фракийцы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Фракия |
География |
---|
Культура |
История |
Война |
Римская Фракия |
Мифология |
Наследие |
Фракийцы , ( / ˈ θ r eɪ ʃ ən z / ; древнегреческий : Θρᾷκες , латинизированный : Thrāikes ; латынь : Thraci ) были индоевропейскоязычным народом населявшим большую часть Юго-Восточной Европы в древней истории . [1] [2] Фракийцы проживали в основном в Юго-Восточной Европе, в современной Болгарии , Румынии и северной Греции , а также в северо-западной Анатолии (Малая Азия) в Турции .
Точное происхождение фракийцев неизвестно, но считается, что фракийцы произошли от предполагаемой смеси протоиндоевропейцев и ранних европейских земледельцев . [3]
Примерно в V тысячелетии до нашей эры жители восточного региона Балкан объединились в различные группы коренных народов , которые позже были названы древними греками под единым этнонимом «фракийцы». [4] [5] [6] [7]
Фракийская культура возникла в период раннего бронзового века , который начался около 3500 г. до н.э. [4] [8] [9] [10] Из него также произошли геты , даки и другие региональные группы племен. Исторические и археологические данные свидетельствуют о том, что фракийская культура процветала в 3-м и 2-м тысячелетиях до нашей эры. [4] [11] [12] В VI веке до нашей эры Ксенофан описал фракийцев как «голубоглазых и рыжеволосых». [13]
По мнению греческих и римских историков, фракийцы были нецивилизованными и оставались в значительной степени разобщенными до создания своего первого постоянного государства - Одрисийского царства в V веке до нашей эры. Примерно в то же время Фракийское царство столкнулось с подчинением Империи Ахеменидов . После того, как персы потерпели поражение от греков в персидских войнах , фракийцы пережили короткий период мира. В конце 4 века до нашей эры Одрисское царство потеряло независимость в пользу Македонии , войдя в состав империи, но восстановило независимость после Александра Македонского смерти .
Фракийцы столкнулись с завоеванием римлянами в середине 2 века до нашей эры, при которых они столкнулись с внутренними раздорами. Они составляли основную часть восстаний против римлян вместе с македонцами до Третьей македонской войны . Начиная с 73 г. до н.э., Спартак , фракийский воин из племени меди , который был порабощен в качестве гладиатора римлянами , возглавил восстание , которое бросило серьезный вызов римской власти, вызвав серию военных кампаний против нее. Последствия восстания привели к распятию 6000 выживших повстанцев на Аппиевой дороге .
описывали фракийцев как « воинственных » и « варваров », Греки и римляне поскольку они не были ни римлянами, ни греками, а также из-за кажущейся примитивности их культуры, но, несмотря на это, их считали отличными наемниками. Хотя римляне и греки считали фракийцев бесхитростными, их культура, как сообщается, отличалась сложной поэзией и музыкой . [14] С середины 20-го века Болгария использовала археологию, чтобы узнать больше о фракийской культуре и образе жизни.
Фракийцы следовали политеистической религии с монотеистическими элементами. Одним из их обычаев было нанесение татуировок , распространенное как среди мужчин, так и среди женщин. [15] Фракийцы культурно взаимодействовали с окружающими их народами — греками , персами , скифами и кельтами. [16] [17] Фракийцы говорили на вымершем фракийском языке и имели общую культуру. [1] Последнее сообщение об использовании фракийского языка было совершено монахами в VI веке нашей эры. Научное изучение фракийцев известно как фракология .
Этимология
[ редактировать ]Первое историческое упоминание об этнониме фракиец встречается в « Илиаде» , где фракийцы описываются как союзники троянцев в Троянской войне против древних греков. [18] Этноним Thrāikē фракийский происходит от древнегреческого Θρᾷξ ( Thrāix ; множественное число Θρᾷκες, Thrāikes ) или Θρᾴκιος ( Thrāikios ; ионический , Thrēikios ), а топоним Фракия происходит от Θρᾴκη ( Трейке ; ионический: Θρῄκη, : Thrīikios ). [19] Все эти формы являются экзонимами в применении греков. [20]
Мифологическая основа
[ редактировать ]В греческой мифологии Фракс ( его имя просто типичный фракиец) считался одним из предполагаемых сыновей бога Ареса . [21] В « Алкестиде » Еврипид упоминает, что одно из имен самого Ареса было «Фракс». Поскольку Арес считался покровителем Фракии, его золотой или позолоченный щит хранился в его храме в Бистонии во Фракии . [22]
Происхождение
[ редактировать ]Происхождение фракийцев остается неясным из-за отсутствия письменных исторических записей до того, как они вступили в контакт с греками . [23] Свидетельства существования протофракийцев в доисторический период зависят от артефактов материальной культуры . Лео Клейн отождествляет протофракийцев с культурой многокорпусной посуды , которая была вытеснена из Украины наступающей срубной культурой, или срубной. Обычно предполагается, что фракийский народ произошел от смеси коренных народов и индоевропейцев со времени протоиндоевропейской экспансии в раннем бронзовом веке. [24] когда последние, около 1500 г. до н.э., смешались с коренными народами. [25] По одной из теорий, их предки мигрировали тремя волнами с северо-востока: первая в позднем неолите , вытеснив пеласгов и ахейцев , вторая в раннем бронзовом веке и третья около 1200 г. до н.э. Они достигли островов Эгейского моря , положив конец микенской цивилизации . Они не говорили на одном языке. [23] Отсутствие письменных археологических записей, оставленных фракийцами, позволяет предположить, что разнообразная топография не позволила сформироваться единому языку. [23]
Древнегреческие и римские историки согласились, что древние фракийцы были превосходными бойцами; только их постоянная политическая раздробленность не позволила им захватить земли вокруг северо-восточного Средиземноморья . [26] Хотя эти историки характеризовали фракийцев как примитивных, отчасти потому, что они жили в простых открытых деревнях, на самом деле фракийцы имели довольно развитую культуру, которая особенно отличалась поэзией и музыкой. Их солдаты ценились как наемники, особенно македоняне и римляне . [26]
Идентичность и распространение
[ редактировать ]Фракийцы населяли части древних провинций Фракии , Мезии , Македонии , Беотии , Аттики , Дакии , Малой Скифии , Сарматии , Вифинии , Мисии , Паннонии и других регионов Балкан и Анатолии . Эта территория простиралась на большую часть Балканского региона и гетов к северу от Дуная вплоть до Буга , включая Паннонию на западе. [27]
Согласно «Этнике» , географическому словарю Стефана Византийского , Фракия — земля фракийцев — была известна как Персия и Ария, прежде чем греки назвали ее Фракией. [28] [29] предположительно из-за принадлежности фракийцев к богу Аресу [30] и индоиранский арийский народ. [31]
Фукидид [30] упоминает о периоде в прошлом, с его точки зрения, когда фракийцы населяли область Фокиды , известную также как местонахождение Дельф . Он датирует это временем жизни Терея – мифологического фракийского царя и сына бога Ареса .
Из-за отсутствия исторических записей, предшествовавших классической Греции , предполагается, что фракийцам не удалось сформировать прочную политическую организацию до тех пор, пока Одрисское государство в V веке до нашей эры не было основано . В I веке до нашей эры, во времена правления царя Буребисты , возникло могущественное государство Дакия .
В настоящее время насчитывается около 200 выявленных фракийских племен . [32] Самое известное племя, моезийцы, достигло значительного значения во время римского правления. [33] Что примечательно в мезийцах, так это то, что они практиковали вегетарианство, питаясь медом, молоком и сыром. [34]
Греческие и римские описания
[ редактировать ]считали фракийцев Древние греки и римляне воинственными, свирепыми, кровожадными и варварами. [35] [36] [37] Платон в своей «Государстве» объединяет их со скифами . [38] называя их экстравагантными и энергичными; и в своих «Законах» изображает их как воинственный народ, группируя их с кельтами , персами , скифами , иберами и карфагенянами . [39] Полибий писал о том, что Котис трезвый и мягкий характер не похож на характер большинства фракийцев. [40] Тацит в своих «Анналах» пишет, что они были дикими, дикими и нетерпеливыми, непослушными даже своим королям. [41] Говорят, что фракийцы «наносили татуировки на свои тела, покупали жен и часто продавали своих детей». [37] Французский далее отмечает , историк Виктор Дюрюи что они «считали земледелие недостойным воина и не знали другого источника прибыли, кроме войны и воровства». [37] Он также утверждает, что они практиковали человеческие жертвоприношения . [37] что подтверждено археологическими данными. [42]
Полиэн и Страбон пишут, как фракийцы нарушили договоры о перемирии . хитростью [43] [44] Полианей свидетельствует, что фракийцы перед битвой ударили друг по другу оружием «на фракийский манер». [45] Диегилис , вождь Кенов , считался Диодором Сицилийским одним из самых кровожадных вождей . Афинский . клуб беззаконной молодежи был назван в честь фракийского племени Трибалли [46] что может быть источником слова « племя» .
