Эреб
Греческие божества ряд |
---|
Первобытные божества |
В греческой мифологии Эреб ( / ˈ ɛr ə b ə s / ; [1] Древнегреческий : Ἔρεβος , латинизированный : Érebos , букв. ''тьма, мрак''), [2] или Эреб , является олицетворением тьмы. В Гесиода » « Теогонии он является потомком Хаоса и отцом Эфира и Гемеры (Дня) от Никс (Ночи); в других греческих космогониях он — отец Эфира, Эроса и Метиды , или первый правитель богов.
В генеалогиях, данных римскими авторами, он порождает большое потомство персонификаций Нокса (римского эквивалента Никс), тогда как в орфической теогонии он является потомком Хроноса (Время).
Имя «Эреб» также используется для обозначения тьмы Подземного мира , самого Подземного мира или региона, через который души проходят, чтобы достичь Аида , и иногда может использоваться как синоним Тартара или Аида.
Этимология
[ редактировать ]Значение слова Эреб ( Ἔρεβος ) — «тьма» или «мрак», имея в виду Подземный мир . [3] Оно происходит от протоиндоевропейского *h₁regʷ-os- («тьма») и родственно санскритскому rájas ( «темный (нижний) воздух, пыль»), армянскому эрек («вечер»), готскому riqis и древнескандинавское røkkr («тьма, пыль»). [4]
Олицетворение тьмы
[ редактировать ]В ряде греческих космогоний Эреб описывается как одно из первых существ, которые существовали. В ( Гесиода «Теогонии» конец 8 века до н. э.), которую греки считали «стандартным» объяснением происхождения богов, [5] он является потомком Хаоса , наряду с Никс (Ночью). [6] В первом случае полового акта он спаривается с Никс, производя Эфир и Гемеру (День), [7] пара которых представляет собой персонифицированные противоположности своих родителей. [8] Неоплатоник Дамасий приписывает Акусилаю (6 в. до н. э.) космогонию, в которой первым началом является Хаос, после которого следует Эреб и Ночь, а из этой пары затем рождаются Эфир, Эрос и Метида . [9] Философ Филодем отмечает, что в работе «О богах » некоего «Сатира» Эреб является первым из пяти правителей богов, и ему наследует Хаос (хотя другие предполагают, что этой фигурой может быть Эрос). [10] Согласно гимну поэта Антагора (3 век до н.э.), одними из возможных родителей Эроса являются Эреб и Ночь. [11]
Эреб также фигурирует в генеалогиях римских авторов. Согласно Цицерону (I век до н. э.), Эреб и Нокс (римский эквивалент Никс) являются родителями Эфира и Диес (Дня), а также Амора (Любви), Долуса (Коварства), Метуса (Страха), Труда ( Тяжелый труд), Invidentia (Зависть), Fatum (Судьба), Senectus (Старость), Mors (Смерть), Tenebrae (Тьма), Miseria (Страдание), Querella (Плач), Gratia (Милость), Fraus (Обман), Pertinacia (Упрямство), Parcae, Hesperides и Somnia (Сны). [12] В «Фабулах» римского мифографа Гигина (I век до н.э./н.э.) Эреб является потомком Хаоса и Калиго (Тумана), наряду с Дисом (Днем), Эребом (Тьмой) и Эфиром. [13] От Нокса он становится отцом Фатума (Судьбы), Сенектуса (Старости), Морса (Смерти), Летума (Разрушения), Континентии (Раздора), Сомнуса (Сна), Сомнии (Сновидений), Лизимелеса (Размышления), Эпифрон (Гедимелес), Порфирион, Эпаф, Дискордия (Раздор), Мизерия (Несчастье), Петуланция (раздражение), Немезида, Евфросина (Веселость), Амицития (Дружба), Мизерикордия (Жалость), Стикс , Парки (Клото, Лахезис, и Атропос) и Геспериды (Эгле, Гесперии и Эритеи). [14]
