Пианопсия
Pyanopsia / ˌ p aɪ ə ˈ n ɒ p ʃ ə , - ˈ n ɒ p s / i ə ( Πυανόψια ) или Pyanepsia / ˌ p aɪ ə ˈ n ɛ p ʃ ə , - ˈ n ɛ p s i ə / ( Πυανέ ψια ) — древний афинский праздник, проводившийся в честь Аполлона в Афинах 7-го числа месяца Пьянепсион (октябрь/ноябрь). Его название буквально означает «тушение фасоли» в отношении одного из священных подношений, сделанных в это время, и взято от греческих слов πύανος — пианос «фасоль» и ἕψειν — хепсейн «варить». [1]
Мифический контекст
[ редактировать ]Пианопсия связана с Тесеем , мифическим царем и героем-основателем Афин. В частности, фестиваль связан с одним из шести подвигов Тесея, который должен был убить Минотавра на греческом острове Крит. Прежде чем встретиться с Минотавром, Тесей пообещал Аполлону благодарственное предложение в награду за оказанную ему поддержку во время его поисков. Говорят, что в результате божественной милости Аполлона Тесей основал Пьянопсию, традицию, которая позже была продолжена его культом героя. [2] Подношения, приносимые во время фестиваля, также связаны с этим основополагающим мифом, поскольку обещанная благодарность Тесея пришла в форме эйрезионе ( εἰρεσιώνη). Тушеная фасоль связана с едой, приготовленной командой Тесея после их высадки в Аттике. [1]
Статус Тесея в культовом календаре Афин, представленный такими фестивалями, как Пьянепсион, уникален, учитывая тот факт, что Тесей по своей сути является аутсайдером для афинян, поскольку родился в Мегаре. [3] Тесей, несмотря на свой статус иностранца в крайне националистическом городе-государстве (позже он будет назван почетным гражданином в V веке до нашей эры), стал представителем многих существенных афинских черт. [4] Фактически, было даже высказано предположение, что его действия и его путешествие на Крит стали символом военно-морской мощи афинян после персидских войн. [4] Это раскрывает динамичный характер афинских фестивалей, поскольку новое понимание и изображение основополагающих мифов может, в свою очередь, привести к новому пониманию фестиваля. Пьянопсия и другие греческие фестивали, посвященные Тесею, возможно, не только символически благодарили Аполлона за его действия и сельскохозяйственное изобилие, но и представляли ценности их основателей. [4] Пианопсии также предполагали поклонение Хорам — дочерям Фемиды , богини божественного закона и порядка. [5] Почитание Хорай – Эвномии (хороший порядок) и Дике (право и справедливость) – связано с сельским хозяйством и растительностью. [5]
Предложения
[ редактировать ]Афиняне во время Пианопсии сделали Аполлону два подношения. Одним из таких подношений было рагу из вареной фасоли, круп и других овощей и круп. [6] Это рагу готовили различные семьи Афин, а затем употребляли в пищу всей общиной как часть традиции публичных пиршеств в Афинах. [7] Считалось, что афинские праздники проводятся на благо государства. Аттический календарь был отмечен частыми праздниками богов, которые предлагали ту или иную форму божественного покровительства или помощи афинскому государству в целом. Совершая такие действия, как приготовление и поедание пианопсии, афинские граждане и те, кто участвовал в них по всей Аттике, использовали традицию, согласно которой частные действия совершались, чтобы помочь государству в целом. [8] Чтобы считаться полноценным и функционирующим афинянином, необходимо было участие в гражданских пирах как мужчин, так и женщин. [9] Принимая участие в приготовлении и употреблении тушеного мяса, афинские мужчины и члены их семей не только представляли сельскохозяйственное изобилие государства и благодарили богов, но и укрепляли свой статус.
