Эмпуза
Эмпуса или Эмпуса ( / ɛ m ˈ p j uː s ə / ; [1] Древнегреческий : Ἔμπουσα ; множественное число : Ἔμπουσαι Empousai ) — изменяющее форму женское существо в греческой мифологии , которое, как говорят, обладает единственной медной ногой, которой командует Геката , чья точная природа неясна. [2] В поздней античности эмпусы описывались как категория фантомов или призраков, приравниваемых к ламияям и мормоликеям , которые, как считалось, соблазняли молодых людей и питались ими.
В древности
[ редактировать ]Первоисточниками эмпусы в античности являются пьесы « Аристофана ( Лягушки» и «Экклезиазусы» ) и Филострата « Жизнь Аполлония Тианского» . [3]
Аристофан
[ редактировать ]Эмпуса был определен в Судах и Кратесе Маллусе как «демонический призрак». [а] [4] со способностями менять форму . [4] [5] Так, в пьесах Аристофана говорится, что она меняет внешний вид с различных зверей на женщину. [6]
Говорят, что Эмпуса также одноногий. [5] а именно, имея одну медную ногу, [б] или ослиная нога, поэтому известна под эпитетами Оноколе (Ὀνοκώλη) [5] и Оноскелис (Ὀνοσκελίς), что они означают «Ослиноногий». [7] Народная этимология истолковывает это имя как означающее «одноногий» (от греческого *έμπούς, *emous : en- , one + pous , нога). [5] [4]
В комедии Аристофана «Лягушки » Эмпуса появляется перед Дионисом и его рабом Ксанфием на пути в подземный мир, хотя это может быть розыгрыш раба, чтобы напугать своего хозяина. Таким образом, Ксанфий видит (или делает вид, что видит) превращение эмпусы в быка, мула, красивую женщину и собаку. Раб также уверяет, что у существа действительно была одна латунная (медная) нога, а другая нога из коровьего навоза. [с] кроме. [6] [8]
Эмпуза была существом, посланным Гекатой (как заметил один схолиаст), [5] или была самой Гекатой, согласно фрагменту утраченной пьесы Аристофана «Тагенисты» («Люди сковороды»), сохранившейся в «Венете». [д] [5]
Жизнь Аполлония
[ редактировать ]К поздней античности в Греции это стала категория существ, обозначаемая как empusai (лат. empusae ) во множественном числе. Считалось, что призрак охотился на молодых людей ради соблазнения и еды. [3]
Согласно « Житию Аполлония Тианского» I века , эмпуса — это фантом ( фазма ), принявший облик привлекательной женщины и соблазнивший молодого студента-философа, чтобы в конечном итоге сожрать его. [9] В другом отрывке того же произведения, когда Аполлоний путешествовал из Персии в Индию, он столкнулся с эмпусой, оскорблял ее и уговаривал своих попутчиков присоединиться к нему, в результате чего она убежала и скрылась, издавая пронзительные крики. [10]
Эмпуса была также известна другим как ламия или мормолик . [9] Эта эмпуса призналась, что откармливала студента, которого собиралась накормить им, и что особенно ей нужны молодые мужчины, чтобы получить свежесть и чистоту их крови. [9] что вызвало интерпретацию его как кровососущего вампира в Смита « Словаре греческих и римских биографий и мифологии» (1849). [3] [13]
Современный греческий фольклор
[ редактировать ]В наше время собран фольклор о существе, подходящем под описание эмпусы : чрезвычайно стройная женщина с множеством ног, «одна из бронзы, одна из ослиных ног, одна из бычьих, одна козлиная и одна человеческая», но ее называли женщиной с телом и походкой, напоминающими ламию. Пример был из Араховы (Парнас) и опубликован Бернхардом Шмидтом (1871 г.). [14] [15] Шмидт лишь предположил, что устные предания об эмпусе могут сохраниться где-то на местном уровне. [16] Полевое исследование (Чарльз Стюарт, 1985) показало, что эмпуса — это термин, который редко используется в устной традиции по сравнению с другими терминами, такими как гелло , имеющим аналогичное значение. [17]
Современные интерпретации
[ редактировать ]По словам Роберта Грейвса , Эмпуса была полубогиней, прекрасной дочерью богини Гекаты и духа Мормо. Она пировала кровью, соблазняя молодых людей во время сна (см. сонный паралич ), прежде чем пить их кровь и есть их плоть. Когда она заметила спящего на дороге человека, она напала на него, не зная, что это Зевс, царь богов. Зевс проснулся и обрушил на нее свой гнев, и Эмпуза была убита. [18]
В художественной литературе
[ редактировать ]Эмпуза упоминается в Редьярда Киплинга поэме « Томлинсон ».
Эмпуза — персонаж произведения Фауст, часть вторая» Гете « . Она появляется во время классической Вальпургиевой ночи , когда Мефисто заманивают Ламии. Она называет себя двоюродной сестрой Мефисто, потому что у нее ослиная нога, а у него лошадиная.
Эмпуза — это название корабля, на котором граф Орлок отправился в Висборг в Ф. В. Мурнау фильме «Носферату» (1922).
Эмпуза — главный антагонист, ставший героиней романа «Греческая руна» Джеймса Мэтью Байерса . На первый взгляд они могут выглядеть как люди.
В Primal Эмпуза входит в число Призраков-Аристократов, быстро путешествующей расы демонов и жены главного антагониста третьего мира.
В «Wicked Wings» Кери Артур злодеи — это три эмпуса, которые поедают плоть своей добычи. Они используют образ молодой женщины, чтобы заманить мужчин на смерть.