Согласно древнеримским источникам, Дии [47] были ответственны за худшее [48] зверства в Пелопоннесской войне , убивающие всё живое, включая детей и собак в Танагре и Микалессосе . [47] Дии стычки пронзали римские головы своими копьями и ромфеями, как, например, во время при Каллинике в 171 г. до н.э. [48] Страбон относился к фракийцам как к варварам и считал, что они говорят на том же языке, что и геты . [49] Некоторые римские авторы отмечали, что даже после введения латыни они все еще сохраняли свой «варварский» образ жизни. [37] Геродот пишет, что «фракийцы продают своих детей и позволяют своим девицам торговать с кем им заблагорассудится». [50]
Точность и беспристрастность этих описаний были поставлены под сомнение в наше время, учитывая, например, кажущиеся приукрашивания в историях Геродота. [51] [52] [53] Археологи попытались получить более полное представление о фракийской культуре посредством изучения их артефактов. [54]
Фракийское рабство в Древней Греции
[ редактировать ]Набеги рабов были особой формой бандитизма , которая была основным методом, использовавшимся древними греками для сбора рабов. В таких регионах, как Фракия и восточная часть Эгейского моря , туземцы, или « варвары », захваченные в ходе этих набегов, были основным источником рабов , а не военнопленных . Как описывают Ксенофонт и Менандр в «Асписе» после захвата рабов в набегах их фактическое порабощение происходило при перепродаже через работорговцев афинянам , и другим рабовладельцам по всей Греции . В фрагментарном списке рабов, конфискованных из имущества уродителей Гермая, упоминаются 32 раба, происхождение которых установлено: 13 — из Фракии , 7 — из Карии , остальные — из Каппадокии , Скифии , Фригии , Лидии , Сирии , Илирии , Македония и Пелопоннес . Имена, данные рабам в комедиях, часто имели географическую привязку, таким образом, «Тратта», использованная Аристофаном в «Осах» , «Ахарнийцах» и «Мире », просто означала фракийскую женщину. Этническая принадлежность раба была важным критерием для крупных покупателей: древняя практика заключалась в том, чтобы избегать концентрации слишком большого количества рабов одного и того же этнического происхождения в одном месте, чтобы ограничить риск восстание .
История
[ редактировать ]Гомеровский период
[ редактировать ]Гомера Самое раннее известное упоминание о фракийцах содержится во второй песне «Илиады» , где говорится, что население, населявшее фракийский Херсонес, участвовало в Троянской войне , которая, как полагают, произошла около 12 века до нашей эры. Эта популяция упоминается под следующим названием:
«...И Гиппотой возглавил племена пеласгов , свирепствовавших копьем, даже тех, что жили в глубоко загрязненной Ларисе ; их возглавляли Гиппотой и Пилей, отпрыск Ареса , двое сыновей пеласгиана Летуса, сына Тевтама. ... А фракийцев Акамас вел и воина Пируса , всех, кого окружает сильный поток Геллеспонта». [55] [56] [57]
Архаический период
[ редактировать ]Первые греческие колонии вдоль фракийского побережья (сначала Эгейского , затем Мраморного и Черного морей ) были основаны в VIII веке до нашей эры. [58] Фракийцы и греки жили бок о бок. Древние источники отмечают присутствие фракийцев на островах Эгейского моря и в Элладе (более обширной «земле эллинов » ). [59]
В какой-то момент в VII веке до нашей эры часть фракийского племени Тререс мигрировала через фракийский Боспор и вторглась в Анатолию . [60] В 637 году до нашей эры Треры под предводительством своего царя Кобоса ( древнегреческий : Κώβος Kṓbos ; латынь : Cobus ) в союзе с киммерийцами и ликийцами царство напали на Лидийское в течение седьмого года правления лидийского царя Ардиса . [61] Они победили лидийцев и захватили столицу Лидии Сарды , за исключением ее цитадели, и Ардис мог быть убит в этой атаке. [62] Сын и преемник Ардиса, Садьят , возможно, также был убит во время другого нападения киммерийцев на Лидию. [62] Вскоре после 635 г. до н.э., с одобрения ассирийцев. [63] скифы под предводительством Мадея вошли в Анатолию. В союзе с сыном Садиатта, лидийским царем Аляттом , [64] [65] Мадье изгнали треров из Малой Азии и разгромили киммерийцев, так что они больше не представляли угрозы, после чего скифы распространили свое господство на Центральную Анатолию. [66] пока они сами не были изгнаны мидянами из Западной Азии в 600-х годах до нашей эры. [61]
Ахеменидская Фракия
[ редактировать ]В VI веке до нашей эры Персидская империя Ахеменидов завоевала Фракию, начиная с 513 года до нашей эры, когда царь Ахеменидов Дарий I собрал армию и двинулся из управляемой Ахеменидами Анатолии во Фракию, а оттуда пересек реку Артескос и затем двинулся через долину. -маршрут реки Хеброс . Это был завоевательный акт Дария I, который стремился создать новую сатрапию на Балканах и во время своего марша послал эмиссаров к фракийцам, оказавшимся на пути его армии, а также ко многим другим фракийским племенам на обширной территории. область. Все эти народы Фракии, включая одрисов, подчинялись царю Ахеменидов, пока его армия не достигла территории фракийского племени гетов , жившего к югу от реки Дунай и тщетно пытавшегося противостоять ахеменидскому завоеванию. После того, как сопротивление гетов было разбито и они были вынуждены снабдить армию Ахеменидов солдатами, все фракийские племена между Эгейским морем и рекой Дунаем оказались под властью Ахеменидской империи. Достигнув Дуная, Дарий переправился через реку и предпринял поход против скифов , после чего вернулся в Анатолию через Фракию и оставил в Европе большую армию под командованием своего генерала Мегабаза . [67]
Следуя приказу Дария I о создании новой сатрапии для Империи Ахеменидов на Балканах, Мегабаз заставил греческие города, отказавшиеся подчиниться Империи Ахеменидов, начиная с Перинфа , после чего возглавил военные кампании по всей Фракии, чтобы навязать власть Ахеменидов над каждым городом. и племя в этом районе. С помощью фракийских проводников Мегабаз смог завоевать Пеонию вплоть до озера Прасиас, но не включая его, и отдал земли населявших эти регионы пеонийцев до озера Прасиас фракийцам, верным империи Ахеменидов. Последние усилия Мегабаза включали в себя завоевание территории между реками Стримон и Аксий , а в конце своей кампании царь Македонии Аминт I согласился стать вассалом Империи Ахеменидов. Внутри самой сатрапии ахеменидский царь Дарий предоставил тирану Гистиею Милетскому племя область Миркин на восточном берегу Стримона, пока Мегабаз не убедил его отозвать Гистиея после того, как он вернулся в Малую Азию, после чего фракийское Эдони вернул себе контроль над Мирцином. [67] Созданная новая сатрапия получила название Скудра ( 𐎿𐎤𐎢𐎭𐎼 ), производное от скифского названия Скуδа , которое было самоназванием скифов, населявших северные части сатрапии. [68] Когда Мегабаз вернулся в Малую Азию, в Скудре его сменил наместник, имя которого неизвестно, а Дарий назначил полководца Отана руководить административным делением Геллеспонта, простиравшегося по обе стороны моря и включавшего Босфор , Пропонтида , собственно Геллеспонт и подходы к нему. Затем Отанес приступил к захвату Византии , Халкидона , Антандра , Лампонии , Имброса и Лемноса для империи Ахеменидов. [67]
Территория, входившая в сатрапию Скудры, включала как Эгейское побережье Фракии, так и ее Понтийское побережье до Дуная. Внутри западная граница сатрапии проходила по реке Аксиус и горным хребтам Беласица - Пирин - Рила до современного Костенец . Важность этой сатрапии заключалась в том, что она содержала реку Хеброс , где путь в долине реки соединял постоянное персидское поселение Дориск с побережьем Эгейского моря, а также с портовыми городами Аполлония , Месембрия и Одессос на Черном берегу. моря и с центральной Фракийской равниной , что придавало этому региону важное стратегическое значение. Персидские источники описывают провинцию как населённую тремя группами: саками Парадрайей («Саки за морем», персидский термин для всех скифских народов к северу от Каспийского и Чёрного морей). [69] [70] ); сами скудры (скорее всего , фракийские племена), и Яуна Такабара . Последний термин, который переводится как « ионийцы в щитоподобных шляпах», как полагают, относится к македонцам . Три этнические группы (саки, македонцы, фракийцы) вступили в армию Ахеменидов , как показано на рельефах императорской гробницы Накше-Ростама , и участвовали во Втором персидском вторжении в Грецию на стороне Ахеменидов. [71]
Когда контроль Ахеменидов над своими европейскими владениями рухнул после начала Ионического восстания , фракийцы не помогли греческим повстанцам, а вместо этого считали правление Ахеменидов более благоприятным, потому что последние относились к фракийцам благосклонно и даже дали им больше земли, а также потому что они поняли, что правление Ахеменидов было оплотом против греческой экспансии и нападений скифов. Во время восстания Аристагор Милетский захватил Миркин у эдонов и погиб, пытаясь напасть на другой фракийский город. [67]
