гольдбергом 1987: у И. Майера-Прокопа, Гравированные этрусские ручки зеркал архаического стиля (Гейдельберг) 1966, рис. 61.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Окли и Палагия, с. 47
- ^ Эйфорион фр. 66 Лайтфут [= фр. 103 Пауэлл].
- ^ Хард, с. 562
- ^ Bell 1991 , s.v. Hemera .
- ^ Гесиод , Теогония 132–138 , 337–411 , 453–520 , 901–906, 915–920 ; Колдуэлл, стр. 8–11, таблицы 11–14.
- ^ Хотя обычно Селена является дочерью Гипериона и Тейи, как у Гесиода , Теогония 371–374 , в Гомеровом гимне Гермесу (4), 99–100 Селена вместо этого становится дочерью Паллады, сына Мегамеда.
- ^ Астрея не упоминается Гесиодом, вместо этого она указана как дочь Эоса и Астрея в Hyginus Astronomica 2.25.1 .
- ^ Согласно Гесиоду , Теогония 507–511 , Климена, одна из Океанид , дочерей Океана и Тефиды , у Гесиода , Теогония 351 , была матерью Иапета Атласа, Менотия, Прометея и Эпиметея, в то время как, согласно Аполлодору , 1.2.3 , другая океанида, Азия, была их матерью от Япета.
- ^ Согласно Платону , Критий , 113d–114a , Атлант был сыном Посейдона и смертного Клейтона .
- ^ В Эсхиле , Прометей, связанный 18, 211, 873 (Зоммерштейн, стр. 444–445, № 2 , 446–447, № 24 , 538–539, № 113 ) Прометей создан как сын Фемиды .
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Антонин Либералис , Метаморфозы Антонина Либералиса в переводе Фрэнсиса Селории (Routledge 1992). Онлайн-версия на сайте Topos Text Project .
- Aratus Solensis , Феномены в переводе Г. Р. Майра. Классическая библиотека Леба, том 129. Лондон: Уильям Хайнеманн, 1921. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Aratus Solensis, Феномены . Г. Р. Майр. Лондон: Уильям Хайнеманн; Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. 1921. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека в переводе Чарльза Генри Олдфатера . Двенадцать томов. Классическая библиотека Леба . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1989. Vol. 3. Книги 4.59–8. Интернет-версия на веб-сайте Билла Тэйера.
- Диодор Сицилийский, Историческая библиотека. Том 1-2 Иммануэль Беккер Людвиг Диндорф. Фридрих Фогель. в доме Б. Г. Теубнери. Лейпциг 1888-1890. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Гай Юлий Гигин , Astronomica из «Мифов о Гигине», переведенный и отредактированный Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Гай Юлий Гигин , Фабулы из «Мифов о Гигине», переведенные и отредактированные Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Гай Валериус Флакк , «Аргонавтика», перевод Мозли, Классическая библиотека Дж. Х. Леба, том 286. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1928 год. Интернет-версия на theoi.com.
- Гай Валерий Флакк, Аргонавтикон. Отто Крамер. Лейпциг. Тойбнер. 1913. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея.
- Гесиод , Теогония из «Гомеровских гимнов» и «Гомерики» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Гомер, Гомерская опера в пяти томах. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета. 1920. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А.Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd. 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- «Гомеровские гимны», «Гомеровские апокрифы», «Жизнеописания Гомера» , отредактированные и переведенные Мартином Л. Уэстом , Классическая библиотека Леба 496, издательство Гарвардского университета , 2003, Лондон , Англия , ISBN 0-674-99606-2 .
- Мимнермус в греческой элегической поэзии: с седьмого по пятый века до нашей эры , отредактированный и переведенный Дугласом Э. Гербером, Классическая библиотека Леба № 258, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1999. ISBN 978-0-674-99582-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Нонн из Панополиса , Дионисия, перевод Уильяма Генри Денхэма Роуза (1863-1950), из Классической библиотеки Леба, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1940. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Нонн Панопольский, Дионисийский. 3 тома. WHD Роуз. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, Уильям Хайнеманн, Лтд., 1940–1942 гг. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Павсаний, «Описание Греции». 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Пиндар , Оды в переводе Дайаны Арнсон Сварлиен. 1990. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Пиндар, Оды Пиндара, включая основные фрагменты с введением и английский перевод сэра Джона Сэндиса, доктора литературы, FBA. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1937. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Псевдо-Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Проперций , Элегии в римской эротической элегии: Отрывки из Тибулла, Проперция, Овидия и Сульпиции, переведенные с введением, примечаниями и глоссарием Джона Корелиса (Зальцбургские исследования в английской литературе, поэтической драме и поэтической теории, 128). Полный текст доступен на сайте romanegyonline. Архивировано 23 октября 2021 г. в Wayback Machine .
