Политическая философия Платона
Платона В « Государстве » персонаж Сократа резко критикует демократию и вместо этого предлагает в качестве идеального политического государства иерархическую систему из трех классов: королей-философов или стражей, которые принимают решения, солдат или «вспомогательных сил», которые защищают общество, и производители, которые создают товары и выполняют другую работу. [ 1 ] Несмотря на название «Республика» (с древнегреческого, переведенное через латынь на английский), персонажи Платона не предлагают республику в современном английском смысле этого слова.
Критика демократии
[ редактировать ]В « Республике» Платоновский Сократ выдвигает ряд критических замечаний в адрес демократии . Он утверждает, что демократия представляет опасность из-за чрезмерной свободы. Он также утверждает, что в системе, в которой каждый имеет право на власть, всевозможные эгоистичные люди, которые не заботятся о людях, а руководствуются только своими личными желаниями, могут достичь власти. Он заключает, что демократия рискует привести к власти диктаторов , тиранов и демагогов . Он также утверждает, что в демократических странах есть лидеры, не обладающие надлежащими навыками и моралью, и что весьма маловероятно, что к власти придут те, кто лучше всего подготовлен к управлению. [ 2 ]
Государственный корабль
[ редактировать ]Платон через образ Сократа приводит аналогию, связанную с демократией: он предлагает нам представить себе корабль, владелец которого превосходит всех находящихся на корабле ростом и силой, но слегка глуховат; его зрение так же нарушено, и его познания в навигации столь же плохи. Затем он просит нас представить себе моряков, все из которых спорят о том, кто из них должен управлять штурвалом, в то время как никто из них не изучал мореплавание. Моряки даже не знают, что существовало судоходство. Все моряки пытаются убедить владельца передать им управление кораблем, и тот, кто его убедит, становится штурманом, олицетворяющим короля-философа. [ 3 ]
Идеальная форма правления
[ редактировать ]В «Республике» персонаж Сократа обрисовывает идеальный город-государство, который он называет « Каллиполис » (красивый город).
Классы в идеальном обществе
[ редактировать ]Платон перечисляет три класса своего идеального общества.
- Производители или рабочие: рабочие, которые производят товары и услуги в обществе.
- Вспомогательные силы: солдаты, защищающие общество.
- Стражи: те, кто поддерживает порядок в обществе: Короли и Королевы-Философы.
Короли-философы/Хранители
[ редактировать ]Идеальные правители Платона — цари-философы. Они не только самые мудрые, но также добродетельные и бескорыстные. Для борьбы с коррупцией Сократ Платона предлагает правителям жить просто и сообща. Вопреки общественным ценностям того времени, Сократ предполагает, что пол не должен быть фактором при принятии решения о том, кто должен править, поэтому править могут как женщины, так и мужчины. Сократ предлагает, чтобы Стражи спаривались и размножались, и чтобы дети воспитывались сообща, а не их биологическими родителями. Биологические родители детей им никогда не будут известны, так что ни один Хранитель не отдаст предпочтение собственному потомству общему благу. Дети класса стражей пройдут испытания, и только самые мудрые и добродетельные станут правителями. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Платон: политическая философия» . Интернет-энциклопедия философии.
- ^ «Платон: политическая философия» . Интернет-энциклопедия философии.
- ^ «Республика 488» .
- ^ «Король-философ» . Британская энциклопедия .