Гекатонхейры
В греческой мифологии — Гекатонхейры , Гекатонхейры ( греч . Ἑκατόγχειρες , букв. « Сторукие »), или Сторукие , также называемые сантиманами. [1] ( / ˈ s ɛ n t ɪ m eɪ n z / ; латынь : Centimani ) были тремя чудовищными гигантами, огромных размеров и силы, каждый с пятьдесят голов и сто рук. Их индивидуально звали Коттус (яростный), Бриарей (или Эгеон , морской козел) и Гигес (или Гиес ) (длинноногий). В стандартной традиции они были потомками Урана (Неба) и Геи (Земли) и помогли Зевсу и олимпийцам свергнуть Титанов в Титаномахии .
Имена
[ редактировать ]Трех Сторуких звали Котт, Бриарей и Гиг. Коттус ( Κόττος ) — распространенное фракийское имя, возможно, связанное с именем фракийской богини Котис . [2] Имя Бриарей ( Βριάρεως ), вероятно, образовалось от греческого βριαρός, означающего «сильный». [3] он » Гесиода В «Теогонии также называется «Обриарей». [4] Имя Гигес, возможно, связано с мифическим аттическим царем Огигесом ( Ὠγύγης ). [5] В некоторых текстах встречается «Гес», а не Гигес. [6]
Гомера В « Илиаде» Бриарей получает второе имя, говоря, что Бриарей — это имя, которым его называют боги, а Эгеон ( Αἰγαίων ) — это имя, которым его называют люди. [7] Корень αἰγ- встречается в словах, связанных с морем: αἰγιαλός «берег», αἰγες и αἰγάδες «волны». [8] Название предполагает связь с Эгейским морем . [9] Посейдона иногда называли Эгеоном или Эгеем ( Αἰγαῖος ). [10] Эгеон мог быть отчеством , то есть «сыном Эгея». [11] или вместо этого это могло означать «человек из Эгей». [12]
Имя Гекатонхейрес происходит от греческого ἑκατόν (гекатон, «сто») и хеир . ( χείρ , «рука» или «рука» ) [13] собирательное название Hecatoncheires ( Ἑκατόγχειρες ), то есть Сторукие, никогда не используется. [14] братья В «Теогонии» однажды именуются «богами, которых Зевс вывел из тьмы». [15] в противном случае он просто использует их отдельные имена: Коттус, Бриарей (или Обриарей) и Гигес. [16]
также В «Илиаде» не используется имя Hecatoncheires, хотя для описания Бриарея используется прилагательное hekatoncheiros ( ἑκατόγχειρος ), то есть «сторукий». Возможно, Акусилай использовал это имя. [17] но первое определенное употребление встречается в произведениях мифографов, таких как Аполлодор . [18]
Мифология
[ редактировать ]Сторукие
[ редактировать ]Сторукие, Котт, Бриарей и Гиг, были тремя чудовищными гигантами огромных размеров и силы, с пятьюдесятью головами и сотней рук. [19] Они были среди восемнадцати потомков Урана (Неба) и Геи (Земли), в число которых также входили двенадцать Титанов и три одноглазых Циклопа . Согласно « Теогонии Гесиода » , они были последними из этих детей Урана, родившимися, а по мнению мифографа Аполлодора — первыми. [20] В гесиодической традиции они сыграли ключевую роль в греческом мифе о преемственности, в котором рассказывалось, как Титан Кронос сверг своего отца Урана, и как, в свою очередь, Зевс сверг Кроноса и его собратьев-титанов, и как Зевс в конечном итоге стал последним и постоянным правитель космоса. [21]
Согласно стандартной версии мифа о преемственности, изложенной в рассказах Гесиода и Аполлодора, Сторукие вместе со своими братьями Циклопами были заключены в тюрьму своим отцом Ураном. [22] Гея убедила Кроноса кастрировать Уран, и Кронос взял на себя господство над космосом. [23] От своей сестры, титаниды Реи , Кронос произвел на свет несколько потомков, но каждого из них он проглотил при рождении. Однако последний ребенок Кроноса Зевс был спасен Реей, а Зевс освободил своих братьев и сестер, и вместе они ( олимпийцы ) начали великую войну, Титаномахию , против Титанов, за контроль над космосом. [24] Гея предсказала, что с помощью Сотнеруких олимпийцы одержат победу, поэтому Зевс освободил их из плена, и Сотнерукие сражались вместе с олимпийцами против титанов и сыграли важную роль в поражении титанов. Затем Титаны были заключены в тюрьму в Тартаре под стражей Сотнеруких. [25]
Утраченная эпическая поэма « Титаномахия» Гесиода (см. ниже), хотя, вероятно, написанная после «Теогонии» , [26] возможно, сохранилась более древняя традиция, в которой Сторукие сражались на стороне титанов, а не олимпийцев. [27] Согласно эвгемеристическому рационализированному описанию, данному Палефатом , Котт и Бриарей были не сторукими гигантами, а людьми, которых называли Сторукими, потому что они жили в городе под названием Гекатонхейрия («Сторукие»). Они пришли на помощь жителям города Олимпии (т.е. олимпийцам) в изгнании Титанов из их города. [28]
Бриарей/Эгеон
[ редактировать ]Бриарей был самым выдающимся из трех Сторуких. [29] Гесиода В «Теогонии» он отмечен как «добрый» и награждается Посейдоном, который дает Бриарею свою дочь Цимополею (в остальном неизвестную) в жены. [30]
» Гомера В «Илиаде Бриарею дается второе имя, Эгеон, говоря, что Бриарей — это имя, которым его называют боги, в то время как смертные называют его Эгеоном. рассказывается В « Илиаде» , как во время дворцового восстания олимпийцев Геры, Посейдона и Афины, желавших заковать Зевса, морская богиня Фетида принесла на Олимп:
сторукий [ ἑκατόγχειρον ], которого боги называют Бриареем, а все люди Эгеоном; ибо он сильнее отца своего. Он сел подле [Зевса], ликуя в своей славе, и блаженные боги объялись страхом перед ним, и не связали Зевса. [31]
Это второе имя, похоже, не является изобретением Гомера. [32] По словам схолиаста Аполлония Родосского, легендарный поэт седьмого века до нашей эры Цинаэтон, по-видимому, знал оба имени Сторукого. Это имя также появляется в утраченной эпической поэме « Титаномахия» .