Популярные развлечения
[ редактировать ]В сериале «Перси Джексон и олимпийцы» эмпусаи впервые появляются в «Битве в Лабиринте» как слуги Гекаты , которые к тому времени присоединились к Армии Титанов . [и]
Эмпуза (вместе с Ламией и Мормо ) — одна из трёх ведьм в фильме «Звездная пыль» (реж. Мэттью Вон). Ее играет Сара Александер. [19] В Нила Геймана романе «Звездная пыль» ведьмам не даны индивидуальные имена.
Эмпуса незначительно появляется в Fate/Grand Order в сочетании с Хуянь Чжо из Water Margin , в результате чего у китайской женщины-воина одна или обе человеческие ноги заменены зеленоватыми ослиными ногами.
Музыка
[ редактировать ]Песня «Empusa, Queen of the Damned» английской дэткор- группы Infant Annihilator вдохновлена темами греческого мифа.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ phāntasma daimoniōdes Греческий : демонический призрак .
- ^ или из меди или бронзы; Греческий : χάλκεος ).
- ^ Или ослиный навоз; βόλιτος . [4]
- ↑ Аристофан говорит, что Эмпуса/Геката появляется со свернувшимися кольцами змеями в этой призванной форме.
- ↑ Внешне они похожи на вампиров, но у них одна лохматая ослиная нога, а другая сделана из бронзы. Первый эмпуса , утверждавший, что освободился от Пандоры пифоса , когда она была открыта, появился в следующей книге « Последний олимпиец» . Они вновь появляются в «Доме Аида» (предпоследняя книга «Героев Олимпа» , спин-оффа сериала « Перси Джексон и олимпийцы ») как слуги первобытной богини Геи . Одна из них, Келли, оказалась той самой, которую Аннабет Чейз убила в «Битве в Лабиринте» . Другая, Серефона, отказывается служить Гее, когда узнает, что Геката вернулась на Олимп, и не доверяет Келли, которая теперь работает против их хозяйки. Они терпят поражение от одного из своих старых работодателей, Титана Иапета .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Смит, Бенджамин Э., изд. (1895). Вековая энциклопедия имен . Том. я. Нью-Йорк: Век. п. 361.
- ^ Промежуточный греко-английский лексикон , Лидделл и Скотт
- ^ Перейти обратно: а б с Шмитц, Леонард (1849), Смит, Уильям (редактор), «Ламия» , Словарь греческих и римских биографий и мифологии , том. 2, Лондон: Джон Мюррей, стр. 713–714 . Проект Персея « Ламия (2) ».
- ^ Перейти обратно: а б с д " Ἔμπουσα (Empousa) ", Suda On Line", тр. До Ли, 8 сентября 2003 г. Суидас (1834 г.). Гейсфорд, Томас (ред.). Лексикон: по рукописям Людольфа Кустера. А – Тета Том. 1. Академическая пресса. п. 1227
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Схолий Аристофану, Лягушки 393: Резерфорд, Уильям Г., изд. (1896), Scholia Aristophanica , vol. 1, Лондон: Макмиллан, стр. 312–313.
- ^ Перейти обратно: а б Аристофан, «Лягушки» , 288 и сл. Роджерс, Бенджамин Бикли , изд. (1896), Аристофан Комоидиай: Лягушки. Ecclesiazusae , т. 1, Лондон: Макмиллан, с. 44
- ^ Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Харпера (1898), Эмпуса
- ^ «ЭМПУСА И ЛАМИАИ: Вампиры, демоны, монстры; Греческая легенда: ЭМПУСА И ЛАМИАЙ» . Проверено 12 мая 2016 г. » Аростфана , цитируя Судаса, «Лягушки и DGRBM Смита, «Суидас».
- ^ Перейти обратно: а б с Аполлон Вит. IV. 25: Филлимор (тр.) и Филострат (1912) , 2 , стр. 24–26
- ^ Аполл. Вит. II. IV: Филлимор (тр.) и Филострат (1912) , 1 , стр. 53
- ^ Мозли, Джон Рикардс (1877), « Аполлоний Тианский» , DGRBM 1 , стр. 136.
- ^ Джоветт, Бенджамин (1880), « Аполлоний Тианей », DGRBM 1 , стр. 243. Персей Проект " Аполлоний Тианей "
- ↑ В статье «Аполлоний Тианский» из издания DGRBM 1877 года также писалось, что это был «вампир». [11] но в издании 1880 года статья, переименованная в «Аполлоний Тианей», «намеренно опустила чудеса». [12]
- ^ Шмидт, Бернхард (1871). Народный быт современных греков и эллинской древности . Том 1. Б. Г. Тойбнер. п. 133.
έχει κορμί τής Λάμνιας ή πώς περβατεί σαν τη Λάμνια.. имеет более двух ног разной формы: одна медная, другая — ослиная, третья — бычья, козья, человеческая». ступня, и т. д.
- ^ Уэст, МЛ (1979). «ТРАГИКА III» . Бюллетень Института классических исследований Лондонского университета . 26 : 116.
- ^ Шмидт (1871) , с. 141.
- ^ Стюарт, Чарльз (1985). Экзотика: греческие ценности и их сверхъестественные антитезы . Том. 41. с. 62. ИСБН 9789122008873 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Грейвс, Роберт (1990) [1955]. «Эмпусы». Греческие мифы . Лондон: Пингвин. стр. 189–90 . ISBN 978-0-14-001026-8 .
- ^ «Звездная пыль (2007)» . Проверено 13 февраля 2018 г. - через www.imdb.com.