В космогонии, данной Аристофаном в его пьесе «Птицы» (414 г. до н. э.), которую часто считают пародией на орфическую теогонию, [15] Эреб — одно из первых существовавших божеств, наряду с Хаосом, Ночью и Тартаром . В начале творения Ночь откладывает в «бескрайнее лоно Эреба» «яйцо ветра», из которого возникает златокрылый Эрос. [16] В орфической теогонии, записанной Дамасием в его работе De principiis ( «О первых принципах» ), известной как « Иеронимическая теогония» (II век до н.э.?), [17] Эреб, наряду с Эфиром и Хаосом, является потомком Хроноса (Времени), имеющего форму змеи. [18]
Название или регион Подземного мира
[ редактировать ]Имя «Эреб» часто используется древними авторами для обозначения тьмы Подземного мира, [19] в сам Подземный мир, [20] или в подземную область, через которую души умерших путешествуют, чтобы достичь Аида, [21] и иногда оно используется как синоним Тартара или Аида . [22] Гомер использует этот термин для обозначения Подземного мира: [23] в «Одиссее » души умерших описываются как «собирающиеся из Эреба», на берегу Океана на краю Земли, [24] а в «Илиаде» Эреб — это место, где живут Эринии , [25] и откуда Геракл должен был привести Цербера . [26] В «Теогонии» это подземное место, куда Зевс бросает титана Менотия (здесь имеется в виду либо Тартар, либо Аид), [27] и из которого он позже воспитывает Hecatoncheires . [28] В гомеровском «Гимне Деметре » Эреб используется для обозначения Аида, места, где проживают бог Аид и его жена Персефона . [29] а в Еврипида пьесе « Орест » именно здесь живет богиня Никса. [30] Позже, в римской литературе, Овидий называет Прозерпину «царицей Эреба», [31] и другие авторы используют Эреб как имя Аида. [32]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Трипп, с. 618 .
- ^ Монтанари, сверебос, с. 815.
- ^ Монтанари, сверебос, с. 815.
- ^ Бикс, сверебос, с. 451.
- ^ Хард, с. 21 .
- ^ Ганц, с. 4; Жесткий, с. 23 ; Гесиод , Теогония 123 .
- ^ Ганц, с. 4; Гесиод , Теогония 124–125 .
- ^ Альмквист, стр. 37.
- ^ Фаулер 2013, стр. 5–6 ; Акусилай , фр. 6b Фаулер, с. 6 [= BNJ 2 F6b = Дамасций , De Principiis 124].
- ^ Комментарий BNJ к 20 F2 ; БНЖ 20 Ф2 .
- ^ Атанассакис и Волков, с. 172 .
- ^ Цицерон , De Natura Deorum 3.44 (стр. 328, 329) .
- ^ Гигин , Fabulae Theogony 1.2–3 (Смит и Трзаскома, стр. 95; Маршалл, стр. 10).
- ^ Гигин , Басни Теогония 1.2–8 (Смит и Трзаскома, стр. 95; Маршалл, стр. 10).
- ^ Бриссон, I, стр. 390–1; Бернабе 2004, с. 73 по пт. 64; Хрисанту, с. 303.
- ^ Бриссон, стр. 3–4; Лухан, с. 86; Аристофан , Птицы 693–9 (стр. 116, 117) [= Орфический фр. 64V Бернабе (стр. 73–5) = фр. 1 Керн ]. Лухан, стр. 86–7 сравнивает эту последовательность «Эребос – Яйцо – Эрос» с индийской Ригведой 10.129.3a–4b, в которой Тьма существует вначале, а из Тьмы возникает «Единое», из которого возникает Желание. .
- ^ См. Мейснер, с. 1 с н. 3 . Дамасций утверждает, что на этот текст «ссылаются Иероним и Гелланик, если только он не один и тот же человек»; см. Мейснер, с. 122 .
- ^ Мейснер, стр. 126 , 129 ; Уэст, стр. 198–9; Бриссон, я с. 395; Орфический фр. 78 Бернабе (с. 88) [= фр. 54 Керн ]. Мейснер, с. 144 говорит, что Хронос производит этих детей посредством Ананке (Необходимости), хотя Запад, с. 198 и Бриссон, I с. 396 считают родителем только Хроноса. Бриссон, В.п. 55 также видит орфический фр. 106 Бернабе (стр. 114), из более поздних «Орфических рапсодий» , как намек на Эреба; см. также Вест, стр. 230–1.