Титан союзник
[ редактировать ]В то время как у Гесиода и Гомера могущественный Сотник Бриарей был верным и награжденным союзником Зевса, Титаномахия, похоже, отражала другую традицию. [33] Судя по всему, согласно «Титаномахии» , Эгеон был сыном Геи и Понта (Море), а не Геи и Урана, и сражался на стороне титанов, а не олимпийцев. [34] Схолиаст Аполлония Родосского сообщает нам, что, согласно Кинаэтону, Эгеон был побежден Посейдоном. [35] Аполлоний Родосский упоминает «великую гробницу Эгеона», которую видели аргонавты , когда «они проходили в пределах видимости устья Риндака … недалеко от Фригии». [36] Схолиаст Аполлония говорит, что гробница обозначала место, где произошло поражение Эгеона. [37]
Как и в утраченной «Титаномахии» , для латинских поэтов Вергилия и Овидия Бриарей тоже был врагом богов, а не союзником. В своей «Энеиде » Вергилий заставляет Эгеона сражаться с богами «пятьюдесятью звучащими щитами и пятьюдесятью мечами». [38] Овидий в своей поэме «Фасти » выставляет Бриарея на сторону титанов. Как рассказывает Овидий, после свержения титанов, видимо, для того, чтобы вернуть титанам власть, Бриарей принес в жертву быка, о котором было предсказано, что тот, кто сожжёт его внутренности, сможет победить богов. Однако как раз в тот момент, когда Бриарей собирался сжечь внутренности, птицы унесли их и были вознаграждены домом среди звезд. [39]
Ассоциация с морем
[ редактировать ]В утраченном эпосе «Титаномахия» Эгеон был сыном Понта (Море) и жил в море. Ассоциацию Бриарея/Эгеона с морем, возможно, уже можно увидеть у Гесиода и Гомера. В «Теогонии» Бриарей, отдельно от своих братьев, живет с Цимополеей (морской нимфой?) [40] дочь Посейдона, бога моря, где, как можно предположить, обитает пара, тогда как в « Илиаде» можно также предположить, что Бриарей обитает в море, поскольку именно морская богиня Фетида привела его на Олимп. [41] По-видимому, это было ясно выражено поэтом пятого века до нашей эры Ионом Хиосским , который, ссылаясь на гомеровскую историю о восстании олимпийцев против Зевса, сказал, что Эгеон был сыном Фалассы (Море) и что Фетида «вызвала его из Океан". [42] Связь с морем также можно увидеть в самом названии Эгеон ( Αἰγαίων᾽ ). Корень αἰγ- встречается в словах, связанных с морем: αἰγιαλός «берег», αἰγες и αἰγάδες «волны». [43] а самого Посейдона иногда называли Эгеоном. [44]
Более поздние писатели также явно подчеркивают связь Бриарея/Эгеона с морем. Согласно Элиану , Аристотель сказал, что Столпы Геракла (т.е. Гибралтарский пролив ) ранее назывались Столпами Бриарея. [45] Овидий в своих «Метаморфозах » описывает Эгеона как «тёмного» морского бога, «чьи сильные руки могут одолеть огромных китов». [46] в то время как, по мнению Арриана , Эгейское море, по-видимому, было названо в честь Эгеона. [47] Как сообщал Плиний , согласно Эвбейскому Архимаху , первым человеком, отплывшим на «длинном корабле», был Эгеон. [48]
Оолика
[ редактировать ]шестого века до нашей эры По словам лирика Ивика , пояс, за которым Геракла послали забрать во время его девятых родов (обычно говорят, что он принадлежал Ипполите ), принадлежал Эолике, дочери Бриарея. [49]
Эвбея
[ редактировать ]Бриарей/Эгеон имел особую связь с греческим островом Эвбея . [50] Согласно латинскому грамматисту Солину , жившему в третьем веке, Бриарею поклонялись в Каристе , а Эгеону в Халкиде . [51] Говорят, что Эгеон — это имя правителя Кариста, который также был назван в его честь Эгеей ( Αίγαίη ), а Бриарей считался отцом Эвбеи , в честь которой остров получил свое название. [52] Эгеон, возможно, был связан с топонимом Эги, упомянутым Гомером ( Ил. 13.21, Од. 5.381) как дом Посейдона и расположенным Страбоном (8.7.4, 9.2.13) на Эвбее к северу от Халкиды, как место, где Посейдон храм. [53]
Посейдон
[ редактировать ]Бриарей/Эгеон, кажется, также тесно связан с Посейдоном . [54] Имя Эгеон ассоциируется с Посейдоном. Как отмечалось выше, Гомер находит дворец Посейдона в Эгах. [55] Посейдона иногда называли Эгеоном или Эгеем ( Αἰγαῖος ), [56] а Эгеон мог означать «сын Эгея». [57]
Гомер говорит, что Бриарей/Эгеон «могущественнее своего отца», но кого Гомер называет отцом, неясно. [58] Иногда предполагалось, что в отличие от Гесиода, который считает Уран отцом Бриарея, Котта и Гигеса, отцом, о котором здесь говорится, является Посейдон. [59] хотя такая интерпретация Гомера в лучшем случае неопределенна. [60]
В « Теогонии » Бриарей становится зятем Посейдона, тогда как Посейдон, независимо от того, считается ли он отцом Бриарея/Эгеона или нет, является центральной фигурой в истории, рассказанной о Сотнике в «Илиаде». . Оба — морские боги, имеющие особую связь с Эвбеей. [61] Как отмечалось выше, Посейдона иногда называли Эгеоном, и возможно, что Эгеон был более старым культовым титулом Посейдона, однако, по мнению Льюиса Ричарда Фарнелла , более вероятно, что Посейдон унаследовал титул «старшего Эвбейского морского гиганта». [62]
Как упоминалось выше, схолиаст Аполлония Родосского сообщает нам, что, согласно Кинаэтону, Эгеон был побежден Посейдоном. [63] Возможно, тогда Бриарей/Эгеон был более древним (догреческим?) морским богом, которого в конечном итоге вытеснил Посейдон. [64]
Согласно коринфской легенде, Бриарей был арбитром в споре между Посейдоном и Гелиосом (Солнцем) за какую-то землю, решив, что Коринфский перешеек принадлежит Посейдону, а Коринфский акрополь ( Акрокоринф ) — Гелиосу. [65]
Похоронен под Этной изобретатель доспехов
[ редактировать ]Поэт третьего века до нашей эры Каллимах , очевидно, принявший Бриарея за одного из Гигантов , говорит, что он был похоронен под горой Этна на Сицилии , сделав свое перекладывание с одного плеча на другое причиной землетрясений. [66] Как и Каллимах, Филострат также считает Эгеон причиной землетрясений. [67] Согласно папирусу Оксиринха , «первым, кто использовал металлические доспехи, был Бриарей, тогда как раньше люди защищали свои тела шкурами животных». [68] Эти истории, возможно, связаны с мифом, который, возможно, сделал Бриарея, подобно олимпийскому богу Гефесту , подземным кузнецом, который использовал огни горы Этна в качестве кузницы для обработки металлов. [69]
Возможное происхождение
[ редактировать ]Бриарей и Эгейское море, возможно, изначально были отдельными образованиями. [70] Бриарей/Эгеон, возможно, когда-то был многоруким морским чудовищем, олицетворявшим неконтролируемую силу самого моря. [71] Как отмечалось выше, Бриарей/Эгеон, возможно, был более старым богом моря, замененным Посейдоном. Возможно, он был греческим отражением ближневосточных традиций, в которых Море бросало вызов богу бури, например, в угаритской традиции битвы между Ямму (Море) и богом бури Ваалом . [72]
Основные источники
[ редактировать ]Теогония
[ редактировать ]Согласно Теогонии Гесиода (Землей) и произвел на свет , Уран (Небо) соединился с Геей восемнадцать детей. [73] Сначала пришли двенадцать титанов , затем три одноглазых циклопа и, наконец, три чудовищных брата Котт, Бриарей и Гиг. Как описывает это Теогония :
Тогда от Земли и Неба произошли еще три сына, великие и сильные, невыразимые, Котт, Бриарей и Гигес, дети самонадеянные. Сотня рук выросла из их плеч, неприступно, и на их массивных конечностях выросло по пятьдесят голов из плеч каждого; и могучая сила в их великих формах была огромной. [74]
Уран ненавидел своих детей, в том числе Сторуких. [75] и как только каждый из них родился, он заточил их под землей, где-то глубоко внутри Геи. [76] Как описывает это Теогония , Уран связал Сторуких.