Другим подношением было eiresione -εἰρεσιώνη . [1] Эйрезоне представляла собой оливковую ветвь, перевязанную пурпурной или белой шерстью и увешанную различными сезонными фруктами, выпечкой, небольшими кувшинами с медом, маслом и вином, и все это служило символами сельскохозяйственного изобилия благодаря Аполлону. [10] Тот факт, что эйрезоне в основном состоит из оливковой ветви, имеет большое значение. Из-за своей связи с Афиной и важности оливок для богатства и успеха города Афин, оливковые ветви считались символом жизни и, следовательно, жизненно важными для распространения благословений среди жителей Афин. [11] Эйрезоне служила наиболее ярким примером использования оливковой ветви в таком качестве из-за ее выдающегося положения в процессии. [11] При таком понимании эйресоне проясняются связи между подношениями, сделанными в Пьянопсии, и успехом города. По словам Чисхолма, «это было задумано как жертва благодарности за полученные благословения и в то же время как молитва о подобных благословениях и защите от зла в будущем; поэтому ее называли просительной ветвью (εἶρος)». Главный эйрисион несли в процессии группа поющих мальчиков, которые отнесли его в афинский храм Аполлона, где он был подвешен на воротах. [10] Мальчики также оставляли эрсионы меньшего размера в частных домах, в обмен на которые мальчики получали подарки. [10] Говорят, что ветка приносила удачу домам, в которых она была оставлена, и ее должны были заменять ежегодно во время Пианопсии в следующем году. Во время процессии пелось также песнопение, записанное Плутархом, которое звучало следующим образом: «Эйресин несет инжир и сдобные лепешки; Мед и масло в кувшине для помазания членов; И чистое вино, чтобы она могла напиться и пойти в спать"." [1] В этой песне эйрезионе эффективно персонифицировано. [11] Олицетворяя ветвь, ей было присвоено особое значение, показывающее, как оливковое дерево, важный культовый образ Афины и, следовательно, города Афин, связано с успехом и богатством города и его жителей.
Во времена Пианопсии афиняне, по-видимому, также почитали Хора (богиню времен года) и Гелиоса , бога солнца, устраивая пир как богов, связанных с сельским хозяйством; [12] [13] Засвидетельствовано шествие в их честь, отдельное от процессии в Таргелии и, возможно, связанное с Пианопсией. [14]
Значение и связи
[ редактировать ]Пианопсия связана с другими греческими фестивалями. Одним из таких фестивалей является Таргелия, еще один аттический сельскохозяйственный фестиваль, связанный с богом Аполлоном, который проводился весной. [15] Как и в «Пьянопсии», «Таргелию» ставили афинские дети, которые исполняли подношения с музыкальными элементами, связанными с песней, исполняемой в «Пьянопсии». [16] Еще один фестиваль, на который, по-видимому, похожа Пианопсия, - это фестиваль «Шествие девушек», проводимый в Спарте. Хотя фестиваль проводится в другом регионе Греции и проходит в современном мае, он имеет ряд поразительных сходств с Пианопсией. В процессии девушек участвовали спартанские женщины, приносящие подношения к алтарю Артемиды в Орфии и исполняющие гимн. [17]
Пианопсия также связана с распространенной греческой практикой приношения первенцев - первого и главного продукта сельского хозяйства - богам. [18] Фестиваль также дал название месяцу, в котором он состоялся, — Пьянепсион. [19] Название Пианопсия происходит от греческого термина «пьяна», что означает «вареные бобы», которые раздавались всем членам афинской семьи во время этого фестиваля. [7] Пианопсия также связана со зданиями центра древнего Афинского города. Во время своего пребывания на посту царя Афин Тесей построил два здания — Булевтерион и Пританеон, хотя от Пританеона до сих пор сохранились лишь остатки. [20] Особо следует отметить, что даже когда большая часть предприятий старой Агоры, где располагались здания, была перенесена на новую Агору, Пританеон сохранил функцию жилья для Архонтов. [20] Важность этого здания связана с его «священным очагом», откуда отправилась Пианопсия. [20] подчеркивая священный характер фестиваля и его связь с городом.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1911 , с. 675.