После того, как Ионическое восстание было полностью подавлено, ахеменидский генерал Мардоний переправился через Геллеспонт с большим флотом и армией, без каких-либо усилий вновь подчинил себе Фракию и сделал Македонию полноценной частью сатрапии Скудры . Однако Мардоний ночью подвергся нападению со стороны Бригов в районе озера Дойран и современного Валандово , но он также смог победить и подчинить их. Список племен Геродота, снабжавших армию Ахеменидов солдатами, включал фракийцев как с побережья, так и с центральной фракийской равнины, что свидетельствует о том, что кампания Мардония отвоевала все фракийские территории, которые находились под властью Ахеменидов до Ионического восстания. [67]
Когда греки отразили вторую попытку вторжения Персидской империи в 479 г. до н.э., они начали атаковать сатрапию Скудра , которой сопротивлялись как фракийцы, так и персидские войска. Фракийцы продолжали отправлять припасы губернатору Эйона, когда его осадили греки. Когда город пал перед греками в 475 г. до н.э., Кимон передал его землю Афинам для колонизации. Хотя после поражения персидского вторжения Афины теперь контролировали Эгейское море и Геллеспонт, персы все еще могли контролировать южное побережье Фракии с базы в центральной Фракии и при поддержке фракийцев. Благодаря тому, что фракийцы сотрудничали с персами, отправляя припасы и военные подкрепления по речному маршруту Хебрус, власть Ахеменидов в центральной Фракии продлилась примерно до 465 г. до н.э., и до этого губернатору Маскамесу удавалось противостоять многочисленным нападениям греков в Дориске. [67]
Примерно в это же время Терес I , царь племени Одриса, на территории которого протекал Гебрус, начал организовывать возвышение своего царства в могущественное государство. С окончанием власти Ахеменидов на Балканах фракийское Одрисское царство , Македонское царство и афинская талассократия заполнили возникший вакуум власти и сформировали свои собственные сферы влияния в этом регионе. [67]
Одрисское королевство
[ редактировать ]Одрисское царство представляло собой государственный союз более 40 фракийских племен. [72] и 22 королевства [73] существовавший между V веком до нашей эры и I веком нашей эры. Оно состояло в основном из современной Болгарии , распространяясь на части юго-восточной Румынии ( Северная Добруджа ), части Северной Греции и части современной европейской Турции . [ нужна ссылка ]
К V веку до нашей эры фракийское население было настолько велико, что Геродот называл их вторым по численности народом в известной ему части света (после индейцев ) и потенциально самым могущественным, если бы не отсутствие у них единства. . [74] был организован ряд могущественных фракийских государств, наиболее важными из которых были Одрисское королевство Фракия, а также недолговечное дакийское королевство Буребиста Фракийцы в классические времена были разбиты на большое количество групп и племен, хотя . Пельтаст — . тип воина этого периода, зародившийся во Фракии [75]
В это время во Фракии жила субкультура безбрачных аскетов , называемая « ктисты », где они служили философами, священниками и пророками. Фракийцы держали их на почетном месте, а их жизни посвящали богам. [76]
Македонская Фракия
[ редактировать ]В этот период активизировались контакты между фракийцами и классической Грецией . [ нужна ссылка ]
После ухода персов из Европы и до расширения Македонского царства Фракия была разделена на три региона (восточный, центральный и западный). Заметным правителем восточных фракийцев был Керсоблепт , который пытался расширить свою власть над многими фракийскими племенами. В конце концов он потерпел поражение от македонцев . [ нужна ссылка ]
Фракийцы обычно не были градостроителями. [77] [78] и единственным их полисом был Севтополь . [79] [80]
Завоевание южной части Фракии Филиппом II Македонским в IV веке до нашей эры привело к вымиранию Одрисского царства на несколько лет. После того, как царство было восстановлено, оно в течение нескольких десятилетий было вассальным государством Македонии под властью таких генералов, как Лисимах из диадохов . [ нужна ссылка ]
В 336 году до нашей эры Александр Великий начал набирать фракийскую конницу и людей с копьями в свою армию , которые сопровождали его в его непрерывных завоеваниях с целью расширения границ Македонской империи . [81] Численность фракийской конницы быстро выросла со 150 человек до 1000 человек к моменту продвижения Александра в Египет и насчитывала 1600 человек, когда он достиг персидского города Сузы . Фракийская пехота находилась под командованием одрисского князя Ситалка II, который руководил ею при осаде Телмисса и в битвах при Иссе и Гавгамелах . [81]
В 279 году до нашей эры кельтские галлы продвинулись в Македонию , южную Грецию и Фракию . Вскоре они были изгнаны из Македонии и южной Греции, но оставались во Фракии до конца III века до нашей эры. Из Фракии три кельтских племени продвинулись в Анатолию королевство и основали Галатийское . [ нужна ссылка ]
В западных частях Мезии кельты ( скордиски ) и фракийцы жили рядом друг с другом, о чем свидетельствуют археологические находки ям и сокровищ, охватывающие период с 3-го века до нашей эры по 1-й век до нашей эры. [82]
Римская Фракия
[ редактировать ]Во время македонских войн конфликт между Римом и Фракией был неизбежен. Правители Македонии были слабы, и власть фракийского племени возродилась. Но после битвы при Пидне в 168 г. до н.э. римская власть над Македонией казалась неизбежной, и управление Фракией перешло к Риму. [ нужна ссылка ]
Первоначально фракийцы и македонцы восстали против римского правления. Например, восстание Андриска в 149 г. до н. э. получило большую поддержку со стороны Фракии. Вторжения местных племен в Македонию продолжались в течение многих лет, хотя некоторые племена, такие как денелеты и бессы, добровольно вступили в союз с Римом . [ нужна ссылка ]
После Третьей Македонской войны Фракия признала власть Рима. Клиентское государство Фракия состояло из нескольких племен. [ нужна ссылка ]
Следующие полтора столетия стали свидетелями медленного развития Фракии в постоянное государство-сателлит Рима. Племя сапаев вышло на первый план первоначально под властью Раскупориса . Известно, что он оказывал помощь Помпею и Цезарю , а позже поддерживал республиканские армии против Марка Антония и Октавиана в последние дни республики. [ нужна ссылка ]
Наследники Раскупорида оказались так же глубоко замешаны в политических скандалах и убийствах, как и их римские хозяева. Серия королевских убийств изменила расстановку сил на несколько лет в ранний период римской империи. Различные фракции взяли под свой контроль при поддержке римского императора. Беспорядки в конечном итоге закончились одним последним убийством. [ нужна ссылка ]
После того, как Реметалк III из фракийского Сапеского королевства был убит в 46 году нашей эры своей женой, Фракия стала официальной римской провинцией, которой управляли прокураторы , а позже и преторианские префекты . Центральный орган управления Римом находился в Перинфе , но регионы внутри провинции находились под командованием военных, подчиненных губернатору. Отсутствие крупных городских центров сделало Фракию трудным местом для управления, но в конечном итоге провинция процветала под властью Рима. Однако попытки романизации в провинции Фракия не предпринимались. Балканский Sprachbund не поддерживает эллинизацию. [ нужна ссылка ]
Римская власть во Фракии принадлежала главным образом легионам, расквартированным в Мезии . Сельский характер населения Фракии и удаленность от римской власти, безусловно, вдохновили местные войска поддержать легионы Мезии. В течение следующих нескольких столетий провинция периодически и все чаще подвергалась нападениям мигрирующих германских племен . Во время правления Юстиниана было построено более 100 крепостей легионеров для дополнения обороны. [ нужна ссылка ]
Последствия
[ редактировать ]Древние языки этих народов и их культурное влияние сильно сократились из-за неоднократных вторжений на Балканы римлян , кельтов , гуннов , готов , скифов , сарматов и славян , сопровождавшихся эллинизацией , латинизацией и более поздней славянизацией . Однако фракийцы как группа исчезли только в раннем средневековье . [83] К концу IV века Никита , епископ Ремезианы, принес Евангелие «этим горным волкам», Бесси . [84] Сообщается, что его миссия увенчалась успехом, и поклонение Дионису и другим фракийским богам в конечном итоге было заменено христианством.