... с мощной связью, потому что он был возмущен их вызывающей мужественностью, их формой и размером; и поселил их под разрыхленной землей. Поселившись там, под землёй, в боли, они сидели на краю, у пределов великой земли, долго мучаясь, с великой скорбью в сердце своём. [77]
В конце концов сын Урана, Титан Кронос , кастрировал Уран, освободив своих собратьев-титанов (но, по-видимому, не Сотнеруких), и Кронос стал новым правителем космоса. [78] Кронос женился на своей сестре Рее , и вместе они произвели на свет пятерых детей, каждого из которых Кронос проглотил, но шестой ребенок, Зевс, был спасен Реей и спрятан на воспитание своей бабушкой Геей. Когда Зевс вырос, он заставил Кроноса извергнуть своих детей, и началась великая война, Титаномахия , между Зевсом и его братьями и сестрами, а также Кроносом и Титанами за контроль над космосом. [79]
Гея предсказала, что Зевс победит с помощью Сторуких, поэтому Зевс освободил Сотнеруких из их рабства под землей и снова вывел их на свет. [80] Зевс восстановил их силы, накормив их нектаром и амброзией , а затем попросил Сторуких «проявить свою великую силу и свои неприкасаемые руки» и присоединиться к войне против Титанов. [81]
И Коттус, выступая от имени Сторуких, согласился, сказав:
... Это по твоим благоразумным замыслам мы снова вышли из-под мрачного мрака, из неумолимых уз - чего-то, Господи, Кроносов сын, чего мы уже не надеялись испытать. По этой причине, с пылкими мыслями и рвением духа, мы, в свою очередь, теперь спасем ваше превосходство в ужасной битве, сражаясь против Титанов в могучих битвах. [82]
И поэтому Сотнерукие «заняли свои позиции против Титанов... держа в своих массивных руках огромные валуны», [83] и произошла последняя великая битва. [84] Выйдя с Олимпа, Зевс обрушил всю ярость своей молнии, ошеломив и ослепив титанов. [85] а Сотничники забрасывали их огромными валунами:
... среди передовых Котт, Бриарей и Гиг, ненасытные войной, подняли ожесточенную битву; и они швырнули один за другим из своих массивных рук триста валунов и затмили титанов своими ракетами. Они отправили их под землю с широкими тропами и связали их мучительными узами после того, как они одержали победу над ними своими руками, хотя они и были высокомерны, так глубоко под землей, как небо над землей. [86]
Таким образом, титаны были окончательно побеждены и брошены в Тартар , где и были заключены в тюрьму. [87]
Что касается судьбы Сторуких, то Теогония сначала сообщает нам, что они вернулись в Тартар, чтобы жить недалеко от «бронзовых ворот» тюрьмы Титанов, где, предположительно, заняли должность надзирателей Титанов. [88] Однако далее в стихотворении нам сообщается, что Котт и Гиг «живут в особняках на фундаменте Океана», а Бриарей, «поскольку он был добрым», стал зятем Посейдона , который дал ему « Цимополию его дочь выйдет замуж». [89]
Илиада
[ редактировать ]В истории, которая больше нигде не сохранилась, в «Илиаде» кратко упоминается Бриарей (где говорят, что его также называли Эгеоном), имея в виду, что его призвали на защиту Зевса, когда «другие олимпийцы хотели заключить [Зевса] в узы, даже Гера, Посейдон и Афина Паллада». [90] Ахиллес , прося свою мать, морскую богиню Фетиду , заступиться за него перед Зевсом, напоминает ей о ее частом хвастовстве, что в то время, когда другие олимпийцы хотели связать Зевса, она спасла его, приведя сторукого Бриарей на Олимп:
Но ты пришла, богиня, и освободила [Зевса] от уз его, когда быстро призвала на высокий Олимп сторукого, которого боги называют Бриареем, а все люди Эгеоном; ибо он сильнее отца своего. Он сел подле сына Кроноса, ликуя в славе его, и блаженные боги объялись страхом перед ним, и не связали Зевса. [91]
Кого Гомер здесь имеет в виду как отца Бриарея/Эгеона, неясно. [92]
Титаномахия
[ редактировать ]Утраченная эпическая поэма « Титаномахия» , судя по ее названию, должна была рассказывать историю войны между олимпийцами и титанами. [93] » Гесиода Хотя оно, вероятно, написано после «Теогонии , [94] возможно, это отражало более старую версию истории. [95] Сохранились только ссылки на него в древних источниках, часто приписывающих стихотворение Евмелу, полулегендарному поэту из Коринфа . Один упоминает Эгеон, имя, отождествляемое с Сторуким Бриареем в « Илиаде» . Согласно схолиону об Аполлонии Родосском « Аргонавтика » :
Эвмел в « Титаномахии» говорит, что Эгеон был сыном Земли и Моря , жил в море и сражался на стороне Титанов. [96]
Таким образом, Титаномахия , по-видимому, следовала иной традиции, чем более известное описание в « Теогонии» . Здесь Бриарей/Эгеон был сыном Земли (Геи) и Моря ( Понт ), а не Земли и Неба (Уран), и он сражался против олимпийцев, а не за них. [97]
Ион Хиосский
[ редактировать ]Согласно тому же схолиону об Аполлонии Родосском, упомянутом выше, поэт пятого века до нашей эры Ион Хиосский сказал, что Эгеон (которого Фетида призвала в « Илиаде» на помощь Зевсу), [98] жил в море и был сыном Фалассы . [99]
Вергилий
[ редактировать ]Латинский поэт первого века до нашей эры Вергилий в своей «Энеиде» , возможно, опирался на ту же версию истории, что и в утерянной «Титаномахии» . Вергилий помещает Бриарея, как и у Гесиода, в подземном мире, где Сотник обитает среди «странных чудес звериного рода», к которым относятся Кентавры , Сциллы , Лернейская Гидра , Химеры , Горгоны , Гарпии и Герионы . [100]
Позднее Вергилий описывает «сторукого» Эгеона (« Бриарея» «Илиады» ):
Как старый Эгеон со сторуким,
сторукий, из уст и груди которого
полыхнул пятьдесят огненных порывов, воевал он
с пятьюдесятью звучащими щитами и пятьюдесятью мечами
против грома Юпитера. [101]
Здесь у Вергилия Сотник сражался на стороне титанов, а не олимпийцев, как в « Титаномахии » [102] с дополнительными описательными подробностями пятидесяти огнедышащих ртов и грудей, а также пятидесяти комплектов меча и щита, возможно, также взятыми из этой утраченной поэмы. [103]
Овидий
[ редактировать ]Латинский поэт конца I века до нашей эры Овидий несколько раз упоминает в своих стихах Сторукого Бриарея и Гигеса. Бриарей фигурирует в истории, которую Овидий рассказывает в своих «Фастах», о том, как «Звезда Коршуна» (предположительно звезда или созвездие, названное в честь птицы) поселилась на небесах. [104] По словам Овидия, существовало чудовищное потомство «матери-Земли», наполовину бык, наполовину змей , о котором было предсказано, что тот, кто сожжет его внутренности, сможет победить богов. Предупрежденный тремя судьбами , Стикс запер быка в «мрачном лесу», окруженном тремя стенами. После того, как Титаны были свергнуты, Бриарей (которого Овидий, кажется, считает Титаном или союзником Титана) [105] «принес в жертву» быка адамантиновым топором. Но когда он собрался сжечь внутренности, птицы по приказу Юпитера (Зевса) утащили их и были вознаграждены домом среди звезд. В своих «Метаморфозах » Овидий описывает Эгеона ( Бриарея из «Илиады ») как «тёмного» морского бога, «чьи сильные руки могут одолеть огромных китов». [106] В обоих этих стихотворениях Овидий, похоже, следует той же традиции, что и в утерянной «Титаномахии» , где Эгеон был сыном морского бога Понта и союзником Титана. [107]