- Публий Овидий Назон , Фасти в переводе Джеймса Г. Фрейзера. Онлайн-версия на сайте Topos Text Project .
- Публий Овидий Назон, Фасти. Сэр Джеймс Джордж Фрейзер. Лондон; Кембридж, Массачусетс. Уильям Хайнеманн Лтд.; Издательство Гарвардского университета. 1933. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Публий Овидий Назон , «Метаморфозы» в переводе Брукса Мора (1859–1942). Бостон, Cornhill Publishing Co., 1922 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Публий Овидий Назон, «Метаморфозы». Хьюго Магнус. Гота (Германия). Фридр. Андре. Пертес. 1892. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Квинт Смирней , Падение Трои в переводе Уэя. Классическая библиотека А.С. Леба, том 19. Лондон: Уильям Хайнеманн, 1913. Интернет-версия на theoi.com.
- Квинт Смирней, Падение Трои . Артур С. Уэй. Лондон: Уильям Хайнеманн; Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. 1913. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Гомеровские гимны и Гомерика с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта. Гомеровые гимны. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Атанассакис, Апостолос Н. и Бенджамин М. Волков, Орфические гимны , издательство Университета Джонса Хопкинса; owlerirst Печатное издание (29 мая 2013 г.). ISBN 978-1-4214-0882-8 . Гугл Книги .
- Белл, Роберт Э. (1991). Женщины классической мифологии: Биографический словарь . АВС-Клио . ISBN 9780874365818 .
- Буркерт, Уолтер (1982), Греческая религия .
- Коэн, Бет (2006). «Абрис как особый прием в черно- и краснофигурной вазописи». Цвета глины: особые приемы в афинских вазах . Публикации Гетти. ISBN 978-0-89236-942-3 .
- Кэмпбелл, Дэвид А., Греческая лирика, Том I: Сафо и Алкей , Классическая библиотека Леба № 142, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1990. ISBN 0-674-99157-5 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Корин Ундина Паш, Украшение мгновения: Поэтика нимфолепсии в Древней Греции . Издательство Оксфордского университета , 2011. ISBN 978-0-19-533936-9
- Карри, Бруно, Пиндар и культ героев , Oxford University Press , 2005, ISBN 978-0-19-927724-7 . Гугл книги.
- Сирино, Моника С. (2010), Афродита, Боги и герои древнего мира , Нью-Йорк и Лондон : Рутледж, ISBN 978-0-415-77523-6 . Гугл книги .
- Дэвидсон, Джеймс, «Время и греческая религия», в книге «Спутник греческой религии » под редакцией Дэниела Огдена, John Wiley & Sons, 2010 г., ISBN 9781444334173 .
- Дикманн-Бодекер, Дебора (1974). Вступление Афродиты в греческий эпос . Лейден , Нидерланды : Публикации Brill . ISBN 90-04-03946-5 .
- Дюмезиль, Жорж (1934), Уран-Варуна: Исследование сравнительной индоевропейской мифологии , Париж : Maisonneuve.
- Феррари, Глория, Алкман и космос Спарты , University of Chicago Press , 2008, ISBN 978-0-226-66867-3 .
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996, ISBN 978-0-631-20102-1 . «Эос» с. 146
- Грин, Эллен; Пакстон, Джозеф, Ридинг Сафо : современные подходы , University of California Press , 1996, ISBN 0-520-20195-7 .
- Хансен, Уильям , Справочник по классической мифологии , ABC-CLIO , 2004. ISBN 978-1576072264 .
- Джексон, Питер (2002). «Свет далеких звездочек. К описанию индоевропейского религиозного наследия». Нумен . 49 (1): 61–102. дои : 10.1163/15685270252772777 . ISSN 0029-5973 . JSTOR 3270472 .
- Янда, Майкл (2010), Музыка после хаоса: миф о сотворении доисторической Европы , Инсбрук: Институт языков и литературы, ISBN 978-3851242270
- Кейтли, Томас , Мифология Древней Греции и Италии , Г. Белл и сыновья, 1877.