- ^ Шерф, Йоханнес (октябрь 2006 г.). «Пианопсия» . Новый Поли Брилла . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ Гарланд, Роберт (осень 1997 г.). «Чья это вообще «жизнь»?». Арион: Журнал гуманитарных наук и классики . 5 (2): 207.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарланд, Роберт (осень 1997 г.). «Чья это вообще «жизнь»?». Арион: Журнал гуманитарных наук и классики . 5 (2): 215.
- ^ Перейти обратно: а б де Буври, Synnøve (ноябрь 2003 г.). "Обзор". История религий . 43 (2): 159.
- ^ Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони (2003). Пианопсия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860641-3 . Проверено 7 мая 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б Ховатсон, МЦ "Пьянопсия". Оксфордский справочник по классической литературе, 3-е издание . Издательство Оксфордского университета.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ Эванс, Нэнси (2004). «Праздники, граждане и культовая демократия в классических Афинах». Древнее общество . 34 :8. дои : 10.2143/AS.34.0.505233 .
- ^ Эванс, Нэнси (2004). «Праздники, граждане и культовая демократия в классических Афинах». Древнее общество . 34:13 . дои : 10.2143/AS.34.0.505233 .
- ^ Перейти обратно: а б с Паркер, Роберт (7 марта 2016 г.). Эйрезионе . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.5444 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 7 мая 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б с Лайстер, Роберт (лето 1965 г.). «Символические элементы в культе Афины». История религий . 5 (1): 18–19. дои : 10.1086/462518 . S2CID 162055506 .
- ^ Конарис 2016 , с. 225 .
- ^ Харрисон, с. 79 «В Пианепсии и Таргелии афиняне устраивают пир в честь Гелиоса и Хорей».
- ^ Паркер, с. 203 , примечание 52: «Дойбнер [...] и Σ. vet. Ar. Plut. 1054c рассматривают Таргелию ( и Пианопсию ) как праздники Солнца и Времен года. Когда-то на этом основании они могли одинаково хорошо связать процессии Солнца и Времен года». с Пианопсией , но правильнее отождествить ее с засвидетельствованной процессией Таргелии и оставить Пианопсию свободной для скитаний мальчиков с эйрезионами ».
- ^ Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. п. 101.
- ^ Куш, Винсент (2017). «Ионические фестивали» . Энциклопедия древней истории . стр. 1–2. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah30118 . ISBN 9781444338386 . Проверено 7 мая 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Буцикас, Ефросини; Рагглс, Клайвер (январь 2011 г.). «Храмы, звезды и ритуальные пейзажи: потенциал для археоастрономии в Древней Греции». Американский журнал археологии . 115 (1): 60. дои : 10.3764/aja.115.1.55 .
- ^ Клинтон, Кевин (2015). «Первые плоды» . Оксфордский классический словарь . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.2668 . ISBN 978-0-19-938113-5 . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. п. 226.
- ^ Перейти обратно: а б с Робертсон, Ноэль (сентябрь 1998 г.). «Центр города архаичных Афин». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 67 (3): 298–299. JSTOR 2668475 .
Ссылки
[ редактировать ]- Харрисон, Джейн Эллен (9 марта 1991 г.). Пролегомены к изучению греческой религии . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-01514-9 .
- Конарис, Майкл Д. (2016). Греческие боги в современной науке: интерпретация и вера в Германии и Великобритании девятнадцатого и начала двадцатого века . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-873789-6 .
- Паркер, Роберт, Политеизм и общество в Афинах , Oxford University Press , 2005. ISBN 978-0-19-927483-3 .
- Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Пианепсия ». Британская энциклопедия . Том. 22 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 675. Примечания:
- В. Маннхардт , Weld- und Feidkulte (1905), ii. 214, для исчерпывающего описания эйрезина и его аналогов;
- Дж. Г. Фрейзер , Золотая ветвь (1900), т.е. 190; Дж. Э. Харрисон , Пролегомены к греческой религии (1908), гл. 3;
- Л. Р. Фарнелл , Культы греческих государств (1907), iv. 286.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в