В 570 году Антонин Плаценций сообщил, что в долинах горы Синай находился монастырь, в котором монахи говорили на греческом, латыни, сирийском, египетском и бессийском языках. Происхождение монастырей объясняется в средневековом житии, написанном Симеоном Метафрастом , в Vita Sancti Theodosii Coenobiarchae, в котором он писал, что Феодосий Киновиарх основал на берегу Мертвого моря монастырь с четырьмя церквями, в каждой из которых говорят на разных языках. , среди которого был найден Бессиан. Место, где были основаны монастыри, называлось «Кутила», что может быть фракийским названием. [85]
Дальнейшая судьба фракийцев является предметом споров. Немецкий историк Готфрид Шрамм предположил, что албанцы произошли от христианизированного фракийского племени Бесси после того, как их остатки предположительно были вытеснены славянами и булгарами в 9 веке на запад, в современную Албанию . [84] Однако археологически нет абсолютно никаких свидетельств миграции какого-либо населения, такого как бесси, из западной Болгарии в Албанию в 9 веке. [86] Также с лингвистической точки зрения выясняется, что фракийско-бессийскую гипотезу происхождения албанского языка следует отвергнуть, поскольку сравнительного лингвистического материала имеется очень мало (фракийский язык засвидетельствован лишь незначительно, а бессийский совершенно неизвестен), но в то же время индивидуальная фонетическая история албанского и фракийского языков ясно указывает на совершенно различное звуковое развитие, которое нельзя рассматривать как результат одного языка. Более того, христианская лексика албанского языка в основном состоит из латыни , что говорит против конструкции «фракийско-бесийского церковного языка». [87] Вероятнее всего, фракийцы ассимилировались с римским, а затем и с византийским обществом и стали частью предковых групп современных юго-восточных европейцев. [88]
Как ни странно, последнее упоминание о фракийцах в VI веке совпадает с первыми упоминаниями о славянах , когда славянские племена населяли большие территории Центральной и Восточной Европы. [89] После VI века фракийцы, еще не ассимилированные в Византийской империи , были включены в состав славяноязычной Болгарской империи . [90]
Болгарская Фракия
Славянские племена смешались с фракийским населением еще до образования Болгарского государства . [90] Под предводительством Аспаруха в 680 году нашей эры фракийцы, булгары и славяне с готовностью объединились, чтобы основать Первую Болгарскую империю . [91] [92] Эти три этнические группы смешались, образовав болгарский народ. [93] Византийская империя сохраняла контроль над Фракией до 7 века, когда на северную половину всего региона претендовала Первая Болгарская империя , а остальная часть была реорганизована во фракийскую тему .
Наследие
[ редактировать ]Недавнее болгарское исследование наследия фракийских курганов в Болгарии утверждает исторические, культурные и этнические связи между фракийцами и болгарами . [94] [93] Генетические исследования современных болгар показывают, что примерно 55% болгарского аутосомного генетического наследия имеет палеобалканское и средиземноморское происхождение, которое можно отнести к фракийцам и другим коренным балканским популяциям, предшествовавшим славянам и булгарам . [95] [96] [97] [98]
Греческая Фракия
Турецкая Фракия
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Сведения о фракийской письменности очень скудны. Всего обнаружено четыре надписи. Одно из них — золотое кольцо, раскопанное в селе Езерово , Болгария. Фракийская надпись написана греческим письмом и состоит из 8 строк. Попытки расшифровать надпись оказались безрезультатными. [99]
Религия
[ редактировать ]Одним из примечательных культов, существовавших во Фракии , Мезии , Фригии и землях даков и гетов ( Малая Скифия , ныне Добруджа ), был культ « фракийского всадника », также известного как Сабазиос или «фракийский герой », известный под фракийским именем. как Герос Карабазмос , бог подземного мира , который на погребальных статуях обычно изображался в виде всадника, убивающего зверя копьем. [100] [101] [102] Геты и даки потенциально имели монотеистическую религию, основанную на боге Залмоксисе, хотя это активно обсуждается в антропологическом сообществе. [103] Верховный балканский бог грома Перкон был частью фракийского пантеона, хотя культы Орфея и Залмоксиса , вероятно, затмевали его. [ нужна ссылка ]
Фракийцы считаются первыми, кто поклонялся богу вина по имени Дионис по-гречески или Загрей по-фракийски. [104] Позже этот культ достиг Древней Греции. [105] [106] Некоторые считают Фракию родиной винной культуры. [107] говорится в трудах Гомера , Геродота и других историков Древней Греции. О любви древних фракийцев к виноделию и потреблению, также связанной с религией, [108] еще 6000 лет назад. [109]
Свадьба
[ редактировать ]Мужчины-фракийцы были полигамны. Менандр говорит: « Все фракийцы, особенно мы и геты , не особо воздерживаются, потому что никто не берет меньше десяти, одиннадцати, двенадцати жен, а некоторые даже больше. Если кто-то умирает и имеет только четыре или пять жен, его называют больным. - обреченный, несчастный и незамужний » . [110] По словам Геродота, девственность среди женщин не ценилась, и незамужние фракийские женщины могли заниматься сексом с любым мужчиной, которого пожелали. [110] Были мужчины, которые считались святыми фракийцами, жили без женщин и назывались «ктисти». [110] В мифе Орфей упрекал сексуальные домогательства женщин- бистонов после смерти Эвридики и был убит за то, что не участвовал в деятельности, пропагандируемой последователями Диониса .
Война
[ редактировать ]Фракийцы были воинственным народом, известным как всадники, так и легковооруженные стрелки с копьями. [111] Фракийские пельтасты имели заметное влияние в Древней Греции. [112]
История фракийской войны начинается с ок. С 10 века до н.э. до 1 века нашей эры в регионе, который древнегреческие и латинские историки определяли как Фракия. Речь идет о вооруженных конфликтах фракийских племен и их царств на Балканах и на дакийских территориях. Император Траян, также известный как Траян, завоевал Дакию после двух войн во 2 веке нашей эры. Войны закончились занятием крепости Сармисегетуза и смертью царя Децебала. Помимо конфликтов между фракийцами и соседними народами и племенами, зафиксированы многочисленные войны и между фракийскими племенами. [ нужна ссылка ]
Внешний вид
[ редактировать ]На нескольких фракийских могилах или надгробиях написано имя Руфус , что означает «рыжий» - обычное имя, данное людям с рыжими волосами. [113] что привело к ассоциации этого имени с рабами, когда римляне поработили эту конкретную группу. [114] Древнегреческие произведения искусства часто изображают фракийцев рыжеволосыми. [115] Резус Фракийский , мифологический фракийский царь, был назван так из-за своих рыжих волос и изображен на греческой керамике с рыжими волосами и рыжей бородой. [115] Древнегреческие писатели также описывали фракийцев как рыжеволосых. Фрагмент греческого поэта Ксенофана описывает фракийцев как голубоглазых и рыжеволосых:
...Люди создают богов по своему образу и подобию; у эфиопов черные и курносые, у фракийцев голубые глаза и рыжие волосы. [116]
Вакхилид описал Тесея как человека, носящего шляпу с рыжими волосами, которая, по мнению классиков, имела фракийское происхождение. [117] Среди других древних писателей, описывающих волосы фракийцев как рыжие, — Гекатей Милетский , [118] Гален , [119] Климент Александрийский , [120] и Юлий Фирмикус Матерн [121]
Тем не менее академические исследования [ нужна ссылка ] пришли к выводу, что люди часто имели физические особенности, отличные от описанных в первоисточниках. Древние авторы описывали как рыжеволосых несколько групп людей. Они утверждали, что все славяне имели рыжие волосы , и аналогичным образом описывали скифов как рыжеволосых. По словам Бет Коэн, фракийцы имели «такие же темные волосы и такие же черты лица, как и древние греки ». [122] Однако Арис Н. Пулианос утверждает, что фракийцы, как и современные болгары , принадлежали преимущественно к эгейскому антропологическому типу. [123]
Генетика
[ редактировать ]В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports в 2019 году, была изучена мтДНК 25 фракийских останков в Болгарии III и II тысячелетий до нашей эры. Было обнаружено, что они имеют смешанное происхождение от западных степных пастухов (WSH) и ранних европейских фермеров (EEF), что подтверждает идею о том, что Юго-Восточная Европа была связующим звеном между Восточной Европой и Средиземноморьем. [3]
Болгарское исследование 2013 года утверждает генетическое сходство между фракийцами (8–6 века до н.э.), средневековыми болгарами (8–10 века нашей эры) и современными болгарами, подчеркивая высочайшее сходство между ними и этническими группами Северной и Средней Италии, Северной Греции и Румынии. . [124]
Исследования железного века и древних фракийских останков в Болгарии показали, что в основном они содержат гаплогруппу Y-ДНК E-V13 . [125] Протестированные образцы были дополнительно указаны как: E-BY3880 x 3, E-L618 x 2, E-M78 x 2, R-Z93, E-CTS1273, E-BY14160. [126] Было предсказано, что шесть образцов будут иметь карие глаза, а два - голубые глаза, в то время как большинство образцов были предсказаны для промежуточного цвета кожи, а прогноз цвета волос варьировался от преимущественно коричневого до детального, до светлого и темного. [127]
Известные люди
[ редактировать ]Это список исторически важных личностей, полностью или частично имеющих фракийское и дакийское происхождение:
- Орфей , мифологический персонаж, считающийся главным среди поэтов и музыкантов; царь фракийского племени киконов
- Резус Фракийский , мифический царь Фракии в «Илиаде», сражавшийся на стороне троянцев.