- Кереньи, Карл (1951). Боги греков . Темза и Гудзон.
- Келлиган, Дэниел (2007). «Афродита Утренняя: индоевропейское наследие в греческих божественных эпитетах и теонимах» . Классические летрассы . 11 (11): 105–34. дои : 10.11606/issn.2358-3150.v0i11p105-134 .
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Мигер, Роберт Э., Значение Елены: в поисках древней иконы , издательство Bolchazy-Carducci, 2002. ISBN 9780865165106 .
- Миллер, Гэри (2014). Древнегреческие диалекты и ранние авторы: введение в смесь диалектов у Гомера с примечаниями к лирике и Геродоту . Де Грюйтер . ISBN 978-1-61451-493-0 .
- Надь, Грегори, Греческая мифология и поэтика , издательство Корнельского университета , 1990, ISBN 0-8014-8048-5 .
- Окли, Джон Х.; Палагия, Ольга, Афинские гончары и художники, том II , Oxbow Books , 2009, ISBN 978-1-84217-350-3 . Гугл книги .
- Пикон, Карлос А.; Хемингуэй, Шон, Пергамон и эллинистические королевства древнего мира , издательство Йельского университета , 2016, ISBN 978-1-58839-587-0 .
- Прайс, Джонатан Дж.; Зельник-Абрамовиц, Рэйчел, Текст и интертекст в греческом эпосе и драме: Очерки в честь Маргалит Финкельберг , Routledge , 2021, ISBN 978-0-367-11063-5 . Гугл книги .
- Рейтзаммер, Лауриалан, Афинская Адония в контексте: Фестиваль Адониса как культурная практика . Университет Висконсина Пресс , 2016. ISBN 9780299308209
- Робертс, Хелен Э., Энциклопедия сравнительной иконографии: темы, изображенные в произведениях искусства . Том I и II, Fitzroy Dearborn Publishers, Лондон, Чикаго, 1998. ISBN 1-57958-009-2
- Савиньони Л. 1899. «Об изображениях Гелиоса и Селены», Журнал эллинистических исследований 19 : стр. 265–272 .
- Шмидт, Эвамария, Большой Пергамский алтарь , 1962, Лейпцигское издание .
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). Джон Мюррей: напечатано Spottiswoode and Co., Нью-Стрит-сквер и Парламент-стрит.
- Столл, Генрих Вильгельм, Справочник по религии и мифологии греков, с кратким описанием религиозной системы римлян , тр. Р.Б. Пол и изд. Т. К. Арнольд, Лондон, Фрэнсис и Джон Ривингтон, 1852 г.
- Цагалис Христос; Маркантонатос Андреас, Веяющее весло - новые перспективы в гомеровских исследованиях , Де Грюйтер , Немецкая национальная библиотека , 2017, ISBN 978-3-11-054335-3 .
- Уолтерс, Генри Бошан, История древней керамики, греческого, этрусского и римского тома II , основанный на работе Сэмюэля Берча, 1905, Лондон , Дж. Мюррей, Нью-Йорк .
- Уэст, ML (2000), «Имя Афродиты», Glotta , 76 (1./2. H), Геттинген, Германия: Vandenhoeck & Ruprecht (GmbH & Co. KG): 134–38, JSTOR 40267103
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хатто, Артур. Т., Эос: Исследование темы встреч и расставаний влюбленных на рассвете в поэзии , 1965, Mouton & Co., Гаага . Гугл книги .
- Джексон, Питер. «Πότνια Αὔως: Греческая богиня зари и ее предшественник». Глотта 81 (2005): 116–23. По состоянию на 10 мая 2020 г. JSTOR 40267187 .
- Лефковиц, Мэри Р. «Хищные» богини». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах 71 (2002): 325–344. По состоянию на 31 марта 2022 г. JSTOR 3182040 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Эос
- Солнечные богини
- Греческие богини
- Светлые богини
- Персонификации в греческой мифологии
- Метаморфозы персонажей
- Дела Афродиты
- Хевсос
- Богини рассвета
- Титаны (мифология)
- Персонажи Одиссеи
- Богини неба и погоды
- Женщины Ареса
- Женщины Троянской войны
- Мифологические насильники
- Дети Никс
- Птичьи гуманоиды
- Божества в «Илиаде»
- Божества в «Энеиде»