Jump to content

Анамнез (философия)

В Платона теории познания анамнезис ( / ˌ æ n æ m ˈ n s ɪ s / ; древнегреческий : ἀνάμνησις ) относится к воспоминанию врожденных знаний, приобретенных до рождения. Эта концепция утверждает, что обучение включает в себя акт повторного открытия знаний изнутри себя. Это контрастирует с противоположной доктриной, известной как эмпиризм , которая утверждает, что все знания получены из опыта и чувственного восприятия . Платон развивает учение об анамнезе в своих сократических диалогах : «Менон» , «Федон» , «Федр» .

Мено [ править ]

В «Меноне » персонажу Платона (и старому учителю) Сократу Мено предлагает объяснить, как кто-то мог бы узнать, какова природа добродетели , если бы он еще ничего о ней не знал. [1] Другими словами, тот, кто не знает ни одного из атрибутов, свойств и/или других описательных маркеров любого рода, которые помогают обозначить, что представляет собой что-то (физическое или иное), не узнает это, даже после того, как столкнется с этим. Следовательно, если верно обратное и человек знает атрибуты, свойства и/или другие описательные признаки этой вещи, ему вообще не нужно ее искать. Вывод таков: в любом случае нет смысла пытаться получить это «что-то»; в случае с вышеупомянутым произведением Платона нет смысла искать знания.

Ответ Сократа состоит в том, чтобы развить свою теорию анамнеза и предположить, что душа бессмертна и неоднократно воплощается ; знание находится в душе от вечности (86б), но каждый раз, когда душа воплощается, ее знания забываются в травме рождения. Таким образом, то, что человек воспринимает как обучение, — это восстановление того, что он забыл. (Как только оно возвращено, оно становится истинной верой, которую можно превратить в подлинное знание посредством понимания.) Таким образом, Сократ (и Платон) видит себя не учителем, а акушеркой , помогающей рождению знания, которое уже существовало в студент.

Теория иллюстрируется тем, что Сократ задает мальчику-рабу вопросы о геометрии. Сначала мальчик дает неверный ответ; когда ему на это указывают, он озадачивается, но, задавая вопросы, Сократ помогает ему прийти к правильному ответу. Это призвано показать, что, поскольку мальчику не сказали ответа, он достиг истины, только вспомнив то, что он когда-то знал, но позже забыл.

Федон [ править ]

В «Федоне » Платон развивает свою теорию анамнеза , отчасти соединяя ее со своей теорией форм . Во-первых, он подробно описывает, как анамнез может быть достигнут : в то время как в «Меноне » предлагается не что иное, как метод допроса Сократа, в «Федоне » Платон представляет образ жизни, который позволит преодолеть вводящую в заблуждение природу тела посредством катарсиса (древний Греческое: κάθαρσις , букв. « очищение » или « очищение » , т. е. от вины или осквернения). Тело и его чувства являются источником ошибок; знание не может быть восстановлено, кроме как с помощью разума и созерцания вещей душой ( ноэзис ). [2] Хотя способности тела к восприятию обманчивы, Платон также утверждает, что ложь, которую они сообщают душе, может быть использована, чтобы вызвать или вызвать воспоминания. [3] Во-вторых, Платон уточняет, что подлинное знание, в отличие от простой истинной веры ( докса ), отличается своим содержанием. Можно знать только вечные истины, поскольку это единственные истины, которые, возможно, были в душе от вечности. Может быть очень полезно иметь истинное убеждение, скажем, о том, как лучше всего добраться из Лондона в Оксфорд, но такое убеждение не считается знанием; душа не может обладать такими фактически случайными положениями вечно .

Неоплатонизм [ править ]

Для более поздних интерпретаторов Платона понятие анамнеза стало менее эпистемическим и более онтологическим . Сам Плотин не постулировал воспоминание в строгом смысле этого слова, потому что все знание универсально важных идей ( логосов ) исходило из источника вне времени (Диада или божественный ум ) и было доступно душе посредством созерцания как часть ноэзиса . Они были скорее объектами опыта, внутреннего знания или прозрения , чем воспоминаний. Однако в неоплатонизме теория анамнеза стала частью мифологии происхождения души.

De Краткая работа Порфирия Antro Nympharum (якобы комментарий к краткому отрывку из «Одиссеи XIII») разъяснила это понятие, как и «Комментарий Макробия гораздо более длинный к сну Сципиона» . Идея психической памяти использовалась неоплатонистами, чтобы продемонстрировать небесное и нематериальное происхождение души и объяснить, как воспоминания о мировой душе могут быть вызваны обычными людьми. Таким образом, психическое воспоминание было неразрывно связано с платоновской концепцией самой души. Поскольку содержание индивидуальных «материальных» или физических воспоминаний было тривиальным, только универсальное воспоминание о Формах или божественных объектах приближало человека к бессмертному источнику бытия.

Анамнезис — это самое близкое, к чему человеческий разум может приблизиться к переживанию свободы души до того, как она будет обременена материей. Процесс воплощения описывается в неоплатонизме как травма, заставляющая душу забыть свои переживания (а зачастую и свое божественное происхождение). Голос рассказчика скрывается Иоанном и Платоном, чтобы продолжить свои анамнетические усилия и побудить следующие поколения быть не только читателями, но и участниками их первоначальных дискуссий о душе. [4] Благодарность как пример божественного спасения выражалась в предложении Богу первых плодов урожая, который сохраняет идентичность с теми, кто совершал эти действия в прошлом и, следовательно, осуществляет их в настоящем. [5]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Мено 80д
  2. ^ Федон 66б-д.
  3. ^ См. Дуглас Р. Кэмпбелл, «Инструмент души: Платон о полезности тела», Elenchos 43 (1): 7–27. 2022.
  4. ^ Парсениос, Джордж Л. (март 2017 г.). «Анамнезис и молчаливый рассказчик у Платона и Иоанна» . Религии . 8 (4): 47. дои : 10.3390/rel8040047 .
  5. ^ Коди, Альфред (январь 2006 г.). «Маленькое историческое кредо или маленький исторический анамнез». Католический библейский ежеквартальный журнал . Январь 2006: 9.

Библиография [ править ]

  • Платон Федон , 1911: отредактировано с введением и примечаниями Джона Бёрнета (Оксфорд: Clarendon Press)
  • Джейн М. Дэй, 1994 г., Платона «Менон в фокусе » (Лондон: Routledge) - содержит введение и полный перевод Дэя, а также статьи о Меноне, написанные различными философами.
  • Дон С. Арментраут и Роберт Боук Слокам [ред.], Епископальный церковный словарь, удобный справочник для членов епископальной церкви (Нью-Йорк, Church Publishing Incorporated)
  • Джейкоб Кляйн, Комментарий к «Менону» Платона (Чикаго, 1989), стр. 103–173.
  • Норман Галли, Теория познания Платона (Лондон, 1962), стр. 1–47.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3aa66e73077d6242459ce8be55292d2__1702309020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/d2/e3aa66e73077d6242459ce8be55292d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anamnesis (philosophy) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)