- ^ Трипп, св. Эреб, с. 228 ; Жесткий, с. 23 ; Монтанари, св έρεβος, с. 815.
- ^ Hard, стр. 23–4 ; Морфорд, с. 371.
- ^ Смит, св. Эребос ; Коултер и Тернер, св. Эреб, с. 170; ср. LSJ , sv Ἔρεβος : «место тьмы преисподней, образующее проход от Земли к Аиду».
- ^ Трипп, св. Эреб, с. 228 ; Нью-Паули Брилла , из Underworld ; Морфорд, с. 57; Коултер и Тернер, св. Эреб, с. 170.
- ^ Ганц, с. 4.
- ^ Ганц, с. 123; Гомер , Одиссея 11.37 .
- ^ Гомер , Илиада 9.571–2 ; см. также Сенека , Октавия 965 (стр. 614, 615) , где Фурии называются «богинями Эреба».
- ^ Гомер , Илиада 8.368 .
- ^ Ганц, с. 154; Жесткий, с. 49; Гесиод , Теогония 514–5 . По словам Ганца, «неясно, имеет ли в виду Гесиод Тартара или что Менойтиос встретил судьбу смертного», в то время как West 1966, p. 310 в строке 515 говорится, что «имеет ли [Эреб] здесь Тартар или Аид [...] зависит от того, думал ли Гесиод о Менойтиосе как о боге или смертном», в то время как Хард говорит, что это относится к «подней тьме, предположительно Тартара». .
- ^ Ганц, с. 4; Гесиод , Теогония 669 .
- ^ Вест 1966, с. 310 на линии 515; гимн Деметре Гомеровский (2), 335 ; см. также 349 , 409 .
- ^ Еврипид , Орест 176 (стр. 430, 431) .
- ^ Овидий , Метаморфозы 5.543 (стр. 276, 275) .
- ^ Петроний , Сатирикон 254 (стр. 354, 355) ; Силий Италикус , Пуника 1.92 (стр. 10, 11) ; см. также Клавдиан , Похищение Прозерпины 32 (стр. 294, 295) ; Сенека , Геракл на Эте 1369 (стр. 454, 455) .
Ссылки
[ редактировать ]- Альмквист, Олаф, Хаос, Космос и творение в ранних греческих теогониях: онтологическое исследование , Лондон, Bloomsbury Academic, 2022. ISBN 978-1-350-22184-0 .
- Аристофан , Птицы в птицах. Лисистрата. Женщины в Тесмофории , отредактированный и переведенный Джеффри Хендерсоном, Классическая библиотека Леба № 179, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2000. ISBN 978-0-674-99587-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Атанассакис, Апостолос Н. и Бенджамин М. Волков, Орфические гимны , издательство Университета Джонса Хопкинса, 2013. ISBN 978-1-4214-0882-8 . Интернет-архив . Гугл Книги .
- Бикс, Роберт С.П. , Этимологический словарь греческого языка , 2 тома, Лейден, Брилл , 2009. ISBN 978-90-04-17418-4 .
- Бернабе, Альберто, Греческие эпические поэты: свидетельства и фрагменты, Часть II: орфические и орфические свидетельства, Fasc 1 , Bibliotheca Teubneriana , Мюнхен и Лейпциг, KG Saur Verlag, 2004. ISBN 978-3-598-71707-9 . Онлайн-версия на сайте De Gruyter .
- Бриссон, Люк , Орфей и орфизм в греко-римской древности , Олдершот, Variorum, 1995. ISBN 0-86078-453-3 .
- Цицерон, Марк Туллий , De Natura Deorum у Цицерона: О природе богов. Academics , перевод Х. Рэкхэма, Классическая библиотека Леба № 268, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , впервые опубликовано в 1933 году, исправлено в 1951 году. ISBN 978-0-674-99296-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . Интернет-архив .
- Хрисанту, Анти, Определение орфизма: верования, телеты и сочинения , Де Грюйтер , 2020. ISBN 978-3-110-67839-0 . Онлайн-версия на сайте De Gruyter .