- Эвмолп , легендарный царь Фракии , описанный как пришедший в Аттику либо как бард, воин или жрец Деметры и Диониса.
- Терей , мифологический фракийский царь, [128] [129] сын Ареса и наяды Бистонис
- Спартак , фракийский гладиатор, возглавивший крупное восстание рабов в Южной Италии в 73–71 гг. до н.э. и победивший несколько римских легионов в так называемой Третьей войне рабов.
- Амадок , фракийский царь, мыс Амадок. в его честь был назван
- Терес I , фракийский царь, объединивший многие племена Фракии под знаменем Одрисского государства .
- Севтес I
- Севт II
- Севт III
- Котис I
- Ситалк , царь Одрисского государства; союзник афинян во время Пелопоннесской войны
- Буребиста , король Дакии
- Децебал , царь Дакии
- Максимин Фракс , римский император с 235 по 238 год. [130]
- Ауреол , римский военачальник
- Галерий , римский император с 305 по 311 год; родился у фракийского отца и дакийской матери
- Константин Великий , римский император с 306 по 337 год; родился у фракийского отца [131] [132] от Наисса и фракийской ( вифинской ) матери в Наиссе
- Лициний , римский император с 308 по 324 годы.
- Максимин Дайя или Максимин Даза, римский император с 308 по 313 год.
- Юстин I , император Восточной Римской империи и основатель династии Юстинианов.
- Юстиниан Великий , император Восточной Римской империи; либо иллирийский, либо фракийский, родившийся в Дардании
- Велисарий , восточноримский полководец предполагаемого иллирийского, греческого или фракийского происхождения.
- Маркиан , император Восточной Римской империи с 450 по 457 год; либо иллирийский, либо фракийский
- Лев I Фракиец , император Восточной Римской империи с 457 по 474 год.
- Бузес или Бузес, восточноримский генерал, действовавший во время правления Юстиниана Великого (годы правления 527–565).
- Кутцес или Катцес, генерал Византийской империи во время правления императора Юстиниана I.
Тракология
[ редактировать ]Археология
[ редактировать ]Раздел науки, изучающий древних фракийцев и Фракию, называется фракологией . Археологические исследования фракийской культуры начались в 20 веке, особенно после Второй мировой войны , главным образом в южной Болгарии . В результате интенсивных раскопок 1960-х и 1970-х годов был обнаружен ряд фракийских гробниц и святилищ. Наиболее значимыми среди них являются: гетский погребальный комплекс и гробница Свештари , Долина фракийских правителей и гробница Казанлыка , Татула , Севтополиса , Перперикона , Александровской гробницы в Болгарии, Сармизегетусы в Румынии и другие. [ нужна ссылка ] Также было обнаружено большое количество искусно изготовленных золотых и серебряных наборов сокровищ V и IV веков до нашей эры. В последующие десятилетия они были выставлены в музеях по всему миру, тем самым привлекая внимание к древней фракийской культуре. С 2000 года болгарский археолог Георгий Китов совершает открытия в Центральной Болгарии, в районе, ныне известном как «Долина фракийских царей». Резиденция одрисских царей была найдена в Староселе в горах Средней горы . [133] [134] Болгарское исследование 1922 года показало, что существует не менее 6269 некрополей. [ нужны разъяснения ] в Болгарии. [135]
- Панагюриште сокровище
- Рогозенский клад
- Валчитранское сокровище
- Боровское сокровище
- Луковитское сокровище
Междисциплинарные исследования
[ редактировать ]Доминирующая позиция истории и археологии как двух основных дисциплин, изучающих фракийцев как предмет исследования, сменилась явным сдвигом в сторону новых междисциплинарных и более инклюзивных научных перспектив. Примером нового направления стал масштабный мультидисциплинарный проект «Фракийцы – генезис и развитие этноса, культурные идентичности, цивилизационные отношения и наследие древности», стартовавший в 2016 году в Болгарии. Проект стал первым комплексным исследованием фракийского наследия, в котором приняли участие 72 ученых из 18 институтов Болгарской академии наук, а также исследователи из Канады, Италии, Германии, Японии и Швейцарии. В рамках проекта изучалось 13 научных тем, среди которых: формирование фракийского этноса, очертание его этнокультурной территории, преемственность генофонда и связанные с этим исследования ДНК, архитектурные, ботанические, микробиологические, астрономические, акустические и лингвистические аспекты, технологии горного дела и керамики. , обычаи еды и питья, в результате чего появилась обширно иллюстрированная книга, включающая 33 научные статьи. [136]
Галерея
[ редактировать ]- Фракийские племена и герои
- Карта территории Филиппа II Македонского
- Королевство Лисимаха и диадохов
- Карта Фракийской епархии (Dioecesis Thraciae) ок. 400 г. н.э.
- Золотой дакийский шлем Котофенешти, Румыния.
- Золотые монеты, отчеканенные даками, с надписью ΚΟΣΩΝ.
- Золотое фракийское сокровище из Панагюриште , Болгария.
- Фракийская гробница Шушманец , построенная в 4 веке до н.э.
- Фракийская гробница Свештари.
- Интерьер гробницы Свештари
- Интерьер гробницы Севта III
- Бронзовая голова Севта III.
- Фракийская кавалерия
- Рельеф фракийского всадника
- Монета Сефа III
- Фракийский всадник на современной болгарской валюте
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уэббер 2001 , с. 3. «Фракийцы были индоевропейским народом, населявшим территорию между северной Грецией, Румынией и северо-западной Турцией. У них был один и тот же язык и культура... Возможно, существовало около миллиона фракийцев, разделенных между до 40 племен».
- ^ Моди и др. 2019 . «Одна из наиболее документированных индоевропейских цивилизаций, населявших Румынию и Болгарию, — это фракийцы…»
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Моди и др. 2019 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Природа (2019) Митохондриальные геномы древнего человека из Болгарии бронзового века: новый взгляд на генетическую историю фракийцев
- ^ Попов, Д. Греческие интеллектуалы и фракийский мир. Изток – Запад 2, 13–203 (2013).
- ^ Фол, А. Фракийский орфеизм. София , 145–244 (1986).
- ^ Фол, А. История болгарских земель в древности. Тангра ТанНакРа , 11–300 (2008).
- ^ Чичикова, М. Фракийский город - Terra Antiqua Balcanica. ГСУ ИФ Ц, 85–93 (1985).
- ^ Данов, Е.Г. Фракийский источник знаний. Велико Тырново , 50–58 (1998).
- ^ Райчева, Л. Фракийцы и орфеизм. ИК Огледало , 5–59 (2014).
- ^ Фол А., Георгиев В. и Данов Х. История Болгарии. В первую очередь - общинность и рабство. Фракийцы. БАС, София 1, 110–274 (1979).
- ^ Михайлов, Г. Фракийцы. Новый болгарский университет 2, 1–491 (2015).
- ^ Фрагмент B16 в «хорошо известных фрагментах» B14-B16, «Ксенофан», Стэнфордская энциклопедия философии (по состоянию на 20 февраля 2023 г.).
- ^ «Фракия» . Британника . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Влассопулос, Костас (2013). Греки и варвары . Издательство Кембриджского университета. стр. 124–125. ISBN 978-1-107-24426-9 .
- ^ Щукин, М.Б. (1989). Рим и варвары в Центральной и Восточной Европе: I век до нашей эры – I век нашей эры . БАР с. 79. ИСБН 978-0-86054-690-0 .
- ^ Хинд, JGF «Археология греков и варварских народов Черного моря (1982-1992) ». Археологические отчеты , вып. 39, 1992, стр. 82–112. ДЖСТОР
- ^ Бордман, Джон (1970). Кембриджская древняя история, том 3, часть 1 . Издательство Кембриджского университета. п. 836. ИСБН 0-521-85073-8 .
- ^ Navicula Bacchi - Θρηικίη (по состоянию на 13 октября 2008 г.).