Овидий упоминает «Гьяса ста рук» в своих «Аморесах» , когда «Земля предприняла свою неудачную попытку отомстить, и крутая Осса с полочным Пелионом на спине была свалена на Олимпе». [108] В своих «Фастах» Овидий заставляет Цереру ( Деметру ), жалующуюся на похищение дочери, говорить: «Какую худшую ошибку мог бы я понести, если бы Гигес победил, а я был его пленником». [109] В обоих этих стихотворениях Овидий, видимо, перепутал сторуких с Великанами (другой совокупностью чудовищных отпрысков Геи), пытавшимися штурмовать Олимп в Гигантомахии . [110] Овидий, возможно, также перепутал Сторуких с Гигантами в своих «Метаморфозах» , где он ссылается на Гигантов, пытавшихся «зафиксировать свою сотню рук на плененных Небесах». [111] Овидий также упоминает «сторукого Гея» в своей «Тристии » . [112]
Аполлодор
[ редактировать ]Мифограф Аполлодор дает описание Сторуких, подобное описанию Гесиода, но с некоторыми существенными отличиями. [113] По словам Аполлодора, они были первыми потомками Урана и Геи (в отличие от Гесиода, который считает Титанов старшими), за которыми следовали Циклопы и Титаны. [114]
Аполлодор описывает Сторуких как «непревзойденных по размеру и мощи, у каждого из них сто рук и пятьдесят голов». [115]
Уран связал Сторуких и Циклопов и бросил их всех в Тартар , «мрачное место в Аиде, столь же далекое от земли, как земля от неба». А вот Титанам, судя по всему, позволено оставаться свободными (в отличие от Гесиода). [116] Когда Титаны свергли Уран, они освободили Сотников и Циклопов (в отличие от Гесиода, где они остаются в заточении) и сделали Кроноса своим повелителем. [117] Но Кронос снова связал шестерых братьев и снова заточил их в Тартаре. [118]
Как и в рассказе Гесиода, Кронос проглотил своих детей; но Зевс, которого спасла Рея, освободил своих братьев и сестер, и вместе они вели войну против титанов. [119] По словам Аполлодора, на десятом году войны Зевс узнал от Геи, что для победы ему нужны и Сторукие, и Циклопы, поэтому Зевс убил их стража Кампе и отпустил их:
Они сражались десять лет, и Земля предсказала Зевсу победу, если он будет иметь в качестве союзников тех, кто был сброшен в Тартар. Поэтому он убил их тюремщицу Кампе и ослабил их узы. И... боги одолели титанов, заперли их в Тартаре, а сторуких поставили своей стражей. [120]
Другие
[ редактировать ]Философ пятого века до нашей эры Платон в своем диалоге «Законы » упоминает, мимоходом подчеркивая важность обучения солдат всеми руками (а обычно их две): «Что действительно, если человек одарён в образе Бриарея, с его сотней руки, он должен тренировать свои 100 рук». [121]
Латинский поэт первого века нашей эры Гораций дважды упоминает «сантимана» («сторукого») Гигеса. В одном стихотворении Гигес и «огненная Химера» приводятся как примеры грозных существ. [122] В другом стихотворении Гигес используется как пример ненавистной богам «силы, которая замышляет всякое зло в своем сердце». [123]
По словам географа второго века нашей эры Павсания , коринфская легенда гласит, что Бриарей был арбитром в споре между Посейдоном и Гелиосом (Солнцем) из-за какой-то земли. Бриарей постановил, что Коринфский перешеек принадлежит Посейдону, а Коринфский акрополь ( Акрокоринф ) — Гелиосу. [124]
Сервий в конце четвертого и начале пятого веков нашей эры , комментатор Вергилия , также, по-видимому, знает о двух версиях Титаномахии: в одной из них Сторукие сражались на стороне олимпийцев, как у Гесиода, а в другой — в котором они сражались на стороне Титанов, как в утраченной Титаномахии . [125]
Греческий поэт V века нашей эры Нонн в своей «Дионисии » упоминает Бриарея с его «готовыми руками» и Эгеона как «защитника законов [Зевса]». [126]
В литературе
[ редактировать ]Бриарей дважды упоминается в Данте Алигьери ( «Божественной комедии» завершена в 1320 году); впервые его обнаруживают как гиганта, населяющего Девятый круг ада. [127] а затем снова как пример гордости, высеченный на тротуаре первой террасы Чистилища. [128] Он также упоминается в главе 8 « Дон Кихота» , его руки сравнивают с вращающимися парусами ветряной мельницы. Мигель де Сервантес , возможно, имел в виду Вергилия, Данте и Джулио Романо «Зал гигантов» . [129]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джордж Гроте, История Греции , Том 12, Харпер, 1875, стр. 519.
- ^ West 1966, стр. 209–210, строка 149 Κόττος , где говорится, что Коттус был именем «различных фракийских князей»; Бреммер, с. 76 ; Колдуэлл, с. 37 в строках 147–153 . Кереньи, с. 19, Коттус переводится как «нападающий».
- ^ Вест 1966, с. 210 в строке 149 Βριάρεως ; Кирк, с. 94 ; ЛСЖ , св βριαρός . Кереньи, с. 19, Бриарей переводится как «сильный».
- ^ Гесиод , Теогония 617 , 734 . По словам Уэста 1966, с. 210, где «о» — старый предложный префикс.
- ^ Колдуэлл, с. 37 в строках 147–153 ; Вест 1966, с. 210 на линии 149 Γύγης . Колдуэлл отмечает, что имя Огиг стало означать «первобытный», так что, например, «первоначальная вода» Стикса у Гесиода , «Теогония» , 805 г. — это « hydor ogygion » .
- ^ Согласно Весту 1966, с. 210 в строке 149 Γύγης , хотя некоторые рукописи Теогонии содержат Gyes (Γύης), Gyges является «правильной формой» имени, «и ее следует отдавать предпочтение» также у Аполлодора , 1.1.1 , и Овидия , Тристии 4.7. 18 . Сравните с Овидием , Фасти 4.593 , в котором есть «Гигес». Уэст отмечает, что форма Gyes, возможно, произошла «из ассоциации» с «γυῖον» (конечность, рука: LSJ , sv γυῖον ) и «ἀμφιγύεις» (сильный в обеих руках: Autenrieth, sv ἀμφι-γυήεις ); см. также Бикс, Этимологический словарь древнегреческого языка , sv γύης.
- ^ Уиллкок, с. 12 ; Гомер , «Илиада» 1.403–404 .
- ^ Фаулер 2013, с. 69 , где также упоминается возможно связанное с морем αἰγίς (см. LSJ , sv αἰγίς ); Фаулер 1988, с. 100.
- ^ Уиллкок, с. 12 . По мнению Арриана , Эгейское море, по-видимому , было названо в честь Эгеона, см. Sprawski, p. 107 ; Фаулер 2013, с. 68 ; Арриан, Битин. фр. Роос = FGrHist 156 F 92.
- ^ Фаулер 2013, с. 68–69 ; Фаулер 1988, с. 101; Кирк, с. 95 ; Лист, с. 32 1403 . О «Эгеоне» см. Каллимах фр. 59.6 Трипанис, стр. 44, 45 = фр. 59,6 Пфайффер = Ллойд-Джонс и Парсонс, SH 265,6; Ликофрон , Александра 135 ; об Эгее см. Аристас ( TrGF 9 F 1); Страбон , 9.2.13 ; Вергилий , Энеида 3.74 .
- ^ См. перевод Латтимора Илиады 1.404 , стр. 70, который считает «Эгеон» отчеством по образованию, переводя его как «сын Эгея», со словарной записью, с. 498: «Аигай: Бог моря, отец Бриарея»; Уиллкок, с. 12 ; Фаулер 1988, с. 99 н. 11. У Гесиода , Теогония 817–819 , Бриарей — зять Посейдона, и Илиада схолия описывает его как сына Посейдона, см. West 1966, p. 210 на линии 149 Βριάρεως .
- ^ Фаулер 1988, с. 101.
- ^ Гесиод , Теогония 150 .
- ^ Вест 1966, с. 209 в строке 147; Фаулер 2013, с. 26 ; Жесткий, с. 66 .
- ^ Вест 1966, с. 209 в строке 147; .
- ^ Котт, Бриарей, Гиг в Теогонии 149 , 714 , 816 ; Котт, Обриарей и Гиг в Теогонии 617–618 , 734 ; в Теогонии 654 г. Коттус
- ^ Вест 1966, с. 209 в строке 147; Фаулер 2013, с. 26 ; Акусилай фр. 8 Фаулер стр. 8–9 = FGrHist 2 8.
- ^ Аполлодор , 1.1.1 . См. также Палефат 19 (Штерн, стр. 50).
- ^ Хард, стр. 65–66 ; Хансен, стр. 159, 231; Ганц, с. 10; Нью-Паули Брилла, св. Гекатонхейрес; Трипп, св. Соторукий с. 307–308; Грималь, Санкт-Гекатоншейрес, с. 182.