- Клавдиан , Похищение Прозерпины в «О консульстве Стилихона», 2–3. Панегирик шестому консульству Гонория. Готическая война. Короткие стихи. Похищение Прозерпины , перевод М. Платнауэра, Классическая библиотека Леба № 136, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1922. ISBN 978-0-674-99151-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Коултер, Чарльз Рассел и Патрисия Тернер, Энциклопедия древних божеств , Рутледж, 2012. ISBN 1-57958-270-2 .
- Еврипид , Орест в Елене, финикийские женщины, Орест , отредактированный и переведенный Дэвидом Ковачем, Классическая библиотека Леба № 11, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2002. ISBN 978-0-674-99600-7 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0198147404 . Гугл Книги .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 978-0415186360 . Гугл Книги .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомеровский гимн 2 Деметре , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Керн, Отто , Orphicorum Fragmenta , Берлин, 1922. Интернет-архив .
- Лидделл, Генри Джордж , Роберт Скотт , Греко-английский лексикон , переработанный и дополненный сэром Генри Стюартом Джонсом при помощи Родерика Маккензи, Clarendon Press Oxford, 1940. Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Лухан, Эухенио Р., «Космическое яйцо (64, 79, 114)», в «После Орфея: исследования орфических фрагментов », стр. 85–92, под редакцией Мигеля Эрреро де Хауреги и др., De Gruyter , 2011. ISBN 978-3-110-26053-3 . Онлайн-версия на сайте De Gruyter . Гугл Книги .
- Маршалл, Питер К., Гигин <Мифограф>: Басни , Bibliotheca Teubneriana , Мюнхен и Лейпциг, KG Saur Verlag, 2002. ISBN 978-3-598-71237-1 . Онлайн-версия на сайте De Gruyter .
- Мейснер, Дуэйн А., Орфическая традиция и рождение богов , Oxford University Press , 2018. ISBN 978-0-190-66352-0 . Интернет-версия в Oxford University Press . Гугл Книги .
- Монтанари, Франко, Древнегреческий словарь Брилла под редакцией Мадлен Го и Чада Шредера, Лейден, Брилл , 2015. ISBN 978-90-04-19318-5 . Онлайн-версия на сайте Brill .
- Морфорд, Марк ПО, Роберт Дж. Ленардон, Классическая мифология , восьмое издание, Oxford University Press, 2007. ISBN 978-0-19-530805-1 .
- Овидий , Метаморфозы , Том I: Книги 1-8 , перевод Фрэнка Джастуса Миллера, отредактированный Г. П. Гулдом, Классическая библиотека Леба № 42, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1977, впервые опубликовано в 1916 году. ISBN 978-0-674-99046-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Петроний , Сатирикон у Петрония, Сенека. Сатирикон. Апоколоцинтоз , отредактированный и переведенный Гаретом Шмелингом, Классическая библиотека Леба № 15, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2020. ISBN 978-0-674-99737-0 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Сенека , Геракл об Эте в трагедиях, том II: Эдип. Агамемнон. Фиест. Геркулес на Эте. Октавия , отредактировано и переведено Джоном Г. Фитчем, Классическая библиотека Леба № 78, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2018. ISBN 978-0-674-99718-9 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Сенека , Октавия в трагедиях, том II: Эдип. Агамемнон. Фиест. Геркулес на Эте. Октавия , отредактировано и переведено Джоном Г. Фитчем, Классическая библиотека Леба № 78, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2018. ISBN 978-0-674-99718-9 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Silius Italicus , Punica , Том I: Книги 1–8 , перевод Дж. Д. Даффа, Классическая библиотека Леба № 277, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1934. ISBN 978-0-674-99305-1 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Смит, Уильям , Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873). Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Трипп, Эдвард , Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 0-690-22608-X . Интернет-архив .
- Уэст, ML (1966), Гесиод: Теогония , Oxford University Press, 1966. ISBN 0-19-814169-6 .
- Уэст, ML (1983), Орфические стихи , Clarendon Press Oxford, 1983. ISBN 978-0-19-814854-8 .