- ^ Гарашанин 1982 , с. 597. «У нас нет никакой возможности узнать, как фракийцы называли себя и действительно ли у них было общее имя... Таким образом, имя фракийцев и название их страны были даны греками группе эллинских племен, населявших эту территорию. ..».
- ^ Лемприер и Райт, [ нужна полная цитата ] п. 358. «Марс был отцом Купидона, Антероса и Гармонии от богини Венеры. У него были Аскалаф и Иалмен от Астиохи; Алькиппа от Аграула; Мол, Пил, Евен и оФестий от Демоники, дочери Агенора. Кроме них, он был предполагаемым отцом Ромула, Эномая, Битиса, Фракса, Диомеда Фракийского и т. д.».
- ^ Еврипид, Алкестида с. 95. «[Строка] 58. «Золотой щит Фракии» – Одним из имен Ареса было Фракс, он был Покровителем Фракии. Его золотой или позолоченный щит хранился там в его храме в Бистонии. Как и другие фракийские щиты, он имел форму полумесяца («Пельта»). Его «праздник Марса Градивуса» проводился латинянами ежегодно в марте, когда выставлялся такой щит».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шютц, Иштван (2006). Белые пятна на Балканах [ Белые пятна на Балканах ] (PDF) . Издательство Баласси. п. 57.
- ^ Ходдинотт 1981 , с. 27.
- ^ Кассон 1977 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Британика, Редакторы энциклопедии. «Фракия» . Британская энциклопедия , 15 марта 2024 г.
- ^ Каталог в Художественном музее Кимбелла выставки 1998 года «Древнее золото: богатство фракийцев» указывает на историческую протяженность фракийского поселения, включая большую часть Украины , всю Венгрию и части Словакии . ( Kimbell Art – Выставки )
- ^ Стефан Византийский - Этника , Тета 316.9
- ^ Биллербек, Маргарет (2010). Стефан Византийский: Византийская национальность Стефана / Дельта - Йота (на немецком языке). стр. 100-1 Тета. ISBN 978-3111738505 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фукидид . История Пелопоннесской войны . Том. 2.29.
- ^ Фол и др. 1998 , с. 32-71
- ^ Элиаде, Мирча; Кулиану, Иоан Петру; Виснер, Хиллари С. (1993). религий Словарь (на румынском языке). Гуманитас. стр. 267. ISBN 978-973-28-0394-3 . OCLC 489886127 .
- ^ Шютц, Иштван (2006). Белые пятна на Балканах [ Белые пятна на Балканах ] (PDF) . Издательство Баласси. п. 58.
- ^ Джонс, Линдси (2005). Энциклопедия религии (13-е изд.) . Справочник Macmillan США. ISBN 9780028659824 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года.
- ^ Уэббер 2001 , с. 3.
- ^ Хед, Дункан (1982). Армии Македонской и Пунической войн, 359–146 гг. До н.э.: организация, тактика, одежда и вооружение . Группа исследования военных игр. п. 51. ИСБН 978-0-904417-26-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Виктор Дюрюи (1886). История Рима и римского народа, от его возникновения до нашествия варваров · Том 4, Часть 1 . Дана, Эстес и компания. стр. 3–4.
- ^ Платон. Республика : «Возьмем качество страсти или духа; было бы смешно вообразить, что это качество, когда оно встречается в государствах, не происходит от индивидуумов, которые, как предполагается, обладают им, например, фракийцы, скифы и вообще северные народы»;
- ^ Платон. Законы : «Должны ли мы следовать обычаю скифов, и персов, и карфагенян, и кельтов, иберов и фракийцев, которые все являются воинственными народами, или обычаям ваших соотечественников, ибо они, как вы говорите, вообще воздерживаются? "
- ^ Полибий. Истории , 27.12.
- ^ Тацит. Анналы : «Во время консульства Лентула Гетулика и Гая Кальвизия триумфальные знамена были вручены Поппею Сабину за то, что они разгромили некоторые фракийские кланы, дико жившие в высоких горах, и действовали там с еще большим негодованием и непокорностью. Поздним волнением, не говоря уже о дикой гениальности народа, было их презрение и нетерпение по поводу того, что среди них были набраны рекруты и все их самые отважные люди были зачислены в наши армии, поскольку они не должны были подчиняться даже своим местным королям, кроме своих; собственного юмора, не помогать им силами, кроме как под командованием капитанов по их собственному выбору, и не сражаться с каким-либо врагом, кроме своих собственных границ».
- ^ Тонкова, Миленка (2010). «О человеческих жертвоприношениях во Фракии (по археологическим данным)». В Кандее, Ионел; Сырбу, Валериу (ред.). Фракийцы и их соседи в древности . Эд Истрос из музея Брэила. стр. 503–514. ISBN 978-973-1871-58-5 . OCLC 844101517 .
- ^ Полиен. Стратегемы . Книга 7, Фракийцы .
- ^ Страбон. История , 9.401 (9.2.4).
- ^ Полиен. Стратегемы . Книга 7, Клеарх .
- ^ Уэббер 2001 , с. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арчибальд, Зофия (1998). Одрисское Фракийское царство: Орфей без маски . Кларендон Пресс. п. 100. ИСБН 978-0-19-815047-3 . OCLC 1000881553 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уэббер 2001 , с. 7.
- ^ Фридрих Макс Мюллер (1866). Лекции по науке о языке, прочитанные в Королевском институте Великобритании в ... 1861 г. [и] ... 1863 г.: [первая и] вторая серия · Том 1 . Лонгманс Грин. п. 111.
- ^ Геродот (пер. Г. К. Маколей). История Геродота (Том II). «У других фракийцев существует обычай продавать своих детей, чтобы их увезли из страны; и за своими девушками они не следят, но позволяют им вести торговлю с кем хотят, но за своими женами они очень следят. отличные часы».
- ^ Энос, РЛ (1976). Риторический замысел в античной историографии: Геродот и марафонская битва . Ежеквартальный журнал «Коммуникация» , 24 (1), 24–31.
- ^ Эванс, JAS «Отец истории или отец лжи; Репутация Геродота». Классический журнал , вып. 64 , нет. 1, 1968, стр. 11–17. ДЖСТОР
- ^ Ху, Роллин (11 февраля 2016 г.). «История Геродота и ее достоверность» . Информационный бюллетень Джона Хопкинса . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ Класс, Розанна (26 июня 1977 г.). «Фракийские ключи к нашему «варварскому» наследию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ Гомер, Илиада II 480
- ^ Гомер. «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924: 2,581.
- ^ Альтшулер, Эрик Левин; Калуд, Андреа С.; Мид, Эндрю; Пейгель, Марк (май 2013 г.). «Лингвистические данные подтверждают дату гомеровских эпосов» . Биоэссе . 35 (5): 417–420. doi : 10.1002/bies.201200165 . ПМЦ 3654165 . ПМИД 23417708 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кормак и Уилкс 2015 .
- ^ Маринов 2015 , 11.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 94-55.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спалинджер, Энтони Дж. (1978). «Дата смерти Гигеса и ее исторические последствия» . Журнал Американского восточного общества . 98 (4): 400–409. дои : 10.2307/599752 . JSTOR 599752 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дейл, Александр (2015). «ВАЛВЕТ и КУКАЛИМ: легенды о лидийских монетах, династическая преемственность и хронология королей Мермнада» . Кадмос . 54 : 151–166. дои : 10.1515/kadmos-2015-0008 . S2CID 165043567 . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Груссе, Рене (1970). Империя Степи . Издательство Университета Рутгерса. стр. 9 . ISBN 0-8135-1304-9 .
Скифская армия, действуя в соответствии с ассирийской политикой, вошла в Понтиду, чтобы сокрушить последних киммерийцев.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 126.
- ^ Иванчик, Аскольд (1993). Les Cimmeriens au Proche-Orient [ Киммерийцы на Ближнем Востоке ] (на французском языке). Фрибур , Швейцария; Геттинген , Германия: Editions Universitaires (Швейцария); Ванденхук и Рупрехт (Германия). стр. 95–125. ISBN 978-3-7278-0876-0 .
- ^ Филлипс, ЭД (1972). «Скифское господство в Западной Азии: его записи в истории, Священном Писании и археологии» . Мировая археология . 4 (2): 129–138. дои : 10.1080/00438243.1972.9979527 . JSTOR 123971 . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Хаммонд, Н.Г.Л. (1980). «Масштабы персидской оккупации во Фракии» . Хирон: Сообщения Комиссии древней истории и эпиграфики Немецкого археологического института . 10 :53–61 . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Семереньи, Освальд (1980). Четыре древних иранских этнических названия: Скиф-Скудра-Согдийец-Сака (PDF) . Издательство Австрийской академии наук . стр. 23–25. ISBN 978-3-7001-0367-7 .