- ^ Гесиод , Теогония 126–153 ; Аполлодор , 1.1.1–3 .
- ^ Хард, стр. 65–69 ; Хансен, стр. 66–67, 293–294; Запад, 1966, стр. 18–19; Дауден, стр. 35–36 .
- ^ Гесиод , Теогония 154–158 , говорит, что Уран «убрал их всех с глаз долой в тайное место на Земле и не позволил им выйти на свет», в то время как, согласно Аполлодору , 1.1.2 , Уран «связал и бросьте [их] в Тартар», возможно, эти два места являются одним и тем же (см. West 1966, стр. 338, строка 618, и Caldwell, стр. 37, строки 154–160 ).
- ^ Гесиод , Теогония 159–182 ; Аполлодор , 1.1.4 .
- ^ Гесиод , Теогония 453–500 ; Аполлодор , 1.1.5–1.2.1 .
- ^ Гесиод , Теогония 624–735 ; Аполлодор , 1.2.1 . Что касается Сторуких как стражей Титанов, то об этом прямо говорится у Аполлодора , 1.2.1 . Это также обычная интерпретация Теогонии 734–735 (например, Хард, стр. 68 ; Хансен, стр. 25, 159, добавляя оговорку «предположительно»; Ганц, стр. 45). Однако, по мнению Уэста 1966, с. 363, строки 734–5: «Обычно предполагается, что Сторукие выступают в роли тюремных охранников (так Ц. Ф. 277 τοὺς Ἑκατόγχειρας αὺτοῖς φύλακας ἐπιστήσας ). Поэт этого не говорит — πι στοὶ φύλακες Διὸς , вероятно, относится к их помощь в бою, ср. 815 κλειτοὶ ἐπίκουροι ». Сравните с Теогонией 817–819 гг .
- ^ Вест 2002, с. 109 датирует Титаномахию «самым ранним концом седьмого века [до н. э.]».
- ^ Бреммер, с. 76 ; Вест 2002, стр. 110–111; Цагалис, с. 53 .
- ^ Хоуз, с. 60 ; Грималь, св. Гекатонхейрес р. 182; Палефат , 19, см. Штерн, с. 50.
- ^ Вест 1966, с. 210 на линии 149 Вриареос ; Гримал, св Эгеон р. 16.
- ^ Гесиод , Теогония 817–819 ; Вест 1966, с. 379 на линии 819 Кимопольский .
- ^ Гомер , Илиада 1.404–406 .
- ^ Фаулер 1988, с. 98 с н. 5; Сравский, с. 107; Схол. об Аполлонии Родосском 1.1165c.
- ^ Фаулер 2013, с. 69 ; Бреммер, с. 76 ; Вест 2002, с. 111.
- ^ Евмел фр. 3 Запад [= Схол. по Аполлонию Родосскому 1.1165c]. См. также Цагалис, стр. 19–20 .
- ^ Фаулер 2013, с. 69 ; Чинаэтон , Гераклея (фр. дубл. 7 Бернабе = Гераклея фр. А. Дэвис, стр. 142) = схол. Аполлоний Родосский 1.1165c.
- ^ Аполлоний Родосский , Аргонавтика 1164–1166 .
- ^ Хаслак, с. 54 .
- ^ Вергилий , Энеида 10.565–568 . Сравните с Антимахом фр. 14 Мэтьюз (= 14 Висс) с. 108 , которому, возможно, здесь последовал Вергилий, см. Matthews, p. 109 .
- ^ Хейворт, с. 248 на 8.805-8 ; Фрейзер, с. 143 на 3,805 ; Овидий , Фасти 3.793–808 . Сравните с Овидием , Фасти 4.593 , Амором 2.1.11–18 , где Сторукий Гигес также упоминается как сражавшийся против богов.
- ^ Как следует из ее имени, см. Кирк, с. 95 .
- ^ Итак, Уэст 2002, с. 111, где говорится, что в « Теогонии » «подразумевается, что [Бриарей] живет где-то еще, предположительно в море», а в « Илиаде » «должно быть, из моря» морская богиня Фетида привела Бриарея. См. также West 1966, с. 210 в строке 149 Βριάρεως ; Цагалис, с. 54 ; Фаулер 1988, с. 97.
- ^ Ион Хиосский фр. 741 Кэмпбелл [= Schol. по Аполлонию Родосскому 1.1165c].
- ^ Фаулер 2013, с. 69 , где также упоминается возможно связанное с морем αἰγίς (см. LSJ , sv αἰγίς ); Фаулер 1988, с. 100.
- ^ Фаулер 2013, стр. 68–69 ; Кирк, с. 95 ; Лист, с. 32 1.403 .
- ^ Справски, с. 107 ; Бос, с. 73 ; Боффа и Леоне, с. 386; Элиан , Varia Historia ( Исторический сборник ) 5.3 [= Аристотель фр. 678 Роза]. Сравните Эйфорион фр. 169 Лайтфут ; Парфений фр. 34 Лайтфут .
- ^ Овидий , Метаморфозы 2.8–10 .
- ^ Справски, с. 107 ; Фаулер 2013, с. 68 ; Фаулер 1988, с. 100 н. 15; Арриан, Битин. фр. Roos = FGrHist 156 F 92. Различные древние объяснения названия Эгейского моря см. Fowler 2013, стр. 68–70 . О других морских связях см. West 2002, p. 111 н. 10.
- ^ Справски, стр. 106 ; Боффа и Леоне, стр. 385; Плиний , Естественная история 7.207 = Архимах FGrHist 424 F 5 (см. Справский, стр. 118 ).
- ^ Ибикус фр. 299 Кэмпбелл [= Schol. об Аполлонии Родосском 2.777–779].
- ^ Бакуизен, с. 126 : «В раннюю эпоху вся Эвбея… была миром Эгеона». Подробное обсуждение эвбейской связи см. у Боффы и Леоне.
- ^ Боффа и Леоне, с. 385–386; Вест 1966, с. 210 в строке 149 Βριάρεως ; Фаулер 1988, с. 101 н. 20; Solinus 11.16 (цитируется на латыни Фарнеллом , стр. 26, примечание в ).
- ^ Бреммер, с. 76 ; Сравский, с. 107 ; Фаулер 1988, с. 100; Вест 1966, с. 210 на линии 149 Βριάρεως . См. Схол. об Аполлонии Родосском 1.1165 (Веллауэр, стр. 61 ); Стефан Византийский св. Кάρυστος ; Евстафий , 281,3; Исихий св Τιτανίδα .
- ^ Фаулер 1988, стр. 100, 101 с н. 20; Боффа и Леоне, с. 383; Страбон , 8.7.4 , 9.2.13 ; Гомер , Илиада 13.20–22 , Одиссея 5.380–381 . Бакуйзен, стр. 126–127 , утверждает, что Эвбейские Эги были не названием города, а названием горы.
- ^ Фаулер 1988, стр. 101–102; Боффа и Леоне, с. 385.
- ^ Фаулер 1988, стр. 100, 101 с н. 20; Гомер , Илиада 13.20–22 , Одиссея 5.380–381 .
- ^ Фаулер 2013, с. 68–69 ; Фаулер 1988, с. 101; Кирк, с. 95 ; Лист, с. 32 1403 . О «Эгеоне» см. Каллимах фр. 59.6 Трипанис, стр. 44, 45 = фр. 59,6 Пфайффер = Ллойд-Джонс и Парсонс, SH 265,6; Ликофрон , Александра 135 ; об Эгее см. Аристас ( TrGF 9 F 1); Страбон , 9.2.13 ; Вергилий , Энеида 3.74 .
- ^ См. перевод Латтимора Илиады 1.404 , стр. 70, который считает «Эгеон» отчеством по образованию, переводя его как «сын Эгея», со словарной записью, с. 498: «Аигай: Бог моря, отец Бриарея»; Уиллкок, с. 12 ; Фаулер 1988, с. 99 н. 11.
