Анамнез (философия)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В Платона теории познания анамнезис ( / ˌ æ n æ m ˈ n iː s ɪ s / ; древнегреческий : ἀνάμνησις ) относится к воспоминанию врожденных знаний, приобретенных до рождения. Эта концепция утверждает, что обучение включает в себя акт повторного открытия знаний изнутри себя. Это контрастирует с противоположной доктриной, известной как эмпиризм , которая утверждает, что все знания получены из опыта и чувственного восприятия . Платон развивает учение об анамнезе в своих сократических диалогах : «Менон» , «Федон» , «Федр» .
Мено [ править ]
В «Меноне » персонажу Платона (и старому учителю) Сократу Мено предлагает объяснить, как кто-то мог бы узнать, какова природа добродетели , если бы он еще ничего о ней не знал. [1] Другими словами, тот, кто не знает ни одного из атрибутов, свойств и/или других описательных маркеров любого рода, которые помогают обозначить, что представляет собой что-то (физическое или иное), не узнает это, даже после того, как столкнется с этим. Следовательно, если верно обратное и человек знает атрибуты, свойства и/или другие описательные признаки этой вещи, ему вообще не нужно ее искать. Вывод таков: в любом случае нет смысла пытаться получить это «что-то»; в случае с вышеупомянутым произведением Платона нет смысла искать знания.
Ответ Сократа состоит в том, чтобы развить свою теорию анамнеза и предположить, что душа бессмертна и неоднократно воплощается ; знание находится в душе от вечности (86б), но каждый раз, когда душа воплощается, ее знания забываются в травме рождения. Таким образом, то, что человек воспринимает как обучение, — это восстановление того, что он забыл. (Как только оно возвращено, оно становится истинной верой, которую можно превратить в подлинное знание посредством понимания.) Таким образом, Сократ (и Платон) видит себя не учителем, а акушеркой , помогающей рождению знания, которое уже существовало в студент.
Теория иллюстрируется тем, что Сократ задает мальчику-рабу вопросы о геометрии. Сначала мальчик дает неверный ответ; когда ему на это указывают, он озадачивается, но, задавая вопросы, Сократ помогает ему прийти к правильному ответу. Это призвано показать, что, поскольку мальчику не сказали ответа, он достиг истины, только вспомнив то, что он когда-то знал, но позже забыл.
Федон [ править ]
В «Федоне » Платон развивает свою теорию анамнеза , отчасти соединяя ее со своей теорией форм . Во-первых, он подробно описывает, как анамнез может быть достигнут : в то время как в «Меноне » предлагается не что иное, как метод допроса Сократа, в «Федоне » Платон представляет образ жизни, который позволит преодолеть вводящую в заблуждение природу тела посредством катарсиса (древний Греческое: κάθαρσις , букв. « очищение » или « очищение » , т. е. от вины или осквернения). Тело и его чувства являются источником ошибок; знание не может быть восстановлено, кроме как с помощью разума и созерцания вещей душой ( ноэзис ). [2] Хотя способности тела к восприятию обманчивы, Платон также утверждает, что ложь, которую они сообщают душе, может быть использована, чтобы вызвать или вызвать воспоминания. [3] Во-вторых, Платон уточняет, что подлинное знание, в отличие от простой истинной веры ( докса ), отличается своим содержанием. Можно знать только вечные истины, поскольку это единственные истины, которые, возможно, были в душе от вечности. Может быть очень полезно иметь истинное убеждение, скажем, о том, как лучше всего добраться из Лондона в Оксфорд, но такое убеждение не считается знанием; душа не может обладать такими фактически случайными положениями вечно .
Неоплатонизм [ править ]
Для более поздних интерпретаторов Платона понятие анамнеза стало менее эпистемическим и более онтологическим . Сам Плотин не постулировал воспоминание в строгом смысле этого слова, потому что все знание универсально важных идей ( логосов ) исходило из источника вне времени (Диада или божественный ум ) и было доступно душе посредством созерцания как часть ноэзиса . Они были скорее объектами опыта, внутреннего знания или прозрения , чем воспоминаний. Однако в неоплатонизме теория анамнеза стала частью мифологии происхождения души.
De Краткая работа Порфирия Antro Nympharum (якобы комментарий к краткому отрывку из «Одиссеи XIII») разъяснила это понятие, как и «Комментарий Макробия гораздо более длинный к сну Сципиона» . Идея психической памяти использовалась неоплатонистами, чтобы продемонстрировать небесное и нематериальное происхождение души и объяснить, как воспоминания о мировой душе могут быть вызваны обычными людьми. Таким образом, психическое воспоминание было неразрывно связано с платоновской концепцией самой души. Поскольку содержание индивидуальных «материальных» или физических воспоминаний было тривиальным, только универсальное воспоминание о Формах или божественных объектах приближало человека к бессмертному источнику бытия.
Анамнезис — это самое близкое, к чему человеческий разум может приблизиться к переживанию свободы души до того, как она будет обременена материей. Процесс воплощения описывается в неоплатонизме как травма, заставляющая душу забыть свои переживания (а зачастую и свое божественное происхождение). Голос рассказчика скрывается Иоанном и Платоном, чтобы продолжить свои анамнетические усилия и побудить следующие поколения быть не только читателями, но и участниками их первоначальных дискуссий о душе. [4] Благодарность как пример божественного спасения выражалась в предложении Богу первых плодов урожая, который сохраняет идентичность с теми, кто совершал эти действия в прошлом и, следовательно, осуществляет их в настоящем. [5]
Ссылки [ править ]
- ^ Мено 80д
- ^ Федон 66б-д.
- ^ См. Дуглас Р. Кэмпбелл, «Инструмент души: Платон о полезности тела», Elenchos 43 (1): 7–27. 2022.
- ^ Парсениос, Джордж Л. (март 2017 г.). «Анамнезис и молчаливый рассказчик у Платона и Иоанна» . Религии . 8 (4): 47. дои : 10.3390/rel8040047 .
- ^ Коди, Альфред (январь 2006 г.). «Маленькое историческое кредо или маленький исторический анамнез». Католический библейский ежеквартальный журнал . Январь 2006: 9.
Библиография [ править ]
- Платон Федон , 1911: отредактировано с введением и примечаниями Джона Бёрнета (Оксфорд: Clarendon Press)
- Джейн М. Дэй, 1994 г., Платона «Менон в фокусе » (Лондон: Routledge) - содержит введение и полный перевод Дэя, а также статьи о Меноне, написанные различными философами.
- Дон С. Арментраут и Роберт Боук Слокам [ред.], Епископальный церковный словарь, удобный справочник для членов епископальной церкви (Нью-Йорк, Church Publishing Incorporated)
- Джейкоб Кляйн, Комментарий к «Менону» Платона (Чикаго, 1989), стр. 103–173.
- Норман Галли, Теория познания Платона (Лондон, 1962), стр. 1–47.