- ^ Дж. М. Кук (6 июня 1985 г.). «Возвышение Ахеменидов и основание их империи» . У Ильи Гершевича (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 2 . Издательство Кембриджского университета; Переиздание издания. стр. 253–255. ISBN 978-0-521-20091-2 .
- ^ М.А. Дандамаев (1999). История цивилизаций Центральной Азии Том II: Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: 700 г. до н.э. - 250 г. н.э. ЮНЕСКО. стр. 44–46. ISBN 978-81-208-1540-7 .
- ^ Хаммонд, ШФЛУ ; Фол, Александр . «Персия в Европе, кроме Греции». Кембриджская древняя история . Том. 4. Издательство Кембриджского университета . стр. 246–253. ISBN 978-0-521-22804-6 .
- ^ Фракия . Файлы истории.
- ^ "Интервью: В Болгарии обнаружена столица крупнейшего фракийского царства" . xinhuanet.com . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г. Проверено 26 мая 2016 г.
- ^ Геродот. Истории , Книга V.
- ^ Уильямс, Мэри Фрэнсис (2004). «Спецназ Филопемена: пельтасты и новый вид греческой легковооруженной войны (Ливий 35.27)» . Historia: Журнал древней истории . 53 (3): 257–277. JSTOR 4436729 .
- ^ Страбон, География VII.3.3
- ^ Гарашанин 1982 , с. 612. «Фракия обладала только укрепленными районами, а такие города, как Кабас, были бы не более чем большими деревнями. В целом население жило в деревнях и деревнях».
- ^ Гарашанин 1982 , с. 612. "Согласно Страбону (vii.6.1cf.st.Byz.446.15) фракийский суффикс -bria означал полис, но это неточный перевод..
- ^ Могенс Герман Хансен. Опись архаических и классических полисов: исследование, проведенное Копенгагенским полис-центром Датского национального исследовательского фонда . Издательство Оксфордского университета, 2005, с. 888. «Это должен был быть полис, но не было никаких оснований думать, что это было что-то иное, кроме местного поселения».
- ^ Уэббер 2001 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эшли, Джеймс (2004). Македонская империя: эпоха войн при Филиппе II и Александре Великом, 359–323 гг. до н.э. МакФарланд. стр. 34, 46. ISBN. 978-0786419180 . "James+R.+Ashley"&printsec=frontcover Эшли, Македонская империя: эпоха войн при Филиппе II и Александре Великом
- ^ «Похоронные практики в Европе до и после римского завоевания» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 июля 2011 г. Проверено 21 сентября 2010 г.
- ^ Шютц, Иштван (2006). Белые пятна на Балканах [ Белые пятна на Балканах ] (PDF) . Издательство Баласси. п. 60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Готфрид Шрамм: новый подход к истории Албании 1994 г. [ нужна полная цитата ] [ нужна проверка ]
- ^ Центр лингвистических исследований Техасского университета в Остине. Проверено 8 сентября 2012 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Курта, Флорин (2020). «Миграции в археологии Восточной и Юго-Восточной Европы в раннем средневековье (некоторые комментарии к современному состоянию исследований)». В Прейзер-Капеллер, Йоханнес; Рейнфандт, Люциан; Стурайтис, Яннис (ред.). Миграционные истории средневековой афро-евразийской переходной зоны: аспекты мобильности между Африкой, Азией и Европой, 300-1500 гг. н.э. Исследования по глобальной истории миграции. Том. 13. Брилл. стр. 101–140. ISBN 978-90-04-42561-3 . ISSN 1874-6705 . п. 105.
- ^ Мацингер, Иоахим (30 ноября 2016 г.). «Гипотеза албанской автохтонии с точки зрения лингвистики» [Гипотезы об албанском происхождении с точки зрения лингвистики] (PDF) (на немецком языке): 15–16.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Т. Н. Поллио (2021) Искусство средневековых ювелирных изделий. Иллюстрированная история. МакФарланд, ISBN 9781476681757 , с. 70.
- ^ Происхождение славян стр.2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Angelov et al 1981 , p. 261
- ^ Angelov et al 1981 , p. 264
- ^ Файн 1991 , с. 128
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гаррет Хелленталь и др.
- ^ Лулански, Толина; Лулански, Веселин (2017). «Фракийские курганы в Болгарии: наследие под угрозой» . Историческая среда: политика и практика . 8 (3): 246–277. дои : 10.1080/17567505.2017.1359918 .
- ^ Карачанак, С.; Груни, В.; Форнарино, С.; Нешева, Д.; Аль-Захери, Н.; Батталья, В.; Каросса, В.; Йорданов Ю.; Торрони, А.; Галабов А.С.; Тончева Д.; Семино, О. (2013). «Разнообразие Y-хромосомы у современных болгар: новые сведения об их происхождении» . ПЛОС ОДИН . 8 (3): e56779. Бибкод : 2013PLoSO...856779K . дои : 10.1371/journal.pone.0056779 . ПМК 3590186 . ПМИД 23483890 .
- ^ Хелленталь, Г.; Басби, Великобритания; Бэнд, Г.; Уилсон, Дж. Ф.; Капелли, К.; Фалуш, Д.; Майерс, С. (2014). «Генетический атлас истории примесей человека» . Наука . 343 (6172): 747–751. Бибкод : 2014Sci...343..747H . дои : 10.1126/science.1243518 . ПМК 4209567 . ПМИД 24531965 .
- ^ Многофакторная примесь в Восточной Европе , Генетический атлас истории примесей человека (2014)
- ^ Андерхилл, Пенсильвания; Позник, Г.Д.; Рутси, С; Ярве, М; Лин, А.А.; Ван, Дж; Пассарелли, Б; Канбар, Дж; Майрес, Нью-Мексико; Кинг, Р.Дж.; Ди Кристофаро, Дж; Саакян, Х; Бехар, DM; Кушнеревич А; Сарак, Дж; Сарич, Т; Рудан, П; Патак, АК; Чаубей, Дж; Груни, В; Семино, О; Епископосян, Л; Бахманимер, А; Фарджадиан, С; Балановский О; Хуснутдинова Е.К.; Эррера, Р.Дж.; Кьярони, Дж; Бустаманте, CD; Землетрясение, СР; Кивисилд, Т; Виллемс, Р. (2015). « Европейский журнал генетики человека – Дополнительная информация к статье: Филогенетическая и географическая структура гаплогруппы R1a Y-хромосомы ». Европейский журнал генетики человека . 23 (1): 124–131. дои : 10.1038/ejhg.2014.50 . ПМК 4266736 . ПМИД 24667786 .
- ^ "Золотое кольцо с фракийской надписью. Выставка НАИМ-София" . Национальный археологический институт с музеем, София.
- ^ Люркер, Манфред (1987). Словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . п. 151.
- ^ Николофф, Ассен (1983). Болгарский фольклор . п. 50.
- ^ Исаак, Бенджамин Х. (1986). Греческие поселения во Фракии до македонского завоевания . п. 257.
- ^ Элиаде, Мирча (1985). От Залмоксиса до Чингисхана . п. 35.
- ^ Патрисия Тернер и Чарльз Рассел Коултер. Словарь древних божеств . Издательство Оксфордского университета, 2001, с. 152.
- ^ МакЭвилли, Томас (2002). Форма древней мысли . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Allsworth Press. стр. 118–121. ISBN 9781581159332 . OCLC 460134637 .
- ^ Древние греки Запада и Востока . Гоча Р. Цецхладзе. Лейден, Нидерланды: Brill. 1999. с. 429. ИСБН 90-04-11190-5 . ОСЛК 41320191 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ ( https://www.codedevino.com/world-of-wine/the-way-of-wine/ancient-thrace-the-motherland-of-wine-cultural )
- ^ «Древняя Фракия, родина винной культуры | Кодекс де Вино» . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Рекламный ролик (17 ноября 2021 г.). «Кто такие фракийцы и почему вино было неотъемлемой частью их культуры и традиций 6000 лет назад?» . Консультант винодельческой отрасли . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Анхель Гоев. Эротика в истории, том 2 (PDF) . стр. 8, 13, 14. ISBN 978-954-400-514-6 .
- ^ Конфликт в Древней Греции и Риме: Полная политическая, социальная и военная энциклопедия . АВС-КЛИО. 27 июня 2016 г. с. 552. ИСБН 978-1-61069-020-1 .
- ^ Бест 1969 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Уэббер 2001 , с. 17.
- ^ Рейли, Кевин; Кауфман, Стивен; Бодино, Анжела (2003). Расизм: глобальный читатель . Я Шарп. стр. 121–122. ISBN 978-0-7656-1060-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коэн, Бет, изд. (2000). Не классический идеал: Афины и построение Другого в греческом искусстве . БРИЛЛ. п. 371. ИСБН 978-90-04-11712-9 .