- ^ См. Боффа и Леоне, с. 385; Фаулер 1988; Кирк, с. 95 .
- ^ Так, например, Лист, с. 32 1.403 .
- ^ Фаулер 1988 активно выступает против Гомера, подразумевающего Посейдона как отца. См. также Боффа и Леоне, с. 385, в котором говорится, что «нет убедительных доказательств в поддержку этой идеи [о Посейдоне как отце]», и Кирк, стр. 95 , где эта интерпретация называется «довольно неопределенной». В то время как схолии «Илиады» утверждают, что Бриарей был сыном Посейдона (см.: Fowler 1988, стр. 96, п. 1; West 1966, стр. 210, строка 149 Βριάρεως ), Фаулер 1988 не учитывает эти схолии как основанные исключительно на неопределенном выводе.
- ^ Об их связях с Эвбеей см. Боффа и Леоне.
- ^ Фарнелл , с. 26 Примечание в .
- ^ Фаулер 2013, с. 69 ; Чинаэтон , Гераклея (фр. дубл. 7 Бернабе = Гераклея фр. А. Дэвис, стр. 142) = схол. Аполлоний Родосский 1.1165c.
- ^ Согласно Фаулеру 2013, с. 69 , «легко догадаться, что [Эгеон] был догреческим морским богом, возможно, догреческим морским богом, изгнанным Посейдоном по прибытии». См. также Фаулер 1988, стр. 101–102.
- ^ Фаулер 1988, с. 98 н. 5; Павсаний , 2.1.6 , 2.4.6 .
- ^ Трипп, св. Сторукий или Hecatoncheires, стр. 307–308; Каллимах , Гимн 4 (Делосу) 141–146 ; Минёр. п. 153 на строке 142 ф.
- ^ Филострат , Жизнь Аполлония Тианского 4.6 .
- ^ Боффа и Леоне, с. 385, со ссылкой на P.Oxy. X 1241 кол. IV.
- ^ Боффа и Леоне, с. 385.
- ^ См. Вест 2002, с. 111 н. 9, в котором говорится, что Бриарей и Эгейское море «предположительно разделены по происхождению». Боффа и Леоне, стр. 385, далее предполагают, что они представляли собой «слияние двух сущностей: «сильного», Бриарея, имея в виду силу, обусловленную его 100 рук и морской бог Эгеон, возможно, принадлежащий догреческой традиции».
- ^ Вест 2002, с. 111 говорит: «Вполне вероятно, что эта многорукая фигура по происхождению была морским чудовищем, демонизированным гигантским полипом, воплощением самого моря в его неуправляемой силе».
- ^ Вест 2002, с. 111; Дауден, с. 36 ; Бачварова, с. 257 ; Цагалис, с. 54 .
- ^ Хард, стр. 65–66 ; Ганц, с. 10; Гесиод , Теогония 126–153 . Сравните с Аполлодором , 1.1.1–3.
- ^ Гесиод , Теогония 147–153 ; сравните с 671–673 .
- ^ Гесиод , Теогония 154–155 . Точно, кого из этих восемнадцати детей Гесиод имел в виду, что Уран ненавидел, не совсем ясно: всех восемнадцать, а может быть, только Циклопов и Сторуких. Жесткий, п. 67 , Вест 1988, с. 7 и Колдуэлл, с. 37 в строках 154–160 , сделайте все восемнадцать, а Gantz, p. 10, говорится: «вероятно, все восемнадцать», а Мост, с. 15 н. 8 , говорится, что «по-видимому, имеются в виду только… Циклопы и Сторукие», а не двенадцать Титанов. См. также West 1966, с. 206 по строкам 139–53, с. 213 строка 154 γὰρ . Почему Уран ненавидел своих детей, также неясно. Ганц, с. 10 говорит: «Причиной ненависти [Урана] может быть ужасная внешность [его детей], хотя Гесиод не совсем говорит об этом»; в то время как Хард, с. 67 говорит: «Хотя Гесиод не совсем уверен в причине своей ненависти, кажется, что он невзлюбил их, потому что они были ужасны на вид». Однако Уэст 1966, с. 213, строка 155, говорит, что Уран ненавидел своих детей из-за их «угрожающего характера».
- ^ Гесиод , Теогония 156–158 . В Теогонии 619–620 говорится, что Сторукие были заключены в тюрьму Ураном из-за их «непокорной мужественности, формы и размера»; сравните с Акусилаем фр. 8 Фаулер, стр. 8–9 [= FGrHist 2 8], в котором говорится, что Уран заключил Сторуких в тюрьму, потому что боялся, что они восстанут против него, см. Fowler 2013, p. 26 . Тайником внутри Гайи, по-видимому, является ее чрево, см. West 1966, с. 214 в строке 158; Колдуэлл, с. 37 в строках 154–160 ; Ганц, с. 10. Это место, по-видимому, тоже самое, что и Тартар , см. West 1966, с. 338, строка 618, и Колдуэлл, стр. 338, строка 618. 37 в строках 154–160 .
- ^ Гесиод , Теогония 617–623 .
- ^ Гесиод , Теогония 173–182 . Хотя кастрация Урана привела к освобождению Титанов, она, по-видимому, не привела также к освобождению Сторуких или Циклопов, см. Фаулер 2013, с. 26 ; Жесткий, с. 67 ; Вест 1966, с. 206 в строках в строках 139–53.
- ^ Гесиод , Теогония 453–500 .
- ^ Гесиод , Теогония 624–629 . Когда именно Сотничники освободились из Тартара и вступили в бой, не совсем ясно. В Теогонии 636 говорится, что Титаномахия бушевала «десять полных лет». И хотя, например, Хард, с. 68 , Колдуэлл, с. 65, строка 636 и West 1966, с. 19, понимают Гесиода как подразумевающего, что Сторукие будут освобождены на десятом году войны, согласно Ганцу, с. 45: «В отчете Гесиода не совсем говорится, были ли Сотничники освобождены до конфликта или только на десятом году... В конце концов, если не в начале, Сотнерукие сражаются».
- ^ Гесиод , Теогония 639–653 .
- ^ Гесиод , Теогония 654–663 .
- ^ Гесиод , Теогония 674–675 .
- ^ Гесиод , Теогония 676–686 .
- ^ Ганц, с. 45; Гесиод , Теогония 687–710 .
- ^ Гесиод , Теогония 711–720 .
- ^ Гесиод , Теогония 721–733 .
- ^ Гесиод , Теогония 734–735 ; Жесткий, с. 68 ; Хансен, стр. 25, 159; Ганц, с. 45. Согласно West 1966, с. 363, строки 734–5: «Обычно предполагается, что в роли тюремных охранников (так Ц. Ф. 277 Сторукие выступают τοὺς Ἑκατογηρας αὺτοῖς φυλακας ἠπιστησας ). Поэт этого не говорит — πιστο ὶ φυλακες Διὸς, вероятно, относится к их помощь в бою, ср. 815 kleitoὶ ἐπικουροι »
- ^ Гесиод , Теогония 817–819 . Хотя в 734–735 годах все три брата, похоже, проживают недалеко от ворот тюрьмы Титанов, здесь ситуация выглядит иной. Котт и Гигес, хотя по-видимому все еще находятся в подземном мире , похоже, больше не живут рядом с Титанами, и Бриарей, похоже, больше не живет с ними, см. West 2002, p. 111; Вест 1966, с. 358 по строкам 720–819, с. 379 на линии 816.
- ^ Ганц, с. 59; Фаулер 1988, стр. 96–97: «весьма вероятно, изобретение Гомера»; Уиллкок, с. 11 в строках 396–406 ; Гомер , Илиада 1.396–400 .
- ^ Гомер , Илиада 1.400–406 .
- ^ См. Боффа и Леоне, с. 385; Фаулер 1988; Кирк, с. 95 . В схолиях «Илиады» говорится, что Бриарей был сыном Посейдона, см. Fowler 1988, p. 96 н. 1; Вест 1966, с. 210 в строке 149 Βριάρεως , но, по словам Фаулера: «Легко сделать вывод, что Посейдон - отец Эгеона, потому что он единственный бог-мужчина среди упомянутых здесь противников Зевса ... Но вывод неопределенен. Легкость вывода - я Считаю ответственным за сведения о Посейдоне в гомеровских схолиях...».
- ^ Вест 2002, с. 110.
- ^ Вест 2002, с. 109 датирует Титаномахию «самым ранним концом седьмого века [до н. э.]».
- ^ Вест 2002, с. 111, свидетельствует о том, что Титаномахия сохранила «старую версию».
- ^ Евмел фр. 3 Запад [= Схол. по Аполлонию Родосскому 1.1165c]. Текст и комментарии см. также Цагалис, стр. 19–20 , стр. 53–56 .
- ^ Бреммер, с. 76 ; Вест 2002, стр. 110–111; Цагалис, с. 53 . Сторуких, борющихся против олимпийцев, сравните с Антимахом фр. 14 Мэтьюз (= 14 Висс) с. 108 ; Вергилий , Энеида 10.565–568 ; Овидий , Фасти 3.793–808 , 4.593 , Аморес 2.1.11–18 ; Стаций , Фиваида 2.595–601 ; Сервий , Об Энеиде 6.287 , 10.565 . Что касается ассоциации Эгеона с морем, West 2002, с. 111, видит связь уже у Гесиода и Гомера, поскольку в Теогонии 815–19 «подразумевается, что он живет где-то еще, предположительно в море» и «должно быть, из моря» морская богиня Фетида привела Бриарея. в «Илиаде» 1.400–406 ; см. также West 1966, с. 210 на линии 149 Βριάρεως . Для более поздних морских связей сравните Иона Хиосского фр. 741 Кэмпбелл [= Schol. об Аполлонии Родосском 1.1165c]; Эйфорион фр. 169 Лайтфут ; Овидий , Метаморфозы 2,8–10 ; см. также West 2002, с. 111 н. 10; Цагалис, стр. 54–56 . По мнению Арриана , Эгейское море, по-видимому , было названо в честь Эгеона, см. Sprawski, p. 107 .
- ^ Гомер , Илиада 1.396–406 .
- ^ Ион Хиосский фр. 741 Кэмпбелл [= Schol. об Аполлонии Родосском 1.1165c]; Ганц, с. 59.
- ^ Вергилий , Энеида 6.282–294 .
- ^ Вергилий , Энеида 10.565–568 .
- ^ О'Хара, с. 99 ; Вест 2002, стр. 111–112.
- ^ Вест 2002, с. 112.
- ^ Овидий , Фасти 3.793–808 .
- ^ Хейворт, с. 248 на 8.805-8 ; Фрейзер, с. 143 на 3.805 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 2.8–10 .
- ^ Евмел фр. 3 Запад [= Схол. об Аполлонии Родосском 1.1165c]; Вест 2002, с. 111 с н. 10; Хейворт, с. 248 по 8.805-8 . Помимо « Титаномахии» , Сторукие уже сражались против олимпийцев в Вергилия » « Энеиде 6.282–294 и «Аморесах » Овидия 2.1.11–18 (см. ниже).
- ^ Овидий , Аморес 2.1.11–18 .
- ^ Овидий , Фасти 4.593 .
- ^ Артли, с. 20 ; Записка Фрейзера Овидию , Фасти 4.593 .
- ^ Овидий , Метаморфозы 1.182–184 ; Андерсон, с. 170, примечание к строке 184 « центум с плечами » .
- ^ Овидий , Тристия 4.7.18 . По словам Уэста 1966, с. 210 в строке 149 Γύγης , здесь «следует отдать предпочтение Gyges...», как в Fasti 4.593 .
- ^ Хард, стр. 68–69 ; Gantz, стр. 2, 45. Что касается источников Аполлодора, Hard, p. 68, говорится, что версия Аполлодора «возможно, заимствована из утраченной Титаномахии или из орфической литературы»; см. также Ганц, с. 2; подробное обсуждение источников Аполлодора по его описанию ранней истории богов см. West 1983, стр. 121–126.
- ^ Аполлодор , 1.1.1–3 .
- ^ Аполлодор , 1.1.1 .
- ^ Хард, с. 68 ; Аполлодор , 1.1.2 .
- ^ Аполлодор , 1.1.4 .
- ^ Аполлодор , 1.1.5 . Освобождение и повторное заключение Сторуких и Циклопов, возможно, было способом решить проблему в рассказе Гесиода о том, почему кастрация Урана, освободившая Титанов, по-видимому, также не освободила и шестерых братьев, см. Fowler 2013, p. 26 ; Вест 1966, с. 206 в строках в строках 139–53.
- ^ Аполлодор , 1.1.5–1.2.1 .
- ^ Аполлодор , 1.2.1 .
- ^ Платон , Законы 795.c.
- ^ Андерсон, с. 170, примечание к строке 184 « центум с плечами » ; Гораций , 17.02.13–14 .
- ^ Гораций , 3.4.69 .
- ^ Павсаний , 2.1.6 , 2.4.6 .
- ^ Вест 2002, с. 112; Сервий , Об Энеиде 6.287 , 10.565 .
- ^ Нонн , Дионисия 43. 361–362 .
- ^ Данте, Инферно XXXI.99
- ^ Данте, Чистилище XII.28.
- ^ Фредерик А. де Армас, Донкихотские фрески: Сервантес и искусство итальянского Возрождения . Торонто: Университет Торонто Пресс, 2006, стр. 144–51.
Ссылки
[ редактировать ]- Элиан , Исторический сборник , перевод Найджела Г. Уилсона, Классическая библиотека Леба № 486. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1997. ISBN 978-0-674-99535-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлоний Родий , Аргонавтика , отредактированный и переведенный Уильямом Х. Рейсом, Классическая библиотека Леба № 1, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2009. ISBN 978-0-674-99630-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Артли, Альфред, Овидий Аморес II: Выбор , Bloomsbury Publishing, 2018. ISBN 9781350010123 .
- Бачварова, Мэри Р., От хетта до Гомера: анатолийская подоплека древнегреческого эпоса , издательство Кембриджского университета, 10 марта 2016 г. ISBN 978-0-521-50979-4
- Бакуизен, Саймон К., Исследования топографии Халкиды на Эвбее: (обсуждение источников), Chalcidian Studies I , Лейден, Э. Дж. Брилл, 1985. ISBN 90-04-07151-2 .
- Боффа, Джованни и Барбара Леоне, «Эвбейские культы и мифы за пределами Эвбеи: Посейдон и Бриарей / Эгеон», в книге « Остров между двумя мирами: археология Эвбеи от доисторических до византийских времен», материалы международной конференции, Эретрия, 12–14. Июль 2013 г. , под редакцией Жарко Танкосича, Фаниса Мавридиса и Марии Космы, Норвежский институт в Афинах, 2017 г. ISBN 9789608514560 . PDF , заархивировано 21 февраля 2020 г. в Wayback Machine .
- Бос, А.П., Космическая и метакосмическая теология в «Утерянных диалогах» Аристотеля , BRILL, 1989. ISBN 9789004091559 .
- Бреммер, Ян, Греческая религия и культура, Библия и древний Ближний Восток , BRILL, 2008, ISBN 978-90-04-16473-4 .
- Новый Поли Брилла: Энциклопедия древнего мира , Том 6, Hat-Jus, редакторы: Хуберт Канчик, Хельмут Шнайдер, Brill Publishers , 2005.
- Каллимах , Каллимах и Ликофрон с английским переводом А.В. Майра; Аратус, с английским переводом Г. Р. Майра , Лондон: В. Хайнеманн, Нью-Йорк: Г. П. Патнэм, 1921. Интернет-архив .