- ^ Дильс, B16, Фрагменты досократиков , 1903, стр. 38–58 (Ксенофан фр. B16, Дильс-Кранц, Кирк/Рэйвен № 171 [= Клем. Алекс. Стром. Vii.4]
- ^ Ода 18, Дифирамб 4, стих 51, цитируется в Bacchylides: избранное. Автор Bacchylides , Хервиг Мейлер, Cambridge University Press, 2004, стр. 191.
- ^ Гекатей упоминает фракийское племя под названием Ксантои (Nenci 1954: фрагмент 191), очевидно названное в честь их светлых (рыжих) волос (Helm 1988: 145), цитируется в «Индоевропейском происхождении: антропологические данные» Института изучения человека , Джон в. день, 2001 г. р. 39.
- ^ По темп. II. 5
- ^ Клем. Алекс. Стром. VII.4
- ^ Книга Матесея, октябрь II. 1 , цитируется в книге «Теория и практика древней астрологии» , Джин Рис Брэм, 2005, стр. 100-1. 14,
- ^ Бет Коэн (ред.) Не классический идеал: Афины и построение другого в греческом искусстве . Лейден, 2000. [ нужна страница ]
- ^ Пулианос, Арис Н., 1961, Происхождение греков, доктор философии. диссертация, Московский университет, руководитель Ф.Г.Дебец
- ^ Карачанак и др., 2012. Карачанак, С., В. Каросса, Д. Нешева, А. Оливьери, М. Пала, Б. Хушиар Кашани, В. Груни и др. «Болгары против других европейских популяций: взгляд на митохондриальную ДНК». Международный журнал юридической медицины 126 (2012): 497.
- ^ Генетическая история Южной дуги: мост между Западной Азией и Европой - Лазаридис и др.
- ^ Генетическая история Южной дуги: мост между Западной Азией и Европой - Лазаридис и др.
- ^ Генетическая история Южной дуги: мост между Западной Азией и Европой. Наука 377, eabm4247. (PDF / ДОПОЛНЕНИЕ) - Дополнение к эпохе энеолита и бронзы
- ^ Фукидид : История Пелопоннесской войны 2:29
- ^ Библиотека 3.14.8
- ^ Скорее всего, он был фрако-римского происхождения, как полагал Иродиан в своих трудах (Иродиан, 7:1:1-2), и ссылки на его «готическое» происхождение могли относиться к происхождению гетов (эти две популяции были часто сбиваемый с толку более поздними авторами, особенно Иорданом в его «Гетике »), о чем свидетельствуют абзацы, описывающие, как «его особенно любили геты, более того, как если бы он был одним из них» и как он говорил «почти на чистом фракийском языке» .(Historia Augusta, Жизнь Максимина , 2:5)
- ^ Национальный музей Ниша 2015 , стр. 7.
- ^ Папазоглу 1969 , с. 64.
- ^ «Болгарские археологи открыли гробницу древней Фракии» . Новинит . 11 марта 2010 года . Проверено 3 апреля 2010 г.
- ^ «Болгарские археологи раскрывают историю войны древних фракийцев с Филиппом II Македонским» . Новинит . 21 июня 2011 года . Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Известия︠a︡: Вестник . Болгарская академия наук . 1922. с. 104. [ название отсутствует ]
- ^ Болгарская академия наук (BAS). Болгарская академия наук (BAS); Общие академические новости/ Четверг, 15 февраля 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Бест, Ян ГП (1969). Фракийские пельтасты: и их влияние на греческую войну . Вольтерс-Нордхофф.
- Кормак, Джеймс Максвелл Росс; Уилкс, Джон (2015). "Фракия". Оксфордская исследовательская энциклопедия классической литературы . дои : 10.1093/акр/9780199381135.013.6417 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- Дьяконов, И.М. (1985). «Медиа». В Гершевиче, Илья (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 2. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 94–95. ISBN 978-0-521-20091-2 .
- Думитреску, ВЛ. (1982). «Предыстория Румынии с древнейших времен до 1000 г. до н.э.». В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES; Хаммонд, ШФЛУ; Соллбергер, Э. (ред.). Кембриджская древняя история . стр. 1–74. дои : 10.1017/CHOL9780521224963.002 . ISBN 978-1-139-05428-7 .
- Эрдем, Зейнеп Кочел; Шахин, Рейхан (2023). Фракия на протяжении веков: керамика как свидетельство торговли и культуры от доисторических времен до исламского периода . Оксфорд: Археопресс.
- Гарашанин, М. (1982). «Ранний железный век в Центральных Балканах, ок . 1000–750 до н.э.». В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES; Хаммонд, ШФЛУ; Соллбергер, Э. (ред.). Кембриджская древняя история . стр. 582–618. дои : 10.1017/CHOL9780521224963.015 . ISBN 978-1-139-05428-7 .
- Хау, Тимоти; Римс, Жанна (2008). Македонское наследие: исследования древней македонской истории и культуры в честь Юджина Н. Борзы . Книги Регины. ISBN 978-1-930053-56-4 .
- Лулански, Толина; Лулански, Веселин (2017). «Фракийские курганы в Болгарии: наследие под угрозой» . Историческая среда: политика и практика . 8 (3): 246–277. дои : 10.1080/17567505.2017.1359918 . S2CID 134064117 .
- Маразов, Иван, изд. (1998). Древнее золото: богатство фракийцев: сокровища Республики Болгария . Гарри Н. Абрамс совместно с Фондом музейных выставок и Министерством культуры Республики Болгария. ISBN 978-1-882507-06-1 .
- Маринов, Чавдар (2015). «Древняя Фракия в современном воображении: идеологические аспекты построения фракийских исследований в Юго-Восточной Европе (Румыния, Греция, Болгария)». В Даскалове, Румен; Везенков, Александр (ред.). Запутанная история Балкан . стр. 10–117. дои : 10.1163/9789004290365_003 . ISBN 978-90-04-29036-5 .
- Бест, Ян и Де Врис, няня. Фракийцы и микенцы . Бостон, Массачусетс: Академическое издательство EJ Brill, 1989. ISBN 90-04-08864-4 .
- Кардос, Г.; Стоян, В.; Миритойу, Н.; Комса, А.; Кролл, А.; Восс, С.; Родевальд, А. (2004). «Анализ палео-мтДНК и популяционно-генетические аспекты старых фракийских популяций юго-востока Румынии». Румынский журнал юридической медицины . 12 (4): 239–246.
- Кассон, Лайонел (лето 1977 г.). «Фракийцы». Бюллетень Метрополитен-музея . 35 (1): 3–6. дои : 10.2307/3258667 . JSTOR 3258667 .
- Ходдинотт, Ральф Ф. (1981). Фракийцы . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-02099-Х .
- Моди, Алессандра; Нешева, Десислава; Сарно, Стефания; Иди, Стефания; Карачанак-Янкова, Сена; Луизелли, Доната; Пилли, Елена; Лари, Мартина; Вергата, Кьяра; Йорданов, Йордан; Димитрова, Диана; Кальцев, Петар; Станева, Рада; Антонова, Ольга; Хаджидекова, Савина; Галабов, Ангел; Тончева, Драга; Карамелли, Дэвид (декабрь 2019 г.). «Древние митохондриальные геномы человека из Болгарии бронзового века: новый взгляд на генетическую историю фракийцев» . Научные отчеты . 9 (1): 5412. Бибкод : 2019НатСР...9.5412М . дои : 10.1038/s41598-019-41945-0 . ПМК 6443937 . ПМИД 30931994 .
- Самсарис, Д. (1980). Эллинизация Фракии в эпоху эллинской и римской античности . Салоники (Докторская диссертация на греческом языке). дои : 10.26268/heal.uoi.3216 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уэббер, Кристофер (2001). Фракийцы, 700 г. до н. э. — 46 г. н. э . Издательство Оспри . ISBN 978-1-84176-329-3 .
- Уэббер, Кристофер (2011). Боги битвы, Фракийцы на войне 1500 г. до н. э. — 150 г. н. э . Барнсли: Книги о ручке и мече. ISBN 978-1-84415-835-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Археологический проект «Юрта-Стройно». Исследования римского сельского поселения во Фракии . П. Тушлова – Б. Вейсова – С. Бакарджиев (ред.). Прага: Карлов университет, факультет искусств, 2022. ISBN 978-80-7671-068-9 (печать), ISBN 978-80-7671-069-6 (онлайн: pdf)
- Каул, Флемминг (2011). «Котел Гундеструпа: фракийское искусство, кельтские мотивы». Кельтские исследования . 37 (1): 81–110. дои : 10.3406/ecelt.2011.2326 .