- Каллимах , Мусей , Аэтия, Ямби, Гекал и другие фрагменты, Герой и Леандр , отредактированные и переведенные К. А. Трипанисом, Т. Гельцером, Седриком Х. Уитменом, Классическая библиотека Леба № 421, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1973. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-99463-8 .
- Кэмпбелл, Дэвид А., Греческая лирика, Том III: Стесихор, Ивикус, Симонид и другие , Классическая библиотека Леба № 476, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1991. ISBN 978-0674995253 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Кэмпбелл, Дэвид А., Греческая лирика, Том IV: Вакхилиды, Коринна , Классическая библиотека Леба № 461. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-99508-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Колдуэлл, Ричард, Теогония Гесиода , Focus Publishing/R. Компания Пуллинз (1 июня 1987 г.). ISBN 978-0-941051-00-2 .
- Дауден, Кен, Зевс , Рутледж, 2006. ISBN 0-415-30502-0 .
- Фарнелл, Льюис Ричард , Культы греческих государств, том 1, Clarendon Press, Оксфорд, 1896. Интернет-архив .
- Фаулер, Р.Л. (1988), «ΑΙΓ- в древнегреческом языке и мифах», Phoenix , Vol. 42, № 2 (лето 1988 г.), стр. 95–113. JSTOR 1088226 .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0198147404 .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Фрейзер, Джеймс Джордж , Fastorum libri sex: Фасти Овидия, Том 3: Комментарии к книгам 3 и 4 , Cambridge University Press, 2015. ISBN 9781108082488 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Хансен, Уильям, Справочник по классической мифологии , ABC-CLIO , 2004. ISBN 978-1576072264 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Хаслак, Ф.В., Кизик , Издательство Кембриджского университета, 1910.
- Хоуз, Грета, Рационализация мифа в древности , Oxford University Press, 2014. ISBN 978-0-19-967277-6 .
- Гесиод , Теогония , в книге Гесиода, Теогония, Труды и дни, Свидетельства, отредактированные и переведенные Гленном В. Мостом. Классическая библиотека Леба № 57. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2018. ISBN 978-0-674-99720-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Хейворт, С. Дж., Овидий: Фасти, Книга 3, Книга 3 , Cambridge University Press, 2019, ISBN 9781107016477 .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А.Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гораций . Оды и Эподы . Отредактировано и переведено Найлом Раддом. Классическая библиотека Леба № 33. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2004. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Кереньи, Карл , Боги греков , Темза и Гудзон, Лондон, 1951.
- Кирк, Г.С.; Илиада: комментарий: том 1, книги 1–4 , издательство Кембриджского университета, 1985. ISBN 978-0521281713 .
- Латтимор, Ричард , «Илиада Гомера » в переводе с предисловием Ричарда Латтимора, University of Chicago Press, 1951.
- Лиф, Уолтер, «Илиада», отредактированная, с Apparatus Criticus, пролегоменами, примечаниями и приложениями, том I, книги I–XII , второе издание, Лондон, Macmillan and Co., ограниченное издание; Нью-Йорк, Компания Macmillan, 1900. Интернет-архив .
- Лидделл, Генри Джордж , Роберт Скотт . Греко-английский лексикон . Переработано и дополнено сэром Генри Стюартом Джонсом при содействии. Родерик Маккензи. Оксфорд. Кларендон Пресс. 1940. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Лайтфут, Дж. Л., Эллинистическая коллекция: Филитас, Александр Этолийский, Гермесианакс, Эйфорион, Парфений, отредактированный и переведенный Дж. Л. Лайтфутом, Классическая библиотека Леба № 508. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2010. ISBN 978-0-674-99636-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Мэтьюз, Виктор Дж., Антимах из Колофона: текст и комментарии , BRILL, 1996. ISBN 90-04-10468-2 .
- Минёр, WH, Каллимах: Гимн Делосу , Архив Брилла, 1984. ISBN 9789004072305 .
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , III Книги XXXVI – XLVIII. Классическая библиотека Леба № 346, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив .
- О'Хара, Джеймс Дж., Непоследовательность в римском эпосе: исследования Катулла, Лукреция, Вергилия, Овидия и Лукана , Cambridge University Press, 2007. ISBN 9781139461320 .
- Овидий , Любовь в «Героиде». Любовь. Перевод Гранта Шауэрмана. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 41. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1977. ISBN 978-0-674-99045-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Овидий , Фасти Овидия : С английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера , Лондон: W. Heinemann LTD; Кембридж, Массачусетс:: Издательство Гарвардского университета, 1959. Интернет-архив .
- Овидий . Метаморфозы , Том I: Книги 1–8 . Перевод Фрэнка Джастуса Миллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба № 42. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1916. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Овидий . Тристия . Экс Понто . Перевод А.Л. Уиллера. Отредактировано ГП Гулдом. Классическая библиотека Леба NO. 151. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1924. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Павсаний, «Описание Греции». 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Филострат , Жизнь Аполлония Тианского : Том I. Книги 1–5 , перевод ФК Конибера, Классическая библиотека Леба № 16. Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, 1912. ISBN 978-0674990180 . Интернет-архив
- Платон , Законы Платона в двенадцати томах , Тт. 10 и 11 в переводе Р. Г. Бери. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd. 1967 и 1968. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Плиний Старший , Естественная история , Том II: Книги 3–7 , перевод Х. Рэкхэма, Классическая библиотека Леба № 352. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1942. ISBN 978-0-674-99388-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Сервий , Комментарий к «Энеиде» Вергилия , Георгий Тило, Изд. 1881. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея (на латыни) .
- Справский, Славомир, «Написание местной истории: Архимах и его Эвбойка » в книге «Дети Геродота: греческая и римская историография и родственные жанры» , редактор Якуб Пигонь, Cambridge Scholars Publishing, 18 декабря 2008 г. ISBN 9781443802512 .
- Статиус , Фиваида , Том I: Фиваида: Книги 1–7 , отредактированный и переведенный доктором Шеклтоном Бэйли, Классическая библиотека Леба № 207, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2004. ISBN 978-0-674-01208-0 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Страбон , География , перевод Горация Леонарда Джонса; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд. (1924). LacusCurtis , Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея, книги 6–14.
- Стерн, Джейкоб, Палефат: О невероятных сказках . Воконда, Иллинойс: Больчази-Кардуччи, 1996, ISBN 0-86516-310-3 .
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .
- Цагалис, Христос, Фрагменты раннегреческого эпоса I: Антикварный и генеалогический эпос , Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2017. ISBN 978-3-11-053153-4 .
- Вергилий , Энеида , в «Эклогах», «Георгике», «Энеида: Книги 1–6» , перевод Х. Раштона Фэйрклафа, редакция Г. П. Гулда, Классическая библиотека Леба № 63, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1916. Онлайн-версия в Гарвардском университете Нажимать . ISBN 978-0-674-99583-3 .
- Вергилий , Энеида , Теодор К. Уильямс. пер. Бостон. Houghton Mifflin Co., 1910 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Уэст, ML (1966), Гесиод: Теогония , Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814169-6 .
- Уэст, ML (1983), Орфические стихи , Clarendon Press. ISBN 978-0-19-814854-8 .
- Уэст, ML (1988), Гесиод: Теогония , труды и дни , Oxford University Press. ISBN 978-0-19-953831-7 .
- Уэст, М.Л. (2002), «Эвмелос: коринфский эпический цикл?» в Журнале эллинистических исследований , вып. 122, стр. 109–133. JSTOR 3246207 .
- Уэст, М.Л. (2003), Фрагменты греческого эпоса: с седьмого по пятый века до нашей эры . Отредактировано и переведено Мартином Л. Уэстом. Классическая библиотека Леба № 497. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2003. ISBN 978-0-674-99605-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Веллауэр, Август, Аполлоний Родии, Аргонавтика , Том 2, sumtibus et typis BG Teubneri, 1828.
- Уиллкок, Малком М., Товарищ к «Илиаде» , University of Chicago Press, 1976. ISBN 9780226125848 .